• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Гимнастику многие считают самым гармоничным, зрелищным и эстетически прекрасным видом спорта. Но при этом довольно рисковым и опасным. А вы знаете, что такое петля Ольги Корбут? Как выполняется этот элемент? Как сложилась судьба прославленной советской спортсменки? И, наконец, почему запрещена петля Корбут? В статье мы постараемся ответить на эти и другие интересные вопросы.

    Кто это - Ольга Корбут?

    Корбут Ольга Валентиновна, родившаяся 16 мая 1955 года в Гродно (современная Беларусь), - заслуженный мастер спорта Советского Союза, отечественная гимнастка, 4-кратная чемпионка Олимпийских игр. Во время спортивной карьеры при росте 152 см весила 39 кг!

    Тренером Ольги был известный Ренальд Кныш. Именно она первой исполнила элемент "Петля Корбут" (почему запретили трюк, мы разберем далее). В общем он выглядит так: встав на высокую часть брусьев, гимнастка делает фляк, цепляясь за верхнюю их часть. Впервые трюк был продемонстрирован Ольгой на Олимпиаде в Мюнхене.

    Награды спортсменки

    Вместе с вопросом, почему запрещена петля Корбут, многих интересуют и титулы Ольги. У смелой гимнастки их множество:

    • Многократная чемпионка СССР. Абсолютная чемпионка Советского Союза в 1975 г.
    • Победительница Спартакиады народов СССР в 1975-ом.
    • Чемпионка мира в командном первенстве в 1970 г.
    • Чемпионка мира в опорном прыжке и командном первенстве в 1974 г.
    • Трехкратная чемпионка Олимпиады в 1972-ом - бревно, командное первенство, вольные упражнения.
    • Чемпионка Олимпийских игр в 1976 году (командное первенство).

    Биография спортсменки: шаги к успеху

    Перед тем как разобрать, почему запрещена петля Корбут, давайте познакомимся с краткой биографией гимнастки. Спортивная карьера Ольги началась в 1963 году - во втором классе она попала в кружок Я. И. Короля. В 10 лет ее тренером стал Ренальд Кныш. Через пятилетие Ольгу Корбут ждал первый успех - она стала чемпионкой Советского Союза в опорных прыжках. Вместе с тем она стала первой, кому удалось сделать сальто на бревне.

    А далее история советской гимнастики озарилась спортивной борьбой двух замечательных девушек, Людмилы Турищевой, следующей заветам старой академической школы, и О. Корбут, демонстрирующей новые веяния - атлетизм, юность, опасные элементы. Безусловно, именно Ольга была фаворитом зрительских симпатий в 1972 году на Олимпиаде в городе Мюнхене. Но, увы, в абсолютном первенстве она проиграла Людмиле - Корбут допустила серьезную ошибку, исполняя коронный номер на брусьях.

    Однако это не помешало стать юной Ольге звездой эфира. В 1973-м ее пригласили на гастроли в США. А в 1974 году был снят фильм "Чудо с косичками" (главную роль исполняла И. Мазуркевич). Основой его сценария была биография именно Ольги Корбут. А она сама исполняла на съемках спортивные элементы.

    После триумфа

    1976-й принес Ольге новые успехи - серебро и золото на Олимпиаде в Монреале. Однако именно в этом году она распрощалась со спортивной карьерой, а в 1977-м закончила Гродненский университет. На следующий год Ольга вышла замуж. Ее избранником стал солист и доселе известной группы "Песняры", музыкант Леонид Борткевич. Знаменитости прожили вместе 22 года, у них родился сын Ричард. В 2000-м Леонид и Ольга решили расстаться.

    В настоящем году О. Корбут шокировала журналистов - она выставила на аукцион пятерку своих олимпийских медалей, а также личные вещи, связанные с ее громкими победами. Все это ушло с молотка за 183 тысячи долларов. Как сообщают новостные издания, причина такого поступка в финансовых трудностях и проблемах в личной жизни, настигших бывшую спортсменку. Сама же Ольга Валентиновна отрицает факт продажи своих наград.

    Петля Корбут

    Разобраться, почему запрещена петля Корбут, мы сможем, если будем представлять, как выглядит в исполнении этот уникальный элемент. Петля демонстрируется только на паре разновысоких перекладин:

    1. Выполнение начинается с верхней перекладины. По завершении предыдущего элемента спортсменка встает на нее и отталкивается ногами, делая при этом сальто назад (иными словами, прыжок через себя назад спиной).
    2. Завершив этот переворот в воздухе, девушке нужно вновь схватиться за эту же перекладину, от которой она пару мгновений назад оторвалась.
    3. В результате полученного ускорения и под весом своего же тела спортсменка вращается по часовой стрелке вдоль перекладины.
    4. Далее корпус девушки встречается на своем пути со второй, низкой перекладиной.
    5. Столкнувшись с нею чуть ниже талии, в районе бедер, спортсменка начинает вращение ногами и руками уже вокруг этой низкой оси, при этом изящно отпуская руками верхнюю перекладину.
    6. Сделав полный оборот, девушке нужно отпружинить своим телом, спиной, от начинающей изгибаться оси.
    7. В результате этого движения она взлетает в воздухе - необходимо быстро схватиться руками уже за верхнюю перекладину.
    8. Завершает столь сложную фигуру грациозный соскок на маты.

    Если вы посмотрите, как описанное выглядит на видеозаписи выступлений спортсменки, то поймете, почему запрещена петля Ольги Корбут. Выполнение элемента требует риска и здоровьем, и жизнью гимнастки. Одно неверное движение, просчет ведут к очень серьезным травмам.

    Повторима ли петля Корбут?

    Этот зрелищный элемент был придуман самой гимнасткой и тренерским составом, чтобы шокировать публику. И действительно, при просмотре выступлений Ольги в записи невольно замирает сердце. Вторая цель петли Корбут - превзойти соперника своей рискованностью, смелостью, задором.

