• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Горнолыжный спорт - один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с гор на специальных приспособлениях (лыжах) по заранее подготовленным трассам. Чрезвычайно популярен как один из видов активного отдыха, особенно в зимнее время. Выделяют такие дисциплины горнолыжного спорта:

    Скоростной спуск (англ. downhill - "вниз с холма") - прохождение специально подготовленной трассы (которая проложена по естественному рельефу склона, и предусматривает прохождение через направляющие ворота, преодоление трамплинов, поворотов, бугров, гребней и т.д.) за максимально короткий отрезок времени. Трасса помечается с двух сторон цветными линиями на снегу или яркими флажками, на ней расположены направляющие ворота - сдвоенные древки с флагами красного и синего цвета прямоугольной формы. Спортсмены в отдельных случаях могут развить скорость до 140 км/ч, длина полета при прыжках может составлять от 40 до 50 м. Этот вид горнолыжного спорта включен в программу Зимних олимпийских игр.

    Слалом (от норв. "спускающийся след") - максимально быстрый спуск с горы на лыжах, при котором спортсмен обязательно должен проехать через все ворота (если лыжник пропустил ворота или пересек их только одной лыжей, он выбывает из числа соревнующихся). Длина трассы составляет от 450 до 500 м, перепад высот между стартовой и финишной точкой - от 60 до 150 м; ширина ворот, установленных на трассе - от 3,5 до 4 м, расстояние между ними может колебаться от 0,7 до 15 метров. Лыжники развивают скорость до 40 км/ч, при подведении итогов учитываются результаты, продемонстрированные спортсменами во время спусков по двум разным трассам. С 1931 года слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин включен в программу чемпионатов мира по горнолыжному спорту.

    Гигантский слалом (слалом-гигант) и супергигант - спуск с горы на лыжах проводится с соблюдением правил слалома. Отличие состоит в том, что длина трассы составляет от 800 до 2000 м, перепад высоты между стартом и финишем - 200-500 м, ширина ворот, установленных на трассе - 8 метров. Преодолевая дистанцию, лыжники могут развить скорость до 65 км/ч, при подведении окончательных итогов учитываются результаты двух спусков (для спортсменов-мужчин) или одного (для женщин).

    Могул (от слова mugl, которое в венском диалекте немецкого языка имеет значение "небольшой холм") - один из видов лыжного фристайла - спуск с достаточно крутого бугристого склона и выполнение прыжков на трамплинах. Бугры (могулы) на склонах образуются в процессе выполнения лыжниками поворотов малого радиуса (чаще всего на трассах, которые невозможно выровнять из-за крутизны, наличия препятствий, малой ширины и т.д.) или же специально строятся при помощи технических средств (например, ратрака) для проведения соревнований. Могул включен в программу Зимних олимпийских игр с 1988 года.

    Лыжная акробатика - родоначальник лыжного фристайла - выполнение трюков на лыжах. Олимпийский вид спорта с 1994 года.

    Нью Скул (от англ. new school "новая школа") - одно из направлений фристайла, выделившиеся в конце 90-х годов прошлого столетия. По стилю данный вид катания на лыжах напоминает сноубординг, и, в отличие от фристайла, свободен от ограничений сложности выполняемых элементов. Вначале представители данного направления катались исключительно в сноубордических парках, позднее переместились на специально подготовленные трассы и даже на городские улицы (катание по перилам, боксам, стенам (волрайдам, от англ. wall - "стена" и rclasse - "ездить") и рейлам (от англ. rails - "перила, изгородь").

    В наше время New School подразделяется на такие подвиды:

    Хафпайп (англ. half-pipe - "дренажный желоб") - катание в U-образной полутрубе;

    Бигэйр (от англ. big-air - "большой воздух") - спортсмен разгоняется и совершает прыжок с трамплина, выполняя при этом различные трюки. Длина полета составляет от 5 до 30 м;

    Слоупстайл (от англ. slope - "склон, гора для катания" и style - "стиль") - соревнование, заключающееся в виртуозном выполнении прыжков и акробатических трюков на специально оборудованной трассе (трамплины, пирамиды, перила, контр-уклоны и т.д.);

    Ски-кросс (от англ. ski - "лыжи" и cross - "кросс") - гонка на лыжах по специально оборудованной трассе (трамплины, волны, виражи и т.д.). На первом этапе соревнований (квалификация) лыжники проходят трассу поодиночке. В соответствии с показанными результатами они распределяются в группы по 4 человека для участия в финальной гонке, проходящей по олимпийской схеме (с выбыванием);

    Спидскиинг (от англ. speed - "скорость" и ski - "лыжи") - соревнования по спуску на лыжах по прямой, хорошо подготовленной трассе. Цель - пройти дистанцию с максимальной скоростью. Особенности экипировки - на носках лыж размещаются свинцовые пластины, перед креплениями устанавливаются рукоятки, позволяющие легко сохранять положение глубокого приседа, на плечах спортсмена закрепляется надувной обтекатель. Максимальная скорость, развитая лыжником при данном виде спуска, зарегистрирована в 1999 году - 248,105 км/ч. Это достижение принадлежит спортсмену из Австрии Харри Эггеру.

    Телемарк (от англ. Telemark - "поворот с выпадом на лыжах") - вид горнолыжного спорта, зародившийся в провинции Телемарк (Норвегия) благодаря усилиям Сондре Норхейма (Аверсена), который сумел систематизировать знания и техники спуска с гор. В экипировку для телемарка, кроме традиционных лыж с телескопическими палками, входит специальный шест (лург).

    Фрирайд (от англ. free rclasse - "свободная езда") - спуск, проводящийся на горных лыжах вне подготовленных трасс (лучше всего по нетронутому снегу). Главные опасности данного вида катания - опасность схода лавин и сложности при оказании медицинской помощи в случае получения травмы. Потому спортсмен-фрирайдер должен быть не только хорошо подготовлен физически, но и соответственно экипирован, ознакомлен с правилами поведения на горном склоне. В некоторых случаях обязательны услуги опытного гида.

    Виды катания:

    Облегченный фрирайд - спортсмены поднимаются на гору на подъемниках, после чего спускаются по нетронутому снегу;

    Бэккантри (от англ. back country - "удалённая местность") - спуск по целинному снегу, которому предшествует восхождение на горы, не оборудованные подъемником;

    Ски-тур (от англ. ski - "лыжи", tour - "путешествие, поход") - поход, предусматривающий периодическое восхождение на горы и спуск по снежной целине на специальных облегченных лыжах;

    Хели-ски (от англ. heli - "вертолет" и ski - "лыжи") или хелибординг (от англ. heli - "вертолет" и board - "доска") - лыжников забрасывают на вершину горы на вертолете. В некоторых местах данный вид фрирайда запрещен;

    Сноумотобординг - катание на лыжах по снегу с использованием снегохода (мотоцикла) как тягловой силы (принцип водных лыж).

    Также выделяют такие стили катания на лыжах:

    Туристическое катание (Allround - англ. "универсальный", Recreation - англ. "отдых, восстановление сил, развлечение") - не разделяется на уровни, не характеризуется четко выраженными техниками. Чаще всего люди, выбирающие данный стиль катания, не стремятся к достижению спортивных результатов, а просто стараются извлечь максимум пользы и удовольствия от самого процесса спуска на лыжах со сверкающего белизной заснеженного склона;

    Фрирайд - катание вне подготовленных трасс. Выделяют два направления фрирайда: собственно фрирайд, предполагающий катание в любых условиях (по мягкому и жесткому снегу, льду, камням и т.д.) и "паудер" (от англ. powder - "пудра") - спуск по глубокому пушистому снегу. Иногда в процессе спуска фрирайдеры не только совершают прыжки с различного рода возвышенностей, используя их как трамплины, но и выполняют разнообразные акробатические трюки;

    Фанкарвинг или экстремальный карвинг (от англ. carving - "резать") - спуск с горы на специальных карвинговых лыжах, включающий в себя крутые повороты (не только в стороны, но и по кругу). Отличия в технике - строго резаные повороты, широкое ведение лыж с глубоким наклоном внутрь поворота, отказ от использования лыжных палок.

