• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Трехкратный чемпион «Формулы-1» австриец Ники Лауда — одна из самых противоречивых фигур в истории «королевских автогонок». Он выжил в тяжелейшей аварии и вернулся в спорт, он был резок, а порой и груб даже с самыми близкими людьми.

    Николас Андреас Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в весьма состоятельной семье. Дедушка Ники Ханс Лауда, заработавший в свое время состояние на производстве бумаги, передал дело сыну, тот, в свою очередь, надеялся, что семейная традиция продолжится. У наследника же бумажная промышленность не вызывала ни малейшего интереса, зато он был не прочь лишний раз заглянуть под капот автомобиля и в возрасте 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и мог с легкостью обогнать водителя с внушительным стажем. Увлечение юного Ники быстрой ездой и всем, что связано с автомобилями, по мнению высшего общества того времени, позорило главу и все остальное семейство. А влиятельные люди, как это ни парадоксально, чужому мнению чересчур подвержены. Родители будущего гонщика не были исключением, и светские беседы волновали их гораздо больше, чем счастье собственного сына.

    Для того чтобы иметь возможность обучаться любимому делу Ники сначала пришлось бросить университет, куда его заставил поступить отец, а потом взять кредит в банке. Спустя время он скажет, что тогда заложил самого себя, но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского и… не лежит в гипсе. Ссуду на реализацию своей мечты он получил без проблем — кредиторы редко отказывали, если к ним обращался, кто-либо, носящий фамилию Лауда. Что же касается работы, то кто-то, а Ники по пути наверх наступал на каждую ступеньку карьерной лестницы, не пропуская ни одной. Формула Vee, серии Chevron и Porshe, третья «Формула». А вот для того что принять участие в австрийском Гран-При, начинающему спортсмену вновь пришлось одалживать деньги у банков. Не секрет ведь, что гонки — удел далеко не бедных людей.

    Проценты растут, но ни успех, ни деньги, которые нужно возвращать, к Лауде так и не приходят. Но, как известно, рано или поздно судьба вознаграждает нас за старания, труды, упорство, за веру в чудо, наконец. Ники идет ва-банк и покупает место на следующий сезон в команде BRM, выступая за которую, добывает свои первые очки. Черная полоса в жизни пока еще малоизвестного пилота уступила место белой. В 1973, благодаря Клею Регаццони, перешедшему из BRM не куда-нибудь, а в Ferrari и настоявшему на приглашении в «конюшню» Лауды, 24-летний Ники начинает творить свою историю.

    Красный болид и австрийский гонщик были, будто, созданы друг для друга. Владелец команды Энцо Феррари, наблюдая за Ники, понимает, что успех не заставит себя долго ждать и выплачивает все долги своего пилота, который по итогам второго сезона своих выступлений за «Скудерию» становится чемпионом первой «Формулы» и завоевывает Кубок конструкторов.

    В начале следующего сезона 1976 года, Ники не сбавляет обороты. Серия побед; отрыв от своего главного соперника, а некогда лучшего друга Джеймса Ханта в 35 очков; женитьба на модели Марлен Кнаус, которую он увел у актера Курта Юргенса, а предварительно бросил свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус, улучшенные условия контракта — Ники ловко обвел вокруг пальца Энцо Феррари во время переговоров, в чем гонщик спустя годы признается в автобиографии «В ад и обратно».

    Путешествие на тот свет Ники совершил на втором круге Гран-при Германии. На знаменитом «Нюрбургринге» Лауда вылетает с трассы в повороте «Бергверк». Его Ferrari пробила ограждение, отскочила назад, столкнулась с автомобилем Бретта Лунгера и загорелась.

    То, что Ники выжил после страшнейшей аварии, вошедшей в историю мирового автоспорта, а спустя всего шесть недель вернулся в борьбу за титул — больше, чем чудо.

    Случившееся на Гран-При Германии… Что это? Рядовой случай в гонках или возмездие и урок? Свои непростым характером и не всегда порядочными поступками Лауда известен ничуть не меньше, чем своим талантом лихо управлять автомобилем.

    Вспомнить хотя бы его знаменитое высказывание в лицо Энцо Феррари в адрес машин «Скудерии». Казалось бы, задолжавший по кредитам Лауда должен был быть безмерно благодарным итальянцу за то, что тот предоставил ему возможность не только выступать в «королевских гонках», но и готов платить ему зарплату, а он после первых тестов, сравнивает болид с «куском дерьма». С женщинами Ники тоже недостаточно вежлив и галантен. Познакомившись с Марлен, спортсмен, не раздумывая поставил точку в восьмилетних отношениях с Мариэллой, сказав девушке, что у него больше «нет времени для глупостей». О его прямолинейности, несгибаемости в спорах, и неспособности уступить или хотя бы, пойти на компромисс до сих пор говорить можно много и долго, его афоризмы и цитаты вполне сформируют сборник, а некоторые высказывания дают право включить его в число способных идти по трупам. Ники однажды признался, что у него никогда не было друзей поскольку в его времена противник «готов был скрутить тебе голову ради победы», а для того, чтобы тогда взобраться на вершину, нужно было быть одиночкой.

    Пресса и болельщики моментально окрестили «птицу феникса» трусом. Чуть позже такого же мнения стало придерживаться и руководство Ferrari. В ответ на немилость верхов «Скудерии», досрочно оформив чемпионство сезона 1977, Ники покидает команду и в следующем году начинает выступать за Brabham, которым на тот момент владел Берни Экклстоун, а спустя год объявляет о завершении карьеры. Чтобы вновь вернуться. Осуществить второй «камбэк» оказалось гораздо труднее, чем первый, ведь теперь нужно было бороться не только со страхом, но и с нелестным мнением о Ники Лауде, царящем в обществе.

    Но прежде он занялся бизнесом, основал собственную авиакомпанию Lauda Air, получил лицензию летчика и в 1980 году, когда многие страны бойкотировали московскую Олимпиаду, перевез на своем самолете в столицу несколько лошадей для участия в Играх. Не успели его родственники порадоваться тому, что Ники взялся за ум и занялся делом, как компания начала нести убытки. Ей было непросто, конкурировать с гигантом австрийского авиарынка Austrian Airlines. И для того, что не обанкротиться Лауда принимает решение вернуться в «королевские гонки».

    30-летний австриец становится гонщиком McLaren, но триумфальным стал лишь один сезон из четырех проведенных. «Крыса», именно такое прозвище получил Ники, за свои сильно выступающие вперед передние зубы, решил теперь уже окончательно покинуть этот корабль. В 1985 году он вновь принялся за дела воздушные, однако спустя несколько успешных и приносящих прибыль лет, авиакомпанию пришлось закрыть в связи с крушением Boeing 767 в Таиланде, несмотря на то, что причиной трагедии стал заводской дефект конструкции.

