• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой. Этот поединок, вошедший в историю как "дуэль четверых", закончился смертью Шереметьева и дуэлью секундантов - будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова. Впрочем, Россия знала и не такие дуэльные перипетии.

    Царские указы не спасли Россию от дуэлей

    Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России ещё при Петре I. Правда, на практике эти законы не применялись, да и дуэли в России до конца 18 века были явлением достаточно редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С превеликим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

    Но законы против дуэлей в России оказались неэффективными. Более того, российские дуэли отличались особой жестокостью: дистанция между барьерами не превышала 10 метров (обычно 7), часто дуэли проходили без врачей и секундантов, поэтому заканчивались поединки трагически.

    «Дуэль четверых» из-за блистательной балерины

    Имя Авдотьи Истоминой увековечил великий Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет,
    И быстрой ножкой ножку бьет.

    Известная Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась как-то со своим кавалером. Расстроенная она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметьев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



    Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметьева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

    Самый знаменитый любовный поединок

    Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова. Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.

    Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.

    Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.



    Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.

    Пушкин – самый известный Петербургский дуэлянт

    Екатерина Карамзина, современница великого русского поэта в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли ». А Иван Липранди, известный дуэлянт, в своём дневнике оставил запись: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед ».

    На своей первой дуэли Пушкин стрелялся с лицейским товарищем Кюхельбекером. Причиной стала своеобразная рецензия на пушкинские эпиграммы. Кюхля по жребию стрелял первым, и когда он начал целиться, Пушкин крикнул своему секунданту Дельвигу: «Становитесь на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вышел из себя, рука его дрогнула, и он, действительно, попал в фуражку на голове Дельвига. Примирила противников комичность ситуации.

    Известно и о дуэли Пушкина с полковником Старовым, который был известным снайпером. Дуэль проходила 6 января 1822. По воспоминаниям очевидцев, в этот день была настолько сильная метель, что в нескольких шагах уже ничего не было видно. Оба дуэлянта промахнулись. Впоследствии друзья Пушкина сделали всё. Чтобы дуэль не возобновилась.



    Но уже весной в Петербурге обсуждали новую дуэль поэта с офицером генштаба Зубовым. Зубов промахнулся, а Пушкин, который преспокойно ел черешни, пока в него целился противник, от своего выстрела отказался. «Довольны ли вы?», - спросил он у Зубова, а когда тот попытался обнять Пушкина, сдержано заметил: «Это лишнее».

    Смертельной для Пушкина стала дуэль с Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся 8 февраля 1837 года в районе Чёрной речки на окраине Санкт-Петербурга. На условиях, которые практически не оставляли шансов на выживание, настоял сам Пушкин. Расстояние между противниками составляли 20 шагов, барьер установили в 10 шагов, а стрелять можно было в любой момент. Уже первым выстрелом Дантеса Пушкин был ранен в живот. Через 2 дня Пушкин умер. За дуэль Дантеса приговорили к смерти. Он спешно уехал из России, дожил до преклонных лет и сделал успешную карьеру в политике.


    Острослов Лермонтов спровоцировал дуэль, на которой и погиб

    Официальная причина поединка, в котором поручик Лермонтов погиб от пули майора Мартынова, - остроты и колкости, которые поэт регулярно отпускал в отношении офицера. Чашу терпения Мартынова переполнил случай, когда Лермонтов назвал его «горцем с большим кинжалом». Хотя поговаривали, что причиной такого поведения Лермонтова было соперничество из-за дамы.

    15 июля 1841 года дуэлянты встретились в договоренном месте на горе Машук. Каковы были условия дуэли сегодня уже не известно. Лермонтов был смертельно ранен соперником в грудь и умер на месте, не успев сделать свой выстрел. В подтверждение того, что пистолет Лермонтова заряжен, из него сделали выстрел в воздух.


    Русский анархист вызывал на дуэль основоположника марксизма

    Революционер-анархист Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.


    Толстой хотел стреляться с Тургеневым, а Волошин с Гумилёвым

    Дуэлянтами были многие известные люди. Известно, что молодой Лев Толстой бросил перчатку Ивану Тургеневу. Дуэль, к счастью, не состоялась. Последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Гумилёв оскорбился на розыгрыш. Тогда обидчик выстрелил в воздух, а Гумилёв промахнулся.

    Впрочем, оружие может быть использовано и весьма мирных целях, и доказательством тому .

    Общие положения для проведения поединков. Каждое оскорбление чести и достоинства подчиненного офицера командир полка (ему соответствующий начальник) расследовал и направлял материалы в Суд общества офицеров. Суд общества имел право рассматривать лишь дела состоящих на службе обер-офйнеров.

    В Морском ведомстве аналогичными правами и обязанностями наделялся Суд флагманов. Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка. При этом суд общества употреблял своё влияние на то, чтобы условия поединка соответствовали обстоятельствам данного случая. За офицером сохранялось правило свободного выбора: либо участвовать в поединке, либо подать в отставку. Каждый поединок в полку классифицировался как чрезвычайное происшествие, о чём докладывалось "по команде" императору.

    Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

    Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении); оружия и рода дуэли (при среднем); оружия, рода и дистанции (при тяжком). Оскорблённый не мог адекватно реагировать на оскорбление, так как сразу же терял перечисленные права.

    Следующим этапом был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

    Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.
    При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:
    - места и времени;
    - оружия и последовательности его применения;
    - финальных условий поединка.

