• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Интересная, обобщающая статья, подготовленная Артемом Бабаянцем, опубликованная в журнале World Dance .

    ИСТОРИЯ СТЕПА

    Сразу оговорюсь, речь пойдет именно об американском степе, хотя само выражение "американский степ" у танцоров из США вызывает недоуменную улыбку: мол, какой еще может быть степ, если не американский. И они по своему правы… Несмотря на то, что сама идея выбивать звук ногами в процессе танца получила распространение в самых разных уголках Земли (от Африки до России), настоящий степ (или tap dance) является чисто американским изобретением.

    Степ наряду с фламенко, народной чечеткой (clogging), ирландским hard shoe dance является одним из видов перкуссионного танца (percussion - лат. выстукивание). Интересно однако то, что история возникновения степа связана прежде всего с музыкальной, а не с танцевальной традицией. Может быть, поэтому некоторые теоретики иногда относят степ не к танцевальному, а музыкальному искусству (вспомните знаменитое "степ - это музыка ног", к примеру). Итак, давайте разбираться…

    Часть 1. ХVIII - ХIX ВЕКА

    Зарождение степа было связано с развитием работорговли в Америке, которое привело к неизбежной коллизии совершенно различных культур: европейской и африканской. Именно эта коллизия и дала начало новому виду музыки, которому потом было суждено превратиться в новый вид танца. Дело в том, что американские рабовладельцы были очень обеспокоены возможностью возникновения бунтов и восстаний черных рабов. Узнав, что африканцы могут передавать различные закодированные сигналы на дальние расстояния при помощи барабанов, рабовладельцы запретили использование любых ударных инструментов. Поэтому во время религиозных церемоний и праздников рабы начали выстукивать ритм (а какой африканский праздник без ритма?!) … ногами… Уже тогда появились ныне известные нам shuffl"ы, stopm"ы и прочие основные удары. Ритмические рисунки постепенно усложнялись, но суть оставалась той же - через ритм выражалась эмоциональная составляющая музыки.

    Отсчет истории степа принято вести с 18 века: именно в 1700-х годах в южных штатах активно распространяется ирландская жига (jig), привезенная ирландскими беженцами, и западноафриканская жиуба (giouba) - сакральный негритянский танец. К началу 19-го века африканские ритмы соединились с ирландской жигой и появился совершенно новый стиль, называемый buck and wing (дословно: "доллар" и "крыло"). Кроме того, пришедшая из английского графства Ланкашир чечетка (clog) также получает распространение в США и постепенно преобразуется в новые стили: hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog. Танцоры этих стилей уже имели специальную обувь: с деревянными подошвами и каблуками. Тем не менее, ни один из этих стилей не мог похвастаться тем, что имел buck and wing, а именно синкопированным ритмом, который в последствии и приведет к созданию джазового степа.

    Чуть позже приобретает популярность еще более изящный стиль танца, который получает название "мягкий туфель" (soft shoe), он в свою очень исполнялся в любой обуви. В этом танце юмор, как ни странно имел большее значение: танцоры как бы пародировали традиционные степовские движения. Наряду с этими основными видами танца, были известны оружейный степ (shortgun tap), а также flash step, исполняемый хуферами. Хуферами (hoof - англ. копыто) называли танцоров, работающих в водевилях, - основной особенностью хуферов было умение мастерски импровизировать прямо на сцене.

    Начало собственно степа как умелой комбинации из европейской жиги, ирландского рила (reel), народной чечетки (clog) и африканских ритмов связано прежде всего с именем Мастера Джубы (настоящее имя - William Henry Lane), жившего с 1825 по 1852 года и приобретшего свою наивысшую популярность к 1845 году. Мастер Джуба (Master Juba) выступал в так называемых Министрельных шоу (Minstrel Shows), которые по сути положили начало знаменитым бродвейским ревю, состоящим из подборки танцевальных, музыкальных и вокальных номеров. В министрельных шоу работали, как правило, свободные негры и ирландцы. Причем среди белых актеров вошло в моду красить лица черной краской (blackface), очевидно, чтобы более походить на своих черных собратьев - эта традиция оставалась актуальной вплоть до 20-х годов 20 века.