    Нью Скул фристайл, фристайл "новой школы", современный фристайл - катание, предусматривающее выполнение различного рода трюков, прыжки с трамплинов, катание в желобе (хафпайпе), катание по перилам и рельсам.

    Горные лыжи - наиболее травмоопасный вид спорта, особенно для детей. Нет, в детском горнолыжном спорте травмы чрезвычайно редки, поскольку и экипировку опытные тренеры правильно подбирают, и спускаются по склону юные спортсмены по одному (что исключает потенциальную возможность столкновения с другим лыжником). На более высоком уровне, у спортсменов постарше травмы действительно имеют место. Причин несколько: неправильно подобранные и настроенные крепления лыж (ведь чаще всего любители занимаются этим самостоятельно, считая себя достаточно компетентными, результат - вывихи и переломы после падений); переоценка своих сил; плохая организация движения на склоне, в результате чего катающие сталкиваются на полной скорости. Именно поэтому как начинающие спортсмены, так и профессионалы обязаны соблюдать правила FIS: быть внимательным к другим лыжникам; контролировать скорость и способ спуска, а также правильно выбирать траекторию движения; избегать остановок в плохо просматриваемых узких местах, проявлять внимание к знакам. В то же время, согласно статистике, горнолыжный спорт гораздо менее травмоопасен, чем, например, хоккей или футбол.

    Слалом зародился в Норвегии. Действительно, спуск по горным склонам с древних времен был чрезвычайно популярным в Норвегии - издавна местные жители соревновались между собой в мастерстве скоростного спуска с гор в Хопменколлене вблизи Христиании (ныне - город Осло). На соревнованиях, которые проводились в 1767 году, было разыграно 4 приза среди лыжников, перед которыми ставилась задача: пройти по склону, поросшему кустами и деревьями, стараясь не упасть и не поломать лыжи. Еще за 6 призов вели борьбу смельчаки, спускавшиеся с крутого склона без помощи лыжных палок. В те времена не проводилось разграничение между лыжным и горнолыжным спортом - техника горных лыж начала складываться несколько позже, в норвежской губернии Телемарк. В 1875 году в той же норвежской Христиании был основан первый в мире горнолыжный клуб, а в 1877 году при клубе открылась горнолыжная школа. В 1879 году были проведены первые горнолыжные соревнования на горе Гусби недалеко от Христиании. Однако некоторые специалисты считают, что основоположниками горнолыжного спорта были жители Австрии - ведь именно в Альпах с 1905 года начали проводиться официальные соревнования по данной спортивной дисциплине.

    Лыжный фристайл появился в начале прошлого века. Действительно, принято считать датой рождения данного вида горнолыжного спорта 1930 год - именно тогда норвежские лыжники стали включать в программу тренировок по беговым и горным лыжам акробатические трюки. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что первый акробатический прыжок на лыжах был совершен еще в 1860 году. К этому можно добавить, что разработал лыжную акробатику в 50-х годах прошлого века Стейн Эриксон, а соревнования по фристайлу, как альтернатива традиционным горнолыжным дисциплинам, начали проводиться с начала 60-х годов. В 60-70 гг лыжный фристайл (вначале именовавшийся "хот-доггинг") продолжал развиваться, и вскоре из одной дисциплины, предполагающей демонстрацию техники и выполнение трюков по собственному выбору, выделились три современных направления - могул, лыжная акробатика и лыжный балет.

    Сперва появился новый стиль катания - карвинг, а потом уж - соответствующий инвентарь. Это не так. Вначале были созданы лыжи с новой (карвинговой) геометрией, и лишь несколько позднее появились люди, старающиеся использовать все возможности новой модели особой формы, порой снабженной пластинками-лифтерами, позволяющими поднять ботинок над поверхностью снега на 8-10 см, что идеально подходит для экстремального карвинга.

    Экипировка горнолыжника чрезвычайно дорога. Безусловно, профессиональные спортсмены тратят на экипировку довольно внушительные суммы. А начинающему лыжнику достаточно приобрести крепкий шлем, качественные горнолыжные ботинки (максимум 100 €) и удобную теплую одежду. Лыжи, палки, крепления и т.д. поначалу можно не покупать - все это предоставляется в спортивных школах и секциях. Со временем, набравшись опыта, можно приобретать и собственный инвентарь, стоимость которого - около 250 €, а если комплект б/у - то и в 50 € можно уложиться.

    Лучше всего начинать заниматься горнолыжным спортом с 11-12 лет. Возрастных ограничений в данном виде спорта нет. Начинать можно и в 4-6, и в 11-12, и в 14-15 лет. Да и пенсионный возраст отнюдь не помеха для занятий горными лыжами.

    Горнолыжным спортом могут заниматься только люди здоровые, обладающие большой физической силой и выносливостью. Конечно, если речь идет об экстремальном катании, без хорошей подготовки не обойтись. А для овладения азами данного вида спорта физические данные не важны (в некоторых случаях на лыжи вставали люди с почти полностью атрофированными мышцами, довольно почтенного возраста - и достигали немалых успехов) - интеллект гораздо важнее. В горнолыжные школы, как правило, принимают всех желающих, и только от самого человека зависит, насколько он продвинется в овладении всеми тонкостями данного вида спорта.

    Горные лыжи - занятие для богатых. Напротив, это один из самых демократичных видов спорта. Во многих горнолыжных школах и секциях тренировки бесплатные либо же стоят не так уж дорого (хотя в некоторых "раскрученных" местах цены действительно заоблачные), да и на летние сборы в горах попадают все воспитанники, вне зависимости от толщины кошелька родителей. Правда, официальные спортивные школы не всегда удобно расположены, но щадящий график занятий позволяет мириться с этой проблемой. Единственный минус - для того, чтобы кататься круглый год, действительно следует иметь довольно крупную сумму денег. Если же таковой нет - приходится привыкать к сезонным перерывам в тренировках.

    Наиболее престижными считаются спортивные лыжи. Из всего разнообразия спортивных лыж (лыжи для слалома, слалома-гиганта, супергиганта, скоростного спуска, фристайла) для любителей подойдут лыжи для слалома-гиганта, хотя при соответствующей подготовке лыжники, отдающие предпочтение высоким скоростям и не боящиеся жестких склонов, могут воспользоваться слаломными лыжами и лыжами для могула (спуска по буграм). При этом следует помнить, что спортивные лыжи рассчитаны, как правило, на высокие скорости, леденистые трассы, потому непрофессионалу катание на них удовольствия не принесет. Проще всего приобрести универсальные лыжи, имеющие в дизайне все атрибуты спортивных (например, надписи competition, equip, racing, и т.д.). Изделия такого рода легко управляемы, позволяют при спуске развивать довольно приличную скорость и, одновременно, служат средством удовлетворения амбиций владельца.

