• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

    Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").

    Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

    В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

    Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

    Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

    Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.

    В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.

    В современном джиу-джитсу существуют три направления:

    Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;

    Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;

    Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.

    Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

    Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож).

    Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

    Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.

    Процесс обучения

    По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

    Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

    Термин джиу-джитсу (иное произношение — «Дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием.
    Он состоит из двух слов. Слово «дзю» или «джиу» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» или «дзюцу» переводится как «техника, способ».
    Итак, «Джиу-джитсу» — это «мягкая, или податливая техника». Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие метафорично.

    Для понимания сущности джиу-джитсу важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающий отказ от грубого противоборства сил и призывающие использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по введению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, и тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить». Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

    Предшественниками джиу-джитсу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэ-ми-вадза»). В таком виде эта техника наиболее близка к современному джиу-джитсу.

    По традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

    В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. А к концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других — на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

    В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна «1868» была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

    На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольше распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

    Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

    По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

    Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

    В настоящий момент джиу-джитсу представляет собой разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

    В джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

    Специалисты разделяют в современном джиу-джитсу базовый раздел и вытекающие из него военный, полицейский, спортивный.
    Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя, в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
    Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

    В тоже время, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

    Полицейский подраздел (Police Jui-Jitsu) является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Он имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д., где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

    Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

    В царской России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. Однако позже, в Советском Союзе джиу-джитсу, как и другие восточные системы боевых искусств, официально не признавалось, хотя именно джиу-джитсу, благодаря его целостности и разнообразию приёмов, было взято за основу при разработке знаменитой системы самозащиты без оружия — самбо.

    Изменения, происходящие в России на протяжении последних полутора десятков лет, отразились и на отношении к восточным единоборствам. В последние годы в России джиу-джитсу приобретает все большую популярность: проводятся региональные и общероссийские соревнования, организуются практические занятия и семинары с приглашением мастеров боевых искусств международного уровня. Результатом этого явилось признание джиу-джитсу как вида спорта на государственном уровне. Так, в конце 2005 года Федеральное Агентство по физической культуре и спорту включило вид спорта «Джиу-джитсу» во Всероссийский реестр видов спорта. А с 2006 года, в соответствии с новым списком разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Росспорт присваивает звания «Кандидатов в мастера спорта» (КМС), «Мастеров спорта» (МС), «Мастеров спорта международного класса» (МСМК) по джиу-джитсу.

    На протяжении нескольких лет российские спортсмены активно принимают участие в международных соревнованиях по джиу-джитсу, составляя серьёзную конкуренцию иностранным борцам. Например, на Кубке Европы по джиу-джитсу, который проходил в Германии в июне 2006 года, Сборная России по джиу-джитсу заняла пять призовых мест. Кроме того, в последнее время стала рассматриваться перспектива включения джиу-джитсу в программу Олимпийских игр, что открывает новые горизонты для тех, кто серьёзно занимается этим видом спорта.

    Эта история начинается в IX веке, в небольшом скоплении островных государств, которые вскоре станут известны, как Япония. В Даймё, земельных владениях наместников, часто вспыхивали гражданские войны, и для обеспечения безопасности правители стали нанимать воинов из подконтрольных им земель.
    Большинство воинов в этот период были всадниками, вооружёнными луком – такое искусство считалось верхом военного мастерства, а стрельба из лука считалась наиболее важным умением для новобранцев.

    Эти наемные воины получили привилегированный статус в своих Даймё в обмен на службу, и со временем это приведет к созданию воинского дворянского класса.


    Войны-дворяне стали известны, как самураи и в 1100 н.э. они являлись правящим классом в Японии. На поле боя, они помимо вышеуказанных качеств конной езды и стрельбы из лука, являлись мастерами и по другим видам оружия. В их числе было умение обращаться не только с луком, но и длинным мечом (катана), копьём, коротким ножом и смертельный рукопашный стиль боя, известный как джиу-джитсу.
    В первые дни правления самураев, бой без оружия считался подходящей формой ведения боевых действий для крестьян, но, так как война становилась все более и более неотъемлемой частью реалий японской политики, появились предпосылки к тому, чтобы изменить это представление. К 1100-му году, самураи решают овладеть этой воинской культурой. Их дети направлялись на обучение в специальные военные академии в очень раннем возрасте, с целью овладеть военным мастерством и джиу-джитсу было важнейшей частью обучения.
    В ближайшие несколько столетий, эти академии появились во многих государствах, которые в то время составляли Японию. Народы, населяющие государства жили в относительном мире под властью военных диктаторов, известных как сёгуны, и у каждого народа была своя армия высококвалифицированных самураев. Но власть сёгунов постепенно слабела, и между враждующими народностями все чаще происходили конфликты.
    В середине 1400 года пороховая бочка, на которую была похожа Япония того времени, наконец, взрывается, и острова погружаются в пучину войны. В течение следующих 200 лет Япония была втянута в почти непрерывные военные действия. Самураи играли важнейшую роль на протяжении всех 200 лет войны, и в течение этого времени джиу-джитсу также стремительно распространялось по островам.


