• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Самый популярный зимний вид спорта - это бег на лыжах. Но чтобы занятия на свежем воздухе приносили только положительные эмоции, необходимо позаботиться о спортивном оборудовании. В статье речь пойдет о лыжных креплениях. NNN и SNS - это самые современные системы крепежа, и спор о том, какие же из них лучше, уже давно идет среди спортсменов-профессионалов и любителей.

    NNN

    Норвежская компания Rottofella разработала специальную систему крепления ботинок к лыжам - NNN. Оригинальность состоит в присутствии двух резиновых флексоров, соединяющих ботинок с креплением, и двух продольных направляющих, не позволяющих смещаться ботинкам в стороны. В эти пружинящие манжеты упирается носок ботинка, и после толчка они возвращают ногу в горизонтальное положение.

    Конструкция NIS, используемая в креплениях NNN, позволяет установить крепеж на встроенную в лыжи платформу. Это очень удобно, так как не требуется вкручивать крепление в лыжу, и его можно сместить для настройки положения ботинка по отношению к центру тяжести. Многие лыжники используют эту возможность для настройки лыж под разные характеристики снега. Эта система также позволяет поставить спортсмену свое крепление.

    SNS

    Французская компания Salomon представила свою систему крепления - SNS. Отличие этой конструкции заключается в наличии центрального резинового флексора с одним в который упирается ботинок. Специальная подошва обуви позволяет спортсмену контролировать лыжи и ездить любым стилем.

    Установка крепежа не предусматривает специальной платформы на лыжах, как у крепления NNN, но ботинки требуются оригинальные, подходящие только для конструкции SNS. Обычный крепеж SNS имеет только одну скобу перед подошвой ботинка, но существует еще модификация SNS Pilot, где используются две металлические оси, которые закрепляются в два разных паза, находящихся на расстоянии в 2,5 см друг от друга. Это позволяет ограничить поднятие ступни в воздух и тем самым повысить контроль над лыжами.

    Различия систем

    В общем, различия между креплениями NNN и SNS незначительные и будут незаметны для обычного любителя, но есть нюансы, на которые обратит внимание профессионал. Например, крепежи SNS Pilot многие хвалят за двойное зацепление ботинок к лыжам, от этого улучшается маневренность, но в то же время при не очень холодной погоде снег набивается под вторую скобу и спрессовывается в ледяной комок, препятствующий нормальной постановке ботинка на крепление. Также случается отцепление второй скобы при толчке. Но в холодную погоду эти крепления работают отлично.

    Многие профессионалы ценят крепление NNN за то, что благодаря платформе на лыжах и конструкции NIS под крепежом, ботинок приподнимается, и нога как бы становится длиннее. Это увеличивает силу толчка за счет удлинения рычага. В то же время этот эффект снижает устойчивость лыжника, что исключено в креплениях SNS. Что выбрать: крепление NNN или SNS, решать самому лыжнику, в каких ботинках и на каких крепежах ему удобнее кататься. Это индивидуальный подход, и однозначного ответа нет.

    Установка креплений

    После выбора и покупки крепления, нужно его установить на лыжи. Делать это нужно в следующем порядке:

    1. Определяется центр тяжести лыж. Делается это так: лыжа кладется плашмя на ребро линейки и смещается до тех пор, пока не уравновесится, подобно весам (параллельно полу). Если крепление тяжелое, то находить центр тяжести нужно, приложив крепеж к лыжам, и сдвигать до тех пор, пока линия баланса не совпадет с фиксирующим пазом ботинка.
    2. Отмечаются места сверления отверстий. Для этой цели существуют бумажные шаблоны, прилагающиеся к креплению. Если шаблона под рукой не оказалось, можно нанести разметку шилом, приложив крепления к лыжам, соответственно центру тяжести.
    3. Сверлятся отверстия на глубину 10 мм. Предварительно подбирается сверло: для NNN - диаметр 3,4 мм; для SNS - 3,6 мм. Сверление производится аккуратно, слегка надавливая на дрель, чтобы не пройти лыжу насквозь. Желательно поставить ограничитель на сверло. Затем выдуваются опилки, и отверстия заливаются клеем для более надежной фиксации.
    4. Собирается конструкция. Для этого крепления прикладываются соответственно отверстиям и закручиваются шурупами. После этого требуется просушить лыжи 10 часов перед эксплуатацией.

