• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Не знаете, как научиться кататься на сноуборде? Честно говоря, я тоже не знаю, как это сделать, читая различные инструкции. Но открою секрет Полишинеля: наверное, лучше всего надо просто взять сноуборд и под руководством опытного инструктора-сноубордиста начинать освоение этой науки с самых основ.

    В наши дни, на заснеженных склонах любителей доски ничуть не меньше, чем обычных горнолыжников. Причем сноубордингом увлекаются не только молодые люди. Однажды, в Австрии, я видел седовласого дедушку, который резво рассекал по склону на борде, как подросток! Вообще, сноубординг представляет собой сложный координационный вид спорта, содержащий множество движений, которые в обычной жизни человек не делает.

    По моему мнению этот вид спорта можно освоить только на практике. Однако, я попытался собрать здесь основные этапы освоения техники сноуборда. В любом случае, прежде чем научиться красиво кататься так же, как это делают опытные сноубордисты, надо освоить базовые упражнения.

    Думаю, для начала лучше начать тренировки на пологом склоне, а не на крутой спортивной трассе, ведь на её вершину ещё надо как-то забраться. А если склон оборудован бугельным подъёмником, процесс взбирания в гору на бугеле может просто нанести душевную травму начинающему бордеру и навсегда отбить охоту заниматься сноубордом.

    Как встать на сноуборд

    Сначала было бы неплохо научиться вставать на сноуборд, стоя на склоне. Для этого надо поставить доску перпендикулярно линии склона. Далее, встать лицом к склону и носком ботинка «задней» ноги прижать доску к склону, а «переднюю» ногу пристегнуть к креплению и надеть страховочный ремень. Чтобы пристегнуть «заднюю» ногу, сделайте в снегу передним кантом доски горизонтальную полочку так, чтобы борд устойчиво зафиксировался на склоне. Либо можно нагрести задним кантом снежный валик для устойчивости. Можно также просто сесть на склон и пристегнуть крепления к ботинкам. Ремни креплений не стоит сильно затягивать, т.к. нарушится кровообращение, ноги просто онемеют.

    Теперь встаём. Проще всего будет встать с переднего канта (там где носки ваших ботинок). Далее, надо оторвать колени и одновременно с их выпрямлением, оттолкнуться руками от склона. Чтобы встать с заднего канта, опираясь на руки, отрываем «пятую точку», затем выносим тело вперед и, одновременно с поворотом плеч, встаём прямо над доской.

    Упражнение «Перевёртыши»

    Одновременно с опусканием плеч к склону, сноубордист делает вращательный импульс плечами в сторону поворота и разворачивает доску согнутыми ногами. Доску сразу ставим поперек склона. Вначале сделайте вращательное движение плечами в сторону поворота, а затем разверните доску согнутыми ногами в другую сторону.

    Первые шаги на доске. Боковое движение на заднем канте

    Корпус во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Для того, чтобы начать движение, необходимо немного согнуть колени и опустить носки ботинок. Доска раскантуется и тронется с места. Для остановки доску следует закантовать, то есть потянуть носки ботинок на себя и немного выпрямить ноги в коленях, задавив задний кант. За счёт изменения угла закантовки, регулируется скорость соскальзывания.

    Выглядит это так:

    Независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе. Движемся только вниз. Вправо и влево на данном этапе двигаться не надо. Чтобы немного отдохнуть на склоне и не садиться на снег, можно задним кантом сделать горизонтальную полочку.

    Боковое скольжение на переднем канте

    Для начала движения надо чуть опустить пятки и немного выпрямить ноги в коленях, тогда доска раскантуется и поедет. Для остановки, доску следует закантовать, то есть подать колени вперед и задавить носками ботинок передний кант. Общий центр тяжести во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Корпус немного прогнут в пояснице. Плечи и голова развернуты в направлении движения.

    Вы всегда должны видеть, куда вы едете. За счет изменения угла закантовки контролируется скорость соскальзывания. Еще раз повторюсь с правилом: независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе.

    Для косого соскальзывания надо повернуть голову и туловище в направлении движения. Колени поставить ближе друг к другу. Слегка перенести вес тела на переднюю ногу и раскантовать доску. Двигаемся по диагонали. Для уменьшения скорости или остановки следует закантовать доску и пробросить пятку доски вниз по склону.

    Косой спуск с торможениями

    Для начала движения раскантовывайте доску и одновременно вдавливайте переднюю ногу вниз по склону. Для уменьшения скорости или остановки выдавливайте заднюю ногу вниз по склону и одновременно закантовывайте доску. Чтобы изменить направление, нужно сесть или лечь на склон и перевернуть доску. Внимательно следите за закантовкой вашей доски. Кант, который является нижним по склону всегда должен быть оторван от склона!

    Изменение направления движения

    Для того, чтобы изменить опорный кант прыжком, присядьте. Затем, закручивая плечи и руки, выпрыгивайте вертикально вверх. Когда плечи развернуты в нужное положение, разворачивайте доску в воздухе на 180 градусов и приземляйтесь на другой кант.

    Первые повороты

    Прежде чем начинать освоение техники поворотов, сделайте упражнение с опорой. На ровном горизонтальном участке склона пристегните доску и отрабатывайте перебросы задней ноги влево и вправо. Большую часть веса переносите на переднюю ногу. Руками за счет опоры поддерживайте равновесие. Это упражнение аналогичное поворотам и поможет вам сделать то же самое в движении. Можно выполнить это движение и без опоры, но обязательно на ровном месте!

    Если описать поворот упрощенно, то это смена опорного канта доски, причем опорный кант должен быть всегда выше по склону, а нижний кант всегда оторван от снега. Корпус держите прямо, ноги чуть-чуть согнуты, вес тела над доской.

    Существует несколько способов поворотов. Попробуйте начинать одним из предложенных способов. Как покажется вам более удобно, так и продолжайте делать первые повороты на доске.

    Поворот с перебрасыванием задней ноги

    Начинается движение за счет короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Опираясь на переднюю ногу, перебрасывайте хвост доски в противоположную сторону и переставляйте заднюю ногу почти на 180 градусов, то есть смена опорного канта происходит в воздухе; центр тяжести всё время находится над доской. Не торопитесь после этого сразу что-либо делать, почувствуйте равновесие. При необходимости сбросьте скорость. Вначале повороты следует делать по одному, с паузой, чтобы у вас было время подумать как делать следующий поворот.

    Поворот «подметанием» (выдавливанием задней ноги)

    Корпус все время находится в вертикальном положении, над опорным кантом доски, ноги чуть согнуты. Опираясь на переднюю ногу, выдавливайте задней хвост доски круговым движением в противоположную сторону. Начинается движение за счёт короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Затем, задней ногой делайте «подметающее» движение, одновременно перекатывая заднюю ногу с носка на пятку.

    При повороте в другую сторону перекатывайте заднюю ногу с пятки на носок. По окончании движения вы будете находиться в положении косого соскальзывания. Смена опорного канта происходит за счет работы задней ноги плоско на снегу. На первом этапе обучения такой вид поворота является основным. Вам предстоит отработать его досконально на разных склонах и на разной скорости, чтобы научиться кататься на сноуборде.

    Поворот закручиванием рук

    Этим способом стоит воспользоваться, если предыдущие варианты первых поворотов у вас по каким-либо причинам не получаются. Перед тем, как сделать поворот, закручивайте верхнюю часть корпуса вслед за руками в сторону следующего поворота. За счет закручивания рук и плеч, ваша голова смотрит в другую сторону, как будто верхняя часть корпуса уже повернула. Из такого положения остаётся довернуть только ноги и таз, перекатывая заднюю ногу с носка на пятку или наоборот, чтобы получился поворот. Опора преимущественно на переднюю ногу, а заднюю ногу тянете за собой, осуществляя поворот.

    При катании на сноуборде, руки не должны постоянно участвовать в формировании поворота. Они гораздо больше нужны для поддержания равновесия, как активного, так и пассивного. Поэтому, как только вы начнёте себя чувствовать на доске уверенно, приблизительно через 5-6 дней, обязательно избавьтесь от закручивания рук в повороте.

    Движение по прямой

    Обратите внимание на разворот плеч, положение таза и постановку коленей. Центр тяжести находится над серединой доски. Голова ориентирована по направлению движения. Когда вы двигаетесь прямо вниз, доска очень редко опирается на снег равномерно. Как правило, один из кантов больше загружен, то есть является рабочим. Соответственно другой кант в этот момент должен быть оторван от снега. Если же доска стоит ровно, колени следует согнуть немного больше обычного, плечи развернуть дальше передней ноги для того, чтобы доска не закантовалась самопроизвольно.

