• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нина Рыжкова
    Сюжетно - игровое занятие по физкультуре в средней группе.

    Сюжетно- игровое занятие «На лесной опушке» по физкультуре в средней группе .

    Задачи :

    Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

    Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, быстроту;

    Учить прыгать легко, упражнять в ползании по скамейке на животе;

    Выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры;

    Оборудование : гимнастическая скамейка, канат, дуга, пирамидки.

    Предварительная работа : беседа по теме «Обитатели леса» .

    Ход занятия.

    1 Вводная часть.

    Предлагаю вам прогуляться по лесу.

    Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой.

    Обычная ходьба по залу.

    За мамой лосихой топал лосенок.

    Ходьба с притопом.

    За мамой лисицей крался лисенок.

    Ходьба на носках.

    За мамой медведицей шел медвежонок.

    Ходьба на внешней стороне стопы.

    За мамой ежихой катился ежонок.

    Ходьба на пятках.

    За мамой зайчихой- косые зайчата.

    Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

    За мамою белкой бежали бельчата.

    Бег на носочках.

    Волчица вела за собою волчат.

    Ходьба широким шагом.

    Все мамы и дети напиться хотят.

    Упражнение на дыхание.

    2. Основная часть.

    Посмотрите, нет ли поблизости хищных зверей.

    Каких вы знаете?

    Предлагаю выполнить упражнения. Они помогут вам быть сильными и ловкими и никого не бояться.

    ОРУ с гантелями.

    1. И. п. ноги вместе, руки в стороны.

    Сгибать и разгибать руки в локтях. 6 раз.

    2. И. п. ноги на ш. п,руки согнуты в локтях перед собой.

    Поворот туловища в сторону с разведением рук в стороны. по 3 раза в к. с.

    3. И. п. Широкая стойка, руки в стороны.

    Наклон туловища вперед, гантели положить на пол, выпрямиться.

    4. И. п. сидя на пятках, гантели на коленях.

    Встать на колени, руки в стороны, ногу в сторону на носок. По 3раза в к. с.

    5. И. п. лежа на спине, руки в стороны.

    Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, выпрямиться. 5 раз.

    6. И. п. лежа на животе, руки вытянуты вперед.

    Прогнуться, руки развести в стороны. 5 раз.

    Основные виды движений.

    В лесу много разных жителей.

    Вот птички на веточках.

    Ходьба по канату боком приставным шагом, руки на поясе.

    Черепашка ползет по травке.

    Ползание в положении сидя, сгибая и разгибая ноги. Руки находятся в упоре сзади.

    Ежик прячется в кустах.

    Ходьба по массажному коврику.

    Гусеница ползет по листочку.

    Ползание по скамейке на животе.

    Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.

    Прыжки на 2 ногах.

    Медведь пробирается в берлогу.

    Пролезание под дугой в группировке , не касаясь руками пола.

    Летит маленький комарик.

    Достать предмет рукой на высоте чуть выше ребенка.

    Подвижная игра «Охотник и звери» .

    Малоподвижная игра «Найди пару» .

    3. Заключительная часть.

    Ходьба в колонне по одному с остановкой по сигналу.

    Публикации по теме:

    Сюжетно-игровое занятие для старшей группы «На цветочной улице» «На цветочной улице». Сюжетно- игровое занятие для старшей группы. Цели и задачи: 1. Использовать психологическую характеристику цвета.

    «Здравствуй Зимушка - зима» Игровое занятие в средней группе. Задачи; Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, меткость; воспитывать взаимовыручку; приучать детей весело и с пользой.

    Физкультурное сюжетно-игровое занятие в первой младшей группе «Путешествие в страну Смешариков» Физкультурное сюжетно-игровое занятие в первой младшей группе "Путешествие в страну Смешариков" Программное содержание: - Образовательное:.

    РДУЗ «СКАЗКА» Игровое занятие по физкультуре в старшей группе Воспитатель: Громыковская Е. М. с. Крымское,.