    Личная жизнь экс-гонщика тоже насыщена событиями. В 1991 году он разводится со своей женой, но Ники и Марлен, которая подарила супругу сыновей Лукаса и Матиаса, до сих пор поддерживают теплые дружеские отношения. Матиас пошел по стопам отца, однако успешным автогонщиком его не назовешь, Лукас является менеджером собственного брата. Внебрачному сыну Кристофу сейчас 31 год, общаются они крайне редко, а вот «новая» и «старая» семьи бывшего спортсмена частенько ходят вместе в ресторан.

    Сейчас 64-летний Ники живет со своей второй женой и близнецами Максом и Мией недалеко от Вены. К слову, вторая супруга легендарного гонщика Биргит, бывшая стюардесса бюджетной авиакомпании FlyNiki. После банкротства Lauda, бывший спортсмен приобрел Aero Lloyd Austria. Авиакомпания начала деятельность в 2003-м под временным названием FlyNiki, и уже через год заключила договор о сотрудничестве с Air Berlin. Теперь это единый «лоу-кост альянс» Airberlin group.

    Лауда утверждает, что влюбился в Биргит с первого взгляда. Увидев ее однажды на вечеринке, он отметил, что на ней в отличие от других присутствующих девушек надеты сапоги на плоской подошве. (Остальные носили обувь на высоком каблуке). Индивидуальность стюардессы, впечатлила его настолько, что этому волшебному чувству под названием любовь он уже не мог ничего противопоставить. Без Биргит Ники не смог бы жить. В буквальном смысле. В 1997 экс-спортсмен начал испытывать проблемы с почками, которые, скорее всего, стали последствием аварии на трассе «Нюрнбургринг». С момента его знакомства со стюардессой прошло всего лишь восемь месяцев, но девушка, не раздумывая, предложила ему свой жизненно важный орган. Лауда столь щедрое предложение принял, а Биргит, в свою очередь, ответила согласием на его предложение о замужестве.

    Ники Лауда будто обладает невероятной способностью практически воскресать из мертвых и возрождаться из пепла после собственных падений и поражений. Удивительно, где этот уже немолодой мужчина черпает энергию, чтобы оставаться всегда находиться в центре гоночного мира. Или же это происходит, благодаря его непростому характеру и острому языку. Он пробовал себя в качестве консультанта Ferrari, McLaren, но так и не смог установить контакт с руководством этих команд. Затем занимал пост спортивного директора Jaguar. После начал комментировать гонки в эфире немецкого телеканала RTL, писать книги об автоспорте, хотя читать, как сам признается, ненавидит. Теперь же он является членом совета директоров гоночной команды Mercedes, продолжает безжалостно критиковать современную Формулу, ворчать на действующих гонщиков же австриец может целиком сосредоточиться на Формуле-1, плачет, когда смотрит «Малышку на миллион» Клинта Иствуда, и, называя себя пессимистом, знает, что самое прекрасное ждет его впереди.

    С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team).

    Андреас Николаус Лауда, более известный, как Ники Лауда, купил себе путь в Формулу 1, и с лихвой расплатился за это своим здоровьем. После ужаснейшей аварии в 1976 г, которая с ним приключилась в Нюрнбургринге. он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли.

    Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».
    В 1980 году Ники Лауда основывает свою авиакомпанию Lauda Air. Он занимался чартерными рейсами в Австрии.В это время в авиакомпании Ники была стюардесса Биргит. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились.
    В 1997 году у Ники Ники Лауда начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас * хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился.

    Легендарный чемпион рассказал, как его будущая жена Бриджит спасла ему жизнь, когда у него возникли серьезные проблемы со здоровьем.
    «Мы встречались на протяжении восьми месяцев, когда у меня возникли проблемы с почками. Бриджит сказала, что пройдет тест, но я спросил ее: «Зачем тебе делать тест?» Она ответила: «Потому что я хочу». Я ей сказал: «Ты никогда не пожертвуешь свою почку, потому что я болен, и я знаю тебя всего восемь месяцев, так что я никогда не пойду на это».

    Она прошла тест, и ее почка подошла. После долгих размышлений об этом мы решились. И когда ее отвезли в больницу, я молился, чтобы с ней ничего не случилось. У меня есть ее почка, и она работает на 100%. Это фантастика. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились Я женился на ней, но не из-за того, что она пожертвовала мне почку, а потому что она была подходящей женщиной. "
    В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.


    Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

    Кажется, наступил расцвет кино об автогонках. Только что с широкого экрана сошел “Сенна”, а ему на смену уже идет “Гонка”. На этот раз в сюжете два патологически упорных персонажа: Ники Лауда и Джеймс Хант, и человеческая природа дает зрителю пищу для размышления. Это работа студии Working Title, создавшей “Сенну” (а еще из последнего - “Шпион, выйди вон!”): режиссер Рон Ховард (“Аполлон 13”, “Фрост против Никсона”, “Игры разума”) и сценарист Питер Морган (“Сделка”, “Королева”, “Проклятый Юнайтед”). Понимающего кинофаната такая перспектива не может не заинтересовать. А для тех, кто любит автогонки, это просто завод Evian посреди Сахары. Но Питер Морган сразу предупредил, что “Гонка” - фильм не про “Формулу-1”.

    “Я рассматриваю «Формулу» исключительно с точки зрения драмы человеческих отношений, - говорит он мне в перерыве между кастингами на роли самого известного покровителя Ханта, лорда Хескета, и легендарного капитана команды Hesketh Баблза Хорсли. - Это будет фильм о людях, а не о спорте. Знаете, что у меня сразу спросил Берни Экклстоун? «Надеюсь, это будет фильм не о “Формуле?”» «Нет, - ответил я. - Это фильм о двух людях». И он сказал: «Вот это хорошо». Ему очень понравилось, что я пишу о великом соперничестве, столкновении разных взглядов, мировоззрений и философий”. Удивительно, что так долго не удавалось начать проект, ведь персонажи очень интересные. Англичан, конечно, интересует Джеймс Хант, чемпион мира 1976 го­да. Личность темная и загадочная, с неутолимыми амбициями, Хант был красив, атлетически сложен, закончил частную школу, обожал дразнить истеблишмент (и занимался этим всю жизнь). В 17 лет он ни с того, ни с сего заявил измученным родителям: “Можете больше не переживать, я возьмусь за ум. Я собираюсь стать гонщиком. И буду чемпионом мира”.