    Джиу-джитсу разработано в качестве безоружного боевого искусства в той культуре, где в основном все были вооружены, так что первые уроки были направлены на защиту от атакующего оружия. Начинающих мастеров боевых искусств обучали защищаться от мечей, копий и ножей. В то время захваты, удары по глазам, в нос, в область паха и другие жизненно важные органы тела человека были разрешены, так как самурайские доспехи сводили бы на нет эффективность современных приемов в духе «fair play».
    Самурай знал множество способов, как сбить бронированных противников, когда представлялась возможность, бросить на землю, чтобы закрепить доминирующее положение, а затем использовал все, что было в его распоряжении, нанося удары в выбоины для глаз противника до полной победы.

    Фильм Последний самурай, 2003

    Борьба в партере противопоставлялась отчаянной драке на ногах, спокойствие и методичность движений на земле являлись аналогами современной конкурентоспособной джиу-джитсу. Самураи, отягченные бронёй, отчаянно отбивались от врагов, которые пытались ударить через щели в доспехах, нанося большой урон соперникам.
    Наконец, война подошла к концу, и 1700-е годы стали золотым веком для самураев. Это период считается расцветом великих боевых школ, в каждой из которых были свои мастера боевых искусств. В отсутствие войны, ученики соперничающих школ оттачивали свои навыки ведения боя и проверяли их в смертельных дуэлях.
    Именно в этот золотой век джиу-джитсу выросло, как самурайское учение в боевых академиях и именно в этот момент появляется огромное количество основных бросков, болевых и удушающих приемов, рычагов на конечности, ставших впоследствии обычной практикой. В каждой школе практикуются различные методы, и искусство раскололось на бесчисленное множество стилей, носящих названия этих школ. Одни концентрировались на бросках, другие – на борьбе, третьи – на ударах.


    Несмотря на то, что джиу-джитсу называли “мягким искусством”, это было искусством выживания, в котором использовались лишь навыки и способности человека. Многие стили, используют в своих атаках лезвия, цепи, кусание противника, выкалывание глаз или просто чистую грубую силу, чтобы получить преимущество. Тем не менее, наиболее универсальные методики основаны на принципах с использованием рывков и рычагов, чтобы победить оппонента, а не силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию – в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить сильного и крупного противника.
    Полученная комбинация бросков, заломов, болевых приёмов, захватов, рывков и оружия, являли собой смертельное и чрезмерно сложное искусство, которое было разделено на десятки стилей по островам Японии.


    Но в 1853 году в мире самураев наступила смута, когда в Токийский залив под руководством коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри подошли военные корабли, вооруженные современными пушками. Это послужило пробуждению японского народа для новой войны, для изгнания непрошенных гостей, которая ознаменует начало конца правления самураев и исчезновение классического японского джиу-джитсу. После войны многие мастера будут вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя своё знание анатомии. Другим придется сражаться за деньги, а со временем их начнут считать странным пережитком дикарского прошлого.

    Итак 8 июля 1853 года - переломный момент в истории Японии, когда коммодор ВМС США Перри привёл небольшую группу паровых кораблей в Эдо (Токио). Эти железные военные машины извергали дым в небо и демонстрировали большие корабельные орудия, намного большие, чем любые пушки, установленные на кораблях японцев. Местные не видели такого раньше.
    Япония ввела политику закрытых дверей в отношении иностранцев, блокируя любые влияния, которые могли бы подорвать власть даймё. Японцы считали себя военной державой, защищенной божественными силами, но корабли Перри демонстрировали успех и развитие западных технологий, что подрывало устои. Японские острова оказались не сильно технически и промышленно развитыми в средние века, в то время как западные державы переживали бум промышленного подъема.