    Сюжетно-игровое физкультурное занятие на лексическую тему «Ранняя весна» (старший дошкольный возраст) Предлагаю конспект интегрированного познавательно-физкультурного занятия для старших дошкольников. В игровой форме дети получают представление.

    Сюжетно-игровое физкультурное занятие в средней группе «Человечек непростой появляется зимой» Программное содержание. Цель: 1. Развивать познавательные интересы детей через подачу сюжетно – игровой ситуации. 2. Закреплять.

    Сюжетно - игровое физкультурное занятие в средней группе с элементами Са-Фи-Дансе «Три поросенка» Цель: закрепить в игровой форме навыки ходьбы; в пролезании через туннель; в ходьбе по канату; выполнить цикл гимнастических.

    Сюжетные занятия являются одной широко из используемых в детских дошкольных учреждениях организованных форм проведения занятий по физической культуре. Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете (сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения, кинофильма и т.п.) на основе сказки или реальных событий хорошо знакомых детям. Как утверждает В.С. Волошина (2007) в качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Единственное условие, которое должно соблюдаться, это то, что сюжет занятия должен быть тесно связан с задачами обучения движениям и придавать занятию черты драматизации, сближать его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского (1999), является «корнем любого детского творчества».

    По данным авторов, сюжетные занятия в дошкольных учреждениях являются одной из приоритетных форм выбора организации занятий, так как несут в себе ряд важных функций (В.С. Волошина, 2007; В.С. Кукушкина, 2004). Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения, что ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата и обеспечивает возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, снимают скованность. Благодаря сюжету ребенку легче осмысливать и выполнять движения. Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать механического усвоения техники движения.

    Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, костюмов, оформления зала, музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить ребят с новыми движениями.

    По данным Н.Н. Кожуховой (2003) сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия, что обусловлено ведущей игровой деятельностью детей в этом возрасте. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Г.В. Хухлаева (1992) считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Дети спешат на помощь любимому герою, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

    Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

    Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

    При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли, и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии с взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, машут крылышками, как цыплята. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

    Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Такие занятия развивают у детей творчество. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно

    Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

    Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

    Л.Н. Волошина (2007) предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

    Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

    Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка.

    Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.

    Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

    При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка (Г.В. Хухлаева, 1992).

    Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

    Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

    Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

    Реализовывать сюжетные физкультурные занятия можно с дошкольниками различного возраста. С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия два раза в неделю (по 10 - 15 мин). В старшей группе детского сада (5 - 7 лет) занятия проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

    Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18 % общего времени занятия); основную (67 % общего времени занятия); заключительную (15 % общего времени занятия). Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

    Цель вводной части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Во вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, перестроении, несложные игры. Следует обращать внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

    Основная часть занятия наиболее продолжительна. В ней у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. Эта часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

    В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную игру. В ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности (Т.И. Осокина, 1990).

    Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

    Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения (С.А. Козлова, 2000).

    Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком. Этот способ подходит для формирования первоначального представления о новом движении (Г.В. Хухлаева, 1992).

    Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки (Т.И. Осокина, 1990).

    Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (по 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

    Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки.

    Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания.

    Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

    Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений воспитателя (В.А. Андерсон, 1991).

    Таким образом, сюжетные физкультурные занятия широко используются в детских дошкольных учреждениях, позволяя инструктору по физической культуре активно включить в процесс обучения всех детей. Сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

    Сюжетные физкультурные занятия имеют четкую структуру, разнообразные методы организации детей на занятии и методы обучения.

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Задачи:

    1. Формировать интерес к физической культуре.

    2. Совершенствовать двигательные навыки и умения.

    3. Формировать у детей такие физические качества, как ловкость, координацию движений, быстроту реакции.

    4. Способствовать эмоциональному развитию посредством игровой деятельности.

    5. Воспитывать волевые качества: выдержку и уверенность в своих силах в преодолении трудностей.