    Торможения

    При полном торможении доска сначала должна опережать центр тяжести. За счет сильной закантовки доски гасится скорость. За счет работы коленей и рук поддерживается равновесие и степень закантовки. В конце торможения центр тяжести располагается строго над доской.

    Буксировочные подъемники

    Доску ставите сразу в направлении движения, берете бугель двумя руками и слегка отталкиваетесь свободной ногой, опираясь на переднюю ногу. Бугель – между ног. Поймав равновесие, ставите свободную ногу на доску. Корпус держите прямо. Не надо ехать на руках. Это вам не поможет. Позвольте подъемнику тянуть вас вперёд. Можете даже слегка присесть на бугель. Ваша задача – поддержать равновесие.

    Свободную ногу лучше располагать параллельно доске, максимально близко к переднему канту. Ноги старайтесь не сгибать, это поможет вам отдохнуть на подъемнике. Многие поднимаются на подъемнике с двумя пристегнутыми ногами, но это не очень удобно, так как вам при посадке придётся прыгать по лягушачьи, и на длинном подъемнике ноги устанут от того, что они постоянно согнуты, а плечи и таз находятся постоянно под углом к направлению движения.

    Падения

    Как только вы теряете контроль над закантовкой доски, падение неизбежно! Если равновесие потеряно, падайте назад на всю спину сразу, не сгибаясь в талии. Подбородок стремится к груди. И желательно, чтобы руки коснулись снега одновременно с туловищем. Доску выбрасывайте из-под себя вперёд.

    Ваше падение всегда должно происходить по касательной к склону. Как только окажетесь на снегу, необходимо поднять доску, согнув ноги. Голову следует держать жестко, чтобы предотвратить удар о склон. Как только окажетесь на снегу, поднимите доску вверх, чтобы не получить травму связок. Падения не должны у вас отбить желание продолжать обучение. Кто не падает, тот не катается!

    Типичные ошибки

    Многим кажется, что согнувшись в талии, они понижают центр тяжести и увеличивают устойчивость. На самом деле это затрудняет сохранение равновесия и повышает нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Поскольку на этом этапе поворот происходит за счет работы задней ноги, то при переносе центра тяжести на заднюю ногу, вы полностью теряете возможность управления доской и неизбежно падаете.

    Если вы случайно загрузили заднюю ногу, лучше упасть сразу, пока не набрана скорость. Если вы будете пытаться кататься и левой ногой вперед и правой, то это сильно затруднит вам процесс обучения, потому что вам придётся понять и освоить в два раза больше движений. Если вы ещё не очень хорошо контролируете равновесие, не научились кантовать доску, держать центр тяжести над доской, спешка приведёт к плачевным результатам.

    Кант, который является нижним по склону, всегда должен быть оторван от снега, а прижатый к снегу кант должен быть выше по склону, в противном случае вы всегда будете падать.

    При катании на сноуборде, руки нужны для поддержания равновесия только в тех случаях когда другие части тела не справляются. Руки – это ваша палочка-выручалочка и они не должны постоянно участвовать для формирования поворотов. На хорошем склоне руки размещаются справа и слева от доски. Чем меньше они работают, тем лучше.

    Длинные «круглые» повороты

    Умение делать такие растянутые повороты очень важно для дальнейшего совершенствования. Задняя нога дает только начальный импульс перекантовке, после чего постарайтесь ограничить движение этой ногой. Носок доски движется не по прямой линии, а рисует круг большого радиуса на снегу, как и задник доски.

    Разгрузка доски скоростью

    Как уже говорилось, одним из важных элементов на данном этапе это смена опорного канта доски, а для того, чтобы было легче это сделать, доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить, то есть на короткое время уменьшить давление на доску. Самый простой способ – наличие определенной скорости в момент перекантовки. Это значит, что в момент перекантовки доска легко переходит с одного канта на другой.

    Малая и большая закантовка доски

    При малой закантовке, повороты получаются продолжительными, т.к. после перекантовки доска в таком положении медленно гасит скорость.

    Большая (сильная) закантовка доски позволяет быстро сбросить скорость и начать следующий поворот, но в то же время требует быстрой работы ног.

    Упражнение для контроля над закантовкой

    Опираясь на переднюю ногу, задней ногой меняете загруженный кант, после чего переносите вес тела на заднюю ногу и уже движением передней ноги производите смену рабочего канта. При каждой смене канта необходимо дать импульс плечами в сторону поворота и акцентированно закантовать доску, когда она встанет поперёк склона. В одной фазе движения вы загружаете носки, в другой – пятки ботинок. Будьте особо внимательны, не торопитесь. Постоянно контролируйте нижний по склону кант, он всегда оторван от склона.

    Поворот перебрасыванием задней ноги в обратной стойке

    При катании на доске бывают разные ситуации. А вам необходимо с ними справляться. Поэтому, настало время научиться кататься в обратной стойке. Углы постановки креплений при этом остаются прежними. Движения делайте также, как и первые повороты. Главная особенность заключается в том, что теперь вы постоянно опираетесь на ту ногу, которая обычно у вас задняя по ходу движения, а той ногой, которая обычно передняя, непосредственно управляете доской.

    Разгружаем доску вставанием (разгибанием ног)

    Бывают ситуации, когда доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить принудительно. Для этого в момент смены опорного канта вы разгибаете ноги, причем вверх идёт весь корпус, включая плечи и голову. Когда вы будете сгибать ноги в обратном положении, вы дополнительно нагружаете доску, что даёт большую устойчивость в начале следующего поворота. Не обязательно разгибать ноги полностью, достаточно дать за счет коленей короткий импульс вверх.

    Упражнения для равновесия (руки за спиной)

    Поскольку руки нужны для удержания равновесия в экстренных ситуациях, учитесь кататься без использования рук и тогда вы поймете, как научиться кататься на сноуборде.

    Выносим центр тяжести за доску

    Расположение центра тяжести над доской, которое использовалось для первых поворотов, с увеличением скоростей катания становится очень не надежным и тормозящим дальнейший прогресс. Вам необходимо выносить центр тяжести внутрь поворота, использовать центробежную силу для загрузки доски.

    Вертикальная работа ног (амортизация)

    Если не сгибать ноги, каждый бугорок на снегу будет отрывать доску от склона, что сильно уменьшит контроль над движением. В некоторых случаях, когда неровности велики, корпус можно подать вперёд, к колену передней ноги. Основная цель амортизации – позволить корпусу двигаться по неизменной траектории за счёт сгибания ног в коленях. Для того, чтобы амортизировать неровности склона в повороте, вам необходимо иметь сильные ноги. Внимательно следите за положением корпуса при выполнении поворота на заднем канте. Даже незначительный наклон плеч к переднему канту приведёт к характерному складыванию корпуса в талии, что не позволит вам амортизировать неровности склона одними ногами. Корпус в повороте занимает вертикальное положение.

    Уменьшаем радиус поворотов

    Доска больше не ставится поперек склона. Носок доски смотрит вниз по склону. Задняя нога делает очень короткое движение.

    От плоских поворотов к резаным. Наибольшую устойчивость и уверенность в повороте дает техника резаного ведения доски, когда кант всей своей длиной движется по одной траектории и от доски остается лишь узкий след на снегу. Для освоения техники резаных дуг вам необходимо уверенно делать всё, о чём мы говорили ранее.

    Одиночные дуги с остановкой

    На пологом участке склона направляйте доску плоско вниз по склону. Затем корпусом подайтесь внутрь дуги. Закантовывайте доску и просто ждите. Доска за счет бокового выреза будет поворачивать самостоятельно, нагрузка чуть больше на переднюю ногу. Задней ногой не двигайте ни в коем случае, она теперь служит только для опоры. В резаных дугах центр тяжести всегда смещен внутрь дуги, к центру круга.

    От плоских к резаным дугам

    Набираете скорость и ритм поворотов. Чтобы перейти на резаные дуги, после перекантовки передней ногой ставите доску на кант, передней же ногой закладываете радиус дуги, полностью перестаете двигать задней ногой, доску больше не притормаживаете задней ногой, а прокатываете по дуге.

    Центр тяжести находится над доской только в момент перекантовки. В дуге максимально загружайте доску. Опора на обе ноги равномерная. Центробежная сила не позволит вам упасть. В вершине дуги закантовка максимальная. В момент перекантовки доска на очень короткий момент располагается плоско на снегу.

