• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

    Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

    Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

    Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

    Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

    В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

    Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

    Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

    Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

    Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

    А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

    XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

    А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

    Коньки можно назвать одним из самых древних изобретений человека. Практическое их назначение заключается в быстром передвижении по замерзшей воде или земле, покрытой льдом. Фактически это приспособление являлось прообразом не обладало острой гранью, из-за чего, двигаясь, нужно было отталкиваться палками. Делали коньки из доступных в определенном регионе материалов – костей животных, дерева, бамбука и лишь с наступлением «железного века» из металла.

    Точную дату появления первых коньков, так же как и других изобретений, постоянно используемых нами на протяжении тысячелетий, как к примеру колеса, определить невозможно. Тьма прошедших времен скрывает как изобретателя, так и место рождения этого полезного приспособления. Но археологические находки и различные данные позволяют сделать вполне достоверные предположения.

    Понятно, что в жарких краях коньки совершенно бесполезны, поэтому можно с долей уверенности говорить о том, что местом рождения коньков нужно считать северные страны. Группа исследователей под руководством английского физиолога Фредерико Форменти, изучив археологические находки, сведения о замерзании озер, различные эксперименты для оценки скольжения по льду, пришла к выводу, что в Европе первые коньки появились около четырех тысячелетий назад, скорее всего на южной территории Финляндии, изобилующей замерзающими водоемами.

    Форменти считает, что своим появлением коньки обязаны необходимостью снизить затраты энергии при регулярных передвижениях, и это очевидно. В зимний период использование коньков при перемещениях на внушительные расстояния позволяло экономить на десять процентов меньше энергии в сравнении с двигающимися пешком. Впоследствии подобная ситуация привела к появлению лыж и велосипеда.

    Впрочем, считать Финляндию единственным претендентом на родину коньков, нельзя. Археологические находки свидетельствуют, что это приспособление активно использовалось и древним населением Сибири, Казахстана, даже Китая. В Британии в прошлом веке были найдены коньки, возраст которых составляет почти два тысячелетия. А самой древней находкой являются обнаруженные в 1967 году вблизи Одессы киммерийские коньки из кости, которым 3200 лет. Примечательно, что киммерийцы были кочевниками.

    С началом активного использования металла появились и железные коньки. Произошло это в Голландии в XIII-XIV веках и считается, что новый тип коньков послужил развитию фигурного катания, столь любимом сегодня во многих странах вида спорта. Последовали и дальнейшие усовершенствования – искривление конька и загнутый носок.

    В Россию железные коньки привез Петр I, обучившийся катанию на них во время своей знаменитой учебы в Голландии. Можно сказать, что царь-реформатор не просто «прорубил окно в Европу», но и дал путевку в жизнь фигурному катанию, так как именно он первым в истории додумался сделать «глухое» крепление конька к ботинку. Произошло это в 1687 году.

    В Европе металлические коньки также продолжили свое шествие. Стараниями королевской семьи из Голландии они перекочевали в Британию и в 1760 году в Эдинбурге был открыт первый в мире спортивный клуб любителей катания. Собранный опыт был опубликован в «Трактате о катании на коньках», который вместил в себя все известные на тот момент элементы. Кстати, именно англичане, изучая сложные фигуры, сделали коньки короче и придали им более округлую форму. Но как массовый спорт фигурное катание в Британии не прижилось.

    Другое дело Советский Союз. В русское фигурное катание перешло много приемов из богатого арсенала русского балета, благодаря чему с 1958 года и по нынешний день наши фигуристы занимают самые высокие места на пьедестале.

    Коньки — одно из древнейших изобретений человечества, крайне популярное и в современном мире. Они принимают заметное участие как в мире профессионального спорта, так и в повседневной жизни миллионов любителей активного времяпрепровождения на свежем морозном воздухе. Сегодня мы решили проследить эволюцию коньков и связанных с ними видов спорта от самых истоков до наших дней.

    (Всего 19 фото)

    По материалам канала «Москва 24»

    1. Считается, что первыми счастливыми обладателями коньков были киммерийцы – кочевые племена, жившие 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Они привязывали к ногам кости животных. Также делали многие другие народы, в том числе и наши предки, на протяжение многих и многих веков.

    Фото: Heinz-Peter Bader/Reuters

    2. С 13 века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах. Уже тогда в Голландии начали делать коньки, состоящие из деревянной основы, в которую вставлялись металлические полоски. Такие коньки ремнями крепились к обуви. (На фото: коньки того времени в современном исполнении.)

    3. На работах голландского живописца Хендрика Аверкампа, написанных в начале 1600-х годов, отчетливо видно, как по льду не только передвигаются на коньках, но и уже играют в некую игру с клюшками в руках. Именно такой Голландию увидел Петр I во время своей знаменитой поездки в Европу, из которой помимо прочих нововведений он привез в Россию и коньки, проникшись народной голландской забавой.

    4. А вот так уже современные голландцы катаются и играют в хоккей на замерзших каналах Амстердама, продолжая традиции своих далеких предков. Как будто и не прошло с тех пор уже 400 лет!

    5. Петр Первый не был бы великим реформатором, если бы просто позаимствовал европейское изобретение. Считается, что именно он совершил первый прорыв в эволюции коньков, придумав прибивать коньки к обуви.

    Кстати, само слово «коньки» произошло, как не сложно догадаться, от слова конь. А объясняется это тем, что русские мастера часто вырезали на длинных загнутых носах, которыми обладали первые коньки, фигуры коней.

    6. После Петра о коньках в России забыли почти на сто лет. Интерес к ним вернулся, когда в моде было все английское, а коньки в то время стали очень популярны в Великобритании. (View in the Regent’s Park, London, 1838)

    Фото: Pictures of England

    7. Вот так, кстати, катаются уже в современном Лондоне.

    8. Первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту прошел в январе 1889 года в Амстердаме, а чемпионом там стал… российский конькобежец Александр Паншин (на фото). Считается, что именно он придумал беговые коньки – убрал мешающий завиток, удлинил лезвие, чтобы скорость была выше, и предложил использовать трубку, в которую впаивалось лезвие. Такими коньки для бега и остались на много лет вперед.

    9. А уже через месяц, в феврале 1889 года, в Москве на Петровке состоялся первый в России чемпионат по бегу на коньках. Конечно же, не без участия Паншина.

    Фото: CP Photo/ COC/ Scott Grant

    10. Только в 90-х годах XX века устройство беговых коньков было радикально изменено. Появились принципиально новые беговые коньки с «отрывающейся» пяткой, которые спортсмены прозвали «шлепанцы». Впервые они использовались на Олимпийских играх в Нагано.

    Фото: Americas’s Library

    11. Эволюция фигурных коньков была не менее захватывающей. Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще 1742 году. Но первым, кто объединил танцы и катание на коньках, стал американец Джексон Хейнc – он был первым, кто катался в театральных костюмах и под музыку. А произошло это в середине 19 века. Хейнса называют «отцом фигурного катания».

    12. В 1871-м фигурное катание было официально признано как вид спорта, а в 1908-м именно фигурное катание стало первым зимним видом спорта, который вошел в программу летних Олимпийских игр в Лондоне. (На фото: Британские фигуристы на Олимпиаде в Лондоне, 1908 год)

    13. В 40-х годах формируется новый вид фигурного катания – танцы на льду. В Олимпиаду их включили только в 1976 году. А фигуристы СССР – Людмила Пахомова и Александр Горшков – стали первыми Олимпийскими чемпионами в этой дисциплине.

    14. Что же касается самих коньков – еще в начале 20 века ботинки фигурных коньков стали намного короче и обзавелись заклепками. Каблук же, наоборот, вырос, а у лезвия появились зубцы. Их предложил шведский фигурист Ульрих Сальхов – первый Олимпийский чемпион по фигурному катанию на играх в Лондоне в 1908 году (на фото).

    Фото: Московские новости

    15. В следующий раз коньки изменились только в 50-х, c развитием танцев на льду. Лезвия у «танцоров» гораздо короче, чтобы не задевать друг друга, а ботинки – гораздо мягче.

    16. Хоккей с шайбой в нашей стране официально появился только в 46-м году, почти на 60 лет позже, чем во многих других странах. А вот «русским хоккеем» называли хоккей с мячом. Хоккей с шайбой – изобретение канадцев, впервые его правила сформулировали в Монреале в 1879 году. Хоккейные коньки тогда были похожи на беговые, но эволюция не обошла стороной и их.