    Лыжникам-любителям и начинающим спортсменам подойдут туристские лыжи. Это действительно так, однако следует учесть, что данный вид спортивного инвентаря подразделяется на несколько групп:

    лыжи для детей и юниоров - отличаются высокой управляемостью на небольших скоростях и легкостью выполнения поворотов;

    лыжи для прогрессирующих лыжников разработаны специально для агрессивных лыжников, цель которых - самосовершенствование в данном виде спорта;

    лыжи "эксперт" подходят для спуска по различным трассам с разным состоянием снегового покрова. Они высокопослушны, стабильны в поворотах, и рассчитаны на довольно опытных лыжников;

    лыжи для спортсменов-любителей и лыжи для спусков по бугристым трассам отличаются хорошей управляемостью (даже на жестком снегу) и меньшей чувствительностью к техническим погрешностям по сравнению со спортивными моделями. Однако на леденистых трасах, на больших скоростях такие лыжи проявляют себя хуже, чем спортивные;

    специальные виды горных лыж - специально разработанные максимально облегченные изделия для горнолыжных походов (ски-тур), для экстремальных спусков по крутым склонам (ски-экстрим), для спусков по целинным склонам и для техники телемарк.

    Выбирая лыжи нужно учитывать длину, жесткость и спецификацию изделия, остальные параметры значения не имеют. Это не совсем так. Чтобы избежать некоторых досадных недоразумений в будущем, кроме вышеупомянутых параметров следует обратить внимание на радиус бокового выреза, который наиболее приемлем для избранного вами способа катания.

    Для радикального карвинга лучше всего приобретать лыжи с минимальным боковым вырезом (желательно около 10 м), идеальный выбор - лыжи для крав-слалома, радикального карвинга или модели помягче, геометрия которых в целом соответствует лыжам для спецслалома. Лыжные палки в этом виде спорта почти не нужны, а вот перчатки с усиленной кевларом ладонью очень даже пригодятся;

    Для ски-кросса, слалома, слалома-гиганта следует остановить свой выбор на изделии, радиус бокового выреза которого составляет не менее 15 метров (если, конечно, вы не ставите перед собой цель проходить слаломные повороты с максимальной скоростью - в этом случае придется использовать лыжи с радиусом 10-12 м). А чтобы добиться ширины и плавности очерчивания дуг, нужно покупать модель с радиусом 16-18 м. Хорошо, конечно, приобрести самую последнюю, усовершенствованную модель, однако учтите, что такие лыжи чрезвычайно требовательны к трассе и, чтобы кататься на них, следует обладать довольно высоким уровнем мастерства;

    Если ваш выбор - сноупарк или Нью Скул, - при покупке лыж отдайте предпочтение модели с загнутыми пятками и минимальным собственным радиусом. Однако следует отметить, что чем меньше радиус - тем сложнее приземляться после прыжка;

    Для универсального катания по разбитым нецивилизованным склонам (фристайла) вне специально проложенных трасс лучше всего подойдут лыжи для фрирайда и универсальные модели для карвинга (например, allmountain - от англ. "лыжи для всей горы"). Радиус бокового выреза модели не должен превышать 20 м, чтобы при переходе на подготовленный склон вам не пришлось менять лыжи;

    Для могула предпочтительны (но отнюдь не обязательны) могульные лыжи с достаточно мягким носком, средним уровнем жесткости, узкие, имеющие радиус бокового выреза от 20 до 25 м.

    Лучше всего в начале обучения отдать предпочтение лыжам покороче. Не обязательно. При выборе лыж кроме уровня подготовки лыжника (новичок, среднего уровня, спортсмен) учитывается его комплекция и телосложение (крепкий и коренастый или худой и высокий), возраст, пол, а также намерения. Например, короткие лыжи (мини) лучше всего подойдут для эволютивного (последовательного) обучения, предусматривающего частую смену лыж от длины 100-135 см до 160 см.

    Лыжи compact (компакт), длина которых составляет от 150 до 190 см., отличаются высокой маневренностью даже на глубоком снегу, узкой талией, дающей немало преимуществ на поворотах, а потому идеально подходят для освоения резаного скольжения. Кроме того, следует учесть, что самые короткие лыжи наиболее управляемы, но при спуске по жесткому леденистому склону на больших скоростях предпочтительны более длинные лыжи.

    Подбирая длину лыж, обязательно принимайте во внимание рекомендации изготовителя. В соответствии с номограммой вы легко сможете определить нужную вам длину изделия, просто прочертив линию через показатели, соответствующие вашему росту и весу. При этом следует сделать поправку на уровень подготовленности (начинающий лыжник должен остановить свой выбор на изделии, расположенном на строку ниже, опытный и агрессивный - на строку выше полученных параметров) и пол (женщинам подойдут лыжи, расположенные на две строки ниже указанных в номограмме для их роста и комплекции).

    Самые дорогие лыжи - спортивные. Чаще всего это действительно так. Однако порой цена туристических лыж класса "эксперт", при создании которых используются последние достижения в технологии производства данного вида спортинвентаря, может быть более высокой.

    Для первых шагов в освоении фрирайда подойдут специализированные лыжи "начального уровня". Это не совсем так. Успешность процесса освоения фрирайда во многом зависит от качества используемой экипировки. А качественное снаряжение для данного вида горнолыжного спорта, в частности, младшие фрирайд-модели, мало подходят и для обучения, и для обычного катания по подготовленным склонам. Потому на начальных этапах следует остановить свой выбор на лыжах категории фрирайд-фристайл (FR/FS), вполне подходящих как для освоения искусства катания вне трасс, так и для простого катания. Причем рекомендуется выбирать лыжи меньшей ростовки, чем указана в номограмме для ваших физических параметров - с ними новичку будет легче справляться.

    Жесткость лыж одинакова по всей длине изделия. На самом жесткость распределяется по длине лыжи по-разному, в зависимости от типа и назначения спортивного инвентаря. Например, у слаломных и спортивных лыж центральная часть (конек) более мягкая, чем у лыж для слалома-гиганта. А у туристских центральная часть жестче, а носок и задник мягче, чем у спортивных лыж. Такие особенности конструкции обусловлены спецификой склонов, на которых те или иные лыжи будут использоваться (скажем, туристические лыжи предназначены для катания по более мягкому снежному покрову, спортивные рассчитаны на скольжение по более жесткой, хорошо утрамбованной поверхности специально подготовленной трассы). А более мягкие пятка и носок лыж для сноупарка предназначены для того, чтобы сделать приземление после прыжка максимально комфортным.

    Неопытному лыжнику трудно определить качество лыж и правильно подобрать нужную жесткость изделия. Действительно, поначалу лучше всего обратиться к опытному инструктору в секции, горнолыжном клубе или на туристической базе. Но способы проверить качество изделия существуют, и знать о них обязан даже начинающий спортсмен. Во-первых, лыжи должны быть ровными, не деформированными. Если при резком сдавливании лыж, поставленных друг к другу скользящими поверхностями, слышен глухой звук - перед вами изделие хорошего качества. Мягкость лыж также легко проверить. Для этого следует поставить их вертикально скользящими поверхностями друг к другу и большим и указательным пальцами одной руки попытаться сжать лыжи в центральной части. Обычно при нормальной жесткости такого усилия достаточно для соприкосновения изделий. Однако следует помнить, что данным способом невозможно определить распределение жесткости по длине лыжи, а ведь именно этот фактор влияет на их маневренность. Например, мягкие лыжи (особенно снабженные мягким носком) более маневренны, а более жесткие - просто находка для энергичного лыжника.

    Опытные спортсмены чувствуют даже небольшую разницу в конструкции лыж. Это действительно так. Установлено, что хороший специалист вполне способен ощутить даже такие изменения, как 5% жесткости, 2% длины и 4% ширины изделия. Ведь с уменьшением длины лыжи на 10 см ее вес снижается почти на 130 грамм, ширина уменьшается на 1мм, а жесткость увеличивается на 3%. Однако разницу между качественными и посредственными изделиями могут ощутить даже начинающие лыжники.

    Все лыжи загнуты только спереди. Нет, существуют лижи твин-тип (англ. twin tip - "два конца"), по конструкции напоминающие сноуборд и загнутые как спереди, так и сзади. Такая особенность конструкции позволяет скользить как лицом, так и спиной вперед. Чаще всего твин-тип используют в могуле и некоторых разновидностях фристайла.

    Покупка наиболее дорогих лыж - залог достижения успеха в овладении умениями и навыками горнолыжного спорта. Это не так. За деньги можно приобрести хороший инвентарь и нанять тренера-профессионала, а вот знания, умения и навыки приходят в процессе практических занятий, причем в течение довольно длительного времени.

    На лыжах можно кататься в любой одежде, лишь бы она была удобной и теплой. На начальных этапах обучения действительно можно одеваться как угодно. Однако позже, когда возросший уровень мастерства позволит вам уделять занятиям горными лыжами довольно продолжительное время, следует позаботиться о том, чтобы такие занятия проходили в максимально комфортных условиях, что напрямую зависит от правильного подбора экипировки. Например, нижнее белье из хлопка хорошо впитывает пот, вследствие чего долго остается сырым. Это приводит не только к дискомфорту, но и к переохлаждению. А вот белье из синтетических тканей (полартека, полиэстера) обладает меньшей гигроскопичностью, следовательно, больше подходит лыжникам и сноубордистам. Выбирая носки, также лучше всего отдать предпочтение изделиям из полиамида, полипропилена, полиакрила или же комбинации шерсти с эластаном (лайкрой). Кроме вышеперечисленных деталей экипировки следует приобрести теплую флисовую кофту, а при покупке костюма проследить, чтобы подкладка была изготовлена из материи класса WindBloсk или WindStop - в этом случае вы будете надежно защищены от холодного ветра.

    Кататься в Альпах очень дорого, потому следует отдать предпочтение горнолыжным курортам Кавказа. Действительно, посещение Домбая обойдется вам примерно в два раза дешевле равноценной по длительности поездки в Альпы. Однако учтем разницу в сервисе. Ведь любой горнолыжник, будь то профессионал или любитель, отправляется в горы, по большому счету, ради одного - покататься. Следовательно, оплачиваться должно проживание и время катания. Как с этим обстоят дела на различных горнолыжных курортах? На альпийских курортах время спортсмена распределится примерно так: 10% - стояние в очереди, 45% - подъем на склон, 45% - спуск. А на Кавказе, из-за огромных очередей на подъемник, время распределяется следующим образом: стояние в очереди - 30 минут (т.е. 60%), подъем - 10 минут (20%), спуск - 10 минут (20%). Из всего вышесказанного делаем вывод: в Альпах время чистого катания почти вдвое превышает таковое на горнолыжных курортах Кавказа. К этому стоит также прибавить разнообразие альпийских трасс и высокоорганизованный сервис для детей, чем отечественные курорты, увы, пока не могут похвастаться.

    Пребывая на горнолыжном курорте, нужно начинать кататься с первого же дня. Это не так. Учтите, что в горах более разреженный воздух, потому следует повременить хотя бы один день, давая организму возможность адаптироваться к недостатку кислорода. Кроме того, обязательно устраивайте себе дни отдыха, посвятив их экскурсиям или посещению оздоровительных процедур.

    Если регулярно посещать спортзал или фитнес-клуб, на горнолыжном курорте не почувствуешь дискомфорта - ведь мышцы основательно подготовлены к предполагаемым нагрузкам. К сожалению, это не так. Дело в том, что при занятиях спортом тренируются одни группы мышц, а когда человек встает на лыжи (сноуборд) - включаются в работу другие, чаще всего не особо тренированные мускулы. Потому на второй день после катания боли в теле наблюдаются у многих начинающих спортсменов. Чтобы свести вышеупомянутый болевой эффект к минимуму, следует в первый день кататься не более 60 минут, в последующие дни удлиняя время пребывания на склоне на 30-50 минут. Если боль все же возникла - помогут некоторые медицинские препараты. Например, "АЕ-вит", обезвреживающий вещества, вызывающие мышечную боль. Также положительное воздействие окажет посещение сауны или принятие горячей ванны с морской солью, с последующим растиранием тела и нанесением на кожу противовоспалительной мази ("Финалгон", "Фастум-гель" и т.д.). Вышеуказанные способы помогут максимум через 2 дня устранить болевые ощущения в мышцах.

    Тем, кто не умеет кататься на лыжах, ехать в горы ни к чему. Как и любой другой курорт, горнолыжный, кроме катания на лыжах, предоставляет отдыхающим довольно широкий набор дополнительных услуг: катание на коньках и санках, конные прогулки и пешие экскурсии, спа-процедуры и т.д. Кроме того, несколько дней пребывания на свежем воздухе, среди живописной природы поможет вам укрепить здоровье, избавиться от стрессов, забыть о тревогах и бытовых проблемах, сгармонизировать распорядок дня.

    ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

    ЛИКБЕЗ

    Очень часто зимой можно увидеть новичков, которые стоят на склоне и наблюдают за лыжниками, лихо спускающимися по трассе, говоря одно и то же: «У меня ни за что так не получится. Это слишком сложно. Я обязательно упаду!» Даже странно, почему, ни разу не попробовав прокатиться на горных лыжах, очень многие считают, что это ужасно сложно и опасно. Однако, все-таки пересилив себя и сделав «первые шаги» на лыжах, начинают рассуждать совершенно по-другому.

    БЕГОМ В ПРОКАТ

    Начинать знакомство с горными лыжами лучше всего с проката. Именно там вам подберут лыжи, подходящие для первых уроков. Первое, что спросят у вас в пункте проката, – это ваши вес и рост. Именно от них зависит ростовка (длина) ваших лыж. Скорее всего, это будут универсальные, не слишком жесткие лыжи, на которых будет просто делать «первые шаги».

    С ИНСТРУКТОРОМ НА «ТЫ»

    Общеизвестный факт: то, что самоучкам дается за несколько месяцев, новички под руководством инструктора осваивают за пару дней. Поэтому лучше на первое время нанять инструктора. Кстати, можно пригласить его для целой семьи, для группы или для себя одного. Например, в Андорре пятидневный курс обучения по три часа каждый день стоит около шестидесяти долларов. Как правило, все инструктора на европейских курортах говорят по-английски, но если у вас с этим языком не сложилось, взаимопонимание все равно будет достигнуто. С помощью всем понятного языка жестов. К тому же, единственное, что вам нужно будет делать, – в точности повторять за своим инструктором все показанные движения.

    СОВЕТ НОВИЧКУ

    Не стоит пытаться перенять стойку и технику катания опытных лыжников на простых пологих трассах, поскольку многие из них на таких трассах расслабляются, катаясь с загрузкой внутренней лыжи, без упора на палку, или поворачивают, сильно закручивая корпус внутрь поворота и заставляя лыжи следовать за корпусом. Гораздо полезнее внимательно посмотреть, что те же лыжники делают в сложных местах, и попытаться повторить самостоятельно на более пологом склоне.

    МЕСТА КАТАНИЯ

    Учиться кататься на горных лыжах лучше не на ближайшей к дому горке, а в специальных горнолыжных комплексах – там постоянно следят за состоянием снега, склоны оборудованы подъемниками и есть пологие склоны для начинающих. В каждом из таких комплексов можно нанять инструктора. В окрестностях Москвы это спортивный парк «Волен», «Сорочаны», «Шуколово»; Санкт-Петербурга – «Коробицино», «Снежное» и «Золотая долина». Цены на подъемники везде колеблются в районе 10–60 рублей за подъем, а услуги инструктора обойдутся приблизительно в 300-400 рублей за час.

    На горнолыжных базах в больших горах, как показывает практика, обучение происходит быстрее: чем больше катаешься – тем скорее усваиваешь азы.

    ПЕРВЫЕ ШАГИ НА СКЛОНЕ

    Итак, все необходимое у вас уже есть. Вы стоите на склоне, ноги у вас подгибаются – еще бы, ведь нужно как можно успешнее спуститься с этой горы. Будьте готовы к тому, что ваши лыжи будут ехать гораздо быстрее, чем вам этого хотелось бы (и это несмотря на то, что «чайники» всегда катаются гораздо медленнее, чем опытные горнолыжники). Кроме того, вы будете часто падать и даже иногда врезаться в других таких же «чайников» на склоне. Не пугайтесь, это совершенно нормально. Главное - не бояться падать. Потому что падают даже чемпионы мира. Вот только после того, как вы упали, необходимо встать. Для этого расположите лыжи поперек склона, чтобы не скользить вниз. Подайте корпус немного вперед и обопритесь палками о склон.

    Первое движение, которому учат некоторые инструкторы своих подопечных, называется «катание плугом». Выглядит оно так: носки вместе, пятки врозь. Это позволяет новичку немного притормаживать движение. Однако потом от него придется отвыкать, и пожалуй, лучше сразу начинать с правильной стойки. Выглядит она примерно так: руки и колени слегка согнуты, ноги расставлены на ширину 15-20 см. Любой поворот происходит, когда сильнее загружается нижняя лыжа. Если носки ваших лыж начали перекрещиваться, значит, вы слишком сильно отклоняетесь назад.

    Первый спуск, как показывает практика, забирает гораздо больше сил, чем все последующие в этот день, вместе взятые. Поэтому если вы чувствуете, что силы вас оставили, что ноги подгибаются уже не от страха, а от усталости, лучше пойдите в ближайшее кафе выпить чаю с лимоном или, что еще лучше, глинтвейна. Как говорится, для мягкости в коленях. Ведь вам предстоит еще одно испытание: нужно подняться наверх на подъемнике (бугеле). Впрочем, ничего сложного в этой процедуре нет, главное - покрепче ухватиться и не напрягать ноги при подъеме. Не с первого раза, так со второго или третьего у вас все получится.

    АНЕКДОТ В ТЕМУ

    – Доктор сказал, что у меня врожденные способности к горнолыжному спорту.
    – Это как?
    – А у меня кости быстро срастаются.

    Спуск с горы

    Техника спуска с горы на лыжах

    Немного найдется лыжников, которые ограничат свою вылазку прогулкой по равнине без катания с горы. Да и на пути всегда попадаются подъемы и спуски. Как их преодолевать? Прежде всего научимся взбираться на возвышенности. Для сокращения пути можно подниматься прямо по склону, «в лоб». Путь наискось и зигзагами требует меньшей затраты сил. Пологие подъемы преодолевают скользящим шагом, характерным для попеременных ходов. С увеличением крутизны возрастает нагрузка на руки. По более крутым склонам поднимаются ступающим шагом, с прихлопыванием лыжами. Крутые горки проходят, ставя лыжи «елочкой» или «лесенкой».


    Поднялись на гору, можно спускаться. Как? Решительный человек без особых раздумий расставит ноги пошире, зажмет покрепче палки в ладонях - и вниз. Осторожный лыжник посмотрит на склон, засомневается, но в конце концов тоже поедет, широко расставив ноги, вытянув руки впереди себя так, будто держит вожжи.

    Далеко ли они поедут?.. До первого бугра или канавы. А дальше придется вспоминать правила правильного падения, валиться на бок, широко раскидывая руки, хотя какая-то безжалостная сила стремится воткнуть головой в снег или бросить на спину.

