• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Карате (каратэ) возникло на острове Окинава в XIV веке как система самообороны. Дословно переводится как "китайская рука" . Позже переименовалось в "пустая рука". Звучание одинаковае, написание разное. Это написание придумал в 1929 году Фунакоси Гитин . Под этим переводом оно и стало распространяться по всему миру.

    Сегодня карате известно как система защиты и нападения без оружия. Отличительной особенностью этого искусства является применение ударной техники. Непосредственный контакт между бойцами сведен к минимуму, а упор сделан на нанесение точных ударов руками и ногами в жизненно важные точки противника.

    Раньше карате имело вид отдельных, семейных школ, каждая из которых имела свою особенность и, в основном, не выходила за пределы семьи. В период с 14 по 17 вв. на Окинаве дважды вводился запрет на ношение оружия, что послужило причиной создания системы рукопашного боя, которая дает возможность противостоять вооруженному противнику.

    В конце XIX века, когда Окинава стала префектурой Японии, врачи обратили внимание, что ряд призывников с Окинавы отличается отменным здоровьем. В связи с этим оно было включено в программу обучения Окинавских школ. После этого карате перестало быть достоянием отдельных кланов и постепенно начало завоевывать Японию.

    Бурный расцвет карате приходится на двадцатые годы 20-го века. Тогда мастер с Окинавы Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксера. Продвижению карате очень сильно способствовал и Фунакоси Гитин . Фунакоси читал лекции в университетах, организовывал группы обучения, демонстрировал приемы и возможности карате, а в 1936 году открыл школу, которая получила название Сётокан ("дом сосен и волн").

    В 1945 году Япония потерпела поражение во 2-й Мировой войне, где она выступала на стороне Германии. После этого американские оккупационные власти запретили все виды боевых искусств, кроме карате, которое они считали разновидностью китайской гимнастики. Это позволило создать в 1948 году Японскую ассоциацию карате (JKA). Ее возглавил все тот же Фунакоси. С этого момента карате стало развиваться как вид спорта и как система самозащиты. Так как базовое карате требует долгих лет подготовки и обучения, появились новые, требующие менее длительного изучения, стили карате. Они считаются западными.

    В настоящее время известно более 200 стилей и школ карате. Наиболее старейшие из стилей:

    • Сётокан - создатель Гитин Фунакоси (1868–1957)
    • Годзю-рю - создатель Тёдзюн Мияги (1888–1953)
    • Вадо-рю - создатель Хироноро Оцука (1892–1982)
    • Сито-рю - создатель Кенва Мабуни (1893–1957)
    • Кёкусинкай - создатель Масутацу Ояма (1923-1994)

    Карате развивается по трем направлениям: спортивное, прикладное и традиционное. Что касается школ, то каждый мастер преподает по своему, то есть делает упор на что-то свое, поэтому школ великое множество.

    В тренировках карате есть три основные составляющие:

    • Кихон - отработка приемов многократным повторением.
    • Ката - комплексы сложных движений, имитирующие приемы.
    • Кумитэ - работа с партнером, спарринг.

    Соревнования в карате проводятся по двум независимым зачетам: ката и кумитэ. Ранги делятся так же, как и в остальных японских единоборствах, но отличаются цветом поясов. Белый пояс - новичок, черный пояс - 1-ый дан.

    В России карате до 1978 года существовало в виде самодеятельных секций и клубов. В декабре 1978 была создана Федерация карате СССР. Но с 1984 по 1989 карате было запрещено. Сейчас карате в России представлено множеством стилей и федераций, которые плотно сотрудничают с международными огранизациями.

    Карате является одним из кандидатов на включение в программу Олимпийских игр, но высокий травматизм и наличие множества стилей и организаций (см. Википедия - карате), не стремящихся унифицироваться, являются серьезным препятствием к этому.

    Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

    Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

    • Сёто кан,
    • Кёкусинкай,
    • Сито рю,
    • Годзю рю,
    • Вадо рю.

    Одним из ведуших и классических стилей в мире является

    Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

    Техника сёто кан

    В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

    Преимущества

    Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

    • Низкие, широкие, прочные стойки.
    • Переходы динамичные и четкие.
    • Мощные и энергичные движения.
    • Удары идут от бедра.
    • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
    • В защите – надежность и сила блока.
    • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

    Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

    Виднейшие мастера стиля

    Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

    КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

    Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

    Техника КЁКУСИНКАЙ

    Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

    Базовая техника включает в себя:

    • изучение стоек,
    • перемещений,
    • ударов,
    • блоков,
    • комбинаций (рэнраку),
    • формальных упражнений.

    Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

    Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

    Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

    Виднейшие мастера стиля

    Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

    СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

    Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

    Стиль СИТО РЮ

    Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

    Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

    Виднейшие мастера стиля

    Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

    ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

    Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

    Техника ГОДЗЮ РЮ

    Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

    Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

    Стиль

    Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

    Его характерные черты:

    • высокие стойки,
    • медленные,
    • «тяжелые движения»,
    • мощные удары.

    Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

    Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

    В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

    Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

    Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

    Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

    ВАДО РЮ (Путь мира)

    Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

    Техника ВАДО РЮ

    Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

    Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

    Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

    Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

    Виднейшие мастера стиля

    Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

    Общие черты между всеми стилями каратэ

    Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

    Какой стиль лучше?

    Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

    Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

    За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

    Итог выбора стиля

    Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

    В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

    Что такое карате, в общих чертах знают все. Впрочем, на самом деле это, конечно, не так. Насчет многих аспектов, касающихся данного боевого искусства, существуют распространенные заблуждения. Примечательно, что даже не все те, кто занимается им, могут ответить, что означает слово "карате".

    На самом деле это "китайская рука". Это вариант борьбы, позаимствованный в Китае. Сотни лет карате культивировалось на Окинаве, в то время как в Японии о нем пока никто не знал. Однажды три окинавских бойца в Японии и открыли местные школы каратэ, которые позже были названные классическими. Во время расцвета Империи, во всем искали японские корни. Это же коснулось и карате. Иероглиф "кара", обозначающий Китай, заменили на так же звучащий "пустой". "Китайская рука" превратилась в "пустую (невооруженную) руку". В таком звучании японцы узнали о том, что такое карате. В таком варианте и власти поддержали новое боевое искусство с японским названием.

    Неподготовленные зрители, видя как руками разбиваются твердые предметы, приписывают технике сверхъестественную эффективность. На самом деле здесь нет места демонстрации. Карате - это путь, по которому идут всю жизнь, укрепляя дух и закаляя тело, открывая новые способности. Это искусство не учит технике нанесения ударов и умению разбивать кирпичи, оно знакомит с другим образом жизни, в котором все взаимообусловлено и есть гармония. Чтобы понять, что такое карате, его нужно воспринимать как философию, а не как спорт. Предназначение карате - помогать обществу, а не причинять людям боль.

    Главная цель этого боевого искусства - обучение защите. В искусстве такого рода нет побед и поражений, потому что это не совсем спорт. Хотя сейчас оно именно так большинством и воспринимается. Да, действительно, это также и спортивное единоборство, которое существует в 3 формах: кумитэ (вольный поединок), ката (система упражнений) и тамэшивари (разбивание предметов).

    Если вы выбираете спорт, то с направлением вам поможет определиться тренер по карате. Однако в первую очередь это все же техника самообороны, которая превращает само ваше тело в оружие. Эта техника ведения боя отличается многообразием способов противодействия возможным противникам. Вне зависимости от того, какой прием выбирает противник, всегда найдется часть тела, которая окажется незащищенной, что позволяет проводить контрприемы и отражать атаку.

    Градацию мастерства отражают и степени. Ученические степени - кю (всего 9), мастерские - дан (9). Цвета поясов различаются по уровню мастерства. Чем выше уровень, тем темнее оттенок. Раньше было всего 2 ученических пояса, а сейчас семь (от белого до коричневого). Мастера носят черные.

    Если вы хотите почувствовать, что такое карате, ознакомьтесь с его основными постулатами. В этом искусстве важна крайнаяя степень решимости. Ни в коем случае нельзя терять самообладания, даже если на вас нападают с оружием (включая огнестрельное). Не допускается нападать первым, а использовать свои навыки лишь для защиты. Если вы согласны с этим, значит, карате - для вас.

    Стоит разделять направления, стили и школы карате . Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате возникать стали еще во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:

    • Сётокан, основатель Гитин Фунакоси
    • Годзю-рю, основатель Тёдзюн Мияги
    • Вадо-рю, основатель Хиронори Оцукой
    • Сито-рю, основатель Кэнва Мабуни
    • Сёрин-рю, основатель Сокон Мацумура
    • В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному каратэ появилось детище Масутацу Оямы - Кёкусинкай, жёсткий контактный стиль.
    • В 1970-х 80-х возник ещё один уникальный стиль - Ашихара каратэ, развившийся из кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидеюки Ашихара
    • Оперативное карате , основатель КГБ СССР

    Прикладное направление карате, созданное в конце 70-х. Имеет три основных школы или направления.

    Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.

    Сётокан

    Сётокан (яп. сё:то:кан, буквально, «дом колышащихся сосен» или «зал сосны и моря»), один из основных стилей японского каратэ , разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Фунакоси Гитином (1868-1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Фунакоси Ёситака. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси - Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.

    Фунакоси Гитин обучался двум популярным стилям окинавского тотэ: Сёрэй Рю и Сёрин Рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля. Следуя политической конъюктуре того времени Фунакоми изменил окинавские названия ката на японские. Претерпели некоторые изменения и сами ката. Сын основателя Сётокан-каратэ Фунакоси Ёситака (или Гиго) ввёл в технику каратэ удары ногами по верхнему уровню и соревновательную практику, отсутствовавшие в окинавском каратэ. Фунакоси Гитин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней каратэ имело целью сделать каратэ составной частью Будо, пронизанного японским национальным духом, основанного на самурайской культуре и традициях.

    Под влияним основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано Фунакоси ввёл новое название: каратэ-до - «Путь каратэ» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и - по аналогии с дзюдо - системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Сётокан каратэ-до называют самым академическим стилем японского каратэ, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей каратэ, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.