    1. Лауда едет на пит-лейн после победы в Монако, 1976
    2. Хант, Джонс и Эртль любуются видами на Гран-при США, 1976

    Несмотря на то, что Хант был из богатой семьи, денег у него не было, и отец из принципа отказался дать ему в долг. Он пробивал себе путь жестокой экономией, вцеплялся зубами в любой шанс и шел напролом. С кузовных гонок он пере­шел в “Формулу Форд”, потом в “Формулу-3” и, наконец, вопреки всему попал в “Формулу-2”. Его команда Hesketh Racing существовала тоже вопреки всему. Ее владельцем был цветущий лорд Хескет, молодой любитель вечеринок, который носил Rolex, инкрустированный бриллиантами, летал на частном вертолете Jet Ranger и курил невероятно толстые сигары. Хескет называл Ханта суперзвездой и в конце концов занялся “Формулой-1” по совершенно безумной причине: раз команда отвратительно выступает в “Формуле-2”, почему бы не потратиться и на “Формулу-1”? Результаты, может, лучше и не будут, зато это гораздо шикарнее. “Люди делают деньги, чтобы их копить. А я делаю деньги, чтобы их тратить”, - говорил он.

    1. Ники Лауда на Нюрбургринге перед аварией, 1976
    2. Хант недоволен дисквалификацией на испанском Гран-при, 1976. Позже победу ему вернули
    3. Джеймс Хант в полете на Нюрбургринге, 1976. Он победил

    Команда Хескета одержала славную победу в Гран-при Голландии в 1975 году, и тут деньги кончились. Когда Эмерсон Фиттипальди в последний момент бросил McLaren ради неудачливой команды своего брата Уилсона, Хант подписал контракт с McLaren на сезон 1976 года. Это был нелегкий союз, не в последнюю очередь из-за того, что Хант отказался от условия носить костюм на спонсорских приемах. Тем не менее это сотрудничество обеспечило на редкость зрелищный сезон с почти неправдоподобным голливудским хеппи-эндом.

    Тогда же от Ханта ушла жена - роскошная модель Сюзи. Ушла к актеру Ричарду Бертону, хотя пос­тоянные гулянки и кочевой образ жизни сыграли тут не последнюю роль. Хант отличался исключительным здоровьем, хотя дымил, как паровоз, и любил выпить, но был так издерган, что перед гонкой его обычно выворачивало. К тому же он мог быть невыносим, в чем сам открыто признавался. Он напоминал рок-звезду: за ним всегда ходила свита подхалимов и готовых на все поклонниц. Он отрывался, как будто жил последний день, главным образом потому, что знал: в автогонках любой день может стать последним. И все же в том году он победил шесть раз за рулем болида McLaren M23, а его дуэль с пилотом Ferrari Ники Лаудой стала легендой. Теперь о ней сняли большую картину.

    Столкнувшись с Лаудой, Реггациони поставил Ханта на два колеса, Брендс-Хэтч, 1976

    В автогонках, как и везде, к мертвым относятся с приторным почте­нием. Лауда жив, но он подходил к смерти так близко, насколько это возможно. Наверное, если бы он умер, мы думали бы о нем с большей нежностью. Он жесткий человек - это подтвердит всякий, кто работал с ним или брал у него интервью. Они с Джеймсом даже вместе снимали квартиру в 1971 году, но когда их карьеры пошли в гору, дружба перешла в соперничество. Лауда стал чемпионом мира в 1975 и 1977 гг. в составе Ferrari. Потом в 1979-м ушел из “Формулы” и успешно занялся авиаперевозками, но потом вернулся и снова завоевал титул, выступая за McLaren, в 1984 году.

    За это время он успел увести свою первую жену Марлен Кнаус у немецкого актера Курта Юргенса. А в блестящей автобиографии “В ад и обратно” пишет, как обставил Энцо Феррари во время переговоров по контракту на сезон 1976 года.

    И вот эта авария. В 1975 году Лауда первым прошел Нюрбургринг меньше чем за семь минут: 6,58 - поразительный результат! “Контраст между современным гоночным болидом и трассой каменного века был так велик, что жизнь каждого пилота была буквально в его руках”, - писал он, хотя прошел круг исключительно быстро. Он потом даже предложил пилотам бойкотировать трассу. Но никто не согласился. Он разбился на Гран-при Германии в 1976 году (в том сезоне он лидировал) - в быстром левом повороте перед Бергверком сломалась задняя подвеска.

    Лауда на Нюрбургринге, 1976. Он разобъется на втором круге

    Его болид выкатился под колеса Бретту Лангеру и взорвался. Другой пилот, Артуро Мерцарио, нырнул в пламя и отстегнул пряжку ремней. Страшно читать воспоминания Лауды о той аварии, из-за которой он оказался на пороге смерти и о которой получил память на всю жизнь. “Репортеры хотят, чтобы я вернулся туда, совершил какой-то ритуал, - пишет он. - Но если я действительно вернусь на это место, скорее всего они услышат от меня: «А, вот где я поджарился!» – и уйдут, думая, что за бездушный ублюдок, этот Лауда”. Бездушный ублюдок, который чуть ли не через шесть недель снова сел за руль болида…

    «ЛАУДА ПОДХОДИЛ К СМЕРТИ ТАК БЛИЗКО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОСТИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ»

    Питер Морган, который подружился с Лаудой и его семьей, видит его иначе. “Он бесцеремонный человек, не терпит дураков, но на самом деле он многого не показывает. И вот что важно для фильма, - говорит он. - Лично мне его прямота симпатична. Когда Рон Ховард прочел сценарий, он сказал: «Пит, Ники у тебя получился просто кремень». А я сказал: «А ты попробуй, вложи в его слова душу». И персонаж сразу оживает. Дело в том, что ты не можешь написать ему слишком много слов, потому что он неразговорчив. Но это не значит, что его роль неинтересно писать. Это отличное упражнение на краткость и выразительность”.

    Ханта, говорит он, труднее поймать: “По духу и темпераменту он был сложным человеком: возможно, самым большим достижением Джеймса была широта его разгула”. Но сюжет выигрывает от противостояния внутри этой пары.

    Хант впереди Лауды на Гран-при Великобритании, Брендс-Хэтч, 1976

    “Ники никогда не чувствовал угрозы со стороны Джеймса-пилота. Он знал, что если Джеймс и обгонит его один раз, то он сумеет отыграться раз десять, - замечает Питер. - Но соперничество возникло яростное, и Лауда восхищался Джеймсом, его способом получать удовольствие от жизни. Иногда самая большая удача - непримиримый соперник. Сенна и Прост выразили себя в своем соперничестве. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. Бьёрн Борг и Джон Макинрой... То и дело появляются два чудесных таланта, два человека, которым, кажется, на роду писано быть соперниками”.

