• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Динамическая Гимнастика: с нашей гимнастикой для младенцев вы действительно можете побаловать своего маленького

    Прогуливаясь, катясь, нащупывая — рожденные младенцы имеют естественное желание двигаться. Но то, что они все еще преуспевали в утробе матери — в невесомости амниотической жидкости — в новом мире, где применяются законы гравитации, не совсем так просто.

    Маленькие должны сначала научиться сохранять равновесие, поворачиваться в сторону, на живот или спину. Начиная с третьего месяца вы можете с ребенком заниматься в спортзале для развитии и поддержки.

    Детская гимнастика: знакомство с телом

    Детский физиотерапевт Карин Калбантнер-Вернике из Хоххайм-Массенхейм в Висбадене собрал тренировку для детей от трех до шести месяцев. «Упражнения укрепляют мышцы и способствуют естественной мобильности, и ребенок лучше узнает свое тело», — говорит эксперт.

    Кроме того, любящая кожа и зрительный контакт укрепляют связь между вами и вашим ребенком.

    Сядьте скрестив ноги или растягиваясь на полу или в постели и поместите своего маленького на одеяло. Упражнения также работают на столе, если ребенок не слишком высок. Достаточно десяти минут гимнастики в день. Только, если ваш ребенок чувствует себя комфортно.

    Это не всегда должно быть каждый. Поговорите с вашим ребенком или пойте ему что-нибудь. Таким образом, он может лучше следить за глазами и более сфокусирован. Также здорово слышать голос мамы и ощущать ее знакомые руки одновременно!

    Детская гимнастика: 8 упражнений для младенцев

    1 Добро пожаловать

    Положите руки по диагонали друг на друга на груди ребенка. Нанесите мягкое давление на ноги. следите за глазами и приветствуйте своего ребенка рифмой или песней. если вы всегда начинаете так, маленький быстро понимает, что гимнастика начинается с этого знака.

    2 Качание

    Скрестите пальцы и положите руки на грудь. Теперь медленно сдвигайте свой вес — сначала вправо, затем влево. Ребенок движется автоматически. Если ребенок следит за движением глазами, это значит ему нравиться.

    3 Почувствуйте

    Одна из ваших рук лежит на груди вашего ребенка, а другая осторожно закрывает запястье. Теперь медленно поднесите руку ко рту. Часто маленький сразу же кладет руку в рот. Если нет, погладьте руку ребенка по щеке. После нескольких повторений поменяйте руку.

    4 Хлопок

    Попросите ребенка схватить ваши пальцы, а затем хлопните руками три или четыре раза перед ребенком. Аккуратно протрите ладони. Затем накройте плечи ребенка и осторожно потяните их.

    5 Ноги

    Аккуратно почистите детские подошвы. Вы можете повторить это несколько раз. Теперь нажимайте пальцы обеих ног вместе. Лучше всего начинайте с большого пальца.

    6 Кататься

    Положите указательные пальцы ребенка в свой ладони. Руки ребенка оказывают нежное давление на колени. Держите колени и руки вместе и медленно переворачивайте ребенка. Подождите, пока ребенок поднимет голову. Теперь перейдите в исходное положение и повторите упражнение.

    7 Схватка

    Обними одну руку и одну лодыжку с другой стороны. Медленно поднимите руку и ногк вместе над серединой тела. Теперь повторите упражнение с другой ногой и другой рукой. Если хорошо получается, вы можете по вешать колечко между пальцами ребенка. Он очень быстро попытается схватить его.

    8 Поворот

    Положите правую руку на грудную клетку ребенка, левой рукой обняв правое плечо. Прикладывая мягкое давление на грудь и живот, поворачивайте ребенка левой рукой. Подождите, пока ребенок поднимет голову боком, а затем поверните ее вбок. Теперь попробуйте сделать тоже самое на другой стороне.

    Детская гимнастика: видео

    Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

    Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

    В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

    ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, ведь так заниматься удобднее,а пока вы занимаетесь вещи можно забросить в, которая их сама постирает, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

    Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

    Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, «заторможенного» ребенка.

    Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями — акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

    Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

    Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

    Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, «раскрыть» ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей — вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

    Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас — получится в дальнейшем.

    Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей — как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей — усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

    Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно «отозваться» на реакцию каким-либо способом — сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

    Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

    В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

    Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
    Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, «нормальности» занятия.
    При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
    Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

    Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

    Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками — конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

    Возможна и другая ситуация: родитель «слишком хорошо» знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен — именно должен — эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

    Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

    Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

    Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем — растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую — его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

    На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача — установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях. Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4) . И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.

    Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5):
    1 разведение ручек в стороны;
    2 покачивание вверх-вниз;
    3 частичный перенос веса с одной руки на другую;
    4 покачивание из стороны в сторону;
    5 покачивание вперед-назад;
    6 небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

    Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

    1. «Крестик».
    Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

    2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

    3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

    4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

    5. «Повороты» ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку — во вращение за одну руку (рис. 10).

    6. «Покачивания» вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

    Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

    «Забросы».
    Амплитуда «маятника», изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

    «Боковые прокруты». Когда при выполнении «маятника» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а).

    Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

    «Прямые прокруты». Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а).

    В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

    «Перебросы». Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.

    «Солнышко». Это упражнение вырастает из «длинных раскачиваний», изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

    «Карусель». Это другой вариант развития «длинных раскачиваний», когда увеличение амплитуды «уводит» движение назад, переводя сначала в своеобразные «захлесты», а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение «забросы» дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, «столбцами» которой являются различные захваты, а «строками» — так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице «двойных захватов». Название этого столбца «захват за ручки лицом к себе», а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец — «захват за ручки лицом от себя».

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    «Боковой прокрут». При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате «лицом к себе» — делает «сальто» назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.

    «Прямой прокрут» упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками — указательными и большими пальцами («полупрокрут»). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя (рис. 18).

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, — захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап — поглаживания, потягивания, приподнимания — проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до «рабочего» состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в висе (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки — лицом к себе или от себя — рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    «Крестик». рис. 20

    Рис. 21. показывает, как, видоизменяя «пружинку» в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на «лягушку»: для этого «пружинку» делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что «вписаны в сетку». Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

    «Маятник». рис. 22

    «Обезьянка». рис. 23

    «Вращение за одну ножку». рис. 24

    «Раскачивание вперёд-назад». рис. 25

    «Боковой прокрут». рис. 26

    «Заброс». рис. 27

    «Прямой прокрут». рис. 28

    «Солнышко». рис. 29

    «Карусель». рис. 30

    «Переброс». рис. 31

    Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

    «Крестик». рис. 32

    «Обезьянка». рис. 33

    «Маятник». рис. 34

    «Вращение». рис. 35

    «Заброс». рис. 36

    Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка — это два захвата типа «в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша»: головой к себе и от себя — рис. 37 (а, б, в).

    Захват «в каждой руке взрослого ручка и ножка ребенка»- головой к себе, вид спереди (рис. 37а).

    Тот же захват, вид сбоку (рис. 37б).

    Захват тот же, головой от себя, вид спереди (рис. 37в).

    Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца (рис. 38).

    В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений — вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

    «Крестик» в захвате рис. 37а
    (рис. 39).

    «Прямой прокрут» в захвате рис. 37а (рис. 40).

    «Лягушка» в захвате рис. 37а
    (рис. 41).

    «Солнышко» в захвате рис. 37в
    (рис. 42).

    «Заброс» в захвате рис. 37в
    (рис. 43).

    «Обезьянка» в захвате рис. 37в
    (рис. 44).

    «Карусель» в захвате рис. 37в
    (рис. 45).

    «Прямой прокрут» в захвате
    рис. 37в (рис. 46).

    Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

    Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

    Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

    Соответственно вышеописанная система упражнений получила название «Сетки двойных захватов». Помимо этого варианта возможем иной — когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую «Сеткой одинарных захватов».

    Базовых движений здесь всего 5. Это:

    1 покачивания вперед-назад,
    2 покачивания вправо-влево,
    3 покачивания вверх-вниз,
    4 вращения,
    5 кружения,
    (рис. 47).

    Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

    В отличие от «двойных», «одинарные» базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно «наложить» на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

    «Одинарных» захватов значительно больше, чем «двойных». Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

    На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате «одной рукой за две ножки ребенка». Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) — тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в «нормальное», вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение «стойка в руке» (рис. 48).

    «Стойка в руке» (рис. 48).

    Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49).

    Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы
    (рис. 50).

    В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

    Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

    В положении «Стойка на плечах» мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он «сдается», полностью расслабляется, начинает «мотаться», при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной. (рис. 53).

    Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

    По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов — дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

    И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к «накачиванию», а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении — без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные «женственные» создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.

    Дата публикации: 24.05.2018 22:08

    Динамическая гимнастика для грудничков

    Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

    Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

    В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

    ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

    Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

    Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

    Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

    Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

    Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

    Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

    Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

    Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

    Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

    Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

    В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

    1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
    2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
    3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

    Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

    Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

    Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

    Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

    Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

    Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

    Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

    На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

    Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

    Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

    • "Забросы ".
    • "Боковые прокруты ".
    • "Прямые прокруты ".
    • "Перебросы ".
    • "Солнышко ".
    • "Карусель ".

      Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

      Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

      Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

      Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

      Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

      В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

      Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

      Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

      • "Маятник ".
      • "Обезьянка ".
      • "Вращение за одну ножку ".
      • "Раскачивание вперёд-назад ".
      • "Боковой прокрут ".
      • "Заброс ".
      • "Прямой прокрут ".
      • "Солнышко ".
      • "Карусель ".
      • "Переброс ".

        Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

      • "Крестик ".

        Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

        Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

        Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

        Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов ". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов ".

        Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

        В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

        "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

        На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыж?

    С самых первых дней жизни вашего малыша необходимо помогать ему развиваться. Особенно физически, так как он только-только начинает познавать мир вне утробы матери и для него владение собственным телом пока даётся очень тяжело. Самым эффективным средством была и остаётся гимнастика.

    Гимнастика для новорождённого

    Любые физические нагрузки очень важны для тела человека вне зависимости от возраста. А особенно они полезны грудничкам, так как помогают правильному развитию.

    Польза гимнастики

    • Развивается и укрепляется мышечная система;
    • Улучшается координация движений;
    • Улучшается кровообращение и тонизируются сосуды;
    • Развиваются рефлексы;
    • Помогает работе желудочно-кишечного тракта;
    • Формирует нервную систему;
    • Улучшаются взаимоотношения между матерью и ребенком за счет ласкового обращения, улыбки и мягких прикосновений.

    Конечно же, перед началом гимнастических упражнений необходимо обсудить их с ведущим педиатром – так как он точно знает о том, как развивается ваш малыша, и может подсказать, на что необходимо обратить внимание в первую очередь. Неплохо было бы попросить врача показать несколько вариантов упражнений и техник, чтобы вашему ребенку занятия приносили как можно больше пользы.

    Виды гимнастики

    Для грудничков и малышей постарше существует несколько видов гимнастики. Классическая, более всего напоминающая массаж, динамическая, и на мяче.

    С первых дней жизни (лучше всего через неделю), стоит начинать легкими движениями разминать тело ребенка. В первую очередь необходимо помнить о том, что все движения должны быть очень легкими и мягкими, чтобы не напугать малыша и не навредить ему. Всегда нужно двигаться к центру: ручки разминать от кистей к шее, ножки – от стоп к паховой области, животик – к пупочной области. При каждом движении необходимо воздействовать на рефлексы малыша, не перенапрягая его мышцы и пока ещё хрупкий скелет. Нельзя насильно выпрямлять или сгибать конечности – это может привести к негативным последствиям.

    Гимнастику и массаж (которые обязательно должны идти вместе), необходимо проводить несколько раз в день по 5-10 минут.

