• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

    Задачи:

    Коррекционные:

    • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
    • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
    • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
    • развивать наблюдательность, мышление;
    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
    • активизировать познавательную деятельность:

    Образовательные:

    • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
    • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
    • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
    • совершенствовать естественно-научные представления

    Воспитательные:

    • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
    • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

    Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

    Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

    Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

    Организация образовательной деятельности:

    I. Организационный момент

    Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

    Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

    II. Основная часть

    Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

    Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

    — Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

    Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

    (Видеовставка моря — слайд № 2)

    На Земле - четыре океана-

    Омывают континенты, страны.

    Суши меньше в нашем мире, чем воды,

    Под водой растут волшебные сады.

    Они дивных обитателей полны

    Разных формы, цвета и величины.

    — Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

    — А где же дома у рыб? (слайд № 4)

    Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

    Для рыбешек разных милый дом родной!

    Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

    Дети отгадывают название рыбы.

    Хвостом виляет,
    Зубастая, а не лает. (Щука.)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно. (Сом)

    Колюч, да не ёж

    Кто же эта рыба? (Ёрш)

    Меня все и всегда узнают без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

    Ну а братец мой морской

    Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

    Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

    — А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

    На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

    Живу глубоко, плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    — А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

    Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

    — Как вы думаете, почему их так назвали?

    Отгадайте, о ком эта загадка:

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Эта рыбка… (золотая)

    Ярко – красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый меч он носит

    И зовется … (меченосец)

    Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

    — Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

    Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

    Загадка про рыбью чешую:

    Логопед: У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Помогите отгадать,

    Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

    — Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

    — Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

    — А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

    Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

    Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
    Рыбка, рыбка, озорница,
    (Грозят пальчиком.)
    Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
    Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
    Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
    Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
    Рыбка быстро уплыла.
    (Снова «плывут».)

    Артикуляционные упражнения:

    1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

    2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

    Открывает рыбка рот,

    Но не слышно, что поёт.

    3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

    Щука — хищная, зубастая,

    Для лещей, плотвы опасная.

    Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

    Исходное положение - стоя.

    Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

    Мимические упражнения:

    1.Испугаться при виде акулы.

    2.Обрадоваться золотой рыбке.

    3.Огорчиться уплывшей рыбке.

    Игры с мячом: «Семейка слов»

    Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

    1-й ребенок. Рыбка.

    Логопед: Как еще?

    2-й ребенок. Рыбешка.

    Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

    3-й ребенок. Рыболов.

    Логопед: А еще как?

    4-й ребенок. Рыбак.

    Логопед: Что делает рыбак?

    1-й ребенок. Рыбачит.

    Логопед. Куда ходит рыбак?

    2-й ребенок. На рыбалку.

    Логопед: Какой суп варят из рыбы?

    3-й ребенок. Рыбный.

    Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

    4-й ребенок. Рыбина.

    Логопед: Чей хвост у рыбы?

    5- ребёнок. Рыбий.

    Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

    А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

    — Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

    Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

    Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

    — Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

    Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

    Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

    Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

    — Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

    Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

    Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

    Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

    Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

    Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

    Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

    III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

    Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

    В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

    Где же мы были?

    Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

    Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

    Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

    Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

    Тема: Рыбы


    Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания. Продолжать учить видеть сходства и различия, выражать их в речи, используя нужные лексико-грамматические средства языка. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа родительного падежа. Образование относительных прилагательных от

    существительных. Совершенствовать навык составления предложений по сюжетным картинам, умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в связной речи путем моделирования. Расширять и активизировать словарь.

    Закреплять навык составления звуко-буквенных схем слов, схем предложений, определяя количество звуков в слове, слов в предложении.

    Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительный гнозис, общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

    Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, предметные картинки с изображением стрекозы, сома, щуки, карася, окуня, ската, камбалы, меч-рыбы, карточка с тремя наложенными друг на друга буквами, касса букв, звуковые схемы, сюжетные картины, модели рыб: строение, среда обитания, питание, размножение.

    Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками рыб по количеству детей, кассы букв, звуковые схемы, графические схемы предложения.

    Методика проведения :

    Организационный момент:

    Приветствие.

    - Психогимнастика:

    Игра «Доброе животное» (дети встают в круг, берутся за руки, делают круг то уже то шире, имитируя биение большого сердца, улыбаются друг другу, садятся на свои места).