    Изменения должны были придти, и они явились в образе императора Мацухито в 1868 году. Император становился всё более традиционным и церемониальным лицом без какой-либо реальной власти, в то время как сёгун правил нациями как военный лидер. Мацухито принял титул Мэйдзи, что означает просвещенный мир, и упразднил полномочия сёгуна, создал конституцию, которая дала ему абсолютную власть, и перенес столицу из Киото в Токио.
    Императором Мэйдзи было определено, что Япония должна активно модернизироваться, чтобы стать достаточно сильной и конкурировать с западными державами, в противном случае, она могла повторить судьбу многих других азиатских народов и стать колонией. Для достижения этой цели он стал проводить огромное количество реформ японского образа жизни, которые позднее стали известны как реставрации Мэйдзи.

    Многие из этих изменений касались японской армии, и в 1872 году император Мэйдзи создал Императорскую Армию Японии, собравшую призывников, получивших подготовку в области использования огнестрельного оружия. Два миллиона самураев вдруг оказались без работы. Напряженность достигла своего апогея, когда Мэйдзи объявил вне закона ношение самурайских мечей, и Сацума из клана самураев одним из первых восстал в знак протеста.
    Императорская Армия Японии подавила эти восстания, будучи вооружённой современным огнестрельным оружием. Сацума из клана самураев умер в одной из битв. Самураи впали в немилость в Японии, а джиу-джитсу продолжало вырождаться.

    Молодой и талантливый ученик джиу-джитсу по имени Кано Дзигоро (1836 – 1938) вырос в это непростое время. Он начал изучать джиу-джитсу, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал мастером в нескольких стилях классического джиу-джитсу, особенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своём додзё.

    Изучая это боевое искусство, он столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникла опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кано прекрасно понимал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (многие из учеников были преступниками и хулиганами, что не делало славу стилю). Общество полагало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным искусством. Также он видел проблемы в природе самого искусства. Стиль представлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения боя, искусство предлагало только ряд приёмов, разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективного владения телом. Не устраивал его и процесс тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката – неизменных хореографических техник, когда оба партнёра отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. Спарринги проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приёмов, таких как удары по глазам, в пах, вырывание волос и прочие. Если бы ученики сражались в полную силу без травмы бы не остался никто. То есть, единственным способом изучения искусства оставались ката – ученики не могли почувствовать, как их движения действуют на противника. Конечно, в реальном поединке противник не станет подстраиваться под вас для того, чтобы вы правильно провели приём, поэтому такая система считалась устаревшей и не приносящей пользы. Все эти проблемы требовали срочного решения, и Кано нашел выход. Он вводит спарринги (рандори), чтобы ученики могли противостоять друг другу в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка и с настоящим упирающимся противником. Такие тренировки развивали скорость, ловкость и готовность учеников к противостояниям в реальных непредсказуемых поединках. Чтобы сделать спарринги приемлемыми он убрал из них все опасные удары – вырывание волос, удары по глазам, а также заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч.

    Здесь конечно можно удивиться, зачем же убраны все те приёмы, которые изначально делали искусство боевым и смертельно опасным. В этом и заключается основная реформа: искусство определяется не сколько набором техник и приёмов, сколько методом изучения этих техник. То есть, создание эффективного стиля возможно только при той методике обучения, которая позволяет ученикам изучить и запомнить движения и техники стиля в спаррингах с настоящим противником, противостоящим тебе в полную силу.
    Кано заметил, что боец, который постоянно отрабатывал безопасные техники в полную силу против сопротивляющегося противника, может сражаться лучше, чем тот, который тренирует смертельные приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Техники, оставленные Кано, были безопасными только в том смысле, что их можно было без лишнего риска применять на тренировках до тех пор, пока ученики не соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приёма. В уличной драке при помощи таких безопасных техник вы можете сломать противнику локоть или удавить его до потери сознания.

    В 1882 году Дзигоро Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разработанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал дзюдо (“дзю” – мягкость или нежность, “до” – путь человека с его образом жизни или религиозными взглядами), чтобы отличить его от классического джиу-джитсу.
    Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни со своими моральными, духовными и социальными ценностями, оставаясь в то же время эффективным боевым стилем (об этих запретах будет написано позднее). Школа Кодокан привлекла многих талантливых учеников и вскоре обрела популярность в Японии.

