• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

    Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

    Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

    Adajio [ адажио ] Медленно, медленная часть танца.
    Allegro [ аллегро ] Прыжки.
    Allonge [ ссамбл ] Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки.
    Aplomb [ апломб ] Устойчивость.
    Arabesque [ арабеск ] Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
    Assamble [ ссамблее ] Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
    Attitude [ аттитюд ] Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
    Balance [ балансе ] Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
    Pas ballonne [ па баллонэ ] Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied.
    Pas ballotte [ па баллоттэ ] Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
    Balancoire [ балансуар ] Качели. Применяется в grandbattementjete.
    Batterie [ батри ] Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений.
    Pas de bourree [ па де буррэ ] Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
    Brise [ бризе ] Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
    Pas de basque [ па де баск ] Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
    Battement [ батман ] Размах, биение.
    Battement tendu [ батман тандю ] Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
    Battement fondu [ батман фондю ] Мягкое, плавное, «тающее» движение.
    Battement frappe [ батман фраппэ ] Движение с ударом, или ударное движение.
    Frappe [ фраппэ ] Бить.
    Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] Движение с двойным ударом.
    Battement developpe [ батман девлоппэ ] Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу.
    Battement soutenu [ батман сотеню ] Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
    Cabriole [ кабриоль ] Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
    Chain [ шен ] Цепочка.
    Changement de pieds [ шажман де пье ] Прыжок с переменой ног в воздухе.
    Changement [ шажман ] Смена.
    Pas chasse [ па шассэ ] Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
    Pas de chat [ па де ша ] Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
    Le chat [ ле ша ] Кошка.
    Pas ciseaux [ па сизо ] Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
    Coupe [ купэ ] Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
    Pas couru [ па курю ] Пробежка по шестой позиции.
    Croisee [ краузэ ] Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
    Degagee [ дегаже ] Освобождать, отводить.
    Developpee [ девлоппэ ] Вынимание.
    Dessus-dessous [ десю-десу ] Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
    Ecartee [ экартэ ] Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
    Effacee [ эфасэ ] Развернутое положение корпуса и ног.
    Echappe [ эшаппэ ] Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
    Pas emboite [ па амбуатэ ] Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
    En dehors [ ан деор ] Наружу, из круга.
    En dedans [ ан дедан ] Внутрь, в круг.
    En face [ ан фас ] Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
    En tournant [ ан турнан ] Вращать, поворачивать корпус во время движения.
    Entrechat [ антраша ] Прыжок с заноской.
    Fouette [ фуэтэ ] Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
    Ferme [ фермэ ] Закрывать.
    Pas faille [ па файи ] Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
    Galloper [ галоп ] Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
    Glissade [ глиссад ] Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
    Grand [ большой ] Большой.
    Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] Перекидной прыжок.
    Entrelacee [ антрэлясэ ] Переплетать.
    Jete [ жэтэ ] Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
    Jete ferme [ жэтэ фермэ ] Закрытый прыжок.
    Jete passé [ жэтэ пассэ ] Проходящий прыжок.
    Lever [ левэ ] Поднимать.
    Pas [ па ] Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
    Pas d’achions [ па д аксион ] Действенный танец.
    Pas de deux [ па дэ дэ ] Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
    Pas de trios [ па дэ труа ] Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
    Pas de quatre [ па дэ катр ] Танец четырех исполнителей, классический квартет.
    Passe [ пассэ ] Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
    Petit [ пти ] Маленький.
    Petit battement [ пти батман ] Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
    Pirouette [ пируэт ] Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
    Plie [ плие ] Приседание.
    Demi-plie [ деми плие ] Маленькое приседание.
    Pointe [ пуантэ ] Носок, пальцы.
    Port de bras [ пор де бра ] Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
    Preparation [ прэпарасион ] Приготовление, подготовка.
    Releve [ релевэ ] Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
    Releve lent [ релевэ лян ] Медленный подъем ноги на 90 0 .
    Renverse [ ранверсэ ] Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
    Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
    Rond [ рон ] Круг.
    De jambe [ дэ жамб ] Нога.
    Terre [ тер ] Земля.
    Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] Круг ногой в воздухе.
    l’air Воздух.
    Soute [ сотэ ] Прыжок на месте по позициям.
    Simple [ семпль ] Простой, простое движение.
    Sissonne [ сисон ] Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
    Sissonne fermee [ сисон ферме ] Закрытый прыжок.
    Sissonne ouverte [ сисон уверт ] Прыжок с открыванием ноги.
    Sissonne simple [ сисон семпль ] Простой прыжок с двух ног на одну.
    Sissonne tombee [ сисон томбе ] Прыжок с падением.
    Saut de basque [ со де баск ] Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
    Soutenu [ сутеню ] Выдерживать, поддерживать, втягивать.
    Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
    Temps lie [ тан лие ] Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
    Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
    Temps levee Временно поднимать.
    Tire-bouchon [ тир бушон ] Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
    Tour chainee [ тур шенэ ] Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
    Tour en l’air [ тур ан лэр ] Воздушный поворот, тур в воздухе.
    Tour [ тур ] Поворот.
    Выворотность Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
    Координация Соответствие и согласование всего тела.