    Для поединка использовались малолюдные места (в Петербурге - район Чёрной речки, Волкове поле и др.), дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

    Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

    Финальными условиями поединка были: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

    Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. По прошествии установленного срока сбора дуэлянтов секунданты подписывали акт, после чего все разъезжались.
    Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

    Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

    Поединок с использованием холодного оружия.

    Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

    По жребию разыгрывалось оружие и место. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

    По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые жребием. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь!" и затем: "Начинай".

    Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

    При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

    При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

    Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

    Поединки с использованием пистолетов

    Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). К изготовлению дуэльного оружия привлекались лучшие оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид.

    Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с не взведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта.
    Распорядитель спрашивал дуэлянтов:
    "Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал: "К бою".
    По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

    Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько.
    1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).
    а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов.

    Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.
    б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.
    в) Стрельба по готовности.

    Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой".

    Дуэль по сигналу или команде.

    Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

    I. Подвижная дуэль

    А) Прямолинейное сближение с остановками.
    Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

    Б) Усложнённое сближение с остановками.
    Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

    В) Встречно-параллельное сближение.
    Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.
    Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.
    Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).
    Для выстрела надо было остановиться, а после него ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

    Известны случаи проведения поединков необычными способами. Так, в период войны со Швецией 1808 г., в результате ссоры князь М.П. Долгоруков вызвал на поединок генерала Засса. Генерал принял вызов и сказал князю: "Мы не вправе сражаться впереди войск. Это был бы дурной пример для подчинённых. Я предлагаю Вам необычный поединок - нам обоим встать на бруствер перед батареей и стоять так, пока один из нас не падёт от вражеского обстрела". Предложение было принято. Оба генерала встали в амбразуре батарей и хладнокровно смотрели друг на друга. Противник сосредоточил на них орудийный огонь. Полчаса они стояли под вражескими ядрами. Долгоруков пал.

    Участником другого необычного поединка оказался граф Фёдор Иванович Толстой период совместного кругосветного плавания на кораблях "Надежда" и "Неба" в 1803-1804 годах граф Толстой из-за ссоры был вызван на поединок корабельным офицером.
    По воспоминаниям Ф. Булгарина: "...Граф Ф. Толстой был опасным противником, он прекрасно стрелял из пистолета, мастерски рубился на саблях, на шпагах фехтовал не хуже Север-бека (общеизвестный учитель фехтования). В поединке был хладнокровен и отчаянно храбр". Офицер знал об этом и предложил "морскую" дуэль - выброситься за борт и там бороться. Толстой отказался, сославшись на неумение плавать. Тогда моряк обвинил графа в трусости. Услышав это, Фёдор Иванович обхватил противника руками и выбросился с ним за борт. Матросы едва успели вытащить их из-за борта. Офицер в борьбе получил серьёзные повреждения и был настолько потрясён случившимся, что через двое суток скончался.

    Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

    Правила

    Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

    Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

    Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

    Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

    Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

    Бои без правил

    В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

    Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

    Средневековье

    Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

    Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

    Зарождение дуэльной культуры

    Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

    Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

    Пик популярности

    Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

    Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

    Дуэльный кοдекс

    Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

    Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

    В России

    Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

    Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

    Дуэль Пушкина

    Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

    Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

    История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

    Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

    В.С.Пикуль в одном романе заметил, что бесправие русской женщины, среди прочего, выражается в отсутствии права вызвать оскорбителя на дуэль.

    У мужчин такое право тоже было не всегда, но поединки в мире исчислялись тысячами. Правила дуэли предполагали максимальное равноправие противников, общество их не считало преступлениями, чего бы ни говорил закон.

    Вопрос чести

    История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

    Наследница турнира

    Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

    «Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

    А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.


    История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

    Отличительные признаки

    Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

    1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
    2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
    3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
    4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
    5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
    6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
    7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

    Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

    Честь разночинца

    Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

    В Западной Европе огромной популярностью долго пользовались студенческие дуэли.

    Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

    Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали. Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли.

    Право выбора

    Оно всегда предоставлялось участникам поединка. Насколько – зависело от их статуса. Выбирали оружие, место, способ действий. Больше прав было у оскорбленного, но все зависело от тяжести конфликта.

    Один из участников мог отказаться от поединка. Но это было чревато последствиями. Без них отзывал вызов только оскорбленный, получив извинения.


    Трусливого оскорбителя же могли подвергнуть бойкоту или уволить со службы. Наличие или отсутствие запрета на дуэли при этом не играло роли.

    Бывали и исключения. Так, знаменитый оружейник С.И.Мосин дважды посылал вызов мужу любимой женщины, а тот оба раза… доносил на потенциального противника в соответствующие инстанции!

    Выбор оружия

    Это право предоставлялось оскорбленному. До 18 века обычно использовалось холодное оружие – сабля, рапира, . Клинки должны были быть равноценными, одинаковой длины или с учетом роста бойцов. Были упоминания в истории и о курьезах, типа использования канделябров.

    Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы.


    После встречи противники могли оставить оружие себе. Но уже не имели права выйти с ним на новый поединок.
    Иногда договаривались о применении нескольких видов оружия.

    Выбор места

    Кроме особо тяжелых случаев, этот вопрос решали сообща. Требовалось достаточно известное, но безлюдное и удаленное местечко. Поэтому имелись участки, где дуэли происходили регулярно (Пре-о-Клер в Париже или та же Черная речка).

    Если обида была очень серьезной, могли использовать место, опасное для упавшего (берег моря или пропасть). Тогда даже легкая рана грозила противникам смертью.


