• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    практического занятия для преподавателя

    Специальность 34.02.01 Сестринское дело с базовой подготовкой

    Дисциплина: «Физическая культура»

    Раздел: «Профессионально-прикладная физическая подготовка»

    Тема: «Гимнастика»

    Практическое занятие № 30 «Шаг «польки», шаг «заступа», шаг «подскока»

    Практическое занятие № 31 «Совершенствование шага «польки», шага «заступа», шага «подскока»»

    Барабинск, 2015 г.

    Рассмотрена на заседании ЦМК ОГСЭД

    протокол № __________

    от «___»_____________2015г.

    Председатель ЦМК

    Хританкова Н.Ю.___________________

    Разработчик: М.А. Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 4

    2. ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 5

    3. Комплекс упражнений для разминки 7

    4. Изложение нового материала 11

    5. Вопросы для закрепления знаний 16

    6. Эталоны ответов на вопросы 16

    7. Критерии оценок………………………………………………………………....16

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………17

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

    Вид занятия – практическое занятие

    Продолжительность – 90 минут

    Цели занятия:

    Образовательные:

      формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

      формировать знания об основах здорового образа жизни.

    Развивающие:

      формировать умения использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

    Воспитательные:

      воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.

    Методы обучения:

      Фронтальный

      Групповой

      Индивидуальный

      Поточный

    Место проведения: спортивный зал

    Кол-во занимающихся: 16 студентов

    Инвентарь: свисток

    Мотивация и актуальность темы

    Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.

    ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

    Наименование этапа

    Время

    Цель этапа

    Деятельность

    Оснащение

    преподавателя

    студентов

    Организационный этап

    Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

    Отмечает отсутствующих студентов в журнале

    Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт

    Журнал, спортивная форма

    Мотивационный этап

    Развитие интереса к новой теме

    Объясняет студентам важность изучения данной темы

    Слушают, задают вопросы

    Цели занятия

    Установка приоритетов при изучении темы

    Озвучивает цели занятия

    Методическая разработка занятия

    Разминка

    Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе

    Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения

    Выполняют упражнения

    Приложение 1

    Изложение нового материала

    Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде

    Излагает новый материал, демонстрирует технику танцевальных движений

    Слушают, повторяют движения за преподавателем

    Приложение 2

    Выполнение упражнений для закрепления техники танцевальных движений

    Закрепление выполнения техники танцевальных движений

    Инструктирует и контролирует выполнение фаз техники танцевальных движений, обсуждает правильность выполнения техники движений

    Выполняют фазы техники танцевальных движений

    Методическая разработка занятия

    Задания для внеаудиторной работы студентов

    Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительно-

    го характера

    Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.)

    Подведение итогов

    Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

    Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

    Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

    Приложение 3

    Приложение 1
    Комплекс упражнений для разминки

    Перестроения на месте:

      Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).

    По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.

      2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

    По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.

    3.Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3).

    Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три

    Общеразвивающие упражнения в движении:

    а) ходьба на носках, руки на поясе;

    Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.

    б) ходьба на пятках, руки за спиной;

    0,5 круга

    Соблюдение правильной осанки.

    Соблюдение дистанции (вытянутой руки)

    в) ходьба на внешнем своде стопы;

    Спина прямая

    г) ходьба на внутреннем своде стопы;

    Руки на поясе, спина прямая

    д) ходьба с перекатом с пятки на носок;

    Отталкиваться двумя ногами одновременно

    е) руки вперед, в полуприседе;

    Восстанавливаем дыхание

    ж) ходьба в полном приседе;

    Руки на колени, спина прямая

    з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.

    Отталкиваться двумя ногами, руки на колени

    Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.

    Соблюдать дистанцию вытянутой руки

    Общеразвивающие упражнения на осанку:

    1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение.

    Прогнуться в спине

    2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение.

    Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника

    3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение.

    Выгнуть спину

    4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться.

    Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу

    5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост.

    2-3 раза раз

    Прогнуться назад

    Комплекс подводящих упражнений:

    1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад

    Носок оттянуть

    2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад

    Носок оттянуть

    3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом.