    Создание игровой ситуации:

    Приходит Незнайка. Замечает стрекозу под столом.

    Незнайка. Какая красивая рыбка!

    Дефектолог. Ребята, это рыба?

    Дети . Это стрекоза-насекомое.

    Незнайка . Но ведь она похожа на рыбку. У нее есть голова, усы, плавники, хвост. Это настоящая рыба.

    Дефектолог . Нет, Незнайка, ты не прав.

    Незнайка . Снова я все перепутал. Никогда не научусь отличать рыб от других животных.

    Дефектолог . Дети, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот смотри: (выставляются картинки с изображением сома, щуки, окуня, карася).

    Как называются эти рыбы? (дети отвечают).

    Незнайка . Я не запомню их всех!

    Дефектолог . Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?

    Игра «Где живут рыбы?»

    Деф . Где живут все рыбы?

    Дети . Рыбы живут в воде.

    Деф . В реках живут какие рыбы? (речные).

    В реках и озерах вода какая? (пресная).

    В море живут какие рыбы? (морские)

    В море вода какая? (соленая).

    В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).

    Игра «Части тела рыб»

    Деф . Я буду показывать, а вы называть части тела рыб (голова, туловище покрыто чешуей и слизью, плавники для того чтобы плавать, хвост для того чтобы задавать направление).

    Плавники на груди какие? (грудные)

    На спине какие? (спинные)

    На брюшке какие? (брюшные).

    Игра «Размножение рыб».

    Деф. Как размножаются рыбы?

    Дети . Весной рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.

    Деф . А теперь посмотрим, чем отличаются рыбы друг от друга?

    Игра « Назови отличия»

    (сом и карась: форма, размер, окраска, повадки, питание).

    Пальчиковая гимнастика :

    Отправляемся на берег реки (показ волн).

    Там плавают рыбки (показ).

    Вдруг появилась щука (показ).

    Игра « Сложи целое»

    Дети складывают разрезные картинки (щука, карась, сом, окунь).

    Игра « Узнай про чью рыбку загадка?»

    На дворе зима ли осень,

    В глубине родной реки

    Мы тельняшки гордо носим

    Как лихие моряки.

    (окуни)

    Любим жить в прозрачных водах

    Каждый день в урочный час

    Возле берега охотно

    Рыболовы кормят нас.

    (караси).

    На дне где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    (сом).

    В воде проживает, хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    (щука).

    Как догадались? (дети объясняют).

    Игра « Назови ласково»

    У меня большие рыбы, а у вас маленькие, как можно их назвать?

    Окунь-окунек

    Карась-карасик

    Щука-щучка

    Сом-сомик

    Игра «Один-много».

    Один сом, много кого?- сомов

    Окунь-окуней

    Карась-карасей

    Щука-щук

    Игра «Четвертый лишний»

    Проверим, как Незнайка научился не путать рыб?

    Рыбы - стрекоза,

    Речные рыбы - морская,

    Щука, окунь, сом, карась (м.б. карась, потому что все хищные, а он нет;

    М.б. сом, потому что у него нет чешуи, но есть усы).

    Физкультминутка:

    Представим, что мы рыбки.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами.

    Игра « Угадай слово»

    Здесь зашифровано название рыбы (на карточке наложены буквы друг на друга М О С), какое слово написано? (сом)

    Выложим это слово из букв кассы (один ребенок у доски).

    Составим схему этого слова.

    Сколько слогов в слове СОМ? (один)

    Как определили? (один гласный звук О).

    - Сколько звуков в этом слове? (три)

    Какой первый?

    Второй?

    Третий?

    Игра «Придумай предложение по картине»

    Придумать предложение-ответ на вопрос: что умеют делать рыбы?

    Рыбы умеют плавать.

    Рыбы умеют искать корм.

    Рыбы умеют закапываться в песок….

    Определить количество слов в предложении: Рыбы умеют плавать. (Три.)

    Какое первое слово? (Рыбы.)

    Какое второе слово? (Умеют.)

    Какое третье слово? (Плавать.)

    Составим схему предложения.

    Составление рассказа по модели:

    Деф . Все ли запомнил о рыбах, Незнайка?