    Особенности стиля сётокан

    Сётокан отличается линейными перемещениями и линейным приложением силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Принцип иккэн-хисацу (одним ударом - наповал) является основополагающим в Сётокан карате-до. Программа Сётокан карате-до имеет 26 различных ката, принятых называть классическими, изучение и выполнение которых является важнейшей составляюшей тренинга.

    Особенно серьёзное внимание уделяется:

    • выработке жёсткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
    • вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;
    • своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

    Градация поясов

    В двадцатых годах XX века Фунакоси перенял систему ученических и мастерских степеней (кю и данов), разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо).

    В настоящее время многие школы используют систему степеней с различными цветами поясов. Наиболее распространена система, используемая Японской Ассоциация Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

    • 9-й кю - белый с чёрной нашивкой
    • 8-й кю - желтый
    • 7-й кю - оранжевый
    • 6-й кю - зеленый
    • 5-й кю - красный
    • 4-й кю - синий
    • 3-й кю - светло-коричневый
    • 2-й кю - коричневый
    • 1-й кю - темно-коричневый
    • 1-й дан и выше - чёрный

    Годзю-рю

    Годзю-рю - один из основных окинавских стилей каратэ , сочетающий комбинации твёрдой и мягкой техники. Основанная в 1920-х годах мастером Тёдзюном Мияги (1888-1953). Один из наиболее распространённых стилей каратэ, существующий в трёх основных вариантах - окинавском, японском и американском. Шеф-инструктором, хранителем традиций и ведущим представителем Международного Окинавского Годзю Рю является обладатель 10-го дана Морио Хигаонна.

    Истоки стиля Годзю-Рю связаны, прежде всего, с именем Канрё Хигаонны, который был создателем и видным представителем окинавского стиля Наха-тэ. У Хигаонны обучался и будущий создатель Годзю-Рю Тёдзюн Мияги. В 1904 году Мияги вместе с Хигаонной отправился в Китай, где он попал в ту же школу, где ранее обучался сам Хигаонна. Во второй раз Мияги направился в Китай в 1915 году и пробыл там до 1917 года.

    В 1928 году Тёдзюн Мияги, будучи уже руководителем «Ассоциации окинавского искусства каратэ», был приглашён в Японию Гогэном Ямагути. В Японии Мияги преподавал каратэ в различных университетах. В то время Мияги реформировал боевое искусство, которое он перенял от Хигаонны и назвал свой стиль «каратэ Годзю Рю».

    Особенности Годзю-Рю.

    Годзю-Рю через Мияги и Хигаонны перенял принципы жёстких систем южно-китайского ушу, сохранив в себе истинное искусство реального поединка.

    Годзю-Рю является стилем, использующим внутреннюю энергетику человека. В основе карате Годзю-Рю лежит техника ближнего боя, что даёт возможность применять его в условиях ограниченного пространства (лифт, транспорт, толпа).

    От современного спортивного карате отличается энергетической направленностью и высокой боевой эффективностью.

    Вадо-Рю

    Вадо-Рю (яп. вадо: рю:, «школа Пути гармонии») - один из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до . На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним - фронтальное изображение сжатого кулака.

    Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892-1982), врачом по профессии. Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан (Сётокан) под руководством Фунакоси Гитина (1869-1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871-1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Ёсин-рю.

    Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») - перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

    Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей каратэ . В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

    Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

    В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для каратэ ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

    Ката, изучаемые в Вадо-рю:

    • Пинан 1-5
    • Пассай
    • Найханти
    • Кусанку
    • Дзион
    • Вансу
    • Сэйсан
    • Чинто
    • Дзюттэ
    • Нисэйси
    • Рохай.

    Сито-Рю

    Сито-Рю - стиль каратэ , созданный Кэнвой Мабуни (1889-1952). Является одним из основных и старейших стилей каратэ . По сравнению с Сётокан, Сито-Рю несколько ближе к старым окинавским стилям, что можно видеть при сравнении ката окинавских и современных японских стилей.

    Основатель стиля Сито-Рю Кэнва Мабуни был учеником двух выдающихся мастеров-патриархов каратэ - Итосу Ясуцунэ (1830-1915), мастера стиля Сюри-тэ, и Канрё Хигаонны (1852-1915), мастера Наха-тэ. Некоторое влияние на становление стиля оказала также школа Томари-тэ. Названии стиля Сито-Рю составлено из первых иероглифов имён Итосу и Хигаонна.

    Кэнва Мабуни был одним из немногих людей, сумевших достичь мастерства сразу в двух основных стилях окинавского тотэ: Сюри-тэ и Наха-тэ. Уделяя большое внимание ката, он не пренебрегал также кихон, тамэсивари и кумитэ. Мабуни одним из первых ввёл поединки в защитном снаряжении для Кэндо.