    “Я бы взялся за сценарий, даже если бы это были просто двое актеров на сцене и звуковое оформление”, - говорит он. И добавляет, что “Гонка” будет захватывающим зрелищем. “Надеюсь, нам удастся то, что не удавалось еще никому. Это будет великолепный фильм”.

    ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ, МЭТТ МАСТЕР


    Ники ЛАУДА и Джеймс ХАНТ. Фото: Reuters

    Обозреватель «Недели» вспоминает о самом невероятном сезоне в истории автоспорта.

    Они могли стать друзьями, но судьба разбросала их по разные стороны баррикад. Они восхищались и отчаянно завидовали друг другу. Хант - железной самодисциплине Лауды, а тот - способности британца брать от жизни все и даже чуточку больше.

    ЧЕЛОВЕК-КАТАСТРОФА

    «Где бьется сексуальный пульс нашей общаги?» - вопрошал брат маленькой Веры из одноименного кинохита, заходя в комнату героя Андрея Соколова. То же можно было сказать и о человеке, который родился 29 августа 1947 года в английском Белмонте в семье биржевого маклера.

    Ребенком Джеймс Хант напоминал старую юлу, которая никогда не находится на одном месте и крутится в обратном заданному направлении. Господь наградил его вагоном здоровья и внешностью Аполлона: уже в подростковом возрасте высокий крепкий блондин образцово играл в теннис и сквош, и главное - наслаждался своей популярностью у женщин, рано испробовав все радости жизни. Уставшие от его похождений родители надеялись, что Джеймс перестанет бузить и станет врачом, и в 17 лет он неожиданно их «успокоил»: «Не переживайте, я берусь за ум. Собираюсь стать… гонщиком. И буду чемпионом мира!»

    Тренироваться на «кошках» Хант начал на ферме в Уэльсе, когда сел за руль… трактора и понял, что ему не хватает сил для переключения передач. Но уже в семнадцать Джеймс сдал экзамен по вождению, а поездка на автопробег в Сильверстоун в качестве зрителя окончательно сдвинула в его голове нужный тумблер. Он потратил два года на доработку развалюхи Mini, однако не прошел техническую экспертизу на первом же старте, когда выяснилось, что «болид» Джеймса Ханта оборудован… шезлонгом.

    Ранние гонки порывистого британца в низших классах «Формулы» заканчивались бедствием: однажды его Ford разбился и упал в озеро, а Джеймс едва успел отстегнуть ремни безопасности, получив прозвище «Hunt - The Shunt» («человек-катастрофа»). При этом англичанин никогда не мог победить свои страхи: в гараже перед гонкой его часто рвало. Снимать напряжение помогали испытанные средства: сигареты, марихуана и, конечно же, секс, которым Джеймс регулярно занимался в боксах перед самым стартом. По слухам, близким знакомством с «плейбоем» могли похвастать более пяти тысяч женщин, и даже если бабушка в данном случае сказала надвое, итоговая цифра все равно впечатляет.

    «СЕКС - ЗАВТРАК ЧЕМПИОНОВ!»

    Мощный коктейль адреналина и тестостерона делали Ханта жестким соперником на трассе. И он постепенно прогрессировал, перебравшись в Лондон и сняв квартиру вместе с другим гонщиком «Формулы-3». Это был странный австриец с неправильным прикусом и выпирающими передними зубами. Звали его Ники Лауда.

    Николас Де Соуза Андерсон Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в состоятельной семье магната по производству бумаги. К ужасу отца Ники интересовался не бизнесом, а машинами: был не прочь заглянуть под капот автомобиля, в 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и с легкостью обгонял опытных шоферов. «Бог дал мне заурядный мозг, но зато мой зад чувствует в машине все», - любил повторять Лауда и, несомненно, лукавил, так как с мозгами у него все было в полном порядке.

    Когда взбешенный отец отказался от его обеспечения, Ники спасли гены предпринимателя. Он попросил ссуду в банке и купил себе место в команде March в «Формуле-2». А вот точно такой же ход в отношении BRM из «Формулы-1» чуть не закончился крахом: сезон-1972 получился катастрофическим, и Ники проклинал день, когда сел за баранку этого «пылесоса». Однако партнер по BRM Клей Регаццони перебрался в Ferrari, порекомендовав захватить еще и австрийца. Сделку чуть было не испортила чертова прямота Ники. Когда великий Энцо Феррари попросил его после первого теста охарактеризовать в двух словах созданный его командой болид, этими словами были «Кусок дерьма!». Коммендаторе надулся, но продолжил реструктуризацию, и машина становилась все лучше. Так у Ники, наконец, появился шанс расплатиться с долгами.

    Путь в первую «Формулу» Ханта вышел менее извилистым. Хозяин команды Hesketh Racing, лорд Хескет, обожал вечеринки, носил Rolex с бриллиантами, летал на частном вертолете, курил толстые сигары и называл Джеймса «Суперзвездой». Хескет видел, что команда отвратительно выступает в «Формуле-2» и решил… потратиться на «Формулу-1». Результаты, может, и не улучшатся, но шика будет больше. «Люди делают деньги, чтобы их копить, а я - чтобы тратить», - заявил Хескет к радости Ханта. «Суперзвезда» обзавелась новым болидом и фирменным комбинезоном с сомнительной нашивкой «Секс - завтрак чемпионов». «Голодным» перед гонками Джеймс по-прежнему не оставался.

    ГОНКИ ЗА ЖЕНЩИНАМИ И… ОТ НИХ

    В первых четырех гонках сезона 1975 года выше пятого места Лауда не поднимался. Но затем пересел на Феррари 312Т, выиграл четыре старта из следующих пяти, завершавший сезон Гран-при США и в первый раз стал чемпионом мира.

    Ханту подиумные места давались сложнее: в 1974-м он несколько раз был третьим, а годом спустя оформил первую победу в «Формуле-1». Зато Джеймс привлекал внимание яркой индивидуальностью: выразительным низким голосом он говорил журналистам только то, что думал. В общем, вел себя «як той фейерверк» и был антиподом расчетливого Лауды, которого сравнивали с компьютером. Горячего Ханта раздражала флегматичность соперника, и тогда между бывшими приятелями начали происходить первые пикировки. «Вот ты называешь меня Крысой, - спокойно парировал Ники. - Что ж, я не против. Крысы не очень симпатичные, но они чертовски умны и организованы. А ты, Джеймс, продолжай развлекаться…»

    Джеймс продолжал, но после самоотвода Хескета, вообще, мог остаться без команды. К счастью, бразилец Эмерсон Фиттипальди неожиданно ушел из McLaren, и на его место взяли обещавшего грызть землю британца. Хант поставил на карту все. На горизонте маячил самый безумный и драматичный в истории «Формулы-1» сезон-1976.