    Следить за вытянутым положением ноги

    4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок.

    Смотреть вперёд, не наклоняться

    5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4

    Носок оттягивать

    6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4.

    Приложение 2 Изложение нового материала

    Использование на занятиях физической культуры элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся.

    Pulka – половинка).

    Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.

    Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение.

    Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу.

    Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны.

    Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4.

    Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды).

    Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад.

    Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд).

    Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой.

    Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.

    Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю).

    Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8

    (выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).

    Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.

    Шаг польки вперед

    Описание

    небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед вниз

    Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок

    приставить левую в Ш позицию сзади

    Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке

    Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед-вниз

    1 – «и» -2- «и»

    То же с другой ноги

    Шаг польки назад

    И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс

    Описание движения

    Небольшой подскок на правой ноге, левая нога назад - вниз

    Приставной шаг с левой ноги назад

    Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок

      «и» -2 - «и»

    Повторить движения счета с правой ноги

    Шаг польки с поворотом кругом

    И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.

    Описание движения

    Небольшой подскок на левой ноге, правая нога вправо книзу

    Приставной шаг вправо

    Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на носок

    Поворот направо кругом с небольшим подскоком, согнутую левую ногу скользящим движением разогнуть в сторону

    1- «и» -2- «и»

    Повторить с левой

    Вопрос 1.

    Вопрос 2.

    Почему танец назвали Полькой?

    Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21.

    Вопрос 3.

    В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении.

    Игра

    Для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5-1 м друг от друга.

    Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки сигналом для хватания булав служит ее прекращение.

    Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала руководителя. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.

    Приложение 3

    Вопросы для закрепления знаний

      Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?

      Почему танец назвали Полькой?

      Сколько тактов существует в Польке?

    Эталоны ответов на вопросы

      Использование на занятиях физической культуры элементов бальных и народных танцев развивает координацию движений.

      Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).

      В танце Полька существует 28 тактов.

    Критерии оценки

    «5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования; «4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок; «3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками; «2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Бочкарёва Н.И. Ритмика и хореография: Учебник [Текст] / Н.И. Бочкарёва. - Кемерово, 2000. - 101с.

      Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества: Учебник [Текст] / Н.Ю. Венгер. - М.: Просвещение,2000.

      Буренина А.И. Коммуникативные танцы: Учебное пособие [Текст] / А.И. Буренина. - СПб: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

      Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Владос., 2002.

    Тема: Обучение танцу «Полька»

    Цель: научить исполнять (танцевать) польку.

    Задачи:

      разучить движения польки;

      познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

      подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию;

      развивать координацию движений, музыкальный слух;

      вырабатывать легкость движений, осанку;

      воспитывать вежливое отношение к партнеру (партнерше);

      развивать физические данные ребенка, память, внимание.

    План занятия

    Вводная часть занятия:

      приглашение детей в зал;

      танец и его виды: классический, народный, бальный, современный (видеоряд);

      танец «Полька», его родина;

      прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части);

      расстановка по линиям в шахматном порядке.

    Основная часть занятия:

    Разминка: на середине зала

      маршировка по кругу; выход на линии; маршировка на месте;

      упражнение для улучшения гибкости шеи;

      упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

      упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

      упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развитие эластичности мышц кисти и предплечья;

      упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

      упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

      упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

    Игра «Найди свое место»

    Педагог раздает резинки двух цветов, одеть их на правые руки (белые – внешний круг, красные – внутренний круг).

    Изучение основных движений танца «Полька»:

      приставные шаги, прыжок «соте», галоп;

      ритмические похлопывания – хлопки;

      подскоки;

      постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись);

      постановка детей в пары;

      разметка мест остановки пар цветным мелом.

    Разучивание танца «Полька» по частям:

    I часть – подскоки;

    II часть – прыжок «соте»;

    III часть – приставные шаги, хлопки, галоп.

    Заключительная часть занятия:

      исполнение танцевальной композиции «Полька»;

      подведение итогов;

      поклон (благодарим друг друга - аплодисменты).