    Разгрузка поджиманием ног

    Это не простой вид разгрузки доски. при выходе доски из дуги одновременно с уменьшением закантовки, вы подтягиваете ногами доску к себе, а сразу после перекантовки выдавливаете доску в следующую дугу, преодолевая действие центробежной силы. В момент перекантовки весь корпус, включая плечи и голову, остается на прежнем уровне.

    Упражнение для равновесия: дуги на прямых ногах

    Мышцы человека имеют свойство уставать, поэтому учитесь делать дуги, не сгибая ноги в коленях. Это пригодится для катания на длинных и пологих склонах. Таким образом, вы уже умеете кататься техникой плоских поворотов. Обязательно научитесь также делать и резаные дуги без использования рук.

    Если у вас не получатся что-то с первого и даже с десятого раза, не отчаивайтесь! Все придёт с опытом, и вскоре уже вы сами будете рассказывать своим знакомым, как научиться кататься на сноуборде!

    Активный отдых является довольно популярным направлением и отлично заменяет дни напролёт перед телевизором. Он особенно распространён среди молодёжи, и всё больше представителей молодого поколения начинают заниматься различными направлениями подобного отдыха - походы, катание на роликах, велосипедах и другие, не менее интересные вещи. Одно из наиболее популярных направлений - это сноуборд. Катание на сноуборде вызывает неповторимые ощущения, а горный воздух очень полезен для человеческого организма. Однако этот вид спорта часто становится недоступным для начинающих, так как персональный тренер стоит очень дорого, а без должных умений лезть на гору с доской очень опасно. Так как научиться кататься на сноуборде тому, кто впервые встал на доску? Можно ли самостоятельно научиться кататься правильно? В этой статье мы ответим на такие вопросы.

    Техника катания на сноуборде

    Итак, вы взяли в руки сноуборд и решили поехать в горы. Для того чтобы испытать положительные эмоции, а не получить травму, необходима правильная техника катания на сноуборде. Есть несколько шагов, которые будут очень полезны для новичков:

    1. Правильно нужно ездить на сноуборде боком. Поэтому сначала нужно определиться, какая нога будет у вас опорной. От этого зависит ваша стойка при катании, так как опорная нога будет всегда спереди. Определить переднюю ногу довольно просто. Попросите кого-либо из своих знакомых толкнуть вас сзади в спину. Запомнили, какой ногой вы шагнули? Она и будет опорной при катании на сноуборде.
    2. Теперь пришло время, попробовать встать на доску. Оденьтесь в форму, закрепите ботинки на доске и встаньте на неё боком, опорной ногой вперёд. Смотрите обязательно вперёд по направлению доски, а не вбок, как стоит ваше туловище. Попробуйте просто постоять на сноуборде самостоятельно, подержите равновесие руками, привыкните к дискомфорту из-за громоздкого оборудования (он довольно быстро пройдёт). Не торопитесь начинать движение, в этом деле лучше не спешить, чтобы избежать травм.
    3. После того как вы начали твёрдо стоять на доске, можно попробовать подвигаться. Разумеется, сначала на плоском участке. Закрепите опорную ногу на сноуборде, а вторую оставьте свободной. Постарайтесь привыкнуть к такому положению. Затем начинайте медленно двигаться: отталкивайтесь свободной ногой от земли и двигайтесь прямо (как на скейтборде). Не делайте амплитудных движений, шаги должны быть короткими и частыми. Наверняка это упражнение покажется вам очень тяжёлым, но, прежде чем испытать на себе прелести катания на сноуборде, придётся изрядно попотеть. Вам же не нужны неприятности?
    4. Приспособившись к движению на плоскости, можете потихоньку забираться на пологие участки с наклоном. Здесь также двигайтесь очень осторожно, аккуратность, вообще, самое основное правило для начинающих. Скатываясь с наклонной части пути, можно делать более длинные махи ногами и дольше продолжать движение, стоя на доске. Попробуйте поставить свободную ногу рядом со вторым креплением, попружинить ногами, поперекатываться с одной стороны на другую.

    Если всё вышеперечисленное у вас начало получаться более или менее уверенно, это ещё не значит, что можно идти на самый крутой склон. Ответа на вопрос: «Как научиться кататься на сноуборде?» - для обеспечения безопасности и комфорта при езде на доске недостаточно. Самое главное в этом виде спорта - не столько освоить технику езды, сколько научиться падать. Падать вы будете очень часто, но этого не стоит бояться. На ваших скоростях передвижения (вы же не собираетесь в первый же день кататься быстро?) и крутости наклона, падение не страшно. Более того, даже на довольно сложных участках упасть довольно безопасно, если соблюдать технику безопасности, одеться в защитный костюм, не забыть про шлем и уметь падать.

    Как правильно падать

    Падения бывают трёх видов - вперёд, назад и вбок. Самое опасное, пожалуй, - это падение лицом вперёд. В этом случае лучше всего постараться повернуться и упасть вбок либо задрать ноги вверх и упасть на спину. Если вы чувствуете, что такого сделать не удаётся, то постарайтесь соблюсти несколько правил:

    • Не опирайтесь на прямые руки при падении. Безусловно, подставлять руки на место падения необходимо, иначе существует высокая вероятность травмировать голову, шею или «разукрасить» себе лицо, что тоже не очень приятно. Старайтесь амортизировать падение согнутыми в локтях руками, чтобы минимизировать вероятность травмы. Даже согнутые руки вперёд - не лучший способ падения, так что при возможности лучше поворачивайтесь набок и падайте на плечо, прижимая руку к туловищу.
    • Не растопыривайте пальцы на руках. Это очень опасно и может привести к вывиху кисти и к травмам пальцев. Поэтому если падаете - соберите кисть в кулак, это является наиболее безопасным способом уберечь руки от неприятных последствий.

    Падение на спину рискованно тем, что вы не видите точки приземления. В этом случае, главное, не старайтесь падать прямо. Падение плашмя чревато травмами опорной системы и неприятным ощущением при дыхании. Если падаете на спину, постарайтесь сгруппироваться: согните спину «колесом», прижмите руки и ноги к корпусу, упритесь подбородком в туловище, чтобы избежать травм конечностей и головы. Падение на спину может смягчить рюкзак, если он был в это время на вас. Постарайтесь держать в рюкзаке запасную одежду, она не только более мягкая, но и может пригодиться, если какой-то элемент формы придёт в негодность.

    Как правильно поворачивать

    После того как все предыдущие упражнения освоены, можно переходить на следующий уровень, пополнять свои навыки и расширять умения. Пришло время узнать, как поворачивать на сноуборде, и применить эти знания на практике. Здесь не всё так просто. Чтобы освоить повороты, необходимо научиться некоторым базовым упражнениям.

    Соскальзывания

    Целью этого этапа является обучение соскальзыванию по линии склона вниз на каждом из кантов. В процессе обучения необходимо научиться хорошо чувствовать зависимость угла наклона доски и скорости движения. Для начала необходимо пристегнуться и встать лицом в направлении спуска. Это положение будет исходным для дальнейшего обучения соскальзыванию. Далее, необходимо опустить мыски ботинок, что приведёт доску в движение, и вы начнёте соскальзывать со склона. На этом этапе необходимо научиться держать под контролем скорость движения путём опускания/поднимания носков своей обуви. Доска не должна переходить в продольное траверсное скольжение, которое осуществляется под углом относительно к склону. Обучение стоит начинать с небольших участков склона и только после успешных тренировок можно увеличивать скорость и покорять более длительные участки.

    Подобное упражнение должно выполняться на обоих кантах, что позволит уверенно освоить поворот с проскальзыванием, сноуборд при этом необходимо хорошо чувствовать. Ноги напрягать не стоит, поскольку в противном случае будет сложно ориентироваться в ситуации и реагировать на поведение доски. И также не стоит делать резких движений.

    «Падающий лист»

    Уже из названия понятна суть этого упражнения. Спуск будет иметь зигзагообразную форму, смена канта при этом является недопустимой. Для начала необходимо принять положение, с которого начиналось предыдущее упражнение. Движение доски должно быть траверсным (поперёк склона), а для этого вес тела нужно перенести вперёд, на переднюю ногу. При сильной загрузке ноги доска будет двигаться быстрее. Движение на канте будет осуществляться по весьма пологой плоскости, соскальзывание при этом является недопустимым.

    Снижение скорости движения достигается путём переноса веса тела на заднюю ногу. В этом случае хвост доски должен совершить небольшое соскальзывание, которое в профессиональных кругах называется сбросом. После остановки доска будет двигаться в обратном направлении, при этом ваша задняя нога будет направлена вперёд. Подобное движение называется фэйки, или свитч. После этого последует траверс в нормальной стойке, который будет чередоваться со свитчем. Так будет продолжаться до тех пор, пока не завершится спуск.