    Ката

    Сито-Рю включает все 18 ката Сёрин-Рю, все 16 ката Сёрэй-Рю, ката китайского стиля «Белого журавля». Кроме того, в этот стиль входят ката, разработанные самим мастером Мабуни. В процессе тренировок разучиваются следующие ката: Пинан 1-5, Бассай-дай (Пассай), Бассай-сё, Годзюсихо (Усэйси), Косокун-дай (Кусянку), Сотин, Тинто, Тинтэй, Нисэйси (Нидзюсихо), Мацукадзэ, Унсу, Сантин, Тэнсё, Сайфа, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Супаримпэй и другие, а всего в стиле насчитывается более 50 ката, что больше, чем в любом другом.

    Место Сито-Рю в комплексе основных стилей

    Сито-Рю занимает промежуточное положение между такими основными стилями, как Сётокан и Годзю Рю. Сётокан, происходящий от Сёрин Рю (Сюри-тэ), использует длинные линейные стойки и физическую силу. Годзю Рю, происходящее от Сёрэй Рю (Наха-тэ и Томари-тэ), использует высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника). Сито Рю заимствовало принципы как Сёрин Рю, так и Сёрэй Рю. Стиль Сито Рю, несмотря на быстроту, полон силы и эстетики. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ (Найфантин, Бассай), жёсткие и мягкие ката Наха-тэ (Сантин, Сэйнтин) и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля» (Нипайпо, Пайпурен).

    Основные принципы Сито-Рю

    Тактические принципы боя Сито-Рю можно свести к следующим пунктам:

    • Быстрый уход шагом в сторону или разворотом с линии атаки противника.
    • Мягкое блокирование, перенаправление движения противника круговой или отводящей защитой.
    • Жёсткое блокирование с неожиданным и максимальным высвобождением силы.
    • Использование встречных ударов, защита нападением.
    • Мгновенный вход в поражаемое пространство и немедленный выход оттуда в безопасную зону после удара.

    Кёкусинкай

    Кёкусинкай (яп. «общество высшей истины») или Кёкусин (яп. «высшая истина») - стиль карате , основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

    Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате , Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

    Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение карате как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

    «Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

    За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

    Карате Кёкусинкай - чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение - запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Карате Кёкусинкай большое число зрителей.

    Система степеней

    Как в большинстве воинских искусств Японии в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й - старшим) и 10 (1-й дан - младший, 10-й - старший, которым может обладать только 1 человек ). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс .

    Система цветности ученических поясов (кю) значитительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусств и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета поясов кю объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение - пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску).

    Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.

    • 10-9 кю (Белый) - чистота и незнание
    • 8 кю (Синий) - цвет неба при восходе Солнца
    • 7 кю (Синий с желтой полоской)
    • 6 кю (Жёлтый) - восход Солнца
    • 5 кю (Жёлтый с зелёной полоской)
    • 4 кю (Зелёный) - распустившийся цветок
    • 3 кю (Зелёный с коричневой полоской)
    • 2 кю (Коричневый) - зрелость
    • 1 кю (Коричневый с золотой полоской)
    • 1-9 дан (Чёрный) - мудрость

    Экзамены

    Для присвоения ученических и мастерских степеней претенденты должны сдать экзамены, включающие тесты на знание базовой техники, ката, упражнения на силу и выносливость, кумитэ, тамэсивари. В устной форме может спрашиваться знание теории и философии карате .

    Для сдачи экзамена на ту или иную степень претендент обязан выполнить также и требования на все предыдущие степени. Так, претенденту на 6-й кю нужно продемонстрировать знание техники, ката и теории с 10-го по 6-й кю.

    Претендент, успешно сдавший все тесты, получает сертификат с указанием защищённой степени, запись в будо-паспорте и право носить пояс соответствующего цвета.

    Существуют минимальные временные интервалы между экзаменами, различающиеся в разных федерациях. Для получения старших степеней эти интервалы больше, чем для получения младших. Как правило, на младшие ученические степени допускается проводить экзамены каждые три месяца.

    В разных федерациях и школах Кёкусинкай экзаменационные требования на различные степени различаются, часто - значительно, поэтому степени, присвоенные в одной федерации, могут не признаваться в других федерациях.

    Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно. Лишение степени может быть связано лишь с тяжёлым дисциплинарным проступком.

    Одним из высших достижений и самым сложным экзаменом в Кёкусинкай считается прохождение теста 100 боёв - хякунин-кумитэ . Единственным россиянином, прошедшим этот тест является Артур Оганесян.

    Номенклатура

    • Кохай - младший
    • Сэмпай - старший
    • Сэнсэй - учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях - также 1-2 даны)
    • Сихан - мастер с 5-7 даном
    • Ханси - мастер с 8-9 даном
    • Кантё - мастер-наставник всей организации
    • Сосай - шеф, директор всей организации.

