• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

    С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

    Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

    Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

    Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

    Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

    Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

    Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

    Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

    С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

    И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

    Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

    «Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

    Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

    В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

    А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

    Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

    Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

    Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

    Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

    Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

    Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

    Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

    Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

    Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

    Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

    Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

    Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

    Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

    Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

    «Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

    И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

    Йога Айенгара для женщин

    Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

    Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

    Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

    Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

    В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

    1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
    2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
    3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
    4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
    5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
    6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
    7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

    Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

    Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

    Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

    Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

    «Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

    Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

    Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

    Успехов вам на этом Пути.

    Используемая литература:

    Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
    Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
    Николаева Мария «Ученик перед стеной».

    Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.

    Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике , которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.

    Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире. Йога Айенгара особенно привлекает начинающих йогинов, вставших на путь гармонического развития личности и испытывающих трудности с правильной отстройкой асан.

    История направления

    Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.

    Выходец из небогатой брахманской семьи, болезненный юноша в начале своего пути изучал жесткую систему динамичной практики, предполагающую наличие силы духа, упорства и больших физических резервов у ученика, поэтому обучение давалось Айенгару очень тяжело. Но именно эта «сложность» дала ему уникальное понимание и позволила сделать свое тело сильным и выносливым уже через несколько лет после начала занятий.

    Именно тогда Б.К.С. Айенгар начал проводить свои первые уроки. Интересно, что его первыми учениками были женщины, которые не могли осваивать практику под руководством взрослого мужчины, поэтому Шри Кришнамачар предложил эту работу юноше.

    Последний был вынужден обратиться к многочисленным книгам и глубоко изучить мастерство выполнения асан. Так началось становление Гуруджи.

    В результате многолетней практики к нему пришло понимание, что ослабленные и больные люди более остальных нуждаются в возрождающем и исцеляющем действии йоги. Айенгар в течение нескольких десятков лет изучал терапевтическое воздействие асан и на организм, многие из которых он отрыл заново для широкого йогического общества. Результатом его кропотливой работы стал новый статический стиль, представляющий собой адаптированную для европейцев «мягкую» систему развития возможностей человека.

    Айенгар стремился сделать йогу доступной для большого количества учеников, однако достичь ему этого удалось только в семидесятых годах прошлого века, когда он открыл Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар, названный так в честь собственной жены. Так появилась школа – переосмысленная система обучения основам духовных и физических практик.

    В конце 90-х годов прошлого года знаменитый гуру впервые посетил нашу страну по приглашению Министерства Здравоохранения. До этого времени адепты данного стиля занимались йогой в основном по книге «Йога Дипика», написанной Айенгаром. После перестройки ситуация кардинально изменилась, и новый стиль стал достоянием широкого круга лиц. Вскоре в Москве появились первые школы данного направления, а в 2003 году Ассоциация йоги Айенгара официально начала свое существование.

    В настоящее время 350 ассоциаций объединяют преподавателей и практикующих этот стиль по всему миру.

    Особенности стиля

    Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.


    Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.

    Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.

    Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.

    Интересно, что данная школа, в отличие от некоторых других стилей, не акцентирует внимание на вегетарианстве, как на самой предпочтительной диете. Б.К.С Айенгар не раз подчеркивал, что отказ от пищи животного происхождения еще никого не сделал святым, однако, когда человек занимается йогой, он слышит голос своего тела, голос умеренности, который предлагает именно ту пищу, которая приятная и полезна организму. И этот голос необходимо услышать. Таким образом, человек без насилия над собой постепенно приходит к вегетарианству.

    Йога Айенгара - это путь к здоровью.

    Уровни йоги Айенгара

    Состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности. Все практикуемые асаны разделены на категории, соответствующие различным уровням подготовки учеников.

    Опытные преподаватели рекомендуют совмещать посещение базовых классов с терапевтическими. Последние предлагают антистрессовые, восстанавливающие, женские, детские и другие программы йога-терапии. Кроме того, существует учительский класс, программа для людей старшего возраста и подготовка к Пранаяме, заключающаяся в обучении наблюдению за дыханием.

    Обучение происходит от простого к сложному. Опытные наставники предостерегают новичков от выполнения сложных асан, поскольку их тело и способность к концентрации еще не стабильны.

    Стоячие асаны являются основополагающими инструментами метода, именно с них начинает развитие практики. Дело в том, что эти позы лучше других способствуют укреплению тела, подготавливая физическую оболочку, эмоциональное и ментальное состояние ученика к более сложным этапам программы.

