• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Восстановительные упражнения при заболеваниях почек Николай Альбертович Онучин

    Как правильно заниматься лечебной физкультурой

    Лечебные физические упражнения назначают с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

    Комплексы оздоровительной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через час после еды и за час-полтора до сна. Общая продолжительность занятий составляет 20–25 минут. Заниматься лечебной гимнастикой следует регулярно, с постепенным усилением физической нагрузки.

    Перед началом гимнастики комнату, где будут проводиться занятия, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку. Температура воздуха в комнате должна составлять 10–18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно встряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке.

    Следует заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку и пр.).

    Лечебной гимнастикой нужно заниматься в свободном, не стесняющем движения спортивном костюме. После гимнастики, если позволяет состояние, полезно применять закаливающие процедуры: утром – влажные обтирания тела, вечером – мытье ног прохладной водой.

    Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Необходимо также следить за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролировать смену движений рук, ног и туловища.

    Обычно комплекс лечебных упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчиваются занятия очень легкими упражнениями и ходьбой. После наиболее трудных упражнений целесообразно делать кратковременные паузы (отдых 30–40 секунд).

    При занятиях лечебной гимнастикой в домашних условиях обязательно нужно вести дневник самоконтроля (табл. 1). Это позволит вам правильно дозировать физическую нагрузку и избежать перенапряжений.

    Самоконтроль должен быть систематическим и длительным, наблюдения желательно выполнять в одни и те же часы, в сходных условиях: до начала занятий ЛФК и после их окончания. Проведение систематических самонаблюдений и их анализ позволит вам правильно регулировать физическую нагрузку.

    Данные самонаблюдений условно можно разделить на объективные (характеризуемые результатами каких-либо измерений и показаниями приборов) и субъективные (определяемые вашей личной оценкой).

    К объективным показателям самоконтроля относятся:

    Частота пульса;

    Артериальное давление;

    Частота дыхательных движений;

    Мышечная сила;

    Температура тела;

    Таблица 1

    Показатели самоконтроля при занятиях ЛФК

    К субъективным показателям самоконтроля относятся:

    Настроение;

    Самочувствие;

    Аппетит;

    Желание заниматься физическими упражнениями;

    Переносимость физической нагрузки;

    Потоотделение;

    Нарушение режима.

    Суммарно объективные и субъективные показатели самоконтроля характеризуют состояние вашего здоровья и эффективность проведения занятий ЛФК. Особо важную информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы и степени физической нагрузки дают пульс и артериальное давление. Их часто называют «индикаторами» или «зеркалом» здоровья.

    Пульс и артериальное давление.

    При занятиях ЛФК, особенно пожилым людям, необходимо тщательно следить за работой сердца и уровнем артериального давления. Для этого нужно систематически измерять частоту пульса и контролировать артериальное давление. Частоту пульса и артериальное давление определяют до начала занятий упражнениями ЛФК.

    Частоту пульса подсчитывают так: прикладывают подушечки ногтевых фаланг 2-го, 3-го и 4-го пальцев на лучевую артерию, которая прилежит к лучевой кости. Количество сердечных сокращений за 15 секунд умножают на 4. Полученная частота пульса сравнивается с возрастными показателями. Количество сердечных сокращений в покое у людей среднего и пожилого возраста в норме равно примерно 60–70 ударам в минуту.

    Артериальное давление измеряется с помощью специального прибора – тонометра. Если вы пользуетесь электронным тонометром, то прибор одновременно с уровнем артериального давления автоматически подсчитывает и частоту сердечных сокращений.

    Если уровень артериального давления и частота сердечных сокращений выше вашей возрастной нормы и вы ощущаете недомогание, вялость или головную боль, то в этот день лучше воздержаться от занятий ЛФК.

    Частота дыхания.

    Один из основных показателей самоконтроля. Обычно в покое человек не замечает своего дыхания. Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде, необходимом для окислительных процессов.

    В норме в спокойном состоянии взрослый человек производит 14–16 дыханий в минуту. Измерить частоту дыхания можно следующим образом: положите руку на грудную клетку или на живот и подсчитайте частоту дыхания в течение одной минуты. Подъем и опускание грудной клетки или живота (вдох и выдох) считаются за единицу.

    Недостаток веса тела указывает на недостаточность энергетических и строительных «материалов» в организме. Избыток веса свидетельствует о том, что приток питательных веществ в организм чрезмерен, а расход недостаточен. Избыток веса может быть также следствием наличия отеков.

    При систематических занятиях физическими упражнениями происходят существенные сдвиги в весе: более активно сначала «сгорает» жир, усиливается потоотделение, уменьшаются отеки, организм освобождается от излишков воды и соли. В результате вес снижается, а затем наступает его стабилизация на соответствующем возрасту уровне.

    Занятия лечебной физкультурой в значительной мере регулируют вес, предупреждая как его избыток, так и излишние потери.

    В домашних условиях ежедневно контролировать свой вес удобно с помощью приобретенных в магазине специальных напольных весов.

    Значительную информацию о состоянии вашего здоровья при занятиях упражнениями ЛФК дают и субъективные показатели самоконтроля:

    Настроение. Если вы жизнерадостны, бодры и с удовольствием занимаетесь физическими упражнениями, значит, нагрузка соответствует вашим физическим возможностям и состоянию здоровья. Если же вы вялы, чувствуете постоянную усталость, подавленное настроение, тогда объем занятий следует сократить и уменьшить физическую нагрузку.

    Самочувствие.

    Оно отражает общее состояние вашего организма и, главным образом, нервной системы. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.

    При хорошем самочувствии отмечаются прилив жизненных сил, ощущение бодрости и свежести; при удовлетворительном – небольшая вялость, недомогание, легкая утомляемость; при плохом – выраженная слабость, головокружение, снижение трудоспособности, угнетенное состояние.

    Аппетит.

    Аппетит также является одним из важных признаков нормальной жизнедеятельности организма. При физических перегрузках, обострении заболевания, недосыпании может отмечаться ослабление или даже отсутствие аппетита. В дневнике самоконтроля необходимо отмечать особенности вашего аппетита: аппетит хороший, удовлетворительный, повышенный или отсутствует.

    Болевые ощущения. Во время занятий лечебной физкультурой, особенно у пожилых людей, могут отмечаться боли в мышцах, в области правого подреберья и в области сердца. Болевые ощущения во время занятий физическими упражнениями чаще всего говорят о повышенной физической нагрузке или могут быть признаком обострения заболевания. Нередко может беспокоить чувство внутреннего дискомфорта, тяжесть в области поясницы, приливы крови к голове и лицу. Очень важно наблюдать за собой и записывать в дневник самоконтроля, при каких обстоятельствах появляются болевые симптомы и неприятные ощущения. Если они связаны с выполнением тех или иных упражнений, необходимо уменьшить нагрузку или исключить эти упражнения из комплекса гимнастики.

    Переносимость физической нагрузки.

    В дневнике самоконтроля вы обязательно должны отметить, выполнена ли запланированная нагрузка или нет. Если нет, то следует отметить причину.

    Переносимость физической нагрузки оценивается как хорошая, удовлетворительная или неудовлетворительная. Неудовлетворительная переносимость нагрузки может быть связана с обострением заболевания или слабым уровнем физической подготовки.

    Сон является одним из самых чувствительных «индикаторов» состояния здоровья и переносимости выполняемых физических упражнений. Если вы вечером быстро засыпаете, спите спокойно и глубоко, а утром чувствуете себя бодрым, полным сил и энергии, то ваш сон нормальный.

    При нарушении сна (синдром бессонницы) могут отмечаться длительное и трудное засыпание, беспокойный, с частыми пробуждениями, сон, тяжелые, кошмарные сновидения, головные боли, плохое самочувствие после сна и снижение работоспособности. Нарушение сна свидетельствует о чрезмерных физических нагрузках или об ухудшении течения заболевания. В таких случаях необходимо временно прекратить занятия ЛФК и показаться врачу.

    Во время занятий лечебными физическими упражнениями необходимо также учитывать внешние признаки утомления (табл. 2).

    Таблица 2 Внешние признаки утомления при занятиях ЛФК

    При средней степени утомления нужно уменьшить количество повторений упражнений, амплитуду и скорость движений, а также сократить общее время занятий. При признаках переутомления необходимо временно прекратить занятия и посоветоваться с врачом.

    Для достижения положительных результатов заниматься ЛФК нужно в течение 5–6 месяцев, причем систематически и без длительных перерывов. Если занятия лечебными упражнениями будут проводиться от случая к случаю, пользы они не принесут.

    При резком ухудшении состояния, подъеме температуры, обострении заболевания, плохом самочувствии занятия лечебной гимнастикой нужно временно прекратить. После улучшения состояния занятия возобновляются.

    Из книги Секреты долголетия автора Ма Фолинь

    Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

    Где заниматься Очевидно, что оптимальным местом является площадка на природе, в парке, на берегу реки или озера, в роще, где ничего не отвлекало бы вас. Однако столь идеальное место не всегда оказывается рядом. Поэтому не стоит предпринимать каждодневных долгих походов в

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

    Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Ольга Николаевна Родионова

    Причины, которые мы находим, чтобы не заниматься физкультурой Всем хорошо известно, сколько пользы физические упражнения приносят и телу и душе. Так отчего мы так редко появляемся в гимнастическом зале? Мои пациенты приводили самые разные причины. Вот навскидку

    Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

    Особенности занятий физкультурой при выраженной близорукости Дозированная физическая нагрузка полезна при большинстве глазных заболеваний, протекающих без осложнений и ухудшения состояния больного. Симптомы близорукости диагностируются у большинства людей, имеющих

    Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

    57. Как заниматься Лечебные физические упражнения назначаются с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.Комплексы дыхательной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

    Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

    3. Питайтесь правильно, чтобы думать правильно. Следите за тем, что едите Еда - это лекарство, и она может помочь вам стать подтянутым, полным сил, счастливым и сконцентрированным или же сделать вас толстым, медлительным, печальным и тупым. Она также способна поддерживать

    Из книги Азбука экологичного питания автора Любава Живая

    Правильно питаться - правильно мыслить «Уж лучше голодать, чем что попало есть …» Омар Хайям Зачем изменять свое питание? В современном мире вопрос питания человека выходит на первый план. И это объяснимо, ведь за последние 100 лет мир претерпел серьезные

    Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования автора Петр Кузьмич Анохин

    Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Инна Тихонова

    74. Физкультурой – по еде Научный факт: интенсивная 45-минутная физическая нагрузка не повышает, а снижает аппетит. После занятий спортом нервный отклик на аппетитные блюда оказывается слабее, а не сильнее, как бывает после сброса энергии. При этом после физической

    Из книги Секреты людей, у которых не болят суставы и кости автора Олег Ламыкин

    Из книги Как улучшить сон автора Роман Вячеславович Бузунов

    Глава 2. Повседневная жизнь и сон. Правильно работаем, правильно отдыхаем Рабочий день бизнесмена или топ-менеджера наполнен не только реализацией заранее намеченных планов, но и хаосом важных встреч, ответственных решений, срочных телефонных переговоров и неожиданных

    Из книги Следующие 50 лет. Как обмануть старость автора Крис Кроули

    Программа занятий физкультурой «Моложе с каждым годом» для всех и каждого Мы надеемся, теперь вам уже точно ясно, что эта книга – не пособие по физкультуре. Это пособие по изменению всей вашей жизни. Но нас так часто спрашивают, с чего начинать, что мы решили наконец дать

    Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

    Тот, кто правильно дышит, тот и правильно думает «Среди всех факторов, влияющих на дыхание, необходимо отметить нравственность, поскольку данный фактор обладает особыми свойствами, которых лишены другие факторы, – пишут в своей книге „Теория Бутейко о ключевой роли

    Из книги Скульптурная гимнастика для мышц, суставов и внутренних органов. автора Анатолий Ситель

    Оптимальное время суток для занятий физкультурой Разделение людей на «жаворонков» и «сов» не выдумка сочинителей. Это серьезные психофизиологические характеристики и констатация разных биологических ритмов, которые сложились от рождения и действуют во всей жизни

    Многие не знают, насколько полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , так как об этом ничего не говорят и не правильно. Спорт дарит нам возможность бесплатно развить и улучшить свое здоровье, без химии и таблеток, которые отравляют нашу жизнь. Спорт и физкультура – это первых шаг к здоровой, долгой и счастливой жизни.

    Не важно, каким спортом вы занимаетесь или хотите заняться, в статье вы узнаете, чем полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , в независимости от того, кто вы и сколько вам лет.

    Занятия спортом и физкультурой всегда были и остаются полезными, но нам стараются внушить совершенно иную информацию, что спорт вреден. Это редко бывает и только в тех случаях, когда человек неправильно начинает заниматься спортом. Об этом сказано в наших статьях и по ним, можно научиться правильно, заниматься спортом, без вреда для здоровья.

    Чтобы не навредить себе неправильным занятием спортом или физкультурой, достаточно просто начать заниматься с легких нагрузок. Начните делать зарядку по утрам, чаще гуляйте и ходите на свежем воздухе.

    После чего начните заниматься гимнастикой, йогой, фитнесом, бегом, плаванием, теннисом и всем, что вам нравиться.

    Силовые нагрузки на массу тела можно делать, но только после того, когда вы уже привыкли к спорту и физкультуре и вам мало тех нагрузок, которые вы выполняете.

    Занимаясь, каждый день или хотя бы через день, спортом и физкультурой, вы сможете вылечить все свои болезни, даже те, которые невозможно вылечить медициной. Есть доказательства людей, которые спортом и верой излечили неизлечимые болезни, в чем медицина была беспомощна.

    Существует миллионы разнообразных видов спорта, упражнений и программ, но еще самое главное это соблюдать правильное питание.

    Откажитесь от дорогой и вредной пищи, а сэкономленные деньги отдайте детям, которые не могут стать на ноги и излечить болезни. Ведь медицину отвергать не стоит. Или помогайте развивать спорт дальше, так как это позволит создать здоровую и счастливую нацию людей, которая не слушает пропаганду нездорового образа жизни.

    В любом случае занятии спортом и физкультурой через 1-3 месяцев тренировок будут нравиться вам, и приносить радость, после каждой тренировки. Главное отказаться от вредных привычек и побороть лень. Так как вы будете сами себя благодарить за то, что выбрали такой жизненный путь.


    Спортивные советы в картинках и видео

    «В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

    Что такое физкультура

    Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

    Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

    Спорт в жизни детей

    Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

    Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

    1. Здоровье.

    Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

    2. Волевые качества.

    Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

    3. Психологическая разрядка.

    Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

    Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

    Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

    Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

    Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

    ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

    Влияние физических нагрузок на организм

    Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

    Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

    • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
    • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
    • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
    • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

    Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

    КАК ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ЛЮДЯМ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ?

    Главное заниматься регулярно. В процессе физической тренировки нужно руководствоваться принципом постепенного увеличения нагрузки. Наибольшая нагрузка должна быть в середине занятий. Одно из основных положений - рассеивание нагрузки: упражнения для рук, ног, туловища всё время чередуются между собой. Необходимо при занятии физкультурой придерживаться определённого времени. Лучше всего заниматься утром, сразу после сна на свежем воздухе. Заниматься нужно в лёгкой одежде, не стесняющей движений. Во время занятий необходимо следить за дыханием. Дышать нужно глубоко, ритмично. В комплекс упражнений должны входить: Упражнения для развития органов дыхания и кровообращения, для отдельных мышечных групп и укрепления суставов, для выработки правильной осанки. Хорошая осанка - это не только приятный внешний вид человека, но и одно из условий его здоровья. У людей с нормальной осанкой внутренние органы занимают правильное положение, сердце и лёгкие работают в нормальных условиях, живот всегда подтянутый, а это имеет большое значение для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

    Занимающийся физической культурой и спортом должен наблюдать за изменениями в своём состоянии и отмечать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, работоспособность, пульс, дыхание. После занятий следует принять душ комнатной температуры или обтереть тело влажным полотенцем.

    Общая система воспитания и физической подготовки

    Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе - это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, постепенное повышение требований. Однако в сфере физического воспитания последние принципы имеют свои особенности:

    Принцип сознательности и активности

    Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание сущности заданий и активно заинтересованное их выполнение способствует улучшению результатов, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

    Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко, с педагогической точки зрения, эти мотивы случайны или малосущественны. Специалист призван заинтересовать студентов, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду.

    Принцип наглядности

    Наглядность - необходимая предпосылка освоения любого дела. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

    Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие принципов обучения и воспитания. Широкое использование наглядных способов для повышения интереса к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует скорейшему приобретению знаний и навыков.

    Принцип доступности и индивидуализации.

    В основе этого принципа лежит учет особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же -- необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями каждого человека, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовки, а также индивидуальные различия способностей.

    Столь же важное условие -- постепенность в переходе от одних заданий - более легких, к другим - более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

    Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений - общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности.

    Учитывать индивидуальные особенности не значит идти на поводу у них, поскольку индивидуальные характеристики поддаются направленному изменению.

    Принцип систематичности.

    Суть этого принципа - регулярность занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий.

    Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

    Принцип постепенного повышения требований (динамичности).

    Этот принцип выражает необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

    Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия - в том числе если нагрузки не переступают грань, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки.

    Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

    Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

    Каждое отдельное, относительно завершенное занятие является звеном общего процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны - прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физкультуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и задачи.

    Различают три уровня нормирования двигательной активности:

    Физкультурно-гигиенический минимум предлагает ежедневное выполнение зарядки, закаливающих процедур и гигиенической зарядки перед сном;

    Физкультурно-общеподготовительный минимум включает в себя обязательное условие выполнения физкультурно-гигиенического минимума, который дополняется ежедневным 30-минутным активным отдыхом с использованием физических упражнений, по возможности на открытом воздухе;

    Физкультурно-спортивный оптимум включает в себя первые два уровня и дополняется тремя часами физкультурных или спортивных занятий в неделю.

    Лучшей формой организованных физкультурных занятий является группа здоровья. Занятия проводятся квалифицированными инструкторами-методистами по определённым программам с учётом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. При занятиях физической культурой необходимо строго придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузки.

    Если позволяет состояние здоровья, не запрещается заниматься и различными видами спорта

    Мы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия.

    Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

    Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

    Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

    Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).
    Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.

    Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

    При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

    Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

    При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

    Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить.

    Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.
    Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

    Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

    Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.
    ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме.
    Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов - выдох и т. д.
    В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются.

    Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей - их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача.

    Лечебная гимнастика у детей - творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут.

    В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения.

    Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох - при сжимании грудной клетки.

    Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль.

    Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления.

    Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление.

    Приводим как образец несколько комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей. Они даны по степени трудности: комплекс I - наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II - более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

    Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста

    Комплекс 1

    Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

    1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

    2. «Часики». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

    3. «Пчелка». ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

    4. «Регулировщик», ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз.

    5. «Дровокол». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.

    6. «Согревание рук». ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

    7. «Семафор». ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз.

    8. «Кузнечик». ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.

    9. «Трубач». ИП - сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

    10. Бег по комнате с ускорением и замедлением.
    Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

    Комплекс 2

    Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

    1. «Петушок». ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

    2. «Журавль на болоте». ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

    3. «Катание на лыжах». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.

    4. «Пришей пуговицу». ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

    5. «Вертушка». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.

    6. «Цапля». ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

    7. «Мельница». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.

    8. «На турнике». ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

    9. «Маятник». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону.

    10. Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.
    Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

    Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста

    Комплекс 1

    Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

    1. Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.

    2. ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.

    3. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед.

    4. ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
    Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.

    5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.

    6. ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

    7. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.

    8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.

    9. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.

    10. ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
    Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.
    Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

    Комплекс 2

    Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

    1. ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.

    2. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.

    3. ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.

    4. ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
    Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.

    5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.

    6. ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
    Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.

    7. ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.

    8. ИП-стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: ноги держите прямыми.

    9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.

    10. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков. _
    Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.