• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.

    ХОДЬБА - циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

    Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

    Ходьба является сложным движением .

    Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

    ВИДЫ ХОДЬБЫ

    Обычная ходьба,

    Ходьба на носках, на пятках,

    Ходьба с высоким подниманием колена,

    Ходьба широким шагом,

    Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

    Ходьба перекатом с пятки на носок,

    Ходьба в полуприседе и приседе,

    Ходьба выпадами,

    Ходьба скрестным шагом,

    Гимнастическая ходьба.

    Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

    Возраст

    Программные требования

    Педагогические требования при обучении движении

    Младший дошкольный возраст

    Нет согласованности движений рук и ног;

    Не сформирована ступня - дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

    Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

    При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

    Плохо используется пространство зала

    Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; - Учить ходить с высоким подниманием колен;

    Учить перешагивать через предметы; - Учить ориентировке в пространстве

    Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

    При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; - Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

    Средний дошкольный возраст

    Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

    Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

    Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

    В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

    Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

    Формировать правильную осанку;

    Учить детей ходить по наклонной плоскости;

    Знакомить детей с техникой приставного шага;

    Учить координировать движения рук во время ходьбы

    Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);

    Следить за правильной осанкой; - Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

    Старший дошкольный возраст

    Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова - прямо);

    В индивидуальных заданиях дети теряются

    Учить детей правильно дышать; - Учить детей энергично размахивать руками;

    Отрабатывать легкость походки и координацию движения

    Обращать внимание на положения рук при ходьбе, на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

    Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

    В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

    Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

    Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы , недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

    Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

    В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок , что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

    С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

    В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

    1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

    2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

    3) ходьба приставным шагом;

    4) с различными заданиями , выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

    Дети 7-го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются , имеют правильную осанку, координацию движений , ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы , успешно овладевают ее техникой .

    В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения : ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

    Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью , с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

    Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа ; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы , с высоким подниманием бедра . Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений : пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

    Упражнения в ходьбе , предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями . Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.

    Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

    БЕГ циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

    Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

    ВИДЫ БЕГА

    Бег на носках;

    Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

    Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

    Бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;

    Бег на ограниченной площади;

    Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

    Бег наперегонки; врассыпную;

    С увертыванием и ловлей.

    Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

    Возраст

    Особенности выполнения движения детьми

    Программные требования

    Педагогические требования при обучении движению

    Младший дошкольный возраст

    Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

    Обращать внимание на осанку детей во время бега;

    Длительность бега в младших группах составляет 30 - 40 с;

    Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

    Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

    Учить бегу целесообразно небольшими группами;

    Бег сочетать с отдыхом;

    Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других - при беге стайкой в указанном направлении

    Средний дошкольный возраст

    Трудности в беге группой.

    Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

    Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

    Учить детей бегать в определенном направлении;

    Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

    Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

    Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

    По мере освоения бега повышаются требования к его технике

    Старший дошкольный возраст

    Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

    Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

    Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

    Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений - ходьбой, прыжками и др.;

    Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 - 3 мин.;

    Увеличивается беговая дистанция;

    Дети соревнуются в беге на скорость (20 -30 м);

    Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 - 2 мин)

    Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

    Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь, не наталкиваться друг на друга.

    Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

    При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

    Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

    В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть, вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

    Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

    При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

    Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40—б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

    Широко используется бег в подвижных играх.

    Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

    Для того, чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

    Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

    В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

    С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

    Используемая литература:

    1. «Физическое воспитание детей 2-7 лет» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова. Изд. «Учитель»
    2. «Физическая Культура в детском саду» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
    3. «Физкультурные занятия» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
    4. « Технология физического развития детей 4-5 лет по ФГОС» Т.Э. Токаева Изд. «Сфера»
    5. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева.
    6. «Формирование двигательной активности детей 5 - 7 лет» Е. К. Воронова
    7. «Формирование двигательной активности детей 5 - 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель»

    Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.
    Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
    Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
    Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
    Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
    Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
    Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
    Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
    Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.
    Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
    Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
    Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
    Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
    Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
    Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
    Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
    Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
    При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
    При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

    Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

    Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

    Если приснился плохой сон...

    Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

    ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ

    ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

    1. Ходьба (Х.) стайкой за воспитателем в заданном направлении.

    2. Х. по кругу взявшись за руки.

    3. Х. парами держась за руки.

    4. Х. в разных направлениях.

    5. Х. по дорожке шириной 20 см.

    6. Х. между предметами.

    7. Х. в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой.

    8. Приставной шаг в сторону.

    Методические указания. Воспитатель старается научить детей ходить с хорошей осанкой, правильной координацией рук и ног. Обращает внимание на то, чтобы они не шаркали ногами, шли легко, старались соблюдать ритм бубна или музыкального сопровождения. Руки должны двигаться естественно, не размахивая. Воспитатель проводит упражнения, в которых дети приучаются поуже ставить стопы, соблюдать прямолинейное направление, меньше делать боковых раскачиваний туловищем. Дети начинают осваивать приставной шаг в сторону правой и левой ногой, руки при этом удобнее держать на поясе.

    Ходьба стайкой, друг за другом проводится небольшой группой детей. Они идут за воспитателем, который идет, повернувшись к ним лицом, и напоминает, чтобы малыши не отставали и не опережали друг друга. На следующем этапе все дети идут за ребенком, уверенно выполнявшем задание.

    "Пойдем гулять", "Ножки по дорожке", "Воздушный шар", "Не наступи", "Солнышко и дождик", "Принеси игрушку", "Возьми флажок".

    1. Х. обычная в колонне.

    2. Х. шеренгой с одной стороны площадки на другую.

    3. Х. на носках.

    4. Х. с высоким подниманием колен.

    5. Х. с выполнением заданий.

    6. Х. "змейкой".

    7. Х. приставным шагом вперед.

    8. Приставные шаги вперед и назад.

    9. Х. в горку и с горки.

    Методические указания. Воспитатель продолжает работу по улучшению у детей координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки. Задания усложняются, вводятся новые виды ходьбы. Так, в Х. на носках добивается, чтобы дети хорошо выпрямлялись, меньше сгибали ноги в коленях. Предлагает Х. с высоким подниманием колен - "как лошадки".



    Дети 3 - 4 лет могут ходить парами, по кругу, не держась за руки, выполняют приставной шаг с продвижением в сторону, учатся делать приставные шаги вперед и назад, меняют направление и темп передвижения.

    Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет: "Лошадки", "Каравай", "Не задень", "Тишина", "Ровным кругом", "Кто соберет больше шишек", " У ребят порядок строгий".

    1. Х. в колонне со сменой ведущего, темпа.

    2. Х. в разных направлениях.

    3. Х. на пятках.

    4. Х. на внешней стороне стопы.

    5. Х. мелким и широким шагом.

    6. Х. с разными положениями рук.

    7. Х. по кругу с переменой направления.

    8. Х. приставным шагом в сторону, вперед, назад.

    9. Х. в чередовании с другими движениями.

    Методические указания. Необходимо добиваться улучшения техники Х.: более четкого и в то же время широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук, правильного переката с пятки на носок. Воспитатель предлагает задания, в которых необходимо умение чередовать ходьбу с другими движениями.

    Дети становятся более ловкими, они уверенно проходят между предметами, не задевая их. Четко выполняют задания, в которых ходьба чередуется с бегом, прыжками, подлезанием.

    "Слушай сигнал", "Великаны- карлики", "Ворота", "Подарки", "Колпачок и палочка".

    1. Х. на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

    2. Х. широким шагом.

    3. Х. в полуприседе.

    4. Х. со сменой положения рук - вперед, вверх, с хлопками.

    5. Х. перекатом с пятки на носок.

    6. Х. в колонне с перестроением в пары.

    7. Х. "змейкой".

    8. Х. в чередовании с другими движениями.

    9. Проходить с закрытыми глазами 3-4 м.

    10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35-40 мин.

    Методические указания. В старшей группе дети должны ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. Обучая детей ходьбе в полуприседе, воспитатель напоминает, что идти надо пружиня на передней части стопы, не касаясь пяткой пола.

    Воспитатель продолжает учить ребят мягкому эластичному шагу с выраженным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук, умению четко выполнять перестроения в ходьбе и другие задания, не снижая темпа движения. Увеличивается продолжительность ходьбы, она используется как средство воспитания у детей выносливости.

    "Холодно - горячо", "Шишка - камешек", "Узнай по голосу", "Часовой".

    1. Х. скрестным шагом.

    2. Х. в приседе и полуприседе.

    3. Х. выпадами.

    4. Х. спиной вперед.

    5. Х. гимнастическим шагом.

    6. Чередование разных видов Х.

    7. Проходить с закрытыми глазами 4-5 м.

    8. Х. с преодолением препятствий.

    9. Продолжительная ходьба 40-45 минут.

    Методические указания. В подготовительной к школе группе у детей хороший навык ходьбы, достаточно четкая координация движений. При смене темпа ходьбы дети учатся применять соответствующую амплитуду движений рук. Дети должны уметь правильно выбрать любой способ ходьбы в зависимости от имеющихся условий (по песку, по воде, неровной почве, с подъемом и спуском, преодолением других препятствий). Продолжается воспитание выносливости, увеличиваются расстояние, дальность прогулок (пешеходных, лыжных).

    "Пройди бесшумно", "Тяни в круг", "Серая утка", "Не урони шарик", "Рыбки".

    ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В БЕГЕ

    ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

    1. Бег стайкой на расстояние до 10 м.

    2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.

    3. Бег за предметом или с ним.

    4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.

    5. Бег по кругу.

    6. Бег между двумя линиями.

    7. Бег в медленном темпе 30-40 с.

    Методические указания. Обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно бегать им с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками.

    Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

    Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет: "Воробышки и автомобиль", "Птички в гнездышках", "Самолеты", "Курочка-хохлатка", "Жуки".

    1. Бег в колонне.

    2. Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.

    3. Бег в разных направлениях.

    4. Бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10-20 м.

    5. Бег по прямой и извилистой дорожке.

    6. Бег в чередовании с ходьбой.

    7. Бег с остановкой.

    8. Бег со сменой направления.

    9. Бег с ловлей и увертыванием.

    10. Бег в быстром темпе (расстояние 10 м).

    11. Бег в медленном темпе (50-60 с).

    Методические указания. Бег по кругу выполняется в общем для всех детей ритме с соблюдением интервалов между каждым ребенком. Дети не должны сужать круг, забегать в середину. Воспитатель учит ребят во время бега слушать подаваемый сигнал, например быстро остановиться, не потеряв равновесия повернуться.

    Упражнения и игры для детей 3 - 4 лет: "Огуречик", "Мыши и кот", "Карусель", "У медведя во бору", "Куры в огороде", "Найди свой домик".

    1. Б. в колонне по одному или парами.

    2. Б. в разных направлениях с ловлей и увертыванием.

    3. Б. "змейкой", обегая поставленные в ряд предметы.

    4. Б. с ускорением и замедлением темпа.

    5. Б. со сменой ведущего.

    6. Б. по узкой дорожке, между линиями.

    7. Б. широким шагом.

    8. Б. в быстром темпе (р. 15-20 м).

    9. Б. в медленном темпе (1 - 1,5 мин).

    10. Б. 40-60 м в чередовании с ходьбой.

    Методические указания. Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребенок мог быть ведущим в колонне, и не поручать это одним и тем же детям. При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

    Упражнения и игры для детей 4 - 5 лет: "Цветные автомобили", "Найди себе пару", "Мы веселые ребята", "Совушка", "Кто скорей добежит до флажка?", "Поезд".

    1. Б. на носках.

    2. Б. широким и мелким шагом.

    3. Б. высоко поднимая колени.

    4. Б. с выполнением заданий.