    Но это случалось нечасто, при дуэли основной целью убийство редко бывало. На поединок нельзя было опаздывать. Задержка на четверть часа считалась уклонением.

    К барьеру

    Еще приходилось выбирать способ проведения поединка. Холодным оружием можно было драться, стоя неподвижно, или передвигаясь, как при обычном сражении. Пистолеты давали еще лучший простор для маневра. Существовало несколько возможностей их использования.

    1. Стоять неподвижно и стрелять по сигналу с определенного расстояния (измерялось шагами).
    2. Стоять неподвижно спиной к противнику и стрелять через плечо наугад.
    3. Разойтись на определенное количество шагов, а затем по команде сходиться до определенной отметки. Выстрел можно было делать на этой отметке (барьере) или на ходу.
    4. Сходиться постепенно, делая оговоренное число остановок для выстрела. При этом каждый противник, уже выпустивший пулю, должен был дождаться, пока то же проделает второй.
    5. Зарядить только один пистолет, выбрать оружие по жребию, приставить дула друг другу ко лбам и спустить курки. Как уж судьба решит…

    Были и другие варианты. Так, в Америке практиковались «охоты», когда противников с одинаковым оружием (их предварительно обыскивали) запускали в определенное место (овраг, рощу, дом). Они могли делать там все, что захотят, пока не кончатся заряды.


    Так выглядит поединок Мориса Джеральда и капитана Колхауна во «Всаднике без головы». Россияне в серьезных случаях стрелялись «через платок». Расстояние определялось длиной вытянутых рук участников, взявшихся за уголки одного носового платка. Промахнуться было невозможно.

    Без бюрократии никак

    Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

    Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.


    Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

    Обязательные участники

    Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

    Скорая помощь

    Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.


    Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

    Будьте моим секундантом

    Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

    После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

    Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.


    Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

    Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером).
    Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

    Запрет не помеха

    В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их.
    Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.

    Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.

    Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.

    Петровский устав

    Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!

    Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.

    Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.

    В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.


    Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.

    Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.

    Обязательное сражение

    Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.

    Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.

    Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным.
    Александровские постановления были отменены вместе с монархией.

    Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.


    Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.

    Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.

    Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.

    Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.

    Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.

    Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.

    Заключение

    В правовом государстве разрешать личные конфликты с помощью оружия не положено. Но все же многие жалеют об исчезновении дуэлей, поскольку такой способ требовал от спорщиков решимости и ответственности.

    Видео

    January 6th, 2014

    Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», которое было архаичной формой слова «bellum». Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Так, в Statute of Wales (Edw. I., Act 12) писалось: «…Placita de terris in partibus istis non habent terminari per duellum». Трудно сказать, были ли такие дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит, Diodorus Siculus и Velleius Paterculus) в качестве одного из видов ордалий, а также викингам.

    Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Куприна - и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.

    Понимая все это мы, как правило, ничего не знаем о дуэли. А, зря. Зная минимум о благородных поединках, произведения великих наполняются дополнительным смыслом.

    Леон Мария Дансарт Дуэль Противники встречались без свидетелей.

    Дуэль - получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель - чтобы дать удовлетворение. Решают этот вопрос в поединке, лично, открыто, в соответствии с правилами и на равном оружии.

    Правила — важнейший признак дуэли. И даже не просто правила, а объемный, весьма подробный кодекс ; если его нет, едва ли правомочно говорить о дуэли. Бывало, допустим, что два человека повздорили где-нибудь на дороге и решили вопрос силой оружия, но это еще не дуэль, как нельзя назвать дуэлью пьяную драку, даже если в ней дошло дело до ножей.

    Необязательно этих лиц именно два. Дуэльный кодекс вполне допускал коллективные бои; скажем, вызывающий и вызванный приводили с собой сколько-то друзей, секундантов . Если изначально секундант был свидетелем боя, гарантирующим честность поединка, то в XVII веке считался скорее дополнительным участником или, в крайнем случае, тем, кто готов заменить дуэлянта в случае, если тот сбежит или по какой-то объективной причине не сможет драться.

    У Дюма, большого любителя дуэльной темы, мы видим немало примеров таких коллективных дуэлей: например, в «Трех мушкетерах» — дуэль д"Артаньяна с лордом Винтером (в которой участвовало по четыре человека с каждой стороны), трое на трое сражаются в «Графине де Монсоро»... По некоторым данным, дуэль миньонов из «Графини де Монсоро» — первая дуэль, в которой секунданты участвовали вместе с самими дуэлянтами, и именно после нее этот обычай стал популярен.

    Истоки дуэлей обычно ищут в судебных поединках , или испытании боем . Такой способ решения судебного дела был широко распространен в средние века как в Западной Европе, так и на Руси; вплоть до XVI века он время от времени применялся в высших слоях общества. Хотя законы в Европе писали на основе римского права, эта идея с ним ничего общего не имела: ни римляне, ни иудеи или ранние христиане таких обычаев не практиковали. По-видимому, они происходят из законов германских племен (первые законы таких поединков встречаются в «Кодексе бургундов» V-VI века), а на Русь принесены варягами.

    На первый взгляд, судебный поединок еще не дуэль, потому что исход его разрешает не частный спор, но спор с законом. Однако часто он оказывался боем обвинителя с обвиняемым. Главное, что победитель в таком бою считался автоматически правым, а проигравший — виновным; эта идея надолго остается стержнем дуэльных обычаев. Впоследствии от нее отошли, полагая, что убитый в поединке «защитил свою честь».

