• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Эта история начинается в IX веке, в небольшом скоплении островных государств, которые вскоре станут известны, как Япония. В Даймё, земельных владениях наместников, часто вспыхивали гражданские войны, и для обеспечения безопасности правители стали нанимать воинов из подконтрольных им земель.
    Большинство воинов в этот период были всадниками, вооружёнными луком – такое искусство считалось верхом военного мастерства, а стрельба из лука считалась наиболее важным умением для новобранцев.

    Эти наемные воины получили привилегированный статус в своих Даймё в обмен на службу, и со временем это приведет к созданию воинского дворянского класса.


    Войны-дворяне стали известны, как самураи и в 1100 н.э. они являлись правящим классом в Японии. На поле боя, они помимо вышеуказанных качеств конной езды и стрельбы из лука, являлись мастерами и по другим видам оружия. В их числе было умение обращаться не только с луком, но и длинным мечом (катана), копьём, коротким ножом и смертельный рукопашный стиль боя, известный как джиу-джитсу.
    В первые дни правления самураев, бой без оружия считался подходящей формой ведения боевых действий для крестьян, но, так как война становилась все более и более неотъемлемой частью реалий японской политики, появились предпосылки к тому, чтобы изменить это представление. К 1100-му году, самураи решают овладеть этой воинской культурой. Их дети направлялись на обучение в специальные военные академии в очень раннем возрасте, с целью овладеть военным мастерством и джиу-джитсу было важнейшей частью обучения.
    В ближайшие несколько столетий, эти академии появились во многих государствах, которые в то время составляли Японию. Народы, населяющие государства жили в относительном мире под властью военных диктаторов, известных как сёгуны, и у каждого народа была своя армия высококвалифицированных самураев. Но власть сёгунов постепенно слабела, и между враждующими народностями все чаще происходили конфликты.
    В середине 1400 года пороховая бочка, на которую была похожа Япония того времени, наконец, взрывается, и острова погружаются в пучину войны. В течение следующих 200 лет Япония была втянута в почти непрерывные военные действия. Самураи играли важнейшую роль на протяжении всех 200 лет войны, и в течение этого времени джиу-джитсу также стремительно распространялось по островам.


    Джиу-джитсу разработано в качестве безоружного боевого искусства в той культуре, где в основном все были вооружены, так что первые уроки были направлены на защиту от атакующего оружия. Начинающих мастеров боевых искусств обучали защищаться от мечей, копий и ножей. В то время захваты, удары по глазам, в нос, в область паха и другие жизненно важные органы тела человека были разрешены, так как самурайские доспехи сводили бы на нет эффективность современных приемов в духе «fair play».
    Самурай знал множество способов, как сбить бронированных противников, когда представлялась возможность, бросить на землю, чтобы закрепить доминирующее положение, а затем использовал все, что было в его распоряжении, нанося удары в выбоины для глаз противника до полной победы.

    Фильм Последний самурай, 2003

    Борьба в партере противопоставлялась отчаянной драке на ногах, спокойствие и методичность движений на земле являлись аналогами современной конкурентоспособной джиу-джитсу. Самураи, отягченные бронёй, отчаянно отбивались от врагов, которые пытались ударить через щели в доспехах, нанося большой урон соперникам.
    Наконец, война подошла к концу, и 1700-е годы стали золотым веком для самураев. Это период считается расцветом великих боевых школ, в каждой из которых были свои мастера боевых искусств. В отсутствие войны, ученики соперничающих школ оттачивали свои навыки ведения боя и проверяли их в смертельных дуэлях.
    Именно в этот золотой век джиу-джитсу выросло, как самурайское учение в боевых академиях и именно в этот момент появляется огромное количество основных бросков, болевых и удушающих приемов, рычагов на конечности, ставших впоследствии обычной практикой. В каждой школе практикуются различные методы, и искусство раскололось на бесчисленное множество стилей, носящих названия этих школ. Одни концентрировались на бросках, другие – на борьбе, третьи – на ударах.


    Несмотря на то, что джиу-джитсу называли “мягким искусством”, это было искусством выживания, в котором использовались лишь навыки и способности человека. Многие стили, используют в своих атаках лезвия, цепи, кусание противника, выкалывание глаз или просто чистую грубую силу, чтобы получить преимущество. Тем не менее, наиболее универсальные методики основаны на принципах с использованием рывков и рычагов, чтобы победить оппонента, а не силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию – в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить сильного и крупного противника.
    Полученная комбинация бросков, заломов, болевых приёмов, захватов, рывков и оружия, являли собой смертельное и чрезмерно сложное искусство, которое было разделено на десятки стилей по островам Японии.