    Описание занятия

    Приглашаются дети в зал.

    Педагог: Танцы в 21 веке

    Любит каждый человек.

    Танцевальная наука!

    Что это еще за штука?

    Где ее преподают?

    Тут!!!

    В Доме творчества!

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котором мы с вами находимся?

    Дети: отвечают

    Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев. Посмотрите внимательно и скажите, какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Зеркала помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

    Станок помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения (показ: например, батман тандю, жете и т.д.).

    Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения (показ: например, полька) .

    Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни. А какие виды танца вы знаете?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Сейчас я вас познакомлю, смотрите.

    Видеоряд

      Классический танец – самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф.

      Народный танец – выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ.

      Бальный танец – танец, который танцевали на балах.

      Современный танец – танец, который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

    Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька». Родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно и парами или группой. А мы будем танцевать парами!

    (Педагог предлагает прослушать музыку и прохлопывает музыкальный рисунок).

    Педагог: Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.

    Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, то есть сделать разминку. Для этого мы станем в две линии в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу и видели себя в зеркале.

    Итак, друзья, начнем!

    Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

    Голова, шея и плечи.

    Тренируем мысли и тело,

    Приступаем к разминке смело!

    Разминка

      Марш на месте;

      Повороты, наклоны головы;

      Поднимание плеч;

      Локти, кисти;

      Наклоны в сторону;

      Деми плие;

      Релеве на полупальцы.

    Педагог: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем.

    Игра «Займи место»

    Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите, кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жучки, а ваши места – цветы. Бабочки и жучки летают по полю и тут появляется туча. Каждый (ая) летит на свой цветок. Молодцы!

    (Педагог раздает детям резинки двух цветов, одевает на правые руки. Внимание! Резинки белые – внешний круг (девочки), красные – внешний (мальчики))

    Педагог: Теперь наберемся терпения,

    Перейдем к изучению движений.

    Движения танца просты –

    Посмотри и повтори!

    Педагог: Первое движение – подскоки на месте .

    Следующее движение – прыжок на месте «соте», стоя парами лицом друг к другу (отработка движения под музыку) .

    И потом мы возьмемся за руки и по кругу будем делать галоп (отработка движения под музыку).

    А теперь соединяем все движения вместе.

    Педагог: Запомнили?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Молодцы!

    Педагог ставит детей в пары, отмечает место остановки пары мелом.

    Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками:

    1 часть – подскоки;

    2 часть – прыжок «соте»;

    3 часть – приставные шаги, хлопки;

    4 часть – галоп.

    Педагог: Если танца будет мало,

    Есть у танца поворот;

    Мы станцуем все сначала,

    А потом – наоборот!

    А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

    (дети исполняют «Польку»)

    Педагог: Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, какой танец сегодня мы научились танцевать?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Какая страна является родиной танца «Полька»?

    Дети: отвечают

    Педагог: Какие виды танца узнали?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Какие предметы помогают нам?

    Дети: отвечают.

    Педагог: Вы молодцы, были внимательными и выполнили движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Спасибо!

    Приложение 1

    Возникновение танца

    По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. У нее было восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры-музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре.

    Приложение 2

    Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?

    До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

    Приложение 3

    Кто сочинил польку?

    Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». «Полька» обрела успех и стала чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был скорее всего Франц Гильмар, композитор из Богемии. Иоган Штраус-сын после «короля вальсов» стал «королем полек».

    Название:

    Pas (фр.) - шаг

    Polka - народный чешский танец

    Pas polka (Па польки) - шаг польки, основное движение танца Полька.

    Музыка

    Музыкальный размер 2/4.

    Па польки занимает 1 такт.

    Счет: И-1-И-2

    Подготовительные упражнения

    • Перенос веса тела с двух ног на одну.
    • Выведение ноги на носок - battement tendu – баттман тандю по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
    • Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
    • Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
    • Бросок ноги с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете).

    ПА ПОЛЬКИ ВПЕРЕД

    Исходное положение:

    1 такт - Па польки вперед с правой ноги:

    Описание движения

    Затакт (И)

    С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете). Нога поднимается невысоко над полом.

