• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге - энергетические замки . Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

    Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна - энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана - внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана - энергия, выделяемая человеком. Апана - энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой , она активна ночью, в отличии от праны.

    Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх - это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини - энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

    Бандхи - это в какой - то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) - называют именно энергетическими замками.

    Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха - бандхой (великим замком).

    На физическом плане - бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой - задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

    Выполнение замков

    Джаландхара бандха (шейный замок)

    В «Хатха - йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

    «….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

    Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это - ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области - .

    Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин - гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

    Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

    Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

    Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении - . Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

    Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

    Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

    На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

    Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.


    «Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана - вайю движется вверх - это мула бандха…» - «Хатха - Йога Прадипика»

    Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром - муладхарой, и научиться работать с ним очень важно - ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

    В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

    Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок - как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

    Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

    Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

    Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

    Б андхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

    При выполнении бандх специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.

    Бандхи: для чего и что происходит

    В традиционных текстах йоги говорится о трех грантхах, именуемых брахма, вишну и рудра грантхами. Они представляют собой психические блоки и умственные проблемы, не дающие человеку «воспарить» в сферы медитации. Если человек хочет познать опыт высшего осознания, эти блоки или узлы необходимо устранить. Они могут быть устранены навсегда или на время. Бандхи особенно эффективны для взламывания или удаления таких блоков, по крайней мере, на короткое время, и это временное устранение помогает избавляться от них навсегда. С точки зрения йоги, эти блоки препятствуют направлению потока праны в главный канал тела - сушумну. Когда они устранены, прана немедленно начинает течь через сушумна нади, что ведет к повышенной восприимчивости ума и, в свою очередь, к более высокому осознанию.

    Помните, что эти так называемые узлы находятся в психическом, а не в физическом теле, но такие физические манипуляции, как бандхи, способны их вскрывать. Каждый уровень проявления имеет последствия на других уровнях. Неправильно строго разделять физическое тело, праническое тело и тело ума. Все они взаимосвязаны и, в действительности, являются частями единого целого. Их разделяют и относят к разным категориям только для удобства объяснения. Поэтому физическое тело влияет на ум и праническое тело. Праническое тело влияет на ум и физическое тело. А ум влияет на праническое тело и физическое тело. А еще лучше займитесь йогой, попробуйте развить чувствительность и убедиться в этом на собственном опыте.

    Подобно другим практикам йоги, бандхи воздействуют и влияют на различные уровни индивидуального существа. Они имеют глубокие следствия на физическом, праническом и ментальном уровнях.

    Без знания бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. Мы рассмотрим лишь основные бандхи, ориентированные на предварительную подготовку к медитации. Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

    Мула бандха

    На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

    Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

    «Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

    Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

    Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

    Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

    Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

    «Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

    Мула бандха: техника выполнения

    Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. "спусковом крючке" муладхара-чакры. Физическая точка "спусковой крючок" расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

    Замечание

    Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.

    Предостережения

    Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!

    Мула бандха: польза

    Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии - прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

    Ашвини - Ваджроли - Мула (комбинационно и раздельно).

    Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

    Техника 1 стадии.

    Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

    Техника 2 стадии.

    Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

    Замечания.

    Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

    Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

    Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхара означает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть, или скопление нади, или проводящих путей». Следовательно, джаландхара - это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

    Упоминания в текстах

    В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

    «Напрягай горло и плотно прижимай подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть». (гл. 3:70)

    «Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла». (гл. 3:71)

    «Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну; поток праны в других нади прекращается)». (гл. 3:72)

    Во время джаландхара бандхи следует задерживать дыхание. Эта задержка может быть в форме антар кумбхаки (внутреннего удержания), либо бахир кумбхаки (внешнего удержания), либо того и другого вместе, в зависимости от практики и соединения с другими техниками. То есть, можно делать глубокий вдох, полностью раздувая легкие, и затем выполнять джаландхара бандху, либо делать полный выдох и затем выполнять джаландхара бандху. Оба метода находят применение в связи с другими практиками.