    Однако этот травмоопасный (если не смертельно опасный) элемент был запрещен в большом спорте не сразу после дебюта Ольги. Суть гимнастики в том, чтобы дополнять необычайно сложные упражнения новыми элементами, делая их выполнение еще труднее. Этот закон не обошел и трюк "чуда с косичками". Мертвую петлю Корбут впоследствии с успехом повторила другая гимнастка - Е. Мухина.

    Почему запретили мертвую петлю Корбут?

    Однако Елена не остановилась на блистательном повторе. Она дополнила сложнейший трюк еще одним элементом - винтом. Но во время тренировки, выполняя упражнение с вращением и приземлением не на ноги, как Ольга, а в кувырке, спортсменка серьезно травмировалась. В результате Елена Мухина попала в больницу со сломанным позвоночником. Петля Корбут с винтом приковала ее на долгие годы к постели. Реабилитация привела к некоторым успехам, однако спортсменка не могла передвигаться без инвалидного кресла. В 46 лет она умерла от сердечной недостаточности.

    Теперь нам ясно, почему запрещена мертвая петля Ольги Корбут. Выполнение этого трюка грозит серьезными опасностями для жизни и здоровья, особенно из-за тенденции в гимнастике усложнять и без того рискованные элементы.

    Четыре причины успеха Ольги Корбут

    Вот мы и разобрались, почему запрещен элемент "петля Корбут". Но у многих остался вопрос - как у "чуда с косичками" получилось достичь столь ярких заслуженных побед? Причин этого несколько:

    1. Отличный двигательный стереотип - это и умение грациозно, ловко перемещаться в пространстве, и пластика, и походка. Те, кому с этим не повезло, имеют плохую осанку, общую неуклюжесть, совершают лишние беспорядочные движения. Все перечисленное - не приговор, ситуацию можно легко исправить, впустив в свою жизнь спорт, ЛФК. Опытный глаз Р. Кныша разглядел удивительную способность О. Корбут - запоминать и в точности повторять многие сложные движения тела.
    2. Характер. Кстати, программа Ольгиного триумфа так и называлась - "Озорница". В характере спортсменки отмечали авантюризм, бесстрашие, большую долю спортивного задора. Мало того, мертвая петля получилась у нее совершенно случайно - девушка просто баловалась на брусьях во время тренировки.
    3. Тренер. Ренальд Кныш помогал спортсменкам становиться чемпионками, ведя системные тренировки, а не направленные на конкретный результат. Так, в случае с Корбут ее обучение началось с того, что за сотни подводящих упражнений тренер научил ее не бояться улетать спиной в неизвестность.
    4. Победа над слабостью. Хоть Ольга - смелая девушка, в интервью она вспоминает, что всегда преодолевала свой страх перед выполнением этого трюка.

    Вот мы и разобрали, почему мертвая петля Ольги Корбут - запрещенный элемент. Причина не только в огромной травмоопасности трюка, но и в печальной судьбе Елены Мухиной, которая повторила петлю, усовершенствовав ее.

    В США Ольга и ее петля по-прежнему знамениты.

    На Олимпиаде в Рио женская белорусская спортивная гимнастика провалилась. Натурализованная американка Кайли Диксон даже близко не подобралась к финалу ни в многоборье, ни в отдельных видах программы. От былой славы нашей гимнастики не осталось и следа.

    Вспоминаем наиболее прославленную спортсменку Беларуси из этого вида спорта – Ольгу Корбут. Уроженка Гродно на Олимпиаде-1972 в Мюнхене потрясла весь спортивный мир. Она исполнила сложнейший элемент, получивший позже название «Петля Корбут». Гимнастка встала на высокую часть разновысоких брусьев и сделала фляк, цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. О чем разговоры – это нужно видеть. Дух захватывает!

    Позже уникальный элемент запретили на официальных соревнованиях, поскольку он запрещен правилами (гимнасткам нельзя вставать ногами на верхнюю часть брусьев).

    Ольгу Корбут встречают в Гродно

    В 1972-м Ольга стала трехкратной олимпийской чемпионкой. После ошеломительного успеха белоруска отправилась на гастроли в США. Там юная чемпионка произвела фурор. Существует мнение, что именно те выступления Корбут дали мощный толчок для развития гимнастики в США. Ведь именно в тот период повсеместно стали открываться школы, дети пошли в спорт.

    В это же время спортсменка познакомилась с музыкантом «Песняров» Леонидом Борткевичем, вышла замуж, позже родила сына.

    Белоруска оставалась в СССР, но как только страна развалилась, она с мужем была вынуждена эмигрировать за океан. Как часто бывает у талантливых людей, судьба сложилась неоднозначно. Корбут и Борткевич развелись, сын Ричард вернулся в Беларусь, а Ольга осталась в США совсем одна. Некоторые СМИ рассказывали истории, что Корбут не хватает денег на еду в магазине, а периодически она даже страдает алкоголизмом.

    Сейчас кажется, что все это, во многом, выдумки журналистов. Как минимум по фотографиям складывается ощущение, что Ольга ведет насыщенную и яркую жизнь. Она по-прежнему легкая, живая и молодая.

    Приводим цитату с официального сайта Корбут: «Сейчас Ольга живет в Скоттсдейле, штат Аризона, и любит гулять пешком, заниматься спортом и готовить на кухне. Она по-прежнему работает в гимнастике каждый день».

    Сама Корбут в интервью рассказывала, что работает тренером в одной из самых дорогих и прекрасно оборудованных спортивных студий США. Белоруска занимается со способными детьми, которые позже входят в состав американской сборной по спортивной гимнастике.

    Кроме того, Корбут регулярно появляется в различных телешоу. Она с удовольствием демонстрирует свои медали и рассуждает о гимнастике. Вдобавок Ольга активно

    КОРБУТ Ольга Валентиновна родилась 16 мая 1955 года в Гродно. Советская спортсменка (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта. Четырехкратная чемпионка Олимпийских игр. Трехкратная чемпионка мира. Абсолютная чемпионка СССР 1975 года.