    В этот же период наши герои пережили серьезные перемены в личной жизни. Ники женился на модели Марлен Кнаус, которую увел у актера Курта Юргенса, бросив свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус с убийственной формулировкой: «У меня больше нет времени на глупости». А вот жена Джеймса, модель Сьюзи Миллер, ушла от него к великому актеру Ричарду Бартону, который был в таком восторге от девушки, что предложил Ханту отступные в размере миллиона долларов. На что получил ответ: «Расслабься, Ричард. Ты и так серьезно сократил мои расходы…» Впервые за долгое время Хант поставил гонки выше женщин.

    Он опередил Лауду в Испании и победил на Гран-при Великобритании. Но руководство «Формулы-1» отобрало у McLaren победу за не вписывавшуюся в стандарт ширину колес и присудило ее пришедшему вторым австрийцу. Серия побед Ники позволила ему увеличить отрыв от главного соперника до 35 очков, и он не верил в реальность борьбы: «Ханту нужно выиграть кучу гонок. А еще… свиньи, наконец-то, должны научиться летать».

    В АД И… ОБРАТНО

    Все перевернул Гран-при Германии, на котором чемпиону довелось спуститься в преисподнюю и… вернуться обратно.

    Годом ранее Лауда первым прошел круг кошмарного «Нюрбургринга» меньше чем за семь минут, показав фантастические 6,58. И заявив при этом: «Контраст между современным болидом и трассой каменного века так велик, что жизнь каждого пилота находится буквально в его руках». Накануне гонки-1976 Лауда собрал пилотов и руководителей тура и предложил бойкотировать немецкую трассу: «Это самый тупой, варварский и опасный трек в мире. Вы видели дождь?.. Тут нужны идеальные условия, а иначе риск станет запредельным. Садясь за руль, я примиряюсь с 20-процентной вероятностью своей смерти, но я не хочу увеличивать это число!» И тут встал Хант: «Ники, ты просто хочешь стать недосягаемым в общем зачете. Нет, ты нас не проведешь…» Разумеется, большинство поддержало Джеймса.

    Несколько часов спустя на втором круге «Нюрбургринга» Лауда вылетел с трассы в повороте «Бергверк». Его болид пробил ограждение, отскочил назад, столкнулся с автомобилем Бретта Ланджера и загорелся. Выбраться из пылающего автомобиля Ники помогли сам Ланджер, а также итальянский гонщик Артуро Мерцарио, буквально окунувшийся в пламя и отстегнувший ремни безопасности. Диагноз звучал дико: перелом нескольких ребер, отравление легких токсичными парами бензина, тяжелые ожоги тела и головы. Стоявший над находящимся в коме Лаудой священник уже начал взывать к богу, но Ники неожиданно очнулся и прогнал служителя церкви. Пока его легкие прочищали вакуумной трубкой, а на правую часть лица пересаживали кожу с бедра, Хант стремительно сокращал отрыв в очках.

    Лауда не только остался жив, но и вернулся в гонки спустя 42 дня на Гран-при в Монце! Он сделал только одну пластическую операцию, чтобы полностью восстановить веки глаз, а обожженное ухо, как шутил Ники, упростило разговоры по телефону. Пока чемпион возвращал утраченную форму, Джеймс выиграл этапы в США и в Канаде. Все решала последняя в сезоне гонка в Японии, перед которой Лауда опережал Ханта всего на… три очка.

    ДРАМА У ПОДНОЖЬЯ ФУДЗИЯМЫ

    Всю неделю перед главным стартом своей жизни Джеймс куролесил в отеле «Токио Хилтон». За две недели в его номер постучались 33 стюардессы British Airways, делавшие в Японии 24-часовые остановки в пути. Этот своеобразный мировой рекорд вдохновил Ханта и на спортивные достижения.

    В квалификации претендентов опередил Марио Андретти. А уже перед стартом пошел проливной дождь, и после первого круга Ларри Перкинс отказался продолжать гонку из-за почти нулевой видимости. Лауда после полученных ожогов не мог часто моргать, и вода постоянно затекала ему в глаза. Ники всегда стремился минимизировать риск, и только потом - получить максимальный результат, а потому процессор в его голове нашел ответ очень быстро. Лауда оценил собственную жизнь в дороже победы, и сошел с дистанции после двух пройденных кругов. Боссы Ferrari были в шоке, им только и оставалось, что следить за сражающимся со стихией Хантом. На 61-м круге Джеймсу пришлось заехать в боксы для починки проколотого колеса, а за пять кругов до финиша снова сделать пит-стоп, чтобы поменять напрочь облупившуюся резину. Хант вернулся на трассу на 5-м месте, тогда как для чемпионства его устраивало третье. Казалось бы, интрига умерла, но Лауда не спешил принимать поздравления. Он знал, что этот клятый британец будет драться до последнего. За оставшееся до финиша мизерное время Хант сумел обогнать идущих впереди Алана Джонса и Регаццони, финишировать третьим и завоевать чемпионский титул. Болельщики и журналисты долго качали Золотого мальчика, а праздничная вечеринка стихийно стартовала прямо в паддоках McLaren.

    Лауда отдал должное триумфатору: «Мы принципиальные соперники, но это настоящий топ-пилот своего времени. Можно ехать в двух сантиметрах от него, колесо в колесо, 300 километров или больше, и знать, что ничего не случится».

    Выиграл Чемпионатов мира – 3.

    Участвовал в Гран-при – 173.

    Выиграл Гран-при – 25.

    Гран-при на подиуме — 54

    Стартов с полу позиции – 24.

    Установлено лучших кругов — 24

    Набрано Очков в карьере — 420.5

    Гражданство – Австрийское.

    Он купил себе путь в Формулу 1 и с лихвой расплатился за это своим здоровьем, чуть не лишившись жизни. Оставленный всеми после ужаснейшей аварии, которая с ним приключилась, он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли. Его удивительное и неимоверно скорое возвращение в кабину машины стало самым храбрым возвращением в истории автоспорта. После победы в двух чемпионатах мира ему стало скучно, и он ушёл из Формулы 1. Ушёл для того, чтобы вернуться и опять стать победителем. Во время своей карьеры его называли «героем и злодеем в одном лице». Пострадавший во время аварии чемпион мира, бросивший вызов разногласиям, по сей день остаётся живой легендой в мире автоспорта. И более подробная его биография.