    1-И-2

    Па шассе с правой ноги вперед:

    Счет 1- Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено.

    Счет И- Выпрямляя колено правой ноги, скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 3 поз. (позади правой ноги) и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены.

    Счет 2- Второе Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено.

    2 такт - Па польки вперед с левой ноги:

    Замечания:

    • При исполнении Па польки вперед бросок ноги вперед на затакт - jeté (жете) должен быть невысоким и сдержанным. Колено выпрямлено, носок оттянут.
    • При исполнении Па польки вперед голова слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет шаг.

    ПА ПОЛЬКИ НАЗАД

    Исходное положение:

    Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

    Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).

    Руки – на поясе или в бальной позиции.

    1 такт - Па польки назад с левой ноги:

    Описание движения

    Затакт (И) Перед началом движения слегка смягчить колено опорной правой ноги.

    С небольшим подскоком на правой ноге, левая нога приподнимается от пола, и остается позади у щиколотки опорной правой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) сзади. Колено левой ноги направлено в сторону.

    1 Выпрямляя левую ногу назад и немного влево (оттянутый носок - на полу), выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.

    Корпус слегка поворачивается влево. Голова остается в положении - анфас.

    И Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес переносится на правую ногу.
    2 Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.

    Правая нога носком по полу подтягивается к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы.

    Вес остается на левой ноге.

    2 такт - Па польки назад с правой ноги:

    Замечания:

    • Па польки назад исполняется на низких полупальцах.
    • При исполнении Па польки назад корпус слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет движение (вправо - при исполнении с правой ноги, влево - при исполнении с левой ноги). Голова при этом остается в положении - анфас.

    ПА ПОЛЬКИ В ПОВОРОТЕ ВПРАВО

    Исходное положение:

    Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.

    Ноги – в 3 позиция (правая нога спереди)

    Руки – на поясе или в бальной позиции.

    Движение занимает 2 такта музыкального сопровождения.

    Описание движения

    Затакт (И) Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.

    С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед/в сторону с выпрямленным коленом и оттянутым носком -

    jeté (жете). Нога поднимается невысоко над полом.

    Голова поворачивается направо.

    1 Начиная поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
    И Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу назад в 3 поз. (позади правой ноги) на низкие полупальцы.
    2 Выполнить второй небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.

    Левая нога остается сзади на носке.

    Слегка смягчить колено опорной правой ноги.

    И С небольшим подскоком на правой ноге заканчивается первая половина поворота вправо на 180 град. (до положения - спиной к центру).

    На подскоке левая нога сгибается в колене и подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (оттянутый носок левой ноги почти касается пола). Левая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги.

    Голова поворачивается налево.

    3 Продолжая поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
    И Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу назад в 3 поз. (позади левой ноги) на низкие полупальцы.
    4 Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.

    Правая нога остается сзади на носке.

    Слегка смягчить колено опорной левой ноги.

    И С небольшим подскоком на левой ноге заканчивается вторая половина поворота вправо на 180 град. (до положения лицом к центру).

    Правая нога сгибается в колене и подтягивается носком по полу к щиколотке левой ноги спереди (оттянутый носок правой ноги почти касается пола). Правая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги

    Голова поворачивается вправо.

    Замечания:

    • Па польки в повороте исполняется на низких полупальцах.
    • При исполнении Па польки в повороте, работающая нога выполняет движение jeté (жете) только на затакте первого такта (на первом подскоке на опорной ноге). В остальных тактах на затакте (на подскоках) свободная нога должна подтягиваться к опорной ноге в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
    • При этом левая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги, а правая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) впереди опорной левой ноги.

      Нога выводится в сторону движения непосредственно перед исполнением шага.

    • При исполнении Па польки в повороте в паре на подскоках свободная нога также находится в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
    • При исполнении Па польки в повороте большая часть поворота выполняется на подскоке.
    • При исполнении Па польки в повороте голова поворачивается в сторону движения.