    Существенное отличие от дуэли позднейшего времени: для судебного поединка требовался крайне серьезный повод! Германские законы перечисляли преступления, предполагающие судебный поединок: убийство, измена, ересь, изнасилование, дезертирство, похищение (человека), ложная клятва. Как видите, оскорбления (основной причины дуэлей в будущем) в этом списке нет в принципе!

    Кроме того, разрешение на судебный поединок должен был давать самолично король. Из этого часто делают вывод, что «божий суд» был призван служить противовесом самоуправству вассалов, которые в своих владениях творили что хотели.

    Вальтер Скотт в «Айвенго» описывает дуэль такого рода как турнирный бой, только на остром оружии. На самом деле испытания проводились, как правило, без коней и со строго регламентированным оружием. Либо меч + щит , либо булава + щит . Щит, разумеется, всегда деревянный, оружие — обычное боевое; вес и длина оружия регламентировались только приблизительно, каждый имел право выйти со своим обычным мечом, если только они не различались уж слишком сильно.

    Первый вариант, с клинком, еще известен как «швабский поединок », второй — «франконский ». (Кстати, на Руси обычно использовался именно последний.) Ранние законы были гуманнее к поединщикам: при Карле Великом использовалась не булава, а дубинка, то есть оружие, которым сложнее ранить или убить.

    Германские кодексы также жестко регламентировали защитное снаряжение. Как правило, допускалась кожаная куртка, штаны и перчатки, но никакой брони; голова и ступни должны были оставаться непокрытыми. В Польше и на Руси порой допускались кольчуги, но никаких шлемов.

    Техника «судебного» боя активно преподавалась в фехтовальных школах; именно это в конце XV века послужило причиной отказа от обычая. Дескать, негоже, если прав всегда тот, кто больше тренировался. Вера в то, что судебный поединок решается волей божьей, как-то ослабела. Кое-где встречался обычай выставлять за себя другого бойца; он был далеко не так популярен, как в романах, но иногда такое позволялось.

    Для горожан судебный бой был желанным развлечением — куда интересней казни. Гладиаторских боев христианские законы не дозволяли, а тут такое «шоу»... На него собирался весь город. Во многом именно поэтому законы о судебном поединке продержались куда дольше, чем предрассудки, на которых они были основаны. Ради зрелищности порой даже пренебрегали правилами и здравым смыслом; так, известен случай судебного поединка... человека с боевым псом. Далеко ли тут до тех самых гладиаторских боев

    Принцип «суда божьего», конечно же, состоял в том, что господь защитит правого и поразит виновного. Женщины, больные, дети и старики юридически тоже участвовали в судебных поединках — фактически выставляя вместо себя чемпиона-защитника. Судебный поединок был очень торжественной церемонией, и, как пишет Хаттон в книге «Меч сквозь столетия», изначально разрешение на него всегда давал только король, который во время боя играл роль арбитра. Можно предположить, что практика судебного поединка изначально поддерживалась королевской властью в качестве ограничения судебной власти вассалов. Во Франции этот порядок был отменён Генрихом II в 1547 году после дуэли Жарнака и Ля Шастеньере, хотя истинность «суда божьего» подвергалась сомнению и раньше. Например, в 1358 году в присутствии Карла VI проиграл поединок и был повешен некий Жак Легре, а вскоре был схвачен другой человек, который сознался в преступлении, приписанном этому несчастному. Но не будем забегать вперёд.

    Перед судебным поединком подробно оговаривали его условия и вооружение сторон, при этом от выбора стандартного, «рыцарского» вида оружия отказаться было нельзя. Часто проводилась серия поединков — например, сначала на топорах, потом на мечах, потом верхом и с копьями. Простолюдины могли драться на дубинках. До смерти доводить бой не требовалось — достаточно было лишь обозначить победу, как это делали античные гладиаторы, а дальше уж король-арбитр мог остановить поединок, и побеждённого отдавали палачу, а победителя — врачу (кто знает, что было опасней!). Говорить на эту тему можно много, но обратимся к законам.

    Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения («…Господь будет судьёй…»), и пожелание спорящим не избегать боя («…если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться…»). В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы. Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой.

    По мере того, как практика судебного поединка распространялась по всему миру, множились и попытки её как-то урегулировать. Еще св. Авит (ум. в 518 г.) протестовал против кодекса Гундобальда, о чём писал Агобард (ум. в 840 г.) в специальном труде о противоречии светских законов Евангелию. С точки зрения христианства, бог вполне мог допустить смерть невиновного. Папы римские тоже имели отрицательное отношение к судебным поединкам: в письме к Карлу Лысому Николай I (858-867) проклинает дуэль (monomachia) как искушающую бога, ту же точку зрения высказывали папы Стефан VI, Александр II и Александр III, Целестин III, Иннокентий III и Иннокентий IV, Юлий II и многие другие.

    Часто издавались и особые запреты. Например, «Божье перемирие», объявленное Церковью в 1041 году, запретило дуэли и турниры на время празднеств в честь церковных таинств. Светские власти не отставали — Людовик VII в 1167 году запретил судебные поединки по всем делам, где сумма спора не превышала 5 су.