    Андре́ас Никола́ус Ла́уда, более известный как Ники Лауда , родился 22 февраля 1949 года в Вене в семье известного австрийского бизнесмена из династии банкиров. Его отец нажил себе состояния на производстве бумаги, но Ники не собирался идти по стопам своего отца. С детства он любил всё, что связанно с автомобилями. Он уже в 12 лет с радостью парковал «Жук» своих родственников у дома и, естественно, никогда не был против прокатиться на нём пару кругов вокруг. Почти сразу после поступления в университет Лауда бросает обучение и поступает в школу гонщиков на выживание. Деньги на оплату обучения он занимает в австрийских банках, где члену семьи Лауда всегда рады.

    Он стал заниматься автоспортом, что, по мнению окружения его родителей, было позорным занятием для такой известной фамилии. На это он совсем не обращал внимания. Свой путь он начал в 1968 году в Мини на машине «Купер». Его карьера пролегла через Формулу Ви, серии «Порше» и «Шеврон», Формулу 3. Но, к сожалению, значимых результатов в этих чемпионатах он добиться не смог, хотя его талант был очевиден. Тогда его не смог рассмотреть даже сам Колин Чепмен (самый талантливый менеджер в то время в автоспорте). Поэтому надо было кардинально менять план действий.

    Карьера в «Марч».

    Он решается взять огромный кредит для того, чтобы попасть в Формулу 2. И в 1971 году он становится пилотом команды «Марч», за которую дебютирует на Гран-при Австрии (эту гонку он закончил сходом с трассы). После успешных выступлений его замечает владелец команды Робин Херд и приглашает Ники на участие в сезоне 1972 года. Лауда соглашается, следующий год становится для него дебютным в Формуле 1 (в то время команда Марч выступала в двух Формулах одновременно). Он принимает участие в 12-ти гран-при, а лучший результат 7-е место на Гран-при ЮАР. Для Формулы 2 команда Марч была вполне конкурентоспособной, но сезон 72-го года для Ники явно не сложился, чему поспособствовало и качество шасси «Марч».

    Карьера в «Брэбэм».

    Он очень огорчён произошедшим, но без какой-либо квалификации Лауда нигде не нужен, и ему ничего не остается, как идти вперёд. Поэтому на следующий год он берёт очередной огромный кредит под залог своего страхового полиса и покупает место в команде BRM на сезон 1973 года. Этот сезон становится для Ники более успешным, и он зарабатывает свои первые очки. Но общая картина до сих пор остаётся печальной. Руководитель команды Брэбэм предлагает Ники контракт на ближайшие два года, взамен на это он обязуется оплатить все долги Лауды.

    Карьера в «Феррари».

    Конец 1973 года становится переломным для Ники и для Феррари. Энцо Феррари берёт на работу 26-летнего Луку Монтедземоло на пост главного менеджера гоночной команды. К этому моменту команда из Маранелло уже давно не завоёвывала титула (последним был Джон Сёртиз). Лука Монтедземоло, в свою очередь, приглашает в команду Клея Регаццони из Брэбэма, который соглашается. В диалоге со своим соотечественником Монтедземоло узнаёт, что некий австриец Лауда — хороший гонщик, и Ники тоже получает предложение для перехода в Феррари. На вырученные деньги Лауда откупается от контракта с Брэбэм и становится боевым пилотом Скудерии. Сезон 1974 года становится первым в истории Ники, в котором он зарабатывает достаточно много денег для того, чтобы расплатиться с долгами. Феррари терпит неудачи, начиная с 1970 года, в кульминации — полный провал сезона 1973 года. Поэтому Лука распускает предыдущий штат команды и формирует его практически заново. Здесь проявляется одна из ярких черт таланта Ники Лауды – краткость и чёткость в выражении своих мыслей. После первых тестов нового болида «1974 Феррари 312», Лауда заявляет: «Машина – кусок дерьма, но я выжму из неё все, на что она способна». Доверие, которым команда удостоила никому неизвестного Ники, вернулось с торицей. В первой же гонке на Гран-при Аргентины он занимает второе место, а до первой победы им пришлось подождать ещё три гонки, пока Ники не победил на Гран-при Испании. Этот молодой австриец привлек к себе внимание в сезоне 1974 года ещё и тем, что завоевал 8 поулов, шесть из которых подряд. В среде гонщиков у Ники Лауда была кличка: «крыса», «суперкрыса», «король крыс», такое прозвище он получил из-за неправильного прикуса. В СМИ его называли «компьютером» за четкость и отлаженность действий и решений. Однако даже этот компьютер всё ещё давал промашки и совершил несколько дорогостоящих ошибок. После этого Ники Лауда сказал: «Совершение ошибок и приобретение на них опыта было единственным самым быстрым способом улучшиться». К сожалению, несовершенство болида Феррари дало ему возможность повторно победить лишь на Гран-при Нидерландов. Но Лауда очень усердно работал над машиной на тестах, и этот факт не мог не подкупать всех, кто работал с ним в команде. Результатом для команды стал довольно успешный сезон. Клей потерял шанс на чемпионский титул лишь в последней гонке, а Ники занял четвёртое место в личном зачёте.

    Год 1975 начался для Ники Лауды не очень удачно. В первых пяти этапах он не смог подняться выше 5-го места. Но после того, как пересел на новую« Феррари 312Т», он смог победить в последующих четырёх гонках из пяти: Монако, Бельгия, Швеция, Франция. И в заключении чемпионата на Гран-при США. Таким образом, Лауда впервые стал чемпионом мира. Он был прагматиком. По поводу своих трофеев он сказал: «Они захламляют мне дом, абсолютно бесполезные предметы». После этих слов он собрал их и отнёс хозяину соседней авто мойки в обмен на то, что будет бесплатно мыть у него свою машину.

    Сквозь огненное пекло…

    К середине лета 1976 года Ники Лауда выиграл пять гонок. И всем казалось, что история с чемпионством повторится. Но в ход предполагаемых событий вмешался дождь в Нюрнбургринге. Перед заездом Лауда собрал всех пилотов и предложил отменить гонку из-за плохих погодных условий. Но, проголосовав, гонщики все же решили провести соревнование. Лауда, как и Джеймс Хант, на тот момент единственный, кто мог ему что-либо противопоставить, стартовали на дождевой резине, но после первого круга стало ясно, что она не работает. Оба пилота заехали в боксы для её замены. Механики быстро обслужили Ханта, и он ушёл на трассу, а механики Феррари замешкались, и Лауда потерял несколько позиций. Он выскочил на трассу полный надежд и рвения опередить Макларен. Так быстро и безрассудно ездил только он и Фанхио в далёком 1957. На втором круге Лауда теряет управление (скорее всего это произошло из-за проблем с задней подвеской) и врезается в отбойник. Его машина вспыхивает и, отскочив от ограждения, вылетает на трассу. Идущий позади Брет Ланджер, врезается в горящий болид Ники. Но, несмотря на столкновение, он быстро выбирается из машины. К сожалению, Лауда не может сделать то же самое — он зажат в кокпите. Подъехавшие мгновением позже, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу вместе с Ланджером и одним из маршалов гонки пытаются вынуть из пылающего болида Ники. В конце концов им всё-таки удаётся достать обгоревшего австрийца из машины, но, к сожалению, не с первой попытки. Лауда в сознании и пытается встать на ноги. Его на вертолёте доставляют в госпиталь. У него обширные ожоги головы и запястий, сломано несколько рёбер, но самое ужасное это то, что ему пришлось вдыхать токсичные пары горения. Поэтому Ники Лауда обжог и отравил лёгкие. После приезда в больницу он впадает в кому. Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».