    Эффект

    Стиль школы поднимает жизненный тонус, улучшает общее состояние здоровья и внешности, приостанавливает развитие искривлений позвоночника и возвращает подвижность суставов, укрепляет иммунитет и нормализует давление.

    Регулярная практика позволяет успешно противостоять стрессам и депрессивным состояниям, она снижает нервную возбудимость и способствует общей гармонизации личности путем постепенной сознательной трансформации тела, сознания и ума.

    Мы приглашаем всех желающих на занятия йогой Айенгара в центр Прана. Опытные преподаватели йоги Айенгара; комфортные, современные залы; удобное расписание; вегетарианский бар и массажные кабинеты. Ждем Вас в нашем центре.

    Особенности йоги Айенгара

    Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал уникальный метод обучения, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных. Он объяснил, подкрепив примерами все традиционные аспекты йоги, заново открыл, систематизировал целый ряд асан и методов дыхания, провел обширные исследования терапевтических эффектов. Б.К.С. Айенгар учил йоге более шестидесяти лет. До сегодняшних дней его метод продолжает развиваться и углубляться.
    Основа метода – глубокая и тонкая работе в позе. Практика асан является статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы, клетки, эмоциональное состояние, ум. В процессе практики, тело становится не только сильным и гибким, но также более симметричным, ровным. Понятия ровности или выравнивания являются ключевыми в йоге Айенгара.

    Согласно методу, очень важно соблюдать принцип постепенного развития практики. Перехода от простых к более сложным упражнениям по мере того, как тело вместе с сознанием становятся готовым к их выполнению. На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные асаны, потому что организм еще не обладает необходимой силой, а ум недостаточно сконцентрирован. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, которые занимают особое место. Их можно без преувеличения считать фундаментом метода.

    Как уже было сказано выше, только правильно выполняемые упражнения дают желаемый результат. Придать телу правильное положение, которое затем нужно сохранить в течение определенного периода времени, может далеко не каждый. Поначалу это вызывает проблемы даже у здоровых людей: к сожалению, наш малоподвижный образ жизни не способствует поддержанию хорошей физической формы, делая тело жестким, зажатым и слабым.

    Поэтому важной особенностью метода является использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней, веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве. Благодаря им, организм получает опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Большой выбор материалов и практически безграничные возможности их сочетания позволяют учитывать индивидуальные особенности строения человеческого организма, степень его подготовленности. В соответствии с этим, подбирается уровень нагрузки, обеспечивается правильное ее распределение.

    Детальная работа и индивидуальный подход дают возможность заниматься йогой всем желающим, сделать практику каждого оптимальной. Регулярная и правильная практика способствует достижению самых разных целей от улучшения состояния здоровья и внешности до гармоничного развития личности в целом.

    Описание классов Айенгара

    Ознакомительный класс

    Этот класс предназначен для людей, которые никогда раньше не занимались йогой по методу Айенгара . С самого первого занятия Вы начнете осваивать асаны, узнаете не только о том, чем является йога, но и об особенностях метода, научитесь пользоваться всевозможными подсобными материалами и наблюдать за своим телом.

    В этом классе преподаватели ответят на Ваши вопросы, подробно объяснят, как выполнять позы. Часть информации, которую Вы получите, дается только тут.

    Основная программа рассчитана на месяц. Это четрые-пять занятий, которые нужно посещать раз в неделю (содержание занятий изменяется от недели к неделе). Постарайтесь посетить все занятия, однако, если по какой-либо причине Вы пропускаете часть занятий, обязательно посетите четвертое – на нем осваиваются перевернутые позы (Сарвангасана – стойка на плечах и Халасана).

    Класс начальный 1

    В этот класс приходят сразу после ознакомительного. Здесь осваивают базовую программу. Основное внимание уделяется позам стоя, которые делают тело сильнее, пластичнее и готовят его к выполнению более сложных асан.

    Кроме того, в Начальном 1 выполняются упражнения на укрепление спины и конечностей, растяжение ног, осваиваются такие перевернутые позы, как Сарвангасана (стойка на плечах), Халасана. Их выполнение способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы. Роль перевернутых поз в йоге настолько важна, что без них практика является неполной.

    Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики. В среднем, если человек занимается 2-3 раза в неделю, он может перейти на другой уровень после года занятий. Надежным показателем являются перевернутые асаны: если Вы уверенно чувствуете себя в Сарвангасане и можете простоять в ней около 5 минут, без труда находитесь в Халасане 2-3 минуты, попробуйте свои силы в Начальном 2.