    Постепенно судебные поединки в Европе стали возможными только по делам о тяжких преступлениях, таких как убийство или измена. В Англии судебные поединки вообще всегда были распространены мало, особенно после известных ассиз Генриха II Плантагенета (XII век), поднимавших авторитет королевского суда. Однако, право выбрать дуэль для окончания процесса юридически существовало в Англии до начала XIX века, хотя на практике этого не было с конца XVI века. Последнее требование окончить спор поединком было предъявлено в 1817 году человеком, обвиняемым в убийстве, и суду ничего не оставалось, кроме как неохотно дать разрешение, поскольку того требовал старый закон. Противник от боя отказался, и обвиняемый был освобождён, а Парламент быстренько в 1819 году отменил «право апеллировать к мнению Бога путём поединка», чтобы больше подобного не было.

    Другой прародитель дуэли — хольмганг , популярный у викингов способ разрешения споров.

    Тут уже не требовалось никакого конкретного обвинения; годилось и оскорбление, и просто «не сошлись во мнениях». Не требовалось и равенства социального статуса; простой воин имел право вызвать ярла. Вопреки горячей натуре скандинавов (а может, именно из-за нее, чтобы хольмганги не опустошили край) бой никогда не проводился тут же на месте; законы требовали, чтобы прошло хотя бы три дня, лучше — неделя, а буйные головы успели одуматься.

    Чаще всего в хольмганге участвовало по нескольку человек с каждой стороны. Бой проводился на заранее выбранном месте, вокруг брошенной на землю шкуры (возможно, при зарождении традиции животное перед боем приносили в жертву). Законы шведов требовали для боя перекрестка трех дорог; а раньше, судя по всему, бились на маленьком островке, чтобы никто не мог сбежать, — ведь само слово «хольмганг» означает «пройтись по острову».

    Отказаться от хольмганга — не только бесчестие, но и преступление. Зато можно привлечь друзей и союзников. Так что викинг-«бретер», понадеявшийся на свой меч и неопытность противника, мог жестоко ошибиться. Существует мнение, что секунданты на дуэлях — в какой-то мере наследие обычаев хольмганга и противовес бретерству.

    Вот что говорит о хольмганге шведский «Языческий закон»:

    Если муж скажет бранное слово мужу: «Ты не равен мужу и не муж сердцем», а другой скажет: «Я муж, как и ты», — эти двое должны встретиться на перепутье трех дорог. Если придет тот, кто сказал слово, а тот, кто услышал, не придет, то он — тот, кем его назвали, он больше не способен к клятве и не годится в свидетели ни по делу мужчины, ни по делу женщины. Если же, наоборот, придет тот, кто услышал, а тот, кто сказал слово, не придет, то он три раза крикнет: «Злодей!» — и сделает отметку на земле. Тогда тот, кто сказал, — хуже него, так как он не осмеливается отстоять то, что сказал. Теперь оба должны драться всем оружием. Если упадет тот, кто сказал слово, — оскорбление словом хуже всего. Язык — первый убийца. Он будет лежать в плохой земле.

    Оружие для хольмганга предполагалось обычное, и никто не регламентировал, сколько его и какое. Чем воюешь, с тем и приходи, сказано же в законе: «драться всем оружием».

    Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.

    Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.

    Поскольку техника безопасности у этого «соревнования» была так себе, на нем нередко погибали или получали тяжкие увечья; бывало даже, что от турнирной раны умирал правитель, как, например, Генрих II Французский (осколки турнирного копья угодили ему в глаз). И тем не менее смертельной схваткой турнир не считался.

    У Вальтера Скотта на турнире любой желающий может предложить поединок боевым оружием вместо турнирного: ударил в щит вызываемого острым концом копья — будет бой насмерть. В реальности ничего подобного, конечно, не бывало. Церковь и так косо смотрела на турниры, а если бы на них еще практиковалось массовое намеренное убийство... Оружием в таких боях служили турнирные тупые копья из хрупкого дерева — полагалось их «преломить» в схватке. И чаще всего для победы хватало, скажем, того, что один соперник сумел сломать свое копье, а второй нет, или же один из бойцов потерял элемент своего доспеха, или копье одного попало в щит, а другого — в шлем.

    К началу Возрождения поединки становятся настолько обычным делом, что наступает пора формализовать это занятие уже не для судебных, а для частных целей. Как и у скандинавов, дуэлянт этого времени в особых причинах не нуждается, а оскорбление может быть сколь угодно минимальным. Хоть даже «по поводу одного места из блаженного Августина, по которому мы не сошлись во мнениях», как говорил шевалье д"Артаньян.

    Жером, Жан Леон — Дуэль после маскарада

    Дуэли Ренесанса

    Одновременно с судебными поединками существовали отделившиеся от них рыцарские поединки, в которых противники сходились для решения споров о правах, собственности или чести. Эти поединки следует отличать от «притворного боя», то есть турниров, к которым Церковь питала сильную неприязнь из-за обильного и напрасного кровопролития (Реймсский собор в 1148 году даже запретил хоронить по-христиански погибших на этих играх). Рыцарские поединки тоже регулировались весьма жёстко, например «если кто-либо затеет неправедную вражду и не обратится для разрешения спора к закону или честному бою, но вторгнется на землю своего противника, сжигая и разрушая, захватывая имущество, особенно если он уничтожит зерно, чем вызовет голод, — если он появится на турнире, то должен быть казнён» .

    Этот вид дуэлей во Франции исчез в XVI веке после вышеуказанного запрета Генриха II Валуа — вместо боя под надзором государственной власти вошли в обычай дуэли в парках и на окраинах монастырей. Как справедливо указывал Хаттон, королевский запрет привёл не к исчезновению поединков, а наоборот к увеличению их количества, причём теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и нападения нескольких на одиночку. Именно тогда появляются секунданты — как гарантия против подлости. Начиная со знаменитой «дуэли миньонов», секунданты тоже стали драться между собой.

