• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    (опыт работы)

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» г. Твери.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    Выполнила: Старкова Светлана Анатольевна, инструктор по физкультуре, высшая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад №33» г. Тверь

    Актуальность

    Выбранную мною тему считаю актуальной, так как в основном непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в детском саду проходит однообразно. Поэтому я так же, как и все педагоги дошкольных учреждений стала искать новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении, способствовал укреплению здоровья. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения занятий по физической культуре. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, оздоровительными, интересными, увлекательными и познавательными, я в своей работе использую разные формы их проведения, в зависимости отвозраста, выдвинутых задач, места проведения и условий. Чаще всего в работе с детьми использую сюжетные занятия.

    В данной работе я постараюсь показать значимость сюжетных физкультурных занятий, правильную их организацию.

    Проблема

    Передо мной встала педагогическая проблема: как в рамках детского сада укрепить и улучшить здоровье детей, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности. Исходя из важности этой проблемы, была выдвинута гипотеза.

    Гипотеза

    Если грамотно спланировать непосредственно образовательную деятельность по физкультуре для дошкольноков ДОУ, то это поможет наиболее полно удовлетворить потребность детей в двигательной активности, повысить интерес к физкультуре, решить проблему усвоения основных видов движения и формирования физических навыков и умений.

    Цель и задачи:

    Цель: Найти пути формирования двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия; изучить и спланировать сюжетные физкультурные занятия, как средство развития образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала дошкольников.

    Задачи: 1) Изучить литературу по теме. 2) Спланировать вид деятельности. 3) Выделить особенности развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий. 4) Выбрать наиболее оптимальные методы и приёмы в работе. 5) Создать условия в ДОУ для проведения сюжетных физкультурных занятий. 6) Дать методические рекомендации по развитию интереса к движениям у дошкольников посредством сюжетных физкультурных занятий. 7) Вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей, желание участвовать в процессе. 8) Обеспечить взаимосвязь сюжетных физкультурных занятий с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

    Характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»

    «Сюжетные занятия» - одна из организационных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений.

    Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

    Закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;

    Развивать психические способности и эмоциональную сферу;

    Развивать музыкально-ритмические способности детей;

    Воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

    Воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;

    Способствовать появлению интереса к импровизации разли- чных действий в процессе занятия.

    Структура сюжетных физкультурных занятий

    Планируя сюжетные занятия следует учитывать следующие факторы:

    1. Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разно-образных двигательных навыков. (На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях) .
    2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: учить детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодоле-вая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
    3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение

    Конспекты сюжетных занятий направлены на решение следующих задач:

    Укрепление здоровья детей;

    Повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

    Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

    Совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

    Развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

    Развитие музыкально-ритмических способностей, подражательных движений;

    Воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

    Формирование привычки к здоровому образу жизни.

    При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

    Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

    При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

    Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

    Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

    Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

    Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.

    В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

    Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность) .

    Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

    Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

    М О Н И Т О Р И Н Г

    достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33»

    Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях ДОУ. Задачи: Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособ-ности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспита-нии детей. Упорядочить запись данных, сбор информации.

    Высокий уровень освоения программы у детей, которые проявляют стойкий интерес к физическим упражнениям, основным движениям. Осуществляют элементы контроля за действиями сверстников, замечают нарушение правил в играх и упражнениях. У этих детей наблюдается перенос освоенных движений и упражнений в самостоятельную деятельность.

    Средний уровень освоения программы у детей, которые владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выпол-нять упражнения, движения на основе предварительного показа. Иногда замечают ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх. Очень увле-чены процессом, но не всегда обращают внимание на результат. В играх активны.

    Низкий уровень освоения программы у детей, которые допускают сущест-венные ошибки в технике движений. Не соблюдают заданный темп и ритм, дейст-вуют в сопровождении показа воспитателя. Нарушают правила в играх, хотя с интересом в них участвуют. Ошибок в действиях других не замечают.

    Сравнительный анализ уровня физического развития и достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33»

    вывод

    Занятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Поэтому хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

    На сюжетно-игровых занятиях у ребят формируется положительное отношение к физическими упражнениями, обогащается двигательный опыт, формируется умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Дети стараются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве.