    Авария Ники Лауды на Нюрбургринге 1976 года. Видео

    После этого Лауда начинает усиленно поправляться и, пропустив всего две гонки, через шесть недель выходит на старт Гран-при Италии. «Благодаря лишь силе воли он смог победить в практически проигранной партии со смертью», — сказали врачи, которые следили за ходом его лечения. Надев шлем на сочащиеся кровью бинты, Ники садится в машину и начинает гонку. Несмотря на ещё не затянувшиеся раны и не самую лучшую форму, он финиширует четвёртым. Вообще Ники пренебрежительно относился к наследству, доставшемуся ему от аварии. Он сделал всего одну пластическую операцию на веках и то для того, чтобы лучше видеть, -обгоревшие части кожи мешали ему пилотировать болид. А по поводу уха он как-то сказал: «Теперь мне даже стало удобнее разговаривать по телефону…». В то время пока Лауда отсутствовал, Ханту удалось сократить разрыв. А после Италии он выиграл ещё две гонки в Канаде и США. Решающим этапом стала гонка в Японии. У подножия Фудзиямы в день гонок шёл проливной дождь. Ханту для победы над Лаудой надо было набрать три очка, и у него были все шансы для этого. Хант квалифицировался на позицию выше, чем Лауда, который должен был стартовать третьим. После двух кругов под проливным дождём Ники Лауда остановил свою машину в боксах, объяснив этот поступок тем, что продолжать слишком опасно. Но Джеймс Хант не остановился, всю гонку он шёл на достаточно высоких позициях. За несколько кругов до финиша он проколол шину, и ему пришлось заехать на пит-стоп, на трек Хант вернулся шестым. До финиша оставалось несколько кругов, Джеймсу удалось собраться и пройти трёх гонщиков. Таким образом, он финишировал третьим. Это означало, что в общем зачёте он опередил Ники Лауду всего на одно очко и стал Чемпионом Мира 1976 года. После гонки Джеймс Хант назвал поступок Ники подвигом. А в Италии некоторые назвали Ники трусом за то, что он совершил в Японии. Даже Энцо Феррари начал строить планы как бы заменить австрийца.

    В следующем 1977 году у Ники не было громких побед, но выступал он очень стабильно. Испорченные отношения между руководством Феррари и Ники дали о себе знать. Он объявил о том, что покинет Феррари по окончании сезона. Тогда же команда Феррари выпустила на трассу Гран-при Канады никому неизвестного Жиля Вильнёва. После чего Лауда решил вообще не участвовать в двух заключительных гонках. Этот факт вывел из себя Энцо Феррари, но отнюдь не помешал Ники стать чемпионом мира во второй раз.

    Возвращение в Брэбэм.

    В 1978 году Ники перешёл в команду Брэбэм, которой тогда владел Берни Экклстоун. Энцо Феррари не оценил этого и назвал Лауду предателем. В сезоне 78-го года Ники выиграл две гонки и занял четвёртое место в общем зачёте. Одной из побед была победа на Гран-при Швеции. Она примечательна тем, что для этого Гран-при команда использовала новую машину Брэбэм ВТ46. Её существенное отличие заключалось в том, что сзади был приделан огромный вентилятор, который, якобы, охлаждал двигатель, но на самом деле он выкачивал воздух из-под днища автомобиля, создавая тем самым большую прижимную силу. Но помимо того, что он откачивал воздух из-под болида, он ещё поднимал и все мелкие частицы: песок, камушки и кусочки резины — и направлял их на позади идущий болид. Эту машину сразу же прозвали «машина-фен». Принеся победу, это приспособление было запрещено и сразу после гонки отправилось пылиться в музей. 1979 год стал абсолютно неудачным для Лауды. Связанно это было с техническими проблемами, преследовавшими Брэбэм. На Гран-при Канады после тренировочных заездов Ники объявил, что уходит из Формулы 1. «Мне надоело ездить по кругу, я хочу создать свою авиакомпанию», — сказал Ники Лауда и ушёл, даже не приняв участия в гонке.

    Брэбэм ВТ46 «машина-фен».

    Перерыв в карьере.

    В 1980 году Ники Лауда основывает свою авиакомпанию Lauda Air. Он занимался чартерными рейсами в Австрии. Получив лицензию пилота, Ники стал управлять одним из своих самолётов. Его компания росла и в определённый момент для развития её были необходимы новые денежные вливания. К тому моменту Лауда решил, что ещё может выступать на высоком уровне в Формуле 1. Он стал искать место боевого пилота в одной из команд.

    Карьера в Макларен.

    Такое место он находит в команде Макларен. Подписав контракт, который впоследствии был назван одним из самых выгодных в истории Формулы 1, на 5 миллионов долларов, он сказал спонсорам команды: «Я взял себе как пилоту 1 доллар, остальные деньги вы заплатили за мою индивидуальность». Сезон — возвращение 82-го года
    совпал с борьбой Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) и Ассоциацией Конструкторов Формулы 1 (FOCA). Апогеем этой борьбы стала гонка в Сан-Марино, проведение которой члены Ассоциации Конструкторов блокировали. Ники был одним из действующих лиц в этой драме. Большое значение имели только Колин Чепмен и Фрэнк Уильямс. В результате им удалось договориться о более приемлемом распределении прибыли, гонка состоялась, проблемы были решены. В первой же гонке сезона Ники занял четвёртое место, а гонку Западного Гран-при США в Лонг-Бич выиграл. Перед гонкой в Южной Африке Лауда стал инициатором «забастовки водителей». Дело было в том, что это было время введения суперлицензии, которая жёстко ограничивала права пилотов и привязывала их к команде. Поэтому все водители, за исключением Тео Фаби, забаррикадировались в банкетном зале Sunnyside Park Hotel и находились там целый день. Этого хватило, чтобы победить в противостоянии с бюрократической машиной. Но дальше качество выступлений было перечёркнуто техническими проблемами и в последующих пяти гонках он не смог финишировать, а ещё в одной был дисквалифицирован. В итоге он набрал 30 очков и занял пятое место в чемпионате. В следующем году механические проблемы не собирались покидать команду Макларен. Лауда занял второе и третье место в первых двух гонках, после этого он смог только дважды добыть очки, а в остальных гонках ему не удавалось доехать до финиша. Итог — десятое место в общем зачёте.