    В 1886 году полиции Токио понадобился боевой стиль, которым могли бы овладеть офицеры. За право тренировать полицейских сражались многие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выявить лучшую, было решено провести турнир, победу в котором можно было одержать либо броском, после которого противник падал на спину, либо захватом на удержание. Любые удары были запрещены. Ученики школы Кодокан встретились лицом к лицу с самыми сильными японскими школами классического джиу-джитсу и выиграли почти все поединки (из 15 матчей 12 оказались победными). Этот результат был шокирующим, поскольку сама школа существовала только 4 года, а сэнсею не было 30 лет. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым стилем Японии. Влияние дзюдо можно проследить во многих боевых искусствах, но об этом в другой раз.
    В 1932 году на олимпиаде Дзигоро Кано провел демонстрацию этого боевого искусства, а в 1964 дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Интересным моментом стало также и то, что Кано строго запрещал своим ученикам сражаться за деньги. Строгие принципы дзюдо считали это неприемлемым.

    В конце 1800-х годов Кано Дзигоро упорядочил чрезмерно сложный набор стилей классического японского искусства джиу-джитсу в высокоэффективное кодокан дзюдо. Япония была теперь открыта миру - шла свободная торговля и обмен идеями с другими народами мира.
    Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо по всему миру, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил несколько своих учеников в США, чтобы продемонстрировать своё искусство. Один из них был пожилой человек по имени Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой искусства, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку поехал Мицуо Маэда (1878 – 1941) – один из лучших учеников Кано. Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте 18 лет перешёл в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших.

    При необходимости именно Маэда должен был сражаться в поединках.
    Конечно, вначале всё пошло не так хорошо, как хотелось бы. В Военной Академии Вест-Пойнт японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маэда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно удержанием. Если вы в течение долго времени сможете удержать оппонента на спине, то вы победите. В дзюдо и джиу-джитсу напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежите на спине, поединок продолжается. Тем не менее Маэда продолжил схватку и вскоре применил залом руки, вынудив футболиста признать поражение. Некоторые считали, что победил американец, так как сбил Маэду с ног и удержал его. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать ещё одного поединка. Томита был вынужден сразиться с футболистом. К ужасу Маэды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал его. Японцу ничего не оставалось делать, как корчиться под противником – для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маэда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маэда остался на Восточном, горя желанием восстановить репутацию дзюдо. Через некоторое время в городе Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк он выступил против местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почёт и уважение.
    Эта победа придала уверенности Маэде, и он бросил вызов тогдашнему чемпиону по боксу тяжеловесу Джеку Джонсону. Именно тогда зародилась традиция, согласно которой представители клана Грейси бросают вызовы тем или иным чемпионам мира по боксу. Так Хелио Грейси вызывал на бой Джо Луиса, сразу несколько представителей вызывали на бой Майка Тайсона. Джонсон проигнорировал вызов, положив в свою очередь начало традиции, согласно которой боксёры-тяжеловесы не обращают внимания на подобные вызовы.
    Странствуя по Америке, а позже посетив Европу, Маэда сражался во многих профессиональных поединках, нарушая тем самым моральные заповеди дзюдо – часто приходилось прибегать к запрещённым техникам в дзюдо, которые были разрешены в классическом джиу-джитсу, а также сражаться за деньги. Возможно, именно поэтому он предпочитал называть своё искусство не дзюдо, а джиу-джитсу. Эти достижения Маэды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где стал известен под именем Граф Кома.
    Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один - технически - во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной - чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном - борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
    Огромный опыт Маэды сказался на изменении его стиля борьбы. Например, как правило, он боролся с бойцами в обтягивающих штанах-трико и с голым торсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующие захват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боя до “полной отключки” тоже требовало пересмотра техники. Бросок на настил или удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэда сконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил в основном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэду разработать особую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударов противника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу в захвате. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убрал те, которые считал неэффективными и разрабатывал собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на западе – борцам и боксёрам, отходя от техники чистого дзюдо всё дальше и дальше.
    В 1914 он впервые посещает Бразилию, и в течение следующих 7 лет он постоянно будет находится в северной части Южной Америки сражаясь на различных турнирах.