    Класс начальный 1-2

    Этот класс помогает тем, кто освоил программу предыдущего уровня, постепенно перейти к программе класса Начальный 2.

    Сложность занятий зависит от уровня подготовленности учеников. Преподаватель каждый раз смотрит на состав группы и в зависимости от этого подбирает программу. Если в классе больше тех, кто не слишком давно ходит на Начальный 1, то акцент будет сделан на дальнейшее освоение базовой программы. Здесь осваиваются усложненные варианты асан базовой программы, добавляются продвинутые прогибы, скручивания, а также большое внимание уделяется устойчивому освоению перевернутых поз.

    Обычно переход на уровень Начальный 2 занимает минимум два года (при 2-3 занятиях начального класса в неделю). Для тех, кто ставит перед собой реальные цели, Начальный 1-2 становится удачной возможностью подготовиться и освоить такие сложные асаны, как Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках), Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях) и Ширшасана (стойка на голове), необходимые для занятий в классе.

    Класс начальный 3

    Это следующий уровня йога Айенгара , в котором продолжается освоение базовой программы. Позам стоя по-прежнему уделяется больше внимания, кроме того в программу входят прогибы назад, наклоны, скручивания, подготовка к Падмасане (поза лотоса), уровень сложности асан возрастает. Здесь также осваиваются новые перевернутые асаны: Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях), Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках) и Ширшасана (стойка на голове). Об уровне Вашей практики можно по-прежнему судить по перевернутым позам: Вы должны уверенно стоять в Сарвангасане не менее 5 минут и до 5 минут в Ширшасане.

    История йоги Айенгара

    Йога подобна музыке. Ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни.
    Б.К.С. Айенгар

    В 1935 году на юге Индии шестнадцатилетний Б.К.С. Айенгар, выходец из бедной брахманской семьи, начал учиться йоге у мужа своей сестры, Т. Кришнамачара, в школе йоги, созданной под патронажем Махараджи Майсора. Нищий, вечно болеющий и голодный юноша, Айенгар поначалу занимался йогой чисто механически, испытывая невыносимые муки от боли во всем теле. Тем не менее, очень быстро, за несколько месяцев, оказалось, что никто не может выполнять асаны (позы) с таким совершенством, как он. Уже в 1937 году учитель разрешил ему преподавать йогу, и он переехал в Пуну, город неподалеку от Бомбея.

    Дерево традиции неожиданно быстро стало приносить плоды... Это было очень давно, еще при англичанах. В то время это учение в Индии было мало кому интересно. Учителей практически не было. Шри Т. Кришнамачар, например, обучался йоге в Тибете. Сначала под натиском воли Аейнгара отступили болезни, потом, через сколько-то лет - нищета. Ну а йога, как здоровый живой язык на устах своего носителя росла и развивалась.

    По много часов проверяя воздействие каждой позы, дыхательного упражнения на самом себе, Айенгар разработал иерархию и последовательность их введения в курс занятий, а также специальные программы для лечения заболеваний, став крупнейшим экспертом в области йогатерапии; придумал хитроумные приспособления, которые позволили заниматься практикой людям с куда менее совершенными телами, чем его собственное.

    Сейчас становится очевидней, что у йоги Айенгара складывается счастливая земная судьба. Больше и больше людей получают от занятий реальную пользу. Они дают современному человеку свободу:

    • стимулируя к работе над собой;
    • к изучению себя;
    • она не манипулирует сознанием или волей;
    • не действует системой запретов.

    Занимаясь йогой, мы свободны в выборе религии. Вегетарианская диета приветствуется, но только в том случае, если организм сам отказывается от животной пищи. Здоровый образ жизни утверждается как бы сам по себе, не выдергивая человека из контекста повседневности, не отрывая от семьи и традиционных ценностей.

    Йога Айенгара - это прежде всего уравнивание (по-английски alignment):

    • поступательное движение к гармонии тела и ума через равномерное неагрессивное вытяжение одних частей тела и расслабления других;
    • управление дыханием;
    • осознание присутствия ума во всем своем существе, будь то ступни, почки или мозг;
    • внимание к малейшим искривлениям в теле или движениях дыхания.