    Эта сила - инерция, она проявляется всегда при изменении направления движения или скорости. Вспомните, как в транспорте вас прижимает к сиденью при троганьи с места, при торможении бросает головой вперед, а на повороте заваливает в сторону. То же самое происходит на лыжах, где каждый амортизирует и борется с силами инерции самостоятельно. Чтобы делать это более успешно, спускайтесь в позе так называемой основной стойки, которая обеспечивает наиболее устойчивое положение тела и лучшие условия для мгновенной реакции на изменение рельефа и скорости спуска.
    Основную стойку принимают при параллельном положении лыж, отстоящих на расстоянии 10-15 см друг от друга. Одну ногу выдвигают вперед на полступни (разножка). Тело подано вперед, колени согнуты так, что закрывают носки ботинок. На горных лыжах должно ощущаться давление на пальцы ног, на равнинных - на переднюю лыжу. Руки согнуты в локтях, опущены вниз. Кисти с зажатыми палками несколько впереди и ниже пояса, кольца палок над снегом. Эту позу отработайте сначала на месте, несколько раз упруго приседая, сгибая при этом главным образом колени.
    Энергичные приседания-распрямления на ходу - одно из условий устойчивости при спуске. Другое важное правило - сохранение центра тяжести тела над площадью опоры, над ботинками.
    Основная стойка служит исходной для других видов стоек. Низкая стойка принимается за счет усиленного сгибания коленей и тазобедренных суставов. Высокая стойка получается при распрямлении этих суставов. Передняя - при подаче центра тяжести тела к носку ботинка. Задняя - путем смещения центра тяжести к каблукам, отведении коленей назад. При узкой стойке лыжи стоят вплотную друг к другу, нормальной -- на расстоянии 10-15 см и широкой - на уровне плеч. Самое важное во всех положениях - это расслабление верхней части тела при упруго подвижных коленях. Поэтому перед спуском полезно покачаться на ногах вверх-вниз, подавая тело вперед. Затем можно легко толкнуться палками и...счастливого спуска.
    Для начала выбирайте горку средней крутизны с безопасным выкатом - площадкой, где можно остановиться, не прибегая к торможению. А что значит средней крутизны? Для сравнения напомним, что наклон эскалаторов метро равен 30°, а лыжного трамплина - превышает 40°. Для начинающего лыжника подойдет горка крутизной 10-15° и длиной порядка 50 м.
    Для отработки основной стойки достаточно сделать 10- 20 спусков. Особое внимание обращайте на завершающую стадию. Приседания делайте только за счет сгибания коленных и голеностопных суставов. Новички норовят делать это главным образом за счет опускания таза, оставляя ноги прямыми. В результате центр тяжести смещается за площадь опоры и все кончается падением на спину.
    При скольжении по склону набирается скорость, возникает инерционная сила, толкающая лыжника назад. Чтобы компенсировать ее действие, нужно подать вперед центр тяжести тела. Новичок вместо этого начинает как бы упираться в склон: плечи идут вперед, руки вытягиваются вверх, ноги распрямляются, расходятся в стороны, таз подается назад. В итоге - беспорядочное размахивание руками и падение.
    Если переход от склона к площадке окажется резким, центробежная сила прижмет вас и ваши лыжи к склону. Трение между лыжами и снегом возрастет, движение сильно замедлится, и центр тяжести перейдет переднюю границу площади опоры. В результате - падение головой вперед. То, что такое бывает и у опытных лыжников, вряд ли послужит вам утешением. Появившейся силе инерции противопоставьте движение центра тяжести тела назад, сделав так называемый подсед. Резкое, за счет сгибания колен, приседание уменьшит давление на лыжи, скорость снизится более плавно. Одновременно выдвиньте одну ногу вперед, сместив таким образом центр тяжести тела назад и нейтрализуя действие силы инерции, толкающей вперед.
    Современные высокие пластиковые горнолыжные ботинки существенно помогают сохранению переднезаднего равновесия, а на равнинных лыжах его регулируют величиной разножки.
    Освоен ли вами навык движения под гору в основной стойке? Достаточно спуститься на одной лыже, приподняв другую над снегом. Если колено нагруженной ноги недостаточно согнуто, корпус не подан вперед, спуститься не удастся.
    Итак, вам уже знаком спуск с гор разной крутизны. Но каждый раз при этом приходится решать мучительную задачу: как остановиться? Затормозить и остановить движение можно различными способами, кроме падения, о чем мы уже говорили.
    Торможение плугом. Спускаясь по пологому склону при небольшой скорости, из основной стойки начинайте отжимать в стороны задники лыж, опираясь о склон внутренними ребрами, или, как говорят, кантами лыж. Колени при этом сгибают, тело подают вперед. Вы как бы садитесь на носки лыж, не позволяя им пересекаться, удерживая на расстоянии друг от друга в 20- 30 см. Чем круче вы поставите лыжи, чем большая нагрузка придется на ноги, тем сильнее будет торможение.
    Торможение полуплугом, или упором, не представит труда, если вы хорошо овладели предыдущим способом. Здесь одна нога идет прямо или под небольшим углом к направлению движения, а на другую, отведенную в сторону и поставленную на ребро, переносят всю тяжесть тела. Колено загруженной ноги сильно сгибают, как бы садясь на лыжу, активно тормозя до остановки.
    Косой спуск - следующий важный этап в обучении начинающего лыжника, особенно горнолыжника. Здесь осваивается основной элемент - умение переносить вес тела на одну лыжу. При спуске по склону наискось в основной стойке тяжесть тела переносят на лыжу, расположенную ниже по склону. Верхнюю лыжу выводят вперед на 10-15 см и загружают примерно на 1/3 веса тела. Верхнее плечо и руку несколько выводят вперед. Чем круче и жестче склон, тем больше следует загружать нижнюю лыжу. Для этого колено ноги, стоящей ниже по склону, подают к горе. Косой спуск осваивают в движении, по 10-16 спусков в каждую сторону.
    Научившись спускаться вниз с места, переходите к освоению соскальзывания в движении. Во время косого спуска начинайте ставить лыжи так, чтобы их скользящая поверхность полностью соприкоснулась со снегом. Слегка присев перед этим, быстро разогнитесь и пошлите вниз под склон задники обеих лыж, сдвинув их боковым движением голеностопных суставов. Скорость скольжения вперед-вниз регулируется степенью кантования лыж. Прекращают соскальзывание крутой постановкой лыж на ребро (закантовкой), одновременно сильно сгиба» колени.
    Далее следует убедиться, что самый лучший способ торможения - боковое соскальзывание. Здесь требуется значительно меньшая затрата сил, чем при торможении плугом. Чтобы сбросить скорость и остановиться при спуске наискось, быстро приседают и одновременно отжимают задники лыж в сторону, стремясь развернуть лыжи поперек движения.
    Теперь вы уже стали хозяином положения, умеете управлять скоростью, можете затормозить перед препятствием. Главный секрет свободного владения лыжами заключается в неуклонном соблюдении условия сохранения центра тяжести тела в пределах площади опоры. С увеличением крутизны склона корпус подавайте вперед, чтобы центр тяжести тела оставался на перпендикуляре, восстановленном из середины площади опоры. При уменьшении крутизны центр тяжести подают назад. Достигается это активной работой коленей. При езде по неровностям важна не только передне-задняя подача тела, но и его вертикальная работа. Во время спуска стремитесь к тому, чтобы центр тяжести тела перемещался как можно ближе к линии, параллельной склону.
    Как уже говорилось, преодоление любой неровности вызывает появление инерционных сил, нарушающих устойчивость движения. Чтобы их погасить, сгибают и разгибают колени. Спуск на прямых ногах лишает лыжника возможности амортизировать удары, вызванные неровностями рельефа, и неизбежно приводит к падению. Чтобы этого не случилось, спускайтесь на упруго согнутых ногах, в положении основной стойки, позволяющей быстро приседать и вставать при наезде на препятствие в виде бугра или канавы.
    Бугор проезжают в резком приседе, подав корпус несколько назад. Перед препятствием колени сгибают, за ним сразу лыжи опускают, подавая тело вперед. Канаву преодолевают, приседая перед ней, подавая колени вперед. В канаве ноги распрямляют опуская вниз, при выезде снова приседают, подавая корпус назад, вытягивая руки перед собой на уровне пояса.
    На прямых спусках лыжник преодолевает действие сил инерции и по возможности гасит их как нежелательные. При поворотах инерционные силы помогают лыжнику сохранить устойчивость.
    Каждый поворот включает четыре фазы: подготовка, вход в поворот, ведение его и выход из поворота. Основа движения при этом - умение удерживать вес тела на одной ноге и правильно переносить его на другую, когда лыжи меняются местами.
    В различных стадиях поворота меняется положение лыжника по отношению к склону, а значит, и преодолеваемая крутизна. В вершине поворота лыжи идут по самому крутому месту, скользят быстрее. Чтобы не отстать от них, корпус надо энергично подевать вперед. На первых порах придется заставлять себя в повороте как бы нырять под склон. Преодолев такую чисто психологическую трудность, легче осваивать технические навыки поворота.
    Рассмотрим теперь сами повороты, которыми необходимо владеть любителям лыжного и горнолыжного спорта, чтобы уверенно и безопасно спускаться по любому склону.
    Поворот переступай и ем выполняют на небольшой скорости при спуске по лыжне или узкой дороге. Загружая одну лыжу, другую отрывают от склона и ставят на снег в новом направлении движения. Теперь эта лыжа становится направляющей, к ней приставляют первую. Так за несколько движений человек меняет направление спуска. Чем больше скорость, там чаще и энергичнее приходится переступать.
    Более активны движения конькового хода, когда переступание сопровождается отталкиванием опорной лыжей. Ее ставят на кант, толкаясь ногой, предварительно согнутой в колене, энергично подавая корпус вперед. Вперед выводят и плечо, одноименное с разгруженной во время толчка ногой. Вынося освобожденную лыжу, ее загружают при интенсивном сгибании колена, готовясь к новому толчку.
    Особое внимание овладению коньковым ходом должны уделить начинающие горнолыжники. Это поможет усвоить навыки подачи корпуса вперед в повороте и скольжения на одной лыже, составляющие фундамент современной горнолыжной техники.
    Поворот плугом позволяет уверенно менять направление движения на любом склоне, но при большой затрате сил. Начав движение в положении плуга, лыжник переносит тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в колене, подает корпус вперед, несколько разворачиваясь спиной внутрь поворота. Надавливая на лыжу, завершает поворот. Последовательно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, делают серию поворотов. Использование современного горнолыжного инвентаря, в частности высоких ботинок, позволяет довольно легко выполнять поворот в задней стойке, попеременно создавая сильное давление на задники лыж.
    Поворот из упора широко применяют в самых разнообразных условиях начинающие и опытные лыжники. При этом новички думают, что главное - это упереться в склон ногой, а искушенный лыжник положение упора только намечает, считая главным быстрый и красивый поворот. Чтобы его выполнить, надо в движении косого спуска загрузить расположенную ниже по склону ногу, согнув ее в колене. Присев на этой ноге, отведите вверх по склону задник ненагруженной лыжи. Корпус при этом разверните несколько лицом к склону, как бы спиной к центру поворота. Отставленную лыжу нагружайте постепенно. В вершине поворота, разгибая колено, посылайте корпус вперед, перенеся вес тела на другую лыжу. Согнув колено ноги, стоящей на только что загруженной лыже, приставляйте к ней другую, переходя в противоположное направление косого спуска.
    Идеальное выполнение поворота упором состоит в быстром отведении верхней лыжи, переносе на нее толчком веса с нижней и выполнении дуги боковым соскальзыванием на параллельных лыжах. Чем круче склон, тем круче ставьте на кант лыжу, на которой завершается поворот, больше приседайте в конце дуги.
    По мере совершенствования техники поворота момент упора, отставления лыжи сводят к минимуму. В дальнейшем вход в поворот можно совершать с широкого шага, с толчка, коньковым ходом и, наконец, с соскальзывания.
    Поворот упором сперва разучивают на месте. Из основной стойки начните отводить задник, например, правой лыжи, сосредоточив вес на левой ноге, согнутой в колене. И наоборот. При отведении лыжи к склону одновременно несколько разверните корпус, с тем чтобы после окончания поворота вновь оказаться в стойке косого спуска, с туловищем, повернутым от склона. Затем отведение лыжи проводят в косом спуске, возвращая ее в исходное положение.
    Научившись поворачивать на пологом склоне, переходите к освоению поворотов в обе стороны по сопряженным дугам.
    Овладев передвижением по бугристой лыжне или склону, зная, что такое боковое соскальзывание, умея делать несколько поворотов упором, можно считать себя лыжником. Для тех, кто решил заняться горными лыжами, это только начало, азы техники. Тем не менее, освоив начальные приемы на малых горках, научившись свободно чувствовать себя даже на небольшом склоне, можно смело выезжать в большие горы.
    Дальнейшее совершенствование горнолыжной техники, переход к поворотам на параллельных лыжах, спускам на больших скоростях потребуют уже обращения к специальным пособиям и занятий с тренером.