    Составлялись подробные сборники правил проведения частных дуэлей, первым из которых считается итальянский Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410). В дальнейшем в Италии появилось ещё больше кодексов и учебников, и на них впоследствии французы основывались, создавая свои «восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583). Самым известным кодексом на английском языке был ирландский Code Duello или «двадцать шесть заповедей», составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств. Чтобы никто не мог ссылаться на незнание его правил, каждому предписывалось держать копию кодекса в своём ящике с дуэльными пистолетами (хотя допускались и дуэли на шпагах). Распространённость этого детального свода правил связана с тем, что он широко применялся в Америке, где затем был переработан в 1838 году отличным юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S.C.: J. Phinney, 1858).

    Джон Селден в своём труде The Duello, or Single Combat (1610) описывает дуэль так: «Поскольку правда, честь, свобода и мужество являются источниками истинного рыцарства, если произнесена ложь, опорочена честь, нанесён удар или подставлено под сомнение мужество <…>, в обычае французов, англичан, бургундцев, итальянцев, немцев и северных народов (которые, по словам Птолемея, превыше всего защищают свободу) искать мести над обидчиком путём частного боя, один на один, без спора в суде». История сохранила достаточно свидетельств о любителях этого занятия, например, шевалье д’Андриё, живший при Людовике XIII к тридцати годам успел уложить в гроб 72 человека, а американский президент Эндрю Джексон за свою жизнь дрался более чем на сотне дуэлей.

    Даже прекрасные дамы сходились в дуэлях, что видно и на гравюрах. Это было, конечно, редкой практикой, но всё же имело место — есть свидетельства даже и о дуэлях женщин против мужчин, иногда даже двое женщин дрались против одного мужчины.

    А вот использование дуэлей на войне в качестве гуманной замены столкновения армий, что предложил Гуго Гроций в своём знаменитом труде De Iure Belli Ac Pacis (1642) (примером такого боя в Средние века считали схватку Давида и Голиафа), не получилось, хотя многие короли в Средние века и позже предпринимали попытки организовать дуэль с со своим врагом — дело ни разу дальше слов не пошло. Многочисленные примеры вызовов на такие дуэли даёт Йохан Хёйзинга в речи «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднее Средневековье»: «Ричард II Английский предполагает вместе со своими дядьями, герцогами Ланкастером, Йорком и Глостером, с одной стороны, сразиться с королём Франции Карлом VI и его дядьями, герцогами Анжуйским, Бургундским и Беррийским, с другой. Людовик Орлеанский вызвал на поединок Генриха IV Английского. Генрих V Английский послал вызов дофину перед началом битвы при Азенкуре. А герцог Бургундский Филипп Добрый обнаружил почти неистовое пристрастие к подобному способу разрешения споров. В 1425 году он вызвал герцога Хамфри Глостерского в связи с вопросом о Голландии. …поединок так и не состоялся. Это не оградило герцога, двадцатью годами позже, от желания разрешить вопрос относительно Люксембурга посредством поединка с герцогом Саксонским. А на склоне жизни он даёт обет сразиться один на один с Великим Туркой. Обычай владетельных князей вызывать на дуэль сохраняется вплоть до лучшей поры Ренессанса. Франческо Гонзага сулит освободить Италию от Чезаре Борджа, сразив его на поединке мечом и кинжалом. Дважды Карл V сам по всем правилам предлагает королю Франции разрешить разногласия между ними личным единоборством».

    Дуэли под ЗАПРЕТОМ

    Энтузиазм Селдена разделяли не все, и часто замечалось, что на дуэлях погибает больше дворян, чем в сражениях («Из убитых на дуэлях можно составить целую армию», замечал писатель XVII века Теофиль Рено, а Монтень говорил, что даже если поместить трёх французов в ливийскую пустыню, то не пройдёт и месяца, как они перебьют друг друга). И надо сказать, что если уж судебные поединки были под пристальным наблюдением государства, то к тайным дуэлям оно было совсем нетерпимо.

    В том же направлении действовала и Церковь. Ещё Трентский Собор (1545 —1563) в своём 19-ом каноне запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения («Отвратительный обычай дуэлей, произошедший от самого Дьявола, чтобы одновременно погубить душу и тело, должен быть полностью выкорчеван с христианской земли») и объявил отлучёнными ipso facto всех участников, секундантов и зрителей дуэлей. Однако, во Франции положения Собора никогда не были признаны, во многом из-за этого самого канона. Французское духовенство всё равно продолжало нападать на практику дуэлей, призывая всех священников проповедовать против этого непотребства, и громовые проклятья не стихали на протяжении XVI и XVII веков. Даже в XIX веке папа Пий IX в своём «Constitutio Apostolicae Sedis» от 12 октября 1869 года провозглашал отлучение от церкви всех, кто вызывает или соглашается драться на дуэли.