    Именно Маэда поспособствовал проведению первого в Бразилии турнира по джиу-джитсу, целью которого была популяризация этого вида спорта. Историки Луис Отавио Лейднер и ФабиоКио Такао нашли запись в газете Gazeta de Noticias от 11 марта 1915, где приводились правила события, которое должно было состояться в театре Карлоса Гомеса в Рио-де-Жанейро, тогдашней столице страны. В нем Кома опубликовал первые правила обновленного джиу-джитсу, состоящие из десяти пунктов:

    1. Каждый боец ​​должен выглядеть опрятно, с чистыми и остриженными ногтями;

    2. Бойцы должны быть одеты в ги, предоставляемые Графом Кома;

    4. Когда спортсмен использует свои ноги, он никогда не должны использовать прямые конечности для ударов, только кривые ступни для зацепов;

    5. Спортсмен, оказавшийся спиной на земле не считается побежденным, даже если он первым упал;

    6. Боец, который проиграл, должны продемонстрировать свою сдачу, постучав ладонью о ковер или тело своего противника трижды;

    8. Матчи будут разделены на раунды по пять минут с двух-минутными перерывами между ними. Судья будет считать минуты вслух, чтобы аудитория могла слышать;

    9. Если бойцы выпадают за пределы ковра без предупреждения, судья должен вернуть их в центр ковра, в стойку друг против друга;

    10. Присяжные могут заменить судью, в случае необходимости. Ни организаторы, ни победитель не ​​несут ответственность за любой вред, происшедший вследствие отказа проигравшего спортсмена продемонстрировать свою сдачу, постучав по ковру или по сопернику.

    * Врачи, представители местной прессы и преподаватели физического воспитания приглашаются для участия в турнире в качестве жюри.»

    Тем временем, Япония стремилась, подобно западным государствам обрести свои колонии, и Маэда должен был помочь в этом проекте. К тому времени он был уже очень известным во всем мире, и бразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акров земли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. В 1921 году Маэда открывает собственную академию дзюдо, а также помогает японскому и бразильскому правительствам достигнуть договорённости, согласно которой Бразилия пустит на свою территорию большую группу японских иммигрантов. Именно Грейси пытался помочь ему, используя свои политические связи.

    Гастао Грейси, сын шотландского эмигранта Джорджа Грейси был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным.

    В возрасте 14 лет Карлос Грейси (1902-1994) начинает брать первые уроки у Маэды. Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:
    Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.
    Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.
    Собственно техника джиу-джитсу.
    Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
    В течение 8 лет Карлос обучался у мастера Маэды среди других учеников. В 22 года Карлос решает, что хочет посвятить свою жизнь развитию и совершенствованию джиу-джитсу. Он получает чёрный пояс и основывает собственную академию джиу-джитсу. Замечу, что Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.
    Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.
    В 1925 году Карлос открыл первую Академию Грейси в Рио-де-Жанейро. Все братья Грейси стали инструкторами, кроме одного - Хелио.

    Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Когда в 1928 году Карлос не смог прийти на занятие, Хелио подменил его и решил проверить свои идеи в действии - и они сработали. С тех пор младший Грейси стал понемногу изменять традиционную японскую технику, что позволило ему разделываться с оппонентами, которые почти всегда были крупнее и сильнее. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.
    Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии боевого искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, каждый занимался джиу-джитсу. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по семейной линии и вначале изучили, а затем стали преподавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, из чего становится понятным, что недостатка в партнере по тренировкам Грейси никогда не испытывали. Клан Грейси были как бы исследователями, чьим полем деятельности был бой без оружия.

    Другое преимущество – время. Грейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить всё своё время исследованиям и тренировкам. Для доведения до совершенства той или иной техники уходили десятилетия. Ещё один не маловажный фактор – небольшие габариты противников. Все Грейси были невысокого роста и худощавого телосложения. Именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на неё.
    И последнее преимущество – автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Грейси же были предоставлены сами себе и отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою.