    Условия при которых можно проводить гимнастику

    • Помещение необходимо хорошо проветрить, температура воздуха не менее 20 градусов;
    • Проводить процедуры необходимо в одно и то же время, чтобы создать режим;
    • Ребенок должен быть в хорошем настроении, но при этом после последней кормежки не ранее, чем через час, и не менее, чем за 30 минут до следующей;
    • Руки родителя должны быть мягкими и теплыми;
    • Занятия нужно проводить ежедневно;
    • Упражнения делаются на ровной жесткой поверхности – на пеленальном или обычном столике;
    • Во время гимнастики маме нужно сохранять позитивный настрой и проговаривать малышу все действия - это поможет ему успокоиться и почувствовать себя комфортно.

    Классическая гимнастика

    Классическая гимнастика предполагает движения руками и ногами, развивает их параллельную работу и владение всем телом. Эту гимнастику каждая мама делает с малышом, по сути на подсознательном уровне. То есть все наши простые зарядки и представляют собой гимнастику. Конечно же существуют и другие виды гимнастики. Например, динамическая.

    Динамическая гимнастика

    Это особый вид гимнастики, который стал популярным в последнее время и вызывает массу споров между родителями и врачами.

    Динамическая гимнастика – это своего рода спорт для новорожденного ребенка. Она предполагает активные упражнения, чаще всего в воздухе, где малыш принимает больше участия в процессе, чем при классическом виде.

    Плюсы динамической гимнастики

    • Мышечная система развивается гораздо быстрее, благодаря интенсивным нагрузкам;
    • Тренируется вестибулярный аппарат;
    • Она положительным образом влияет на психоэмоциональное состояние детей;
    • Способствует укреплению опорно-двигательного аппарата;
    • Помогает ускоренному формированию нервной системы;
    • Укрепляет иммунитет;

    К динамической гимнастике стоит переходить не раньше 1,5 месяцев – в этот период у малыша уже появился определенный баланс и познание собственного тела. Заниматься такой гимнастикой необходимо, когда малыш бодрый и в хорошем настроении, не ранее, чем через час после кормления.

    Динамическая гимнастика подразумевает под собой комплекс упражнений, во время которых малыш находится не на спине, как во время классического варианта, а в руках у родителей. Этот вид физических нагрузок подразумевает подбрасывания, кручения, повороты вокруг своей оси, «полеты» с держанием за ручки и ножки. Перед началом занятия ребенка необходимо «разогреть» – сделать легкий массаж и обычную классическую гимнастику, чтобы тело уже было готово к нагрузкам.

    Минусы динамической гимнастики

    Минусами в такой системе гимнастики можно считать травмаопасность. Суставы и мышцы грудничка ещё плохо сформированы, и можно нанести вред ребенку. Однако, если предварительно получить консультацию, и пройти несколько занятий у специалиста (мануального терапевта или инструктора по динамической гимнастике), можно добиться потрясающих результатов.

    Такие подвижные и активные занятия очень нравятся самим малышам, они получают полную свободу действий и массу положительных эмоций. Также, во время динамической гимнастики новорождённые учатся взаимодействовать с родителями и полностью им доверять.

    Как показывают исследования, у детей, с которыми родители занимаются именно динамической гимнастикой, быстрее появляются навыки и желание ползать, ходить и бегать. Малыши становятся более оживленными и любознательными, и меньше получают травм во время первых самостоятельных активных действий.

    Какой родитель не мечтает, чтобы его малыш был здоровым? Вот почему современные мамы и папы всё больше обращаются к методикам раннего развития детей, а также различным комплексам упражнений, которые призваны укрепить организм крохи, только адаптирующегося к условиям окружающего мира. И одним из самых оптимальных, хоть и спорных, вариантов реализации этих целей считается динамическая гимнастика, которая подходит для новорождённых, грудничков и детей старше года.

    Суть динамической гимнастики

    Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:

    • гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
    • игры;
    • закаливание.

    Кроме того, динамическая гимнастика - это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.

    Мнение педиатров

    Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:

    • снижению риска детского травматизма;
    • улучшению работы вестибулярного аппарата;
    • гармоничному умственному развитию;
    • стабилизации работы ЖКТ;
    • скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
    • ускорению обменных процессов;
    • установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности - доброжелательной и открытой миру.

    Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:

    • отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
    • травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
    • стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).

    Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.