    Но в 1853 году в мире самураев наступила смута, когда в Токийский залив под руководством коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри подошли военные корабли, вооруженные современными пушками. Это послужило пробуждению японского народа для новой войны, для изгнания непрошенных гостей, которая ознаменует начало конца правления самураев и исчезновение классического японского джиу-джитсу. После войны многие мастера будут вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя своё знание анатомии. Другим придется сражаться за деньги, а со временем их начнут считать странным пережитком дикарского прошлого.

    Итак 8 июля 1853 года - переломный момент в истории Японии, когда коммодор ВМС США Перри привёл небольшую группу паровых кораблей в Эдо (Токио). Эти железные военные машины извергали дым в небо и демонстрировали большие корабельные орудия, намного большие, чем любые пушки, установленные на кораблях японцев. Местные не видели такого раньше.
    Япония ввела политику закрытых дверей в отношении иностранцев, блокируя любые влияния, которые могли бы подорвать власть даймё. Японцы считали себя военной державой, защищенной божественными силами, но корабли Перри демонстрировали успех и развитие западных технологий, что подрывало устои. Японские острова оказались не сильно технически и промышленно развитыми в средние века, в то время как западные державы переживали бум промышленного подъема.

    Изменения должны были придти, и они явились в образе императора Мацухито в 1868 году. Император становился всё более традиционным и церемониальным лицом без какой-либо реальной власти, в то время как сёгун правил нациями как военный лидер. Мацухито принял титул Мэйдзи, что означает просвещенный мир, и упразднил полномочия сёгуна, создал конституцию, которая дала ему абсолютную власть, и перенес столицу из Киото в Токио.
    Императором Мэйдзи было определено, что Япония должна активно модернизироваться, чтобы стать достаточно сильной и конкурировать с западными державами, в противном случае, она могла повторить судьбу многих других азиатских народов и стать колонией. Для достижения этой цели он стал проводить огромное количество реформ японского образа жизни, которые позднее стали известны как реставрации Мэйдзи.

    Многие из этих изменений касались японской армии, и в 1872 году император Мэйдзи создал Императорскую Армию Японии, собравшую призывников, получивших подготовку в области использования огнестрельного оружия. Два миллиона самураев вдруг оказались без работы. Напряженность достигла своего апогея, когда Мэйдзи объявил вне закона ношение самурайских мечей, и Сацума из клана самураев одним из первых восстал в знак протеста.
    Императорская Армия Японии подавила эти восстания, будучи вооружённой современным огнестрельным оружием. Сацума из клана самураев умер в одной из битв. Самураи впали в немилость в Японии, а джиу-джитсу продолжало вырождаться.

    Молодой и талантливый ученик джиу-джитсу по имени Кано Дзигоро (1836 – 1938) вырос в это непростое время. Он начал изучать джиу-джитсу, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал мастером в нескольких стилях классического джиу-джитсу, особенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своём додзё.

    Изучая это боевое искусство, он столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникла опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кано прекрасно понимал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (многие из учеников были преступниками и хулиганами, что не делало славу стилю). Общество полагало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным искусством. Также он видел проблемы в природе самого искусства. Стиль представлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения боя, искусство предлагало только ряд приёмов, разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективного владения телом. Не устраивал его и процесс тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката – неизменных хореографических техник, когда оба партнёра отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. Спарринги проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приёмов, таких как удары по глазам, в пах, вырывание волос и прочие. Если бы ученики сражались в полную силу без травмы бы не остался никто. То есть, единственным способом изучения искусства оставались ката – ученики не могли почувствовать, как их движения действуют на противника. Конечно, в реальном поединке противник не станет подстраиваться под вас для того, чтобы вы правильно провели приём, поэтому такая система считалась устаревшей и не приносящей пользы. Все эти проблемы требовали срочного решения, и Кано нашел выход. Он вводит спарринги (рандори), чтобы ученики могли противостоять друг другу в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка и с настоящим упирающимся противником. Такие тренировки развивали скорость, ловкость и готовность учеников к противостояниям в реальных непредсказуемых поединках. Чтобы сделать спарринги приемлемыми он убрал из них все опасные удары – вырывание волос, удары по глазам, а также заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч.