    Общие термины

    • Кумитэ - «встреча рук», спарринг
    • Иппон-кумитэ - учебный спарринг на один шаг
    • Санбон-кумитэ - учебный спарринг на три шага
    • Додзё - «место, где ищется путь», тренировочный зал
    • Ката - «форма», технический комплекс
    • Киай - крик, сопровождающий сконцентрированный удар
    • Кихон - базовая техника
    • Оби - пояс
    • Рэй - поклон

    Ката

    В карате Кёкусинкай изучаются следующие ката:

    • Тайкёку 1, 2, 3 - созданы Гитином Фунакоси в 1940-х годах для обучения новичков
    • Пинан 1, 2, 3, 4, 5 - созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм
    • Цуки-но(Ката)
    • Гэкусай-сё
    • Гэкусай-дай
    • Сайха (сайфа)
    • Сантин
    • Канку-дай
    • Тайкёку 1, 2, 3-ура
    • Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура

    Форма одежды

    Стилем Кёкусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в кимоно, состоящим из штанов и куртки свободного покроя и пояса. Используется кимоно только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Кимоно для Кёкусинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава - примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покрой-Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Кёкусинкай (Асихара-каратэ, Ояма-каратэ).

    Кимоно и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Кёкусинкай» на левой стороне груди.

    Асихара-карате

    Асихара-карате - контактный стиль каратэ , основанный кантё Хидэюки Асихарой в 1980 году, развивавшийся под его руководством до его смерти в 1995. Официальное название его организации New International Karate Organization (NIKO) - Ashihara Karate Kaikan (по-японски: Shin Kokusai Karate do Renmei Ashihara Kai Kan).

    Этот стиль частично основан на Кёкусинкай и техниках дзюдо, которые изучал Хидэюки Асихара, а также на оригинальных техниках и приёмах, которые он сам разработал и преподавал своим ученикам. Стиль позиционируется как очень практичный и известен тяжёлыми тренировками.

    Ядром техники этого стиля является принцип Сабаки . Наряду с техниками различных школ Будо в различных сочетаниях этот принцип даёт занимающемуся сильное, быстрое оружие и внутреннюю собранность.

    Степени и пояса

    10-й кю - белый пояс с одной синей полоской 9-й кю - белый пояс с двумя синими полосками

    8, 7-й кю - синий пояс 6, 5-й кю - жёлтый пояс 4, 3-й кю - зелёный пояс 2, 1-й кю - коричневый пояс

    Мастерским степеням (данам) соответствуют чёрные пояса. В Асихара-каратэ используется система из четырёх данов в Японии и из шести данов в Европе.

    В Хомбу очень ревностно относятся к уровню чёрных поясов. За 15 лет в России обладателями 4-го дана стали только два человека (В. Куршин и В. Рыжков). Да и в самой Японии по свидетельству Кантё имеется шесть мастеров 4-го дана.

    Сабаки (яп. «быстрое решение») - концепция, созданная мастером каратэ кантё Хидэюки Асихарой для выработки более эффективной тактики ведения боя. В этом принципе карате были сформированы 3 основных пункта:

    1. Подготовка и использование 4-х боевых позиций, представленных круговым символом Асихара-карате
    2. Оценка и использование дистанции в бою
    3. Максимальная подвижность и скорость выполнения боевых упражнений.

    Эти три составляющие гарантируют быстрый исход сражения и в отличие от тактики Кёкусинкай предполагают круговой тип передвижения, характерный для айкидо. Таким образом, передвижение в Асихара каратэ представляет собой в большинстве случаев не прямые на/от противника, а нырки, уходы с линии атаки с одновременным движением вдоль линии атаки. При таком передвижении попасть в человека прямыми ударами очень сложно. Третий пункт предполагает быстрое ведение боя и его концовку. Сабаки реализован в стиле с включением борцовской техники, поэтому окончание боя становится одинаково возможно реализовать как на средней и дальней дистанциях, так и на ближней.

    • Перейти в раздел на сайте

    Каратэ - это путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе все новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

    Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

    Это стремление частично исходит из самой природы человека, частично из традиций школ и стилей, основанных выдающимися мастерами каратэ.

    Предназначение каратэ - не причинять людям

    боль и калечить их, а помогать обществу.

    Прежде всего каратэ - это один из видов боевых искусств, особая разновидность фехтования с использованием различных частей тела для защиты и нападения, но в первую очередь для защиты.

    Исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, включающее в себя такие относящиеся к войне и военному делу области человеческой деятельности, как рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельба и метание различных снарядов, вольтижировка, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской тактики и т.п. Соответствующий военному делу психофизический тренинг считался необходимой составной частью любого стиля каратэ.

    Боевые искусства - это не театр, не развлечение. Жизнь или смерть - вот что решается ими. Секрет боевых искусств состоит еще и в том, что здесь нет ни побед, ни поражений. Не надо ни побеждать, ни проигрывать. Это не спорт. В боевых искусствах люди учатся не столько борьбе, сколько образу жизни.

    Вместе с тем каратэ как один из видов боевого искусства в современном мире выступает в глазах миллионов людей прежде всего как спорт. Однако и по сути, и по содержанию боевое искусство и спортивное единоборство - вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является уничтожение противника, и для этого используются все силы и средства (в бою с врагом все средства хороши), а в спорте - демонстрация перед судьями и зрителями своего технико-тактического мастерства, и для достижения победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Соответственно различается и психологический настрой: в боевых искусствах - уничтожить противника (иккэн-хиссацу - «одним ударом - наповал»), в спортивных единоборствах - продемонстрировать все свои лучшие спортивные качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и т. п.).

