• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Родители часто задаются вопросом о выборе подходящего вида спорта для ребенка. При этом важно не навредить хрупкому детскому организму, обезопасить малыша от травм и несчастных случаев. С недавнего времени родители и педагоги предпочитают скандинавскую ходьбу – увлекательный вид любительского спорта, набирающий популярность по всему миру.

    Легко, удобно, комфортно

    Техника нордической ходьбы (финской или северной, Nordic Walking, «нордик») предельно проста и понятна даже детям, поскольку основана на принципах обычной ходьбы. Основное отличие состоит в том, что для занятий необходимо использовать специальной конструкции. При передвижении они служат опорой всему туловищу, и на них можно опираться во время отдыха. Для занятий потребуются минимальные расходы:

    • удобная одежда, обувь, сумка для личных предметов;
    • правильно выбранные по размеру палки;
    • не нужно посещать платные спортзалы;
    • нет необходимости в дорогостоящем инвентаре.

    Тренировки проходят в форме веселых непринужденных прогулок, которые можно совершать в любом месте – городских парках, тротуарах, загородных зонах отдыха. В отличие от силовых видов спорта, северная ходьба не вызывает переутомления, усталости, физического истощения. Напротив, можно одновременно шагать и вести беседу, смеяться и отдыхать, изменять темп, ритм, длину шага. Занятия проходят в комфортной обстановке, доставляют неподдельную радость и удовольствие.

    Польза для здоровья

    Несмотря на простоту, скандинавская ходьба обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Специальная техника передвижения заставляет работать практически все мышцы. Грамотно подобранные условия тренировки (продолжительность, интенсивность, регулярность) устраняют симптомы стресса, нервного напряжения, поддерживают мышечный тонус. Уже с первых занятий «нордиком» у детей наблюдаются положительные результаты:

    • коррекция осанки, изменение походки;
    • правильное дыхание, улучшение вентиляции легких;
    • закаливание организма, повышение иммунитета;
    • устранение признаков сколиоза (начальной стадии);
    • развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики;
    • тренировка выносливости, дисциплины, волевых качеств;
    • профилактика плоскостопия, проблем с суставами;
    • воспитание самостоятельности, инициативы;
    • приобщение к спорту и полезному времяпровождению;
    • планирование времени, досуга, отдыха;
    • психо-эмоциональное и душевное равновесие.

    Скандинавская ходьба предполагает применение разной техники, включая разминочные упражнения с палками. Это формирует навыки согласованного движения конечностей и управления телом. Малыши быстро усваивают теоретический и практический материал, уверенно и твердо шагают не только в процессе тренировки, но и ежедневном быту. Ходьба с успехом устраняет последствия неподвижного образа жизни школьника – апатию, депрессию, стресс, гиподинамию, заторможенность.

    Выбор инвентаря

    Бесспорное преимущество скандинавской ходьбы в том, что занятия подходят всем людям, независимо от физической подготовленности, возраста, состояния здоровья. Немаловажную роль в пользе тренировок играет правильно выбранный инвентарь – специальные детские палки. При их покупке учитывают:

    • длину палки рассчитывают умножением роста ребенка на коэффициент 0,68;
    • инвентарь должен быть легким, но прочным и устойчивым;
    • лучший выбор – телескопические модели с регулируемой длиной;
    • палки с фиксированной длиной более прочные, устойчивые к износу;
    • форма рукоятки должна быть удобной, по размеру ладошки ребенка;
    • темляки должны соответствовать размеру запястья и не натирать.

    Противопоказаний к ходьбе для взрослых и детей практически не имеется. Занятия потребуется отложить лишь во время острых инфекционных, вирусных заболеваний и обострения имеющихся хронических недугов. Во всех остальных случаях ходьба только принесет пользу при условии грамотных тренировок.

    Особенности занятий

    Любые физические упражнения благотворно сказываются на эмоциональном и физиологическом состоянии человека. Дети особенно чувствительны к этому фактору. После первых занятий скандинавской ходьбой ребята становятся подвижными, активными, сообразительными, ловкими, веселыми. Не стоит забывать об особом режиме детских тренировок:

    • занятия проводятся на свежем воздухе;
    • первые тренировки длятся не более 10 или 15 минут;
    • палки в первое время выдаются на 5-10 минут;
    • регулярность – с 1-го раза и до 3-х раз в неделю;
    • привлекаются дети средней возрастной группы (с 5 лет);
    • лучший сезон для начала занятий – ранняя осень;
    • игровая форма с эмоциональными упражнениями;
    • правильный подбор физических нагрузок;
    • чередование ходьбы с перерывами и играми;
    • постепенное наращивание интенсивности нагрузки;
    • индивидуальный подход для каждого ребенка;
    • заинтересовать малыша интересными упражнениями.