    Глиссад (отglisser - скользить) - скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков.

    Гранд батман (от фр.grands battements ) - бросок ноги на максимальную высоту

    Гранд плие (от фр.grand plie ) - глубокое приседание по позициям с отрыванием пяток от пола.

    Батман тендю жете (от фр.battements tendus jeté ) - выброс ноги на 45°.

    Батман тендю (от фр.battements tendus ) - тянуть, вытягивать.

    Ан фас (от фр.en face - прямо) - прямое положение корпуса, головы и ног.

    Дегаже (от фр.degage - извлечённый, высвобождённый) - отведение ноги на нужную высоту (по принципу battements tendus) и последующий переход на неё с переносом корпуса

    Деми плие релеве (отdemi-plie - полусогнутый +releve - подниматься) - два движения, составляющих неразрывное целое; полуприседание c последующим подъёмом на полупальцах или пальцах.

    Жете (от фр.jete ) - бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги

    Партер (от фр.parter ) - на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу

    Плие (pliér - складывать, мягко сгибать) - demi plié - небольшое приседание.Grandplier.

    Пор де бра (от фр.por de bra ) - движения рук, с участием поворота или наклона головы и корпуса

    Релеве (от фр.releve ) - подъём на полупальцы, пальцы.

    Сотэ (от фр.saute - скачки) - прыжок с двух ног на две с сохранением позиции в воздухе и приземлении. В начальных классах разучивается в медленном темпе, проверяя позиции и момент возвращения после прыжка. В старших классах исполняется в быстром темпе.

    Флик-фляк (от фр.flic-flac ) - одна нога опорная, а вторая рабочая. Подушечками стопы рабочая нога скользящим движением по полу проходит от опорной ноги и возвращается к ней. Движение может исполняться в сторону, вперёд и назад.

    Фрапе (от фр.frappe ) - ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение

    Фуэте (от фр.fouetter - хлестать) - стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте

    Шажман де пье (от фр.changement de pied - перемена ног) - прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на небольшом прыжке, а также и вGrand changement de pied.

    Эшапе (фр.Échappé ) - прыжок с двух ног на две. Начинается с demi plie V позиция в ногах, в прыжке ноги вытягиваются плотно прижимаясь друг к другу, затем в воздухе открываются во вторую позицию. Приземление происходит во II или IV позицию в demi plie.

    Баллоне(Ballonne) . Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой. Работающая нога, вытягиваясь во время прыжка или скока, возвращается в поло-жение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги в момент полуприседания (демиплие) на опорной ноге.

    Прыжки (allegro)

    Прыжки - наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в dcmi pile, а также правильно поставлен корпус.

    TEMPS LEVE SAUTE

    Temps leve saute - прыжок с места.

    Исходное положение - первая позиция, корпус подтянут, колени сильно вытянуты, руки в подготовительном положении, голова en face.

    На раз и два ноги, усиливая выворотность, достигают в demi plie максимального сгиба голеностопного сустава, пятки плотно прижаты к полу, корпус прямой и подтянутый (во всех прыжках классического танца demi plie как перед прыжком, так и после выполняют строго по указанным правилам).