    Горные лыжи – один из самых популярных зимних видов спорта. Хоть он до сих пор считается относительно дорогим, но появление значительного количества новых курортов, открытие новых трасс в нашей стране способствует тому, что отдохнуть зимой в горах теперь стало намного дешевле. Ведь не нужно тратиться на дорогой перелет и визы. Но не забывайте, что лыжный отдых намного опаснее обычного загорания на пляже с коктейлем, особенно для новичков.

    Езда коньковым ходом, фрирайд, карвинг, скоростной спуск – какой бы технике катания вы не обучались, помните: это достаточно травмоопасное занятие, поэтому соблюдать технику безопасности в нем крайне важно. Не менее важно разбираться в лыжном оборудовании, уметь правильно его подбирать и настраивать. Давайте же узнаем, какая техника катания на горных лыжах самая популярная, в чем ее особенности, как провести отпуск на склонах безопасно.

    Если вы думаете, что вашего детского опыта использования для катания обычных беговых лыж достаточно, чтобы сразу забираться на склон, вы ошибаетесь. Вначале нужно научиться просто стоять на горных лыжах. Ведь их конструкция очень непростая и может вызвать недоумение у новичков.

    Во-первых, стоит отметить, что с непривычки даже лыжные ботинки могут показаться чем-то ужасным. Ведь они достаточно тяжелые, в первое время вы вряд ли сможете в них с легкостью ходить. Но не отчаивайтесь! Совсем немного практики и вы будете передвигаться в лыжных ботинках, как профи!

    Во-вторых, попросите помощи профессионала в том, чтобы помог подобрать вам правильно лыжное оборудование. Идеально, если первые занятия вам проведет опытный инструктор. Если же вы решили учиться сами, запомните главное правило, которому, в общем, стоит следовать при выборе лыж: их длина должна равняться вашему росту минус 20 сантиметров. Палки же подбираются по высоте так, чтобы тогда, когда они находятся перпендикулярно земле, ваши руки были согнуты в локтях под прямым углом.

    Ботинки выбирайте просто по своему размеру, но под них нужно будет обязательно отрегулировать силу крепления к лыжам в зависимости от вашего веса. Проследите, чтобы в месте проката оборудования это было сделано!

    В-третьих, научитесь стоять в правильной позиции для спуска. Кататься на лыжах нужно в таком положении: колени слегка присогнуты, корпус прямой и наклонен вперед, руки согнуты в локтях, плотно прижаты к корпусу. Запомните: запрещается кататься на прямых ногах! Это может привести к серьезным травмам коленных суставов.

    Самый простой способ передвижения на лыжах

    После того, как вы научились стоять, можно с легкостью научиться делать на лыжах первые шаги. Но перед тем, как садиться на подъемник и пробовать себя в спуске, учить технику карвинг или любую другую, освойте базовый шаг на ровной поверхности – коньковый ход.

    Знать этот вид передвижения достаточно полезно. Он используется в горных лыжах для перемещения по ровным участкам трасс, для подъема на небольшие горки, для увеличения скорости во время спуска.

    Суть конькового хода заключается в одноопорных скольжениях. Во время этого процесса нужно научиться чувствовать равновесие и управлять балансом своего тела, стоя на одной ноге.

    Техника движений такая: займите базовую лыжную стойку (колени согнуты, корпус наклонен вперед), пятки сведены вместе, носки разведены. Одну ногу медленно начинайте двигать вперед, второй в этот момент отталкивайтесь от поверхности. Продвинувшись максимально, поменяйте ноги, перенеся баланс тела с одной из них на другую. Повторите движение.

    Для того, чтобы коньковый ход получилось выполнить правильно, обратите внимание на такие моменты:

    1. Ноги должны стоять не широко.
    2. Вы выполняете качественный толчок опорной ногой.
    3. Лыжи не поднимаете высоко над землей во время смены ног.
    4. Корпус держите жестко и не раскачиваете.

    Когда вы почувствуете, что относительно легко соблюдаете равновесие, ваши движение равномерны и достаточно плавны, можно переходить к освоению других техник катания, например, таких как карвинг.

    Учимся тормозить и падать

    Третьим важным моментом в освоении техники катания является умение правильно тормозить. Ведь это залог безопасности спуска и того, что в любой экстремальной ситуации вы будете знать, что делать, как минимизировать возможные последствия.

    Существует 3 самых популярных техники торможения: «плугом», упором и разворотом лыж. В зависимости от вашего уровня нужно использовать одну из них. Новичкам стоит начинать с обучения торможению техникой «плуг». Она является самой простой и технически несложной. Если же вы профессионал, спуск, например, с помощью техники «карвинг» для вас не является проблемой, тогда тормозить лучше всего с помощью разворота лыж.

    Техника «плуг»

    Является самым естественным и простым способом снизит скорость и остановиться. Техника состоит в следующем: при спуске с небольшой скоростью при необходимости остановиться, нужно свести носки лыж максимально близко, пятки при этом разведите широко, чтобы получилась форма буквы «Л». Не забывайте о правильной позиции ног: они должны быть согнуты в коленях. Продолжайте скользить вниз, максимально сильно оказывая давление на пятки. Для этого отклоните корпус назад.

    Эта техника достаточно простая, но ее минусами есть плохая маневренность, длинный тормозной путь. Она подходит для небольших скоростей на относительно пологих склонах.