    С какого возраста начинать занятия

    Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.

    Правила проведения

    Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.

    1. Лучшее время для динамики - через час после еды в период бодрствования.
    2. Занятие длится в течение 10–20 минут.
    3. Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний - своего рода «разминки».
    4. Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
    5. Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
    6. Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.

    Техника безопасности

    Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.

    1. Все действия делаем плавно и в одном темпе.
    2. Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
    3. Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
    4. Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
    5. Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.

    Методика Михаила Трунова и Леонида Китаева

    Специалисты по раннему развитию ребёнка, инструкторы по беби-йоге, плаванию и закаливанию Михаил Трунов и Леонид Китаев в 1993 году выпустили книгу «Экология младенчества. Первый год», которая произвела фурор в странах бывшего СССР своими революционными взглядами на занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой с новорождёнными детками.

    Методика динамической гимнастики применялась ещё медиками Востока в Древнем мире, а в начале ХХ века элементы динамики использовались для адаптации детей, появившихся на свет с родовыми травмами.

    Авторы описали 400 упражнений для занятий гимнастикой, во время которых родитель должен держать ребёнка за одну или две ручки, ножки, как бы описывая круги вокруг своего тела. Таким образом, малыш знакомится с:

    • качаниями;
    • висами;
    • подбрасываниями;
    • вращениями.

    Трунов и Китаев в своей книге утверждают, что такие тренировки:

    • устраняют гипо- или гипертонус мышц новорождённого;
    • активизируют нервную систему крохи, так как во время динамики ребёнок испытывает множество чувств, что провоцирует его мозг обрабатывать тысячи сигналов об изменяющихся условиях, тем самым координируя действия всех частей тела;
    • укрепляют мышцы малыша и снижают риск травм впоследствии;
    • развивают гибкость;
    • улучшают координацию.

    Более того, регулярные упражнения способствуют тому, что ребёнок быстрее развивается интеллектуально, а также проникается доверием к родителям.

    Последователи методики

    Многие интересующиеся динамикой мамы используют не весь комплекс занятий, а лишь некоторые упражнения.

    Кроме Трунова и Китаева, вопросами гимнастики с элементами закаливания и плавания занималась Татьяна Саргунас - основательница движения за развитие перинатальной культуры в России. Её методика основывается на работах советского и российского педагога Бориса Павловича Никитина, одного из основоположников системы раннего развития детей, а также автора программы акваразвития ребёнка Игоря Борисовича Чарковского. Но в гимнастике Саргунас больше водных упражнений, в то время как Трунов и Китаев уделяют внимание и занятиям, и играм, и плаванию. Элементы закаливания в оригинальной методике вводятся тем, что упражнения проводятся в хорошо проветренном, прохладном помещении, а малыш должен быть обнажён.

    Динамическая гимнастика в деле: прогресс за год - видео

    Динамика для новорождённых

    Рассмотрим комплекс упражнений для самых маленьких.

    Разминка

    1. Раздеваем малыша.
    2. Гладим животик и ножки.
    3. Лёгкими движениями массируем пальчики и ступни.
    4. Слегка поворачиваем стопы крохи в одну, а потом в другую сторону.
    5. Разминаем ножки: «шагаем», «бегаем», «ездим на велосипеде».
    6. Держим ребёнка за коленки и разводим ножки в бёдрах в стороны.
    7. Переворачиваем карапуза на животик.
    8. Раздвигаем его ножки, делая «лягушонка».
    9. Гладим по спинке, направляя движения к сердцу.
    10. Подставляем свою ладошку под пяточки малыша и делаем таким образом упор. Перед глазками кладём яркую игрушку, чтобы у ребёнка был стимул оттолкнуться от опоры.

    Упражнения

    Специалисты по динамической гимнастике рекомендуют следить за настроением крохи во время занятий и постепенно наращивать количество упражнений (максимальное их число должно совпадать с числом кормлений в сутки - не забывайте), начиная с 2–3 самых простых.