    У каждой Олимпиады свои герои. Спортивная фортуна выбирает их из числа победителей. Герой Олимпиады - личность совершенно особая, почти легендарная. Во-первых, потому, что на каждой Олимпиаде таких героев не больше трех-четырех, а во-вторых, потому, что чаще всего их появление неожиданно: совсем недавно, накануне стартов, склоняли одно имя, и вдруг кто-то, до того почти не упоминавшийся, стал объектом всеобщих симпатий и восторгов. Предугадать появление героя или героини почти невозможно, никакое знание спорта тут не поможет. И это понятно: кроме чисто спортивной феноменальности от героя требуются еще такие ценные человеческие качества, как обаяние и яркая индивидуальность. Разве угадаешь, кто окажется на высоте всех требований! Но именно в этой неожиданности один из секретов привлекательности большого спорта.

    Кто, например, мог угадать, что одна из самых любимых героинь Мюнхенской Олимпиады определится в первые же дни Игр, в разгар соревнований по гимнастике, и станет ею не чемпионка мира Людмила Турищева , не спортсменка из ГДР Карин Янц, не американка Кэтти Ригби, уже завоевавшая призы «Самой обаятельной участницы», а крошечная, забавная и непосредственная Оля Корбут! Правда, еще в Москве, обсуждая, кому представлять сборную страны, наши тренеры говорили: «Оля ка-а-ак свое сальто закрутит, сразу всех покорит!» Однако это были все-таки в большей мере мечты, чем строгая уверенность. Хотя Оля Корбут уже с успехом выступала в международных встречах, никто не мог определить степень эффекта ее олимпийского дебюта.

    Ольга Валентиновна Корбут родилась 16 мая 1955 года в Гродно. Они жили вшестером в комнате в двадцать квадратных метров без всяких удобств: папа - инженер, мама - повар и четверо сестер. Оля была самой младшей и самой любимой. Ее характер закалялся в дворовых баталиях. Затем она пошла в школу и до четвертого класса училась без троек. А во втором классе школьный физрук Ярослав Иванович Король взял ее в школьную гимнастическую секцию. Однако, когда шел отбор в местную ДЮСШ, то ее поначалу не взяли: слишком уж толстенькая!

    Но «толстушка» почему-то приглянулась олимпийской чемпионке Елене Волчецкой. Через год Оля стала заниматься у заслуженного тренера страны Рональда Ивановича Кныша.

    Она пришла к нам в школу в 1965 году, - вспоминал Ренальд Иванович. - Мы отобрали ее в числе других пятидесяти девочек, и Елена Волчецкая - она уже была в то время чемпионкой страны - начала с нею работать. Прошло примерно полгода. Я присматривался к новичкам: кого бы мне теперь подготовить в чемпионы? И выбор пал на Олю. Уж очень легко она схватывала новые элементы! Я скоро понял, что эта девочка сможет и невозможное...

    Дело было не только в том, что маленький вес, легкость позволили Оле подбрасывать себя в воздух так, что иногда казалось, будто она, преодолев земное тяготение, «зависает» в пространстве, словно пушинка. А отличная координация движений помогала точно приземлиться после полета. Ведь разве мало кругом девчонок и мальчишек невысоких, щупленьких и подвижных? И многие из них занимаются гимнастикой, а второй Ольги Корбут нет... Значит, секрет не только в природных данных. Секрет еще и в характере. Чтобы выполнить то, что еще никто до тебя сделать не пытался, нужна особая смелость. И не просто смелость в том смысле, что «не боюсь упасть».

    Кто знает - выросла бы Корбут, не попади она к Кнышу, в хорошую гимнастку. Они нужны были друг другу: Кныш - спокойный, рассудительный на вид, степенный человек, а на самом же деле - нервный, подвижный, мечущийся в постоянных поисках, отбрасывающий сотни вариантов, каждый из которых для иного был бы находкой; и Корбут - сама непосредственность, обнаженность души, гордое и легкоранимое существо.

    Наипростейший путь в спорте - копировать чемпионов и стараться достичь их уровня мастерства. Самый трудный - искать свою дорогу, опережая время, сегодня видеть то, что еще не видит никто.

    Кныш как-то наткнулся на книжку о Гойе и прочел там фразу, сразу заставившую заработать мысль. Великий художник, объясняя истоки творчества, сказал: «Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес». Кныш фантазировал.

    Он сочинял элементы. Ольга плакала от обиды, когда у нее не получалось задуманное, и тут же бралась повторять сотни и тысячи раз, пока каждая связка, каждый элемент не становились неотделимой частью целого. И когда можно было успокоиться, Кныш отвергал все начисто и мрачно мерял шагами спортзал, а Оля, уже привыкшая к таким неожиданным поворотам, старалась поспеть за мыслями тренера и научилась понимать с полуслова, точно их сердца были настроены на одну волну.

    Фантазеров не любят. Кнышу доставалось крепко, но он был не из робкого десятка и легко бы снес несправедливость упреков, если бы не Оля. Как часто она ставила его в тупик своим упрямством и переменчивостью настроения, враз ломая то, что было выстроено совместными усилиями. Ольга и не скрывала этого: «У меня, знаете ли, несносный характер. То мне до слез хочется именно того, чего мне нельзя делать, то просто не могу перебороть нежелание выполнить какое-то пустячное задание Кныша. И понимаю, что Рональд Иванович прав, а сама ничего с собой не могу поделать, хоть плачь...»

    Вскоре после Олимпиады в Мехико четырнадцатилетняя девочка успешно выступила в юношеских соревнованиях «Олимпийские надежды», продемонстрировав свое знаменитое сальто на бревне.

    Правда, четыре года назад с этим сальто у Оли раз на раз не приходилось: то сделает уверенно, то не выйдет... «Нестоящее дело, - качали головой скептики, - никогда она его не освоит так, чтобы можно было без опаски выпустить ее на международную арену. Да это и невозможно!» Но Ренальд Иванович упорствовал. Молчаливый, замкнутый, он, наверное, уже тогда верил: если один раз вышло, значит, и еще, и еще раз выйдет; если поймано - остается только закрепить, удержать. Находку нельзя упускать!

