• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

    Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

    «Подводное царство»

    Старшая группа, воспитатель

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба - …

    Икра - …

    Сом - …

    Река - …

    Лягушка - …

    Хвост - …

    Вода - …

    Улитка - …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.


    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

    ГБОУ СОШ № 1375

    Дошкольное отделение

    Структурное подразделение №4

    Конспект открытого занятия

    в старшей/подготовительной группе

    Елена Мазанова
    Конспект логопедического занятия «Рыбы» (подготовительная группа для детей с ОНР)

    Предварительная работа :

    А) Логопеда : называние пресноводных рыб по предметным картинкам, сравнение сходных по внешнему виду рыб, подбор действий и признаков к предмету по изучаемой теме, составление словосочетаний и простых распространённых предложений.

    Б) Воспитателей : чтение рассказов об изучаемых рыбах из книги Шорыгиной «Рыбы , какие они?» , знакомство с повадками, условиями обитания и питания пресноводных рыб, рисование щуки, изготовление совместной работы по аппликации и оригами «Наш водоём» .

    Цели :

    1. Закрепление умения обобщения и классификации по теме «Рыбы » .

    2. Уточнение номинативного и предикативного словаря.

    3. Развитие умений словообразования : притяжательные прилагательные.

    4. Развитие умений согласования количественных и порядковых числительных с существительными.

    5. Развитие умений фонематического, слогового анализа и синтеза .

    6. Развитие умений употребления в речи простых распространенных предложений различной структуры.

    7. Развитие слухового внимания и логического мышления.

    Оборудование :

    1. Предметные картинки

    2. Предметные демонстрационные картинки

    3. Изображение объёмных кувшинок (по кол-ву детей ) .

    4. Схемы слогов и звуков для анализа (наборы по кол-ву детей ) .

    5. Демонстрационная картинка с изображением рыбака.

    6. Схема на доске на котелке для звукового и слогового анализа .

    7. Демонстрационные предметные картинки с изображением птиц и животных : лиса, волк, бурый и белый медведь, цапля, журавль, аист, чайка, рысь …

    8. Изображение двух ведёр с цифрами : 1 и 2 (для слогового анализа ) .

    9. Предметные силуэтные раздаточные картинки с изображением пресноводных рыб (20 – 25 штук) .

    10. Шнурки по количеству детей .

    Ход занятия:

    I. Орг. момент

    Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги) Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором : Да) А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку. Присаживайтесь. (Дети садятся на свои места)

    Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось :

    «За город начал рыбак собираться.

    Удочку взял, чтобы рыбу ловить.

    Взял дождевик, чтобы им укрываться

    Взял самовар, чтобы чай кипятить.

    Взял он кровать, чтобы спать на кровати.

    Взял он ковёр, чтоб на нём загорать.

    Взял он дрова, чтоб ему не искать их.

    Взял чемодан, почему бы не взять?»

    Почему же вы смеётесь?

    Задание : подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

    Предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро …

    Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …» , дети рассаживаются на свои места)

    II. Основная часть.

    1. Уточнение номинативного словаря по теме «Рыбы » .

    Задание : подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоёме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

    Сюжетная картина : «Водоём» .

    Предметные картинки : карась, щука, лещ, судак, сом, ёрш.

    2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

    Как много рыбы в нашем водоёме . Пора приступать к их ловле.

    ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ОТВЕЧАТЬ ЧЁТКО И ТОЧНО. СЛУШАТЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ИХ - В ВАШИХ ВЕДЁРКАХ БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ РЫБКИ.

    (дети берут в руки «удочки» , логопед подходит к каждому по очереди).

    Задание : назовите первый и последний звук в названии рыбы , тогда она окажется у вас.

    Например : карась – К …. СЬ (аналогично с остальными рыбами) .

    3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Я поздравляю вас с первым уловом. У каждого уже есть по одной рыбке. Я предлагаю вам вспомнить гимнастику для пальчиков «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка – озорница.

    Я хочу тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка, раз – и уплыла!

    Вот, какие весёлые рыбку в нашем водоёме!

    4. Развитие умений слогового анализа и синтеза .

    Первая рыба поймана. Нужно правильно разложить её по ведёркам.

    Задание : назовите рыбу, определите количество слогов в слове .

    Если в слове один гласный, «бросим» рыбку в ведро с цифрой 1, если в слове 2-е гласных – в ведро, на котором написана цифра 2.

    Образец ответа : щука – в этом слове 2-е гласных, бросим щуку во второе ведро…

    (Дети по цепочке называют слова по слогам и «бросают» своих рыбок).

    ЛЕЩ КАРАСЬ

    ЁРШ СУДАК

    5. Подбор действий к предметам.

    Мы разложили рыбу по вёдрам. Подумайте и скажите, что можно сделать с рыбой?