    Сезон 1984 года постоянно балансировал между положительными и отрицательными показателями. Так в первых восьми гонках Лауда выиграл дважды и один раз занял второе место, в остальных пяти этапах он сошёл с дистанции из-за неполадок с автомобилем. Но во второй половине сезона команда Макларен всё же смогла собраться и устранить недочёты. После чего выступления Лауды стали стабильнее: он выиграл дважды и три раза занял третье место. Вообще в этом сезоне Ники противостоял всего один пилот — его напарник по команде Ален Прост. В получении чемпионского титула Ники Лаудой большую роль сыграло Гран-при Монако. Тогда за победу давали девять очков, но гонка завершилась через час после начала, и Ален Прост вместо 9 очков, получил 4.5. В итоге сезона Лауда опередил Проста на 0.5 балла и стал Чемпионом Мира в третий раз.

    Сезон 1985 года опять был полон техническими неисправностями автомобиля, и Ники смог выиграть лишь одно Гран-при Нидерландов. В общем итоге он занял десятое место и на этот раз окончательно объявил о своём уходе из Формулы 1 в качестве пилота.

    Другая жизнь.

    После того как Лауда ушёл из Формулы 1, он опять вернулся к управлению своей авиакомпанией. В промежуток с 1975 года по 1996 год Ники написал пять книг об автоспорте и о своей карьере: («Искусство и тонкости вождения на некоторых этапах Гран-при» (1975); «Мои годы с Феррари» (1978); «Новая Формула 1: Эра турбо» (1984); автобиография «В ад и обратно» (1986); «Третья жизнь» (1996). В редактировании ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

    В 1993 году Ники Лауда был введён в Международный Зал Славы Автоспорта.

    В 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций самой большой австрийской авиакомпании Austrian Airlines. И практически отошёл от дел в управлении Lauda Air. В 2003 году он продаёт остаток акции Lauda Air и сразу же основывает другую авиакомпанию – «Niki».

    В конце тысячелетия Лауда работает консультантом в Феррари. В 2001 году компания Форд пригласила его на должность спортивного директора в команду Ягуар Ф1. За время своей работы в Ягуар с 2001 по 2004 годы Лауда выжил из команды двух соруководителей, а результатов команда так и не принесла. Такое поведение Ники не радовало руководство Форд, ко всему прочему он занимался комментаторской деятельностью в RTL (с 1996 года), что тоже не устраивало его нанимателей. В итоге команда обанкротилась, и её купил концерн Ред Булл.

    В 2005 году австрийская почта выпустила марку с изображением Ники Лауды. В 2008 году американский спортивный канал ESPN поставил Ники Лауда на 22-е место в ТОПе пилотов всех времён и народов.

    19 июля 2008 года Ники Лауда (59 лет!) принимает участие в гонке BMW M1 Procar Series, в которой одерживает победу.

    В 2009 году в интервью немецкой газете Die Ziet Ники Лауда признался, что рекламодатель платит ему 1.2 миллиона евро в год за место на его красной бейсболке.

    С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team). Он принимал участие в переговорах о подписании трёхлетнего контракта с Льюисом Хэмильтоном.

    Жена и дети Ники Лауды.

    Ники Лауда был женат дважды. В первый раз он женился на Марлен в 1976 году. От этого брака у него двое сыновей Лукас и Матиас. Матиас автогонщик, а Лукас его менеджер.

    Инициатором развода с Марлен был Ники. Однажды он сказал ей, что хочет расстаться. Марлен ответила: «Хорошо, но тебе придётся заботиться обо мне и содержать». Ники согласился. Он всегда положительно отзывался о своей первой жене, говоря: «Она добрый и душевный человек». После развода они остались добрыми друзьями, которые часто видятся. Марлен живёт на Ибице в доме, который ей купил Ники. Марлен находится в хороших отношениях с новой женой Ники Бирджит. По мнению Лауды, они добрые подруги.

    У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. Мать Кристофа хотела воспитывать своего сына сама, и Ники не стал этому противиться. Сейчас Кристофу 31 год. Видятся они крайне редко.

    Вторая жена Ники Лауда — Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились. В 1997 году у Ники Лауды начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился. В этот момент он был знаком с Биргит всего восемь месяцев, и она неожиданно предложила ему свою почку. Как сказал Ники: «Я чувствовал огромную ответственность перед ней. Мы были едва знакомы, а она предлагала мне свой орган. Сначала я отказался. Она настаивала и я согласился. На удивление её почка подошла мне даже лучше, чем почка моего сына. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились.

    В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.

    Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

    Шлем Ники Лауда.

    Изначально шлем Ники Лауда был просто красный. По бокам было написано его имя, а на подбородке находился логотип Райффайзен Банка. После аварии на Гран-при Германии 1976 года он носил модифицированный шлем AVG, сделанный таким образом, чтобы его подкладка не усугубляла давление на обгоревшие участки кожи. После возвращения в Макларен в 1982 году его шлем всё ещё оставался красного цвета, только вместо имени по бокам была нанесена буква «L» белого цвета, как логотип Lauda Air. На вершине шлема был изображён логотип личного спонсора Parmalat. В сезонах 1983-85 годов белые и красные линии были убраны со шлема в дань уважения первому дизайну.

    Красная кепка Ники Лауды.

    Ники Лауда легко узнать по красной кепке, которую он начал носить после аварии 1976 года в Нюрнбургринге.
    На ней он размещает рекламу от спонсоров. Долгое время на его бейсболке красовался логотип итальянской компании Parmalat, на смену ему пришла компания Viessmann. С 2007 года это место занял логотип компании Oerlikon. А в 2011 году Лауда начал рекламировать нового спонсора — инвестиционную компанию Aabar.

    Фильм о Ники Лауда.

    Осенью 2013 года на экраны вышел фильм «Гонка» Рона Ховарда. В этом фильме рассказывается о противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауда в сезоне 1976 года. Роль Ники исполнил Даниэль Брюль. Сам Лауда снялся в эпизодической роли в конце фильма.

    Смотреть русскоязычный трейлер фильма «Гонка» Рона Ховарда.

    Всегда Ваш В.Г.