    Долгое время все разговоры о Корбут крутились вокруг этого уникального сальто. Как будто бы больше ничего интересного, стоящего у нее в арсенале не было!

    Нет, было! Просто сальто бросалось в глаза всем, даже неспециалистам. А между тем одновременно с сальто Оля показала новые элементы на брусьях и обычный прыжок - «сгиб-разгиб» - исполнила в необычном темпе, что придало ему совершенно новую окраску.

    Иначе и не могло быть, потому и связывалась с этой гимнасткой мысль о приливной волне - сальто на бревне явилось самым ярким выражением новаторства тренера и спортсменки. В самом деле, такой элемент «на лезвии бревна» просто так не выполнишь, для этого требуется что-то особое. Ренальд Иванович Кныш это особое в Корбут нашел, но на то, чтобы найденное развить, требовалось время. И терпение.

    В 1969 году на чемпионате республики в произвольной программе Оля Корбут дала такой «бой» Тамаре Лазакович, что последнюю спасло только более стабильное выступление в обязательной программе. Здесь и показала Корбут свое оригинальное сальто на брусьях.

    Как же вошел в арсенал девочки этот безымянный трюк?

    Совершенно случайно, - вспоминает Рональд Иванович. - Как- то Оля «баловалась» на брусьях и неожиданно сделала что-то невообразимое. Мне пришлось напрячь память, чтобы воспроизвести все заново. Через некоторое время вернулись к этому элементу. Такое рискованное сальто, но Оля молодец - не испугалась.

    Тогда Оля училась в восьмом классе специализированной гродненской школы. Дополнительно изучала английский язык...

    В июле 1971 года в Москве шла Спартакиада народов СССР. После обязательной программы впереди два ярких лидера гимнастики - Ольга Карасева и Тамара Лазакович. Недалеко от них и Корбут. В произвольной программе она начинает «доставать» лидеров. Все ждут ее выступления на бревне. В Москве еще не видели ее оригинального сальто назад. И вот зал замер. А Оля? Лицо ее стало мраморно-белым. Работает осторожно. Вот чуть-чуть качнулась... Замерла. Сейчас свершится. И вдруг... Оля упала. Естественно, упали и шансы на победу. Но она все-таки получила «золото». Вместе с подругами. За командную победу. Она улыбалась со слезами на глазах. Радость и горе сошлись в ней. И еще Оля сказала:

    Я выиграю Спартакиаду...

    Это был спортивный азарт девчонки. Девчонки, жаждущей победы. Она сдержит свое слово. Через четыре года в Ленинграде Оля поднимется за медалью чемпионки Спартакиады народов СССР. Рядом будет стоять Нелли Ким . Обе финишировали первыми.

    Корбут была на виду, однако только через четыре года после своей заявки на турнире «Олимпийских надежд» Ольге удалось одержать победу в многоборье и накануне Олимпийских игр выиграть Кубок страны. А до этого то одно, то другое мешало ей и приносило, конечно, немало огорчений. И тем значительнее триумф на Олимпиаде в Мюнхене!

    Эффект превзошел все ожидания. На следующий день после того, как Оля продемонстрировала затаившему дыхание от изумления «Спорт- халле» свою необыкновенную комбинацию на брусьях, мюнхенские газеты открыли состязание в восторгах по адресу советской спортсменки. Как только Олю не называли! И «любимицей Олимпиады», и «цыпленком советской команды, со своим сальто прыгнувшим прямо в сердце публики», и «вундеркиндом»... Каждое ее новое появление на помосте встречалось овацией. И потом, когда уже давно кончились гимнастические поединки и новые события, казалось, должны были бы вытеснить впечатления первых олимпийских дней, Оля Корбут долго не исчезала с телеэкранов.

    Ольга захватила лидерство на второй день - после произвольной программы на ковре. Зал долго рукоплескал ей. На брусья она вышла вместе с Лазакович и Цухольд. Соперницы не пугали ее, ведь брусья были ее любимым снарядом, именно здесь они с Кнышем «сотворили нечто».

    Хотя Корбут написала в своей книге «Жила-была девочка»: «Петли» я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, до почти стопроцентной стабильности, я всегда, до самого последнего дня в большом спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость. Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Не знаю, как выходило у других, я стыдилась расспрашивать. Быть может, это искало выход естественное, обыкновенное волнение, посещающее без спроса всех спортсменов. В том числе и тех - я уверена, - кому журналисты приклеивают сомнительные ярлыки типа «человек без нервов», «железный». Другое дело, Рен научил меня держать волю в узде».

    В Мюнхене случилось непоправимое, ужасное, как показалось многим. Два балла, снятые судьями за упражнения на брусьях, подобно цунами, вдребезги разнесли планы Кныша и Корбут. Так показалось тем, кто имел хоть малейшее отношение к выступлению Корбут. Сел в свое кресло Кныш, и еще непроницаемее стало его лицо. Разрыдалась натруди у Эрики Цухольд, подружки из команды ГДР, Ольга. Словно окаменела тренер сборной Полина Астахова- ей сразу вспомнилось собственное падение в далеком теперь олимпийском Риме, и она содрогнулась при мысли, какое недетское испытание выпало на душу юной гимнастки. Растерянно затих зал. И лишь оператор - бородатый великан в черной кожаной куртке - покатил на Ольгу Корбут камеру, стремясь заглянуть в лицо девчушки, чтоб крупным планом безжалостно показать миру каждую ее слезу, морщинку, гримасу боли и обиды, внутренний разлад.

    Ей нужно было выходить к бревну, и она отстранилась от Эрики Цухольд и, глядя прямо перед собой, взбежала по ступенькам на помост, замерла у снаряда. В многоборье Корбут стала лишь пятой.