    Замечания общие:

    • Во всех случаях при исполнении Па польки предварительно исполняется затактовое движение - подскок на опорной ноге и подготовка работающей ноги к выполнению шага.
    • Подскоки Па польки – небольшие и легкие.
    • Перед подскоком обязательно слегка смягчить колено опорной ноги.
    • Подскок исполняется с небольшим проскальзыванием в сторону движения.
    • При исполнении Па польки не следует подчеркивать пружинистые покачивания вверх/вниз. Движение – горизонтальное, вдоль пола.
    • Свободная нога проводится вперед или назад близко к опорной ноге со слегка согнутым коленом.
    • Все шаги начинаются в носка. Ступни ног – выворотно.

    Литература

    1. "Современный бальный танец ". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
    2. "Историко-бытовой танец ". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
    3. "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
    4. "Танец ". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
    5. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам . Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
    6. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры ". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.

    Примечание

    По описанию в литературе Па польки вперед исполняется на низких полупальцах.

    Настоящее описание движения дано в трактовке Кондратенко Г.М., руководителя Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

    Па польки вперед в классических бальных танцах - движение скользящее (не стаккатированное) и исполняется как Па шассе См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ с предварительным Подскоком См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ на опорной ноге.

    Видео к танцевальному элементу "Па польки"

    Танцевальный элемент Па польки вперед и назад демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

    Записи выполнены семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб, и на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

    Видео записи Па польки вперед, назад и в повороте в паре сделаны на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год, и на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в 2015 г., СПб.

    Слово «полька» на чешском языке означает половинный шаг. Скорый темп танцевальных движений требует резкости, четкости и проворности, и тем самым делает шаги маленькими и быстрыми. Из-за созвучия танца с названием страны Польша многие думают, что именно это государство является родиной танца, но это не так. Полька появилась почти двести лет назад в чешской провинции Богемия. Благодаря своему резвому исполнению она вскружила голову людям разного социального статуса, и без этого волшебного действа было трудно представить торжественное мероприятие, будь-то светское гуляние или народное. Популярность польки перекинулась с Чехии на Францию, и вскоре она пленила всю Европу. Отсюда и вариации названия, например, финская, белорусская, венгерская и так далее.

    Давайте ознакомимся с основными движениями этого танца. Во-первых, полька – это парное выступление. Во-вторых, исполняют ее в быстром темпе, музыкальный размер 2/4. Это достаточно простой танец, и начинающим исполнителям нужно разучить всего пару основных движений. С другой стороны легкие с виду шаги требуют от танцора виртуозного исполнения – слишком быстрый темп не каждому под силу.

    Полька – это социальное и в то же время концертное действо. Она уместна не только на вечеринках и корпоративах, но превосходно смотрится и на сцене.

    Исполнение польки отличается у разных национальностей. К примеру, белорусы исполняют ее очень грациозно, русские – весело, а вот эстонцы – это, пожалуй, единственный народ, который смог превратить танец из сверхбыстрого в медленный.

    Полька вошла в список бальных танцев, но сразу же возникли и ее бальные разновидности, такие как мазурка, галоп и котильон. Основной шаг танца так и называется – полька. Он представляет собой комбинацию полушагов, которые соединяет приставка. Выполняется данная комбинация по кругу либо по линии танца. Вообще польку танцуют люди с разным уровнем подготовки. Это одновременно старинный и .

    Кстати, полька стоит одной из первых в списке по разучиванию хореографии в детских садах. Для детей танец полька полезен тем, что отлично развивает возможности вестибулярного аппарата и выносливость организма.

    У всех видов польки есть общие основные движения, по которым и можно узнать ее среди сотен других танцев. Давайте рассмотрим и попробуем повторить несколько простых шагов.

    Первое, на что мы обратим внимание – шаг с подскоком. На самом деле его название уже говорит само за себя. Выполнять движение нужно легко и непринужденно. Счет такта будет звучать так: «и раз, два, три, и раз, два, три …» либо «и раз, и два, и три...».