    Интеграция образовательных областей : «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

    Дети входят в зал, строятся в шеренгу. Посреди зала стоит рюкзак.

    Инструктор:

    Ребята, вы не знаете, кто это сюда поставил? И что это за предмет, как его используют.

    Дети делают предположения, приходят к выводу, что в зале на ковре стоит рюкзак, а рюкзак нужен для походов и путешествий.

    Значит, ребята кто-то очень хочет, чтобы мы с вами отправились в путешествие. Смотрите, а здесь еще и конверт, какой- то лежит, давайте узнаем что в нем.

    Конверт, на конверте написано: «Детский сад детям». Инструктор открывает письмо, читает:

    Здравствуйте дорогие дети! Я живу в лесной чаще и мне очень одиноко, а как бы мне хотелось найти ребят, которые подружились бы со мной. Старик Лесовик.

    Инструктор:

    Интересное письмо, и что мы будем делать, как нам надо поступить?

    Дети:

    Пойдем в гости к Лесовику!

    Но он живет в лесной чаще, не испугаетесь?

    Но для начала нужно собрать рюкзак для похода.

    Дидактическая игра «Собери рюкзак».

    Инструктор:

    Молодцы! А о ваших рюкзаках и головных уборах позаботились родители. Все готовы? Тогда в путь!

    Вводная часть:

    За ведущим шагом марш! Звучит музыка (муз. композиция «Ромашки»).

    1. Спортивная ходьба.

    Кто шагает по дороге

    Тот со скукой не знаком

    Нас вперед ведут дороги

    Наш девиз

    «Всегда вперед! »

    2. Ходьба, руки на поясе, повороты головы направо (налево).

    Дети рассматривают лес.

    3. Ходьба, с элементами корригирующей гимнастики.

    На носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок.

    4. Ходьба с рывками рук: в стороны, вверх.

    Прогоним стаю с комарами - разводим руки рывка.

    5. Ходьба «Цапли»

    Ходьба с высоким подниманием колен.

    По высокой траве мы шагаем, ноги выше поднимаем.

    6. Ходьба в полуприседе, руки вытянуты вперед.

    7. Ходьба на высоких четвереньках :

    В заросли густые зашли мы, на высоких четвереньках пошли.

    8. Ходьба спортивным шагом.

    Дети подходят к первому препятствию (звучит муз. композиция «Альпинист»):

    1. «Гора»

    Дети поднимаются на горку, держась за поручни руками, а затем спускаются сидя. Инструктор и воспитатель страхуют детей.

    Инструктор:

    Ребята, посмотрите какая высокая гора. Поэтому спускаться нужно очень осторожно, чтобы не навредить себе.

    2. «Тоннель»

    Следующее испытание, которое нам необходимо пройти, это тоннель. Он очень узкий и темный, но вы все смелые, поэтому не должны испугаться.

    Дети друг за другом, проходят через тоннель.

    3. «Мост»

    Молодцы ребята! Никто не испугался, все справились с заданием. А наше путешествие продолжается дальше. И следующее испытание, которое наш ждет это мост. Посмотрите мост навесной, передвигаться по нему нужно очень аккуратно.

    На двух столбах крепиться веревка, под натянутой веревкой стоит гимнастическая скамейка «мост». Дети по одному, держась за веревку, идут по мосту приставным шагом .

    (Во время прохода по мосту звучит муз. композиция «Шум воды».)

    Дети с инструктором продолжают путь, инструктор останавливается и обращает внимание детей на сорванные и брошенные цветы.

    Инструктор:

    Какой ужас! Посмотрите, я нашла цветы, которые кто-то сорвал и бросил, а они завяли. Что же теперь с ними будет, я даже не знаю как им помочь!

    Может вы, ребята мне подскажете, что надо делать, чтобы вернуть цветам жизнь?

    Дети делают предположения, рассуждают, что необходимо для жизни цветам. Дети собирают цветы, идут дальше, впереди озеро (емкость наполненная водой, задрапированная под озеро), звучит муз. композиция «Звуки озера».