    Почему же при всей феноменальности и безоглядной решимости Ольги Корбут абсолютной чемпионкой XX Олимпийских игр стала все-таки не она, а Турищева?

    Корбут очень бурно переживала свои успехи: раскланивалась во все стороны, поднимала вверх руки и улыбалась трибунам. Такое славное чувство, как радость, вернее бурная радость, ликование, взрыв эмоций, требует огромного расхода нервной энергии. Опытные спортсмены, такие, как Турищева, отлично знали, что это такое, и себя берегли, сдерживали до поры до времени. А Ольга, впервые попавшая в напряженную атмосферу Игр, не выдержала.

    Еще есть четыре золотые медали. Не упускай своего, - строго сказал Кныш после неудачи в многоборье.

    И в последний день состязаний Корбут утвердила себя в мировой гимнастике как звезда первой величины. Ольга на этих же брусьях, которые вчера принесли ей столько огорчений, великолепно справилась со своей задачей и уступила лишь Карин Янц. Зато на бревне и в вольных упражнениях она вошла во вкус и была первой. Особенно поразили всех ее вольные упражнения. Оля превзошла тут обеих чемпионок Европы - Лазакович, которую называли самой изящной гимнасткой Игр, и Турищеву, у которой вольные - любимый вид программы.

    Еще недавно хореограф и тренер голову ломали: какие вольные придумать этому ребенку, чтобы не было нарочитой взрослое™, чтобы продемонстрировать во всем блеске ее удивительную акробатику и чтобы раскрыть характер? Последнее оказалось самым трудным - характер ломался, не поддавался определениям, не воплощался в движении. И все-таки общими усилиями сумели создать прелестную композицию - «Полет шмеля», которую Ольга и исполняла. Но накануне Олимпиады она решительно отказалась от «Шмеля»:

    Это детские вольные, хочу другие!

    Были сомнения. Не рано ли менять? Пусть семнадцать лет, а облик- то ребячий! Однако Ольга не была бы самой собой, если бы уступила. Она настояла. И доказала, что была права. Весь ее «кураж» в вольных под задорную «Калинку» раскрылся с исчерпывающей полнотой.

    Раскрылся еще и в том, что незадолго до мюнхенского старта Кныш и Корбут придумали нечто новое - особое, «с затяжкой», исполнение такого традиционного акробатического элемента, как «фляк», и решились эту эффектную новинку вставить в композицию вольных. Это весьма характерно было для Кныша - не ждать, когда новинка «дозреет» до полной готовности, а тут же выносить на суд, поражая и судей, и зрителей таким «эффектом внезапности».

    Конечно, три золотые олимпийские медали - за командное первенство и за победы на отдельных снарядах - для олимпийской дебютантки невиданный успех, что и говорить, и Ольга покидала Олимпиаду счастливой! Если взять всеобщее мнение зрителей, то героиней в те дни была школьница из Гродно Ольга Корбут . Именно она и сумела полностью овладеть вниманием зрителей, заставить их умолкнуть, а затем, после соскока, взорвать зал в долгой и шумной овации.

    Когда в Кремле вручали ордена героям Олимпиады, она по-детски сбежала с верхнего ряда, прыгая через ступеньку. И орден «Знак Почета» казался таким большим на ее маленьком форменном жакете...

    В 1973 году сборная СССР по гимнастике отправилась в двадцатидневное турне по США. Американцы сходили с ума по миниатюрной русской приме Ольге. Популярность ее была бешеной. Один за другим, как грибы после дождя, росли гимнастические клубы имени Корбут.

    А еще через год расстались Корбут и Кныш. Рен, как она его называла, передал Ольгу Алексеевой. «Возможно, Алексеева не торила гимнастическую целину, подобно Рену, - вспоминала Корбут - Но дело свое она знала досконально и исполняла его с любовью, что тоже случается не так уж часто. Три последних и самых нелегких моих года в гимнастике она находилась рядом.

    Пожалуй, Алексеева не была для меня тренером в привычном смысле этого слова. Она не «застегивалась на все пуговицы», не «держала дистанцию». Наоборот, открытая, ласковая, общительная, сразу стала старшим товарищем, мудрым советчиком, внимательным собеседником. Нам не потребовалось время на притирку, в нашей новой связке мы быстро нашли каждый свой маневр, свою манеру поведения.

    Удивительный получило» результат! Никогда - ни раньше, ни потом - не чувствовала я себя такой уверенной и подготовленной, как в осенней октябрьской Варне 1974 года. Неправда, будто пик моей спортивной формы пришелся на Мюнхен - разве можно звездные часы определять количеством завоеванных золотых медалей? Нет, Варна, именно Варна! Утверждаю так вовсе не для того, чтобы вдогонку бросить в Рена камень. Лишь констатирую факт, пусть и основанный на моих субъективных ощущениях.

    Команда в Варне у нас подобралась достаточно сильная - классический сплав опыта и молодости: Люда Турищева, Эльвира Саади , Русудан Сихарулидзе, Нина Дронова , Нелли Ким и я. Почти по традиции выиграли командное первенство, хотя искры соперничества с ровной, солидной сборной Германской Демократической. Республики все же высекались. Ну а в многоборье, опять же почти по традиции, первенствовала Люда Турищева. «Может, и вправду она создана побеждать, а я - для удивления? - думала я, стоя на второй ступени пьедестала и глотая невидимые, проливающиеся внутрь слезы. - Где я потеряла проигранные 0,8 балла, как могла их потерять, если прекрасно подготовлена и не сделала ни единой ошибочки? Почему так несправедливы были арбитры? Или нынче мода на «строгую» гимнастику Турищевой, а моя, взрывная, раскрепощенная, отважная, упала в цене, разонравилась? Почему же тогда кажцый раз осуждающе свистит и топает зрительный зал, едва табло высвечивает мои оценки? Значит, понимают, поддерживают... Не-ет, извините за наглость, в Варне всех сильнее я! Так сказать, неофициально».