    Таким образом, сюжетно - игровая форма проведения физкультурных занятий помогает мне развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.

    В результате совместных усилий педагогов и родителей мы видим положительные результаты в эмоциональной и двигательной жизни детей. Многие дети стали контактными, общительными, непосредственными, улучшилась координация движений, выразительность, дети стали чувствовать себя увереннее на детскихразвлечениях, досугах, спортивных соревнованиях, у детей развито чувство ритма, воображения, способность к перевоплощению.

    Список использованной литературы

    Занятие сюжетного типа «Олимпийская зарядка» для подготовительной группы

    Цели:
    Образовательные :
    -учить пролезать в обруч боком с перехватом рук;
    - упражнять в прокатывании обручей, в прыжках через обруч;
    - закрепить умение перестраиваться.
    Развивающие:
    - способствовать формированию у детей интереса к спорту, пропагандировать здоровый образ жизни;
    - развивать координацию движений.
    Воспитательные :
    - воспитывать дисциплину.
    Материалы: обручи по количеству детей (по цветам обручей на олимпийском флаге) и один для воспитателя, олимпийский флаг (напечатанное изображение на листе А4).

    ХОД.
    Вводная часть:
    Инструктор: Сегодня мы проведем не обычное физкультурное занятие, а настоящее спортивное. И назовём его Олимпийская зарядка.
    Олимпиада – это честный спортивный бой.
    Участвовать в ней – это награда,
    А победить может любой!
    Инструктор: - Дети, что нужно делать, чтобы участвовать в Олимпийских играх?
    Дети : - Нужно заниматься спортом.
    Инструктор: - А для чего надо заниматься спортом?
    Ответы детей.
    Инструктор: А вы знаете кокой флаг у Олимпийских игр и олимпийского движения?
    Показ Олимпийского флага и объяснение, что цвета обручей означают пять континентов нашей планеты, которые участвуют в олимпийских играх. (для Европы голубой, цвет для Азии – желтый, для Африки – черный, для Австралии – зеленый, а для Америки – красный.)

    Инструктор: - Группа, равняйсь! Смирно! Направо 1-2! Налево в обход по залу! Шагом марш!

    Звучит музыка «Хорватская рапсодия»Тончи Хулича в исполнении Максима Мрвицы.
    Упражнения выполняются под музыку


    1. Ходьба на носочках, поочерёдно поднимая руки (по одной) вперёд, вверх, в стороны, вниз.
    2. Ходьба на пятках со скрещиванием рук поочерёдно перед собой и за спиной.
    3. Ходьба выпадами со скрещиванием рук над головой.
    4. Бег приставным шагом (галопом) со скрещиванием рук внизу перед собой сначала лицом в центр круга, затем спиной в центр круга.
    5.Ходьба с подскоками и свободными взмахами рук.
    Выполняются перестроения:
    - Двойками через середину зала марш!
    - В колонну за направляющим марш! (Перестраиваются в первоначальную колонну)
    - Тройками через середину зала марш!
    - В колонну за направляющим марш! (Перестраиваются в первоначальную колонну)
    - В две колонны через середину зала с расхождением налево-направо шагом марш!
    - Кругом! 1-2!
    По ходу движения дети берут обручи, вешают на правое плечо.

    Основная часть.

    Инструктор:
    Олимпийское кольцо –
    Бесконечное оно.
    В руки мы его возьмём
    И гимнастику начнём.

    ОРУ с обручами под песню «Гимн Олимпиады-80» в исполнении Т. Мяги.
    По показу воспитателя.
    1.И.п.- Ноги вместе. Руки согнуты в локтях, обруч перед собой обхватом по бокам. Следить за обручем глазами. Присесть, поднять руки вверх вправо; принять И. П. ; присесть, поднять руки вверх затем влево, и.п. (6 раз)

    2. И. п. - Ноги вместе. Обруч за спиной обхвачен руками изнутри. Наклоны туловища вперёд с одновременным подниманием обруча вверх. Поочерёдно одна нога согнута в колене, вторая отставляется назад на носок. (6 раз)

    3. И. п. - Ноги вместе. Обруч вертикально в правой руке, вытянутой вправо. Передача обруча через верх из руки в руку, совмещённая с высоким подниманием колена (поочерёдно правой -левой ногой, по 3 раза).