    5. Б. в сочетании с другими движениями.

    6. Б. в быстром темпе на 10 м (повторить 3-4 раза).

    7. Б. на скорость на расстояние 20 - 30 м.

    8. Челночный бег (3 раза по 10 м).

    9. Чередование ходьбы и бега на 2 - 3 отрезках пути.

    10. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150 - 200 м.

    11. Медленный бег в течение 1,5 - 2 мин.

    Методические указания. Упр-я в беге усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций.

    С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от 60 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние.

    Упражнения и игры для детей 5 - 6 лет: "Горелки с платком", "Найди свое место", "Лошадки", "Гуси - лебеди", "Караси и щука", "Мышеловка", "Ястреб и утки", "Кто лишний".

    1. Б. отводя назад согнутые ноги в коленях.

    2. Б. поднимая вперед прямые ноги.

    3. Б. прыжками.

    4. Б. в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).

    5. Б. широким шагом через препятствия высотой 10 - 15 см.

    6. Б. из разных стартовых положений.

    7. Б. на скорость - дистанция 30 м.

    8. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние 200 - 300 м.

    9. Медленный бег в течение 2 - 3 мин.

    Методические указания. Увеличивается число упр-й в беге, вводятся новые виды, требующие хорошей физической подготовки. беговые упр-я чаще сочетаются с другими сложными движениями, но лишь в том случае, если дети ими владеют. Так, воспитатель предлагает бег под вращающейся длинной скакалкой, развивая у детей умение соразмерять скорость бега со скоростью вращения скакалки, резко ускорять бег в момент пробегания под ней.

    Продолжается развитие качества быстроты. Хорошим упражнением в стартовом рывке является бег из разных и.п. - стоя спиной, сидя, стоя на коленях, лежа. Такие задания совершенствуют умение детей быстро реагировать на сигнал, развивают максимальный темп бега, при котором у детей появляется частый шаг и энергичные движения рук.

    Упражнения и игры для детей 6 - 7 лет: "Ловишка, бери ленту!", "Уголки", "Догони соперника", "Салки со скакалкой", "Горелки", "Коршун и наседка".

    Елена Карагаева
    Основные виды ходьбы и бега

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

    1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук: Свободное.

    Имитация движений: Для малышей «Гуляют наши ножки».

    2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

    Положение рук: Свободное. Имитация движений: «Великаны» (высокие люди).

    3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

    4. С высоким подниманием колен Техника выполнения: Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук: В стороны, взмахи руками. Имитация движений: «Петушок» ИЛИ Положение рук: Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

    5. Широким шагом Техника выполнения: (в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Гулливер»

    6. В приседе Техника выполнения: Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений: «Гуси»

    7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

    Положение рук: Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений «Утёнок»

    8. С крёстным шагом Техника выполнения: Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

    Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Верёвочка»

    9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук: За спиной. Имитация движений :«Рак»

    10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений: «Сороконожка»

    11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

    12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

    1. Обычный Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений: С животными «Олень» и т. д.

    2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук: Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений: «Мышка»

    3. С высоким

    подниманием колен Техника выполнения: Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

    4. С отведением назад

    согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук: Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений: Объясняем здесь движения.

    5. Бег прыжками Техника выполнения: Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук: Толчок делается вперёд-назад.

    Имитация движений: «Зайцы»,«Кузнечики»

    6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук: Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

    Имитация движений: -

    7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: -

    8. Челночный Техника выполнения: Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: Естественные, помогающие движению. Имитация движений: -

    Публикации по теме:

    Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития.

    Мандариновые бега мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» МАНДАРИНОВЫЕ БЕГА мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» Задачи: Осуществлять взаимосвязь по.

    Иногда не нужно придумывать нового, достаточно вспомнить старую классику. Что может быть смешнее, чем бег в мешках? Бег в мешках - старинная.

    Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

    Основные направления в коррекционной работе. артикуляционная гимнастика звуковая гимнастика (подражательная) дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика корригирующая гимнастика.