    Все готово, теперь можно идти кататься. Судя по всему, ничего сложного в выборе и установке креплений нет.

    Установка лыжных креплений – этим искусством должен был владеть каждый советский гражданин, потому что во времена СССР никаких специальных мастерских для этого не было. Да и в голову никому, тем более, бывалому туристу, не приходило обращаться за платной помощью в этом элементарном деле. Тем более, что раньше, как и сейчас, в состав комплекта входила инструкция по установке лыжных креплений.

    Правильная установка лыжных креплений начинается с ее прочтения, что, как правило, делается . Советуем точно соблюдать пошаговые рекомендации, где учтена специфика монтажа в зависимости от их вида.

    Но если вы умудрились потерять инструкцию — читайте наш рассказ с пошаговыми фото, в котором подробно описана установка полужестких лыжных креплений.

    Полезные статьи:

    Крепление лыжное полужесткое: как установить правильно?


    Шаг 1.
    Найдите центр тяжести лыжи, положив ее на любой предмет небольшого размера, например, на строительный уголок или ручку отвертки. Она должна быть уравновешена — носок и запяток висеть в воздухе. Над этим местом, на лыже прочертите линию. Это и будет центр тяжести.


    Шаг 2.
    Возьмите крепление, положите его на лыжу таким образом, чтобы его передний край лег на очерченную линию. Аккуратно, не сдвинув крепление с места, вставьте в него ботинок, в котором собираетесь идти в поход (если собираетесь идти в бахилах, то и ). Подправьте так, чтобы подошва ботинка, его носок и пятка, находились по центру лыжи. Только в этом случае вам гарантирована правильная установка лыжных креплений.


    Шаг 3.
    Аккуратно, придерживая в таком положении крепление, снимите ботинок. Сразу поставьте метки карандашом через отверстия в креплениях. По этим меткам просверлите небольшие отверстия дрелью (сверлом 1,5-2 мм в диаметре). Или проделайте их шилом.

    Заверните шурупы, прилагаемые в наборе к креплениям, отверткой или шуруповертом.

    Шаг 4. Прикрепите трос и вставьте ботинок в крепление. Максимально возможно раскрутите бегунок лягушки, таким образом, чтобы он оказался на самом конце болта.

    Вставьте трос в бегунок. Защелкните лягушку и рукой натяните ее как можно дальше к носку лыжи. Отметьте место ближайшего к носу отверстия для установки лягушки. Второе будет закрыто лягушкой, поэтому сначала просверлите одно отверстие (но не на сквозь, не более, чем на 5 мм вглубь), вкрутите в него шуруп, затем, раскройте лягушку и по месту второго отверстия вкрутите второй шуруп.

    Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

    Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

    Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

    Крепления ретро-стиль

    Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

    Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

    Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

    Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

    Современная мода — SNS и NNN

    Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

    Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

    Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

    Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

    В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

    Техническая новинка NIS

    Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначение – NIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

    Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

    Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

    Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

    И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

    Видео по теме креплений

    На данный момент для большинства беговых лыж используются две системы креплений - SNS и NNN.

    Правила установки креплений различных марок могут быть различными, но при установке абсолютно любых видов креплений, нужно придерживаться определенных критериев: во-первых не должна пострадать прочность лыжи в месте установки крепления, во-вторых нужно обеспечить надежное сцепление ботинка и лыжи, и, наконец, нужно обеспечить хорошую управляемость лыжей.

    Характеристики лыжи напрямую зависят от правильности установки крепления и от его положения.

    Установка креплений на беговые лыжи.

    Системы креплений SNS и NNN имеют различные линейки креплений, направленные на использование различными группами людей - от профессиональных гонщиков до туристов, любителей и детей. В зависимости от сферы использования крепления отличаются весом, прочностью и жесткостью фиксации ботинка. Но для любого вида лыжных креплений остаются неизменными определенные требования:

    • Обеспечение необходимой фиксации ботинка.
    • Обеспечение возможности свободно маневрировать.
    • Сохранение прочности лыжи.

    Практически все современные крепления фиксируют ботинок путем соединения со скобой на подошве ботинка. Для традиционных видов креплений любых систем правильной установкой считается такая, при которой ось крепления скобы совпадает с осью центра тяжести лыжи.