    Лучшие результаты наблюдаются у детей, если они занимаются в компании – специальной детской секции, сверстниками по группе или классу, друзьями или членами семьи. Такие тренировки укрепляют здоровье, формируют жизненно важные понятия о товариществе, личной ответственности, способствуют социальной адаптации. Занятия с родителями особенно важны – совместные прогулки создают условия для укрепления дружеских, доверительных, теплых семейных отношений.

    Ольга Зорина
    Скандинавская ходьба в детском саду

    Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

    В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.

    Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба , который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.

    Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

    Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.

    В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы , а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.

    Данная техника ходьбы очень полезна , проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе . Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.

    Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность. Подбор палок рассчитывается по формуле : рост человека х 0.68. Например : рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.

    Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче , хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу .

    Основные задачи использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА :

    1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

    2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.

    3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

    4. Развить двигательные качества : быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.

    5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.

    Техника ходьбы

    Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.

    Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.

    Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении

    Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал : соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.

    Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

    Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.

    Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться, используя палки :

    1. И. п. - ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.

    2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.

    Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимённой руки :

    3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки

    Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.

    Переходим непосредственно к ходьбе . В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.

    Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы .

    На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

    На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.

    На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.

    После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут восстановить организм :

    1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;

    1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;

    Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.

    2. И. п. – то же;

    1 – наклон назад;

    Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.

    3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки

    10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.

    4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;

    1 – вдох глубокий;

    2 – выдох удлинённый.

    Упражнение выполнять 6-8 раз.

    Комплекс упражнений для разминки :

    Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.

    1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.

    Упражнение выполняется в течение 30сек.

    2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.

    1 – палки за плечи;

    2-3 – палки за плечами;

    Количество повторений 6-8 раз.

    Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.

    3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди

    1 – разогнуть ноги, отведение рук назад

    4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки

    1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить

    Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

    5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.

    6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки

    1 – выпад правой вперёд

    3 – выпад левой вперёд

    Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

    7) И. п. – то же

    1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе

    3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.

    Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.

    На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща» , где мы проводим занятия 2 раза в месяц.

    Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

    В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада .

    Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно - оздоравливающий эффект.

    Инновацией нашей работы по сбережению здоровья стала «Нордическая ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы мы использовали постепенное увеличение физической нагрузки, а также планомерное повышение самостоятельности в выборе объектов познания в пеших прогулках.

    Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба(англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

    Ходьбой умеренной интенсивности со специальными палками в окружении великолепной природы наслаждаются миллионы людей. Вот уже 20 лет Европа буквально помешана на ходьбе с палками или Nordic Walking. И это неудивительно, потому что такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:

    • улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
    • активизирует процессы обмена веществ
    • укрепляет мышцы туловища
    • уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
    • оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
    • повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.

    Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.–Петербурге. Большой опыт работы в области фитнеса по методикам профессора Пак Чжэ Ву, а также принципов оздоровительных механизмов ходьбы с палками – все это позволило ей разработать новое направление оздоровительного фитнеса, получившее название ходьбы с палками.

    Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.

    Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности. В нашем дошкольном учреждении педагоги используют ходьбу с палками, как вариант наиболее доступного вида оздоровления детей.

    Ходьба с палками – это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки педагогам и инструктору по физической культуре помогают медицинские работники, которые контролируют физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.

    Причины, по которым мы решили использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

    Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий с инструктором по физической культуре. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

    Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Нордическая ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.

    Нордическая ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.

    Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:

    1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
    2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
    3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
    4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
    5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

    Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками.

    Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

    Основываясь на них, наши педагоги проводили нордическую ходьбу с детьми.

    Главное положение, на которое мы опирались: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Мы проводили ходьбу с палками с нашими воспитанниками по 2 раза в неделю с каждой группой, начиная со среднего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

    Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.

    Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста малыша на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 95 см. Особое внимание наши педагоги уделяли безопасности, мы закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце.

    Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении.

    Занятия мы начали с детьми средней группы, когда ребята полностью овладели навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий на наш взгляд – осенний период.

    Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

    Начинали занятие нордической ходьбой наши педагоги с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например, предлагали поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагали детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего педагог напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

    Продолжительность нордической ходьбы в нашем детском саду – от 20–25 мин в средней группе детского сада до 30–35 мин в старшей группе.

    В зимний период года занятия нордической ходьбой мы проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий в нашем детском саду сокращалась до 15–20 мин. Нордическую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.

    При проведении нордической ходьбы мы обращали внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий нордической ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.

    Первыми признаками утомления ребенка при нордической ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают инструктор по физической культуре и воспитатель.

    Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,– он становится больше.

    У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

    Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому наши ребята приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

    Так как мы проводили работу систематически, у детей появился рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствовала развитию правильной координации, движения стали ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, наши дети, овладевая правильным двигательным навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

    Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.

    Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

    На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3– 5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

    На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

    На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

    Психологической основой обучения нордической ходьбе у наших воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.

    В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

    Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие мы вводим боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

    Для того чтобы двигательный навык не закрепился применительно только к данным условиям, мы меняли место занятий нордической ходьбой.

    При систематическом обучении в нашем детском саду дети к концу сезона овладели правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.

    Один из сложных моментов в процессе обучения – умение правильно держать лыжные палки.

    Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы на лыжах с палками мы использовали упражнение, при котором дети держат в руках флажки и, скользя на лыжах, попеременно размахивают ими. При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы передвижения, проводится ходьба по учебной дорожке, взявшись за лыжные палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать лыжную палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.

    На первых занятиях в нашем детском саду палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада. Наши дети очень быстро научились ходить с палками, например ребятам из средней группы потребовалось для этого три занятия.

    Техника поворотов, так же как и в предыдущей группе, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.

    При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

    Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

    Использование палок способствовало более эффективно:

    • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
    • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
    • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
    • Улучшить работу сердца и легких.
    • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
    • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
    • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

    Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Нордическая ходьба».

    Благодаря тесному сотрудничеству педагогов нашего сада с семьями воспитанников наблюдается тенденция к снижению заболеваемости 24.3%.

    Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

    Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к следующим результатам.

    По данным Всемирной организации здравоохранения недостаточно активный образ жизни представляет собой глобальную проблему для общественного здравоохранения . С каждым годом растёт количество детей , страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями , ожирением , нарушением осанки , речи , зрения , координации движений , деятельности органов дыхания . Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям . В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка , коррекции недостатков физического развития , профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности .

    Скандинавская ходьба - ходьба с палками (фин. sauvakävely , от sauva - «палка » и kävely - «ходьба », «прогулка ») - это относительно новое направление в физической культуре , появившееся в середине 90-х годов в Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам , которые использовали лыжные палки в процессе тренировки вне сезона .
    В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид физической активности , обладающий неоспоримыми преимуществами и являющийся очень перспективным направлением физической культуры . Существует несколько причин , по которым мы рекомендуем заниматься скандинавской ходьбой :
    . можно заниматься в любое время года ;
    . подходит всем детям ;
    . можно ходить на любой местности ;
    . позволяет достичь большого тренировочного эффекта .

    Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом :
    . способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата ;
    . формируют правильную осанку ;
    . уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия ;
    . содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания , кровообращения , сердечно-сосудистой и нервной систем организма ;
    . развивают мышечную силу , гибкость , выносливость , скоростно-силовые и координационные способности ;
    . на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой .
    Скандинавская ходьба - это ходьба с использованием специальных палок , которые короче лыжных . Палки выполнены из лёгких и прочных материалов (алюминий , карбон , пластик ) и имеют на нижнем конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям - почве , песку , снегу , льду .
    Индивидуальный подбор высоты палок для ходьбы является важным этапом в освоении техники ходьбы . От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе .
    Для детей можно рассчитать высоту палок по формуле :
    А=В*0,7;
    Где А - высота палок в см , а В - рост ребёнка в см .

    Непосредственно перед ходьбой можно выполнить комплекс разминочных упражнений с палками , которые помогают мышцам и суставам подготовиться к нагрузке :
    1. И. п. - основная стойка , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять руки с палками вверх , правую ногу назад на носок ; выдох - и.п. То же самое с левой ноги . 8 раз.
    2. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поворот туловища вправо , палки вынести вперёд ; выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
    3. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять палки вверх , выдох - наклон туловища вправо . Вдох - палки вверх , выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
    4. И. п. - ноги на ширине плеч , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - наклон туловища вперёд , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
    5. И. п. - пятки вместе , носки врозь , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - присесть , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
    6. И. п. - основная стойка , руки на поясе , палки лежат на земле . Прыжки через палки вправо и влево , 20 раз в чередовании с ходьбой на месте .
    Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь .
    Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функциональны и естественны . При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе , но являются более интенсивными . Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага . Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги , тем эффективнее участвуют в движении суставы , мышцы бёдер , грудного отдела , шеи и плеч .
    Техника скандинавской ходьбы соответствует с одной стороны естественному стереотипу движения при обычной ходьбе , а с другой - технике ходьбы на лыжах , что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе движения . Движение рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40 %. Скандинавская ходьба не требует больших усилий , но приносит большую пользу .

