• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении упражнений имитационного характера. Например, для велосипедистов – работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления при вращении педалей. Для бегунов – бег с дополнительным сопротивлением. Для пловцов – имитация рабочих движений на специальных тренажёрах.

    Силовую выносливость обычно оценивают по продолжительности заданной стандартной работы (до отказа) или по работоспособности, зарегистрированной при выполнении программы теста.

    Методика воспитания силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса, а также с сопротивлениями и затрудняющими условиями внешней среды.

    29. «Выносливость», значение выносливости, виды выносливости и факторы которые определяют уровень их проявлений.

    Выносливость – это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

    2 вида выносливости:

    1. Общая выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной мощности с участием больших групп мышц.

    2. Специальная форма выносливости характеризуются адаптивными перестройками организма в зависимости от специфики физической нагрузки.

    Факторы :

    Значительное влияние на проявление выносливости имеют личностные качества спортсмена и его психическая стойкость в стрессовых ситуациях, характерных для соревновательной деятельности.

    Основными факторами , предопределяющими развитие выносливости, являются: структура мышц, внутримышечная и межмышечная координация; производительность работы сердечно сосудистой системы, дыхательной и нервной системы; запасы энергоматериалов в организме; уровень развития физических качеств; техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.

    30. Методика развития и контроля общей выносливости.

    Основными методами развития общей выносливости являются:

    Равномерный (Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями.)

    Переменный (варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения)

    Интервальный (высокоинтенсивные, но кратковременные повторения)

    Круговой тренировки (Предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы)

    Игровой,

    Соревновательный.

    Контроль

    31. Методика развития и контроля специальной выносливости.

    Для развития специальной выносливости применяются:

    1. Методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

    2. метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

    3. Соревновательный и игровой.

    Контроль за уровнем развития выносливости осуществляется путём количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять какую-либо работу без снижения её эффективности.

    Выносливость измеряется с помощью двух групп тестов: неспецифических и специфических.

    По результатам неспецифических тестов оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться и соревноваться в условиях нарастающего утомления.

    К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

    1. бег на тредбане; 2. педалирование на велоэргометре; 3. степ-тест.

    Специфическими считают тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной.

    32. Понятие «гибкость», виды гибкости и факторы, которые определяют уровень их проявлений.

    Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

    Виды :

    a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

    b) пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил.

    Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

    Анатомический . Форма костей, эластичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень развития гибкости.

    Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц , а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения.

    Внешние условия . Под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также функциональное состояние организма в данный момент.

    33. Методика развития и контроля гибкости.

    Упражнения для развития гибкости, базируются на различных движениях: наклоны, повороты, вращения, махи, сгибания-разгибания.

    Это могут быть упражнения с партнером или самостоятельные, с простейшими тренировочными приспособлениями или разнообразными отягощениями.

    Как правило, методика развития гибкости включает развитие как пассивной, так и активной гибкости.

    Кроме того, методика включает упражнения для развития гибкости разного типа: статические, динамические и

    статико-динамические.

    Пассивные упражнения - на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

    Активные упражнения - маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

    Статические упражнения - выполняемые с помощью партнёра, собственного веса тела, требуют сохранения неподвижного положения в течение определённого времени (6 -9 секунд). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

    Динамические - во многом похожи на обычные общеукрепляющие физические упражнения оздоровительной гимнастики. В основном упражнения выполняют в невысоком темпе, часто в сочетании с определенным дыханием и концентрацией внимания.

    Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения. В практике для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты.

    Чтобы оценить уровень развития этого двигательного качества, необходимо измерить амплитуду движений. Сделать это можно следующими способами:=

    1)механическим,

    2)механоэлектрическим,

    3)оптическим - методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрирующих устройств.

    4)рентгенографическим.

    Гибкость измеряется: 1) в угловых градусах, 2) в линейных мерах.

    34. Значение координационных (ловкость) возможностей, понятие КВ, виды КВ и факторы, кот…

    Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно и целесообразно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.

    Значение :

    1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям.

    2. Координационные способности ведут к увеличению двигательного опыта.

    Виды :

    1. Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений – ощущение времени пробега дистанции, точности и силы удара в игровых видах спорта, в боксе.

    2. Способность к сохранению равновесия.

    3. Чувство ритма.

    4. Способность к ориентированию в пространстве. Определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию и отреагировать на нее рациональными действиями.

    5. Способность к произвольному расслаблению мышц. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создают условия для экономного выполнения упражнений.

    Факторы :

    Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

    1) способности человека к точному анализу движений;

    2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

    3) сложности двигательного задания;

    4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

    5) смелости и решительности;

    6) возраста;

    7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.