    4. И. п. - Стойка на коленях. Обруч прижат к груди, руки согнуты в локтях. Повороты туловища влево- вправо. (по раза в каждую сторону)

    5. И. п. - Обруч на полу. Ребёнок сидит в обруче. Ноги согнуты в коленях. Руки опираются за спиной о пол. 1 – поднять прямые ноги вверх, 2 – поставить согнутые в коленях ноги за обруч, 3 – поднять прямые ноги вверх, 4 – опустить согнуты в коленях ноги в обруч. (4 раза)

    7. И. п. – стоя за обручем, руки на пояс, ноги вместе. Прыжки вокруг обруча (2 раза в разные стороны в чередовании с ходьбой)
    Прыжки из обруча в обруч вправо – влево (2 раза в чередовании с ходьбой)

    Дыхательная гимнастика «Подуй в обруч». Ноги вместе. Обруч перед собой в согнутых в локтях руках. Вдох через нос, выдох – дуть в обруч.

    Основные движения.
    (под песню «Герои спорта» - «Непоседы»)
    1.Пролезание в обруч. И. П. Ноги вместе, левая рука опущена, обруч в вытянутой вправо правой руке стоит на полу. Пролезть в обруч, оставляя левую ногу за обручем, взять обруч левой рукой, правую руку поднять вверх в сторону «стрелой». Выполняется фронтально, по 3 раза в каждую сторону.

    2. Прыжки через обруч. И. П. Ноги вместе. Обруч на полу перед собой хватом двумя руками сверху. Перепрыгивание через обруч, как через скакалку. Выполняется фронтально.

    3. построение в 2 шеренги, одна шеренга сдаёт обручи.
    Прокатывание обручей в парах с расст. 3 метра. (по 5-6 раз)

    Взять обруч в правую руку, положить на правое плечо. Перестроение в колонну, затем в круг.

    Подвижная игра «Собери флаг Олимпиады»
    Дети с разноцветными обручами бегают свободно по залу с обручами, держа их хватом посередине с боков и прижимая к груди. Звучит музыка «Хорватская рапсодия», когда музыка прерывается,
    пятёрка детей образуют символ Олимпиады – олимпийские кольца. Игра повторяется несколько раз кто быстрее соберёт флаг Олимпиады.

    Заключительная часть.
    Инструктор:
    Полюбуйтесь, поглядите
    На весёлых дошколят.
    Олимпийские надежды
    Нынче ходят в детский сад!
    Тренировку завершаем,
    Друг за другом мы шагаем.

    Звучит песня «Олимпийские надежды» в исполнении детского ансамбля «Домисолька».
    Дети перестраиваются в колонну, отдавая по ходу движения обручи воспитателю. Под песню маршируют и выходят из зала.

    Конспект сюжетно-игрового занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе
    «Морское путешествие»