    Продолжительность кумбхаки не должна быть большей, чем это удобно. Это применимо и к джаландхара бандхе. Ни при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Увеличивайте продолжительность задержки дыхания на протяжении недель и месяцев. Если вы уже регулярно практиковали нади шодхану, как мы рекомендовали, то вам будет нетрудно выполнять джаландхара бандху в течение разумного периода времени.

    Джаландхара бандху можно делать во множестве различных поз.

    Раджа йогическая техника.

    Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

    Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова. Вы можете выполнять столько циклов, сколько пожелаете, при условии, что вы не испытываете абсолютно никакого неудобства. Начинающим следует постепенно увеличивать количество циклов, начав с пяти.

    Кундалини йогическая техника.

    Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

    Замечание.

    Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.

    Предостережение.

    Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

    Ограничения.

    Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.

    Физиологическая точка зрения

    Джаландхара бандха сдавливает сонные синусы - органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления. - Пер.) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, который, в свою очередь, предпринимает необходимые действия для уравновешивания систем кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В результате этого в мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления.

    Благотворное действие

    Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление

    Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии - человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.

    Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.

    Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

    Уддияна бандха: действие на организм

    Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко». Термин «bandha» - «узел, привязывание», но, как правило, слово «бандха» не переводят на русский язык. Поэтому правильным переводом может быть - «высоко летающая бандха». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх. С физиологической точки зрения эта техника предназначена для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса. Для глубокого массажа органов брюшины. «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове24» Б.К.С, Айенгар.

    Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих

    Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

    Уддияна бандха: противопоказания

    Не практиковать:

    • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
    • в дни месячных;
    • при беременности.
    • Осваивать осторожно при любых формах:
    • патологии лёгких;
    • сердечно-сосудистых заболеваний;
    • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
    • при грыжах в брюшной полости;

    Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.

    Уддияна бандха: польза

    Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект

    • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
    • Усиливает перистальтику.
    • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
    • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
    • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
    • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
    • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

    Упражнение уддияна бандха: энергетический эффект

    • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Манипуру-чакру).
    • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

    Упражнение уддияна бандха: психический эффект

    Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

    Терапевтический эффект уддияна бандхи

    • Устраняет и предупреждает появление грыж.
    • Устраняет смещение внутренних органов.
    • Лечит заболевания внутренних органов и желудка.

    Маха бандха (или большой замок)

    Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

    Маха бандха: техника выполнения

    Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх бандх, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно - от уддияна бандхи. И наконец - от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

    Маха бандха: предостережение

    Маха бандха - могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.

    Маха бандха: польза

    Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

    Удара-бандха. Брюшной замок наружу

    Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.

    Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха - это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.

    Эффекты пурна-уддияны:

    1. воздействие на нервную систему, железы, сосуды в области живота и солнечного сплетения;
    2. активизация парасимпатической нервной системы за счёт воздействия на блуждающий нерв;
    3. оздоровление внутренних органов.

    Сету-бандха. Затылочный замок

    Это второй вариант джаландхара-бандхи, который также называют сету-бандха в некоторых школах йоги. При выполнении сету-бандхи необходимо вытянуть шею и увести голову назад, фиксируя взгляд между бровями, стараясь не зажимать, а вытягивать заднюю часть позвоночника.

    Пада-бандха. Захват ногами

    Используется для активизации мышц и нервных окончаний стоп, что воздействует на организм в целом, помогая направить энергию от земли вверх, а также для увеличения устойчивости, связи с опорой и выравнивания тела.

    Во время выполнения пада-бандхи ощутите опору на следующие три точки:

    1. под большими пальцами стоп,
    2. под мизинцами,
    3. в середине пятки.

