• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Развивающие наглядные материалы "Найди лишнее" предназначены для детей от 3 до 7 лет. Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку. Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.

    Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.

    Картинки "Найди лишний предмет" с пояснениями

    Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.

    Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница - это насекомые, а шарик - игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны - лишней может быть гусеница - она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.

    Лишний - медведь. Диван и кресла - это мебель, а медведь - игрушка.

    Лишняя - утка. Она - домашняя птица, а остальные - водные обитатели. Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин - млекопитающее.

    Лишний - кактус. Он - растение, остальные игрушки.

    Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.

    Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.

    Лишний лук. Это овощ. Остальные - фрукты.

    Лишняя - собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.

    Лишний цыпленок. Он птица, остальные - млекопитающие.

    Лишний - банан. Это фрукт. Остальные - ягоды.

    Лишние - ботинки. Это обувь. Остальное - одежда.

    Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.

    Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом - это школьные принадлежности. Кровать - мебель.

    Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное - наземный.

    Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные - животные африканские.

    Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное - спортивные принадлежности.

    Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.

    Лишняя мышь. Остальные животные - домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь - вредитель.

    Лишний стол. Остальное - посуда.

    Лишняя лягушка. Это животное. Остальное - техника.

    Лишняя вишня. Это ягода. Остальное - овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.

    Лишний - котенок. Остальные - дикие животные, кот - домашнее.

    Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные - птицы.

    Лишние игрушки. Остальное транспорт.

    Лишняя малина. Это ягоды. Остальное - цветы.

    Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант - исключить виноград по цвету.

    Лишняя - курица. На остальных картинках изображены гуси.

    Лишняя - лошадь. На остальных картинках изображены коровы.

    И еще немного картинок без пояснений. Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.


      В игре «Бабушкины Платья» ты узнаешь, как из вышедшего из моды платья создать новый, оригинальный прикид. Отыщи в шкафу старенькое платье, обрежь все лишнее, например, подол, рукава, воротник. В комоде ты найдешь оригинальные бантики и другие украшения для наряда. Управление «мыш


      Игра Самурай Поу точно не оставит никого равнодушным! А все оттого, что детская игра Самурай Поу – это почти та же игра, что и фруктовый ниндзя, только здесь вместо сочных, ярких фруктов вам придется нарезать Поу. Только остерегайтесь черного Поу, это бомба, нашинкуете трех таких


      Пара Для Поу – это игра в которой мы познакомимся обворожительной подружкой нашего героя. Детская игра Пара для Поу поможет преодолеть все невзгоды и препятствия, разделяющие двух влюбленных инопланетян. С помощью стрелок на клавиатуре нужно подвести Поу к его пассии и страстно п


      Помогите Маше навести лоск в избушке Медведя в игре «Весёлая уборка». С утра Мишка пошел на рыбалку, оставив озорницу дома совсем одну. От скуки крошка навела такой бедлам, что одной с уборкой ей не справиться. Поддержите Машу: ей нужно разобраться, где же стояли все эти предметы


      Умение считать всегда пригодится в жизни, но редко когда есть лишнее на это время или бумага с ручкой под рукой, а то и калькулятор. Детская бесплатная игра «Устный счет» поможет Вашему ребенку в увлекательном формате игры тренировать свои навыки устного счета на скорость, против

    ВАРИАНТ 1.

    Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

    Цели исследования
    Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

    Оборудование
    Три рисунка разной сложности.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

    Процедура проведения
    Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

    Анализ результатов

    Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

    Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

    Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    ПРИЛОЖЕНИЕ3.

    ВАРИАНТ 2.

    Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

    Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
    «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
    На решение задачи отводится 3 минуты.

    Оценка результатов

    10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
    8 —9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
    6 —7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
    4 —5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
    2 —3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
    0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий
    8 —9 баллов — высокий
    4 —7 баллов — средний
    2
    —3 балла — низкий
    0 - 1 балл - очень низкий

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

    ВАРИАНТ 3.

    Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.

    Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

    Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

    Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

    Бланк для словесного варианта

    1 ВАРИАНТ.
    1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
    2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
    3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
    4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
    5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
    6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
    7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
    8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
    9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
    10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
    11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
    12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
    13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
    14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
    15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
    16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
    17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
    18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
    19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
    20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

    2 ВАРИАНТ.
    1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
    2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
    3) часы, очки, весы, термометр;
    4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
    5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
    6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
    7) дерево, этажерка, метла, вилка;
    8) дедушка, учитель, папа, мама;
    9) иней, пыль, дождь, роса;
    10) вода, ветер, уголь, трава;
    11) яблоко, книга, шуба, роза;
    12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
    13) береза, сосна, ягода, дуб;
    14) минута, секунда, час, вечер;
    15) Василий, Федор, Семен, Иванов.


    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

    ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

    Число баллов

    Характеристика решения задач

    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

    5
    ---
    ----
    5

    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

    4
    ---
    ----
    4
    1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
    2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

    2,5
    ---
    ---
    2,5
    1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
    2) «лишнего» предмета (слова).

    То же, но с помощью исследователя для обозначения:

    1
    ---
    ---
    1

    2) «лишнего» предмета (слова).

    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

    0
    ---
    ---
    0
    1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
    2) «лишнего» предмета (слова).

    Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
    недостаточности.
    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.