    Состоит шаг с подскоком из таких элементов:

    1. Поднимитесь слегка на полупальцы на две четверти счета такта танца.
    2. На счет «и» немного присядьте, а на «раз» резким движением выпрямьтесь и выровняйте колени, чтоб они были натянуты как струна.
    3. Далее поднимитесь на полупальцы, а на счет «два» плавно опуститесь и расслабьте колени, чтобы в них не было напряжения, и они выглядели непринужденно.
    4. Это движение продолжается сгибанием ноги, которое выполняют на ¼ такта. Сначала на «и» сделайте небольшое (почти незаметное) приседание, затем ‒ расслабление колен.
    5. На «раз» выпрямляйте согнутое колено левой ноги, а правую согните.
    6. Снова на «и» правую ногу размещаем на всю стопу, и расслабляем колени.

    Во время выполнения этого движения корпус танцора должен оставаться идеально ровным и не поддаваться инерционным повторам движений партнерши.

    Еще одно основное движение польки называется переступание. Исполняют его за один такт: на «и» сгибаем правую ногу и поднимаем полупальцы на левой, на счет «раз» шагаем правой ногой на месте, далее на счет «и» шагаем на месте левой ногой. Повторите шаги несколько раз, первый делая вперед, затем вправо, влево и назад, а второй шаг должен выглядеть как приставка.

    Огромной популярностью сегодня пользуется танец финская полька. Его исполняют не только на территории Финляндии, но и в других странах мира. В этом танце шаг с прискоком и перешагивания тоже используются довольно активно.

    Финская полька для детей

    Финскую польку любят и взрослые, и дети. Этот танец одним из первых исполняют на утренниках в садиках. Энергичный детский организм воспринимает польку очень легко, все движения запоминаются и повторяются малышами на одном дыхании. Кроме того, через это быстрое действо дети тратят всю не расходованную за день энергию.

    Вы только посмотрите, как красиво выглядит финская полька на утреннике. Исполняя самые простые базовые движения (переступание и шаг с подскоком), девочки быстро заводят публику.

    Обратите внимание, что в выступлении принимают участие только девочки, а там, где нужно становиться в пару для совершения движений по кругу, малышки становятся в пары между собой.

    Вот еще одно выступление – танец финская полька в детском саду в исполнении самых маленьких воспитанников.

    Да, детки немного путаются в движениях, но заметно, что они получают удовольствие от этого яркого события. И кто бы мог подумать, что некоторые из малышей еще не умеют внятно и четко говорить, а уже освоили танцевальные па финской польки.

    Прививайте у ребенка любовь к польке, показывая пример на себе – и ваша энергетика всегда будет положительной!


    Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто включается в репертуары детских бальных и хореографических коллективов.


    Шаг с подскоком

    Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме па польки, в танце также используется па галопа, оно чаще исполняется в стремительном продвижении по линии танца. Для того чтобы исполнять подскоки легко и воздушно, попробуйте потренироваться в исполнении составных движений подскока:

    Подъем на полупальцы исполняется на две четверти такта. На «и» затакта сделайте небольшое приседание; на раз резко выпрямите колени и поднимитесь на полупальцы; на «два» мягко опуститесь и расслабьте колени.

    Сгибание ноги исполняется на одну четверть такта. На «и» затакта расслабьте колени; на «раз» выпрямите колено левой ноги, а правая нога сгибается в положении у щиколотки; на «и» – правую ногу поставьте в позицию с подушечки на всю ступню. После этого колени расслабьте.

    При исполнении этого движения следите, чтобы колени были расслаблены только после последнего опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня должна касаться пола всей плоскостью подушечки; а корпуса должен сохранять прямое положение.

    Переступания

    Исполняются на один такт. На «и» затакта согните правую ногу и подъем на полупальцы левой ноги; на счет «раз» нужно сделать шаг правой ногой на месте; потом на счет «и» – шаг левой ногой на месте; на счет «два» – шаг правой ногой на месте; на «и» левую ногу опустите в позицию. Переступания исполняются попеременно с правой ноги и с левой ноги, а также с продвижением. При этом первый шаг исполняется вперед, вправо, влево или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка.