• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

    Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
    Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
    Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.
    Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
    Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
    Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
    Раджа-йога – интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
    Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте – и успех Вам обеспечен!
    Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
    Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
    Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт – триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

    Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

    нулевой цикл – урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

    Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства - раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев - этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

    Особенности королевской йоги

    «Раджа» означает «царь», поэтому раджа-йогу называют царской или королевской йогой. Из-за названия ее часто неправильно воспринимают, считая особым видом йоги, которой стоит выше остальных. Но это противоречит самой сути йоги, отрицающей титулы и структуру власти.

    Высшая степень освоения королевской йоги - покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

    Философия раджа-йоги

    Раджа-йога зародилась в Индии, и оттуда распространилась по всему миру. Как и другие виды индийской йоги, она руководствуется философией Санскрии. Эта философия подразумевает прохождение через три этапа развития:

    • тело;
    • разум.

    Развивая тело с помощью физических упражнений, человек укрепляет свой дух. Развитие духа позволяет совершенствовать разум. Достигнув предела на низшей ступени практики, йог переходит на следующую. Главное - не останавливаться до тех пор, пока не получиться достичь высшей формы развития сознания и перейти в другое состояние. Просветленный мастер йоги выходит из бесконечного цикла перерождений и становится подобен божеству. В раджа-йоге другое состояние реальности называется Брахман или «божья благодать».

    Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание - открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

    В чем цель раджа-йоги

    Главная цель практики раджа-йоги - постепенное подчинение разума и полное освобождение от негативных мыслей. Поэтому основное внимание здесь уделяется не асанам, а умственной работе. Царская йога не отдельное направление, а естественное продолжение аштанга-йоги, которая учит мастера правильному дыханию и выполнению асан.

    Восемь ступеней аштанга-йоги

    Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое - от нескольких месяцев до нескольких лет.

    Ступени аштнга-йоги:

    1. Яма. Это - начальная ступень, на которой йог осваивает моральные каноны, ограждающие его психику от влияния негатива. Переживание отрицательных эмоций делает человека уставшим, раздраженным и несчастным. Проходя Яму, он изучает основные принципы практики йоги: отказ от физического насилия, воздержание от соблазнов, преодоление потребности во вранье, присвоении чужого и получении одобрения.
    2. Нияма. Отказываясь от пагубных практик, человек должен вместо них освоить добродетели: научиться очищению, дисциплине, почитанию аскетичного образа жизни, изучению священных текстов и созерцанию Бога.
    3. Асана. После предварительной моральной подготовки йог переходит к изучению асан - особых поз, помогающих слить воедино ментальное и физическое тело. Фиксируя асану, человек усмиряет хаотичные мысли, учится освобождать ум.
    4. Пранаяма. Праной называют особое дыхание, а пранаямами - техники дыхания, позволяющие научиться управлять внутренними потоками энергии.
    5. Пратьяхара. Практика отречения от внешнего и внутреннего мира. Человек избавляется от всех накопленных переживаний и впечатлений, становится пустым сосудом, которым можно управлять силой воли.
    6. Дхарана. На этом этапе йог осваивает умение концентрироваться. Сосредотачивая внимание на конкретном предмете, он учится управлять вниманием и переключать его с внешнего мира на внутренний.
    7. Дхьяна. Эта ступень освоения медитации. Человек не просто раскрывает сознание, а учится объединять его со Вселенной.
    8. Самадхи. Ступень, которая объединяет предыдущие. Чтобы перейти на нее, йог должен научиться достигать полного просветления. Обретя свое внутренне «Я», человек отказывается от мирской жизни и посвящает себя людям.

    После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.

    Духовный Университет Брахма Кумарис

    Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

    • отказаться от продуктов животного происхождения;
    • исключить вредные привычки;
    • не вступать в физический сексуальный контакт;
    • служить высшему благу;
    • изучать слова Господа;
    • развивать скромность и смиренность.

    Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются - все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

    Тренировка ума по методике Рамачарака

    Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

    Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

    Когда поток мыслей станет отдельным процессом, нужно призвать из своего сознания мысль «Я есть». Она должна занять весь разум, вытесним остальные мысли. Внутреннее «Я» отделяется от тела, оно независимое и неуязвимое. Духовное тело возвышается над физическим и управляет им. Ничто не должно сбивать с этой мысли. При достижении нужного уровня концентрации, внутренние и внешние энергии объединяются и сливаются. «Я есть» - это осознание себя как единое создание, часть Вселенной.

    Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить. После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения - попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

    Мантра для развития ума Рамачарака

    Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

    Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я - центр».

    Комплекс для начинающих

    Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

    Комплекс асан для новичков:

    1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
    2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
    3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное - сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
    4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
    5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи - отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

    Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

    Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

    В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

    Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

    Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

    Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

    Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

    Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

    Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

    Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

    Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

    Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

    Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

    Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

    В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

    Основой Раджа-йоги является медитация (дхьяна), а ее «фундаментом» - канонический трактат мудреца Патанджали, «Йога-сутры», в которых йога определяется, как способность человеку прекращать мыслеобразование (йога читта вритти ниродхах. 1.2). В этом случае ученик начинает различать реальность и иллюзию и добивается Освобождения, достигая Самадхи.

    Раджа-йога в буквальном переводе означает «царица среди йог», «царская йога», ибо человек, идущий этим путем, обретает способность властвовать над всеми своими проявлениями, и, в первую очередь, над собственными мыслеформами.

    Мастера говорят, что заканчивается там, где начинается Раджа-йога. Однако не будет преувеличением сказать, что это две части одного и того же пути, где одно не может быть отделимо от другого. Раджа-йога по отношению к тонкому телу человека представляет собой то же самое, что и Хатха-йога – к грубому. Ведь она является йогой преодоления тела, приобретения контроля над ним, тогда как «царская йога» - это йога преодоления ума. Иными словами, уничтожения иллюзорного самосознания и обретения контроля над сознанием.

    Раджа-йога учит познанию самого себя. И если Хатха-йога смотрит на физическую оболочку, как на что-то несовершенное и нуждающееся в трансформациях, то Раджа-йога также относится к психическому аппарату человека.

    Совершенства в данной йоге достигает тот, кто может рассеять шаблоны в собственном мышлении, стать хозяином своих мыслей.

    На этом пути йогину необходимо развивать устремленность, организованность и дисциплину. И Раджа-йога предписывает делать это при помощи эффективнейшего средства управления мыслями, позволяющего превращать физическую и психическую энергию в духовную.

    Что такое Раджа-йога?

    Раджа-йогу нередко называют йогой Медитации, однако определить ее не так просто, как , и , поскольку она в каком-то смысле является комбинацией перечисленных путей.

    Как мы уже говорили, афоризмы мудреца Патанджали составляют основу этой йоги. Он поделил Раджа-йогу, называемую также , на восемь ступеней: , и (Более подробно об этих ступенях Вы можете почитать в статье «Восемь ступеней йоги»).

    Основным упражнением Раджа-йоги является йоговская медитация – Самьяма. Патанджали выделил три ее ступени – Дхарана (концентрация), Дхьяна (сосредоточение) и Самадхи (соединение с Божественным).

    Раджа-йога – это путь освобождения от страданий. Она учит о существовании страдания, его причине, освобождению от страдания и средствам его достижения. Практика этих средств ведет к освобождению и вечному блаженству.

    Неведение – это причина страданий. Следуя данному пути, душа осознает, что она свободна и независима.

    Методы Раджа-йоги основаны на понимании «непостижимых» для обычного человека законов, а также на последовательной работе со своим «Я». Она не отрицает какие-либо факты на том основании, что их сложно объяснить, но вместе с тем она показывает, что сила и вера в чудеса не могут быть объяснены присутствием «существа над облаками». Поскольку вера в него может заставить человека считать, что он слаб по своей природе.

    Раджа-йога учит, что мы обладаем всеми необходимыми средствами для удовлетворения всех своих нужд, представляя собой «капельки в бесконечном океане силы и знания, который находится вне человечества». Она учит также, что в природе существуют грубые и тонкие явления. При этом последние являются «причинами» и не ощущаются нашими органами чувств, а грубые – следствиями, которые мы чувствуем. Практика Раджа-йоги помогает человеку обрести совершенство восприятия.

    Путь этой йоги невозможен без идей непревязанности, несуществования отдельности человека, стиранием границ между ним и всем окружающим миром.

    Практикующий должен понимать, что следование по данному пути невозможно без чуткого и непрерывного руководства опытного учителя, поскольку тот способен определить те методики, которые помогли бы ученику добиться успеха. В Раджа-йоге нет единых правил и путей, подходящих каждому.

    Существует три класса стремящихся, каждому из которых данная йога предписывает определенные практики. Лучшему последователю - медитацию на Высшее Я, среднему – различные йоговские действия (крийю, аскезу, изучение священных писаний и предание себя Богу), для начинающего стремящегося – восьмиступенчатую садхану.


    Основная цель Раджа-йоги

    Итак, основная цель Раджа-йоги – разрушение нечистоты ума, преодоление неведения и устранение волнений ума. Следует помнить, что управление мыслями не является самоцелью на этом пути, но лишь средством для достижения возможности руководить реальностью и освобождения.

    Человек учится осознавать различные сферы ума: сознательные, сверхсознательные, подсознательные и запредельные. Сама Раджа-йога направлена на то, чтобы практикующий научился превосходить свое физическое тело и стремился ориентировать сознание на внутреннюю среду.

    Можно сказать, что целью этого пути является приближение к высшему сознанию. Но перед этим Раджа-йога доказывает саму возможность существования этого сознания, рассказывая о людях, достигших «пробуждения ото сна». Кроме того, она говорит о том, что психика человека представляет систему искривленных стекол, через которые мы не можем увидеть настоящее «изображение». Раджа-йога позволяет йогину увидеть четыре состояния сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и состояние просветления – турийю.

    Пожалуй, главной задачей, которая стоит перед начинающим путь Раджа-йоги, является достижение способности не думать, сдерживать по собственной воле волнения ума. Только овладев этим умением, человек может услышать мысли других людей, все голоса природы, голос собственного тела, ощутить голос безмолвия, который способен открыть ему все скрытые истины и тайны.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Раджа-йога (значения) .

    Раджа-йога (буквально «королевская йога») возникла из практики хатха-йоги . Практика силы и энергии, которая ведет ученика к ступеням медитации , созерцания и самореализации.

    Ступени Раджа-йоги

    Раджа-йога также известна как Аштанга-йога (восьмеричный путь йоги, который ведет от хатха- к раджа-йоге ), потому что она организована в восьми частях:

    1. Яма - самоконтроль.
    2. Нияма - дисциплина.
    3. Асана - физические упражнения.
    4. Пранаяма - дыхательные упражнения.
    5. Пратьяхара - изъятие чувств из внешних объектов.
    6. Дхарана - концентрация.
    7. Дхьяна - медитация.
    8. Самадхи - полная реализация.

    Яма и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с природой. В конце концов йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души. Первые три ступени являются внешним поиском (бахиранга садхана ).

    Две следующие, пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаратма садхана ).

    Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в небесах, зная, что Он внутри, что Он - Антаратма (Внутреннее Я). Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти ступени называются духовным поиском (антаратма садхана ).