• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы предназначены для всех возрастных групп. Фото о проведении дыхательных упражнений можно увидеть в альбоме "Мои воспитанники".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

    Представлен Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной в книге «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой в книге «Физическая культура в дошкольном детстве»; адаптирован воспитателем Рябовой Я.В.

    Дыхательная гимнастика

    Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к различным заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, были изучены разные методики проведения дыхательной гимнастики, процесс дыхания и его значение для детского организма. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них нецелесообразно.

    От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, а дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияет даже на функции мозга.

    Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащённо дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузке.

    Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная её функция – создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают 4 типа дыхания:

    • Нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя);
    • среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
    • верхнее, или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть);
    • смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

    Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

    Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха; при глубоком – помимо дыхательного используются дополнительный объём и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

    Лёгкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определённую роль в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

    Из всего этого можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

    При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

    • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях ДОУ;
    • доступность упражнений для детей разного возраста;
    • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

    1. Все комплексы связаны между собой степенью увеличения физической нагрузки на определённые мышцы дыхательной системы и техникой выполнения.

    В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания – успокаивающе-восстанавливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

    Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением тонуса определённых групп мышц.

    Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышц тонуса всей дыхательной системы.

    Комплексы необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т.е. каждый проводить по 2-3 дня. При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличивать.

    Можно варьировать комплексы. Например, использовать весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или проводить по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировок.

    2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику. Можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

    3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощённой формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения и строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

    4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

    Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1

    Послушаем своё дыхание

    Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его тип, глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

    И.п. – стоя, сидя, лёжа (так, как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    * куда попадает воздушная струя воздуха и откуда она выходит;

    * какая часть тела (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) приходит в движение при вдохе и выдохе воздуха;

    * какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

    * какова частота дыхания: вдох-выдох происходят часто или спокойно с определённым интервалом (автоматическая пауза);

    * тихое, неслышное дыхание или шумное.

    Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём своё внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.

    И.п. – стоя, сидя, лёжа в зависимости от предыдущей физической нагрузки. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

    Повторить 5-10 раз.

    Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

    Подыши одной ноздрёй

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

    1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

    2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

    Повторить 3-6 раз.

    П р и м е ч а н и е. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох-выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.

    Воздушный шар (дышим животом – нижнее дыхание)

    Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

    Все упражнения выполняются стоя или в движении.

    Подыши одной ноздрёй

    Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    Ёжик

    Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

    Повторить 4-8 раз.

    Губы трубочкой

    1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

    2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

    3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

    4. Паузу в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

    Повторить 4-6 раз.

    Ушки

    Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

    Повторить 4-5 раз.

    Пускаем мыльные пузыри

    1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

    3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    4. Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.

    Повторить 3-5 раз.

    Язык «трубкой»

    1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

    2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

    3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову, так, чтобы подбородок коснулся груди. Выдержать паузу в 3-5 с.

    4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

    Повторить 4-8 раз.

    Насос

    1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

    2. Выполнять наклоны вперёд-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

    3. Выдох произвольный.

    Повторить 3-6 раз.

    П р и м е ч а н и е. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

    Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперёд-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

    При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

    Повторить 3-5 раз.

    Дышим тихо, спокойно и плавно

    Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    Примерный комплекс дыхательной гимнастики №2

    Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие.

    Ветер на планете

    Повторить упражнение «Насос» из комплекса №1.

    Планета «Сат-Нам» - отзовись! (Йоговское дыхание)

    Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

    И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

    После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам».

    Повторить 3-5 раз.

    П р и м е ч а н и е. «Сат» произносить резко, как свист, поджимать живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота, - это небольшой вдох.

    Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза – вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; с произнесением «нам» всё расслабляется.

    Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8-10 раз произнесут «Сат-Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

    На планете дышится тихо, спокойно и плавно

    Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

    Инопланетяне

    Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно» «Планета Сат-Нам, отзовись!».

    Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

    И.п. – 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

    Упражнение выполняется под музыку или словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т.д.

    1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая живот, грудную клетку.

    2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

    3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».

    4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

    Примерный комплекс дыхательной гимнастики №3

    Проводится в игровой форме.

    И.п. – лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

    Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

    1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

    2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается.

    Повторить 4-10 раз.

    Воздушный шар в грудной клетке

    (среднее, рёберное дыхание)

    Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

    И.п. – лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

    Сделать медленный, ровный вдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

    1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

    2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

    П р и м е ч а н и е. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

    Повторить 6-10 раз.

    Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

    Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких при разных исходных положениях.

    И.п. – лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

    Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

    Ветер (очистительное, полное дыхание)

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

    И.п. – лёжа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

    3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    Повторить 3-4 раза.

    П о в т о р е н и е. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

    Радуга, обними меня

    Цель: та же.

    И.п. – стоя или в движении.

    1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

    2. Задержать дыхание на 3-4 с.

    3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт подмышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

    Упражнения для проведения дыхательной гимнастики

    Куры

    Бормочут куры по ночам, бьют крыльями тах-тах,

    Поднимем крылья мы к плечам, потом опустим так.

    И.п. – стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.

    Самолёт

    Посмотрите в небеса, самолёт там, как оса.

    «Ж-ж-ж-ж-ж», - жужжит самолёт и машет крыльями.

    Ребята, в полёт, полетаем-ка с нами!

    И.п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки – выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

    Насос

    Это очень просто: накачай насос ты. Направо, налево руками скользя,

    Назад и вперёд наклоняться нельзя. Накачай насос ты – это очень просто.

    И.п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. При наклоне – выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении – вдох. Повторить 4-5 раз.

    Дом маленький, дом большой

    У медведя дом большой, а у зайца маленький.

    Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька.

    И.п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Повторить 4-6 раз.

    Подуем на плечо

    Подуем на плечо, подуем на другое, нам солнце горячо пекло дневной порою.

    Подуем и на грудь мы и грудь свою остудим. Подуем мы на облака и остановимся пока.

    Потом повторим всё опять – раз, два, три, четыре, пять.

    И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, - сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.

    Ходьба

    Как косолапый мишка, пойдём мы все потише, потом пойдём на пятках, а после – на носках.

    Повторим так, ребятки, и скажем слово «ах».

    При каждом упражнении мы скажем «ах» в движении.

    Потом быстрее мы пойдём и после к бегу перейдём.

    И.п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову – вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность упражнения 40-45 сек.

    Трубач

    Мы пришли и сели, играем на трубе.

    Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.

    И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру». Повторить 3-4 раза.

    Ёж

    Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

    И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – выдох с произнесением «бр-р-р» (ёжик замёрз). Опустить ноги, поднять руки кверху – вдох (ёжик согрелся). Повторить 4-6 раз.

    Жук

    Усы раздвинув смело, жуки жужжат в траве.

    «Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, - посижу и пожужжу».

    И.п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», - выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить 5-6 раз.

    Дыхательная гимнастика для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания

    (материал д/с «Гусельки»)

    Глубокий вдох –выдох через нос с произношением звука «м-м-м» (рот плотно закрыт).

    Вдох через нос короткими толчками. (рот плотно закрыт).

    Выдох поочерёдно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

    Полный вдох через рот под счёт 1:2:3:4. Нос зажать пальцами – задержка дыхания под счёт 5:6:7; под счёт 869:10 – выдох через нос. Полный вдох через рот.

    Положить на ладонь лёгкую бумажку - дуть её, делая поочерёдно выдох левой или правой ноздрёй (рот плотно закрыт).

    «Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаем под воду). Выдох ртом.

    «Кто лучше надует игрушку? – вдох носом, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки.

    Дать понюхать цветок, духи, фрукты.

    «Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд (вдох) – назад (выдох) произносить: «Тик-так».

    «Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука «Ф-ф-ф».

    «Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: «М-м-м».

    «На турнике» - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука: «Ф-ф-ф».

    «Ёжик» - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох.

    «Гребля на лодке» - сидя, ноги врозь. Вдох – живот втянуть (руки вперёд), выдох – живот выпятить (руки в стороны).

    ***

    «Журавли» - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука: «У-у-у».

    «Пилка дров» - дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

    «Дровосек» - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением слова: «Ух-ух-ух».

    «Вырастем большими» - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова: «Ух-ух-ух».

    «Гуси гогочут» - сидя, кисти рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад – длительный выдох с произнесением слова: «Га-а-а». Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение – вдох.

    «Маятник» - ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением слова: «Ту-у-ук». Выпрямляясь – вдох.

    «Заканчиваем гимнастику» - встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх – вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперёд, руки вниз – выдох.

    Дыхательные упражнения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

    «Вырастем большими»

    На счёт «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться – глубокий вдох через нос; на счёт «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

    « Дровосек»

    И.п. – широкая стойка, ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» - поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. «Два» - наклоняясь вперёд, руки опустить резко между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. «Три» - и.п. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

    «Гуси шипят»

    Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

    Косарь

    Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

    Пилим дрова

    Упражнение выполняется парами.

    Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперёд, взяться за руки. Наклонившись вперёд и поочерёдно сгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж».

    Паровоз

    Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутых в локте руках и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!»

    Надуй шар

    Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счёт «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счёт «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар.

    Спускай воздух

    Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счёт «раз, два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» - продолжительный и медленный выдох через рот. Имитирующий задувание свечи.


    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    для дошкольников

    « В етер и листья»

    Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

    «Подуй на пальцы»

    Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

    «Ветер» 1.

    Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

    И качает так листок – ф-ф-ф….

    Выдох спокойный, ненапряженный.

    Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

    И качает так листок – ф-ф-ф…

    Активный выдох.

    Дует ветерок, качаются листочки

    И поют свои песенки.

    Осенние листочки

    На веточках сидят,

    Осенние листочки

    Детям говорят;

    Осиновый – а-а-а-…

    Рябиновый –и-и-и…

    Березовый – о-о-о…

    Дубовый –у-у-у…

    «Аромат цветов»

    Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

    В апреле, в апреле луга запестрели.

    С прогулки букеты приносим в апреле.

    Крапивы немного домой притащи –

    Пусть бабушка сварит зеленые щи.

    «Синьор – помидор»

    И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.

    «Осы»

    Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

    «Пожалеем Мишку»

    Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

    Мишка наш совсем здоров-

    Даже танцевать готов.

    Ну и веселье у куклы и Мишки

    Полечку пляшут без передышки.

    «Шарик»

    Шарик мой воздушный.

    Какой ты непослушный!

    Зачем ты отвязался,

    Зачем помчался ввысь?

    Вернись скорее, шарик!

    Вернись!...

    Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

    «Дед Мороз»

    Как подул Деде Мороз –

    В воздухе морозном

    Полетели, закружились

    Ледяные звезды.

    Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

    Кружатся снежинки в воздухе морозном.

    Падают на землю кружевные звезды.

    Вот одна упала на мою ладошку.

    Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

    «Шарик лопнул»

    Надувала кошка шар,

    А котенок ей мешал:

    Подошел и лапкой – топ!

    А у кошки шарик – лоп!

    Ш-ш-ш…

    Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

    «Ветер» 2.

    Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

    Пузырь»

    Эй, мышонок, посмотри,

    Звать к себе, помахивая кистями.

    Мы пускаем пузыри:

    Синий, красный, голубой.

    Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

    Выбирай себе любой!

    «Пчела»

    Пчелка, гуди,

    Легко взмахивают кистями рук.

    В поле лети.

    С поля лети –

    Медок неси.

    Ж-ж-ж…Ам!

    Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

    «Дятел»

    Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

    «Ежик»

    После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

    Встретил в чаще еж ежа.

    Как погода, еж?

    Свежа.

    И пошли домой дрожа,

    Съежась, сгорбясь, два ежа.

    «Корова»

    Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.

    Дыхательная гимнастика «Качели»

    Цель:

    Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох) ,

    Качели вниз (выдох) ,
    Крепче ты, дружок, держись.

    Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру »

    Цель:

    ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

    Дыхательная гимнастика «Дровосек»

    Цель:

    Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

    Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

    Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

    Цель:

    ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

    Дыхательная гимнастика «Листопад»

    Цель:

    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

    Дыхательная гимнастика «Пушок»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

    Дыхательная гимнастика «Жук»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: « жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

    Дыхательная гимнастика «Петушок»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

    Дыхательная гимнастика «Ворона»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

    Дыхательная гимнастика «Паровозик»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

    Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

    Дыхательная гимнастика «Часики»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

    Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

    Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

    Дыхательная гимнастика «Насос»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

    Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

    Дыхательная гимнастика «Ножницы»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

    Дыхательная гимнастика «Снегопад»

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

    Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    Дыхательная гимнастика «Трубач»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

    Дыхательная гимнастика «Поединок»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

    Дыхательная гимнастика «Пружинка»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

    Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

    Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
    Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

    Сели бегемотики, потрогали животики.

    То животик поднимается (вдох),

    То животик опускается (выдох).

    Дыхательная гимнастика «Курочка»

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

    ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

    Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    Дыхательная гимнастика «Аист»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

    Дыхательная гимнастика «В лесу»

    Цель:

    Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

    Дыхательная гимнастика «Волна»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

    Дыхательная гимнастика «Хомячок»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

    Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

    Цель: формировать правильное речевое дыхание.

    Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

    Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

    Цель: формировать правильное речевое дыхание.

    Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

    Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.


    Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

    В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

    Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

    • Насыщение кислородом всех клеток организма.
    • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
    • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
    • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

    Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

    Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

    • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
    • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
    • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
    • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
    • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
    • Для занятия можно использовать детские игрушки.
    • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
    • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
    • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

    Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

    Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

    Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

    «Цветок и одуванчик»

    В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

    «Веселый хомяк»

    Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

    «Дракон»

    Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

    Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

    Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

    • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
    • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
    • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

    Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

    • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
    • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
    • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
    • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

    Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

    Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

    Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

    У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

    Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

    Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

    Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

    • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
    • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
    • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
    • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

    Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

    Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

    Упражнения - игры, направленные на развитие выдоха

    «Веселые снежинки»

    Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

    «Спортивные фломастеры»

    Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

    «Праздник»

    Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

    «Самолетик»

    В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

    Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

    Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

    • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
    • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

    Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

    «Маятник»

    Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

    «Вождение»

    Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

    Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох - сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

    Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

    На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

    Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

    • Печать
    • E-mail
    Подробности Опубликовано: 16.01.2014 12:01 Просмотров: 3564

    «Ветер и листья» Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают») «Подуй на пальцы» Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. «Ветер»

    1. Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

    И качает так листок – ф-ф-ф…. Выдох спокойный, ненапряженный.

    Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

    И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох.

    Дует ветерок, качаются листочки,

    И поют свои песенки.

    Осенние листочки на веточках сидят,

    Осенние листочки детям говорят;

    Осиновый – а-а-а-…

    Рябиновый –и-и-и…

    Березовый – о-о-о…

    Дубовый –у-у-у…

    «Аромат цветов»

    Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

    В апреле, в апреле луга запестрели.

    С прогулки букеты приносим в апреле.

    Крапивы немного домой притащи –

    Пусть бабушка сварит зеленые щи.

    Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

    «Пожалеем Мишку»

    Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей. Мишка наш совсем здоров-

    Даже танцевать готов.

    Ну и веселье у куклы и Мишки,

    Полечку пляшут без передышки.

    Шарик мой воздушный.

    Какой ты непослушный!

    Зачем ты отвязался,

    Зачем помчался ввысь?

    Вернись скорее, шарик! Вернись!...

    Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

    «Дед Мороз»

    Как подул Дед Мороз –

    В воздухе морозном

    Полетели, закружились ледяные звезды.

    Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

    Кружатся снежинки в воздухе морозном.

    Падают на землю кружевные звезды.

    Вот одна упала на мою ладошку.

    Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

    «Шарик лопнул»

    Надувала кошка шар,

    А котенок ей мешал:

    Подошел и лапкой – топ!

    А у кошки шарик – лоп! Ш-ш-ш…

    Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

    Эй, мышонок, посмотри,

    Звать к себе, помахивая кистями.

    Мы пускаем пузыри:

    Синий, красный, голубой.

    Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть. Выбирай себе любой!

    Пчелка, гуди,

    Легко взмахивают кистями рук.

    В поле лети.

    С поля лети –

    Медок неси. Ж-ж-ж…Ам!

    Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

    Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

    «Ежик» После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

    Встретил в чаще еж ежа. -

    Как погода, еж?

    И пошли домой дрожа,

    Съежась, сгорбясь, два ежа.

    «Корова»

    Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.

    «Воздушный шар»

    Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-». Принимая исходное положение сделать вдох.

    «Жук жужжит»

    Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

    Мы сегодня так играем

    – Нюхать воздух начинаем.

    Чем же пахнет? Не понять

    – Нужно носиком вдыхать.

    Вдох-вдох-вдох-вдох.

    Гарью пахнет – ох-ох!

    Аты-баты, аты-баты.

    А сегодня мы солдаты.

    Левой-правой мы шагаем.

    Быстро воздух мы вдыхаем.

    «Кошка ловит мышку».

    Подражать мы будем кошке

    В кулачки сожмем ладошки.

    Запах мышки мы узнаем –

    Делать вдох не забываем.

    Коготки мы выпускаем –

    Мышку быстро мы поймаем!

    Повороты и наклоны головы

    «Любопытная Варвара».

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево, смотрит вправо.

    Чем же пахнет – не понять,

    Нужно носиком вдыхать.

    «Старший брат».

    Головою покачаем –

    Влево-вправо наклоняем.

    Будто говорим братишке – «Ай-ай-ай, как не стыдно!

    Ты зачем порвал все книжки? »

    Плечи мы не поднимаем –

    Воздух носиком вдыхаем.