    В боевых искусствах отрабатывалось умение бесстрастно поражать одного или нескольких противников с использованием всевозможных приемов и подручных средств. В спортивных же единоборствах запрещена техника с чрезмерным контактом и опасные броски, которые по своей природе лишают соперника возможности произвести самостраховку при падении.

    Боевые искусства - это образ жизни людей, готовящихся к войне. Помните выражение: «Хочешь мира, готовься к войне»? Так и здесь: не готовятся нападать, но в случае нападения ответ будет коротким и жестоким.

    Спортивные единоборства - это прежде всего средство для самосовершенствования личности, путь физического и духовного (в том числе и умственного) развития человека.

    Каратэ как спортивное единоборство существует в трех основных формах: ката (формальные упражнения), кумитэ (свободный поединок) и тамэшивари (разбивание предметов).

    Ката представляют собой совокупность стоек, боевых приемов и передвижений, связанных между собой логической последовательностью и выполняемых в различном темпе и с различной степенью напряжения. В ката поединок носит имитационный, воображаемый характер. Ката можно сравнить с боем с тенью, отрабатываемым боксерами на тренировках, т. е. с боем с воображаемым противником (противниками).

    В отличие от ката кумитэ предполагает поединок (спарринг) с реальным противником. При этом существуют несколько видов кумитэ: ситтэй иппон кумитэ (строго определенная на одну атаку и одну контратаку последовательность действий); кихон иппон кумитэ (спарринг до проведения одной заданной атаки или одной заданной контратаки); дзию иппон кумитэ (спарринг до проведения одной произвольной атаки или одной произвольной контратаки); дзию кумитэ (свободный спарринг). В свою очередь, кумитэ может быть бесконтактным, полуконтактным и полностью контактным, соответственно этому существуют и определенные правила судейства поединков.

    Тамэшивари - разбивание предметов. Это испытание не только физической, но и духовной силы. Оно позволяет познать самого себя, помогает развить силу духовной концентрации. Кроме того, тамэшивари учит ряду важных элементов техники. Оно способно ясно показать ошибки в выборе формы, дистанции, точки контакта с целью. Предмет, который вы собираетесь разбить, находится перед вами неподвижно. Нужно лишь принять удобную позу и ударить. Однако, даже применяя приемы, которые удавались в прошлом, нельзя быть вполне уверенным, что вам удастся выполнить упражнение, так как любой пустяк может привести к неудаче. Самое важное здесь - уметь настроить себя, сконцентрировать свою энергию, уверовать в свою силу. Поэтому, хотя тамэшивари и является разрушительным актом, направленным против природы, оно оправдывается созидательной целью - закалкой тела и духа.

    Наряду со спортивным единоборством каратэ в настоящее время является самой распространенной техникой самообороны. Каратэ в целях самозащиты дает огромные возможности. Все ваше тело превращается в оружие.

    Каратэ как самооборона отличается многообразием противодействия противнику: вне зависимости от того, какой прием использует противник, у него всегда найдется свободная, незащищенная часть тела, что позволит провести контрприем и отразить атаку. Даже если верхняя часть тела скована, то в резерве для атаки остаются голова, колени, стопы и др.

    Использующим каратэ как средство самообороны следует усвоить следующее:

    1) важна высокая степень решимости. Как только неблагожелательное намерение противника стало очевидным, следует незамедлительно оказать противодействие. Это очень часто приносит либо физическую, либо психологическую победу, вызывающую у противника состояние беспомощности или потерю самообладания;

    2) при защите от ударов ножом, палкой и т.п. оружием никогда нельзя терять самообладания, так как тот, кто извлекает нож, палку, всегда труслив: уже сам факт использования оружия указывает на то, что противник потерял самоконтроль. Это является преимуществом, которое необходимо использовать в полной мере, с тем чтобы, воспользовавшись временной задержкой противника, уклонившись от его удара или поставив блок, действовать быстро и решительно для проведения своей атаки;

    3) не стоит строить иллюзий по поводу защиты приемами каратэ от противника, вооруженного пистолетом. На удалении никакая атака не представляется возможной: полет пули намного быстрее и стремительнее удара рукой или ногой. Единственно правильное решение заключается в том, чтобы попытаться приблизиться к противнику, вооруженному пистолетом, отвлечь его внимание и притупить бдительность. И только после того, как противник, которому благодаря оружию присущ комплекс превосходства, совершит неосторожное, опрометчивое действие или же вам представится благоприятный случай, следует, уйдя с линии прицеливания, провести атаку рукой или ногой до полного вывода противника из строя или же его обезоруживания.

    «Каратэ» - это японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука), образующих словосочетание «пустая рука» - имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела, включая захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки.

    Вместе с тем есть еще одна интерпретация слова «каратэ» - «рука, свободная от злых намерений». С одной стороны, каратэ воспитывает уважение и любовь к ближнему, с другой - учит быть справедливым и спокойным, подавлять в себе ненависть и гнев. Кредо каратэ - «Никогда не нападай первым» . Это кодекс чести, запрещающий использование каратэ, за исключением ситуации вынужденной защиты себя или других людей.

    Таким образом, каратэ - это метод самозащиты с использованием всех частей тела. Приверженцы каратэ стремятся укрепить, сделать твердыми различные части тела: кулаки, кисти рук, стопы, колени, локти и др., которые должны представлять для противника грозное оружие. Все это сопровождается отработкой техники защиты, перемещений и нанесения ударов, за счет чего приобретаются навыки в парировании атак противника, в контратаках, умения нанести быстрые и точные сконцентрированные в точке атаки удары в уязвимые места.

    Однако наряду с техникой ведения боя голыми руками во всех школах и стилях каратэ широко распространена техника ведения поединков с оружием - кобудо. К оружию каратэ относятся: бо, дзё, сай, нунчаку, тонфа, кама, эку, текко, сурутин, тинбе и др.

    Бо - шест (посох). Как правило, бо вырезался из дуба, бука, граба и других твердых пород древесины, но в случае необходимости мог сойти и обычный кусок бамбука, подобранный у дороги. Длина бо варьировалась в зависимости от школы каратэ от 160 до 282 см. Толщина подбиралась по вкусу и по физическим возможностям исполнителя.

    Техника владения бо строится на координации с ударами рук и ног и включает в себя сотни приемов, собранных в десятки ката. Важную роль при использовании бо играют также прыжки, позволяющие избежать удара по ногам и атаковать из неожиданных позиций.

    Дзё - палка, сделанная из крепкого дерева, чаще всего из японского бука, длиной 120 см, толщиной примерно 20 мм. С ее помощью можно быстро наносить приводящие в шок удары в уязвимые точки тела, ставить блоки, принимая удар атакующего предмета вскользь и контратакуя руки противника.

    Сай - трезубец, сделанный из тяжелого цельнометаллического стержня длиной 40-50 см и весом от 400 г до 1,2 кг с двумя крючкообразными боковыми отростками. Короткая часть стержня с шишкой на конце служит рукояткой. Заточены только колющие острия лезвия и отростков.

    Конструкция сай позволяет наносить колющие и тычковые удары обоими концами, парировать и ломать меч при помощи крючкообразных отростков, ставить отводящие блоки, повернув трезубец остриями к себе и положив на предплечье. Существует множество ката с сай, большинство из которых воспроизводят обычные ката, в которых руки как бы подкреплены трезубцами. Основную сложность в действиях с сай представляют вращательные жонглерские движения с поворотом оружия в разных плоскостях вокруг кисти движением пальцев.

    Нунчаку - оружие из соединенных веревкой или цепью палок в виде короткого цепа. Палки, изготовленные из твердой древесины (палисандр, бук, граб, железное дерево и т. п.), высверливают с торца таким образом, чтобы их можно было соединить двойным шнуром из шелковых нитей. Иногда вместо шнура используется тонкая цепь, которая крепится к торцам при помощи штифта. Палки могут быть круглые, равной толщины по всей длине (около 3 см), либо четырех- или восьмигранные с небольшим утончением к «крепежному» концу. Длина палок может варьироваться, но обычно не превышает локтя, а длина шнура между ними не превышает ладони, хотя в китайском варианте часто используются нунчаки с цепочкой в 20 и даже 30 см.

    С помощью нунчаку можно наносить сокрушительные удары, проводить удушения, тычки по болевым точкам, эффективные блоки против любого вида оружия. Количество приемов с нунчаку, систематизированных в ката, очень велико.

    Освоение нунчаку считалось обязательным для мастера боевых искусств и требовало нескольких лет занятий. Основной принцип манипуляций с нунчаку - вращение по траектории «восьмерки» в разных плоскостях, иногда с перехватом из-под мышки или из руки в руку. При этом вокруг человека создавалось как бы защитное поле, нарушаемое только в момент удара. Старые мастера уделяли большое внимание скорости вращения, исполняя ката с закрытыми глазами и прислушиваясь к равномерному гудению рассекаемого воздуха.

    Тонфа - рычаги для вращения мельничных жерновов. Тонфа представляет собой круглую или четырехгранную палку из твердой древесины длиной около 0,5 м с перпендикулярной рукоятью на расстоянии 15 см с одного конца. В исходном положении рукоять зажималась в кулак, а сама палка располагалась как протектор по всей длине предплечья длинным концом к локтю. Деревянный выступ спереди служил как бы продолжением кулака, а сзади - локтя.
    Техника владения тонфа строится на ударах предплечьем и локтем. В то же время тонфа позволяет и наносить удары наотмашь - вращением палки вокруг оси-рукоятки, и удлинять руку в тычковом ударе, повернув палку на 180° длинным концом вперед.

    Обычно используются одновременно две тонфы. Тонфой можно наносить множество непредсказуемых ударов.

    Кама - крестьянский серп, имеющий небольшое лезвие в виде клюва попугая, заточенное только с внутренней стороны. Прочная рукоятка длиной 40-50 см имеет небольшое утончение в верхней части, у лезвия.

    Манипуляции с кама проводятся по принципу вращения пропеллера и напоминают действия циркового жонглера.

    Эку - весло, которое использовалось как для гребли, так и в качестве руля. Применение в кобудо аналогично бо, но техника отлична от бо за счет смещенного центра тяжести в эку.

    Текко - рукоятка, которая использовалась для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку. В кобудо применяется для нанесения ударов и постановки блоков от другого оружия.

    Сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам свинцовыми или каменными грузилами.

    Сурутин использовался для нанесения удара по принципу кистеня, а также для опутывания противника - его рук, головы, ног или оружия. В базовых упражнениях сурутин напоминает нунчаку непрерывным вращением по «восьмерке» с перехватом из руки в руку вокруг корпуса.

    Тинбе - щит, который изготовлялся из панциря больших черепах, живущих в прибрежных водах Окинавы.

    Отличие каратэ от многих других восточных единоборств (айкидо, бандо, бванг, варма-калаи, вовинам-вьетводао, тхэквондо, ушу и др.) заключается прежде всего в низких мощных устойчивых стойках, жестких блоках, мгновенных переходах в контратаку с мощным ударом. В процессе тренировок в каратэ отрабатывается умение перехватывать инициативу, отвечая на атаку противника либо встречным ударом, либо блоком или уходом с линии атаки с обязательной последующей контратакой. При этом удар в каратэ наносится по кратчайшей траектории с максимальной быстротой, силой и концентрацией энергии в точке удара (кимэ).

    Как уже отмечалось, цель каратэ - это оборона, а не нападение. Поэтому все действия в каратэ начинаются с защиты. Но в этом скрывается и сущность каратэ, так как оборона здесь не является пассивной и сразу же после защиты, основанной на мгновенной реакции, следует немедленная контратака. Поэтому в каратэ учат не только самозащите, но и наиболее эффективному поражению слабых точек человеческого тела.

    Каратэ - это боевое искусство, рационально использующее для самозащиты все, что доступно человеческому телу, а также некоторые виды оружия. Применение техники каратэ должно обеспечить максимальную эффективность на различной дистанции и в различных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при нападении спереди, сзади или сбоку, с оружием, без оружия, с одним или несколькими противниками.

    Правильное использование техники каратэ предполагает соблюдение ряда принципов, таких, как кимэ (концентрация энергии в момент нанесения удара или постановки блока), дзёсин (непоколебимый дух), хара (соединение внутренней энергии с силой мышц тела), дачи (правильный выбор позиции) и др. Все это постигается путем длительных и упорных тренировок как в ката (формальных упражнениях), так и в кумитэ (поединках). При этом в зависимости от стиля и школы каратэ ката и кумитэ либо бывают сбалансированны, либо делается уклон в сторону одной из этих составляющих.

    Понятие стиля в боевых искусствах относится к характеристике приемов, техники, а понятие школы - к целям и методам их реализации. В принципе, в границах какого-либо стиля могут существовать различные школы, а в пределах одной школы могут сосуществовать и развиваться многие стили. Однако на практике отдельный стиль становится, как правило, традицией данной школы и как бы характерной ее особенностью.

    В настоящее время известно несколько сотен стилей каратэ. И уже много лет идут споры о преимуществах и недостатках того или иного стиля.

    Дробление основ каратэ началось еще со времен его зарождения. Дело в том, что каратэ занимались разные люди, и каждый, кто достиг определенной ступени совершенства, привносил что-то новое, свое, в боевое искусство. Причина этого заложена в природе человека: одно и то же дело разные люди делают по-разному, приспосабливая под свои физические данные, свой характер, культуру, менталитет. Поэтому вполне закономерным было появление вначале вариаций, а затем и направлений в боевых искусствах. Так возникли, например, «мягкий» и «жесткий» варианты ведения поединка, техника боя, основанная на использования энергии нападающего и защищающего, и т.п.

    Разные школы (стили) каратэ создавались людьми конкретного психофизического типа, конкретных способностей и личного опыта. Поэтому одни школы были более универсальны, другие - менее. Одни школы делали акцент на физическую силу и натиск, а другие - на скорость и ловкость и т.д. И на протяжении веков шло создание новых стилей и школ каратэ, каждая из них заявляла свои претензии на исключительность и абсолютную истинность.

    Уже в наши дни предпринимались попытки объединить некоторые школы каратэ, взяв из них наиболее ценное, смешивая элементы различных стилей. Эта тенденция стала возможной благодаря рассекречиванию техники и методик тренировок различных школ, объединению их в национальные и международные союзы, проведению соревнований по единым правилам, развитию информационной сети по обмену опытом, в том числе и по сети Интернет. Однако этому объединению все еще мешает яркая индивидуальность выдающихся мастеров каратэ, жесткая конкуренция при наборе учеников, невозможность создания универсального, на все случаи жизни, стиля, одинаково подходящего различным по полу, антропологическим данным, характеру, темпераменту людям.

    Вообще же каратэ как боевое искусство развивается естественным путем, являясь действенным средством физического и духовного совершенствования для миллионов людей, занимающихся им, и жизненным путем лишь для некоторых. Каждый находит в каратэ то, что ищет, приспосабливая себя под каратэ и каратэ под себя.