    Освоив это упражнение, можно научиться хорошо управлять кантом, чувствовать доску и контролировать перемещение веса. Чтобы достичь хорошего уровня, необходимо выполнять тренировки на обоих кантах, комбинировать непродолжительные траверсы и длинные дуги. При сбрасывании скорости нельзя просто отклоняться назад. Такое движение выполняют практически все новички, отчего немало страдают. На самом деле, нужно оставаться на передней ноге и не заваливаться на хвостовую часть.

    J-повороты

    Чтобы освоить повороты на сноуборде для начинающих с использованием канта, необходимо освоить это базовое упражнение. На этот раз нам потребуется выбрать большую высоту и передвигаться немного быстрее. Начинаем движение в плоском ведении сноуборда. Ноги пристёгнуты, спину держим прямо, руки видим, но на них не смотрим, так же как и на ноги. Смотреть всегда нужно в том направлении, куда движется доска.

    По мере выполаживания склона необходимо готовить себя к повороту. Изначально он будет направлен в сторону мысков обуви. На доску нужно нажимать передней ногой мыском ботинка. В этом случае вес будет перенесён вперёд, на кант. Стойка в этом случае играет большую роль, никаких отклонений назад быть не должно. Вместе с надавливанием на кант необходимо переводить взгляд в ту сторону, в которую планируется совершение поворота. Такие нехитрые манипуляции заставят доску разворачиваться. В этот момент необходимо плавно и равномерно нагрузить носки обеих ног. Руки не должны опущенными, плечи нельзя поворачивать в сторону совершения поворота.

    Повороты «гирляндой»

    Такие повороты схожи с предыдущими только по форме. На склоне придётся вырисовывать зигзаги, которые будут состоять из J-поворотов. Начинаем из исходной позиции, которая нам уже хорошо знакома по предыдущим упражнениям. В этом случае необходимо загрузить переднюю ногу, раскантоваться и поставить сноуборд практически в плоское положение. Доска будет развёрнута на самом начальном этапе и по мере движения будет набирать скорость, которая может быть снижена за счёт J-поворотов.

    Короткие повороты

    Подобная техника пригодится во время прохождения бугристых склонов, которые требуют от спортсмена высокой концентрации, максимальной внимательности и отличной манёвренности. Чтобы освоить короткие повороты на сноуборде, необходимо сконцентрировать вес тела на передней ноге и начать движение путём загрузки доски сгибанием. Когда ноги будут распрямляться, а доска разгружаться, задняя нога становится таким образом, чтобы сноуборд становился поперёк склона. Во время прямого соскальзывания необходимо приседать, готовясь таким образом к ещё одному повороту. Для каждого последующего поворота необходимо повторять эти же движения, но менять сторону.

    Резаные повороты

    Подобная техника воплощает в себе три элемента, которые уже были описаны выше. J-поворот заключает в себе суть, которую содержат резаные повороты, сноуборд при этом движется аналогично тому, что было описано выше. Далее следует J-поворот из траверсного разгона, в этом случае нужно уметь перекантовываться. Завершает всё это третье упражнение, которое можно назвать «знак вопроса». Оно является совмещением первых двух упражнений, а его суть заключается в связывании поворотов. Если хотя бы одному из этих упражнений будет уделено недостаточное внимание, то резаные повороты не получатся.

    Разгрузка

    Повороты с разгрузкой вниз ещё называются down-unweighting. И также можно встретить понятие кросс-андер, или cross-under. Это упражнение подразумевает выполнение разгрузки используемого канта путём быстрого подтягивания коленей к телу. В момент подтягивания коленей сноубордист должен присесть. Выполняя повороты с разгрузкой, сноуборд как бы гуляет под райдером.

    Даже после выполнения всех этих советов не пытайтесь сразу лезть на крутую гору. В любом случае, чтобы научиться полноценно кататься на сноуборде, нужен хороший наставник. Пусть это будет не персональный тренер, но хотя бы ваш друг, который уже достиг определённого уровня в катании и в случае чего сможет вам помочь советом или поправит технику.

    Напишите, если статья оказалась полезной.

    Давно мечтаешь приручить сноуборд, но даже не представляешь, с чего начать? Don"t panic! Сейчас мы все объясним. Как выбрать снаряжение, куда податься для первых тренировок и на какие трассы лучше не лезть – разбираемся вместе с инструктором по сноуборду Алиной Макаровой.

    Алина Макарова

    Каким должен быть сноуборд новичка? Как его выбрать?

    Сноуборды бывают разные: для фристайла, фрирайда, карвинга и других стилей. Фрирайд – это катание по неподготовленным трассам, то есть по свежевыпавшему снегу, к примеру, в горах. Для такого стиля катания нужна жесткая удлиненная доска. А для фристайла – катания в парке, прыжков на трамплине и выполнения всяких выкрутасов – понадобится мягкая доска.

    Но новичку лучше всего выбирать сноуборд All-mountain – он универсальный. У такого сноуборда средняя жесткость, и он подходит как для фристайла, так и для фрирайда. А когда уже научишься хорошо стоять на сноуборде и выберешь, где тебе больше нравится – в горах или в парке – можно будет купить и более подходящую доску. Если очень полюбишь сноубординг и решишь совершенствовать свои навыки – лучше иметь две доски. И для фрирайда, и для фристайла.

    А вообще, если собираешься кататься впервые и берешь снаряжение в прокате, то тебе помогут выбрать правильную доску.

    Что насчет одежды для катания?

    У сноубордистов должна быть специальная одежда. Это мембранные куртка и штаны, которые сделаны из непромокаемой ткани. Стоит обратить внимание на то, что такие костюмы отличаются по способности отталкивать воду. Стоят все эти вещи достаточно дорого, поэтому для начала бери их напрокат.

    Когда все-таки решишь купить себе мембранную одежду, имей в виду, что с ней довольно много хлопот в плане ухода. Ее нельзя часто стирать, при этом использовать обычный порошок вообще запрещено – он забивает мембрану. Стирать такую одежду лучше специальным кондиционером раз в сезон. В остальное время – просто протирать влажной тряпочкой.

    А обувь как выбрать?

    Ботинки для сноуборда намного мягче, чем лыжные, но тоже могут отличаться в зависимости от стиля катания. Допустим, для карвинга используются очень жесткая доска и такие же жесткие ботинки. Но это очень узкий стиль, которым занимаются не очень многие, и он явно не для новичков.

    Для фристайла и фрирайда ботинки будут одинаковые, но обрати внимание на шнуровку. Она бывает двух типов: обычные шнурки и система Boa. Такая система при помощи специального колесика позволяет быстро зафиксировать ботинок на ноге. Это очень удобно.

    Теперь о защите: какая она бывает, и обязательно ли ее надевать?

    Самая базовая защита – это специальные шорты и наколенники. Тем более для неопытных сноубордитсов, которые особенно часто падают на пятую точку и колени. Эти падения очень неприятны и травматичны, и такая боль может вообще отбить охоту кататься на сноуборде. К слову, специальные шорты защитят не только от падений, но и от холодных горных ветров.

    Шлем – тоже очень важная штука. К примеру, в Буковеле без него тебя даже не пустят на гору. Есть, конечно, и другие горнолыжные комплексы, куда можно прорваться без шлема. Но это вопрос личной безопасности, о котором лучше позаботиться ради себя, а не для галочки.

    Для того, чтобы в лицо не сыпался снег и не дул ветер, сноубордисты надевают специальную маску. Маски бывают разные: и для дневного катания, и для ночного. Но это, в общем, не самый обязательный элемент экипировки для начинающего ездока.

    По желанию можно носить также защиту на запястья и локти. А если катаешь в парке, обязательно нужна защита на спину.

    И где лучше брать все это?

    Для начала бери напрокат. Если едешь куда-то за границу, лучше захвати снаряжение из Минска (или другого города, где живешь). Во-первых, это поможет сэкономить, потому что в Европе аренда экипировки может оказаться в разы дороже. Во-вторых, ты тщательно все подберешь и проверишь на месте: ботинки будут именно твоего размера, а на самом сноуборде ничего не будет скрипеть. Хотя, если лень тащить все с собой, можно арендовать снаряжение и на месте.

    С экипировкой все понятно. Так куда мне ехать, чтобы первый раз прокатиться?