    Старайтесь не заваливаться на какую-то сторону стоп - внешнюю арку (латеральную, от мизинца до пятки), формирующую внешний свод стопы, а также на внутреннюю (медиальную, от большого пальца до пятки), формирующую внутренний свод стопы. Эти два свода называются продольными сводами стоп. Также нам важно активизировать поперечный свод стопы - от основания большого пальца до основания мизинца.

    Во время выполнения замка ощущайте подъём в сводах, наблюдайте за тремя точками, отслеживайте взаимодействие с опорой.

    Кати-бандха. Поясничный замок

    Кати-бандха, или поясничный замок, применяется в ситуациях, где необходимо защитить поясницу от чрезмерного прогиба. То есть мы снижаем поясничный лордоз, делая область поясницу более плоской. Для этого необходимо довернуть копчик вперёд, при этом пупок уходит немного вверх, а также активизировать мышцы живота и ягодиц. Благодаря этому нам удастся зафиксировать поясницу и защитить её от излишней нагрузки.

    Джану-бандха. Коленный замок

    Джану-бандха - коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.

    Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения - во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.

    Существуют также другие замки - плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.

    Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения.
    Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!

    Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

    В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

    Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

    Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

    При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

    Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

    Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

    В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

    Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

    Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

    “Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

    Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

    Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.

    Третий замок называется «мула бандха», или «корневой замок». Он самый сложный. Полезность его для человека основана в первую очередь на мощном воздействии кундалини, содержащейся в основании позвоночника, и сексуальной энергии второй чакры.

    В первой части корневого замка надо сжать мышцы, замыкающие отверстие заднего прохода, и втянуть их внутрь. Тем же мышечным усилием обычно препятствуют выводному процессу кишечника. После этого начинайте втягивать половые органы, мочеполовой тракт; нижняя часть туловища тоже должна сжаться. В заключительной части замка нижняя часть живота втягивается в направлении вверх, в район пупка, и назад, к позвоночнику. При этом прямая кишка и половые органы перемещаются вверх и назад, к спине.

    Войти в этот замок можно только на выдохе. Держите его, считая до пяти, на счет пять выйдите из него. Проделайте его три раза. После третьего раза расслабьтесь примерно на пять минут, продолжая дышать полным дыханием. Затем сосредоточьтесь на протекании энергии через верхнюю и нижнюю части живота и вдоль нижней части позвоночника.

    Замок устраняет зажимы в первой и второй чакрах, что поощряет проявление сексуальной и созидательной энергии, способствуя пробуждению кундалини, дремлющей в основании позвоночника.

    Если вы успешно освоили замки, можно выполнять их вместе, так от них больше пользы. Это можно делать, если только вы освоили их по отдельности.

    Сочетание замков выполняется так: сядьте на пятки, положив руки на бедра, закройте глаза и начинайте дышать полным дыханием. Спустя две-три минуты, войдите в корневой замок. Тут же без задержки выйдите из него. Теперь войдите в замок диафрагмы и тоже сразу же выйдите из него. Наконец сделайте то же самое с шейным замком. Ритмично повторяйте все три замка в этой последовательности в течение трех-четырех минут. На первых двух замках будет сам собой получаться выдох, на третьем - вдох.

    Через несколько секунд физическое тело изойдет потом и начнет высвобождать токсины. Это очистительное действие замков на физическое тело очень полезно, потому что внутренние препятствия процессам физического тела вынуждают его мешать свободному протеканию праны по тонкой энергетической системе. Каждый замок работает с различными участками тела, и при общем выполнении замков район их действия перемещается снизу вверх по туловищу, что тоже способствует пробуждению кундалини и поднятию ее к теменной чакре.

    Когда энергетика начнет укрепляться, можно увеличить время выполнения упражнений с трех-четырех минут до десяти. Тем не менее ни в коем случае не перенапрягайтесь.

    Прислушивайтесь к своему телу и интуиции и останавливайтесь, как только они попросят. Если начать себя перебарывать, никакой пользы энергетической системе не будет. Напротив, это очень опасно и может ее серьезно травмировать.