    Государственные запреты во Франции приняли вид «суровости на словах и снисходительности на деле». Соответствующие законы принимались всё чаще и чаще, начиная с эдикта Карла IX 1566 года, но, например, Генрих IV и Людовик XIII издавали не только эдикты против дуэлей (например в 1602, 1608 и 1626), но и многочисленные помилования дуэлянтов — один Генрих IV даровал семь тысяч таких помилований за девятнадцать лет. Организованный в 1609 году суд чести, в который следовало обращаться вместо прогулок на Пре-о-Клер, популярности не снискал. При Людовике XIV было введено как минимум одиннадцать эдиктов, ограничивающих дуэли, пока он не пришёл к необходимости издать Edit des Duels (1679), который грозил дуэлянтам и секундантам смертной казнью и конфискацией имущества. Тем не менее, Луи XIV, как и его предшественники, был непостоянен в обеспечении исполнения собственных законов и нередко смотрел сквозь пальцы на явные нарушения. Число дуэлей во Франции, как вы догадываетесь, не особенно уменьшилось, несмотря на то, что в преамбуле к своему эдикту 1704 года король утверждал обратное. Последний эдикт был издан в 1723 году, а затем уже пришла Революция, которая запретила дуэли в качестве одной из привилегий дворян. К тому времени, отношение к дуэлям уже начало меняться, а уж со стороны менее благородных лиц и вовсе сыпались насмешки над дуэлянтами. Как говорил Камиль Демулен в ответ на вызовы и обвинения в трусости «Я лучше докажу своё мужество на других полях, чем в Булонском лесу».

    В Англии дуэли всегда считались нарушением по общему праву (впрочем, до начала XVII века их вообще почти не было, а в дальнейшем дуэли всё равно были редки, разве что в период возвращения Карла II возникла мода). Таким образом, в соответствии с принципом соответствия наказания преступлению, дуэлист, который вызвал другого, считался совершившим подстрекательство к преступлению; дуэлисты, которые дрались, но оба остались в живых, обвинялись в нападении с оружием; а если один погибал, второй отвечал за умышленное или неумышленное убийство. Подход общего права приводил к намного большему количеству обвинений и приговоров, чем в континентальной Европе, где дуэль рассматривалась как отдельное преступление. Но и тут частенько право нарушалось и дуэлянтами-аристократами, и государственными чиновниками, которые должны были бы их наказывать.

    В 1681 дуэли запретил император Священной Римской Империи и Австрии Леопольд I. По законам Марии Терезии должны были быть обезглавлены все, кто принимал какое-либо участие в дуэли. При императоре Иосифе II дуэлянтов наказывали так же, как убийц. Фридрих Великий особенно не переносил дуэлянтов среди своей армии и наказывал их немилосердно. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэли сажали в тюрьму, а по уголовному кодексу Германии — заключали в крепость.

    Хуже всего эти законы выполнялись в рядах армий, где дуэли были весьма распространены и между офицерами, и между солдатами (примеры чего даёт Хаттон), например во Франции после битвы при Ватерлоо произошёл всплеск дуэлей между офицерами союзников и французов. Теоретически, с военными должны были поступать, как и с гражданскими лицами, но на практике было наоборот — офицер, отказавшийся драться на дуэли, мог быть исключён из армии. В Германии только в 1896 году Рейхстаг проголосовал большинством за применение законов во всей строгости и ко всем. В качестве альтернативы в 1897 году вышел приказ императора об основании судов чести, которые должны были решать все вопросы о её оскорблении в армии, но эти суды всё равно имели право разрешить дуэль. Ещё в начале 20-го века канцлер фон Бюлов и генерал фон Эйнем замечали, что армия не потерпит в своих рядах того, кто боится защитить свою честь силой оружия, и тщетно противники дуэли организовывали комитеты и собирали подписи. А вот в английской армии наоборот дуэли постепенно почти исчезли ко второй четверти в XIX века (V. Cathrein), хотя можно привести несколько примеров — например, дуэль герцога Веллингтона и графа Винчелси в 1829 году.

    Чезаре Беккариа в своей работе о преступлениях и наказаниях (Dei Delitti e Delle Pene (1764)) указывал на бесполезность ограничения дуэлей в Италии, даже если участие запрещалось под страхом смертной казни. По его мнению, это связано с тем, что вопросы чести, из-за которых скрещивали шпаги, в сердцах мужчин доминируют над обычными законами и опасностью наказания.

    Его современник, великий английский юрист Уильям Блэкстоун (1723 — 1780) относился к дуэлям бескомпромиссно: «…в случае умышленной дуэли, когда обе стороны встречаются по договорённости с умыслом на убийство, считая это своим долгом, как джентльменов, и своим правом, чтобы играть своей жизнью и жизнями своих друзей, без какого-либо разрешения от какой-нибудь власти, божеской или человеческой, но в прямом противоречии с законами Бога и человека, таким образом, в соответствии с правом они совершают преступление и должны нести кару за убийство, они и их секунданты». Сделав такое заявление, Блэкстоун признал и неспособность одних лишь законов контролировать дуэли: «Строжайшие запреты и наказания, установленные правом, никогда не смогут полностью искоренить этот несчастный обычай, до тех пора, пока не будет найден способ заставить изначального обидчика предоставить потерпевшему иное удовлетворение, которое в глазах мира будет считаться таким же достойным» (Blackstone, William. Commentaries on the Laws of England. 1765). Сходное мнение высказал и Грэнвиль Шарп в своём A Tract on Duelling (1790). Интересно, что хотя многие другие юристы начиная с правления Елизаветы проводили мысль, что дуэль в глазах закона не должна отличаться от убийства (Коук, Бэкон, Хэйл), общественность имела другую точку зрения, и трудно было найти такое жюри присяжных, которое бы решило применить к дуэлянтам драконовские наказания, чему удивлялся Бентам и другие великие юристы.