    Образец ответа : рыбу можно пожарить, сварить, посолить, запечь, закоптить, замариновать …

    Отлично! Мы с вами будем варить на костре рыбный суп. Кто помнит, как он будет называться? (уха) .

    Для этого я приготовила волшебный котёл.

    (логопед выставляет на доску изображение котла – схемы для )

    6. Развитие умений слогового и звукового анализа .

    Для приготовления вкусной ухи я возьму лишь часть нашего улова.

    Задание : достаньте из ваших волшебных кувшинок схемы слогов и символы звуков . Назовите рыбу, выложите схему из слогов (анализ, затем из звуков (анализ) .

    Образец : СОМ ЩУ - КА СУ - ДАК

    (Дети выкладывают схемы на столе, логопед на пособии «Котелок» на доске).

    Например :

    7. Образование притяжательных прилагательных.

    нужно немного подождать, пока наша замечательная уха будет готова. Я предлагаю вам ещё немного поиграть. Игра называется «Чей, чья?»

    (логопед выставляет схему образования притяжательных прилагательных)

    Задание : рассмотрите схему и скажите : чей хвост? (щучий, сомовий)

    чья голова? (щучья, сомовья)

    ЧЬЯ ГОЛОВА?

    ЧЕЙ ХВОСТ?

    8. Закрепление употребления в активной речи простых распространённых предложений с употреблением однородных членов.

    На запах вкусной ухи к нашему костру спешат птицы и животные, которые не прочь отведать угощение. Кто может к нам присоединиться?

    (дети называют животных и птиц, логопед раздаёт детям картинки с изображением названных героев).

    Задание : угостите наших гостей – животных и птиц.

    Образец : Я угощу рыбой пеликана и бурого медведя. А вы?

    (ответы по цепочке) .

    Приблизительный перечень предметных картинок : лиса, волк, медведь, пеликан, кошка, аист, рысь, цапля.

    9. Согласование числительных с существительными.

    Задание : посчитайте оставшийся улов и скажите, кто, сколько и каких рыб отнесёт домой?

    Образец : Я отнесу маме трёх сомов и двух лещей.

    III. Итог :

    Задание : нанижите ваш улов на шнурок. Назовите рыб по порядку.

    Образец ответа : сначала сом, за сомом карась, за карасём ёрш …

    Молодцы! Наша рыбалка закончена. Пора домой.

    Дети выходят под музыку «С утра сидит на озере любитель-рыболов …»

    Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира

    Тема: «Обитатели воды – рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

      Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

      Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

      Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей.

      Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Технологии : личностно-ориентированные технологии, здоровьеразвивающие технологии, технология проектирования

    Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных; карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб; макеты обитания рыб (реки, моря и аквариума).

    Ход совместной деятельности:

    Воспитатель загадывает загадки:

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Дети: Рыбы.

    Воспитатель: А как вы догадались?

    Дети: Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

    Воспитатель: Закройте глаза.

    Воспитатель выкладывает картинку золотой рыбки.

    Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

    А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

    Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

    У рыбы есть плавники.

    Рыба дышит жабрами.

    Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

    Там царицею была.

    Я ведь рыбка непростая,

    Я ведь рыбка золотая.

    — Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

    Просмотр презентации «Рыбы»

    Характеристика рыб

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке…, в аквариуме…

    Физкультминутка:

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.

    Ветер дует, задувает

    Пальму в стороны качает.

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит,

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет,

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

    Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

    Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

    Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

    Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

    Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

    Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

    её в море.

    Ребёнок: У меня — гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

    Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

    Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

    Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

    Дети: К живой.

    Воспитатель: Почему вы так решили?

    Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

    Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

    Дети: К живой.

    Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

    Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

    Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

    Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

    Дети встают в круг.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

    Пять маленьких рыбок играли в реке,

    Лежало большое бревно на песке,

    И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

    А третья сказала: «Мне хочется спать!»

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

    А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

    Плывите скорее, чтоб не проглотил».

    Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

    Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

    Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

    Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

    Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

    Ответы детей.

    Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить.

    Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

    Дети: Золотая рыбка.

    Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

    Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

    Воспитатель: Что нового узнали?

    Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

    МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» -

    Детский сад № 2 «Незабудка»

    Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы»

    «Путешествие в подводный мир»

    (подготовительная к школе группа)

    Григорьева Елена Евгеньевна.

    Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

    Задачи.

    Образовательные:

    Расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;

    Обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;

    Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Коррекционно-развивающие:

    Активизировать речевую деятельность детей;

    Закреплять правильную артикуляцию звука [р];

    Развивать фонематический слух, навык звукового анализа;

    Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к живой природе;

    Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;

    Воспитывать активность и любознательность.

    Оборудование.

    Компьютер, презентация, индивидуальные зеркала, бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы».

    Ход занятия.