    Через уравнивание физического начинает формироваться гармония в области физиологии и, в конечном счете, постепенно очищается, уравнивается весь организм, от кожи до мельчайших клеток. Поскольку, по искреннему мнению Б.К.С. Айенгара, в принципе невозможно провести четкой границы между телом и умом, отделить анатомию от физиологии, физиологию от психологии, ум от рассудка, а рассудок - от души, все в человеке переплетено и взаимосвязано, то, уравнивая хотя бы положение ступней, мы уже приступаем к работе с собственным сознанием. В этом - красота и сила йоги. Мягко изменяя себя, становясь здоровыми и доброжелательными, мы не только растем духовно, но меняем к лучшему окружающий мир.

    Если говорить конкретнее и взять в качестве примера обычного человека средних лет, который может посвятить йоге тридцать-сорок минут в день, то налицо следующее:

    • йога поможет улучшить общее самочувствие;
    • вернет подвижность суставов;
    • снимет или приостановит развитие искривлений позвоночника различной природы;
    • нормализует кровяное давление, пищеварение;
    • укрепит иммунную систему;
    • поднимет жизненный тонус;
    • переборет депрессивные состояния, усталость, нервную возбудимость;
    • станет незаменимым другом в борьбе с каждодневными стрессами.

    Существует большое количество специальных комплексов: от головной боли, усталости, при простуде, и т.п. По особой программе следует заниматься женщинам во время беременности или после родов, при менструациях.

    Хотя йогой может заниматься любой, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, в особых случаях противопоказаны некоторые асаны. Поэтому заниматься необходимо под руководством опытного преподавателя, а если его нет - по книгам Б.К.С. Айенгара.В 1965 году он закончил труд над книгой "Light on Yoga" (в русском переводе "Прояснение Йоги") - букварем и сводом асан, самым энциклопедически полным трудом по йоге за всю современную историю. В 1975 в Пуне открылся Институт Йоги памяти Рамамани Айенгар , супруги и верного помощника Б.К.С. Айенгара, где он сам вместе с детьми практиковал, помогал больным и беспрерывно совершенствует личную практику. В 1981 издана книга "Light on Pranayama" ("Свет на Пранаяму") - первая книга, по которой можно заниматься дыхательными упражнениями, не боясь повредить своему здоровью (Б.К.С. Айенгар всегда говорит, что лучше хорошая книга, чем плохой учитель. Но только книга должна быть действительно хорошей). В 1993 году издана книга "Light on the Yoga Sutras of Patanjali" ("Свет на Йога Сутры Патанджали"), кропотливый перевод и комментарии к самому древнему тексту по йоге.

    Йога по методу Айенгара - одна из самых распространенных школ йоги с настоящее время. Само понятие «Йога Айенгара» было введено уже его последователями, желающими показать исключительность и уникальность методики Б. К. С Айенгара. По сути это классическая хатха йога, но она была адаптирована Айенгаром для любых групп людей - с хроническими заболеваниями, особенностями и т.д. Очень часто этот метод называют «терапевтическая йога». Метод Айенгара отличается тем что для построения асан используется много дополнительного материала, (ремни, кирпичики, болстеры, стулья и т.д.) чтобы каждый смог освоить ту или иную асану.

    О Айенгаре

    Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (Б. К. С Айенгар) появился на свет в 1918 году. Детство его было достаточно сложное. Дело в том, что во времена его раннего детства, в населенном пункте, где он жил свирепствовали ужасные эпидемии различных заболеваний (тиф, испанский грипп, дифтерия и т.д.). В детстве Айенгар много болел, был слабым мальчиком. Однако рос он в ученой семье, и отец с раннего детства показывал ему различные асаны йоги.

    Благословение для него пришло позже в лице знаменитого гуруджи Тирумалай Кришнамачарьи (больше известного на Западе как просто Кришнамачарья) - выдающегося ученого, пандида, йога, знатока шести даршан индийской философии. Это поистине культовая личность, не только была известна во всей Индии, но и за ее пределами. Кришнамачарья потомок знаменитого вайшнавского святого Натхамуни, с ранних лет он обладал выдающимися способностями. Он в совершенстве овладел санскритом, знал древние тексты, в совершенстве изучил санкхью, веданту. Позже начал изучать йогу, был знатоком «Йога сутр» Патанджали, практиковал много лет йогу у подножий Кайласа - священной горы для всех йогов.