    Стоит отметить, что огромную популярность до конца 19 века имеет и народная чечетка (clog), которая продолжает существовать параллельно со новыми видами перкуссионного танца. Проводятся даже регулярные соревнования по чечетке, где судьи сидят не у сцены, как принято сейчас, а под подмостками. Делалось это для того, чтобы судья мог следить за качеством и скоростью звука (у лучших чечетоников скорость удара достигала 70 за 15 секунд). Верхняя же часть тела танцора всегда оставалась неподвижной. В 1866 появился первый мюзикл "The Black Crook" ("Черный жулик"), который включил в себя чечеточные номера, в том числе и "танцора на пьедестале" (Pedestal Dancer). Этот номер по сути был преддверием знаменитых степ-танцев на платформах (как, например, в "42-й улице"): танцор взбирался на 24-х дюймовый пьедестал и выбивал чечеточную композицию, правда его тело при этом оставалось неподвижным как статуя.

    Считается, что после войны Севера и Юга (1861-65), то есть тогда, когда смешение культур переживало настоящий бум, степ начал постепенно меняться: в танец были добавлены синкопированные удары, а движения танцоров стали более раскованными, свободными, а, кроме того, изменилось положение корпуса и тела. Но все это, была лишь предыстория, ибо все танцы, развивавшиеся в 18-19-ом веках называются исследователями английским словом "vernacular", то есть народными, традиционными. Формирование степа в том виде, в котором мы знаем его сегодня, связано именно с 20 веком.

    Часть 2. ХХ ВЕК

    Век двадцатый дал степу все: от названия и терминологии до выработки основных стилей и индивидуальных школ преподавания. С точки зрения развития степа: все двадцатое столетие можно разделить на 5 этапов:
    · 1900-1920-е годы - время становления степа как особого вида танца,
    · 1930-40-е годы - "золотой век степа", сегрегация стилей,
    · 1950-начало 1960-х - эпоха "застоя",
    · середина 60-х -1980-ые годы - возрождение,
    · 1990-ые-2000-ые - время экспериментов и больших шоу.

    Начнем с терминологии… Впервые термин "tap and step dance" был использован в 1902 году в шоу Неда Уейборна "Minstrel Misses". Где-то в это же время происходит соединение двух основных стилей перкуссионного танца: танца в туфлях на деревянной подошве и танца в мягких кожаных туфлях. Никто точно не может сказать, когда к кожаным туфлям стали привинчивать алюминиевые набойки (предположительно - не раньше 1910 года). Известно только то, что первой патент на набойки оформила фирма Capezio, а первый раз в печатном виде выражение "танец с набойками" (tap dance) было зафиксировано только в 1928 году. Однако суть исторических изменений в стилистике тэп-танца связана не с обувью, а с новым стилем музыки, который возник в первой четверти 20-го века.

    А музыкой этой был, безусловно, джаз. Именно джаз, также родившийся из сочетания западноафриканской и европейской традиции, дал грандиозный толчок развитию степа в 1900-1920-е годы. Яркая, необычная, синкопированная музыка, выросшая из рэгтайма, блюза, спиричуэла и построенная полностью на доминировании ритма, была словно создана для степа. Неудивительно, что степ в 10-20-х годах назывался "джазовым" и считался танцем "черных". И джаз, и степ воспринимались как оппозиция высокой ("белой") культуре. Черные исполнители учились танцевать на улице, воруя друг у друга движения, соревнуясь друг с другом и оттачивая свое мастерство до блеска, чтобы потом проявив себя в конкурсах любителей (amateur contests), получить приглашение участвовать в больших "негритянских" шоу.

    Однако 1914 году произошло событие, которому было суждено изменить путь развития степа. Именно в 1914 году в Гарлеме, в театре Лафайет открылось шоу Darktown Follies ("Глупышки черного города"), представлявшее из себя музыкальное ревю-пародию на "белый" театр. Критики называли его "негритянским балетом", однако на балет это было совершенно не похоже: танцоры демонстрировали все виды ритмического танца: там был и прототип линди хопа (the Lindy Hop), и различные стили степа, и акробатические танцы. Популярность шоу была огромной, поэтому в этом же году знаменитый продюсер Флоренс Зигфельд покупает шоу и переносит его полностью на бродвейскую сцену. Таким образом впервые "черный" ритмический танец был представлен "белой" публике. Стоит ли говорить, что название шоу было изменено на впоследствии ставшее знаменитым "Ziegfeld Follies".

    20-е годы стали временем стремительно расцвета джазового (ритмового) степа. Сухой закон, принятый в 1919 году, оказался на руку степистам: степ предлагался в качестве одного из развлечений клиентам питейных заведений (speakeasies), таких как, например, Cotton Club, где работали в основном черные музыканты, танцоры и хореографы. Параллельно на Бродвее ставятся мюзиклы со степом: например, "Shuffle Along", который по словам критиков стал началом "века джаза" в мюзикле. Тогда же вырабатываются многие основные комбинации, которые потом станут практиковаться во всех степ-школах. Одним из ярчайших примеров таких комбинаций был знаменитый shim sham shimmy. Примерно в это же время рождается и time step, корни которого уходят в популярный на рубеже веков buck and wing dance.

    Однако, как мы указывали выше, само выражение tap-dance появилось только в 1928 году, и связано это было с мюзиклом Blackbirds ("Дрозды"), звездой которого стал пятидесятилетний Билл Робинсон (Bill "Bojangles" Robinson). Именно его часто называют самым первым джазовым степистом Америки. По преданию, он мог в танце двигаться назад быстрее, чем большинство людей может двигаться вперед. Среди танцоров того времени также особняком стоит имя Джона Саблетта Бабблза (John Sublett Bubbes), который, как считают многие стал изобретателем "ритмического" степа (rhythm tap): до него степисты танцевали как бы постоянно стоя на носках, Бабблз же опустился "на пятки", ввел необычные синкопированные удары, нарушил привычные двухтактовые фразы, открыв тем самым дорогу современной джазовой перкусии.

    Интересно, что именно в 10-20-е годы степ перестает быть сугубо мужским видом танца, более того, лучшим степистом мире многие исследователи называют именно женщину - Элеанор Пауелл (Eleanor Powell), которая начала танцевать в 11 лет, в 17 лет выступала на Бродвее, а в 23 подписала контракт с голливудским грандом MGM и стала звездой мюзиклов "Рожденная танцевать" (Born to Dance) и "Бродвейская мелодия 1938 года" (Broadway Melody of 1938). Ее также называли самым быстром степистом в мире.

    В 1930-40-х годах популярность степа возрастает неимоверно, и происходит это в первую очередь благодаря тому, что степ (естественно как составная часть мюзикла) переходит на киноэкраны. Это же обстоятельно привело к тому, что традиционный джазовый (ритмический) степ стал терять свое значение: киногерои согласно негласному закону американского кино должны быть белыми, а большинство мастеров джазового степа было афроамериканцами. Кроме того, звук в кино записывался отдельно: поэтому правило "мы слышим то, что видим", принятое в "черном" степе, перестало действовать. Таким образом, Америка невольно открыла для себя новый вид степа: тщательно отрепетированный, с элементами классической хореографии и с отдельно записанным звуком. Огромную роль в создании нового стиля степа, который в последствии стали называть белым или классическим, сыграло творчество замечательного американского танцовщика Фреда Астера (Fred Astaire). Получивший балетное образование Астер не просто внес в степ элементы классического танца, а дал степу то, что раньше считалось не очень важным - актерский образ. Астер не просто танцевал и импровизировал, каждый танец Астера имел какую-то изюминку, драматическую коллизию, которая заставляла зрителя не просто любоваться отточенной техникой танцора, но и прекрасной актерской работой. Астер был признан лучшим танцовщиком 20-го столетия даже классическими исполнителями, такими как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Другой звездой американского кинематографа, был Джин Келли (Gene Kelly), стиль которого разительно отличался от астеровского отсутствием аристократичности, но в принципе тоже базировался на соединении классической хореографии (и даже акробатики) и степа в контексте драматического образа.

    Отметим, что афроамериканские танцоры появлялись в фильмах, как правило, только для показа "вставных" номеров, как правило, не связанных с основным сюжетом. Хорошим примерок такого номера может послужить песня-танец "Чаттануга Чу Чу" изфильма "Серенада Солнечной Долины" (1941 г.), где самый яркий и популярный за всю историю степа дуэт в лице братьев Файарда и Гарольда Николасов (the Nicholas Brothers) продемонстрировал великолепный образец акробатического степа. Помимо акробатического степа в 40-е годы развивались и другие стили: эксцентрик-тэп (Jigsaw Jackson, позднее Donald O"Connor, Ray Bolger), русский стиль (Ida Forsyne, Dewey Weinglass), флэш-экт (the Bery brothers), класс-экт (Maxie McCree, Aaron Palmer и др.). Большинство танцев исполнялось под музыку так называемых биг бэндов (больших оркестров), играющих популярный в то время свинг: со степистами работали такие метры джаза как Дюк Эллингтон, Каунт Бейси и другие.

    Однако в 50-е годы музыкальные вкусы поменялись, на большие оркестры был введен федеральный налог, в фильмах начали доминировать балетные сцены, и как следствие степ теряет свою популярность и становится делом энтузиастов, занимающихся этим исключительно для собственного удовольствия. Знаменитый нью-йоркский Hoofer"s Club закрывается, и многие танцоры переквалифицируются в водителей, барменов, лифтеров, плотников и т.д.

    И только в середине 60-х годов ряд больших танцевальных событий на Бродвее возродил интерес к степу. 6 июля 1963 года Маршал Стиарнс вынес на суд публики шоу с участием семерых хуферов, работавших в стиле 30-40-х годов. 7 апреля 1969 года Летиция Джей презентовала свою программу Tap Happenings ("События степа") в нью-йоркском театре Берта Уиллера. В 1970 на бродвейской сцене был восстановлен старый мюзикл "Нет, нет, Нанетта" с чечеточными номерами. Все это (плюс ряд телепрограмм о степе) вызвало ностальгический интерес к этому виду танца, и в 70-ых годах степ наконец-то признали не просто формой развлечения, а видом искусства. А в начале 80-ых степ вернулся на киноэкраны: вышли фильмы с участием замечательного танцора - Грегори Хайнса (Gregory Hines). В это же время образуется множество различных коллективов и школ, занимающихся этим видом танца, стали активно проводиться международные фестивали и соревнования. Все это привело тому, что Конгресс США в 1989 объявил 25 мая - Днем Степа, который теперь празднуется энтузиастами по всему миру.

    Еще одним результатом такого бурного развития степа стало появление уже в 90-х годах огромных международных шоу, самым ярким из которых стало шоу "Риверданс" (Riverdance), которое стартовало в Дублине и благодаря знаменитому семиминутному отрывку, показанному на "Евровидении-1994", стало международным феноменом. Необычность "Риверданса" заключалась в частности и в том, что он объединил в себе почти все виды перкуссионного танца (ирландский hard shoe, тэп и фламенко). Ведущим хореографом и танцоров "Риверданса" стал Майкл Флетли, который в последствии создал полностью ирладскую программу "Lord of the Dance", также получившую огромную популярность во всем мире. Другим интересным шоу, объединившее две разные музыкальные традиции: джазовый степ и рэп, явилосьпрограмма "Bring "da Noise, Bring in "da Funk". Шоу вышло в Нью-Йорке в1996 году, а постановщиком его был блистательный Савион Гловер (Savion Glover), который был назван "внуком старых мастеров степа". Гловер пытается вернуть степу право называться музыкой: работу степиста он считает аналогичной работе барабанщика. В своей технике Гловер использует не только традиционные удары (носок и пятка), но и боковые удары, удары серединой ступни и т.д.

    В целом, попытки экспериментировать, объединять стили, развивать импровизацию - все это характеризует степ начала 21-го века. Однако по сути современный этап развития степа полностью базируется на том же принципе, который позволял этому виду танца развиваться в течение трехсот лет. На сайте международной ассоциации степа этот принцип охарактеризован, как принцип "вызова" и "ворованных ударов" (challenge and stealing steps). Как и в 19 веке на соревнованиях чечеточников, как и в 20-м веке на собраниях хуферов, современные степисты пытаются обогнать друг друга в технике и изобретательности и при этом одновременно учатся друг у друга, ненароком заимствуя новые удары и движения. В этом смысле весьма поучительной может быть методика, которую долгое время использовал Джон Бабблз: сидя в нью-йоркском Hoofer"s Club, он с деланным безразличием наблюдал за соревнованиями молодых и опытных хуферов. В тот момент, когда видел новое движение, которое ему хотелось позаимствовать, он, недовольно качая головой, прерывал танец, говоря, что танцор, мол, сбился с ритма, и незамедлительно просил показать еще раз… И так до тех пор, пока Бабблз не выучивал движение. После этого Бабблз неожиданно для всех заявлял, что "этот удар напомнил ему его же комбинацию, которую он раньше делал", и демонстрировал блестящую вариацию, включавшую только что освоенное движение. При этом хуфер, у которого Бабблз заимствовал движение, всегда чувствовал себя польщенным. В этом нет ничего удивительно: ведь такова самая суть степа - уникального вида танца и музыки, в котором каждый исполнитель, повторяя, заимствуя и импровизируя, всегда становится создателем собственного неповторимого стиля.