    1.Организационный момент. (Слайд 2)
    Отгадывание загадки.
    Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.

    Плещет в речке чистой
    Спинкой серебристой. (Рыбка)

    Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

    2.Объявление темы занятия.

    Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие и познакомимся с речными и морскими обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

    3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи»)

    Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
    И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
    Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
    Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
    Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
    А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
    Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
    Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
    Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
    А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
    Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
    А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

    4. Работа над речевым дыханием.

    Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох.

    Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.

    Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

    По волнам корабль плывёт.

    Ты вдохни, надуй живот.

    А теперь ты выдыхай

    И кораблик опускай.

    5. Артикуляционная гимнастика (Слайд 3-5)

    Логопед:
    - Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
    - А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним гимнастику языка.

    упражнение «Чистим зубки»;

    упражнение «Качели»;

    упражнение «Кружок»;

    упражнение «Вкусное варенье»;

    упражнение «Грибок»

    упражнение «Барабанщик»

    Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)

    6. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. (Слайд 6)

    Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [ р].

    Где находится язычок при произнесении звука [ р]?

    Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.

    Это гласный или согласный звук?

    Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?

    Значит, он звонкий или глухой?

    Итак, звук [ р] согласный, звонкий.

    (Сопоставление с речевым профилем звука)

    7. Соотнесение звука с буквой Р (Слайд 7)

    Логопед: Ребята, посмотрите, перед нами остров, какая буква живет на нем? (Буква Р) Звук [р] на письме обозначается буквой Р.

    На что пожожа буква Р? (Ответы детей)

    Буква Р на мачте парус,

    Вдаль плывет небес касаясь.

    Ручка круглая у трости,

    Трость для деда сделал Костя.

    (В.Волина)

    Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

    8. Произношение прямых слогов со звуком [р]. (Слайд 8)

    Логопед: Давайте мы будем на корабликах причаливать к берегу и повторять (читать) слоги: РА, РО, РУ, РЫ.

    Ребята, посмотрите как красиво вокруг. А кто это там, в морских глубинах? (Рыбки)

    Рыбки весело плескались

    В чистой свеженькой воде.

    То согнутся, разогнутся.

    То зароются в песке.

    Приседаем столько раз

    Сколько рыбок здесь у нас. (Дети считают, сколько рыбок на слайде.)

    10. Игра «Строение рыб» (предметная картинка «рыба»)

    Логопед: Ребята, посмотрите вот на эту рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

    Дети. Чтобы плавать.

    Логопед: Конечно же! Рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники и хвост нужны рыбке, чтобы она могла плавать.

    Игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)

    Чья голова? – Это рыбья голова.

    Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

    Чье туловище? – Это рыбье туловище.

    Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

    Чей хвост? - Это рыбий хвост.

    Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

    Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

    11. Игра «Место обитания рыб» (слайд 10)

    Логопед: Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (аквариум, море, река). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда на экране будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Вам нужно сказать, как называется выбранная вами рыба, где обитает, и поселить рыбу в подходящий водоём.

    Например:

    Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

    У меня гурами. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

    Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю её в море.

    На экране появляются рыбы: ёрш, осетр, гурами, радужница, рыба – меч, морской окунь.

    Логопед: А вы знаете, какие рыбы водятся в нашей реке Емце?

    Дети: Щука, окунь, ёрш, карась, налим, язь и т. д.

    12. Слого-звуковой анализ (слайд 11)

    Логопед: А сколько слогов в слове рыба?

    Дети: два.

    Назовите их (ры-ба).

    А сколько звуков в слове рыба? (четыре).

    Назовите их (р,ы,б,а).

    Назовите первый слог? (ры). Второй слог (ба).

    Правильно. Назовите первый звук в первом слоге? [р]. Второй звук в первом слоге? [ы].

    Звук [р] – согласный или гласный? (Почему?). Твёрдый или мягкий? (Почему?). Звонкий или глухой? (Почему?).

    Какой второй звук в первом слоге? [ы]. Гласный или согласный? (Почему?).

    Второй слог разбираем по аналогии с первым.

    13. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

    Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

    Пять маленьких рыбок играли в реке,

    Лежало большое бревно на песке,

    И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

    А третья сказала: «Мне хочется спать!»

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

    А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

    Плывите скорее, чтоб не проглотил».

    14. Подбор родственных слов к слову «рыбак». (Слайд 12)

    Логопед:

    Есть у нас волшебный пруд.
    Караси в пруду живут.
    Поскорей ты их лови,
    Родственное слово назови.

    Ребята, помоги рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак». (Рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка).

    15. Толкование пословицы.

    Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?

    Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

    Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, чтобы научиться правильно произносить звук [р]. Молодцы!

    Ребята, что вам понравилось на занятии?

    Какое задание было для вас наиболее трудным?

    Литература.

      Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»

      Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

      Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

      Интернет - источники.