    Тормозим упором

    Этот способ торможения подходит тем, кто уже не первый раз катается на лыжах. Его основные плюсы: достаточно короткий тормозной путь и быстрое снижение высоких скоростей.

    Техника данного вида торможения состоит в том, что с большой силой вес тела нужно перенести на лыжню, которая находится выше. В этот же момент нижнюю ногу необходимо поставить на внутреннее ребро в положение перпендикулярно направлению спуска. Масса тела переносится упором на ногу, которая находится выше.

    Данный вид торможения не представляет сложности для тех, кто уверенно стоит на горных лыжах. Он идеально подходит, если вы используете для спуска технику «карвинг».

    Остановка с помощью разворота

    Этот способ остановки подходит, скорее для «профи». Его техника состоит в следующем: при быстром спуске для остановки лыжи нужно синхронно развернуть перпендикулярно к склону. Вес тела при этом должен быть на верхней лыжне.

    Несомненным плюсом данной техники является то, что она позволяет практически моментально погасить большую скорость. Тормозной путь при этом будет минимальным.

    Но тормозить с помощью разворота не стоит людям, которые плохо соблюдают баланс во время движения, не чувствуют себя на 100% уверенно на склонах, так как при попытке выполнить такой маневр они могут легко упасть и травмироваться.

    Также стоит отметить: научиться правильно падать не менее важно, чем научиться красиво ездить. Ведь падения в горнолыжном спуске неизбежны. Если вы знаете, что в таком случае делать, то не будете подвержены панике, соответственно сможете минимизировать риски получения травмы.

    Правила правильного падения такие:

    1. Если вы чувствуете, что падение неизбежно, старайтесь максимально снизить скорость до контакта с землей.
    2. В момент падения руки должны быть прижатыми к корпусу.
    3. Всегда заваливайтесь только на бок, желательно, на ягодицу, а не на спину или локоть.
    4. Палки отбросьте подальше до того, как коснетесь земли. Если сделать это не успеете, прижмите их к корпусу. Но ни в коем случае не выставляйте вперед перед собой!

    Самая популярная техника горнолыжного спуска

    Если вы хорошо освоили технику конькового хода, умеете правильно тормозить и падать, самое время переходить к изучению техники «карвинг».

    Карвинг или резаное ведение лыж – это техника упрощенного скоростного горнолыжного спуска, во время которой выполняются быстрые синхронные повороты обеими ногами. Когда лыжники катаются, используя, этот вид передвижений, остается резкая зигзагообразная линия, которая как бы вырезана на снегу. Отсюда и произошло название данной техники: карвинг переводится с английского как «резьба».

    На протяжении длительного времени карвинг считался одним из самых энерго экономных видов спуска с гор, ведь от лыжника, по сути, не требовалось прикладывать никаких усилий. Все, что при этом нужно, — уметь соблюдать равновесие и тормозить.

    Для того, чтобы эффективно освоить карвинг, постарайтесь найти относительно пологий и широкий склон, на котором катается мало людей. При этом предварительно вы должны научиться «кантовать» лыжи, уметь выполнять повороты с большим радиусом, тормозить с помощью упора или разворота. Лыжи нужно выбрать мягкие, с глубоким боковым вырезом и достаточно острыми кантами.

    Суть данной техники заключается в следующем: при спуске нужно уметь оказывать такое давление на внутренние канты лыж, при котором они будут разворачиваться на бок. Такая сила, направленная на середину лыжи, помогает совершать повороты любого радиуса. Управление движением при этом должно осуществляться с помощью коленей. Радиус поворота при спуске зависит от скорости движения лыжника и непосредственно от силы кантования лыж.

    Карвинг является в каком-то роде универсальной техникой спуска. При низких скоростях ее можно использовать для плавных поворотов, при больших – для эффектного спуска с малым радиусом разворота и большой силой кантования.

    Пологий подъем преодолевают попеременным ходом вверх прямо, более крутой - по диагонали или зигзагом. Если сцепление лыжи со снегом недостаточно, можно воспользоваться способом «елочка». (Рис. 22). Его выполняют ступающим шагом прямо вверх. Лыжу попеременно выставляют вперед, разворачивают носками наружу и ставят на внутренние ребра. При очередном шаге пятка одной лыжи переносится через пятку другой. На крутых склонах лыжи разводятся носками шире, больше ставятся на ребра, шаг делается короче и опора на палки сильнее.
    Очень крутой подъем преодолевают способом «лесенка». (Рис. 23). Встав боком к склону, ближайшую к нему ногу надо выставить в сторону и опереться на наружное ребро лыжи. Затем, подтянув кверху другую ногу, поставить лыжу рядом на внутреннее ребро.

    Спуск с горы и способы поворота

    Стойка прямого спуска: лыжи вместе, колени согнуты - работают, как рессоры, руки чуть разведены в стороны, палки - назад.
    Спуск с горы производят в высокой, средней (основной) и низкой стойке. (Рис. 24). Удобнее всего средняя: в этой стойке легче делать повороты, преодолевать различные неровности, тормозить. Спускаясь с горы, никогда не следует держать палки впереди себя, чтобы, не наткнуться на них. В высокой стойке ноги выпрямлены больше, чем в основной. В низкой стойке ноги сильнее согнуты, голова и туловище наклонены вперед, руки вынесены вперед.
    Для большей устойчивости одну лыжу при спуске выдвигают немного вперед. Спускаясь по диагонали, тяжесть тела переносят на нижнюю лыжу, слегка выдвинув вперед верхнюю.
    При этом лыжи ставят на ребро, а колени приближают к склону. При спуске с горы, если скольжение ухудшается, корпус надо отклонить назад, если же скольжение улучшилось - несколько наклониться вперед.
    В конце спуска в связи с тем, что лыжи перед переходом на горизонтальный участок глубоко врезаются в снег и тормозят (на так называемом «выкате»), рекомендуется сильнее выдвинуть одну лыжу вперед, отклонить корпус назад, а потом принять низкую стойку.

    Как затормозить на спуске

    Чтобы при спуске снизить скорость и постепенно затормозить, достаточно в низкой стойке сесть верхом на палки и вдавливать их в снег. Наиболее надежный способ торможения - «плугом». (Рис. 25). Во время спуска с горы развести в стороны обе пятки и поставить лыжи на внутренние ребра и сблизить слегка согнутые колени.
    Чем больше разведены пятки, тем сильнее будет торможение. Тяжесть тела распределяется на обе лыжи равномерно.
    Есть и другой способ торможения одной лыжей - «полуплугом». (Рис. 26). В сторону отводится одна пятка; опираются при спуске только на лыжу, которая выполняет упор. Носки лыж вместе.
    Нога, на которой скользят, согнута и ощущает вес тела.
    Торможение боковым соскальзыванием на ребрах лыж применяют на очень крутых спусках (Рис. 27). А когда нужно несколько изменить направление или объехать препятствие, делают это, переступая на лыжах вправо или влево.
    Наиболее простой поворот на тихом ходу с предварительным торможением - поворот «плугом» . (Рис. 28). Ранее указывалось, что при торможении «плугом» тяжесть тела равномерно распределяется на обе лыжи.
    Если при спуске перенести тяжесть тела на правую лыжу, то они повернут влево, если на левую - направо.
    Спускаясь с горы наискось на большой скорости, делают повороты «полуплугом». (Рис. 29). Спускаясь с горы наискось вправо, верхнюю правую лыжу отводят пяткой в сторону под углом к левой и выдвигают несколько вперед. Если затем левую лыжу поставить на снег плоско, а тяжесть тела перенести на правую, начнется поворот влево.