• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В этом уроке мы научимся сравнивать дроби между собой. Это очень полезный навык, который необходим для решения целого класса более сложных задач.

    Для начала напомню определение равенства дробей:

    Дроби a /b и c /d называются равными, если ad = bc .

    1. 5/8 = 15/24, поскольку 5 · 24 = 8 · 15 = 120;
    2. 3/2 = 27/18, поскольку 3 · 18 = 2 · 27 = 54.

    Во всех остальных случаях дроби являются неравными, и для них справедливо одно из следующих утверждений:

    1. Дробь a /b больше, чем дробь c /d ;
    2. Дробь a /b меньше, чем дробь c /d .

    Дробь a /b называется большей, чем дробь c /d , если a /b − c /d > 0.

    Дробь x /y называется меньшей, чем дробь s /t , если x /y − s /t < 0.

    Обозначение:

    Таким образом, сравнение дробей сводится к их вычитанию. Вопрос: как не запутаться с обозначениями «больше» (>) и «меньше» (<)? Для ответа просто приглядитесь к тому, как выглядят эти знаки:

    1. Расширяющаяся часть галки всегда направлена к большему числу;
    2. Острый нос галки всегда указывает на меньшее число.

    Часто в задачах, где требуется сравнить числа, между ними ставят знак «∨». Это - галка носом вниз, что как бы намекает: большее из чисел пока не определено.

    Задача. Сравнить числа:

    Следуя определению, вычтем дроби друг из друга:


    В каждом сравнении нам потребовалось приводить дроби к общему знаменателю. В частности, используя метод «крест-накрест» и поиск наименьшего общего кратного. Я намеренно не акцентировал внимание на этих моментах, но если что-то непонятно, загляните в урок «Сложение и вычитание дробей » - он совсем легкий.

    Сравнение десятичных дробей

    В случае с десятичными дробями все намного проще. Здесь не надо ничего вычитать - достаточно просто сравнить разряды. Не лишним будет вспомнить, что такое значащая часть числа. Тем, кто забыл, предлагаю повторить урок «Умножение и деление десятичных дробей » - это также займет буквально пару минут.

    Положительная десятичная дробь X больше положительной десятичной дроби Y , если в ней найдется такой десятичный разряд, что:

    1. Цифра, стоящая в этом разряде в дроби X , больше соответствующей цифры в дроби Y ;
    2. Все разряды старше данного у дробей X и Y совпадают.
    1. 12,25 > 12,16. Первые два разряда совпадают (12 = 12), а третий - больше (2 > 1);
    2. 0,00697 < 0,01. Первые два разряда опять совпадают (00 = 00), а третий - меньше (0 < 1).

    Другими словами, мы последовательно просматриваем десятичные разряды и ищем различие. При этом большей цифре соответствует и большая дробь.

    Однако это определение требует пояснения. Например, как записывать и сравнивать разряды до десятичной точки? Вспомните: к любому числу, записанному в десятичной форме, можно приписывать слева любое количество нулей. Вот еще пара примеров:

    1. 0,12 < 951, т.к. 0,12 = 000,12 - приписали два нуля слева. Очевидно, 0 < 9 (речь идет о старшем разряде).
    2. 2300,5 > 0,0025, т.к. 0,0025 = 0000,0025 - приписали три нуля слева. Теперь видно, что различие начинается в первом же разряде: 2 > 0.

    Конечно, в приведенных примерах с нулями был явный перебор, но смысл именно такой: заполнить недостающие разряды слева, а затем сравнить.

    Задача. Сравните дроби:

    1. 0,029 ∨ 0,007;
    2. 14,045 ∨ 15,5;
    3. 0,00003 ∨ 0,0000099;
    4. 1700,1 ∨ 0,99501.

    По определению имеем:

    1. 0,029 > 0,007. Первые два разряда совпадают (00 = 00), дальше начинается различие (2 > 0);
    2. 14,045 < 15,5. Различие - во втором разряде: 4 < 5;
    3. 0,00003 > 0,0000099. Здесь надо внимательно считать нули. Первые 5 разрядов в обеих дробях нулевые, но дальше в первой дроби стоит 3, а во второй - 0. Очевидно, 3 > 0;
    4. 1700,1 > 0,99501. Перепишем вторую дробь в виде 0000,99501, добавив 3 нуля слева. Теперь все очевидно: 1 > 0 - различие обнаружено в первом же разряде.

    К сожалению, приведенная схема сравнения десятичных дробей не универсальна. Этим методом можно сравнивать только положительные числа . В общем же случае алгоритм работы следующий:

    1. Положительная дробь всегда больше отрицательной;
    2. Две положительные дроби сравниваются по приведенному выше алгоритму;
    3. Две отрицательные дроби сравниваются так же, но в конце знак неравенства меняется на противоположный.

    Ну как, неслабо? Сейчас рассмотрим конкретные примеры - и все станет понятно.

    Задача. Сравните дроби:

    1. 0,0027 ∨ 0,0072;
    2. −0,192 ∨ −0,39;
    3. 0,15 ∨ −11,3;
    4. 19,032 ∨ 0,0919295;
    5. −750 ∨ −1,45.
    1. 0,0027 < 0,0072. Здесь все стандартно: две положительные дроби, различие начинается на 4 разряде (2 < 7);
    2. −0,192 > −0,39. Дроби отрицательные, 2 разряд разный. 1 < 3, но в силу отрицательности знак неравенства меняется на противоположный;
    3. 0,15 > −11,3. Положительное число всегда больше отрицательного;
    4. 19,032 > 0,091. Достаточно вторую дробь переписать в виде 00,091, чтобы увидеть, что различие возникает уже в 1 разряде;
    5. −750 < −1,45. Если сравнить числа 750 и 1,45 (без минусов), легко видеть, что 750 > 001,45. Различие - в первом же разряде.

    Задачи урока:

    1. Обучающие: научить сравнивать обыкновенные дроби различных видов, используя различные приемы;
    2. Развивающие: развитие основных приемов мыслительной деятельности, обобщения сравнения, выделение главного; развитие памяти, речи.
    3. Воспитательные: учиться слушать друг друга, воспитание взаимовыручки, культуры общения и поведения.

    Этапы урока:

    1. Организационный.

    Начнем урок словами французского писателя А.Франса: “Учиться можно весело….Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.

    Последуем этому совету, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с большим желанием, т.к. они пригодятся нам в дальнейшем.

    2. Актуализация знаний учащихся.

    1.)Фронтальная устная работа учащихся.

    Цель: повторить пройденный материал, требующийся при изучении нового:

    А) правильные и неправильные дроби;
    Б) приведение дробей к новому знаменателю;
    В) нахождение наименьшего общего знаменателя;

    (Проводится работа с файлами. Учащиеся имеют их в наличии на каждом уроке. На них пишут ответы фламастером, а за тем ненужная информация стирается.)

    Задания для устной работы.

    1. Назвать лишнюю дробь среди цепочки:

    А) 5/6; 1/3; 7/10; 11/3; 4/7.
    Б) 2/6; 6/18; 1/3; 4/5; 4/12.

    2. Привести дроби к новому знаменателю 30:

    1/2; 2/3; 4/5; 5/6; 1/10.

    Найти наименьший общий знаменатель дробей:

    1/5 и 2/7; 3/4 и 1/6; 2/9 и 1/2.

    2.) Игровая ситуация.

    Ребята, наш знакомый клоун (учащиеся познакомились с ним в начале учебного года) попросили меня помочь решить ему задачу. Но я считаю, что вы, ребята, сможете без меня помочь нашему другу. А задача следующая.

    “Сравнить дроби:

    а) 1/2 и 1/6;
    б) 3/5 и 1/3;
    в) 5/6 и 1/6;
    г) 12/7 и 4/7;
    д) 3 1/7 и 3 1/5;
    е) 7 5/6 и 3 1/2;
    ж) 1/10 и 1;
    з) 10/3 и 1;
    и) 7/7 и 1.”

    Ребята, чтобы помочь клоуну, чему мы должны научиться?

    Цель урока, задачи (учащиеся формулируют самостоятельно).

    Учитель помогает им, задавая вопросы:

    а) а какие из пар дробей мы сможем уже сравнить?

    б) какой инструмент для сравнения дробей нам необходим?

    3. Ребята в группах (в постоянных разноуровневых).

    Каждой группе выдается задание и инструкция к его выполнению.

    Первая группа: Сравнить смешанные дроби:

    а) 1 1/2 и 2 5/6;
    б) 3 1/2 и 3 4/5

    и вывести правило равнения смешанных дробей с одинаковыми и с разными целыми частями.

    Инструкция: Сравнение смешанных дробей (используется числовой луч)

    1. сравните целые части дробей и сделайте вывод;
    2. сравните дробные части (правило сравнения дробных частей не выводить);
    3. составьте правило – алгоритм:

    Вторая группа: Сравнить дроби с разными знаменателями и разными числителями. (использовать числовой луч)

    а) 6/7 и 9/14;
    б) 5/11 и 1/22

    Инструкция

    1. Сравните знаменатели
    2. Подумайте, нельзя ли привести дроби к общему знаменателю
    3. Правило начните со слов: “Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, надо…”

    Третья группа: Сравнение дробей с единицей.

    а)2/3 и 1;
    б) 8/7 и 1;
    в)10/10 и 1 и сформулировать правило.

    Инструкция

    Рассмотрите все случаи: (используйте числовой луч)

    а) Если числитель дроби равен знаменателю, ………;
    б) Если числитель дроби меньше знаменателя,………;
    в) Если числитель дроби больше знаменателя,………. .

    Сформулируйте правило.

    Четвертая группа: Сравните дроби:

    а) 5/8 и 3/8;
    б) 1/7 и 4/7 и сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковым знаменателем.

    Инструкция

    Используйте числовой луч.

    Сравните числители и сделайте вывод, начиная словами: “Из двух дробей с одинаковыми знаменателями……”.

    Пятая группа: Сравните дроби:

    а) 1/6 и 1/3;
    б) 4/9 и 4/3, используя числовой луч:

    0__.__.__1/6__.__.__1/3__.__.4/9__.__.__.__.__.__.__.__.__.__1__.__.__.__.__.__4/3__.__

    Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

    Инструкция

    Сравните знаменатели и сделайте вывод, начиная со слов:

    “Из двух дробей с одинаковыми числителями………..”.

    Шестая группа: Сравните дроби:

    а) 4/3 и 5/6; б) 7/2 и 1/2, используя числовой луч

    0__.__.__1/2__.__5/6__1__.__4/3__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__7/2__.__

    Сформулируйте правило сравнения правильных и неправильных дробей.

    Инструкция.

    Подумайте, какая дробь всегда больше, правильная или неправильная.

    4. Обсуждение выводов, сделанных в группах.

    Слово каждой группе. Формулировка правил учащихся и сравнение их с эталонами соответствующих правил. Далее выдаются распечатки правила сравнения различных видов обыкновенных дробей каждому учащемуся.

    5. Возвращаемся к задаче, поставленной в начале урока. (Решаем задачу клоуна вместе).

    6. Работа в тетрадях. Используя правила сравнения дробей, учащиеся под руководством учителя сравнивают дроби:

    а) 8/13 и 8/25;
    б)11/42 и 3/42;
    в)7/5 и 1/5;
    г) 18/21и 7/3;
    д) 2 1/2 и 3 1/5 ;
    е) 5 1/2 и 5 4/3;

    (возможно приглашение ученика к доске).

    7. Учащимся предлагается выполнить тест по сравнению дробей на два варианта.

    1 вариант.

    1) сравнить дроби: 1/8 и 1/12

    а) 1/8 > 1/12;
    б) 1/8 <1/12;
    в) 1/8=1/12

    2) Что больше: 5/13 или 7/13?

    а) 5/13;
    б) 7/13;
    в) равны

    3) Что меньше: 2\3 или 4/6?

    а) 2/3;
    б) 4/6;
    в) равны

    4) Какая из дробей меньше 1: 3/5; 17/9; 7/7?

    а) 3/5;
    б) 17/9;
    в) 7/7

    5) Какая из дробей больше 1: ?; 7/8; 4/3?

    а) 1/2;
    б) 7/8;
    в) 4/3

    6) Сравнить дроби: 2 1/5 и 1 7/9

    а) 2 1/5<1 7/9;
    б) 2 1/5 = 1 7/9;
    в) 2 1/5 >1 7/9

    2 вариант.

    1) сравнить дроби: 3/5 и 3/10

    а) 3/5 > 3/10;
    б) 3/5<3/10;
    в) 3/5=3/10

    2) Что больше: 10/12или1/12?

    а) равны;
    б) 10/12;
    в) 1/12

    3) Что меньше: 3/5 или 1/10?

    а) 3/5;
    б) 1/10;
    в) равны

    4) Какая из дробей меньше 1: 4/3;1/15;16/16?

    а) 4/3;
    б) 1/15;
    в) 16/16

    5) Какая из дробей больше 1: 2/5;9/8 ;11/12 ?

    а) 2/5;
    б) 9/8;
    в) 11/12

    6) Сравнить дроби: 3 1/4 и 3 2/3

    а) 3 1/4=3 2/3;
    б) 3 1/4 > 3 2/3;
    в) 3 1/4 < 3 2/3

    Ответы к тесту:

    1 вариант: 1а, 2б, 3в, 4а, 5б, 6а

    2 вариант: 2а, 2б, 3б, 4б, 5б, 6в

    8. Еще раз возвращаемся к цели урока.

    Проверяем правила сравнения и даем дифференцированное домашнее задание:

    1,2,3 группы – придумать на каждое правило сравнение по два примера и решить их.

    4,5,6 группы - №83 а,б,в, №84 а,б,в (из учебника).

    В повседневной жизни нам часто приходится сравнивать дробные величины. Чаще всего это не вызывает каких-либо трудностей. Действительно, всем понятно, что половина яблока больше, чем четверть. Но когда необходимо записать это в виде математического выражения, это может вызвать затруднения. Применяя следующие математические правила, вы легко можете справиться с этой задачей.

    Как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями

    Такие дроби сравнивать удобнее всего. В этом случае используйте правило:

    Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, но разными числителя, большей будет та, числитель которой больше, а меньшей – та, числитель которой меньше.

    Например, сравнить дроби 3/8 и 5/8. Знаменатели в этом примере равны, следовательно, применяем это правило. 3<5 и 3/8 меньше, чем 5/8.

    И действительно, если разрезать две пиццы на 8 долей, то 3/8 доли всегда меньше, чем 5/8.

    Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями

    В этом случае сравнивают размеры долей-знаменателей. Следует применять правило:

    Если у двух дробей числители равны, то больше та дробь, знаменатель которой меньше.

    Например, сравнить дроби 3/4 и 3/8. В этом примере числители равны, значит, используем второе правило. У дроби 3/4 знаменатель меньше, чем у дроби 3/8. Следовательно 3/4>3/8

    И действительно, если вы съедите 3 куска пиццы, разделенной на 4 части, то будете более сыты, чем если бы съели 3 куска пиццы, разделенной на 8 частей.


    Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями

    Применяем третье правило:

    Сравнение дробей с разными знаменателями нужно привести к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого необходимо привести дроби к общему знаменателю и использовать первое правило.

    Например, необходимо сравнить дроби и . Для определения большей дроби приведем эти две дроби к общему знаменателю:

    • Теперь найдём второй дополнительный множитель: 6:3=2. Записываем его над второй дробью:

    Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше, и меньше та, у которой числитель меньше . На самом деле, ведь знаменатель показывает, на сколько частей разделили одну целую величину, а числитель показывает, сколько таких частей взяли.

    Получается, что делили каждый целый круг на одно и то же число 5 , а брали разное количество частей: больше взяли — большая дробь и получилась.

    Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше, и меньше та, у которой знаменатель больше. Ну и, в самом деле, если мы один круг разделим на 8 частей, а другой на 5 частей и возьмем по одной части от каждого из кругов. Какая часть будет больше?

    Конечно, от круга, поделенного на 5 частей! А теперь представьте, что делили не круги, а торты. Вы бы какой кусочек предпочли, точнее, какую долю: пятую или восьмую?

    Чтобы сравнить дроби с разными числителями и разными знаменателями, надо привести дроби к наименьшему общему знаменателю, а затем сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

    Примеры. Сравнить обыкновенные дроби:

    Приведем эти дроби к наименьшему общему знаменателю. НОЗ(4; 6)=12. Находим дополнительные множители для каждой из дробей. Для 1-й дроби дополнительный множитель 3 (12: 4=3 ). Для 2-й дроби дополнительный множитель 2 (12: 6=2 ). Теперь сравниваем числители двух получившихся дробей с одинаковыми знаменателями. Так как числитель первой дроби меньше числителя второй дроби (9<10) , то и сама первая дробь меньше второй дроби.

    Данная статья рассматривает сравнение дробей. Здесь мы выясним, какая из дробей больше или меньше, применим правило, разберем примеры решения. Сравним дроби как с одинаковыми, так и разными знаменателями. Произведем сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом.

    Yandex.RTB R-A-339285-1

    Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

    Когда производится сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, мы работаем только с числителем, а значит, сравниваем доли числа. Если имеется дробь 3 7 , то она имеет 3 доли 1 7 , тогда дробь 8 7 имеет 8 таких долей. Иначе говоря, если знаменатель одинаковый, производится сравнение числителей этих дробей, то есть 3 7 и 8 7 сравниваются числа 3 и 8 .

    Отсюда следует правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями:из имеющихся дробей с одинаковыми показателями считается большей та дробь, у которой числитель больше и наоборот.

    Это говорит о том, что следует обратить внимание на числители. Для этого рассмотрим пример.

    Пример 1

    Произвести сравнение заданных дробей 65 126 и 87 126 .

    Решение

    Так как знаменатели дробей одинаковые, переходим к числителям. Из чисел 87 и 65 очевидно, что 65 меньше. Исходя из правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями имеем, что 87 126 больше 65 126 .

    Ответ: 87 126 > 65 126 .

    Сравнение дробей с разными знаменателями

    Сравнение таких дробей можно соотнести со сравнением дробей с одинаковыми показателями, но имеется различие. Теперь необходимо дроби приводить к общему знаменателю.

    Если имеются дроби с разными знаменателями, для их сравнения необходимо:

    • найти общий знаменатель;
    • сравнить дроби.

    Рассмотрим данные действия на примере.

    Пример 2

    Произвести сравнение дробей 5 12 и 9 16 .

    Решение

    В первую очередь необходимо привести дроби к общему знаменателю. Это делается таким образом: находится НОК, то есть наименьший общий делитель, 12 и 16 . Это число 48 . Необходимо надписать дополнительные множители к первой дроби 5 12 , это число находится из частного 48: 12 = 4 , для второй дроби 9 16 – 48: 16 = 3 . Запишем получившееся таким образом: 5 12 = 5 · 4 12 · 4 = 20 48 и 9 16 = 9 · 3 16 · 3 = 27 48 .

    После сравнения дробей получаем, что 20 48 < 27 48 . Значит, 5 12 меньше 9 16 .

    Ответ: 5 12 < 9 16 .

    Имеется еще один способ сравнения дробей с разными знаменателями. Он выполняется без приведения к общему знаменателю. Рассмотрим на примере. Чтобы сравнить дроби a b и c d , приводим к общему знаменателю, тогда b · d , то есть произведение этих знаменателей. Тогда дополнительные множители для дробей будут являться знаменатели соседней дроби. Это запишется так a · d b · d и c · b d · b . Используя правило с одинаковыми знаменателями, имеем, что сравнение дробей свелось к сравнениям произведений a · d и c · b . Отсюда получаем правило сравнения дробей с разными знаменателями:если a · d > b · c , тогда a b > c d , но если a · d < b · c , тогда a b < c d . Рассмотрим сравнение с разными знаменателями.

    Пример 3

    Произвести сравнение дробей 5 18 и 23 86 .

    Решение

    Данный пример имеет a = 5 , b = 18 , c = 23 и d = 86 . Тогда необходимо вычислить a · d и b · c . Отсюда следует, что a · d = 5 · 86 = 430 и b · c = 18 · 23 = 414 . Но 430 > 414 , тогда заданная дробь 5 18 больше, чем 23 86 .

    Ответ: 5 18 > 23 86 .

    Сравнение дробей с одинаковыми числителями

    Если дроби имеют одинаковые числители и разные знаменатели, тогда можно выполнять сравнение по предыдущему пункту. Результат сравнения возможет при сравнении их знаменателей.

    Имеется правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, которая имеет меньший знаменатель и наоборот.

    Рассмотрим на примере.

    Пример 4

    Произвести сравнение дробей 54 19 и 54 31 .

    Решение

    Имеем, что числители одинаковые, значит, что дробь, имеющая знаменатель 19 больше дроби, которая имеет знаменатель 31 . Это понятно, исходя из правила.

    Ответ: 54 19 > 54 31 .

    Иначе можно рассмотреть на примере. Имеется две тарелки, на которых 1 2 пирога, анна другой 1 16 . Если съесть 1 2 пирога, то насытишься быстрей, нежели только 1 16 . Отсюда вывод, что наибольший знаменатель при одинаковых числителях является наименьшим при сравнении дробей.

    Сравнение дроби с натуральным числом

    Сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом идет как и сравнение двух дробей с записью знаменателей в виде 1 . Для детального рассмотрения ниже приведем пример.

    Пример 4

    Необходимо выполнить сравнение 63 8 и 9 .

    Решение

    Необходимо представить число 9 в виде дроби 9 1 . Тогда имеем необходимость сравнения дробей 63 8 и 9 1 . Далее следует приведение к общему знаменателю путем нахождения дополнительных множителей. После этого видим, что нужно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями 63 8 и 72 8 . Исходя из правила сравнения, 63 < 72 , тогда получаем 63 8 < 72 8 . Значит, заданная дробь меньше целого числа 9 , то есть имеем 63 8 < 9 .

    Ответ: 63 8 < 9 .

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter