• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Традиционные практики Востока отличаются своей эффективностью и мудростью, это знания, которым насчитываются уже тысячи лет.

    Боевой цигун – основополагающая методика, которую используют для тренировки тела, укрепления духа, а также для того, чтобы обрести невероятную физическую силу. Но, в отличие от банальных тренировок в тренажерном зале или в гимнастической секции, здесь упор делается не на размер мускулов.

    Цигун для здоровья и боевых искусств

    Основным отличием боевого цигуна от лечебного является то, что данный вид цигуна в максимально короткие сроки наполняет тело практика энергией Ци. В то время, как целительный комплекс китайской традиционной медицины делает это медленно и размеренно.

    Основная задача жесткого цигуна – поднять уровень абсолютно всех защитных функций физического тела и духа. Данная практика дает большое количество энергии, увеличивает ясность мысли, повышает работоспособность.

    Опытные специалисты, а также настоящие Мастера китайской практики уверяют, что жесткий цигун – это единственная эффективная техника. Лечебно-оздоровительный цигун дарит организму исцеление и помогает человеку самовосстанавливаться. Боевой цигун укрепляет тело, делая его более выносливым и сильным. Мастера жесткого цигуна используют его для регулярных тренировок в боевых искусствах.

    Зачастую боевой цигун – упражнения, которые помогают улучшать физические показатели при занятиях ушу. Реже жесткий цигун практикуют как самостоятельный вид тренировок.

    Для начинающего практика такой вид цигуна может быть гораздо сложнее в освоении, чем лечебно-оздоровительный. Однако Мастера всего мира утверждают, что практиковать жесткий цигун могут даже неопытные новички. Во многом жесткий цигун базируется на методике, которая позволяет насытить человеческое тело мощным потоком Ци. Учителя советуют своим ученикам изначально заниматься именно этим видом практики. Считается, что для китайских единоборств жесткий цигун является незаменимым.

    Именно систематические занятия боевым цигуном позволяют практикам совершать поистине потрясающие вещи и удивлять своими силовыми показателями. Боевой цигун – это не та методика, которая позволит вам нарастить мускулы или набрать мышечную массу.

    Однако здесь этого и не требуется. Китайцы верят, что сила человека исходит изнутри и питается энергией Ци . Чем больше ее в теле – тем сильнее человек, а потому для практики не имеет значения ни ваш вес, ни ваши изначальные силовые показатели.

    Примечательно, что даже хрупкие юные девушки, практикующие боевой цигун, с легкостью могут выполнять любые задания наравне с мужчинами. Так, одну из основных проверок – дробление каменной или деревянной плиты голыми руками, практикующие женщины проходят с легкостью.

    Главные эффекты, которые начинают проявляться уже после нескольких занятий боевым цигуном:

    • Увеличение работоспособности;
    • Уменьшение времени, необходимого организму для отдыха;
    • Улучшенное противостояние любым болезням;
    • Тело перестает воспринимать боль;
    • Закаляется волевой дух;
    • Повышение сексуальной активности;
    • Укрепление мышечного каркаса и сухожилий в организме;
    • Повышение устойчивости к стрессам;
    • Наполнение каждой части тела энергией.

    Разновидности жесткого цигуна

    Боевой цигун имеет две разновидности, которые отличаются друг от друга тем, куда именно практик направляет энергию Ци . Их называют внешним и внутренним стилями.

    В случае использования практиком внешнего стиля он концентрирует все свои мысли и сознание, направляя всю Ци в определенные мышцы своего тела, расположенные на конечностях, тем самым наполняет их энергией и невероятной силой. Использование данного стиля позволяет добиваться крайне необычных эффектов, например, стойкости к колющему и режущему оружию, феноменальной силы и так далее.

    Однако настоящие Мастера не приветствуют использование только одного внешнего стиля. Поскольку физическое тело ограничено в возможностях и рано или поздно случается момент, когда та или иная мышца конечности наполнена энергией Ци максимально, а практик продолжает питать ее данной силой. Следовательно, происходит рассеивание столь ценной Ци , а мышечный каркас практика, использующего только лишь внешний стиль, начинает быстро стареть.

    Внутренний стиль боевого цигуна позволяет избежать этого и предотвратить рассеивание энергии Ци . При использовании данной техники практик направляет всю энергию в свое туловище и уже оттуда Ци распределяется равномерно по всем конечностям.

    Данный стиль немного сложнее, нежели внешний, поскольку требует от практика большей концентрации и опыта.

    Для того, чтобы правильно распределить энергию из туловища по конечностям, практик должен минимизировать использование мышц. Но использовать только один внутренний стиль Мастерами также не рекомендуется, поскольку спустя некоторое время приходит момент, когда необходимо напитать энергией мышцы конечностей напрямую, без участия туловища.

    Внешний и внутренний стили неразрывно связаны друг с другом, будто Инь и Ян, поэтому следует оказывать им одинаковое внимание, важность этих двух практик равноценна.

    Использование двух стилей долгие годы и столетия несло в себе практическую пользу только для боя, а влияние на здоровье оставалось без внимания, его воспринимали лишь как позитивный побочный эффект. И только в последнее время Мастера и ученики обратили внимание на огромную пользу для здоровья, которую несет в себе практика боевого цигуна.

    Поскольку в боевом цигуне основное место занимает быстрое перетекание Ци , то при занятиях данным видом практики большое внимание уделяется изучению меридианов тела, ведь именно они являются каналами, позволяющими перемещаться энергии. Также усиленное внимание при практике жесткого цигуна уделяется и пупочному центру, ведь данная область отвечает за волю и силу.

    Использовать боевой цигун можно не только для защиты от прямых нападений или во время боя. Такая практика укрепляет все слабые зоны на теле, повышая его упругость, делая его неуязвимым.

    В Китае древние монахи неуклонно следовали своим боевым традициям. Даже мужчины преклонного возраста и худощавого телосложения отличались недюжинной силой и выносливостью. Жесткий цигун позволял даосским монахам избегать ранений и увечий в оборонительном бою, а для рядовых воинов это было единственной возможностью вернуться домой целыми и невредимыми.

    Примечательно, что и ныне Мастера боевого цигуна на первый взгляд кажутся слишком щуплыми для того, чтобы обладать такими потрясающими возможностями. Но, как обозначалось в статье выше – в Китае физическую силу никогда не соотносили с размером мускулов. И пока враги страны уповали на изнуряющие силовые тренировки, изящные китайцы предпочитали действовать более мудро, черпая свои силы из жизненного источника Ци .

    Истинный Учитель боевого цигуна вряд ли удивит вас своей мощной фигурой. Однако он сможет продемонстрировать вам такие невероятные способности, которые многим людям покажутся невозможными.

    Многие, кто наблюдал со стороны за тренировками Мастеров, отмечали, сколь огромная внутренняя сила заключена в обыкновенной физической оболочке. У опытного практика крепость духа выражена настолько, что даже колюще-режущие предметы не могут задеть или травмировать его.

    Кажется, будто мечи и кинжалы отскакивают от поверхности кожи Мастера. В этом и заключается удивительная способность боевого цигуна. Внешне ваше тело совершенно никак не трансформируется, поэтому вряд ли кто-либо догадается о той скрытой силе, которая находится у вас внутри.

    Совмещая внутренний и внешний стили, практик сможет добиться поистине потрясающих результатов. Предания о монахах, ходящих по горячим углям, по острым осколкам или без труда лежащих на доске с торчащими гвоздями – это не миф и не выдумки, все это возможно и реально при использовании силы Ци .

    Комплекс жесткого цигуна для защиты уязвимых мест на теле

    Наработка железной груди

    «Массаж груди»

    1. Положение любое.
    2. Левая рука прижата ладонью к груди, правая накрывает ее сверху.
    3. Происходит массаж груди по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.

    «Удары кулаком по груди»

    1. Рука сгибается в локте и наносит удар по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.

    «Удары бамбуковой палкой по груди»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    3. Повторять до наступления боли.

    «Удары мешком по груди»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    3. Повторять до наступления боли.

    1. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по груди правой рукой. Партнер делает то же самое.

    Наработка железного живота

    «Массаж живота»

    1. Положение любое.
    2. Левая рука прижата ладонью к животу, правая накрывает ее сверху.
    3. Происходит массаж живота по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.
    4. Выполняется в течение 30-60 минут.

    «Удары кулаком по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правый кулак.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    «Удары бамбуковой палкой по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правую руку с палкой.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    «Удары мешком по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правую руку, в которой находится мешок, наполовину наполненный металлическими опилками, а на вторую половину – фасолью.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    Методика вспомогательной тренировки

    1. Встаньте лицом к партнеру на расстоянии одного шага.
    2. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по животу правой рукой. Партнер делает то же самое.
    3. Повторить аналогично для левой стороны.

    Наработка железной спины

    «Солнце ходит, звезды движутся»

    1. Сядьте, закройте глаза, кисти должны быть прижаты к пояснице.
    2. 36 раз растереть внутрь, затем 36 раз наружу.
    3. Выдвинутыми фалангами указательных и средних пальцев нанесите удары по пояснице.
    4. Вновь выполните цикл растираний.
    5. Повторить удары и растирания 3 раза.

    «Золотой мальчик бьет в барабан»

    1. Возьмите мягкий деревянный молоток с рукоятью из лозы.
    2. Направьте всю Ци в спину.
    3. Нанесите легкие удары по спине, усиливая их с течением времени.
    4. Выполняйте до момента, когда боль станет невыносимой.

    Наработка железной промежности

    «Поднимать и опускать анус»

    1. Сядьте, сложив ноги.
    2. Поднимите анус и задержите дыхание на 5 секунд. Также осуществляется подъем яичек.
    3. На выдохе расслабьте все тело. Яички опускаются медленно вниз.
    4. Повторите упражнение 18 раз.

    «Колодезный ворот поднимает ведро»

    1. Подвяжите небольшой груз к основанию мошонки.
    2. Раскачивайте груз вперед-назад 20 минут.
    3. Постепенно увеличивайте вес груза.

    «Обхлопывание яичек»

    1. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, колени полусогнуты.
    2. При помощи деревянной палки совершите легкие похлопывания по мошонке и половому члену. Постепенно усильте удары.
    3. Проводите данную процедуру в течение 5 минут.
    4. Переведите область похлопывания на живот и внутренние часть бедер, пока не наступит онемение.

    Боевой цигун: видео уроки и научные эксперименты

    Интересные факты и научные исследования, чудесные возможности главных Мастеров боевого цигуна вы сможете посмотреть в видео ниже.

    Мастер цигун показывает способности

    Не менее интересен ролик от канала National Geographic, где ведущие провели настоящий эксперимент, шокировавший научный мир.

    Боевой цигун: видео для начинающих от Мастера Андрея Левшинова

    Боевой цигун – это практика, которая позволит вам обрести невероятные физические способности, укрепит тело. Мощная защитная система, образовавшаяся в Китае еще до начала нашей эры, популярна и актуальна по сей день.

    Твердый (жесткий) цигун обязателен для всех, кто практикует восточные единоборства, особенно – для искусства ушу.

    Но и для обычного человека подобный вид тренировок – это лучшая защита своего тела.

    Слабые и уязвимые места в нашем теле – это словно хрупкие звенья цепи, без их должного укрепления человек рискует пострадать даже от самого незначительного случая или непредвиденного обстоятельства. В Китае об этом хорошо знали древние монахи, потому они побеспокоились о том, чтобы обезопасить себя и избавиться от таких хрупких звеньев. Теперь их мощная практика доступна любому современному человеку.

    200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. Тарас Анатолий Ефимович

    ЦИГУН БОЕВОЙ

    ЦИГУН БОЕВОЙ

    Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений – тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

    Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

    Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» – нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу».

    Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

    Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

    Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

    Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

    Боевой дух Перетягивание каната – очень популярное состязание на нашем острове. Оно часто бывает главным событием всех наших праздников. Окинавское перетягивание каната отличается от подобных состязаний в других префектурах. Прежде всего, наш вариант гораздо

    Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

    БОЕВОЙ СТИЛЬ Общее название систем рукопашного боя, противопоставляемых спортивным единоборствам и так называемой «военизированной гимнастике» (типа условно-игровых стилей каратэ и ушу).Подразделяются на системы ограниченного боя и тотального. В системах первой

    Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

    Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора

    Особенности боевой стойки Принятая вами стойка пригодна для ведения боя в том случае, если вы постоянно находитесь в устойчивом равновесном положении, из которого можете атаковать, контратаковать или защищаться без подготовительных движений. Характерные особенности

    Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Мешалкин Владислав Эдуардович

    На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало ХХ в.) Сила и мудрость «Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

    Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

    Из книги Тайные коды боевых искусств Японии автора Маслов Алексей Александрович

    Глава 31 БОЕВОЙ ДУХ Среди прочих способностей ваше умение подчинять позицию своей воле, быть может, является наиболее важным.Принцип 148: Ни одна партия не была выиграна путем ее сдачи.Это еще один и весьма очевидный принцип. И все же некоторые знаменитые гроссмейстеры

    Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

    «Забыть о боевой сути» Своя школа ко многому обязывает. Продолжение ли это традиции или разрыв с нею? Словно оправдываясь, Уэсиба пишет: «Дело в том, что понятия гармония, единение могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств

    Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

    Из книги Боевая добродетель [Секреты боевых искусств Китая] автора Маслов Алексей Александрович

    Глава 1 Боевой нож Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть

    Из книги Центральная ось пути кулака (Ицюань, Yiquan) автора Сянчжай Ван

    Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть классифицированы как

    Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка автора Махов Станислав Юрьевич

    На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало XX в.) Сила и мудрость«Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

    Из книги автора

    Из книги автора

    3 Боевой этап Он очень короток. Начинается с момента обнаружения противника и заканчивается с началом атаки. Другими словами, это период психологического противостояния. Тут представляется последняя возможность для самоовладения, так как во время боя не до

    Дать определение термина «Цигун» (气功 ) легко, и, одновременно, довольно сложно. Само слово «Цигун» состоит из двух частей. Первая часть - «Ци» (气 ), - в определенной степени можно перевести как «энергия» или «жизненная сила», которая пронизывает всю Вселенную. Следует понимать, что сам имероглиф Ци (气 ) достаточно емкий в своем значении и приведенные переводы лишь отчасти отображают его смысловое значение.

    Вторая часть термина - «Гун»(功 ) - является сокращением от слова «гунфу», которое можно перевести как «работа и время, необходимое для достижения поставленной цели». Также это слово означает «высшее мастерство», причем в любой сфере деятельности, будь то Цигун, боевые искусства или каллиграфия.

    Роль Цигун в Даосской Традиции и школе Чжэнь Дао

    Цигун переводится с китайского как мастерство управления жизненной силой. Сам термин «Цигун» получил широкое распространение лишь в 60-е годы ХХ века. Но упражнения Цигун восходят своими корнями к древним даосским методам совершенствования, которые существовали в Китае тысячи лет и лишь совсем недавно получили определенную известность. В древние времена такие техники самопознания и совершенствования назывались «Ян шэн фа», что в переводе означает «метод взращивания жизни», и в основном они были связаны с Даосской системой.

    Системы современного Цигун очень популярны как в самом Китае, так и за его пределами из-за хороших терапевтических результатов и не очень сложного изучения. Все это конечно очень хорошо и полезно, но здесь иногда возникает следующая проблема. Очень печально иногда видеть весьма неглупых людей, которые пытаются реализовать свой духовный потенциал с помощью упражнений, что создавались для поддержания тела и психики в хорошем состоянии, или же вообще для лечения тяжело больных людей. Ясно, что надеяться на успех в данном случае бесполезно и тогда может возникнуть самообман, выдавание желаемого за действительное и, как следствие, впадение в иллюзию относительно своего развития.

    Бывает так, что человек насколько погрязает в подобном невежестве, что в этой жизни у него уже практически нет никаких шансов от него избавиться. Все эти и подобные явления возникают из-за плохой информированности о том, что есть что, для чего предназначено, когда и как нужно практиковать для получения тех или иных результатов и все это на фоне достаточного большого количества некомпетентных преподавателей. Ведь, к сожалению, очень часто в широко популяризированных направлениях, чтобы стать инструктором от человека не требуется практически никаких знаний и умений за исключением определенного денежного взноса:-(

    Цигун отличается от практик Внутренней алхимии тем, что методы «Цигун» работают с обычной Ци и, в основном, предназначены для обретения физического и душевного здоровья, которое обретается за счет улучшения циркуляции внутренней Ци, а также с помощью базовых практик по работе с сознанием. А Внутренняя алхимия позволяет работать с изначальной Ци и позволяет не только кардинально укрепить здоровье, но и полностью трансформировать себя и реализовать свой духовный потенциал!

    Так как Цигун в школе Чжэнь Дао преподается ученикам на этапе , он в какой-то мере подготавливает практикующих к более глубоким даосским практикам Внутренне алхимии, где необходимо работать с более тонкими видами Ци и где сама внутренняя работа более сложна. Занимаясь Цигун вы имеете возможность познакомиться с тонким миром, научиться осознавать и работать с ним.

    Упражнения Цигун направлены на оздоровление и гармонизацию человеческого организма на всех уровнях:

    • телесном,
    • эмоциональном
    • и интеллектуальном.

    Основной акцент занятий Цигун направлен на базовую проработку тела, энергетическую систему, дыхание и сознание человека. Благодаря своей эффективности, упражнения Цигун получили широкую известность во всем мире, начиная с середины прошлого столетия, и миллионы людей рады, что смогли узнать о такой совершенной системе.

    На занятиях Цигун вы сможете научиться правильно дышать (что уже само по себе поможет существенно оздоровить организм), а затем и освоить различные виды дыхательных практик. Дыхательные практики очень важны, так как дыхание влияет на эмоции, на физиологию тела и даже на некоторые биохимические реакции в организме. Таким образом, Цигун позволят уравновесить циркуляцию энергий в теле, достичь баланса Инь и Ян, ощутить своё единство с окружающим миром, с Природой, а также успокоить сознание и избавиться от стрессов!

    Следует понимать, что не все, что называется «Цигун», имеет отношение к даосским практикам! Сам термин из-за его популярности используют и для других упражнений, которые не имеют никакого отношения к Даосской Традиции.

    Кроме оздоровительного Цигун, существует еще:

    • Медицинский Цигун (лечение других людей методами Цигун) и
    • Жесткий Цигун (укрепление тела с помощью Ци для боевых искусств).

    Основы Медицинского Цигун в школе Чжэнь Дао даются на отдельных семинарах для тех, кто уже занимается Внутренней алхимией, так как для лечения других людей необходимо сначала очистить свою энергетическую систему, получить достаточно большой опыт работы с Ци и усилить свою внутреннюю Ци.

    В школе Чжэнь Дао преподаются боевые искусства: Тайцзи-цюань и Синъи-цюань , но они подаются прежде всего как альтернатива Дао Инь , как метод укрепления и оздоровления тела человека на этапе Закладывания фундамента. Основная цель школы Чжэнь Дао - это обучение людей даосским методам духовного развития, потому жесткому Цигун внимание не уделяется.

    О Ци

    Ци бывает разного качества и обладает широким спектром проявления своих особенностей и характеристик. Например, концентрируясь, она становится физическим объектом, а когда рассеивается, то ее уже невозможно видеть обычным зрением, но можно почувствовать при выполнении специальных упражнений. Ци также является носителем информации, поэтому она обладает такими свойствами, как остаточность, избирательность, программируемость, может оказывать разрушающее или восстанавливающее воздействие и т.д. Исходя из этого, под термином «Ци» следует понимать не только некую силу, а и энергоинформационный аспект Вселенной.

    Ци прежде всего делиться на:

    • Инь - Ци Земли, Луны, внутренняя иньская Ци;
    • Ян - Ци Неба, Солнца, звезд, внутренняя янская Ци.

    Это базовое деление Ци описывается в теории Инь-Ян .

    Кроме этого Ци бывает Прежденебесной и Посленебесной. Прежденебесная Ци - это изначальная Ци, которая дается человеку до рождения в ограниченном количестве, когда ее запас заканчивается - человек умирает. Посленебесная Ци производится уже в этом мире различными источниками сил, а также поглощаясь живыми существами, постоянно трансформируется. Самая тонкая изначальная Ци - это изначальный дух, который живет вечно, а самая грубая посленебесная Ци - это материя.

    Относительно человека, Ци бывает:

    • внешняя - Ци внешних источников сил: Солнца, Луны, звезд, Земли, природная Ци и
    • внутренняя - та Ци, которая находится внутри вашего тела, а также защитная Ци, которая выступает за контуры вашего тела, образуя вытянутый шар или энергетическое яйцо.

    С точки зрения здоровья, Ци может быть:

    • чистая, активная, сильная - несет правильную природную информацию, полезная для здоровья;
    • мутная, малоактивная, слабая - вредна для здоровья человека, хотя сама по себе полезна для некоторых других живых существ.

    Так как все вокруг состоит из Ци - она влияет на все. Все болезни начинаются на уровне Ци, а потом постепенно проявляются на уровне физической материи. Связь Ци и материи и ее влияние на здоровье можно проследить с помощью теории У-Син .

    Ци - это не просто энергия, но и информация! Постигая ее с помощью даосских практик, практикующий постепенно познает на своем собственном опыте единство всего сущего, проникая на все более тонкие уровни мироздания с помощью даосских медитаций. Цигун позволяет научиться ощущать и управлять Ци, чувствовать и понимать связь Ци и тела, Ци и дыхания, Ци и эмоций… А если вы пойдете дальше, начнете заниматься Внутренней алхимией, то рано или поздно осознаете связь между духом, Ци и телом, познав единство мира сначала на своем собственном существе, а потом ощутив его и во всей Вселенной.

    Работа с Ци

    Упражнения цигун внешне и физически довольно просты и доступны, ими может овладеть любой, кто искренне стремится к этому. Следует лишь помнить, что основой их эффективности является определенная внутренняя работа. Внешне она может быть не заметна, однако без нее практики Цигун превратятся в гимнастику. Если же выполнять упражнения правильно и регулярно, можно научиться чувствовать Ци, а затем и взаимодействовать с ней, понимать её и управлять её потоком – очищать энергетические каналы, привлекать в тело внешнюю Ци и накапливать её в особых областях – даньтянях. Это позволит организму лучше функционировать и со временем избавиться от многих недомоганий.

    Вот основные методы работы с Ци в Цигун:

    Ощущение Ци - для того, чтобы начать работать с Ци, вам предстоит сначала научиться ее ощущать. Большинство людей имеют среднюю чувствительность, потому потребуется время и регулярная практика, чтобы ваше сознание научилось настраиваться на тонкие ощущения и не путать их с физическими ощущениями, а также не впадать в заблуждения, придумывая эти ощущения. Тут конечно можно порекомендовать все таки начать заниматься с инструктором, который поможет вам избежать самообмана.

    Бывают люди с повышенной или пониженной чувствительностью - таких людей не более 5-10%. Если даже вы окажетесь среди них, то вам в случае повышенной чувствительности нужно будет учиться не увлекаться ощущениями, не привязываться к ним, чтобы не тормозить свое развитие. А в случае пониженной чувствительности, нужно будет больше начать работать с дыханием и телом, запастись терпением и дать возможность развиться своему сознанию и осознанности, которые позволят начать ощущать Ци.

    Очищение от мутной Ци - поможет запустить активные восстанавливающие процессы. Когда вы очищаете тело от мутной, болезнетворной Ци, то вы освобождаете место для чистой и здоровой энергии с правильной информацией.

    Накопление Ци - позволяет заполнить очищенное пространство свежей, более мощной и правильной Ци. Накопительные практики помогут накопить в даньтянях дополнительное количество Ци. Важно понимать, что без Сингун , возрастающее количество Ци будет взращивать в вас хорошие и плохие качества! Это может привести к дисбалансу Инь и Ян, увеличению раздражительности, отклонениям в здоровье.

    Усиление Ци - позволяет с помощью замедленного дыхания и специальных практик повысить качество Ци, сделать ее более активной и мощной. Естественно это положительно скажется и на здоровье и на вашей активности в социуме, при условии, что вы будете также активно совершенствовать и культивировать свою сердечную природу!

    Гармонизация Ци - позволяет восстановить баланс Инь и Ян, а также настроить внутренние процессы. Специальные оздоровительные практики (к примеру, «Шесть целительных звуков») позволяют нормализовать работу внутренних органов, гармонизировать пять движений Ци в теле. Для гармонизации Ци используются практики Цигун, Дао Инь и Сингун.

    Есть в Цигун и особые комплексы упражнений, которые очень удобно выполнять в качестве утренней гимнастики – они мягко, но эффективно очищают, гармонизируют и тонизируют весь организм. Например, «Бадуаньцзинь» (восемь кусков парчи) и «У Цинь Си» (игры пяти зверей).

    Регулярная практика Цигун позволяет:

    • кардинально улучшить здоровье и усилить иммунитет;
    • научиться расслаблению тела и сознания, что очень важно для современного человека, который живет в мегаполисе;
    • спокойное дыхание, мягкие движения и правильный внутренний настрой помогут обрести состояние внутренней гармонии и ясность мышления;
    • освоить искусство «собранной расслабленности» и осознанности действий;
    • повысить работоспособность, усидчивость и способность сохранять концентрацию;
    • научиться управлять своими чувствами и эмоциями: избавиться от раздражительности, подавленности, депрессии, страхов, неуверенности и других негативных эмоций;
    • повысить жизненный тонус и энергичность, забыть о чувстве усталости, разбитости.

    Методика преподавания учитывает особенности менталитета и физиологии европейского человека. Упражнения Цигун в школе Чжэнь Дао не требуют особенной физической подготовки и специальных условий. Залогом эффективности занятий будет Ваша решимость заниматься, уверенность в достижении результата и, конечно, регулярность занятий!

    Всё это в итоге даст Вам мощный импульс для развития в профессиональном и личном плане. Здоровье и энергичность позволят легче достигать жизненных целей, лучшее понимание окружающих и позитивный психо-эмоциональный заряд помогут правильно выстроить отношения и стать более успешным в социуме.

    Долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин , созданный Да Мо , и бадуаньцзинь , или «Восемь кусков парчи».

    Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

    Тайцзи-цюань

    «Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

    Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна . Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

    В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

    В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

    Багуа-чжан

    У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань , уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

    Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

    Синъи-цюань

    Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи , сверлении – цзуань , растягивании – бэн , взрывании – пао и пересекании – хэн . При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

    Люхэбафа

    Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо , отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

    Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
    1. Сочетание и координация тела и сознания.
    2. Сочетание и координация сознания и мысли.
    3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
    4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь .
    5. Сочетание и координация духа и движений.
    6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

    Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
    1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
    2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
    3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
    4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
    5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
    6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
    7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
    8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

    В Шаолиньском монас­тыре (годы династии Лян, 502-557 гг.). Практикуя придуманный Да Мо цигун Изменения мышц и сухожилий, шаолиньские монахи обнаружили, что этим они не только улучшили свое здоровье, но и значительно повысили эффективность приемов ведения боя. С той поры во многих стилях боевых искусств были созданы комплексы цигун для повышения эффективности боя. Кроме того, заметим, что многие стили вообще были созданы на основе теории цигун. Мастера боевых искусств играли очень важную роль в мире китайского цигун.

    Первое применение теории цигун в боевых искусствах было связано с увеличе­нием силы и эффективности работы мышц. Сама теория была проста. использовался для направления к мышцам, чтобы наполнить их энергией и заставить более эффективно выполнять работу. Обычно человек использует свои мышцы менее чем на сорок процентов. Следовательно, если ему удастся научиться концентрироваться ( ) , применяя свой сильный И для направления ци к мышцам, человек сможет поднять энергетику мускулатуры на гораздо более высокий уровень, тем самым улучшив собственную эффективность ведения боя.

    По мере того как теория применения становилась все более понят­ной, приемы ведения боя получали возможность дальнейшего совершенствования. Знатоки боевых искусств научились атаковать определенные области тела против­ника (такие, как жизненно важные акупунктурные полости (см. )) , тем самым нарушая движение ци ( ) в организме врага и создавая энергетический дисбаланс, который приводил к серьезным повреждениям и даже смерти. Чтобы добиться этого, занима­ющийся должен был понимать пути (см. ) и время движения ци () в организме; нужно было также уметь наносить удары в конкретные точки, выполняя их аккуратно и на необходимую глубину проникновения. Техники нанесения ударов по акупунктур­ным точкам (полостям) называются дянь сюэ («удары по полостям») или дянь май («удары по каналам»).

    Большинство техник боевого цигун способствуют улучшению здоровья занима­ющегося ( ) . Но есть и некоторые другие виды этого искусства, которые, помогая развить определенный боевой навык, при этом вредят здоровью бойца () . Примером этому может служить система «Ладонь Железного Песка»: хотя методы тренировки позво­ляли развить в себе поразительную разрушительную силу, сами упражнения могли изуродовать руки, а также повлиять на движение ци в верхних конечностях и внут­ренних органах.

    Начиная с шестого века на основе теории цигун было создано множество боевых стилей; условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние».

    Во внешних стилях основной упор делается на накопление ци в конечностях и координации энергетического взаимодействия с физическими боевыми приемами. Эти стили следуют теории -цигун (цигун Внешнего Эликсира). В вайдань-цигун для генерирования ци в конечностях используются, как правило, особые упражнения: для повышения плотности ци ( )
    во время выполнения упражнений применяется кон­центрация разума. Это значительно усиливает мускульную силу, а следовательно, и эффективность проведения боевых приемов. Цигун также можно использовать, чтобы научиться выдерживать различные удары. В этом случае ци направляется к кожным покровам и мышцам, наполняя их собой и позволяя безо всяких поврежде­ний выдерживать удар. Этот тренинг обычно называют «Железной Рубашкой» (те бу шань) или «Покровом Золотого Колокола» (цзин чжун чжао). Стили боевых ис­кусств, использующие в своих тренировках вайдань-цигун, обычно называют внеш­ними (вай-гун) или жесткими (ин-гун). Типичным примером стиля, в котором исполь­зуется боевой вайдань-цигун, является шаолиньское гунфу.

    Но хотя вайдань-цигун может помочь бойцу увеличить его силу, этот метод трени­ровок имеет и определенные недостатки. Поскольку данная система в основном акцентируется на тренировке внешних мышц, она способна привести к их переразвитию. В результате возникает проблема «рассеивания энергии» (саньгун), когда занимающийся начинает быстро дряхлеть. Чтобы поправить положение, боец внеш­него стиля, достигший высокого уровня мастерства в занятиях внешним цигун, переходит к занятиям внутренним цигун, направленным на ликвидацию проблемы рассеяния энергии. Вот почему говорят: «Шаолиньское гунфу - от внешнего к внутреннему».

    Внутренний боевой цигун основан на теории (Внутреннего Эликсира). В этом комплексе ци производится не в конечностях, а в туловище, а затем направляется к конечностям для увеличения силы. Чтобы направить ци к конечностям, техника выполнения должна быть мягкой при минимальном использовании мышц.

    Теория и практика боевого нэйдань-цигун гораздо сложнее, чем в вайдань-цигун. Несколько внутренних стилей боевых искусств были созданы в горах Удан и Эмэй. Особой популярностью пользуются тайцзи-цюань, багуа-чжан, люхэбафа-цюань и синьи- цюань () . Однако нужно понимать, что даже во внутренних стилях боевых искус­ств, обычно называемых мягкими стилями, в некоторых случаях требуется приме­нение мышечной силы. Вот почему ушуист, практикующий внутренний боевой стиль, достигнув определенной степени совершенства во внутреннем цигун, должен овладеть более жесткими внешними техниками. По этому поводу в Китае говорят: «Внутренние стили идут от мягкого к жесткому».

    В последние пятьдесят лет мастера тайцзи-цигун и тайцзи-цюаня разработали новую систему, направленную в основном на поддержание здоровья. Она называется уцзи-цигун, что переводится как «цигун Беспредельности». Уцзи («Беспредель­ность») - это состояние нейтральности, предшествующее Тайцзи - состоянию вза­имно дополняющих друг друга противоположностей. Если у вас в голове роятся мысли и чувства, значит, присутствуют ; но если вы успокоите разум, то сможете вернуться к пустоте Уцзи. Когда вы достигаете этого состояния, ваш разум сосредоточен и ясен, тело расслаблено ( ) , а ци вашего тела может двигаться естественно и плавно, самостоятельно восстанавливая равновесие. Уцзи-цигун приобрел боль­шую популярность во многих регионах Китая, особенно в Шанхае и Кантоне.

    Хотя цигун широко изучается ушуистами, основ­ной упор тренировок изначально делался на улучшении боевых характеристик, а не укреплении здоровья. Хорошее здоровье считалось побочным продуктом таких тре­нировок. Лишь в двадцатом веке оздоровительный аспект боевого цигун начал постепенно привлекать к себе внимание. Это особенно касается внутренних стилей боевых искусств.