    Производители пытаются обеспечить наилучшие характеристики лыж именно при креплении, установленном на центре тяжести. В таком случае обеспечивается наибольшая прочность лыжи, её устойчивость, а также наилучшая балансировка и соотношение жесткости лыжи с ее эластичностью. При потоковом производстве лыж очень сложно сделать так, чтобы все лыжи были полностью идентичными, особенно при использовании натуральных материалов. Поэтому важным положительным моментом стало создание системы NIS, которая облегчает процесс установки крепления, а также позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже. Многие современные лыжи в месте установки крепления имеют специальную платформу, которая обеспечивает прочную фиксацию. При неумелой установке креплений можно повредить внутреннюю структуру лыжи, что негативно отразится на ее прочности, а следовательно и долговечности.

    При установке лучше всего использовать предназначенные для этого инструменты:

    1. Шаблон для разметки отверстий на лыже.
    2. Дрель.
    3. Сверло.
    4. Линейка.
    5. Отвертка.
    6. Маркер.
    7. Клей.
    8. Лыжи и крепления.

    Разметка лыж.

    При помощи линейки нужно найти центр тяжести лыжи и отметить его маркером. Для разметки отверстий лучше всего использовать специальный «кондуктор», он позволит точно позиционировать положение сверла.

    Следует установить кондуктор (соответствующий типу крепления) так, чтобы центр тяжести лыжи совпал с меткой SKI BALANCE на поверхности кондуктора.

    Если у вас нет такого кондуктора, то можно использовать простой бумажный шаблон. Обычно он идет в наборе с креплениями.

    Если же нет ни того, ни другого, то можно приложить само крепление таким образом, чтобы ось фиксации скобы ботинка совпала с центром тяжести лыжи. Отверстия следует помечать маркером либо легким нажатием шила. Чтобы измерения были более точными, нужно делать отметки при собранном креплении, ведь некоторые детали могут двигаться, и может получиться смещение отметок.

    Ни в коем случае нельзя использовать кондуктор или шаблон не с того вида креплений, так как в разных системах отверстия креплений находятся в разных местах.

    Сверление отверстий.

    Для сверления отверстий в лыже следует использовать дрель с регулируемой скоростью оборотов и специальные сверла. У специального сверла есть расширение, которое не даст просверлить лыжу больше чем это нужно. Сверлить нужно легко нажимая на дрель на средних оборотах.

    Установка крепления.

    Прежде чем устанавливать крепления, отверстие, полученное сверлением лыжи, следует залить специальным клеем. Он обеспечит гидроизоляцию и заливает трещины. Если не будет достаточной гидроизоляции, то вода будет попадать вовнутрь лыжи и вызывать ее гниение изнутри и поломки. Особенно это серьезно для лыж с сотовой структурой и для лыж из натуральных материалов.

    В сервисных центрах обычно используют фирменные клеи известных брендов. Но можно использовать и клей ПВА. Он обеспечивает достаточную герметичность и прочность. Крепление должно прикручиваться до полной фиксации, нельзя допускать люфты. После того, как крепление установлено, клею нужно дать высохнуть около двенадцати часов.

    Установка креплений с предустановленной платформой.

    С использованием системы Rottefella NIS установка лыжных креплений упрощается в разы. Для использования такого крепления нужны специальные лыжи со специальной платформой. Для установки крепления оно заводится по направляющим до щелчка. Таким же образом устанавливается подпятник. Затем он фиксируется с помощью ключа, который идет в наборе.

    Эта система позволяет найти оптимальное положение креплений на лыже, учитывая погодные условия и состояние трассы. Регулировать крепления можно перед каждым катанием, или даже во время катания. Еще один плюс этой системы в том, что можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.

    Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

    Выбор ботинок

    В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

    Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
    В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

    • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
    • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
    • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
    По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
    • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
    • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
    • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
    • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
    На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
    Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
    Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
    Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

    Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
    Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
    Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
    Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
    На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
    Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
    В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
    Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
    В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
    При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

    Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
    Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
    По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
    Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
    Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
    Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
    Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
    Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
    Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
    Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
    Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
    В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

    • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
    • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
    • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
    В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

    Выбор креплений

    Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
    • передние (Nordic 75);
    • с «желобом» (система SNS);
    • с «рельсами» (система NNN).
    Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
    Остановимся о каждом из креплений подробнее.
    Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
    Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
    В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
    На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
    Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
    Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
    К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
    Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
    К слову, крепления бывают двух видов:
    • автоматические;
    • механические.
    В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
    Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

    Горные лыжи
    В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
    Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
    Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
    Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
    По способу застегивания они делятся на:

    • застегивающиеся вручную;
    • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
    • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
    Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
    Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
    Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

    Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
    В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,