    Незнайка. Не совсем, все перепуталось в голове.

    Деф . Придется ребятам еще раз рассказать тебе о рыбах, чем они отличаются от птиц, животных и насекомых, а ты смотри и слушай. Рассказывать будем по модели (выставляется модель: среда обитания, строение, питание, размножение.)

    Дети. Рыбы живут в воде. У рыб есть голова, туловище покрытое чешуей и слизью, плавники, хвост. Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми. Весной рыбы мечут икру, из которой появляются мальки.

    Незнайка . Ну теперь я хорошо запомнил рыб. Спасибо, вам ребята, до свидания.

    Дети . До свидания, Незнайка.

    Итог: - О ком сегодня говорили?

    Что понравилось?

    Покажите щуку на пальчиках.

    Спасибо, молодцы.


    Конспект летней беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.

    Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
    Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания. уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

    Словарная работа:

    плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

    Оборудование:

    рыбки - жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

    Ход беседы:

    Организационный момент.
    Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
    Руки на месте!
    Ноги на месте!
    Локти у края!
    Спинка прямая!
    Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
    Ходит город - великан на работу в океан. (Корабль).

    Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.


    Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.
    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток.

    Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
    Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
    А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
    1 остановка «Встреча с умным крабом».
    Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях - рыбах.


    Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
    А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
    У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
    Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
    Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
    Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы - меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы - сабли напоминает саблю, а у нож - рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
    Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле.
    А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
    Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.
    2 остановка «Встреча с лягушкой».


    Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
    - Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
    - Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
    - Из чего выводятся мальки - детёныши рыб? (Из икры).
    - Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
    Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
    А сейчас немного отдохнём.
    Физминутка.
    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три! Вот как славно освежились!
    От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
    Он назад поплыл сначала: раз, два!
    А потом поплыл вперёд: раз, два!
    И поплыл, поплыл по речке,
    Набирая полный ход.
    Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
    Маленькая лодочка по реке плывёт,
    На прогулку лодочка всех детей везёт.
    Пароход плывёт по речке,
    И труба дымит, как печка.
    Рыбки плавают, ныряют
    В чистой, свеженькой воде,
    Приплывают, уплывают,
    Зарываются в песке.
    А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
    3 остановка «Золотая рыбка».


    Её задание: отгадать сложные - сложные загадки.
    1. На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.
    (Сом).
    2. У неё во рту пила,
    Под водой она жила.
    Всех глотала, всех пугала,
    А теперь в уху попала.
    (Щука).

    3. Колючий, да не ёж,
    Кто же это? … (Ёрш).
    4. В пруду или озере, больше нигде.
    В тихой, спокойной стоячей воде,
    Где буйная зелень на дне разрослась,
    Вот именно там обитает …
    (Карась).
    Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
    Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

    Задачи:

    • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
    • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
    • активизация и обогащение словарного запаса детей.
    • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
    • воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Ход:

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря».

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    Конспект занятия по ознакомлению с миром природы.

    « Рыбы »

    ( старшая группа )

    Цель : пополнить знания детей о рыбах.

    Задачи :

    Образовательная :

    - формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

    Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

    Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

    Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

    Развивающая :

    Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

    Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитательная :

    Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа :

    Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

    Материалы и пособия :

    Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

    Поговорки, загадки;

    Раскраски с различными видами рыб;

    Карандаши.

    Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

    Ход занятия:

    Воспитатель :

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Кто это? (Рыбки) .

    Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

    Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

    Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

    Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

    Воспитатель убирает картинку с воробьем.

    Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

    Описательные рассказы детей.

    Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

    Самая некрасивая,

    Самая большая,

    Самая маленькая.

    Ответы детей.

    Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

    Дети : (называют общие признаки рыб) :

    Все они живут в воде.

    Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

    на голове рот, глаза и жабры.

    Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

    «У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

    Дети : Рыбы .

    Воспитатель : А монетки - что это?

    Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

    Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

    Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

    (Ответы детей) .

    Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

    Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

    (ответы детей)

    Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

    Физкультминутка «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

    Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно :

    Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

    Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

    Но не отправимся домой.

    Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

    Ночью темень,

    ночью тишь.

    Рыбка, рыбка,

    где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

    Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

    Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

    Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

    Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

    Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

    Ответы детей

    Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

    Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

    Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

    Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

    Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

    (Показываю картинки) .

    Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?