    Упражнения для новорождённых - таблица

    Упражнение Инструкция
    Работаем ручками
    1. Поглаживаем ручки ребёнка.
    2. Даём малышу свой большой или указательный палец, чтобы карапуз ухватился за него.
    3. Когда почувствовали, что мышцы напряглись, слегка поднимаем кроху из положения лёжа. При этом придерживаем его за кисти рук.
    4. Возвращаемся в начальное положение.
    Гимнастика нижней части ножек
    1. Малыша кладём на спинку ножками к родителю.
    2. Берём в руки ступни карапуза.
    3. Поглаживаем область стоп до бёдер.
    Тренируем мышцы шеи
    1. Кладём кроху на живот.
    2. Разводим ножки в стороны.
    3. За счёт набора врождённых рефлексов, ребёнок повернёт голову в любимую сторону.
    4. Кладём яркую игрушку на другую сторону и повторяем шаги 1–2.
    Гимнастика спины
    1. Малыша располагаем на животике, руки перед грудью.
    2. Гладим ладонью от поясницы до шеи, а затем от шеи к пояснице. Делаем 10 повторов. В возрасте 2 месяцев ребёнок начнёт рефлекторно слегка выгибаться под этими движениями.
    Гимнастика животика
    1. Малыша кладём на спину.
    2. Наклоняемся к ребёнку, поддерживаем его голову.
    3. Ножки упираются в живот взрослого.
    4. Ручки заводим вверх.

    Это упражнение готовит мышечный каркас карапуза к сидению.

    Работаем над развитием рефлексов
    1. Укладываем ребёнка на спину.
    2. Поднимаем его ножку.
    3. Надавливаем своим пальцем на место, где начинаются пальчики крохи. Они должны слегка согнуться.
    4. Приподнимаем карапуза, держа за подмышки.
    5. Наклоняем вперёд, ножками опирая на твёрдую поверхность. Малыш должен пытаться делать шаги, обязательно ступая на всю стопу.

    Занятия на фитболе и другие элементы динамики для младенцев до 3 месяцев - видео

    Динамика для грудничков до года

    С 2–3 месяцев упражнения становятся более активными, в комплекс занятий включаются повороты, висы и т. д. Но вводить столь активные элементы нужно постепенно начиная с какого-то одного (того, что посоветует педиатр), а затем добавляя остальные. С этого момента гимнастику можно проводить на улице, причём даже зимой. Но всё равно не забывайте про разминку, описанную выше.

    Техника безопасности

    К уже упомянутым правилам проведения гимнастики, добавляется ещё несколько:

    • не пытайтесь проделать то, в чём не уверены;
    • не делайте упражнения, которых малыш боится;
    • чтобы освоить правильный захват, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

    Упражнения

    Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

    Упражнения для детей до года - таблица

    Упражнение Инструкция
    Крестик
    1. Отводим ручки малыша в разные стороны.
    2. Поднимаем ребёнка.
    3. Медленно возвращаем в начальную позицию.
    Пружина
    1. Упираем ребёнка ножками себе в живот.
    2. Подтягиваем к своей груди, как будто заводим пружину.
    3. Опускаем тело карапуза в начальную позу.
    Маленькая обезьяна
    1. Берём малыша за руки, приподнимая их вверх.
    2. Начинаем раскачивать тело крохи.
    3. Увеличиваем амплитуду. Важно сохранять вертикальное положение. Для усложнения можно взять карапуза за ручку и за ножку.
    В разные стороны
    1. Берём в свою руку обе ручки ребёнка.
    2. В другую руку берём обе ножки.
    3. Раскачиваем тело вправо-влево.
    Полетели
    1. Укладываем малыша на живот.
    2. Одну свою руку просовываем ему под грудь, другую - под коленки. Ножки при этом плотно сжаты.
    3. Ставим стопы карапуза себе на солнечное сплетение.
    4. Медленно выполняем наклоны своего тела вперёд. Чем неспешнее будут движения взрослого, тем сильнее воздействие на тело ребёнка.

    Комплекс упражнений динамики для 3 месячных малышей - видео

    Противопоказания

    Как уже было сказано, комплекс динамической гимнастики должен быть одобрен педиатром. Что касается общих предостережений, то к ним относятся следующие моменты.