    На и ноги сильно отталкиваются от пола, тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы и, сдерживая инерцию падения, фиксируют в воздухе первую позицию. На три и прыжок заканчивается в demi plie; ноги переходят с носка на всю стопу. На четыре колени, сохраняя выворотность, медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение (рис. 31).

    Рис 31. Temps leve saute

    Temps leve saute изучают в первой, второй и пятой позициях.

    Примечание. В demi plie перед прыжком пятки должны быть особенно плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает совершенно недопустимое двойное plie и сообщает ногам силу в прыжке. Ноги в воздухе должны быть предельно натянуты, фиксируя позиции. Корпус в момент отрыва от пола подтянут и спокоен. Руки свободно и спокойно сохраняют правильное подготовительное положение.

    Тщательное выполнение правил при temps leve saute в позициях - основа для всех прыжков классического танца.

    Сначала temps leve saute изучают лицом к палке в первой позиции. Однако, исполняя прыжок, следует сохранять его самостоятельность, не упираясь руками в палку. Усвоив натянутость ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, упражнение переносят на середину зала.

    Музыкальный размер 4/4. В музыке сочетаются два темпа: плавный - сопровождает demi plie, отрывистый, энергичный - подчеркивает прыжок.

    Вначале temps leve saute исполняют на один такт. Впоследствии на один такт приходится два прыжка: на раз - demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на и - прыжок, на три и - demi plie, на четыре - вытянуться в исходное положение.

    CHANGEMENT DE PIEDS

    Усвоив temps leve saute в позициях, следует перейти к изучению changement de pieds, то есть к прыжку в пятой позиции с переменой ног в воздухе.

    На раз - demi plie. На и йоги сильно отталкиваются от пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, голова поворачивается налево. На три и ноги вытягиваются, возвращаясь в исходное положение. На четыре исходное положение сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой ноги.

    Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.

    Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.

    В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.

    Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds исполняют, как и temps leve saute: сначала - один прыжок на такт, затем - два прыжка на один такт.

    PAS ЁСНАРРЁ НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ

    Прыжок echappe - прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

    На раз - demi plie, голова поворачивается en face. На и йоги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции - левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и ёспаррё исполняется с левой ноги (рис. 32).

    Рис. 32. Pas echappe

    Примечание. Demi plie пятой и особенно второй позиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки плотно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

    Сначала ёспаррё изучают лицом к палке. Усвоив правильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.

    Музыкальный размер 4/4. В музыке, как и для предыдущих прыжков, сочетаются плавный и четкий темпы Echappe исполняется на один такт. В дальнейшем возможно исполнение - echappe также на такт 4/4, но начиная demi plie за тактом. Затакт - две восьмых. На первую восьмую - demi plie. На вторую восьмую - прыжок в пятой позиции. На раз demi plie на второй позиции, на и прыжок на второй позиции, на два три и колени вытягиваются. Четыре и - затакт к началу следующего echappe.

    Pas assemble - собранный прыжок - более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив положение вытянутых в воздухе ног.

    На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре положение сохраняется, после чего assemble исполняют с другой ноги (рис. 33).

    Рис. 33. Pas assemble

    Pas assemble в обратном направлении исполняют из пятой позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.

    Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble - прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сторону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при исполнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовительное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.

    Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение assemble у палки лишает его самостоятельности.

    Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4/4. Assemble исполняется на один такт. По. мере усвоения - на такт 2/4. На раз demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на а - вытянуться и т. д.

    Pas balance - раскачивающееся движение; развивает свободу и непринужденность координации всего тела.

    Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

    За тактом на три demi plie в пятой позиции. На и левая нога, скользнув стопой по полу, открывается в сторону второй позиции, правая нога при этом вытягивается, руки, слегка приподнимаясь, раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. На раз левая нога, удлиняя движение в сторону, переходит в demi plie, правая нога поднимается на cou-de-pied сзади, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, наклоняется налево, правая рука.закрывается в первую позицию, голова сохраняет поворот налево. На два правая нога, подменяя левую, переходит на полупальцы, левая слегка отделяется от пола, положение рук, корпуса и головы сохраняется. На три demi plie на

    Левую ногу. На и правая нога через cou-de-pied сзади, скользнув по полу, открывается в сторону, левая нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, и pas balance исполняется с другой ноги.

    Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.

    За тактом левая нога открывается в сторону второй позиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая - остается на второй позиции, голова сохраняет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука закрывается со второй позиции в третью, правая рука остается на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.

    Примечание. Pas balance требует плавности исполнения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.

    Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

    Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения - вальс. Pas balance исполняют на один такт.

    Sissonne simple - простой прыжок с двух ног на одну.

    Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

    На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая - открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple исполняют с левой ноги (рис. 34). Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.

    Рис. 34. Sissonne simple

    Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и руки спокойны, как и в других прыжках.

    Впоследствии sissonne simple исполняют с прыжком assemble: сначала лицом к палке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скользнув стопой, посылается в сторону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в обратном направлении следует прыжок assemble вперед.

    Музыкальный размер 4/4. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple исполняют на один такт.

    Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз - demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на и три - assemble, на и четыре - вытянуться.

    Исходное положение - пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

    На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивае en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi plie на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая, соединяясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.

    Примечание. В pas jete нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.

    Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

    Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.

    Музыкальный размер 4/4. Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отрывистый бросок прыжка.

    Из книги Основы сценического движения автора Кох И Э

    Из книги Основы классического танца автора Ваганова Агриппина Яковлевна

    Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

    Allegro Moderato - Библиотека как метатекст Это некая поразительная эстафета, которая как бы предваряется универсальным опытом Баха (у которого взято всё основное): Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Вагнер, Малер, Шенберг, Берг, Веберн. Её можно представить себе как некоего

    Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

    Из книги автора

    Под псевдонимом «Allegro» Об этой поэтессе, писавшей под звучным псевдонимом «Allegro», сегодня можно узнать главным образом из антологий, посвященных Серебряному веку (например, «Лирика русских поэтесс», 2004), хотя она выпустила несколько стихотворных сборников, ее стихи для

    Из книги автора

    Под псевдонимом «Allegro» Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003. С. 71–72.Белый А. Начало века. М., 1990. С. 150–154.Адресные книги Санкт-Петербурга за

    Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

    Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
    Allegro [аллегро] — Прыжки.
    Aplomb [апломб] — Устойчивость.
    Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
    Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
    Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
    Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
    Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
    Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
    Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
    Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
    Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
    Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
    Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
    Battement [батман] — Размах, биение.
    Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
    Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
    Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
    Frappe [фраппэ] — Бить.
    Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
    Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
    Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
    Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
    Chain [шен] — Цепочка.
    Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
    Changement [шажман] — Смена.
    Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
    Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
    Le chat [ле ша] — Кошка.
    Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
    Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
    Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
    Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
    Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
    Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
    Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
    Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
    Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
    Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
    Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
    En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
    En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
    En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
    En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
    Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
    Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
    Ferme [фермэ] — Закрывать.
    Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
    Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
    Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
    Grand [большой] — Большой.

    Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
    Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
    Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
    Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
    Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
    Lever [левэ] — Поднимать.
    Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
    Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
    Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
    Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
    Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
    Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
    Petit [пти] — Маленький.
    Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
    Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
    Plie [плие] — Приседание.
    Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
    Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
    Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
    Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
    Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
    Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
    Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
    Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
    Rond [ронд] — Круг.
    Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
    Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
    Simple [семпль] — Простой, простое движение.
    Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
    Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
    Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
    Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
    Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
    Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
    Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
    Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
    Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
    Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
    Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
    Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
    Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
    Tour [тур] — Поворот.
    Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
    Координация — Соответствие и согласование всего тела.

    Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

    Plie (плие) - от франц. «сгибать» . Приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие: ● demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола, ● grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie .

    Battement (батман) – от франц. «биения» . Группа движений работающей ноги от простейших (tendu) до сложных, многосоставных. Каждое танцевальное pas непременно содержит элемент battements . Поэтому в exersise им придается большое значение. ♦ battement tendu (батман тандю) – от франц. tendu - « тянуть, вытягивать». Движение работающей ноги, при котором она скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону;

    ♦ battement tendu jete (батман тандю жете) – от франц. jete - « бросок ». Отличается от battement tendu активным выбрасыванием работающей ноги в воздух на 25°. Или просто: маленькие броски.

    Rond de jambe (ронд де жамб) – от франц. « круг ногой» . Круговое движение работающей ноги: ♦ rond de jambe par terre (ронд де жамб пар терр) . Par terre (пар терр) – от франц. « на земле ». Круг носком работающей ноги по полу; ♦ rond de jambe en l’air (ронд де жамб анлер) . En l’airm (ан лер) – от франц. « по воздуху ». Круг работающей ногой в воздухе на высоте 45 ° или 90°.

    Battement fondu (батман фондю) – от франц. « тающий ». Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога приходит в положение sur le- cou -de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или назад на высоту до 90°.

    Battement frappe (батман фраппе) – от франц. frapper « ударять». Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания работающей ноги. Стопа работающей ноги с ударом приводится к опорной ноге в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

    Developpe (девлёпе) – от франц. развитой, развёрнутый. Одна из разновидности battement . Темп – медленный. Один из видов adagio . Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге (passé), поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты (90° и выше), опускается в V позицию.

    Relevé (релеве) – от франц. « поднимать ». 1) подъём на полупальцы или пальцы; 2) поднимание вытянутой ноги (relevé lent) на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.

    Grand battement jeté (гранд батман жете) . Grand – от франц. « большой ». Означает максимальную амплитуду движения. Здесь бросок «работающей ноги» на возможно большую высоту. Или « большие броски ». В начале и в конце движения «работающая нога» обязательно проходит через battement tendu .

    Port de bras (пор де бра) – от франц. porter – « носить» и bras – « рука ». Правильное движение рук в основных позициях (закруглённых – arrondi (арронди) или удлинённых – allongé (алланже)) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

    Temps levé (тан леве) – от франц. lever « поднимать». Вертикальный прыжок на одной или двух ногах (в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе). Обычно temps leve повторяется несколько раз.

    Echappé (эшапе) – от франц. échapper « ускользать, вырываться ». Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit Е (пти Э.) . и grand Е. , а также с заноской - Е. battu (Э. батю) .

    Changement de pied (шанжман де пье) – от франц. сhangement « перемена » p ied « нога, стопа ». Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch . de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).

    Chainé (шен é) – от франц. глагола chainer « измерять мерной цепью, лентой » и франц. существительного chaine « цепь ». Во время исполнения « chainé » происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

    Assemble (ассамбле) – от франц. « собирать ». Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в вперёд, в сторону и назад под углом в 45° (petit A .) и в 90° (grand A .) , и собиранием ног во время прыжка вместе. Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.

    Arabesque (арабеск) – от итал. « арабский ». Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60°, 90° и выше до 180°. Положение торса, рук и головы зависит от формы arabesque . В русской школе классического танца приняты 4 вида arabesque. I и II arabesque – ноги в положении effase . В I А. – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз.

    II А. – вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда видна из-за спины. Голова повёрнута к зрителям.

    III и IV A . – ноги в положении croise . В III А. – соответствующая поднятой ноге рука устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.

    В IV A . – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie , на полупальцах, на пальцах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Поза бесконечно варьируется. Этим и оправдано название. Большой вариативностью.

    Epaulement (эпольман) – от франц. epaulé « плечо ». Положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. E. croisé (э. круазе) – от франц. « скрещённый ». Одно из основных положений классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног. Положение croisé достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans .

    E. Effasé (э. эфасе) – от франц. effacer « сглаживать ». Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Положение effac é достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors .

    Ecartee (экарте) – от франц. « раздвигать ». Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a’la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).

    Список использованной литературы и интернет ресурсов: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», издательствл «Лань», 2000 г. Энциклопедия «БАЛЕТ». Гл. редактор Ю.Н.Григорович, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г. «Мри звуков» http://ru.any-notes.com/information/videos/arabesques/ « Diaghilev art center » http://art-diaghilev.com/slovar-baletnyh-terminov/