    35. Методика развития и контроля разных видов К.С.

    Методика :

    1. Главным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения с повышенной координационной сложностью, содержащие элементы новизны.

    2. Самым эффективным средством для развития координационных способностей являются гимнастические упражнения. Упражнения с предметами и без, а также упражнения в равновесии.

    3. Выполнение двигательных заданий в усложненных условиях: - бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, беговые упражнения с преодолением препятствий (барьеры, гимнастические скамейки, мячи и т.п.)

    4. Прохождение определенного расстояния с закрытыми глазами;

    Броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами.

    Все упражнения, которые направлены на развитие координационных способностей будут эффективными только до тех пор, пока их не выполняют автоматически. Затем они теряют ценность.

    Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

    1. Стандартно-повторного упражнения

    2. Вариативного упражнения

    Игровой

    Соревновательный.

    Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий.

    36. Структура тренировочных занятий, типы занятий и основа их построений.

    Подготовительная часть.

    Организация занимающихся и обеспечение готовности для решения задач основой части урока.

    Подготовительная часть занятия включает разминку, строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц.

    2. В основной части решаются следующие задачи:

    Решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

    3. В заключительной части решаются такие задачи:

    Завершение урока, снижение психического и физического напряжения, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия.

    4 типа занятий:

    1. Тренировочные

    2. Восстановительные

    3. Модельные

    4. Контрольные

    Тренировочные - обучают технике, развивают необходимые физические качества, укрепляют здоровье. Восстановительные - предусматривают в те моменты когда проявляются признаки переутомления, перенапряжения и ухудшения состояния. В восстановительных занятиях в основном применяют средства, методы и группы препаратов для улучшения общей физической подготовленности.

    Модельные занятия проводят главным образом на предсоревновательном и соревновательном этапах. В ходе таких занятий стремятся соблюдать все условия, которые ожидают спортсмена в предстоящем соревновании.

    Контрольные - для контроля за технической, тактической и функциональной подготовленностью.

    Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

    37. Значение тренировочных микроциклов, их типы и методики построения.

    Измеряется силовая выносливость больших мышечных групп по 6 упражнениям. Тест длится 5 минут.

    Упражнение 1.

    В течение 60 с выполняем сгибание и разгибание рук в упоре

    лежа лицом вниз.

    Упражнение 2.

    В течение 60 с поднимаем туловище в положение сидя из положения лежа лицом вверх. Подсчитываем число проделанных движений.

    Упражнение 3.

    В течение 60 с из положения стоя поднимаем ноги в сторону.

    Подсчитываем число проделанных движений.

    Упражнение 4.

    Свободно сидим с приподнятыми ногами и в течение 60 с сгибаем и разгибаем их. Подсчитываем число проделанных движений.

    Упражнение 5.

    В течение 30 с поднимаем туловище из положения лежа вниз лицом. Подсчитываем число проделанных движений.

    Упражнение 6.

    В течение 30 с из положения лежа лицом вниз поднимаем ноги.

    Подсчитываем число проделанных движений.

    Оценка.

    Сложив количество движений в каждом упражнении, можно дать характеристику мышечной выносливости.

    Для сравнения приводим данные одного серебряного медалиста по борьбе:

    упражнение 7 - 105 отжиманий;

    упражнение 2 - 46 движений;

    упражнение 3- 75 движений;

    упражнение4-14 раз;

    упражнение 5-67 раз;

    упражнение 6 - 145 раз.

    Силовую выносливость можно определить по количеству подтягиваний на перекладине, подсчитать число приседаний, в висе на шведской стенке также подсчитать, сколько раз были подняты и опущены ноги.

    При подтягивании на перекладине работоспособность на 80 процентов зависит от силы и на 20 - от выносливости.

    Известно, что и в течение дня и нескольких дней показатели силы и других качеств могут изменяться.

    Для выявления многодневной периодичности этих показателей эстонский тренер В. Пеегель предложила оригинальный тест.

    Встать спиной к стене и вытянуть руку в сторону.

    Затем взять в нее груз (2 или 3 кг) и стараться длительное время удержать его на вытянутой руке.

    Секундомер включить в начале выполнения теста, а выключить, когда рука начнет опускаться.

    Ежедневное выполнение данного теста позволит определить многодневный ритм статической силы, а она характеризует и общую выносливость.

    Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).

    О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления .

    Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях :

    · Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

    · Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

    · Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с).

    В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

    · Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

    · Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

    · Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).

    Тесты для определения силовой выносливости

    Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

    Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова - туловище - ноги составляют прямую линию.

    Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - «голова - туловище - ноги».

    Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

    Формула для вычислений: О = (Р - НВП): НВП

    Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

    Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

    Формула для вычислений: В = (Р - НВП): НВП

    Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

    Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

    Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

    Формула для вычислений: С = (Р - НВП): НВП

    Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

    Принятые обозначения:

    Р - результат в соответствующих тестах;

    НВП - норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

    Возраст в таблице 2: 7 лет - возраст от 6,5 до 7,5 лет;

    8 лет - возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

    Таблица 2

    Возрастные оценочные нормативы

    Отжимание

    в упоре лежа (раз)

    Поднимание

    туловища (раз)

    Перекладине (с)

    Отжимание

    в упоре лежа (раз)

    Поднимание

    туловища (раз)

    перекладине (с)

    При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

    Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

    При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ , когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.

    Таблица 3

    Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)

    По пробегаемой дистанции, м

    По времени бега, с

    Мальчики

    Дистанция, м

    Удовлетворительно

    Удовлетворительно

    Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично - 5 мин 20 с; хорошо - 6 мин; удовлетворительно - 6 мин 40 с .

    Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)

    Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется .

    Таблица 4

    Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)

    Оценка физической подготовленности

    Расстояние (км), преодолеваемое за 12мин

    Возраст (лет)

    60 и старше

    Очень плохо

    Удовлетворительно

    Очень плохо

    Удовлетворительно

    Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)

    Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК - единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) - основной показатель аэробной выносливости.

    Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.

    МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК , основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:

    МПК = 1,7PWC 170 + 1240

    Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:

    МПК = 2,2PWC 170 + 1070

    В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 .

    Таблица 5

    Оценка физического состояния по величине МПК (мл/мин/кг) по К. Куперу

    PWC 170 (PWC - это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» - Physical Working Capacity) - количество работы выполненной при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин.

    Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре, трендбане или в степ-тесте 2-х пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя PWC 170 производится по следующей формуле:

    PWC 170 = W 2 + (W 2 - W 1)

    где: W 1 и W 2 - мощность первой и второй нагрузки;

    F 1 и F 2 - ЧСС в конце первой и второй нагрузки.

    Принцип PWC 170 пригоден для определения как общей, так и специальной работоспособности спортсменов .

    Гарвардский степ-тест

    Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

    ИГСТ = t 100: ((f 1 + f 2 + f 3) 2)

    где: t - время восхождения на ступеньку (с);

    f 1, f 2, f 3 - число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

    Для оценки по Гарвардскому степ-тесту физической работоспособности проводят по таблице 7 .

    Таблица 6

    Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

    Таблица 7

    Оценка физической работоспособности по ИГСТ

    При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

    В спорте используются два способа оперативной пульсометрии :

    1. Импульсометрия - подсчет числа сердцебиений за определенный отрезок времени, чаще всего 10 с;

    2. Интервалометрия - определение суммарной длительности стандартного числа сердечных циклов, например 10.

    Метод интервалометрии по точности стоит более чем на порядок, по сравнению с импульсометрией. Разумеется, при групповых подсчетах пульса с участием самих занимающихся, когда руководитель группы, пользуясь одним секундомером, задает по команде начало и конец измерения ЧСС, метод импульсометрии остается единственно приемлемым и будучи более простым, и главное привычным, метод импульсометрии остается основным на практике. Однако при наблюдениях за ЧСС отдельных лиц (а именно с этим приходится иметь дело при проведении теста PWC 170) методом выбора должна быть интервалометрия.

    Интервалометрия

    Интервалометрия может проводиться либо телеметрически (на слух по звуковому сигналу в радиоприемнике), либо пальпаторно на лучевой или сонной артерии.

    Секундомер включается синхронно с первым ударом пульса, который становится как бы «нулевым», после чего отсчитывается всего 10 очередных ударов пульса и на последнем, десятом секундомер останавливается. Фиксированное секундомером время составляет суммарную длительность десяти полных кардиоциклов; величина ЧСС в минуту равна:

    где: t - время циклов в секунду;

    n - число определяемых циклов работы сердца.

    Для удобства работы по методу интервалометрии приводится таблица 8, на которой заранее вычислены значения ЧСС в минуту для всех возможных величин при ритмах сердца в пределах 39-240 уд/мин. В левой части таблицы первые шесть столбцов дают величины ЧСС в наиболее часто встречающемся диапазоне 59-200 уд/мин при подсчете за 10 кардиоциклов.

    В случае брадикардии (ЧСС ниже 60 уд/мин) нет необходимости в подсчете 10 кардиоциклов и практически достаточен уровень точности, полученный при подсчете за 5 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в средней части таблицы.