    Опыт «Цветок лотоса»

    Инструктор предлагает опустить цветы в воду. Дети опускают цветы в воду, где у них распускаются лепестки.

    Наши цветы ожили, значит, чтобы наши цветочки жили им нужна…

    Правильно! Вода!

    Как вы думаете ребята, вода нужна только цветам?

    Молодцы, вода нужна всему живому. Без воды, солнца и тепла все живое погибнет.

    А наше с вами путешествие продолжается.

    Дети подходят к гимнастической лестнице, на которой висят шишки. Звучит муз. композиция «Звуки леса».

    Посмотрите, я вижу впереди очень высокий кедр, кто-нибудь хочет кедровых орешек? Тогда подходите по одному, и я покажу, как нужно правильно сорвать шишку.

    Дети по одному поднимаются по гимнастической лестнице, срывают шишку и спускаются вниз. Воспитатель и инструктор страхуют детей.

    Ребята, шишки нужно срывать очень аккуратно, чтобы не повредить кедр. Дереву необходимо много лет, пока оно вырастет и начнет плодоносить.

    Орешки мы отнесем в детский сад, а сейчас нам нужно идти дальше.

    Инструктор:

    Ребята, а кто помнит, зачем мы пошли в поход?

    Ответы детей.

    Помочь Лесовику найти друзей, а если он страшный и злой, что мы будем делать?

    Убегать, нет, убегать не будем, я сейчас вас научу как не бояться Лесовика. По моей команде, мы должны сделать страшное лицо и громко закричать. Итак, раз, два, три, рычим!

    Дети громко рычат.

    Здорово у вас получается. Теперь нам не страшен старик Лесовик.

    Дети, продолжают путь дальше. А в это время из домика на четвереньках, пятясь назад, вылезает старик Лесовик. Он встает, потягивается, хлопает рукой по рту и медленно поворачивается к детям. (Звучит муз. композиция «Лесовик».)

    Инструктор:

    Дети! Смотрите это старик Лесовик. Помните, как мы с вами учились его пугать? Только все вместе и по моему сигналу!

    Дети дружно рычат, Лесовик падает в обморок.

    Инструктор:

    Ой, Лесовик! Прости нас, мы только хотели тебя напугать. Инструктор пытается привести в чувства Лесовика, делает ему искусственное дыхание. Лесовик открывает глаза.

    Мы виноваты перед тобой, прости нас, пожалуйста!

    Лесовик:

    А вы, все- таки получили мое письмо?

    Дети:

    Да! Поэтому мы здесь.

    Лесовик:

    Ой! А как же у меня гости, а мне нечем вас угостить, побегу хоть грибов наберу.

    Инструктор:

    Лесовичок, а может, за грибами ребят отправим?

    Лесовик:

    А ребята справятся с заданием, а то принесут грибов да не тех.

    Инструктор:

    Что ты, у нас ребята умные, съедобные грибы от не съедобных отличить смогут.

    Эстафета «Собери грибы»

    Молодцы! Все ребята справились, покажите мне какие вы нашли в лесу грибы.

    Ну, что Лесовичок, не удалось тебе наших ребят запутать.

    Лесовик:

    Не получилось, пойду дровишек, что ли собирать для костра.

    Инструктор:

    Лесовичок, подожди, отдохни, ребята сами пойдут за дровами, а ты лучше расскажи какие нужно дрова собирать.

    Лесовичок:

    Дрова нужно брать сухие, которые на земле лежат, валежником называются, а под котелок укладывать их можно или шалашиком, или домиком.

    Скалывает дрова, ставит котелок.

    Инструктор:

    Какой котелок у тебя большой, наварим, для всех хватит!

    Лесовик:

    Только картошки у меня нет!

    Инструктор:

    У нас есть, и ребята сейчас ее в котелок тебе помогут положить.

    Эстафета «Принеси картошку».

    (Звучит муз. композиция «Походная».)