    В чём же были улучшения Грейси? Как вы помните Дзигоро Кано для того, чтобы ученики не травмировались на тренировках, убрал из стиля наиболее опасные техники, которые могли бы помочь в реальном поединке. Из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары не применялись в спаррингах, ученики тренировались только в ги (в кимоно). Основной акцент стиля был сделан на зрелищность и броски, а не на эффективную борьбу на земле. Также существовал моральный запрет, запрещавший бойцам дзюдо биться с представителями других боевых искусств. Все эти ограничения здорово мешали развитию дзюдо как боевого искусства.
    Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и устранили их. Кстати, когда Грейси приехали в Северную Америку, многие бойцы, против которых им приходилось выступать, критиковали их за недостаток этих запретов. Но их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маэдой они стали принимать участие в турнирах по смешанным боевым искусствам, чтобы ещё сильнее развивать джиу-джитсу.
    Также изменения коснулись собственно техник. На многих турнирах был свой список правил, которому приходилось следовать. Грейси старались искать новые виды техник, чтобы обойти эти правила. И наконец – спарринги. В них вернулись заломы ног, шеи, спины, плеч, запястий и удары в лицо. Лишённые возможности изучать эти техники ученики становились уязвимыми в поединках против тех, кто знал такие приёмы и мог их использовать.
    Главная разработка Грейси – тактика ведения боя и система начисления баллов, которая полностью отражала эту тактику. Заработать баллы в бразильском джиу-джитсу можно различными способами, каждый из которых представляет переход в такое положение, которое дало бы вам преимущество в реальной схватке.

    В 1967 году была учреждена Федерация джиу-джитсу в Рио под руководством Хелио Грейси, где президентом консультационного совета был назначен Карлос. Именно федерация закрепила самые первые, простейшие правила современного джиу-джитсу, которое принято называть бразильским.

    Далее в 90х годах джиу-джитсу братьев Грейси пережило очередной бум. С одной стороны молодые Риксон, Рензо, Ральф, Райан и Ройлер Грейси продемонстрировали превосходство джиу-джитсу в рамках первых турниров по боям без правил (ММА) в организации, созданной Рорионом Грейси — Ultimate Fighting Championship (UFC), тем самым, подогрев интерес к бразильскому джиу-джитсу, как одному из наиболее эффективных видов самообороны.

    С другой стороны Карлос Грейси младший продолжил дело отца, организуя масштабные турниры и развивая данный вид единоборства, как регулируемый вид спорта, учредив в 1994 году Международную федерацию бразильского джиу-джитсу (IBJJF) , под эгидой которой проводятся турниры с количеством участников 3000 человек из более чем 50 стран мира.

    ,

    Азиатское название этого вида спорта мало кому о чем-то говорит. Джиу-джитсу что это, от куда к нам пришел и что из себя представляет? Основную терминологию возьмем в википедии. Это вид боевого искусства, в основе которого лежат мягкие и податливые движения, с применением боевых атрибутов и без них.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    История

    Что это за спорт такой? Зарождение своими корнями уходит в 15 век Азиатской страны Японии. Один из правителей древних провинций создал Джиу-джитсу путем объединения нескольких стилей боевых направлений.

    Основные принципы

    Главным принципом Джиу-джитсу считается не вести жесткую оборону с противником, а лишь с помощью специальных действий направлять силу противника против него же. То есть что бы одержать победу, достаточно быть эластичным, прогнуться как ветка ивы и выжить.

    Какие качества развивает

    Каждый вид спорта прививает спортсмену какие-либо положительные качества. Так и в случае с Джиу-джитсу.

    Вот их перечень:

    • Гибкость;
    • Скорость мышления;
    • Внимательность;
    • Философия правильно мыслить.

    Кому подходит

    Если рассмотреть этот вид единоборств, то навязывается радостный вывод. Здесь нет ограничений по возрасту . Минимально это 3 лет. Приводить ребенка на тренировки можно в любом возрасте, как он будет к этому готов. Достаточно будет даже домашней физической подготовки. Родители должны объяснить ребенку, что такое дисциплина на занятиях. Это самый главный фактор данной спортивной секции.

    Цены на занятия

    Стоимость занятий является бюджетной. Так как не требуется специальная экипировка. А занятия с тренером варьируются от 1500 до 3500 рублей в месяц.

    Питание

    Для спортсменов, занимающихся данным боевым искусством, требуется особо сбалансированное питание, способствующее развитию гибкости, укреплению костей и хорошему обеспечению организма питательными веществами. Поэтому необходимо в ежедневный рацион ввести такие продукты как:

    • Молочные продукты;
    • Каши;
    • Сырые овощи (морковь, сельдерей, болгарский перец);

    Информация для родителей

    Родители, решившие отдать ребенка на тренировки по этим единоборствам должны принять во внимание следующие моменты, касающиеся занятий:

    • Мотивация, недопущение лени;
    • Присутствие на тренировках с ребенком в избранные дни;
    • Подбадривание и поощрение;
    • Повторение изученного в домашних условиях.

    Итоги

    Джиу-джитсу что это? Одно из направлений Азиатских , имеющее свою философию, которая придерживается сохранения собственной энергии и отрицает жесткие движения в бою. Подходит для всех возрастов, в том числе для детей с 3 лет. Несет в себе много положительных качеств, которые выражаются как в физическом состоянии тела, так и в психологическом.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    "Дзю" — в переводе с японского языка — означает мягкость, уступчивость, гибкость, податливость, "дзюцу" — означает техника, способ, выход. Общий перевод, применяемый в названии одного из видов японского рукопашного боя — это "искусство мягкости". Исходя из названия, напрашивается вывод, что мягкая и податливая техника движений — основной принцип этого боевого искусства.

    Все знают о существовании целой серии японских единоборств, но мало кто может перечислить все виды этой группы, и предельно ясно проинформировать об их отличиях друг между другом.

    Японию можно назвать центром рождения большинства боевых искусств, существующих в мире. Большая часть из них вряд ли, даже на слух, знакома обычному гражданину России. Это и не удивительно! Серия японских боевых единоборств включает в себя более пятидесяти наименований, среди которых встречаются многочисленные стили рукопашного единоборства, искусства боя длинным шестом "бо", короткой палкой "дзе", дубинкой "дзиттэ", серпом "кама", мелкими подручными средствами и многое другое.

    Чтобы окончательно развеять мифы о схожести или идентичности всех видов искусств, достаточно узнать об уникальном комплексном искусстве стратегического шпионажа, тактической разведки, а также техники поражения противника голосом. Удивительно, не так ли? Это далеко не все, чем может нас удивить страна цветущей сакуры. Но давайте вернемся к нашей теме и узнаем, что такое джиу-джитсу.

    История Джиу-джитсу

    Что такое джиу-джитсу мы сможем узнать и понять, при условии, если изучим ее историю. Джиу-джитсу появился на свет в Японии в середине 16-ого века. Это было скорее общее название всех видов рукопашных единоборств без оружия, с подручным или мелким типом оружия.

    Пророждение данного вида предшествовало развитием всевозможных типов самурайских, японских единоборств в латах. Наиболее распространенными среди них были Йорои Кумиути и Косино-Мавари. Тогдашним техническим арсеналом обоих стилей сейчас мало кого можно было бы удивить. Ведь он вмещал в себя исключительно броски, работу с кинжалом, захваты за руки, уловки освобождения от захватов, подножки, подсечки и множество болевых приемов. Поскольку борцы выступали в латах, удары были несколько ограничены, так как они бы стали источниками серьезных травм и телесных повреждений самураев. Вскоре, вес доспехов стал гораздо легче по мере появления и развития технологий огнестрельного оружия, а потому к технике добавилось так называемое Атэми-Вадза или точечные удары в болевые точки.

    Впервые, школа рукопашного боя, напоминающая своей техникой и арсеналом современное джиу-джитсу, появилась к середине 14-ого столетия в городе Сакуси-кияма, благодаря местному жителю Такэноути Хисамори. Развитием и расширением технической базы всерьез занялись уже сын и внук основателя. Родственники добавили в арсенал большое количество приемов, которые были позаимствованы из китайского Ушу. Дело в том, что сын и отец имели возможность изучать Ушу у китайских иммигрантов в городе Нагасаки. Благодаря семье Такэноути возникли многие известные до сих пор школы джиу-джитсу.

    Во многих источниках говорится, что первые институты подобного боевого искусства, носили название Есин-рю, это в переводе с родного языка — школа ивы. Именно с этим деревом сравнивают технику джиу-джитсу, поговаривая одну историю: когда-то давно, на скальном утесе рос величественный дуб и тонкая ива, налетевшие порывы ветров штормили деревья, дуб стоял устойчиво, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. Однажды, мощная буря все-таки сломала неприступный дуб, в то время как ива, сгибаясь до самой земли, вновь выпрямлялась обратно. Это показывает что мягкость и гибкость побеждает силу и жесткость.

    Основные даты в Джиу-джитсу

    1532 г. — основание первоначальной школы семьей Такэноути.

    1557 г. — переезд в нынешний Токио китайского эмигранта Чень Юаньбина, мастера болевых приемов и сложных захватов.

    1625 г. — Чень Юаньбин открывает школу при буддийском храме, где за отдельную плату обучает самураев и монахов.

    1635-1650 г. — открытие большого количества школ учениками Юаньбина.

    1650 г. — пик скорости и масштабов распространения джиу-джитсу, появление на свет более 400-та школ.

    Трудно поверить, но к началу 20-ого века навыками этого боевого искусства овладели даже российские офицеры контрразведки и царской армии. Техника в то время была сложна для обучения, по этой причине стала прерогативой исключительно для высших слоев общества. К счастью, на сегодняшний день она доступна всем: мужчинам, женщинам и детям любых возрастов.

    Классическая техника Джиу-джитсу

    Многогранность и податливость к развитию первоначальной техники джиу-джитсу позволила ей быстро распространиться по всей Азии, и вскоре, по всему миру, приобретая новые, но такие же строгие обличия. Пресловутая мягкость японской хватки мастера и самурая объясняют, как намерение поддаться атаке противника, после чего одолеть обессиленного бойца его силой против него самого. Основными элементами арсенала классического стиля являются заломы и броски. С помощью них противник мягко нейтрализуется благодаря мощи атаки нападающего. Традиционноеджиу-джитсу включает в себя:

    • Приемы, производящиеся в положении стоя напротив стоящего противника.
    • Приемы "по-турецки" проводятся в сидячем положении против сидячего противника.
    • По аналогии, сидящий против стоящего.
    • Приемы борьбы в лежачем положении обоих борцов.

    Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу

    Броски.

    Основным методом борьбы с противником в традиционном джиу-джитсу являются броски. Броски бывают следующих типов: взваливание атакующего на себя, броски с помощью нижней части туловища, с помощью верхней части туловища, броски с падением, броски с переходом на болевые приемы.

    Болевые приемы.

    Не менее важными приемами являются болевые, используемые в целях нанесения травмы атакующему. Чаще всего это:

    • Болевый приемы на конечности тела.
    • Удушающие приемы.
    • Удержания.

    Болевые приемы осуществляются конечностями и направляются на наиболее уязвимые части тела противника, такие как: локти, плечи, шея, колени и т.д.

    Удушающие приемы.

    Такой боевой прием, как удушение проводится с использованием рук или ног. Действие заключается в перекрытии кислорода к мозгу человека.

    Поражение уязвимых точек.

    Длительное время подобная техника держалась в строгом секрете и заключалась в остром и точном ударе пальцем руки, ногой, головой или самой рукой. Ученики обучались технике как обездвиживания и убийству противника, так и умению быстро его реанимировать.

    Приемы маневрирования и самострахования — также являются неотъемлемой частью школы традиционного джиу-джитсу.

    Если рассматривать все приемы традиционной техники в целом, можно проследить, что арсенал состоит на 60% из захватов, болевых приемов, удушающих, подножек, подсечек и, конечно же, бросков. На 40% из ударов пальцами, ладонями, локтями, кулаками, стопами и коленями. Проще говоря, джиу-джитсу своей техникой относится к комбинированным видам рукопашного боя. Джиу-джитсу допускает, и даже поощряет использование в качестве оружия различные предметы, такие как: палки, веревки, посохи и ножи.

    Техника большинства школ может несущественно отличаться друг от друга, однако в целом общая картина практически неизменна.

    Запись в японскую школу Джиу-джитсу

    Чтобы попасть в японскую школу джиу-джитсу и пройти там полноценное обучение, нужно будет пройти три этапа:

    1. Мастера проверяют ученика на способности и проводят испытания.

    2. Ученик очень долго обучается всем основам этого боевого искусства.

    3. Этап — Оку дэн. К данному этапу, перешли далеко не все ученики. На этом этапе изучаются тайны и глубины джиу-джитсу.

    Школы Джиу-джитсу сегодняшнего дня

    Прославленных школ японского происхождения осталось около 50-ти, и все они разбросаны по миру. Большинство школ джиу-джитсу приобрело коммерческий характер. Необходимо отметить, что согласно уставам международных организаций джиу-джитсу, каждой школе позволено заполнять свой технический арсенал различными элементами техник, характерных традиционным рукопашным единоборствам той или иной страны.

    Основные отличительные черты между ними заключены в том, что какие именно группы приемов преобладают. Например, в технике известного бразильского джиу-джитсу преобладают приемы лежа. К счастью, современным приверженцам восточных единоборств не придется проходить всех мучительных трех этапов "посвящения". Ведь сегодня такие школы доступны всем, независимо от возраста и пола.

    Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.