    Здесь конечно можно удивиться, зачем же убраны все те приёмы, которые изначально делали искусство боевым и смертельно опасным. В этом и заключается основная реформа: искусство определяется не сколько набором техник и приёмов, сколько методом изучения этих техник. То есть, создание эффективного стиля возможно только при той методике обучения, которая позволяет ученикам изучить и запомнить движения и техники стиля в спаррингах с настоящим противником, противостоящим тебе в полную силу.
    Кано заметил, что боец, который постоянно отрабатывал безопасные техники в полную силу против сопротивляющегося противника, может сражаться лучше, чем тот, который тренирует смертельные приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Техники, оставленные Кано, были безопасными только в том смысле, что их можно было без лишнего риска применять на тренировках до тех пор, пока ученики не соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приёма. В уличной драке при помощи таких безопасных техник вы можете сломать противнику локоть или удавить его до потери сознания.

    В 1882 году Дзигоро Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разработанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал дзюдо (“дзю” – мягкость или нежность, “до” – путь человека с его образом жизни или религиозными взглядами), чтобы отличить его от классического джиу-джитсу.
    Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни со своими моральными, духовными и социальными ценностями, оставаясь в то же время эффективным боевым стилем (об этих запретах будет написано позднее). Школа Кодокан привлекла многих талантливых учеников и вскоре обрела популярность в Японии.

    В 1886 году полиции Токио понадобился боевой стиль, которым могли бы овладеть офицеры. За право тренировать полицейских сражались многие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выявить лучшую, было решено провести турнир, победу в котором можно было одержать либо броском, после которого противник падал на спину, либо захватом на удержание. Любые удары были запрещены. Ученики школы Кодокан встретились лицом к лицу с самыми сильными японскими школами классического джиу-джитсу и выиграли почти все поединки (из 15 матчей 12 оказались победными). Этот результат был шокирующим, поскольку сама школа существовала только 4 года, а сэнсею не было 30 лет. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым стилем Японии. Влияние дзюдо можно проследить во многих боевых искусствах, но об этом в другой раз.
    В 1932 году на олимпиаде Дзигоро Кано провел демонстрацию этого боевого искусства, а в 1964 дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Интересным моментом стало также и то, что Кано строго запрещал своим ученикам сражаться за деньги. Строгие принципы дзюдо считали это неприемлемым.

    В конце 1800-х годов Кано Дзигоро упорядочил чрезмерно сложный набор стилей классического японского искусства джиу-джитсу в высокоэффективное кодокан дзюдо. Япония была теперь открыта миру - шла свободная торговля и обмен идеями с другими народами мира.
    Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо по всему миру, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил несколько своих учеников в США, чтобы продемонстрировать своё искусство. Один из них был пожилой человек по имени Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой искусства, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку поехал Мицуо Маэда (1878 – 1941) – один из лучших учеников Кано. Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте 18 лет перешёл в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших.

    При необходимости именно Маэда должен был сражаться в поединках.
    Конечно, вначале всё пошло не так хорошо, как хотелось бы. В Военной Академии Вест-Пойнт японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маэда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно удержанием. Если вы в течение долго времени сможете удержать оппонента на спине, то вы победите. В дзюдо и джиу-джитсу напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежите на спине, поединок продолжается. Тем не менее Маэда продолжил схватку и вскоре применил залом руки, вынудив футболиста признать поражение. Некоторые считали, что победил американец, так как сбил Маэду с ног и удержал его. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать ещё одного поединка. Томита был вынужден сразиться с футболистом. К ужасу Маэды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал его. Японцу ничего не оставалось делать, как корчиться под противником – для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маэда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маэда остался на Восточном, горя желанием восстановить репутацию дзюдо. Через некоторое время в городе Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк он выступил против местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почёт и уважение.
    Эта победа придала уверенности Маэде, и он бросил вызов тогдашнему чемпиону по боксу тяжеловесу Джеку Джонсону. Именно тогда зародилась традиция, согласно которой представители клана Грейси бросают вызовы тем или иным чемпионам мира по боксу. Так Хелио Грейси вызывал на бой Джо Луиса, сразу несколько представителей вызывали на бой Майка Тайсона. Джонсон проигнорировал вызов, положив в свою очередь начало традиции, согласно которой боксёры-тяжеловесы не обращают внимания на подобные вызовы.
    Странствуя по Америке, а позже посетив Европу, Маэда сражался во многих профессиональных поединках, нарушая тем самым моральные заповеди дзюдо – часто приходилось прибегать к запрещённым техникам в дзюдо, которые были разрешены в классическом джиу-джитсу, а также сражаться за деньги. Возможно, именно поэтому он предпочитал называть своё искусство не дзюдо, а джиу-джитсу. Эти достижения Маэды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где стал известен под именем Граф Кома.
    Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один - технически - во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной - чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном - борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
    Огромный опыт Маэды сказался на изменении его стиля борьбы. Например, как правило, он боролся с бойцами в обтягивающих штанах-трико и с голым торсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующие захват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боя до “полной отключки” тоже требовало пересмотра техники. Бросок на настил или удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэда сконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил в основном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэду разработать особую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударов противника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу в захвате. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убрал те, которые считал неэффективными и разрабатывал собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на западе – борцам и боксёрам, отходя от техники чистого дзюдо всё дальше и дальше.
    В 1914 он впервые посещает Бразилию, и в течение следующих 7 лет он постоянно будет находится в северной части Южной Америки сражаясь на различных турнирах.

    Именно Маэда поспособствовал проведению первого в Бразилии турнира по джиу-джитсу, целью которого была популяризация этого вида спорта. Историки Луис Отавио Лейднер и ФабиоКио Такао нашли запись в газете Gazeta de Noticias от 11 марта 1915, где приводились правила события, которое должно было состояться в театре Карлоса Гомеса в Рио-де-Жанейро, тогдашней столице страны. В нем Кома опубликовал первые правила обновленного джиу-джитсу, состоящие из десяти пунктов:

    1. Каждый боец ​​должен выглядеть опрятно, с чистыми и остриженными ногтями;

    2. Бойцы должны быть одеты в ги, предоставляемые Графом Кома;

    4. Когда спортсмен использует свои ноги, он никогда не должны использовать прямые конечности для ударов, только кривые ступни для зацепов;

    5. Спортсмен, оказавшийся спиной на земле не считается побежденным, даже если он первым упал;

    6. Боец, который проиграл, должны продемонстрировать свою сдачу, постучав ладонью о ковер или тело своего противника трижды;

    8. Матчи будут разделены на раунды по пять минут с двух-минутными перерывами между ними. Судья будет считать минуты вслух, чтобы аудитория могла слышать;

    9. Если бойцы выпадают за пределы ковра без предупреждения, судья должен вернуть их в центр ковра, в стойку друг против друга;

    10. Присяжные могут заменить судью, в случае необходимости. Ни организаторы, ни победитель не ​​несут ответственность за любой вред, происшедший вследствие отказа проигравшего спортсмена продемонстрировать свою сдачу, постучав по ковру или по сопернику.

    * Врачи, представители местной прессы и преподаватели физического воспитания приглашаются для участия в турнире в качестве жюри.»

    Тем временем, Япония стремилась, подобно западным государствам обрести свои колонии, и Маэда должен был помочь в этом проекте. К тому времени он был уже очень известным во всем мире, и бразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акров земли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. В 1921 году Маэда открывает собственную академию дзюдо, а также помогает японскому и бразильскому правительствам достигнуть договорённости, согласно которой Бразилия пустит на свою территорию большую группу японских иммигрантов. Именно Грейси пытался помочь ему, используя свои политические связи.

    Гастао Грейси, сын шотландского эмигранта Джорджа Грейси был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным.

    В возрасте 14 лет Карлос Грейси (1902-1994) начинает брать первые уроки у Маэды. Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:
    Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.
    Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.
    Собственно техника джиу-джитсу.
    Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
    В течение 8 лет Карлос обучался у мастера Маэды среди других учеников. В 22 года Карлос решает, что хочет посвятить свою жизнь развитию и совершенствованию джиу-джитсу. Он получает чёрный пояс и основывает собственную академию джиу-джитсу. Замечу, что Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.
    Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.
    В 1925 году Карлос открыл первую Академию Грейси в Рио-де-Жанейро. Все братья Грейси стали инструкторами, кроме одного - Хелио.

    Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Когда в 1928 году Карлос не смог прийти на занятие, Хелио подменил его и решил проверить свои идеи в действии - и они сработали. С тех пор младший Грейси стал понемногу изменять традиционную японскую технику, что позволило ему разделываться с оппонентами, которые почти всегда были крупнее и сильнее. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.
    Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии боевого искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, каждый занимался джиу-джитсу. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по семейной линии и вначале изучили, а затем стали преподавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, из чего становится понятным, что недостатка в партнере по тренировкам Грейси никогда не испытывали. Клан Грейси были как бы исследователями, чьим полем деятельности был бой без оружия.

    Другое преимущество – время. Грейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить всё своё время исследованиям и тренировкам. Для доведения до совершенства той или иной техники уходили десятилетия. Ещё один не маловажный фактор – небольшие габариты противников. Все Грейси были невысокого роста и худощавого телосложения. Именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на неё.
    И последнее преимущество – автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Грейси же были предоставлены сами себе и отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою.

    В чём же были улучшения Грейси? Как вы помните Дзигоро Кано для того, чтобы ученики не травмировались на тренировках, убрал из стиля наиболее опасные техники, которые могли бы помочь в реальном поединке. Из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары не применялись в спаррингах, ученики тренировались только в ги (в кимоно). Основной акцент стиля был сделан на зрелищность и броски, а не на эффективную борьбу на земле. Также существовал моральный запрет, запрещавший бойцам дзюдо биться с представителями других боевых искусств. Все эти ограничения здорово мешали развитию дзюдо как боевого искусства.
    Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и устранили их. Кстати, когда Грейси приехали в Северную Америку, многие бойцы, против которых им приходилось выступать, критиковали их за недостаток этих запретов. Но их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маэдой они стали принимать участие в турнирах по смешанным боевым искусствам, чтобы ещё сильнее развивать джиу-джитсу.
    Также изменения коснулись собственно техник. На многих турнирах был свой список правил, которому приходилось следовать. Грейси старались искать новые виды техник, чтобы обойти эти правила. И наконец – спарринги. В них вернулись заломы ног, шеи, спины, плеч, запястий и удары в лицо. Лишённые возможности изучать эти техники ученики становились уязвимыми в поединках против тех, кто знал такие приёмы и мог их использовать.
    Главная разработка Грейси – тактика ведения боя и система начисления баллов, которая полностью отражала эту тактику. Заработать баллы в бразильском джиу-джитсу можно различными способами, каждый из которых представляет переход в такое положение, которое дало бы вам преимущество в реальной схватке.

    В 1967 году была учреждена Федерация джиу-джитсу в Рио под руководством Хелио Грейси, где президентом консультационного совета был назначен Карлос. Именно федерация закрепила самые первые, простейшие правила современного джиу-джитсу, которое принято называть бразильским.

    Далее в 90х годах джиу-джитсу братьев Грейси пережило очередной бум. С одной стороны молодые Риксон, Рензо, Ральф, Райан и Ройлер Грейси продемонстрировали превосходство джиу-джитсу в рамках первых турниров по боям без правил (ММА) в организации, созданной Рорионом Грейси — Ultimate Fighting Championship (UFC), тем самым, подогрев интерес к бразильскому джиу-джитсу, как одному из наиболее эффективных видов самообороны.

    С другой стороны Карлос Грейси младший продолжил дело отца, организуя масштабные турниры и развивая данный вид единоборства, как регулируемый вид спорта, учредив в 1994 году Международную федерацию бразильского джиу-джитсу (IBJJF) , под эгидой которой проводятся турниры с количеством участников 3000 человек из более чем 50 стран мира.

    ,

    Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

    К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

    Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

    Джиу-Джитсу

    Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

    Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

    Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

    Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

    ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

    Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

    ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

    Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

    ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

    В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

    СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

    Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.

    Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

    Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

    Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

    При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

    Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

    Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

    Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

    Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

    Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

    В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

    В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

    Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

    История возникновения

    В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

    • здоровье;
    • духовность;
    • познания;
    • деятельность.

    В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

    Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

    Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

    Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

    Основы техники борьбы

    Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

    Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

    Правила

    У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

    Приемы

    Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

    Степень мастерства

    Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

    • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
    • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

    Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

    Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

    У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

    Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

    Уровни владения техниками

    • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
    • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
    • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
    • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
    • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
    • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
    • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
    • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

    Обучение технике

    Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

    В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.

    Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

    Экскурс в историю

    Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

    Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

    Быть гибким

    Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

    Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

    Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .