• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ощепков Василий Сергеевич - родоначальник Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Трудно переоценить вклад Василия Сергеевича Ощепкова, советского разведчика, долгие годы проработавшего в Японии.

    Он родился на Сахалине. После оккупации острова японцами в 1905 году был отправлен на учёбу в Японию, где с сентября 1907 года обучался в семинарии города Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским. 29 октября 1911 года был принят в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано.

    15 июня 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень - сёдан (первый дан), а в октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

    В 1914 году вернулся в Россию. Работал переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в городе Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа. После Февральской революции 1917 года, так как разведка и контрразведка Российской империи прекратили своё существование, стал преподавателем рукопашного боя «Курсов для подготовки милиционеров городской и уездной милиции», так как средств не хватало - перебивался случайными заработками. В 1919 году был мобилизован колчаковцами и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений, где работал переводчиком; в этот период он установил связь с Осведомительным отделом подпольной РКП(б) и стал сотрудничать с красным подпольем.

    После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение о сотрудничестве с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5 армии, после чего был отправлен на Северный Сахалин, всё ещё остававшийся под японской оккупацией. В 1925 году вернулся в Японию под видом кинопродюсера. Его донесения имели важный практический смысл, однако из-за разногласий с некомпетентным начальством ему в 1926 году пришлось вернуться в СССР, где он был обвинён в растрате казённых средств, чуть не отправлен под трибунал. Чтобы компенсировать 3140 иен, израсходованных на агентов, но не подкреплённых расписками, ему пришлось распродать практически всё личное имущество, включая кинопроектор.

    В штабе СибВО не собирались терять высококвалифицированного япониста, и Ощепков был оставлен во Владивостоке в качестве переводчика. В это время его жена заболела туберкулёзом лёгких, и практически все средства Ощепкова уходили на её лечение, которое не особенно помогало. Он стал пытаться добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было бы обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В итоге в сентябре 1929 года он был вызван в Москву. К сожалению, его жена к этому моменту уже скончалась.

    В 1914 году, сразу после приезда в Россию, Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо. В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории международный матч по дзюдо: ученики Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару, приехавшими во Владивосток на экскурсию.

    В 1927 году в Новосибирске на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Ощепков выступил с рассказом о дзюдо, после чего немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приёмов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться и местное общество «Динамо».

    Сразу после перевода в Москву В. С. Ощепков открыл при Центральном доме Красной Армии (ЦДКА) двухмесячные курсы дзюдо. После первых показательных выступлений в ЦДКА немедленно были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа. В 1930 году при непосредственном участии Ощепкова было подготовлено и опубликовано «Руководство по физической подготовке РККА», а в 1931-м - методическое пособие «Физические упражнения РККА», где впервые в нашей стране была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою. Параллельно с публикацией методических материалов Ощепков провёл специальные курсы для начальствующего состава Московского гарнизона, а затем развернул работу в инструкторско-методическом бюро при Московском гарнизонном комитете, непосредственно сам осуществлял преподавание рукопашного боя в нескольких воинских частях, а также принял участие в состязаниях комсостава Московского гарнизона по штыковому бою, заняв там первое место.

    В 1931 году в СССР был разработан физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО СССР). В 1932 году был учреждён комплекс ГТО второй ступени, в котором, в качестве одной из норм, появились приёмы самозащиты. Разработкой комплекса приёмов для ГТО-II по поручению спецкомиссии под председательством С. С. Каменева занимался именно Ощепков.

    В 1930-м, на базе ЦДКА, но по линии спорткомитета, Ощепков провёл специальные курсы инструкторов, на которых получили подготовку преподаватели физвоспитания из самых различных регионов страны. Его показательные выступления в Центральной высшей школе милиции имели потрясающий успех, после чего Ощепков немедленно был приглашён для преподавания в этом головном учебном заведении милиции.

    Ощепковская программа обучения и клубные занятия в ЦВШМ были ликвидированы в 1934 году по требованию В. А. Спиридонова, заявившего, что это противоречит его собственной и официально утверждённой программе.
    В 1932 году при Московском институте физкультуры был учреждён военный факультет. Преподавание рукопашного боя и борьбы в одежде как на факультете, так и на организованных при нём курсах осуществлялось тоже Ощепковым. В 1934 году Василий Сергеевич создаёт свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году передаёт своему ученику, практиканту из Инфизкульта А. А. Харлампиеву.

    Летом 1937 года В. С. Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.
    В ночь с первого на второе октября 1937 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления. НКВД пыталось выйти через него на так называемых «харбинцев». Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа. В 1957 году он был реабилитирован. В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова, в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова.

    Очень интересное и старое видео. Начало становления Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и самбо. Перед вами запись, на которой можно увидеть легендарного Василия Сергеевича Ощепкова. Обратите внимание, насколько тогдашняя борьба отличается от современного. В общем замечательное видео, река времени...

    История происхождения Японского Джиу-Джитсу

    Дзю-дзюцу (джиу-джитсу) в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство.

    Одна из версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

    Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю. Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

    Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов дзю-дзюцу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы. При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

    Одним из наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

    Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

    Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

    Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю дзю-дзюцу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий.

    Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки дзю-дзюцу, и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

    Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

    Распространение Джиу-Джитсу

    Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу- джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, Международные федерации нин-дзюцу.

    В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:
    1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
    2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
    3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.


    Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать “борцовскими” (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя.

    Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

    Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

    Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу.

    Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя.

    Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.

    История Джиу-Джитсу в России

    История развития Джиу-Джитсу в дореволюционный период Часть 1

    В настоящее время достаточно мало людей знают, как система занятий Дзю-дзюцу повлияла на развитие рукопашного боя в России как для армии и полиции, так и для гражданского населения.

    Никто из исследователей не может сказать, с чьим именем связано, и когда появилось Дзю-дзюцу в России. В этом отношении существуют различные версии, но большинство из исследователей придерживаются того, что первые упоминания о Дзю-дзюцу появились в Санкт-Петербурге. Так в 1895 году в Петербургской газете «Новое Время» была помещена статья Лафкадио Херна - «Очерки неизвестной Японии». В ней автор познакомил русских читателей с достоинствами японской борьбы «ЮЮТСУ».

    Однако, Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (очень известные и авторитетные специалисты в области боевых искусств того времени) считали, что преподавание Дзю-дзюцу началось в России в 1902 году, то есть на семь лет позже вышеуказанного.

    В период с 1905 по 1907 годы в России создаются различные спортивные объединения, как правило, на общественных началах, где пытаются преподать Дзю-дзюцу. Население дореволюционной России начинало свое знакомство с Дзю-дзюцу по различным книгам - «самоучителям». Это связано с тем, что в это время отмечается нехватка компетентных специалистов - учителей, преподавателей Дзю-дзюцу. Для преподавания они должны были приехать либо из Японии, либо из Европы.

    Преподавательский состав того времени представляли «тренера самоучки», которые не имели ни достаточного уровня владения техническими приемами Дзю-дзюцу, ни достаточного уровня знаний (не владели методикой преподавания). Таким образом, их тренировки не гарантировали знаний.

    Есть недоказанные сведения, что на Дальнем Востоке были учителя, которые обучали русских учеников Дзю-дзюцу. На этот счет есть много сомнений, так как в это время только что закончилась Русско-Японская война.

    Первая книга по Дзю-дзюцу вышла в России в 1905 году и имело достаточно длинное название - «Физическое воспитание Японцев….». Книга была переведена с английского языка и содержала 120 страниц. Работа опубликована книгоиздателем Иваном Дмитриевичем Сытиным в издательстве «Товарищество И.Д.Сытина».

    В 1907 году достаточно известный киевский специалист по физическому воспитанию – А.К.Анохин (публиковавшийся под псевдонимом Б.Росс) издал книгу, содержащую 43 страницы – «Психофизиологическая гимнастика». В ней он описал три вида гимнастики:

    ● Система Мюллера.

    ● Система Б.Росса (А.К.Анохин – «Гимнастика для женщин»).

    ● Японская система упражнений Дзю-дзюцу (в переводе с немецкого).

    В 1908 году другие издательства – например издательство «Сотрудник» (А.Ф.Сухов), «Основа» (А.Я.Озеров), издательство «Здоровье и Сила» (Ю.К.Гаупт) и др. начинают публиковать статьи о Дзю-дзюцу.

    В это же время, в Москве появилось «Японское издательство Жиу-Житсу». Преимущество этого издательства перед остальными заключалось в том, что его директор преподавал Жиу-Житсу в Московской полиции.

    В конце 1908 года вышла книга «Джю-джицу. Метод Японской атлетики» (она была переведена с французского языка). Авторами книги являлись Н.Гарман и И.Ханкок (в России он известен как Ганкок).

    Также в 1908 году в журнале «Вестник Полиции» была опубликована статья полицейского капитана А.А.Дэмерта – «Жиу-житсу», позже в выпусках вестника он публикует учебные материалы.

    Позже – 1909 году издательство «Типограф i я» при Министерстве Внутренних Дел выпустило книгу – «33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Ж i у-житсу», под редакцией капитана Дэмерта.

    В 1909 году в книжных магазинах России, появляются два разных перевода одной и той же книги, под редакцией одного из «пионеров» французского Дзю-дзюцу – Эмиля Андрэ.

    Первый перевод книги назывался «Гигиена телесных упражнений и самообороны» в соавторстве с профессором Г.Блюнчли, под редакцией В.В.Битнера и в переводе Н.В.Горина. Книга вышла в издательстве «Вестник знания».

    Вторая публикация книги Эмиля Андрэ вышла в Петербургском издательстве «Основа» (А.Я.Озеров), но под другим заголовком – «Искусство защищаться от уличных нападений», книга содержала 60 рисунков. Перевод с французского осуществил Ф.Н.Латернер.

    В 1910 году в журнале «Русский Спорт» было помещено следующее объявление: - «В Москве открывается новая атлетическая арена, где будет преподаваться джиу-джитсу от господина Фрелихом, преподавателя Московской полиции». В конце этого года в этом журнале была помещена критическая статья о Японской борьбе «Джиу-джитсу».

    В 1910 году литературно-художественный журнал «Нива» публикует статью «Новый способ самообороны». В статье были представлены техники Джиу-джитсу которыми могли пользоваться женщины.

    Также в 1910 году издательство А.Я.Озерова «Основа» выпустило книгу Ирвинга Ханкока «Джиу-джитсу: Японская наука о здоровом человеке: Метод укрепления тела и атлетические приемы Японцев».

    В.С.Ощепков вспоминал о ней так: «Джиу-джитсу стало известным в России благодаря именно этой книге, как система самозащиты. Некоторые техники были заимствованы из немецкой полиции и изучались в Санкт-Петербургской полицейской школе в 1902 году». Однако в то время, о котором говорит Ощепков существовало полицейское «Руководство», составленное И.А.Смирновым, служившим в Санкт-Петербургской полиции и в котором было описано 5 приемов полицейской самообороны.

    В следующем – 1911 году, литературно-художественный журнал «Нива» публикует часть перевода книги А.Шерпильо «Джиу-джитсу для дам». Перевод с французского сделал уже упоминавшийся нами киевский специалист в области физического воспитания – А.К.Анохин.

    В том же 1911 году в журнале «К спорту» опубликована статья, в которой дается оценка и описание различных видов самозащиты.

    В 1911 году Московское издательство «Жиу-житсу» публикует в России 4-е издание книги – «Ж i у-житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемов самозащиты по известной Японской системе Ж i у-житсу».

    Автор книги Кара Ашикага, объем работы составил 238 страниц. Это издание было переведено с английского языка и содержало описание 100 приемов на 122-х иллюстрациях. Для того времени цена книги была достаточно большой – 6 рублей 50 копеек.

    В период с 1912 по 1913 дискуссии о Джиу-джитсу продолжаются на страницах различных журналов (например, в журнале «К спорту»), однако обсуждаемой информации было очень мало.

    Так в 1912 году в журнале «К спорту» была помещена фотография с аттестации по Джиу-джитсу, которая проходила в подразделении пограничных войск в Харбине (на восточно-китайской железной дороге).

    Позже в Петербургском журнале «Новый мир» публикуется статья «Спорт Джиу-джитсу», а в журнале «Современная жизнь» выходит статья под заголовком «Джиу-джитсу». Статьи, посвященные Джиу-джитсу публикуются и в других периодических изданиях, например, «Журнале Народного просвещения», «Природа и люди» и др.

    Джиу-джитсу достаточно сильно повлияло на Ивана Владимировича Лебедева. Его уважительно называли «профессор атлетики». Еще в юношеском возрасте он получил отличную физическую подготовку под руководством «отца» русской тяжелой атлетики – Владислава Францевича Краевского. Лебедев открыл собственный «Атлетический клуб», в котором занимались французской борьбой, тяжестями, французским боксом и Джиу-джитсу.

    В 1915 году в Петрограде вышла книга И.В.Лебедева «Самооборона и арест». Она была издана в качестве официального полицейского руководства, по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора, князя А.Н.Оболенского, редактором издания был его друг – генерал-майор В.Ф.Галле.

    Через два года - после «Октябрьской революции» 1917 года, развитие Джиу-джитсу в России прекратилось. Это привело к гибели и безызвестности многих людей, которые занимались и развивали Японское боевое искусство Джиу-джитсу в царской России до революции.

    При Советской власти Виктор Афанасьевич Спиридонов и еще несколько других энтузиастов будут преподавать самооборону на основе Джиу-джитсу. Им придется пройти заново тот путь, который проделали их предшественники.

    История развития Джиу-Джитсу в послереволюционный период Часть 2

    Начнем с 1917 года. Достоверно известно, что личная охрана Ленина (красногвардейцы) владела джиу-джитсу и стрелковым оружием.

    Отметим, что до революции, равно как до и после Первой мировой войны многие граждане России были обучены джиу-джитсу, французскому и английскому боксу, французской борьбе и т.п.

    1920 год. В московской школе милиции В.А.Спиридонов начинает преподавать курсантам джиу-джитсу.

    1923 год. Президиум верховного совета по физической культуре при ВЦИК разработал программу по физической подготовке красной армии. В ней ставилась задача обучить бойцов красной армии джиу-джитсу, боксу и борьбе.

    1924 год. Вводится в действие руководство из девяти частей – «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи».

    1925 год. Выходит дополнение к девятому разделу вышеупомянутого руководства, под названием – «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс и джиу-джитсу».

    Дополнение сопровождалось 75 рисунками. Однако, составители этого дополнения неуказанны. Это обусловлено тем, что данное руководство (со всеми приложениями к нему) являлось официальным секретным документом Красной Армии.

    В конце 1925 года появляется документальный фильм по джиу-джитсу, который был произведен зарубежом. Продолжительность фильма составила 1 час 45 минут (длина киноленты 415 метров).

    1926 год. Всероссийское общество «Совкино» выпускает в прокат два фильма посвященные физической культуре:

    ● «Бокс» (длина киноленты 198 метров);

    ● «Защита и нападение» (длина киноленты 285 метров). Фильм включал в себя достаточно большое количество техник из джиу-джитсу.

    Отметим, что оба фильма были разрешены Главным репертуарным комитетом Советского союза для просмотра любой аудиторией (а не только военнослужащим).

    1927 год. Выходит книга В.А.Спиридонова предназначенная для сотрудников ОГПУ - «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-джитсу». Она была официально одобрена Инспекцией по физической подготовке Красной Армии.

    1928 год. Выходит книга легендарного советского большевика А.И.Буценко под названием - «Самозащита без оружия (Джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабочее-Крестьянской милиции УССР». Автор книги участвовал в 1 Мировой войне, был пленен. В плену он вел пропагандистскую революционную работу. Позже А.И.Буценко становится членом ЦК компартии Украины, где возглавляет Высший Совет по физической культуре Украинской ССР.

    Однако, необходимо отметить что данная работа была «пиратским» переводом книги «Невидимое оружие (Джиу-джитсу)», вышедшей в Германии в 1926 году. Автором этой книги являлся известный немецкий «пионер» джиу-джитсу – Эрих Ран.

    1928 год. Выходит книга И.Л.Солоневича «Самооборона и нападение без оружия. Элементарное руководство». Работа вышла с разрешения Научно-технического комитета при ВСФК, в издательстве НКВД РСФСР. Она опубликована в разделе «Библиотека работника милиции и угрозыска».

    Редактором книги был один из руководителей работников милиции И.Ф.Кисилев. Он писал: - «И.Л.Солоневич в своей книге из серии книг изданных Отелом милиции по производственному просвещению делает первую попытку объединить бокс, борьбу, джиу-джитсу или вернее их отдельные приемы в их один комплекс, преследующий чисто практические цели и приспособленный к условиям милиции и розыскной службе…».

    1928 год (осень). В Москве проводится Всесоюзная Олимпиада. Среди гостей была немецкая команда по джиу-джитсу, которая в парках Москвы делала показательные выступления по джиу-джитсу. Они проводились согласно предварительной программы олимпиады. На одном из таких выступлений был В.А.Спиридонов. Он пригласил немецкую команду на дружескую встречу с его учениками, тренировавшимися в «Динамо». На следующий день в зале спортивного общества «Динамо» проводились поединки между немецкой и российской командами. Примечательно, что немцы их проиграли!

    1929 год (3 февраля). В Москве проводится Первый закрытый чемпионат по джиу-джитсу. Он проходил в зале Московского Пролетарского Спортивного общества «Динамо», который находился на «Цветном бульваре».

    Несмотря на то, что чемпионат носил закрытый характер, на нем присутствовало достаточно большое количество зрителей (зал был переполнен). Первыми чемпионами по джиу-джитсу стали: А.Пронин, В.Харитонов, Д.Давыдов и П.Чертенко.

    Свою систему В.А.Спиридонов назвал «Сам» (что означало самоооборона), затем она была переименована в «Самоз», озачавшее самозащита.

    1930 год. В Москве в издательстве НКВД РСФСР выходит книга Н.Н.Ознобишина – «Искусство рукопашного боя», включавшая в себя 99 рисунков.

    Работа носила собирательный характер и включала в себя техники из французского и английского бокса, французской и американской борьбы и джиу-джитсу.

    Важную роль для развития самозащиты в России сыграл В.С.Ощепков (пионер русского дзю-до и самбо). О нем существует много документальной исторической информации позволяющей проследить гений этого человека.

    Известно, что он изучал дзю-до в Кодокан институте в Токио (29 октября 1911 года) при его основателе Дзигоро Кано.

    Однако мало людей знают (даже среди специалистов), что первым человеком использовавшим слово «дзю-до» был не Дзигоро Кано, а его учитель – Терада Канемон мастер джиу-джитсу из школы «Кито-рю».

    Во время эры «Мэйдзи» (1866 - 1912) в школе «Кито-рю» начали убирать прикладные аспекты джиу-джитсу, начали развивать спортивные аспекты. Возникает «кодокан дзю-до». Это своего рода «ослабленное» джиу-джитсу, базирующееся на технике работы без оружия. Таким образом, военное, боевое искусство становится «духовной дисциплиной». Это сделало прогресс в развитии техники «невооруженной руки».

    Именно эту систему и изучал В.С.Ощепков. Часть этих техник можно найти в журнале «Физкультура и Спорт» (1 (105) 5.01.1930 г.), в котором В.С.Ощепков демонстрирует техники с партнером.

    В.С.Ощепков жил в Сибири, а затем в Москве. Перед каждым устройством на работу он делал показательные демонстрации своего боевого искусства. В.С.Ощепков показывал техники самозащиты и обезоруживания, которые брал из джиу-джитсу. Доказательство этого можно найти в нескольких Новосибирских газетах, в которых было написано следующее. «Приемы джиу-джитсу поражали своей красивой техникой выполнения и произвели на присутствующих большое восхищение. Нападение с револьвером, палкой, ножом, саблей и винтовкой отражались с особенной ловкостью…».

    В одной из Новосибирских газет было следующее объявление: «товарищ Ощепков предполагает выступить в местном цирке, где он продемонстрирует приемы джиу-джитсу и устроит показательные соревнования, выпустив против себя 5 – 10 нападающих…».

    Изучая документальный материал, связанный с В.С.Ощепковым мы увидим, что до 1934 года он анализировал английский, французский и китайский бокс, финско-французскую (греко-римскую), вольно-американскую, персидскую, швейцарскую, азербайджанскую, кавказскую, грузинскую, татарскую, карачаевскую, туркменскую и узбекскую борьбу. Также он анализировал и фехтование (штык, сабля, трость).

    Это помогло ему сделать «Борьбу вольного стиля (дзю-до)». Однако по идеологическим причинам Ощепкову приходится отказаться от слова «дзю-до», которое было заимствовано у Японии, являющейся в тот исторический период врагом России.

    1934 год. В Советской России появляется созданная В.С.Ощепковым «борьба вольного стиля».

    В период с 1934 по 1937 год упорный труд Ощепкова и его учеников приводит к тому, что дзю-до теряет японские корни и становится современным «Самбо».

    Многие ученики Ощепкова и Спиридонова первыми встретили нападение фашистов во время Второй Мировой Войны. Они храбро сражались, проявляя героизм и мастерское владение приемами самозащиты.

    Есть много фотографий на которых показано что техники самозащиты изучаются народным ополчением и бойцами Красной армии. Так на одной из газетных вырезок того времени по заголовком: «Командиры отдыхают»

    показан А.А.Харлампиев (ученик В.С.Ощепкова), который проводит занятия по самозащите.

    Именно с А.А.Харлампиева начинается новая страница в эволюции и развитии самозащиты в СССР. Он продолжает работу своего учителя В.С.Ощепкова, после смерти которого Харлампиев забрал всем методические материалы по самозащите у супруги Ощепкова – Анны Ивановны. Это была целая библиотека.

    А.А.Харлампиев на базе материала полученного от семьи Ощепкова начинает до развивать техники самозащиты. Позже они были переименованы в «Самбо» - самооборона без оружия. Несмотря на то, что А.А.Харлампиев очень много нового внес в развитие «Самбо», не стоит считать его основателем. Он - продолжение тех традиций, которые создавались В.С.Ощепковым, которого по праву является основателем «Самбо».

    Благодаря В.А.Спиридонову и В.С.Ощепкову (двум мастерам самозащиты), а также их ученикам произошло доразвитие системы самозащиты во время Великой Отечественной войны и после нее.

    Тем не менее параллельно с развитием «самбо», в нашей стране были группы практиковавшие джиу-джитсу. В настоящее время в России существует много клубов, ассоциаций и федераций.

    , ,


    Джиу-джитсу – это название серии японских боевых искусств, которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

    Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит: «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» , оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу , назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

    Философские основы

    За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

    Основные особенности

    Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

    Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

    Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая , а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

    Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху , когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стали постановка дыхания, преобладание специальных приемов и базовых стоек.

    Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо» .

    Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается - эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

    Традиционные и современные школы

    Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как и .

    В основе айкидо лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки-дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку . Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу . В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

    Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй - японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

    Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката , а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори . Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

    Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

    Джиу-джитсу — это отдельная разновидность боевых единоборств, которая берёт свои истоки в Японии.

    В основе этого вида лежит использование техники, которая подразумевает под собой способность уступать противнику, чтобы в подходящий момент направить всю его силу против него самого.

    И это весьма эффективная разновидность борьбы в стычках один на один. Но вот насколько она будет эффективной в обычной уличной драке, когда оппонентов будет несколько? Практика показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Необходимо сперва разобраться в самом вопросе – что же такое джиу-джитсу, что из себя представляет это боевое искусство?

    История и основы борьбы


    По легенде джиу-джитсу было создано известным в Японии времён сёгуната (система правления) врачом, который обратил внимание, что иногда сопротивление ведёт к худшим последствиям, чем приятие и податливость.

    Легенда гласит, что он наблюдал за ветвями деревьев в непогоду. Прочные ветви дуба, что противостояли стихии сломались, а вот хрупкие ветви ивы, поддавшись стихии выдержали.

    Тогда врач создал собственную школу боевых единоборств под названием Ёсин-рю (или школа ивы).
    В основе джиу-джитсу лежит понимание необходимости единства между основополагающими «столпами» человека. Под этими столпами подразумеваются:

    1. здоровье;
    2. социальные связи;
    3. знания;
    4. духовность.

    Только достигнув единства и гармонии между этими столпами человек будет силён достаточно, чтобы противостоять всем неурядицам и проблемам в своей жизни.

    И, казалось-бы, какое отношение понимание сути джиу-джитсу имеет к его использованию в грубой уличной драке? А на самом деле имеет и весьма важное, просто не очевидное на первый взгляд.

    Использование приёмов джиу-джитсу на улице


    Очень часто в фильмах можно увидеть, как мастера джиу-джитсу, используя свои приёмы выводят противников из строя одного за другим.

    Но это фильмы, а реальность бывает куда грубее. Нередко людей, владеющих приёмами тех или иных единоборств просто давили числом противников или оглушали подручными средствами.

    Многие, кто вдохновившись фильмами, изучал джиу-джитсу, в реальной драке выбывали первыми. Почему же так? Потому что плохо изучали и до конца не познали всего истинного смысла этого вида единоборств.

    Обычно выбывший первым и лезет на рожон, провоцирует противников и оказывается в неравной схватке (да и вообще уличные драки редко происходят по правилам рингов, победителей в такой драке не судят и в ход идут любые средства).

    Обратите внимание: знание приёмов десятков единоборств, это еще не знание уместности их применения в определённой конфликтной ситуации, возникшей на улице.

    А именно умение ударить вовремя зачастую является решающим фактором в любой драке во дворе или подворотне. Так к чему же были изложены основные правила джиу-джитсу.

    Они были изложены ради понимания простой вещи – настоящий ученик, уже достигает того уровня гармонии в себе, что с лёгкостью избежит той самой уличной драки. Словом, движениями, пониманием проблем оппонентов он уже побеждает, ведь он сумел избежать обрушения одного из столпов – здоровья, и сохранил гармонию в себе.
    В этом видео Вы можете посмотреть, как используют различные техники джиу-джитсу и айкидо в уличной драке:

    Подводим итоги

    Не существует такого вида единоборств, который позволит победить в уличной драке со 100%-ой вероятностью.

    Даже бывшие бойцы спецназа получали кастетом по голове и падали без сознания, а ведь их подготовка и предусматривает подобные драки.

    Настоящий боец джиу-джитсу начинает свой бой без единого взмаха руки, заставив оппонента задуматься, а зачем, собственно, этот бой нужен ему.

    И победой в этом случае будет само избежание боя. А сами по себе приёмы джиу-джитсу хороши, если удалось убедить толпу уличных парней драться с любым из них один на один, тогда пригодится и практическая часть джиу-джитсу. Но всегда нужно помнить слова Конфуция – «Лучшая победа это та, которую удалось одержать без боя».

    Смотрите видеоподбор о боевых искусствах в уличной драке:

    Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

    История стиля

    В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

    Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

    «На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

    Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

    Учит умению быть мягким

    Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

    Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

    Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

    В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

    Современное боевое искусство

    Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

    Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

    Какие пояса есть в джиу-джитсу?

    Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

    Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

    Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

    Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

    Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

    Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

    Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

    Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

    Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

    Бразильское джиу-джитсу

    В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

    Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

    Известные бойцы этого стиля

    Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

    Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

    Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

    Джиу-джитсу в России

    За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

    Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.

    Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

    Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

    Техника

    Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

    За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.