    Кокурина Лариса Анатольевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №38", город Шуя, Ивановская область.
    Описание: Данный конспект будет полезен как инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 6-8 лет, но, в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
    Цель : воспитание у детей желание заниматься физической культурой.
    Задачи:
    1. Развитие общей выносливости.
    2. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке, ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; лазания; сохранять равновесие при ходьбе по канату.
    3. Упражнять в беге «змейкой»
    4. Развивать навыки совместных взаимодействий.
    5. Повторить и уточнить имеющие знания о профессии моряк.
    Оборудование: гимнастические скамейки (2 штуки), канат, кегли (10штук), туннель, сигнальные карточки, сундук с атрибутами для игры «Моряк» (акваланг, бинокль, штурвал, якорь), аудиозапись с шумом «Море».
    Предварительная работа: беседа «Кто такие моряки?», рассматривание иллюстраций с изображением моряков во время работы, чтение и рассматривание энциклопедий «Морские обитатели».1. Вводная часть.
    Построение в шеренгу (дети матросы).
    Перестроение в колонну по одному:
    -На – право!
    «Морской парад» (разновидность ходьбы)
    Обычная ходьба.
    По диагонали на носках.
    По диагонали на пятках.
    По диагонали спиной вперед.
    «Учебная тревога» (бег).
    Обычный.
    Змейкой.
    «Отбой учебной тревоги» (ходьба)
    Обычная.
    Перестраиваясь в колонну по - три.
    ОРУ «Мы - матросы».
    «Запах моря».
    И. п. стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслаблены, глаза закрыть.
    1-4. Медленно вдыхать воздух через нос, пытаясь уловить запах моря.
    5 –8. Медленно выдыхать через рот.
    Стараемся добиваться ощущения, что дышим не только носом, но и телом (воздух проникает через кожу).
    «Пловец» (матросы соревнуются в плавании) . Упражнение показывает ребенок.
    И. п. – стоя руки вверх, ноги вместе.
    1-8 – поочередные круговые движения руками вперед, имитируем плавание кролем на груди.
    1-8 – то же назад (плавание на спине).
    Далее все упражнения показывают дети.
    «У штурвала».
    И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз (держим штурвал);
    1-2 - наклон вправо
    3-4 - тоже влево.
    «Поднять якорь».
    И.п. – стоя ноги врозь, руки на поясе.
    1-2 – наклон вперед коснуться руками пола.
    3-4 И. п.
    «Спустить шлюпки» (гребля) .
    И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
    1-2 – не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину;
    3-4 – выпрямляя руки, вернуться в исходное положение.
    «Матрос взбирается по реям».
    И. п. – лежа на спине, руки к плечам.
    1-3 – сесть, имитируя движения руками, как при лазании по канату
    4 – И. п.
    «Плавание брасом».
    И. п. – лежа на животе, руки вверх;
    1 – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки вверх;
    2- 7 – движение руками, имитируя плавание брасом
    8 – И. п.
    2. Основная часть
    Этюд «Капитан»
    Ребенок представляет себя капитаном, который стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие, крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
    Выразительные движения: спина прямая, ноги врозь, взгляд вперед, иногда подносит бинокль, воображаемый к глазам.
    - Увидел капитан, что надвигается шторм. А что делают матросы на корабле в шторм? (Ответы детей)
    Круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм»
    1 станция. «По палубе в шторм».
    Проползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
    2 станция. «Переход на соседнюю мачту».
    Переход по канату, лежащему на полу, стараясь не потерять равновесие, не касаться пола.
    3 станция. «Спуск в трюм».
    Проползание в туннеле.
    4 станция «По скользкому трапу».
    Проползание на животе по гимнастической скамейке, потягиваясь на руках.
    5 станция «Между подводными рифами».
    Бег «змейкой» между кеглями, не задевая их.
    - Шторм закончился и матросы отдыхают. Как они отдыхают? (Ответы детей)
    Подвижная игра «Акула»
    Выбирается водящий. Он становиться акулой Дети стоят на скамейке. Площадка это море. По сигналу дети прыгают в море и изображают, что плавают. По сигналу: «Акула!», водящий старается поймать тех детей, которые не успели встать на скамейку. Когда будет поймано 3-5 детей, выбирают нового водящего.
    3. Заключительная часть
    Релаксация «Сон на берегу моря».
    Дети ложатся на коврики и слушают шум моря (запись).
    - Вы спите и вам сниться один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необычной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов.
    Пауза. На счет 1, 2,3 просыпаются и встают.
    - Пока вы спали, волной вынесло на берег сундук. Что в нем? (дети высказывают предположения).
    - Давайте откроем и посмотрим что там.
    Дети открывают сундук, находят акваланг, бинокль, штурвал, якорь. С находкой уходят играть в группу.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ

    ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1 «СИБИРЯЧОК»

    Конспект организованной игровой сюжетной двигательной деятельности по физкультуре для детей младшей группы «В гости к ёжику»

    Инструктор по физической культуре I квалификационной категории: Борк Татьяна Викторовна

    2018 год

    Цель: Формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям по физической культуре.
    Задачи:
    Обучающие: Учить прыжкам на двух ногах через линию, из обруча в обруч; закреплять навыки ходьбы и бега; упражнять детей в лазании под дугу на четвереньках, не задевая её. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
    Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, способствовать формированию положительных эмоций.
    Развивающие: Расширять знания детей о лесных обитателях, развивать образное мышление при отгадывании загадок; развивать внимание и наблюдательность; умение ориентироваться в пространстве.
    Оздоровительные: Развивать общую и мелкую моторику; укреплять мышечную и дыхательную системы; способствовать профилактике плоскостопия; развивать эмоциональную сферу.
    Оборудование: Игрушка ёжик "; ручеек" (канат), маска лисы, 4 плоских обруча (диаметр 25 см), мяч (диаметр 20 см), массажные мячи по количеству детей. Музыкальное сопровождение.
    Ход образовательной деятельности.
    Дети под музыку входят в зал и строятся в одну шеренгу.