    Инструктор:

    Хорошо потрудились! Теперь можно и отдохнуть у костра, погреться, а ребята расскажут тебе Лесовичок, где они сегодня были, что делали, что видели и слышали, чему научились.

    Дети рассказывают о походе. Звучит муз. композиция «Костер».

    Инструктор:

    Ребята нам домой пора, в детский сад. А Лесовику хочу подарить книгу о путешествиях. Когда тебе будет одиноко, ты сможешь читать книгу и вспоминать нас, а ребята тебе писать письма будут.

    Лесовик:

    Спасибо, я тоже буду вам писать.

    Дети встают в колонну и за инструктором выходят из зала под муз. «Вместе весело шагать».

    Задачи:

    • Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка.
    • Развивать быстроту, ловкость, инициативу, выдержку;
    • Упражнять детей в разных видах ходьбы и бега, метании в цель, прыжках в высоту с места, лазанье по гимнастической лестнице;
    • Воспитывать настойчивость, справедливость, честность, умение действовать в коллективе.

    Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 2 картины с изображением акулы, мешочки по количеству детей, 2 барьера, 2 тоннеля, обручи 14 шт., бананы сшиты из ткани по количеству детей. 2 корзины, пластмассовые мячи двух цветов по100шт., ориентиры для змейки 2 комплекта, массажные коврики (следы, ежик).

    Ход занятия

    Дети входят в зал педагог предлагает им сесть вокруг него на ковер и проводит вводную медитацию дети закрывают глаза. В это время инструктор физической культуры переодевается в «Робинзона».

    Вводная медитация: (Звучит музыка шум моря) Предложить детям представить себя на берегу моря, волны докатываются до ваших ног, вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

    Настроение становится бодрым. Открывайте глаза.

    Дети открывают глаза перед ними стоит «Робинзон»

    Робинзон:

    Привет ребятишки
    Девчонки и мальчишки
    Расскажите без труда
    Вы откуда и куда.

    Воспитатель :

    Мы из садика «Полянка»
    Попали на остров отыскать клад

    Робинзон:

    Чтобы клад вам найти
    Нужно остров обойти

    Построение в колонну по одному.

    Ходьба обычная, на носках, на пятках, широким шагом, бег, Ходьба «Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, наклоняя голову чуть-чуть вниз, идут друг за другом, бег. Ходьба по массажным дорожкам.

    Упражнение на дыхание: «Гудок парохода»

    Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен)

    Робинзон:

    Обошли вы остров смело
    А теперь другое дело
    Чтобы силы вам набраться
    Нужно потренироваться

    Перестроение в две колонны

    1. Эстафета «Пловцы»

    Дети «плывут» по гимнастической скамейке (передвигаются на животе, подтягиваясь руками) берут мешочек из корзины, бросают в изображение акулы, возвращение по прямой.

    2. Эстафета «Кто быстрее»

    Дети перепрыгивают через барьеры, пролезают в тоннель, пробегают ориентиры змейкой. Передают эстафету следующему участнику.


    3. Эстафета «Самый ловкий»

    Дети проходят по скамейке с мешочком на голове, залезают на стенку, срывают банан и спускаются вниз. Передавая эстафету следующему

    4. Эстафета «Классики»

    Дети строятся в две колонны. Перед ними разложены обручи в виде классиков: один, два, один, два, один. По сигналу педагога дети прыгают через обручи и обратно возвращаются бегом, передают эстафету следующему из своей команды легким хлопком по руке и встают в конец колонны.

    5. Эстафета «Собери кокосы »

    Мячи из корзины высыпают на пол. Каждой колонне показывают, какого цвета мячи они будут собирать (красного, желтого, синего, белого и т.д.). По сигналу дети собирают мячи.

    Робинзон : Вы оказались настойчивыми, умелыми и выносливыми. Давно я ждал таких ребят, в чьи руки можно было бы отдать клад (отдает ларец с спортивным инвентарем (скакалки, гантели).