    Итак, Б.К. С Айенгар попал к великому учителю случайно, они были дальними родственниками. Однако, в начале их знакомства, гуруджи был разочарован в мальчике, сказал, что вряд ли тот сможет заниматься йогой, ввиду его слабого здоровья. Но так сложились обстоятельства, что Кришнамачарье пришлось в кратчайшие сроки обучить юного Айенгара азам йоги (ученик Кришнамачарьи пропал, и его необходимо было заменить). Мальчику очень тяжело давалось обучение, однако гуруджи был потрясен его способностями и упорством. Скоро он стал лучшим учеником, и уже через короткое время молодой Айенгар преподавал йогу с благословения самого Кришнамачарьи.

    Особенности йоги по методу Айенгара

    Вообще благодаря Б. К. С Айенгару западный мир узнал о йоге вообще. Еще в начале 50 - х годов прошлого века ему предложили тур по странам Европы, и благодаря этому мир узнал, что такое хатха йога вообще.

    Айенгар систематизировал и четко структурировал подход к обучению йоги. Возможно из-за того, что сам входил в йогу дольно жестко, получил травмы, он считал, что должно быть четкое разделение на классы. В Школах по методу Айенгара обязательно идет разделение на уровни: от самого простого, щадящего для новичков, до продвинутого уровня. Освоение начинается с самых простых асан с постепенным усложнением. Пранаяма преподается отдельно. Инструктор в методике Айенгара очень важен, так как сам гуруджи проповедовал индивидуальный подход к каждому человеку, ведь анатомия и физиология у всех людей отлична и, поэтому и асаны подбираются и выстраиваются индивидуально. Даже сам Айенгар говорил, что, если не найти хорошего инструктора практикуйте сами по книгам. К слову Б К. С Аейнгар написал достаточно много книг по йоге, а его колоссальный труд «Йога Дипика» (Прояснение к йоге) был признан «библией» хатха йоги.

    Еще важной особенностью в йоге Аейнгара является применение различного дополнительного материала - инвентаря, такого как болстеры, кирпичи, стулья, одеяла, ремни, специальные скамейки. Это все нужно, чтобы выстроить идеальную асану, т.к. не у всех тело гибкое и развитое от природы, и если построить асану не правильно, не только не получишь нужного эффекта, но можно и повредить что - то. Именно поэтому в методе Айенгара так много приспособлений, многих это может смутить, но для людей, не обладающих гибким телом и отменным здоровьем это возможность влиться в йогу, не испытывать дискомфорта и болей при освоении асан.

    Асаны по методу Айенгара обязательно статичны: в асаны входят, не спеша и подолгу в них остаются, выходят так же достаточно медленно. Особо Айенгар выделял перевернутые позы, поэтому в классах им уделяют большое значение. Кроме того, Айенгар благодаря своей дочери разработал методику для женщин, учитывая все физиологические особенности женского организма.

    Вообще все эти моменты и делают йогу по методу Б К. С Айенгара поистине уникальной - терапевтической. Вообще, термин «йога терапия» неразрывно связан с именем Айенгара. Благодаря его методикам появились целые институты, изучающие влияние йоги н тело человека, лечение многих хронических болезней йогой. Серьезная и долгая подготовка инструкторов с углубленным изучением анатомии тела, вот что еще очень важно и отличает эту методику от других видов йоги. Индивидуальный подход привел к тому, что этой практикой могут заниматься все: люди с заболеваниями, пожилые люди, дети и т.д, и именно благодаря этому возможно вылечиться от многих хронических заболеваний, особенно от различных травм позвоночника.

    В заключении хочу сказать, что йога по методу Айенгара прекрасно подходит для ознакомления с йогой вообще или для людей с ослабленным здоровьем, для пожилых людей. Эта методика действительно действует, помогает серьезно подправить здоровье, сделать тело ровным, красивым, гибким. Однако, если вы любители динамики и разнообразия, более свободного подхода, вряд ли эта методика вам подойдет. Как говорят, на вкус и цвет…, однако попробовать точно стоит!

    > Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих

    Особенности йоги по методу Айенгара :
    . статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум;
    . постепенное развитие практики , переход от простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению;
    . использование разнообразных вспомогательных пропсов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

    Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему вне зависимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, так же как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удерживать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
    При совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

    Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование (ссылка на интернет-магазин, стр. с пропсами), ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

    "Я разделяю асаны на три группы: начальный, средний и продвинутый курсы. Я группирую их в порядке, удобном для выполнения, с примерным учетом времени, которое может потребоваться для освоения всех этих трех курсов."