    Организационный момент.
    Инструктор: Ребята отгадайте загадку:
    Он колючий, маленький,
    На спине несёт иголки. И поэтому он колкий.
    Дети отвечают.
    Инструктор: Верно, это ёжик. К нам сегодня в гости пришел ёжик, он приглашает нас на прогулку в лес и принес с собой целую корзину мячиков. Мячи очень похожи на нашего гостя, такие же колючие. Мы будем с ним играть. Вставайте все в круг. Сейчас ежик каждому из вас даст мячик.
    Вводная часть.
    Инструктор: Давайте сначала покажем ёжику, как мы умеем красиво ходить.
    Ходьба друг за другом.

    А теперь покажите, какие мы быстрые и ловкие.

    Бег, мяч в правой руке.
    -А теперь какие мы сильные.
    Ходьба с вытянутыми вперед руками.
    Инструктор: А теперь какие мы ловкие и умелые.
    Мячик мы в ладонь возьмем
    И тихонечко нажмём.
    Он колючий словно ёжик,
    У него нет только ножек!
    Основная часть.
    Общеразвивающие упражнения с массажными мячами.

    1. «Большие и маленькие»
    И.п.- ноги ширине плеч, руки с мячом внизу. В: 1- поднять руки вверх, потянуться, 2 - присесть, положить мячик; 3- взять в руки; 4- выпрямиться. (повторить 4 раза)
    Инструктор: Мячик – ёжик покатаем,
    Пальчики мы разминаем.


    2. «Колючие ёжики»
    И.п.- стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках перед собой.В: 1-3 – катать мяч между ладонями, ритмично сгибая руки в локтях, 4 –опустить руки вниз.


    3. «Собираем грибочки для ёжика»
    И.п.- стоя, ноги врозь, руки с мячом вытянуты вперед.В: 1-2- наклон вперед (стараться не сгибать колени), положить мяч между ногами, 3-4- выпрямиться, хлопнуть в ладоши, 5-6- наклониться вперед, взять мяч, 7-8- выпрямиться, поднять мяч вверх, (повторить 4 раза)
    Инструктор: Мячи любят поиграть,
    Пошалить и убежать!


    4. «Спрятали и показали»
    И.п.-сидя, руки с мячом на коленях: 1-спрятать за спину мяч,2 - руки вытянуть вперед, 3- руки за спину, 4 –взять мяч, вернуться в и.п. (повторить 4 раза)
    Инструктор: Вы устали, ребята?
    Ёжик нам не даст устать,
    Хочет снами подышать!
    5.Упражнение на дыхание «Ушки».
    Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть как можно ближе к плечам.
    Инструктор: Молодцы, ребята! Ёжику очень понравились ваши упражнения с мячиками. А сейчас вместе с ежиком мы отправляемся на лесную полянку.
    Дети под музыку
    «Вместе весело шагать» идут по кругу, останавливаются перед канатом, положенным вдоль.
    Инструктор: Пока мы шли, на пути нам встретился ручеёк. Но ёжик мне по секрету сказал, что он совсем не знает, как через него перейти. Давайте его научим, как надо правильно перепрыгнуть через ручеек.
    Основные движения.
    1. "Ручеек".

    Прыжки через канат, положенный вдоль, по сигналу инструктора (2 раза).
    Инструктор: Вот мы и на лесной опушке. И опять у нас препятствие на пути. Давайте покажем ёжику тропинку.
    2. "Найди тропинку для ёжика".
    Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч, руки на поясе, лазание под дугу на четвереньках.
    Проводится поточным способом (2 раза).

    Инструктор: Вы устали, ребята? Давайте вместе с ёжиком подышим.
    Упражнение «Ежик» на восстановление дыхания.
    Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4-8раз).
    Инструктор: Ежику очень понравилось, как вы путешествовали с ним по лесу, и теперь он хочет поиграть с вами.
    Наш ежик колючий и его никто не обижает, но в лесу живет много зверей, знаете каких? (Дети называют лесных зверей).
    Звучит песенка «Маленький ёжик»
    Инструктор: Вы помните, кого боится ёжик?
    Отгадайте загадку:
    Хвост пушистый, шерсть ярка,
    И коварна, и хитра.
    Знают звери все в лесу
    Ярко-рыжую...
    (лису) .
    Педагог показывает маску лисы.
    Музыкальная игра «Зайчата и лисичка»
    Инструктор: Узнаете, кто это? Хотите поиграть с лисичкой?
    Давайте превратимся в зайчат, поиграем с лисичкой и научим ёжика прятаться от нее.
    Игра проводится под музыкальное сопровождение.
    На лесной лужайке разбежались зайки.
    Вот какие зайки, зайки – попрыгайки!


    Заключительная часть.
    Инструктор: Вот и пришло время попрощаться с нашим лесным гостем.
    Мы сегодня показали ёжику, как надо заниматься с мячиками, научили правильно прыгать через ручеёк, бегать, лазать и прыгать, и даже как спрятаться от лисички.


    Построение в колонну по одному, ходьба за воспитателем под музыкальное сопровождение. Дети машут рукой и выходят из зала


    Сюжетные занятия являются одной широко из используемых в детских дошкольных учреждениях организованных форм проведения занятий по физической культуре. Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете (сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения, кинофильма и т.п.) на основе сказки или реальных событий хорошо знакомых детям. Как утверждает В.С. Волошина (2007) в качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Единственное условие, которое должно соблюдаться, это то, что сюжет занятия должен быть тесно связан с задачами обучения движениям и придавать занятию черты драматизации, сближать его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского (1999), является «корнем любого детского творчества».

    По данным авторов, сюжетные занятия в дошкольных учреждениях являются одной из приоритетных форм выбора организации занятий, так как несут в себе ряд важных функций (В.С. Волошина, 2007; В.С. Кукушкина, 2004). Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения, что ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата и обеспечивает возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, снимают скованность. Благодаря сюжету ребенку легче осмысливать и выполнять движения. Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать механического усвоения техники движения.

    Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, костюмов, оформления зала, музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить ребят с новыми движениями.

    По данным Н.Н. Кожуховой (2003) сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия, что обусловлено ведущей игровой деятельностью детей в этом возрасте. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Г.В. Хухлаева (1992) считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Дети спешат на помощь любимому герою, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

    Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

    Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

    При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли, и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии с взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, машут крылышками, как цыплята. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

    Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Такие занятия развивают у детей творчество. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно

    Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

    Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

    Л.Н. Волошина (2007) предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

    Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

    Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка.

    Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.

    Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

    При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка (Г.В. Хухлаева, 1992).

    Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

    Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

    Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

    Реализовывать сюжетные физкультурные занятия можно с дошкольниками различного возраста. С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия два раза в неделю (по 10 - 15 мин). В старшей группе детского сада (5 - 7 лет) занятия проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

    Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18 % общего времени занятия); основную (67 % общего времени занятия); заключительную (15 % общего времени занятия). Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

    Цель вводной части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Во вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, перестроении, несложные игры. Следует обращать внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

    Основная часть занятия наиболее продолжительна. В ней у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. Эта часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

    В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную игру. В ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности (Т.И. Осокина, 1990).

    Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

    Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения (С.А. Козлова, 2000).

    Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком. Этот способ подходит для формирования первоначального представления о новом движении (Г.В. Хухлаева, 1992).

    Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки (Т.И. Осокина, 1990).

    Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (по 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

    Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки.

    Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания.

    Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

    Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений воспитателя (В.А. Андерсон, 1991).

    Таким образом, сюжетные физкультурные занятия широко используются в детских дошкольных учреждениях, позволяя инструктору по физической культуре активно включить в процесс обучения всех детей. Сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

    Сюжетные физкультурные занятия имеют четкую структуру, разнообразные методы организации детей на занятии и методы обучения.