    Этому кладу каждый рад
    Он несет здоровья заряд
    Чтобы вы некогда не болели
    Чтобы щеки здоровым румянцем горели
    Чтоб было у вас все в порядке
    Утро всегда начинайте с зарядки!

    Робинзон: Ох, и устал я. Давно так не разминался, давайте с вами отдохнем.

    Релаксация: Ложитесь на спину и закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь в прекрасном месте (звучит спокойная музыка ).

    Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
    Вы абсолютно спокойны, лежите и смотрите вверх на облака большие, белые, пушистые. Облака в прекрасном синем небе. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Теперь плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
    Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже, и ниже, пока не достигнет земли.
    Наконец, вы благополучно приземлились на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение сохраните его на весь день.

    Пока проходит релаксация инструктор физической культуры быстро переодевается.

    Ребята вот мы снова в детском саду.

    Список используемой литературы:

    1. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления».
    2. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду».

    Сюжетное занятие по физической культуре «Путешествие на сказочную планету» (подготовительная группа)

    Задачи:

    • Упражнять детей в различных видах ходьбы и бега;
    • Совершенствовать у детей умение в прыжках в длину, метании в горизонтальную цель;
    • Упражнять в равновесии: в ползании по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни;
    • Развивать ловкость в игре «Ловишки с ленточкой»;
    • Уметь расслабляться и контролировать дыхание.

    Оборудование: гимнастическая скамейка, мешочки по количеству детей, корзины для метания; бумажный ручей (ширина 100см); ленточки по количеству детей.

    Ход занятия

    Предложить детям представить себя в лесу небольшим словесным рассказом оживить воображение детей: «Жил был зеленый лес, это был не просто зеленый лес, а поющий лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели конечно птицы.

    Синицы пели синие песни, а малиновки малиновые. Но случилась в этом лесу беда. Побывал там злой волшебник он заколдовал зверей, птиц, деревья, цветы . Им нужна ваша помощь.

    Вводная медитация: (проводится под спокойную музыку)

    У меня в груди, вот тут.
    Слышишь часики идут
    Звук их радостен и тих
    Только кто заводит их

    Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмешается в нас. Педагог предлагает детям послать этой планете немного света, и тепла, и может быть она оживет (руки вынести вперед кисти рук вертикально)

    Построение в колонну по одному.

    Ходьба обычная, спиной вперед, перекатом с пятки на носок.

    «Живая лента» ходьба приставными шагами: дети взявшись за руки, идут в одну, то в другую сторону.

    Бег: с захлестом голени назад (руки вперед, кисть в кулак ), легкий бег.

    Дыхательная гимнастика: «Чем пахнет в лесу?» свежим воздухом, цветами, травой. И.п. основная стойка. Глубокий вдох носом, а выдох ртом.

    Построение в колонну по четыре.

    Педагог говорит, что лес стал оживать, так как каждый подарил ему немного тепла.

    Выполняются общеразвивающие упражнения

    1. «Теплый дождь» (смочил землю, освежил траву и листья, поиграем с дождевыми каплями)

    И.п. основная стойка, руки за спину.

    1, 2 – вынести вперед, прямую правую (левую) руку ладонью вверх.

    3, 4 – правую (левую) руку спрятать за спину (6-8раз).

    2. «Красочная радуга» (засияла разными цветами, украсила планету )

    И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями вверх.

    1 – наклон туловища вправо, левую руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь правой руки.

    2 – и.п. то же в левую сторону (6раз).

    3. «Растения оживают» (деревья, трава, цветы, потянулись к солнышку )

    И.п. ноги вместе, руки вдоль туловища голова опущена.

    1 – поднять прямые руки перед собой вверх, правую ногу поставить назад на носок, посмотреть вверх.

    2 – и.п. То же левой ногой (8 раз)

    4. «Полет птиц» (красивые сказочные птицы, то взмахом крыльев поднимаются высоко в небо, то летят низко над землей).