    Нужно ехать в горнолыжный комплекс, например, в Силичи . Но самый идеальней вариант – в горы. Пять дней в горах заменят тебе год тренировок в тех же Силичах. Все потому, что на пологих трассах научиться кататься гораздо сложнее. А в горах, на свежевыпавшем снегу, за пару дней ты легко освоишь азы сноубординга. К примеру, научишься кантоваться.

    Какое место для катания считается самым классным в Беларуси?

    Здесь многое зависит от твоих личных возможностей: если не получается поехать за город, то можно и в «Солнечную долину » в Минске наведаться. Там есть и учебная трасса, и более крутые склоны. Но они все очень короткие, да и людей в выходные там будет полно. Идеальным местом для катания в Беларуси скорее всего можно назвать Логойск . Пару часов на учебной трассе – и можно уже пробовать себя на основных склонах.

    А в какие заграничные горнолыжные комплексы лучше отправляться новичку?

    Отличное место для катания недалеко от Беларуси – это Буковель . Можно рвануть и подальше: допустим, в словацкую Ясну . Это горнолыжный курорт в Низких Татрах. В Ясне очень красиво, там круче трассы и выше горы. Но стоит учитывать, что в Европе все будет дороже. Поэтому, если есть цель еще и сэкономить, то в Буковель можно ехать со спокойной душой. Там тоже отлично развита инфраструктура: есть и где остановиться, и где поесть, и где отдохнуть.

    И когда лучше ехать?

    На горнолыжных курортах бывают высокий и низкий сезоны. С ноября по декабрь сезон считается низким, и цены в это время приятнее. Высокий сезон начинается на рождественские праздники – с этого момента стоимость на проживание, ски-пассы, еду и все остальное резко повышается. Такая ситуация продолжается примерно до конца февраля, а затем снова начинается низкий сезон, который длится до марта-апреля.

    Летом кататься, конечно, тоже можно. Но это уже будет очень дорого, по сравнению с зимой.

    А сами трассы отличаются по высоте?

    Отличаются. Трассы бывают синие, красные и черные. Начинающим сноубордистам можно кататься на синих трассах, потому что у черных и красных трасс очень крутой угол подъема. Если не умеешь толком стоять на сноуборде, оттуда можно просто свалиться кубарем. И в этом случае очень легко травмироваться.

    Ну хорошо, вот я стою на горочке. Что делать?

    Начни с зарядки. Если не размяться хорошенько перед съездом, то можно получить травму. Сделай пару упражнений для разминки шеи, плеч, рук, ног, вроде тех, что когда-то делал (-а) на уроках физкультуры.

    Пытаться дальше съезжать самостоятельно можно, но гораздо эффективнее будет обратиться к инструктору, если вообще никогда в жизни не приходилось стоять на доске. Буквально за пару занятий с наставником вполне реально отточить какие-то базовые элементы катания, типа перекантовки, да и вообще понять сам смысл езды. После сможешь начать потихоньку кататься в одиночку.

    Имей в виду, что самый главный навык начинающего сноубордиста – это торможение. Потому что всегда есть риск поехать вперед, набрать скорость, но не знать, как затормозить. В таком случае придется просто падать. Поэтому научиться тормозить – твоя задача номер один.

    Что по поводу физической формы? Нужно ли иметь какой-то опыт занятий спортом?

    Телосложение, рост и вес никак не помешают тебе кататься на сноуборде. Чтобы стать на доску, не нужно быть профессиональным спортсменом. Достаточно обычной разминки пред съездом, о которой говорилось выше.

    С какого возраста можно ставить на сноуборд детей?

    Кто-то говорит, что кататься можно лет с семи, кто-то ставит на доску и четырехлетних детей. Здесь нужно смотреть по конкретному ребенку. Все-таки он должен уже хорошо понимать и как тормозить, и куда он вообще едет. Считается, что проще сначала научить ребенка кататься на лыжах. Лыжи, в отличие от сноуборда, – это естественная постановка ног, когда ехать нужно прямо, а не боком.

    Все равно страшновато. Насколько это вообще травматичное хобби?

    Сноубординг, конечно, травматичен. Но если слушать инструктора, носить защиту и специально не лихачить, то все будет хорошо. Главное соблюдать основные правила в соответсвии с твоим уровнем катания. Новичкам, к примеру, не стоит лазить на крутые горы, а также не ездить на «плоскаче» (слишком пологом снегу), когда контролировать доску практически невозможно. И на всякий случай помнить, что в любом горнолыжном комплексе есть медпункт, где всегда придут на помощь при необходимости.

    Фото – Алина Макарова , Vadim Vetrov, unsplash.com

    28 января 2013, 17:49

    Чтобы понять за сколько времени можно научиться кататься на сноуборде, сначала нужно определиться с целью.

    Если ваша цель - узнать конкретное количество часов, а в запасе всего несколько минут - переходите сразу к . Если хотите глубже понять нашу мысль - читайте с начала

    Определяем цель катания и обучения

    Научиться кататься на сноуборде может каждый, однако представление о «катании» у каждого своё. Для одних «научиться кататься» - это не падать. Для других - прыгнуть с трамплина или выиграть соревнования. Одни хотят изучить как можно больше техник. Другие - кататься в весёлой компании и не отставать. Кто-то ищет адреналин на крутых трассах и «научится кататься» только когда покорит северные склоны Чегета и прокатится по «Харакири» в Майрхофене. У всех разные цели.

    Время обучения зависит от цели. Когда вы поймёте для чего хотите кататься, то сможете примерно представить сколько времени займёт обучение сноуборду. Какие навыки нужно будет освоить сразу, а какие отложить до лучших времён. Если хочется «просто кататься», то хватит пары занятий с инструктором, чтобы начать получать удовольствие. Если хочется досконально во всём разобраться, то времени на обучение уйдёт больше.

    Лучшие цели те, которые заставляют развиваться вглубь. Тот, кто гонится за окружением: новыми склонами, ГЛК, странами - рано или поздно побывает везде и заскучает. Тот, кто использует только одно движение - потеряет остроту ощущений и перестанет кататься. Поэтому бОльших успехов добиваются те, кому нравится сам процесс. Не компания, джакузи и глинтвейн в отеле, а процесс. Когда вы развиваетесь вглубь, то можете расти на любом склоне. Вас не смущают холода, люди, качество подготовки трасс. У вас всегда есть новые идеи, которые хочется реализовать. И это даёт результат.


    Петя хотел поехать с друзьями в Шерегеш через 10 дней.

    Они - опытные сноубордисты, а он вставал «c нуля».

    На момент съёмки видео его стаж - 1 сезон: ~12ч обучения+80ч «наката»

    Наш опыт и прогноз времени

    В начале обучения прогресс идёт быстро. Обычно, первые повороты осваиваются за 3-5 часов занятий с инструктором. Их нельзя назвать идеальными, но они уже позволяют ехать по зелёной трассе, контролировать скорость и направление. Вчера вы видели сноуборд только на картинке, сегодня - умеете тормозить и объезжать людей на склоне. Вчера подсмотрели новый трюк - сегодня сделали первые удачные попытки.

    Понять принцип легче, чем довести движение до автоматизма. Все новые движения будут сырыми, угловатыми, резкими, но позволят делать что-то необычное и внесут новизну в ощущения. Вначале сноубордист походит на танцора-новичка, который вроде делает правильные вещи, но не попадает в такт, излишне напряжён, пытается контролировать все части тела сразу. Но если есть желание развиваться, то с набором опыта растёт уровень мастерства: развивается чувство ритма, движения становятся размеренными и чёткими, появляется расслабленность.

    Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5 ч

    Поехать по синей трассе - 30ч

    Большая часть работы над техникой - это самостоятельный труд. Сколько времени потратите на тренировку, такой результат и получите. Если вам хватает первых поворотов и зелёных трасс - поздравляем! Вы стали сноубордистом! Но е сли хочется большего - продолжайте оттачивать движения, контролировать стойку, снимать себя на видео. Беритесь за н овые элементы только после исправления ошибок и « наката» , иначе лишние движения потом будут мешать, а исправить их будет гораздо сложнее.

    Миша начал кататься в новогодние праздники. На видео мы в первый раз пробуем

    карвинговые повороты с разгрузкой вниз и они ещё«сырые» .

    Его стаж на тот момент - 3 месяца: ~16ч обучения+30ч «наката».

    Понимаем ограничения и особенности обучения

    Время обучения зависит от физической и психологической подготовки. Мы все разные и отличаемся: структурой тела, количеством мышц, мыслями в голове. Ускорить прогресс поможет опыт в любых видах спорта, где тренируется координация и баланс: батут, танцы, ушу. Тот, кто занимался лёгкой атлетикой или прыгал на батуте поедет быстрее, того, кто копил жирок и давил диван. Но если особых успехов в спорте не было, то поможет упорство и желание кататься.