    Так мыслила я когда-то, и время практически ничего не прибавило и не убавило к тому давнему самоуверенному, почти хвастливому убеждению. Принимайте или не принимайте его, но мне всегда претило изображать радость оттого, что меня кто-то и где-то победил, пусть даже подруга по сборной. Никогда не подходила, не лебезила: «Людочка, молодчинка, поздравляю». Скорее могла мелькать рядом, пряча глаза и не здороваясь, а то и огрызнуться, укусить: «Слушай, тебе всегда везет, как утопленнику...»

    Я все-таки выиграла, вырвала золотую медаль в прыжках. Назло всем несправедливостям на свете. Реновский «360 плюс 360» опроверг всех действительных и мнимых недоброжелателей! Благодарю вас, Рональд Иванович!

    Благодарность отнюдь не абстрактная. Ведь Кныш собственной персоной находился в Варне и непосредственно приложил руку к моему золотому прыжку.

    В командных соревнованиях рисковать не отважились: не было стабильности, боялись подвести сборную. Готовились выстрелить в финале на снарядах. Накануне, в день отдыха, забежали с Алексеевой в спортзал, хотели скоренько прикинуть наши «за» и «против».

    И вдруг незадача: бьемся, бьемся над прыжком - никакого толку, словно в былые времена, когда я, начинающая, промахивалась мимо контура и неуклюже, коряво шлепалась в поролоновую яму. Продолжаем прыгать - как лбом о стену, безнадежно. К вечеру что-то едва- едва проклюнулось. Страшно сомнительное. Засыпали в раздвоенных чувствах: ставить не ставить, ставить не ставить? Наверное, лучше не ставить...

    В таких случаях завтра наступает всегда быстрее, чем хочется. «Корбут!» - прокашливается динамик. Выхожу, тяну носочек, поднимаю приветственно руку. «Будем прыгать один обычный пируэт, - так решили мы с Алексеевой утром. - Постараемся сделать чисто, красиво». Я оглядываюсь на трибуну и встречаю глаза Рена. Он сидит в первом ряду, почти рядом, кричит, жестикулирует. Слышу осколки его фраз: «...Не суетись!.. Резче!» Разбегаюсь, прыгаю, приземляюсь, впиваюсь в табло. Увы, 9,7. А нужно для чистой победы 9,8. Ничего не замечаю, мчусь к месту разбега, оборачиваюсь на Рена, немо, взглядом спрашиваю: что делать? Он, не колеблясь, опускает веки: «Валяй, Корбутиха, «два по 360»!»

    Разбегаюсь, винт до касания, винт после касания и... приземление в доскок! 9,8! Но не оценка уже занимает мое внимание. Я оглядываюсь по сторонам и смущенно-растерянно наблюдаю, как стоя аплодируют сами... гимнастки. Неужели мне?

    Вот он пришел, миг спортивного счастья «по Рену». «Что болельщики, они люди эмоций, - говорил Кныш, - их нетрудно обмануть «клубничкой», сыграть на внешних эффектах. Если ты когда-нибудь сумеешь удивить своих коллег-спортсменов, если тебе от души зааплодирует тот, кто сам варится в гимнастической кухне и знает, что в ней почем, считай, ты перестала быть ремесленником, ты стала Мастером».

    В 1976 году в Монреаль Корбут отправлялась звездой, от которой ждали новых искр, однако она их не зажгла. Это сделали Нелли Ким и Надя Команечи . Еще один отрывок из книги Корбут:

    «К моменту, когда над олимпийским помостом в Монреале зазвучал фрагмент из Первого концерта Чайковского, приглашая гимнасток на построение, все могло быть «на 100 процентов». Обновлены, усложнены и отрепетированы все старые программы. Варненский прыжок «360 плюс 360» отточен до блеска. На бревне интереснейшая связка - фляк и тут же в темпе бланш-перекат. И оригинальный соскок - сальто вперед с поворотом на 540 градусов. На вольных - уже упомянутое двойное сальто. И так далее и так далее. Да, все могло быть «на 100 процентов». Могло, но не стало.

    За несколько дней до старта в очередной раз захандрил давно травмированный голеностоп. Травмы всегда случаются некстати, такова уж их природа! И все же чтобы так некстати! Щадила себя, практически не выполняла соскоков на последнем этапе подготовки. Врачи колдовали над ногой, кажется, подлатали. Постучу несильно больным местом по скамейке, прислушаюсь- болит не болит. Как будто нет... Увы, к середине обязательной программы я уже не просто хромала- ковыляла. У беды цепная реакция. Личный зачет Олимпиады для меня кончился: пришлось выбросить двойное сальто из произвольных, изъять «сальто Корбут» из комбинации на брусьях, кое-что урезать в остальных программах. На одной ноге такие элементы не исполнишь. Посмотрели мне в глаза, спросили: «Сможешь выступать?» - «Смогу», - сказала.

    Речь шла о команде. Для меня подвести кого-то- трагедия... Себя- пожалуйста, сто раз. Хотя, если разобраться, подводя на Олимпиаде лично себя, я подводила не только себя. Ах, травма, травма...

    Есть у меня от Монреаля и маленькая крепкая гордость. Я доковыляла-таки до финиша, стерпела боль. Внесла пусть и не ожидаемо большую, но все же лепту в командное олимпийское «золото», выигранное в седьмой раз подряд женской гимнастической сборной СССР. Я не подвела Люду Турищеву, Нелли Ким , Элю Саади, Свету Гроздову, Машу Филатову. «Будь спокойна за этот бой», - подсказывает мне «не управляемый мною контролер».

    Небольшой презент, сувенир по завершении гимнастической карьеры - серебряная медаль на брусьях. И еще одно утешение на прощание: никто до сих пор не исполняет «сальто Корбут» так размашисто, как я; никто не освоил за два года варненский прыжок; никто не делает на бревне фляк и бланш-перекат в темпе; никто не...