    Чечётка (танец)

    Чечётка - разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название - степ (от англ. step dance , от step - «шаг»; в самом английском языке этот термин включает любые танцы с упором на работу ног, а для чечётки используется tap dance , от tap - «стучать», «лёгкий стук»). Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины - завоевание нового времени. Основатели жанра (Билл Робинсон, Сэмми Дэвис-младший, братья Николас и др.) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфлей и дубовый пол.

    История

    Чечётка происходит из смешения различных культур прежде всего ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярна она стала в США, где сплавилось множество культурных традиций, и на рубеже XIX-XX веков появился новый танец.

    В 1930-1940-х годах степ приобрёл огромную популярность, благодаря голливудским музыкальным картинам. Фред Астер , Пол Дрейпр, Рей Болджер внесли в чечётку элементы современных танцев и движения из классического балета, разнообразив и обогатив эстетику танца. Естественным образом мода на джаз популяризовала чечётку, придав ей новый образ и более сложную ритмическую и мелодическую основу.

    В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому, что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться танцевальные школы. Одним из популярнейших в мире коллективов, которые исполняют разновидность ирландского степа (ирландский hard shoe) является группа «Riverdance ».

    В конце ХХ - начале ХХI вв. центром этого танца оказываются США, где работают Грегори Хайнс , Сэвион Гловер, Джейсон Сэмюэлс-Смит и др. Заявило о себе степ-шоу «Tap Dogs», попытавшееся при помощи степ-танца передать ритмику современного индустриального города.

    В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечётка присутствует в фильмах «Карнавальная ночь », «Зимний вечер в Гаграх » и «Мы из джаза ».

    На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны московские чечёточники Константин Невретдинов (исполнитель степа на руках), Владимир Кирсанов , Олег Федоткин и др., одесситы Алексей Гилко, Сергей Остапенко, Александр Останин и др.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Чечётка (танец)" в других словарях:

      Чечётка (танец) - Чечетка (танец) ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Чечётка: Чечётка (птица) певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинобразных. Чечётка (танец) танец, для которого характера ритмическая ударная работа ног … Википедия

      1. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки). Чечётки наши зимние гости. Горная ч. 2. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Чёткий по ритму, быстрый танец с … Энциклопедический словарь

      ЧЕЧЁТКА, чечётки, жен. 1. Мелкая зерноядная птица из сем. вьюрковых (зоол.). 2. перен. О болтливой женщине (разг.). «Тетки, лебедки, чечетки мои!» песня. 3. Танец, отличающийся очень мелким, дробным и частым пристукиванием ног об пол. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

      Толковый словарь Ожегова

      ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке, встречаются во многих … Современная энциклопедия

      чечётка - I и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки) Чечётки наши зимние гости. Горная чечётка. II и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. см. тж. чечёточный а) Чё … Словарь многих выражений

      чечётка - ЧЕЧЁТКА1, и ж Небольшая птица семейства вьюрковых отряда воробьиных, на голове красная «шапочка», у самцов на груди розовое пятно; обитает в лесотундре и тайге Европы, Азии и Америки. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера, которые … Толковый словарь русских существительных

      И, род. мн. ток, дат. ткам, ж. 1. Небольшая птица сем. вьюрковых. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера. С. Огнев, Жизнь леса. 2. разг. О болтливой женщине, тараторке. Я моих греческих чечеток соседок не вынес и M me Бах пустила… … Малый академический словарь

      ЧЕЧЁТКА 2, и, ж. Танец (преимущ. мужской) с частым, дробным пристукиванием. Отбивать чечётку. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Степ (в переводе с английского «step» означает «шаг»), или чечетка – это разновидность перкуссионных танцев, особенностью которой является ритмичная ударная работа ног. Степ – это смешение танцевальных культур разных народов, в частности, ирландской жиги и африканских танцев рабов.

    История танца

    В связи с развитием работорговли в Америке произошло смешение абсолютно разных культур – европейской и африканской. Спустя некоторое время это смешение привело к образованию нового музыкально-танцевального направления. Историки утверждают, что африканцы с помощью барабанов передавали различные закодированные сигналы, а когда рабовладельцы узнали об этом, то запретили использовать своим рабам такого рода инструменты. И вскоре африканцы вместо использования инструментов стали выстукивать ритмы ногами.

    Считается, что степ появился в 1770-х годах на юге США. Именно тогда среди людей были популярны такие танцы, как ирландская жига, привезенная беженцами из Ирландии, и западноафриканская жиуба. Путем смешения этих танцевальных направлений образовался абсолютно новый стиль, который назывался «buck and wing». Вскоре большую популярность в США завоевала английская чечетка, которая постепенно преобразуется, соединяя в себе движения из других популярных танцев того времени. Появились такие стили танцев, как hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog, которые исполнялись в специальной обуви с деревянной подошвой и каблуком.

    Однако перечисленные стили были не такими яркими и интересными, как buck and wing, который славился синкопированным ритмом, развитие и преобразование этого танца привело к появлению джазового степа. Чуть позднее появились такие разновидности степа как shortgun stap (оружейный степ), flash step (степ-импровизация).

    Признание степа произошло благодаря известной личности William Henry Lane (под псевдонимом Master Juba), который исполнял танец на Менестрельных шоу. Менестрельные шоу представляли собой подборку танцевальных и музыкальных номеров, которые в основном исполняли негры и ирландцы. Стоит отметить, что белокожие актеры всегда тщательно закрашивали свои лица черной краской для того, чтобы быть похожими на своих чернокожих собратьев.

    В 1866 году вышел первый мюзикл "The Black Crook", который состоял из номеров чечетки. В этом же году степ под влиянием других культур стал значительно видоизменяться, все движения танца стали более раскованными и свободными, положение тела также изменилось. Однако окончательное формирование степа, который танцуют в настоящее время, наступило только в XX веке.

    Музыкальным сопровождением танца стал джаз, который зародился путем смешения европейской и западноафриканской культуры, кроме того, джаз дал толчок развитию степа. Именно по этой причине в 1910-1920-х годах степ называли джазовым и исполняли его в основном чернокожие.

    В 1914 году в Гарлеме было организовано шоу «Darktown Follies», которое проходило в театре Лафайет. В этом шоу чернокожие танцоры исполняли различные виды танцев, такие как линди-хоп , некоторые виды степа и акробатику. Шоу быстро завоевало популярность и вскоре попало на сцену Бродвея. Так, степ стал интересен белокожим людям и в 1920 году пользовался большой популярностью среди жителей США. На Бродвее стали ставить довольно много мюзиклов с использованием степа, открылись школы по обучению танцевальному мастерству. Кроме того, степ не стоит на месте, он активно развивается, разрабатываются новые основные комбинации и элементы.

    В 1930 – 1940-х годах популярность степа возрастает, танец стал активно использоваться в создании не только мюзиклов, но и кинофильмов. Именно в этот момент появился новый вид степа с элементами классической хореографии. В 50-е годы XX века степ стал терять свою популярность очень быстро, закрылся и знаменитый клуб степа «Hoofer"s Club» в Нью-Йорке.

    Однако в 1960-х годах мюзиклы, которые исполнялись на Бродвее, снова стали использовать степ. Были показаны как старые шоу и мюзиклы с участием этого танца, так и абсолютно новые, например, 7 апреля 1969 года Летиция Джей презентовала новую программу под названием «Tap Happenings». В 70-х годах степ вернулся и на телеэкраны. К этому времени степ стал не просто развлечением, а искусством. В 80-х годах стали организовывать международные соревнования и фестивали по степу, также открывались новые специализированные танцевальные школы. А 25 мая 1989 года Конгресс США объявил этот день – Днем Степа, который до сих пор празднуется любителями и профессионалами.

    В 90-х годах прошла новая волна популярности этого танца, благодаря шоу «Riverdance», которое объединило в себе все виды перкуссионных танцев, в том числе и разновидности степа. В начале XXІ века степ по-прежнему активно развивался, при его исполнении часто стали импровизировать и включать танцевальные элементы из других стилей. В настоящее время степ остается уникальным танцевальным направлением, который каждый танцор выполняет в своем стиле, импровизируя и добавляя интересные движения и элементы.

    Виды танца

    В настоящее время существует большое количество разновидностей степа, которые могут отличаться как движениями, так и музыкальным аккомпанементом для исполнения танца. Наиболее популярные виды:

    • Acro-tap – этот вид характеризуется чередованием чечеточных комбинаций и акробатических элементов.
    • Ballet tap - этот вид характеризуется добавлением движений из классического балета в ритмы чечетки.
    • Cane tap – этот вид исполняется с использованием трости, которая используется не только для сценического образа, но и для отбивания ритмов в сочетании с ритмами ног.
    • Tap dance – этот вид имеет четкие ритмические рисунки и фигуры, которые создаются выстукиванием всей стопой, пяткой и носком.

    Степ в России

    Активное развитие в России степ получил только в начале XX века, о чем свидетельствуют выступления русских чечеточников, которых называли «казачками». Танцоры из России произвели настоящий фурор техникой, исполнением трюков в танце и сложными ритмическими рисунками, которые исполнялись на 6, 8, 12 четвертей. Кроме того, русские чечеточники к отбитым ногами дробям добавляли хлопки руками и активные движения всем телом.

    В 1907 году в Санкт-Петербурге было организовано шоу с участием гастролеров из США. Танцоры произвели очень сильное впечатление на русских исполнителей степа. Вскоре многие танцоры из России стали повторять движения из прошедшего шоу, первым из них стал – Николай Чубаров, он сумел соединить чечетку в цыганских номерах, добавив хлопки.

    Наиболее знаменитыми танцорами степа в XX веке стали Сергей Караваев и Евгений Пешков, Леонид Утесов, дуэт «Глед и Глед» братьев Михаила и Эмиля Гладштейн, квартет «Фоли» в составе А. Арнольда, Л. Артамоновой, Н. Винниченко и А. Триллинга.

    В конце 1920-х годов в СССР ужесточилась идеологическая политика, эстраду стали очищать от чужих жанров, это коснулось и полюбившейся танцорам чечетки. Однако степ исполнялся, но в немного ином варианте. Кроме того, степ часто использовался в российской кинематографии, например, чечетка братьев Бориса и Юрия Гусаковых в кинофильмах «Карнавальная ночь» и «Матрос с «Кометы»», Валерия и Геннадия Сазоновых в кинофильме «Спеши строить дом», «Эта веселая планета». Также степ исполнялся Любовью Орловой в кинофильме «Цирк», Леонидом Утесовым в кинофильме «Веселые ребята», а в 1980-х годах был исполнен в фильме «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». И это еще не весь список фильмов, в которых использовался степ.

    Обувь для степа

    Чутким музыкальным инструментом для танцора степа являются его ботинки. В степе звук издают набойки на ботинках и специально подготовленный пол. Характер звука при отбивании чечетки зависит от материала, формы и крепления набоек.

    Чтобы звук был четким и громким, набойки делают полыми, а в некоторых моделях предусмотрены специальные отверстия для выхода воздуха при ударе. Правильный звук возможен при верной установке набоек, как правило, их прикручивают к ботинку шурупами, иногда заклепками. Между набойкой и подошвой размещают слой твердого спрессованного картона (фибры), который пропитан смолами. Кроме того, фибра не позволяет краям набойки вжаться в подошву и сохранить пространство под набойкой.

    Также важной характеристикой набоек является степень скольжения, так, при очень скользких набойках сложно танцевать. Заднюю набойку делают плоской для того, чтобы танцор смог на нее опереться, а переднюю, наоборот, выпуклой, чтобы она сохраняла звук при разных углах соприкосновения с полом.

    Важной особенностью ботинок для степа считается материал. Так, для джазового степа, который содержит сложные движения, используется обувь из мягких материалов. Кроме того, между передней набойкой и подошвой ботика вклеивают клин из кожи, он сглаживает подъем подошвы.

    Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.

    История возникновения степа

    «Степ» с английского языка переводится как шаг, хотя для танца с этим названием было бы характернее слово «теп» (от английского «стучать»). Как чечетка это танец странах постсоветского пространства.

    Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.

    Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.

    Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек.

    Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.

    В начале XX века появились два направления в развитии степа. Одно было связано с большой скоростью и перемещениями. Наиболее популярными танцорами в этом направлении считают Джимми Дойла и Харланда Диксона. Второе направление отличалось элегантной и изящной манерой, и его типичным представителем в те времена был Джордж Праймроуз.

    Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.

    Можно сказать, что степ рос и развивался одновременно с джазом, расширившим мелодический и ритмический репертуар этого танца. Синкопированный строй джазовых композиций идеально сочетался с движениями степа. Став частым гостем мюзиклов, эстрады и черно-белого кино, степ уверенно завоевывал мир.

    Известные актеры и танцоры обогатили степ за счет элементов из классического балета и современных танцев.

    Даже потеряв особую популярность в 50-х годах прошлого века, степ не был забыт. Об этом говорит празднование Международного дня степа 25 мая.

    Современный степ, безусловно, изменился, но по-прежнему привлекает внимание на танцевальной сцене. Со временем в Европе и Америке также появилось новое направление для любительского танца - нечто похожее на аэробику только в сочетании со степом.

    Виды степа и их особенности

    Степ называют музыкой ног, поэтому он может исполняться под различные музыкальные композиции и даже совсем без музыки.

    Названия шагов и ударов ног традиционно называют по-английски. Все шаги могут сочетаться как в одной постановке, так и выполняться, как отдельные направления (виды) степа. Самыми популярными из них являются:

    Acro-tap (акро-тэп)

    Чередование чечеточных комбинаций и акробатических трюков.

    Ballet tap, classical tap (балетный тэп, классический тэп)

    Введение балетных движений в чечеточные ритмы.

    Cane tap (тэп-танец с тростью)

    Трость используется в танце как для создания сценического образа, так и для выстукивания в сочетании с ритмами ног.

    Tap dance, tap (тэп-денс)

    Четкие ритмические рисунки, которые создаются при выстукивании стопой, пяткой и носком.

    Степ – это очень сложный танец, в котором основной акцент делается на работу ног. История степ-танцев может быть прослежена до самого момента завоза на американский континент чернокожих рабов из Африки, соответственно, степ стал частью ранней американской культуры. Стоить отметить, что за столько времени степ не умер, его танцуют до сих пор. Понимание американской истории танца просто невозможно без понимания сущности степа.

    Как все начиналось

    Рабам после того, как их завезли в Америку, начали запрещать общаться на родном языке и сохранять свои обычаи. Рабовладельцы считали, что если позволить рабам сохранять свою культуру и обычаи, то это будет препятствовать «контролю и управлению рабами». В результате, рабы разработали собственную новую культуру, существенной частью которой являлся танец степ. Во время рабства степ был методом общения и использовался для передачи важных сообщений и новостей.

    Вторая мировая война

    Во время Второй мировой войны, многие афроамериканские солдаты при отдыхе танцевали степ. Этот танец стал существенным развлечением и способом поддержки боевого духа. Вторая мировая война превратила степ из средства связи и общения рабов в развлечение, что стало очень важным изменением для степа.

    Переход от общения к развлечению

    Поскольку необходимость для тайного общения исчезла, танец обрел новую жизнь в качестве источника развлечения. В него добавились ритмы мотауна и хип-хопа, после чего степ стал более спортивным и сложным.

    Обучение степу в колледжах

    Степ обычно практикуется чернокожими студенческими братствами и играет большую роль в университетских городках множества колледжей, где исторически учились афроамериканцы. Обучение степу часто используется в качестве посвящения в некоторые братства.

    Будущее танца и связанные с ним стили

    Танец степ продолжает оказывать влияние на другие танцевальные стили и, вероятно, продолжит влиять на развитие всей американской танцевальной культуры. Ирландский степ, который приобрел популярность благодаря знаменитому шоу Riverdance, является производным от американского степа. Другие стили танца, которые связаны со степом – чечетка, клоггинг и хип-хоп. Степ был одним из первых танцев, которые «привезли» в Соединенные Штаты, и это оказало большое влияние на развитие американской культуры танца.