    И.п. основная стойка, руки внизу. 1, 3 – руки в стороны; 2 – присесть. 4 – и.п. (7 раз)

    5. «Бабочки» (порхают вокруг цветов, садятся на них, пьют нектар и снова летят к другому цветку).

    И.п. – сидя, колени согнуты и максимально разведены, подошвы соединены, кисти рук, сложены в замок, обхватывают ступни, пятки подтягивают к туловищу.

    1-3 – ноги, согнутые в коленях совершают ритмичные движения, пружинистые покачивания (стараться положить бедра на пол)

    4 – и.п. (6 раз).

    6. «Медведица» (потеряла своих озорных медвежат, ищет их заглядывает под кустики).

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

    1,3 – наклоны туловища вправо, (влево) руки за голову:

    2-4 – вернуться в и.п. (6-8 раз).

    7. «Лежа на траве» (полежим на мягкой травке и посмотрим на окружающую красоту).

    И.п. – лежа на животе, опереться на локти, подбородок поставить на тыльную сторону ладоней.

    1, 3 поворот головы вправо (влево) согнуть правую, (левую) ногу в коленях.

    2, 4 – и.п. (6-8 раз).

    8. «Муравей» (на пальцы ног залез муравей и бегает по ним: поищем муравья)

    И.п. сидя, ноги прямые вместе руки в упоре сзади.

    1, 3 – с силой потянуть носок правой (левой ноги) на себя.

    2,4 – вернуться в и.п. (6 раз).

    9. «Белочка разгрызла орешек»

    И.п. – лежа на спине, обхватив руками согнутые в коленях ноги.

    1 – положить ноги на пол, руки вдоль туловища.

    2 – и.п. (7 раз)

    10. «Белочка скачет с ветки на ветку»

    И.п. – ноги врозь, руки вперед перед грудью, кисти рук вниз.

    1 – 4 прыжки, смещая обе ноги вправо – влево. Чередовать с ходьбой на месте (2 раза)

    Дыхательная гимнастика: «Понюхаем цветы».

    Дети выполняют наклон, срывая как бы цветок

    Вдыхают носом, выдыхают ртом.

    Молодцы ребята вы оживили лес и он ожил. Все звери в лесу радуются.

    Основные движения:

    1. Зайцы резвятся – прыжки через ручей. (4 раза).
    2. Медведи лазают по деревьям ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни.
    3. «Белочка кидает шишки» – метание мешочков в горизонтальную цель.

    Подвижная игра: «Ловишки с ленточкой».

    Релаксация: «Конкурс лентяев»

    Мы сегодня с вами на этой поляне увидели много разных животных, но вот лентяй и лежебока барсук – так и не появился.

    Про него мы послушаем замечательное стихотворение В. Викторова.

    Хоть и жарко
    Хоть и зной
    Занят весь народ лесной
    Лишь барсук лентяй изрядный
    Сладко спит в норе прохладной
    Лежебока видит сон
    Будто делом занят он
    На заре и на закате
    Все не слезть ему с кровати.

    Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и пока звучит музыка стараются как можно больше расслабится.

    Игра малой подвижности «Дрозд»

    Дети распределяются на пары. Игра сопровождается текстом.

    «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос, (каждый сначала указывает на свой нос, затем на нос партнера), У меня – гладкие, у тебя – гладкие (указывает на щеки), у меня – сладкие, у тебя – сладкие (указывает на губы), я – друг, ты мой друг. Мы любим друг друга!»

    Все обнимаются. Затем пары меняются.

    Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. Они содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»

    Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. Они содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

    Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

    Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

    • - закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
    • - развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
    • - развитие музыкально-ритмических способностей,
    • - воспитание интереса и потребности в систематических занятиях

    Физическими упражнениями.

    • - воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение
    • - способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

    Все сюжетные занятия можно разделить

    1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

    Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.

    2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

    Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

    3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

    Цель таких занятий - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение;

    Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

    Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи.

    Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность .

    Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок.

    Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

    Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.