    Для занятий скандинавской ходьбой практически нет возрастных ограничений, для детей – это отличный вид физической активности, не требующий особых навыков.

    Данный вид ходьбы стал известен сравнительно недавно, но уже успел приобрести поклонников. Заниматься ей можно как самостоятельно, так и в специальных группах. Особенно внимательно к скандинавской ходьбе стоит отнестись общеобразовательным учреждениям во время лыжной подготовки.

    Возрастающая популярность

    Причиной все большей известности скандинавской или нордической ходьбы в том, что она доступна практически всем. Кроме того, давно доказан ее положительный эффект на состояние здоровья, а противопоказаний очень немного.

    Ходьба не требует создания каких-то особых условий – заниматься можно практически в любую погоду в течение всего года. Все, что вам нужно – это подходящая обувь, одежда и грамотно подобранные трекинговые палки. Если вы переживаете, что будете выполнять шаги неправильно, можете взять несколько занятий у инструктора, их стоимость довольно доступная.

    Это не только способ улучшить состояние организма в целом, но и сбросить лишние килограммы. Доказано, что в сравнении с другими видами активности, такими как бег или плавание скандинавская ходьба задействует больший процент мышц. Можно эффективно сжигать лишний жир, не прибегая при этом к диетам.

    Польза для здоровья

    Вы не поверите, но северная ходьба отлично подходит не только взрослым и детям, но и беременным женщинам. Не секрет, как много времени ребенок может проводить в сидячем положении – в школе за партой, а дома, делая уроки:

    1. Ходьба поможет лучшему кровообращению, а, значит, и успехам в учебе благодаря активному приливу крови к голове.
    2. Еще один момент – проблема с осанкой, ранее развитие сколиоза. Скандинавская ходьба и здесь поможет, уперев опорно-двигательный аппарат.
    3. Увеличивается стрессоустойчивость, улучшается настроение в целом.

    При этом для ребенка лучшим условием для занятий будет хорошая компания – из числа сверстников или семьи. Ведь это прекрасный повод выбраться на природу в выходной день.

    Для достижения качественного эффекта заниматься необходимо хотя бы трижды в неделю по полчаса. Как видите, времени много ходьба тоже не потребует, а результат превзойдет все ожидания.

    Как выбирать оборудование

    Палки – фактически единственный инвентарь, который требуется в скандинавской ходьбе. Их выбор при этом должен быть взвешенным, просмотрите несколько сайтов, где их можно приобрести, например, http://hodba-palki.ru/trekingovye-palki . Прочитайте отзывы покупателей, но главное, что имеет значение – это индивидуальный подход.

    Трекинговые палки бывают фиксированными и телескопическими. Второй вариант наиболее удобен в отношении детей, так как они очень быстро растут, но есть и подводные камни – их механизмы больше подвержены поломке.

    Подбираются палки для скандинавской ходьбы следующим образом – определяется фактический рост в сантиметрах и умножается на значение 0,68. Особое внимание стоит обратить на удобство оборудования в руке, чтобы избежать натирания руки в дальнейшем. Стоимость зависит лишь от того, что предлагает каждый конкретный производитель.

    Обувь для ходьбы необязательно должна быть специальной, но важными условиями являются ее гибкость, удобство и не слишком большая жесткость.

    Данные показывают, что по сравнению с обычной ходьбой, во время нордической сжигается до 48% больше калорий. Удостовериться в этом вам поможет простое устройство – шагомер, по ссылке http://hodba-palki.ru/kupit-shagomer-v-moskve мы сможете попасть в интернет-магазин, где есть его модели. Выбор зависит исключительно от ваших личных предпочтений, существуют механические, электронно-механические и электронные типы.

    Скандинавская ходьба – по-настоящему универсальный вид физической активности, не требующий создания особых условий и приобретения дорогостоящего оборудования. Между тем тот оздоровительный эффект, который следует с началом тренировок, действительно приятно поражает. Это также и просто отличный повод собраться всей семьей и провести время с пользой.