    Методичность и упорство важнее силы ног и отсутствия страхов. Нередко тот, кто испытывает трудности, осваивает техники лучше того, кто «схватывает на лету». Мы встречались с теми, кому было трудно вставать, страшно разгоняться или упасть, но если они тренировались и получали удовольствие от катания, то мышцы привыкали, уверенность появлялась, техника совершенствовалась. Обратная ситуация случалась с теми, кто связал первые повороты за 2 часа и перестал за собой следить и узнавать новое. У них разрушалась стойка, терялся контроль в поворотах, смешивались разные техники.

    Проехать на время без выездов за флаги - 10ч

    Выиграть олимпиаду - 10 000ч

    На время обучения влияет то, как мы учимся и на чём учимся. Шершавая доска без парафина прилипнет к снегу и не даст ехать, слишком жёсткая или длинная потребует много сил для управления. Если ботинки давят, или наоборот - плохо завязаны, то время уйдёт на борьбу с неудобствами, а не на катание. Учиться можно самому, с друзьями или инструктором и это существенно влияет на время обучения сноуборду, но если кататься по два часа в сезон - прогресса не будет.

    Если учиться самому

    Научиться кататься на сноуборде самостоятельно - реально. Для этого нужно изучать теорию, практиковаться и контролировать себя. Самостоятельное обучение незаменимо, когда нужно отточить известные элементы, но требует дополнительного времени и сил при изучении новых. Часто у новичков в голове крутится мысль: «все катаются - значит легко». Они ищут ближайший прокат и бегут на склон, где громко кричат от восторга. Бывает, в первый и последний раз. Если до этого не узнали что делать и больно приложились.

    Достоинства:

    Во время самостоятельного обучения сноуборду вы научитесь разбираться в теории и тренироваться. Научитесь исследовать и испытывать себя на прочность. Чувствовать себя и доску. Теперь вместо любимого сериала вы сидите и читаете форумы сноубордистов: разбираетесь, чем повороты с разгрузкой вверх отличаются от поворотов по буграм и как освоить карвинг на мягкой доске. За завтраком сравниваете свои проезды с райдерами в инстаграм и ютуб.

    Недостатки:

    Требуется много сил и терпения, чтобы самому разобраться во всех тонкостях. Самостоятельное обучение без теории сродни длительному подъёму в гору при плохой погоде, когда неизвестно, сколько ещё идти и куда придёшь в итоге. Если нет желания её изучать, то базовые навыки останутся неосвоенными, а наблюдение за опытными сноубордистами только запутает. Собственные ощущения, особенно на начальном этапе, не всегда совпадают с тем, что есть на самом деле. Поэтому придётся записывать себя на видео и постоянно сравнивать с «эталоном».


    Мы с другом не читали теорию перед тем, как пойти кататься в первый раз.

    В результате 5 часов гоняли на заднем канте и падали на переднем.

    С нашей подготовкой и упорством за это время можно было освоить первые повороты

    и выучить пару трюков на склоне. Не повторяйте наших ошибок =))

    Если учиться с друзьями

    Учиться у друзей легче, чем разбираться и искать информацию самому. Они уже обладают опытом и подскажут, что учить в первую очередь, а что во вторую. С ними обучение будет более безопасным. Вы быстро достигните общего уровня и начнёте кататься с одних и тех же склонов. При условии, что вас не бросят посреди горы или леса потому что хотят покататься. Уточните условия перед поездкой.

    Достоинства:

    С друзьями легче понять свои ошибки и исследовать новое. Если они катаются, а вы только начинаете, то друзья поделятся адресом проката, укажут на огрехи, расскажут на каких досках катались и какую лучше выбрать. Поделятся историями о том, как учились в первый раз. Если вы вместе начнёте с нуля, то общими усилиями придёте к результату быстрее. Потом будете вспоминать, как приложились на копчик и все болело на следующий день.

    Недостатки:

    Качество и время обучения будет зависеть от опыта и желания друзей. Нужно учитывать, что не все могут или хотят объяснять. Бывает, что на словах говорят одно, а на деле показывают другое. Замечают только самые явные ошибки. Часто мы наблюдаем, как родители кричат на детей, которые не понимают объяснений. А молодые люди психуют, пытаясь что-то объяснить своим леди. К тому же нельзя рассчитывать на 100% заботу о себе. Следует помнить, друзья тоже хотят покататься, а не ползать по учебной трассе.

    Если учиться с инструктором

    Быстрее всего «научит кататься на сноуборде» инструктор. Если не хочется разбираться в теории самостоятельно, а друзей, которые катаются, не нашлось, обращайтесь к инструктору. Он пригодится тем, кто хочет сразу учиться правильно или исправить ошибки. Тому, кто переживает за свою безопасность или боится скорости. Купил билеты в горы, а на доске ещё ни разу не стоял.

    Достоинства:

    Инструктор упростит получение и усвоение знаний. Он знает упражнения для коррекции ошибок и использует методику, которая приводит к нужному результату: сложные элементы дробятся на части, крутизна склонов меняется постепенно. Инструктор не потащит вас на вершину горы, пока не убедится, что вы к этому готовы. Он даёт теорию и смотрит, всё ли получилось так, как надо. Когда инструктор показывает элемент в голове закрепляется «зрительный слепок правильности», а его комментарии дают понять насколько похоже было сделано движение. Поэтому учиться с ним быстрее, чем самому или с друзьями.

    Недостатки:

    Инструктор - не волшебник. Он «проводник» и «вдохновитель», но не сможет делать упражнения за вас. Если один раз взять занятие, а потом« просто кататься» , особого прогресса не будет. К тому же есть вероятность, что за деньги вас будет учить «самоучка» или новичок, которому самому неплохо бы поправить технику. На начальном этапе вы не сможете понять уровень и квалификацию инструктора. Но если вас устраивает подача материала почему бы не позаниматься?

    Лайфхак: запоминайте упражнения, а потом практикуйте самостоятельно, так прогресс будет идти быстрее. На следующем занятии вместо«наката» и набора опыта просто подкорректируете ошибки.

    Антон едет поворотами с переносом веса по зелёной трассе.

    Его стаж - 4 часа.

    Дерево навыков сноубордиста

    Чтобы вы смогли сориентироваться мы составили дерево навыков сноубордиста. За основу взяли среднюю физическую подготовку и отсутствие панических страхов скорости и высоты. Это примерная схема. Для каждого она будет индивидуальной, но по ней можно прикинуть, сколько времени потребуется, чтобы« научиться кататься на сноуборде».

    Дерево навыков для сноубордиста со средней физической подготовкой, без панических страхов скорости и высоты

    Базовые навыки

    - Тренируем внимательность на склоне

    Понять, что подниматься нужно по краю трассы - 1ч

    Сидеть, где безопасно, не на середине - 3ч

    Смотреть наверх перед стартом - 15ч

    Видеть все опасные места и людей, отрастить глаза на затылке - 500ч

    Для зелёных трасс. Можно больше ничего не учить

    Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5ч

    Кататься по зелёным трассам - 10-15ч

    Перестать бояться синих трасс - 30ч

    Ехать по красной трассе и поворачивать, а не соскальзывать вниз на заднем канте - 150ч

    Цепляемся за бугель. В мороз мёрзнем

    Понять как подниматься - ~1 км или 3 «учебки» Уктуса,

    Объехать колею - ~5 км или 15 подъёмов

    Размяться или поговорить по телефону -~ 10 км или 30 подъёмов

    Отстегнуть две ноги и подняться, как на ледянке -~100 км или 300 подъёмов

    Фристайл на склоне

    Прыгаем с носа и хвоста. Используем упругость доски

    Прыгнуть на месте - 20 мин

    Прыгнуть в движении - 30 мин

    Перепрыгнуть через снежок и оставить его целым - 5ч

    Перескочить через заградительную сетку - 20ч

    Отрываем сноуборд от земли, ловим баланс

    Поднять нос над землёй на месте - 10 мин

    Удержать нос над землёй в движении три секунды - 30мин

    Правильно зайти на трюк и выйти из него - 3ч

    Проехать 500 метров лёжа на хвосте - 10ч

    Карвинг

    Используем центробежную силу, зависаем над снегом

    Режем на одном канте, на другом - проскальзываем - 2ч

    Катаемся с остановками по зелёным трассам - 5ч

    Катаемся без остановок по зелёным трассам - 15ч

    Катаемся по синим трассам, увеличиваем угол наклона к снегу - 30ч

    Ставим трассу, покупаем секундомер

    Примерно понять как ехать - 5ч

    Проехать без выездов за флаги - 10ч

    Поучаствовать в любительских соревнованиях, чтоб не стыдно - 500ч

    Выиграть олимпиаду - 10000ч

    Проскальзывание:

    Контролируем скорость на синих, красных трассах

    Осознать, что ноги гнутся - 1ч

    Связать первые повороты - 5 ч

    Почувствовать, как гасится скорость на синей трассе - 30 ч

    Ехать по красной трассе шириной 4м и поворачивать - 100 ч

    Несёмся по буграм, каше, свежему снегу

    Как по этому вообще ездить??? - 4ч

    Вылетать или утыкаться в бугры - 6ч

    Поворачивать между бугров и деревьев - 10ч

    Катиться по буграм по чёрной трассе без дребезга доски и срывов - 300ч

    -Взрываем пухляк, кайфуем на весенней каше

    Связать первые повороты на подготовленной трассе - 5 ч

    Слишком сильно грузить переднюю ногу, падать в свежем снегу - 8ч

    Понять, что лучше притормозить или наоборот - разогнаться, чем заново выбираться из снега - 10ч

    Кантоваться на красных трассах, кайфовать по весенней «каше» - 80ч

    Статьи

    • - разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов
    • Р азбираемся как учиться, чтобы не потерять интерес и как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить

    Ура! Вот он, счастливый день, когда ты с друзьями или без них первый раз попадаешь на склон. В прокате тебе дают модную доску, настраивают крепления, ты одеваешь мягкие и удобные сноубордные ботинки. Потом ты идешь на склон, где все лихо рассекают снег, пристегиваешь доску и пытаешься ехать. 100% начинающих падают в первые же 30 секунд. Чем же тебе заняться, пока твои друзья унеслись вниз, и как понять, где же он, кайф от катания?

    Как научиться кататься на сноуборде

    Можно сразу тебя расстроить. В первый раз ты точно не поедешь, как они. И во второй тоже. Причина очень проста: твое тело еще никогда не катало на сноуборде, поэтому понятия не имеет, что ему нужно делать. Более того, кроме при катании на доске задействованы такие мышцы, о наличии которых ты и не подозреваешь. Ты почувствуешь это на следующий день после катания, встав с кровати в состоянии "перееханный танком". Поэтому этим мышцам нужно дать возможность развиться, а телу осознать и запомнить новые ощущения, а на это потребуется время.

    Хорошая новость состоит в том, что при большом желании и правильном подходу кататься на сноуборде можно уже с третьего-четвертого выхода на склон. Естественно, до красоты и скорости будет еще далеко, но само передвижение и уменьшение числа падений будет налицо. Кроме того, все когда-то начинали, поэтому при желании и некоторой доли настойчивости на доску встанет каждый. Поэтому не стоит расстраиваться и быстрее приступить к обучению катанию на сноуборде.

    С чего начать?

    Вариант 1. Взять инструктора.

    Хорошо, когда начинающий бордер осознает, что катать не так просто, как кажется, и берет себе инструктора. Это замечательно и правильно, однако есть несколько но. Во-первых, это дорого. Не все готовы выложить дневной бюджет катания за час индивидуальных занятий. Во-вторых, первый раз вставая на доску, заниматься нужно именно индивидуально, потому что тебе понадобится максимум профессионального внимания. В-третьих, неудачный инструктор (как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения общения) может навсегда отбить желание кататься на сноуборде. Порой инструкторы слишком много внимания уделяют технике и ошибкам, забывая показать все радости нахождения на склоне. Катания должно приносить радость с первого же раза, тогда у тебя будет мотивация продолжать совершенствоваться и прийти к скорости и драйву. Удовлетворение приносят первые успехи, поэтому хороший инструктор будет давать такие упражнения, которые ты в силах выполнить, и концентрировать твое внимание именно на успехах.

    Как итог: да, инструктор - это самое грамотное решение. Однако выбирать его стоит тщательно, а если ты понимаешь, что не чувствуешь радости на склоне, смело меняй инструктора, потому что дальше будет только хуже.

    Вариант 2. Попросить друга.

    Многие начинающие бордеры по тем или иным причинам не берут занятия у инструкторов, а просят друзей научить их кататься на сноуборде. Это очень распространенный вариант, и его эффективность зависит именно от друга, в первый раз поставившего тебя на сноуборд. Если друг хорошо катается на сноуборде, это совсем не значит, что он может научить этому тебя. Многие опытные райдеры давно забыли свои первые ощущения на склоне, когда мозг не может сообразить, как нужно расположить тело, а непривыкшее тело не хочет слушаться команд мозга. Поэтому, если супер-райдер-друг удивляется, почему ты не можешь сделать такую простую вещь, как перейти с заднего канта на передний, и вообще постоянно падаешь, лучше сказать ему "спасибо" и отпустить гонять по красным склонам.

    Если друг действительно основательно взялся за твое обучение, он должен понимать, что самому ему покатать в этот раз не удастся, и спокойно проведет целый день вместе с тобой на учебном склоне, водя тебя за руки, поддерживая, терпеливо перенося все твои падения, недопонимание и жалобы. Если обучающий правда хочет научить, а обучаемый действительно готов учиться, то все получится. Если обучающий еще и знаком с нужными упражнениями, дело пойдет еще быстрее. Поэтому выбирайте правильного друга и вперед на склон.

    Вариант 3. Учиться самостоятельно.

    Как же быть тем, кто решил научиться кататься на сноуборде самостоятельно? Техника катания на сноуборде для начинающих сноубордистов начинается с несложных упражнений, которые под силу каждому. Найдите учебную горку и начинайте выполнять упражнения, который предназначены специально для тех, кто встает на сноуборд в первый раз.

    Они не сложные, поэтому тихо мирно отрабатывайте движения, отмечайте успехи и переходите к следующему упражнению.

    10 правил начинающего сноубордиста

    1. Без падений кататься никто еще не научился. Не избегайте падений. Одевайте защиту и падайте до тех пор, пока тело само перестанет падать.
    2. Кататься на сноуборде - это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы преодолеть все трудности, найдите себе сильную мотивацию , которая не даст вам все бросить. Например, хочу в горы или хочу быть на склоне не случайным человеком. Главное, чтобы вы знали, зачем вам все это нужно.
    3. Прогресс идет постепенно . Поэтому не ожидайте от себя слишком многого сразу и не расстраивайтесь. Концентрируйте внимание на успехах.
    4. После первого раза тело будет очень (ОЧЕНЬ) сильно болеть . Это не страшно, потому что болят те мышцы, которые не работают в повседневной жизни. Обязательно разомните тело зарядкой.
    5. Обучение требует регулярности . Поэтому старайтесь выбираться на склон хотя бы раз в неделю.
    6. Если у вас еще остались болевые ощущения от прошлого раза, не стоит выходить на склон до тех пор, пока они пройдут. Если вы получили травму и не распознали ее, преждевременное катание грозит вам плохими последствиями.
    7. Пока едете на подъемнике, обращайте внимание на проезжающих сноубордистов. Отмечайте плюсы и минусы их техники. Мозг запоминает увиденное, и обучение идет быстрее.
    8. Не нужно ездить на бугельном подъемнике, если есть кресельные .
    9. Не нужно ездить на кресельном подъемнике с пристегнутом к одной ноге сноубордом. Снимите его совсем и возьмите на колени.
    10. Не лезьте на большой склон, пока не будете уметь перекантовываться. И свои ноги повредите длительной нагрузкой при езде плугом, и остальному народу опасность создадите.
    11. Дополнительное правило: обязательно прочитайте статьи про травмы и как их избежать . Для начинающих сноубордистов эта информация бесценна, ведь предупредить беду всегда проще, чем потом устранять последствия.

    Упражнения для обучения катанию на сноуборде

    Упражнение 1.

    Цель : На сноуборде катаются боком, то есть впереди ставится либо правая (гуфи), либо левая (регуляр) нога. Нужно выяснить, на какую ногу тебе будет удобнее кататься. Общее правило: правши катают правой ногой вперед, а левши - левой, но оно работает не всегда. Если ты вдруг не можешь определиться, придерживайся общего правила. Не страшно, если ты ошибешься - в будущем тебе будет намного легче кататься на свою ногу. Продвинутые райдеры должны одинаково хорошо кататься на обе ноги.

    Что делать : Попроси кого-нибудь внезапно толкнуть тебя в спину. Какую ногу ты выставил вперед? Ту ногу и считай передней. Способ второй: вспомни, какой ногой вперед ты катался по льду с разбегу в детстве? Та будет передней. Способ третий, сноубордный: найди самый пологий склон и пристегни обе ноги к доске. Теперь попробуй ехать вправо и влево. Куда удобнее? Если одинаково удобно или одинаково неудобно, воспользуйся общим правилом: правша - вперед идет правая нога, левша - левая.

    Упражнение 2.

    Цель : привыкнуть, что теперь твои ноги связаны. Перебороть чувство дискомфорта от связанных ног.

    Что делать : на ровной поверхности пристегни сноуборд. Почувствуй, что теперь твои ноги связаны доской. Сначала это будет неприятно, потом придет недоумение, как так можно ездить, потом ноги и мозг привыкнет к этой мысли. Когда ты понимаешь, что другого выхода нет, и нужно как-то выкручиваться, попробуй как угодно поперемещаться на сноуборде (на ровной поверхности). Задача состоит именно в том, чтобы заставить мозг понять, что в пристегнутых ногах нет ничего страшного, и он начнет сам подсказывать тебе способы перемещения новым для него образом.

    Упражнение 3.

    Цель : почувствовать правильную стойку сноубордиста.

    Что делать : на ровной поверхности пристегни обе ноги к сноуборду. Разверни корпус по направлению к передней ноге, плечи должны смотеть вперед, вдоль сноуборда. Перенеси 70% веса на переднюю ногу, 30% оставь на задней ноге. Запомни эти ощущения, в будущем именно они должны у тебя быть в процессе движения по склону.

    Запомнил? Хорошо. Теперь залезаем на учебную горку и переходим непосредственно к движению. Первое время не стоит обращать внимание на стойку, потому что будет совсем не до нее. А вот в будущем придется вспомнить упражнение 3 и внедрять в свое катание правильную стойку.

    Упражнение 4.

    Цель : почувствовать снег и то, что ты сноубордист.

    Что делать : на пологом склоне попробовать двигаться вниз. Неважно, как ты будешь это делать, главное, медленно но верно двигаться вниз. Падения не страшны. Попробуй держать баланс тела, чтобы падений стало меньше. Почувствуй сопротивление снега, как он тебя держит, как его проходит твоя доска. Почувствуй, что доска - это продолжение тебя, что ей можно управлять. Обычно все едут на пятках, то есть на заднем канте. Почувствуй, какое усилие нужно приложить, чтобы, с одной стороны, доска ехала вниз, а с другой стороны - передний кант не зарывался в снег. Почувствуй, что ты на улице, на свежем воздухе, среди веселых ярких людей. Ты занимаешься спортом, причем каким! Ты встаешь на сноуборд и скоро будешь гонять по горам. А ради этого можно немного попадать, ведь на тебе защита, поэтому падать совсем не больно.

    Упражнение 5.

    Цель : встать после падения.

    Что делать : во время выполнения предыдущего упражнения ты, скорее всего, будешь падать. Значит, нужно тебе рассказать два способа, как встать и продолжить движение.

    Первый способ : развернуться лицом к склону, оттолкнуться сзади рукой, при этом передней рукой держась за передний край сноуборда. Этот способ неудобен на пологих склонах и дает сильную нагрузку на колени.

    Второй способ : перевернуться на живот, встать на четвереньки спиной к склону и встать, придерживаясь руками за снег. Этот способ не так эстетичен, но намного безвреднее.

    Упражнение 6.

    Цель : научиться ездить самым универсальным образом, который является спасением всех бордеров в сложных ситуациях - освоить плуг. Почувствовать задний кант и его возможности.

    Что делать : твоя задача - съехать вниз по прямой только на заднем канте. Встань на пятки. Как только ты начнешь слегка опускать носки, то доска начнет съезжать вниз по склону. Делать это нужно медленно. Представь себе, что ты намазываешь своим сноубордом масло на хлеб, и постарайся сделать это аккуратно. После тебя должен остаться прямой ровный след шириной в твой сноуборд. Не должно быть выраженных ступеней, движение должно быть равномерным. Это называется плуг.

    Важно, чтобы носок не опустился слишком сильно вниз, иначе передний кант зароется в снег, и ты упадешь "рыбкой" вперед и вниз по склону. Это очень неприятное падение, называется "поймать кант".

    Плуг как способ передвижения еще не раз тебе пригодится. Дело в том, что сноуборд становится вездеходным именно благодаря такому плугу. Лыжи не могут управляемо ехать только вперед, а сноуборд может. Плуг хорошо держит на самом крутом склоне, позволяет протиснуться в самых узких местах и пройти неудобный участок на самой минимальной скорости.

    Чтобы затормозить, сильнее надави на задний кант (пятки). Он врежется в снег, трение увеличится, и доска остановится.

    Здорово, если первое время выполнять это упражнение, держась двумя руками за руки обучающего. С виду это напоминает пару для вальса. На практике ты будешь держаться за кого-то, страха упасть будет меньше, обучение пойдет быстрее.

    Упражнение 7.

    Цель : научиться ездить плугом на переднем канте (на носках), почувствовать возможности переднего канта, побороть страх ехать спиной к склону.

    Что делать : то же самое, что и в прошлом упражнении, но на переднем канте (на носках). Нужно ехать спиной склону, аккуратно "намазывая" снег передним кантом. Сразу хочу предупредить, что это значительно сложнее. Сделайте это упражнение столько раз, сколько будет необходимо, чтобы страх упасть на спину прошел, ты почувствовал уверенность, что снег тебя держит, и оставил после себя ровный прямой широкий след.

    Также хорошо, когда первое время кто-то будет поддерживать тебя за руки и помогать не потерять равновесие. Потом нужно начинать выполнять падающий лист на переднем канте без посторонней помощи.

    Упражнение 8.

    Цель : научиться азам управления сноубордом, а именно заставлять доску ехать вправо и влево. Это упражнение часто называют "падающий лист".

    Что делать : нужно ехать плугом на заднем канте, но, в отличие от упражнения 3, где ты ехал прямо вниз, теперь нужно заставить доску сначала ехать вниз и вправо, а потом вниз и влево. Делается это так: если тебе нужно ехать вправо, то сильнее надави на пятку правой ноги, и сноуборд поедет в сторону. Проехав 3-4 метра, остановись и начинай давить на пятку левой ноги. Перенеси вес на нее, и ты почувствуешь, как борд едет влево. После 3-4 метров снова поменяй направление.

    Таким образом, ты заставляешь ехадь сноуборд в сторону, если сильнее загружаешь соответствующую ногу. В теории твой вес должен быть распределен так: 70% веса на переднюю ногу, 30% - на заднюю. Важно привыкать к такому распределению, потому что болезнь всех новичков - переносить вес назад, от чего случаются падения. БОльшая часть веса всегда приходится на переднюю ногу.

    После тебя должен остаться след, похожий на траекторию падающего листа. Старайся, чтобы эта траектория была ровной и симметричной.

    Первое время приветствуется посторонняя помощь. Хорошо иллюстрирует то, что тебе нужно воспроизвести, следующая картина:

    Упражнение 9.

    Цель : продолжать учиться азам управления сноубордом. Заставить доску ехать в сторону на переднем канте.

    Что делать : переходим к сложному. Теперь тебе нужно встать на передний кант (на носки) спиной к склону и повторить прошлое упражнение, но на носках. Стоя на носках, нужно заставить доску поехать вправо, надавив на правую ногу, а потом влево, надавив на левую ногу. Траектория движения должна быть такой же, как и в предыдущем упражнении.

    Это упражнение дается значительно труднее, но, когда ты его освоишь, прогресс пойдет гораздо быстрее. Также приветствуется посторонняя помощь первые несколько раз.

    Помни, что по склону сноубордист всегда едет на одном канте, либо на переднем, либо на заднем. Как только ты переходишь на скользяк и едешь по склону всей поверхностью сноуборда, доска становится неуправляемой, очень быстро растет скорость, и велика вероятность, что ты затормозишь только путем столкновения с каким-либо предметом. И совсем не обязательно, что он будет мягким.

    Итог

    Вот и закончена твоя программа на первый и второй раз катания. Поверь, пока этого вполне достаточно. Ты поймешь, что передвигаться на сноуборде вполне реально и даже удобно, перестанешь бояться склона, поймешь, как хорошо тебя держит снег. У тебя проявится некий прогресс, ты сможешь достигать в плуге какой-то скорости и почувствуешь себя сноубордистом, частью этого веселого мира, а не просто зрителем.

    А если ты решись продолжить улучшать свою технику, то добро пожаловать на следующий этап, который называется