    В итоге так и случилось, как говорил Блэкстон: вовсе не законы стали причиной исчезновения дуэлей — а изменения в обществе и морали (другая версия — это влияние сообщества юристов, которые стремились заменить дуэли менее скоротечными, а потому более прибыльными судебными процессами). Вот пример истинности слов Гегеля, что право только опосредует общественные отношения, существующие в стране, и не может их кардинально изменить. К сожалению, слишком многие законодатели этого не понимают.

    П.С. Самая странная дуэль случилась во Франции в 1400 году. Один дворянин тайно убил другого и закопал тело, но собака убитого сначала привела людей к могиле, а потом стала набрасываться на убийцу. Решено было устроить суд поединком, и убийца ничего с псом поделать не смог (хотя ему дали для защиту палку), а потому был признан виновным и повешен (The Romance of Duelling in All Times and Countries, Vol. 1, by Andrew Steinmetz, 1868).

    Но, несмотря на все запреты, дуэлей меньше не становилось. Наоборот.

    Дуэли холодным оружием

    Первые дуэльные кодексы, судя по всему, появились в Италии веке этак в XV; и в них уже оговаривается вполне определенное главное оружие — шпага .

    Шпага того времени совсем не похожа на спортивную рапиру и «тыкалки» из всевозможных фильмов про мушкетеров. Это узкий, но довольно-таки тяжелый меч, у которого, помимо острого конца, есть вполне убедительная режущая, можно даже сказать — рубящая кромка.

    Чаще всего шпага в то время не была единственным оружием дуэлянта. В левой руке тоже что-то полагалось держать, например: кинжал , дагу, кулачный (дуэльный) щит или плащ. Техника боя с плащом на левой руке была весьма распространена — им отводили удар и скрывали собственные действия.

    Дага — как и шпага, оружие специально для дуэли. У нее узкий клинок, почти как у стилета, но довольно длинный — сантиметров тридцать (а все оружие — около 40-45). Однако чаще дагой, как и любым оружием левой руки в дуэльной технике, не колют, а парируют; удар левой рукой принадлежит к числу редких приемов.

    Хотя бы Келюс вспомнил, — сказал он, — о том контрударе, который я показал ему: парировать шпагой и ударить кинжалом.

    (А. Дюма, «Графиня де Монсоро»)

    Вместе с появлением формализованной дуэли начинают появляться и школы фехтования.

    Постепенно фехтовальщики отказываются от рубящих ударов в пользу колющих, а шпага, соответственно, начинает превращаться в рапиру. То есть в чисто колющий легкий клинок системы «вязальная спица». Одновременно с этим понемногу вымирают дуэльные щиты. К концу XVI века практически все дуэли идут на шпагах и кинжалах; а XVII постепенно входит в моду драться только на шпагах, со свободной левой рукой. Только в Италии кинжал дуэлянта сохраняется до конца XVIII века.

    На заметку: то, что обычно по-английски называют rapier, — как раз шпага. А рапиру, когда хотят выделить этот класс клинка, называют smallsword. Многочисленные рапиры, например, в играх по D&D — типичная ошибка перевода.

    Переход на колющее оружие происходил понемногу. Хотя рапира, вне всякого сомнения, маневреннее шпаги, шпага (а также ее кавалерийская родственница — сабля) может ей кое-что противопоставить. А именно: рапирой трудно парировать более тяжелый клинок. В то время оружие дуэлянтов не обязано было быть строго одинаковым (хватало того, что у обоих по шпаге и по кинжалу), и вопрос о том, что все-таки «круче» — тяжелый клинок или легкий, так и не был закрыт даже в XIX веке. Офицеры порой доказывали штатским дуэлянтам, что популярные у кавалерии рубящие клинки отнюдь не устарели.

    Часто считается, что колющее оружие опаснее рубящего, поскольку напрямую попадает во внутренние органы. В этом есть доля истины, но точнее будет сказать так: дуэли на рубящем оружии реже убивают, однако чаще калечат.

    Не забудем и о том, что главнейшие причины смертности на дуэлях той поры — несвоевременное оказание помощи, заражение крови, а также низкая квалификация медиков (французских врачей той поры не случайно высмеивал Мольер — на тот момент корпоративные традиции порядком возобладали над здравым смыслом). Редко противник так-таки бывал убит на месте; но если раненому дать часик полежать на сырой земле, занести грязь в рану, а потом еще (бывало и такое!) врач пропишет кровопускание, шансы на благополучный исход... несколько снижаются.

    Еще один претендент на звание первого оружия, для которого появились специальные дуэльные кодексы (как мы помним, кодекс — определяющий признак дуэли), — фламберг . Это чаще всего двуручный или полуторный клинок с волнистым лезвием, который хорошо держал заточку, разрубал доспехи и легкие щиты. Он стоил дорого, но получил огромную популярность у профессиональных бойцов, поскольку давал как следует проявить воинское искусство. Пешие наемники-ландскнехты с его помощью успешно противостояли и тяжелой коннице, и строевой пехоте с пиками или алебардами. Им работают не кистью, а всей рукой, точнее обеими руками, но тем не менее техника боя чрезвычайно изощренная.

    Название этого меча означает «пламенный клинок» — потому что волнистое лезвие напоминает язык пламени. Есть версия, что он когда-то был церемониальным оружием и символизировал меч архангела Михаила; впрочем, подтверждений этой теории немного.

    Кому интересна эта тема, читайте продолжение поста на сайте