    Если журналисты станут настаивать на том, что Ольга Корбут была эпохой в гимнастике, я не буду возражать. Глупо отказываться от того, что тебе больше никогда не предложат».

    Вскоре Ольга окончила исторический факультет Гродненского пединститута. Весной 1978 года на международных соревнованиях в Москве состоялись торжественные проводы Ольги Корбут. А потом Корбут вышла замуж.

    За несколько месяцев до свадьбы Ольга дала свои последние показательные выступления в Тегеране. «Не уходи, Ольга!» - скандировали ей фанаты-болельщики. Тогда же Ольга и Леонид Борткевич случайно познакомились в самолете. Встреча звезды спорта и певца популярного в стране ансамбля «Песняры» казалась судьбой. Как позже признавался Леонид - это была любовь с первого взгляда. У Ольги же - первый брак. У Борткевича уже была семья. С женой он развелся...

    На свадьбе в одном из минских ресторанов гуляли человек 150. Танцевали и пели под «Песняров». Пел и жених.

    Уйдя из спорта, Ольга занялась мужем. С упорством, которое вложили в нее тренеры, режиссировала каждый его шаг- как выходить на сцену, как держать микрофон, как кланяться. Потом она уговорила его начать сольную карьеру, и Борткевич ушел из «Песняров».

    Но Ольге было откровенно скучно. На родине ее заслуги подзабыли быстро. Должность тренера и оклад в 200 рублей - вот все, чем она должна была довольствоваться в СССР. А Америка по-прежнему грезила девушкой-гимнасткой... Отъезд семьи в США (вместе с сыном Ричардом) казался единственно правильным поступком.

    В 2000 году после двадцати двух лет совместной жизни Ольга и Леонид развелись. Решение о разводе Корбут и Борткевич принимали спокойно. Они вырастили прекрасного сына Ричарда, которому исполнился двадцать один год. И, может быть, в самом деле, как сейчас говорят, их брак себя исчерпал.

    В 2002 году с Ольгой произошла новая неприятность - она была арестована по обвинению в краже продуктов из магазина в пригороде Атланты. По решению местного суда, Ольга Корбут была выпущена под залог, сумма которого определена в 600 долларов. Стоимость товаров, в похищении которых обвиняют гимнастку, составила 19 долларов. По заявлению менеджера Корбут, все происшедшее стало результатом обычного недоразумения.

    По словам самой гимнастки, она просто забыла свой кошелек в машине и пошла за ним, чтобы расплатиться. При этом она намеревалась оставить тележку с продуктами у дверей магазина. "Ольга была уже у выхода, когда сотрудники службы охраны решили, что она пытается вывести тележку с собой", - подчеркнул менеджер гимнастки Кей Уитерфорд (Kay Weatherford).

    Легенда советской гимнастики, четырехкратная олимпийская чемпионка Ольга Корбут в студии телепрограммы "Пусть говорят" призналась, что перед Играми-1972 в Мюнхене ее в 16-летнем возрасте изнасиловал тренер Ренальд Кныш . Верить ли этому заявлению?

    Откровения Корбут вызвали у гостей студии противоречивую реакцию. Уважаемые люди обвиняли бывшую гимнастку во вранье, самопиаре и оговоре тренера. Сочувствующих спортсменке почти не нашлось.

    Это специфика труда мужчины-тренера с женщиной-спортсменкой, - заявил, например, комментатор Владимир Гомельский . - Рано или поздно так случается.

    А может, это было не изнасилование, а, как сейчас говорят, по обоюдному согласию? - следом задал вопрос Корбут ведущий Дмитрий Борисов .

    Странная, мягко говоря, ремарка. Как будто сексуальные отношения 16-летней спортсменки с 40-летним наставником, даже если они не имеют насильственного характера, это норма.

    "Я БЫЛА МАЛЕНЬКОЙ И ВСЕ ТЕРПЕЛА"

    В личной беседе (Кныш , который уже много лет живет в белорусском Гродно, вышел со студией на видео-связь), Корбут предъявила тренеру обвинения не только в сексуальных домогательствах. Она говорила и о постоянных побоях и унижениях.

    Хотите оценить, реально ли это было на тот момент? Давайте вспомним биографию гимнастки: Корбут из бедной многодетной семьи; порой ей некуда было возвращаться после тренировки, и она ночевала прямо в зале, на матах; родители были так заняты на работе, что долгое время даже не знали, что их дочь занимается гимнастикой. Выходит идеальный портрет потенциальной жертвы насильника.

    Кстати, вскоре после Олимпиады-1980, то есть через несколько лет после того, как Корбут закончила карьеру, Кныша вдруг резко попросили покинуть сборную команду. Он вынужден был уехать из Москвы и вскоре вернулся в Гродно, где живет до сих пор. Тренер написал целый ряд методических пособий, которые используются даже в современной гимнастике, но больше никогда не вернулся к работе на топ-уровне. Ответ на вопрос "почему" дала в эфире Корбут.

    Вы же знаете, почему вам запретили тренировать, - сказала она Кнышу. - Потому что я сказала правду! Вы сделали это не только со мной. И со мной это продолжалось не один год. Просто я была маленькой и все терпела.

    МОЖЕТ ЛИ ВОЗРАСТ СТАТЬ ИНДУЛЬГЕНЦИЕЙ?

    Историю Корбут легче всего представить как нелепые обвинения немолодой женщины против 86-летнего старика. Мол, какая разница, что там между ними было сорок лет назад? Даже у уголовных преступлений есть срок давности, тут он давно прошел. А Корбут просто пиарится, не в силах смириться, что былая популярность давно прошла.

    Но давайте вспомним процессы против нацистских преступников. Их судили и в 80, и в 90 лет, приговаривали к реальным тюремным срокам. Можно было, конечно, пожалеть какого-нибудь глубокого старика на скамье подсудимых, который явно уже физически не способен причинить зло. Но этот самый старик полвека назад мог способствовать гибели десятков невинных людей. Надо ли его жалеть? Может ли возраст стать индульгенцией для преступления такой тяжести?

    Нет, конечно, речи о том, чтобы применить сейчас к Кнышу реальное уголовное наказание. Но почему Корбут не имеет права заставить его заплатить за преступление хотя бы морально? Тренер, который называет свою бывшую воспитанницу "паскудой", но при этом ничего не объясняет по факту, явно не испытывает никаких угрызений совести.

    КРУГОВУЮ ПОРУКУ ПОРА СЛОМАТЬ

    В гимнастических кругах про Кныша , конечно, всем все давно известно. Утаить что-либо в этом маленьком мирке невозможно, и в правдивости истории Корбут тут практически никто не сомневается. Но для широкой публики наставник остается уважаемым специалистом, "поэтом гимнастики", как его называют на одном из ресурсов. Почему Корбут, хотя бы в качестве моральной компенсации, не должна была развеять этот миф?

    Кстати, к вопросу о ее любви к пиару. Впервые об изнасиловании Корбут заявила вовсе не в рамках популярного сейчас движения #MeToo, когда об аналогичных случаях рассказали, например, американские гимнастки. Ее первое упоминание об этом относится еще к концу 1990-х годов. То есть гимнастка ждала со своими откровениями вовсе не 40 лет, а 20. Тоже, конечно, немалый срок. Но для того времени, чтобы выйти публично с подобными заявлениями, действительно нужна была смелость.

    Вы не понимаете, что если бы я промолчала, он бы продолжал насиловать других девочек?! - в конце концов, сорвалась на эмоции в эфире Корбут .

    И это, на самом деле, ключевой момент. К сожалению, прямо сейчас в разных уголках мира страдают другие девочки, которые пережили в спорте нечто подобное. История Корбут должна натолкнуть их на мысль: не надо молчать. Если тренер совершил над вами насилие, неважно - бытовое или сексуальное - об этом надо заявить сразу, не выжидая годами. Спорить, ругаться, предъявлять доказательства по горячим следам. Тогда вы спасете не только себя, но и других спортсменок, которые придут работать к этому тренеру после вас.

    Иначе эту круговую поруку не сломать. Спустя десятки лет миру вновь захочется поверить уважаемому мэтру, а не вздорной гимнастке. Будь она хоть тысячу раз права.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Корбут Ольги Валентиновны

    Корбут Ольга Валентиновна - советская гимнастка, четырёхкратная олимпийская чемпионка.

    Детство

    Ольга окончила Гродненский государственный педагогический институт (1977) по специальности тренер-преподаватель.

    Спортивная карьера

    Ольга Корбут пришла в гимнастику во втором классе в школе в кружок гимнастики Ярослава Ивановича Короля в 1963 году. В 10 лет в 1965 году попала в группу к Кнышу. Первый большой успех пришёл в 1970 году - она стала чемпионкой СССР в опорном прыжке и вошла в сборную СССР. Первая гимнастка, которая смогла выполнить сальто на бревне.

    В историю спортивной гимнастики вошло противостояние Людмилы Турищевой и Ольги Корбут. Турищева олицетворяла собой старую академическую гимнастическую школу, тогда как Корбут воплощала в себе новые веяния в спорте: рискованные элементы, атлетизм и юность. На Олимпиаде в Мюнхене 1972 года Корбут продемонстрировала новаторские гимнастические элементы и стала фаворитом зрительских симпатий. Однако в жёсткой борьбе за абсолютное первенство она проиграла Турищевой. Выступая в ходе абсолютного первенства на своем коронном снаряде брусьях, она допустила серьёзную ошибку, и в итоге даже не попала в призы.

    В 1976 году Ольга вошла в состав сборной СССР на Играх в Монреале, выиграв в составе команды золото и завоевала серебро на бревне.

    После эмиграции в США Корбут начала тренировать гимнасток, а также ездила с показательными выступлениями. На данный момент она живет в городе Финикс (штат Аризона).

    Личная жизнь

    После Олимпиады 1972 года Ольга Корбут стала звездой эфира и была в 1973 году приглашена на гастроли в США. Гастроли прошли триумфально, и с ними связывают начало бума спортивной гимнастики в Америке.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    В 1974 году «по мотивам» её биографии был снят художественный фильм «Чудо с косичками», в котором она сама исполняла спортивные упражнения (в главной роли Ирина Мазуркевич).

    Закончила Ольга свою спортивную карьеру после Олимпиады в Монреале. В 1977 году получила диплом исторического факультета Гродненского университета. В 1978 году вышла замуж за известного певца, солиста группы «Песняры» Леонида Борткевича и прожила с ним вместе 22 года, имеет сына Ричарда. В 2000 году они расстались.

    С 1991 года проживает в США, имеет американское гражданство. В Атланте ей выделили дом. Спортсменку окружали поклонники.

    Достижения

    Заслуженный мастер спорта СССР (1972).

    4-кратная олимпийская чемпионка: 1972 - командное первенство, бревно и вольные упражнения, 1976 - командное первенство.

    Двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр (1972 - брусья, 1976 - бревно).

    Чемпионка мира 1974 в опорном прыжке.

    Чемпионка мира 1970 и 1974 в командном первенстве.

    Победительница Спартакиады народов СССР и абсолютная чемпионка СССР 1975 года, многократная чемпионка СССР.

    Обладательница серебряной медали чемпионата Европы 1973 года в абсолютном первенстве.

    «Петля Корбут»

    Ольга Корбут первой исполнила уникальный элемент «Петлю Корбут». Гимнастка встаёт на высокую часть разновысоких брусьев и делает фляк, цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. Элемент был исполнен во время её упражнений на брусьях на Олимпиаде в Мюнхене.

    Впоследствии элемент был усовершенствован Еленой Мухиной - она добавила к нему винт. В настоящее время «Петля Корбут» не выполняется на официальных соревнованиях, так как запрещена правилами (гимнасткам нельзя вставать ногами на верхнюю часть брусьев).