    17. В конце 50-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачки». Они были больше похожи на фигурные из-за почти прямого угла лезвия. На смену им пришли «гаги», отличающиеся укороченным лезвием. В 60-х коньки стали тверже, устойчивее и маневреннее. На кончике лезвия, сделанного уже в виде трубки, появился пластмассовый предохранитель. А в начале 70-х хоккейные коньки приобрели почти современный вид. Тем не менее, из-за высоты конька между лезвием и ботинком оставался зазор, в который иногда пролетала шайба.

    Новые современные технологии сосредоточились на комфорте, обеспечивающем наилучшее результаты — они позволяют конькам принимать индивидуальную форму ноги спортсмена, подвергаясь специальной термической обработке. Называется этот процесс термоформовка.

    Фото: Natalia Kolesnikova/AFP/Getty Images

    18. Помимо профессионального спорта, коньки как способ проведения досуга с каждым годом набирают все большую и большую популярность во всем мире и в нашей стране. Повсеместно открываются катки, собирающие вместе любителей весело и с пользой провести время на свежем воздухе. (На фото: Москвичи катаются на коньках в парке)

    19. Если вам тоже уже не терпится поскорее вступить в ряды фигуристов и хоккеистов, или просто покататься на катке с семьей и друзьями, пока зима не закончилась – загляните в магазины Спортмастер , там можно выбрать себе подходящие коньки для любого вида спорта, возраста и кошелька!

    Прошло уже больше 500 лет, как современный человек первый раз встал на коньки! Прежде чем надеть роликовые коньки , люди научились сначала кататься по льду.

    Первые приспособления, при помощи которых люди смогли передвигаться по ледовому покрытию, были изготовлены из костей различных животных. Подобные «костяные» коньки были найдены на территории Баварии, Швеции, Советского Союза, Нидерландов, Богемии, Дании, Англии и Норвегии. Коньки являются одним из древнейших изобретений человека, именно они позволили быстро передвигаться по ледяной земле. Для этого коньки из костей необходимо было покрепче прикрепить к ноге.

    Не так давно в 1967 году были найдены самые древние коньки из всех известных. Произошло это на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. По данным археологов эти коньки могли принадлежать киммерийцам (кочевому народу, который жил около 3200 лет назад). Получается, что уже в период бронзового века киммерийцы освоили ледовые коньки, которые были изготовлены из костей домашних животных. С одной стороны коньки стачивались, а с другой в них делали небольшие отверстия для крепления на обуви.

    Начиная с XIV века люди стали делать деревянные коньки со специальной металлической полосой на скользящей поверхности. Обычно для этих целей использовали бронзу или железо, и уже позднее – сталь. За последние четыре века деревянная основа и полоз конька менялись лишь по своей форме и длине.

    Начиная со второй половины XIX века бурно развивается конькобежный спорт, что непосредственно влияет на ход истории развития коньков. Придумывают новые конструкции коньков, особенно в этом преуспели Канада, Россия, Швеция и Америка.

    В 50-х годах XIX столетия изготовили цельнометаллические стальные коньки, которые прикреплялись к ноге при помощи ремней. В 1880 году были сконструированы новые трубчатые беговые коньки. Они стали революцией в конькобежном спорте. Задняя и передняя металлические платформы крепились к ботинку при помощи 4-х и 6-ти шурупов соответственно.

    В 1887 году А. Паншин изготовил прообраз современных беговых коньков. Это была цельнометаллическая удлиненная модель, с немного загнутым носком и узким лезвием. Новый этап в развитии скоростного бега и в истории коньков произошел благодаря изобретению норвежца Х. Гагена. Он сконструировал беговой конек, который состоял из специальной стальной трубки, в которую вставлялся стальной полоз. Этим изобретением пользуются все мировые скороходы и в наше время. Еще одной сенсацией в конькобежном спорте стали модели, которые изготовили голландские фирмы «Рапс» и «Викинг». В 1996 - 1997 годах некоторые конькобежцы начали сезон именно на этих коньках.