    В случае очень высоких ритмов ЧСС (более 200 уд/мин) для повышения точности целесообразно определять суммарную длительность 20 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в правой части таблицы (последние два столбца).

    При ритмах сердца свыше 180 уд/мин подсчет бывает нередко затруднен и возрастает возможность ошибки исследователя. Для облегчения работы и повышения ее точности может быть предложен специальный прием: подсчет пар импульсов. Так, при подсчете за 10 кардиоциклов мысленно считают не каждый удар, а через удар и на пятом из этих четных импульсов выключают секундомер; в случае подсчета за 20 кардиоциклов выключают его соответственно на десятом четном импульсе. Для надежного овладения этим приемом необходимо считать пары импульсов, делать мысленно акцент на втором импульсе каждой пары, т.е. на четном сигнале, который и подсчитывается. Тогда и выключение секундомера будет осуществлено правильно - на втором, а не на первом импульсе последней их пары .

    Таблица 8

    Частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) при различной суммарной длительности (t, с) стандартного числа кардиоциклов

    Число подсчитываемых кардиоциклов

    В спорте выносливость может измеряться и с помощью неспецифических и специфических групп тестов. Неспецифические - по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления. Специфические - результаты этих тестов указывают на степень реализации потенциальных возможностей.

    К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

    1. Бег на трендбане;

    2. Педалирование на велоэргометре;

    3. Степ-тест.

    Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений, порог анаэробного обмена ПАНО и т.п.).

    Специфическими считаются такие тесты , структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

    Индекс выносливости

    Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

    Индекс выносливости = t - t k n

    где: t - время преодоления какой-либо длинной дистанции;

    t k - время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

    n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

    Пример. Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

    Коэффициент выносливости

    Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

    Коэффициент выносливости = t: t k

    где: t - время преодоления всей дистанции;

    t k - лучшее время на эталонном отрезке.

    Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

    Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

    В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости .

    Факторы, влияющие на уровни специальной выносливости

    Виды выносливости

    1.Общая выносливость – способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата.

    В.Н. Платонов отмечает, что это определение справедливо только для видов спорта аэробного характера и предлагает общую выносливость определять как способность к продолжительному, и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов мастерства (благодаря переносу с неспецифических видов деятельности на специфические).

    2.Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требований соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

    Л.П.Матвеев (1979) различает:

    Специальную тренировочную выносливость (суммарный объем и интенсивность)

    Специальную соревновательную выносливость.

    1. Мощность и емкость путей энергообеспечения работы,

    Источники энергии: анаэробные, алактатные (запасы АТФ, КФ) 15-30 с.

    Анаэробные, лактатные (запасы гликогена), гликолиз от 30 сек – 6 мин.

    Аэробные энергетические источники (окисление жиров и углеводов) длительное время.

    П. Экономизация обменных процессов (зависит от мастерства).

    Ш. Слаженность физиологических функций.

    1У. Устойчивость и вариабельность двигательных навыков и вегетативных функций (техническая подготовленность).

    У. Волевая подготовленность.

    У1. Способность нервных клеток длительно поддерживать определенное возбуждение.

    Общая выносливость оценивается по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности

    1. Прямой способ (время до начала снижения интенсивности работы)

    2. Косвенный способ (время преодоления заданной дистанции).

    Для оценки аэробных возможностей : 12-20 минутный тест, работа циклического характера с максимально доступной интенсивностью (оценка по максимальному расстоянию преодоленному за это время). Одновременно определяет МПК (максимальное потребление кислорода), ПАНО (порог анаэробного обмена), МОК (минутный объем крови), ЧСС (частота сердечных сокращений).

    Общая выносливость анаэробного характера проверяется:

    При работе гликолитического характера – 60 сек работы с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистрацией максимального количества лактата.

    При работе алактатного характера - повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема 4-5 сек, пауза отдыха 2-3 мин. Работа выполняется до снижения скорости.


    Специальная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости, который представляет собой отношение средней скорости при прохождении дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при прохождении короткого отрезка.

    Показатели специальной тренировочной выносливости: объем работы, выполняемой в занятии до наступления утомления; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота восстановительных процессов.

    Классификация выносливости (по Л.П.Матвеев)

    1. Выносливость «стайерского типа» -(бег на длинные дистанции).

    2. Выносливость «марафонского типа» - (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

    Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

    3. «Миттельштрекерская» выносливость – анаэробные процессы преобладают над аэробными.

    4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

    5.Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

    6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

    7.Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

    Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

    При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

    В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600--800 м; средних классов - 1000--1500 м; старших классов - 2000--3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

    В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

    К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений - ЧСС, порог анаэробного обмена - ПАНО и т.п.).

    Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

    Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности F max у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

    Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.