    Во время выполнения Мула бандхи мышцы промежности плотно сжимаются, это благотворно сказывается на нервной, дыхательной и эндокринной системах, а самое главное на пране (жизненной энергии).

    Мула бандха создает легкость и текучесть, после ее освоения вы почувствуете, что ваше тело стало менее земным и более подвижным, это означает, что мирские проблемы вас станут меньше раздражать, вы станете более осознанным и просветленным.

    Какие мышцы нужно сжимать во время Мула бандхи?

    Мужчины должны сжимать мышцы, находящиеся в области между анусом и половыми органами. Женщины должны сжимать мышцы в области, окружающей основание шейки матки (похоже на упражнение Кегеля).

    Мой йога-гуру говорил мне, что мышцы во время Мула-бандхи сокращаются подобно тому, когда мы сдерживаем себя если хотим в туалет, или пукнуть))

    Когда вы полностью освоите Мула бандху, вы будете чувствовать во время выполнения замка подъем под мочевым пузырем, влагалищем и маткой (или предстательной железой) и прямой кишкой.

    На начальном этапе Мула бандху следует практиковать после асан и пранаямы. Как только данный замок будет освоен, можно выполнять его совместно с асанами, пранаямой, другими бандхами, мудрами и во время медитации.

    Мула бандху можно выполнять с Джаландхарой и Уддияной бандхами , таким образом, работают все три замка, которые называются Маха бандхой.

    Техника выполнения Мула бандхи – корневого замка:

    Уровень подготовки: начальный

    Шаг 1

    Примите сидячее положение со скрещенными ногами и прямой спиной, сконцентрируйтесь на Муладхара чакре. Расслабьтесь, дышите спокойно без пауз. Медленно сожмите и расслабьте мышцы в области таза. Повторите упражнение 25 раз. Для начала вам необходимо просто прочувствовать мышцы, которые сокращаются.

    Шаг 2

    Сожмите мышцы промежности и продолжайте спокойно дышать. Почувствуйте область вокруг ануса, затем перейдите в область шейки матки (для мужчин область между анусом и половыми органами) и наконец в область мочеполовой системы. Зажимайте каждую область, когда фокусируетесь на ней, обратите внимание на ощущения. Медленно отпустите сжатие и расслабьтесь.

    Шаг 3

    Теперь выполните сжатие мышц промежности совместно с дыханием: на вдохе – сожмите промежность, на выдохе медленно отпустите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях. Повторите упражнение 25 раз.

    Шаг 4

    Теперь вы готовы для выполнения Мула бандхи. Плотно сожмите мышцы промежности, старайтесь минимально задействовать мышцы ануса и мочеполовой системы.

    Совет:

    • При малейшем дискомфорте или головокружении отпустите замок и спокойно дышите.
    • Аккуратно подходите к практикам бандх, желательно воспользоваться помощью опытного инструктора.
    • Как только вы научитесь удерживать Мула бандху в течение некоторого времени, вы можете совмещать ее с асанами, пранаямами и медитацией.

    Польза корневого замка Мула бандхи :

    • Помогает людям, страдающим от недержания мочи;
    • Лечение простатита, геморроя и сопутствующих заболеваний;
    • Хорошо влияет на потенцию;
    • Регулярное выполнение Мула бандхи помогают привести в тонус мышцы тазового дна и сделать их короче, что нормализует расположение органов мало таза;
    • Приводит к гармоничной работе эндокринной системы;
    • Улучшает работу нервного аппарата тазовой области и как следствие работу внутренних органов;
    • Излечивает заболевания органов брюшной полости и малого таза;
    • Активирует энергию Кундалини (которая спит в области корня), благодаря чему расширяется сознание человека и раскрывается внутренний потенциал;
    • Стимулирует и поднимает энергию из нижней части тела.