• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    При обучении детей плаванию следует принимать во внимание множество факторов.

    Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня развития юных спортсменов и от внешних условий.

    Тренер (инструктор) прежде всего, должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.

    Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и психической точек зрения.

    Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка, а задания – четко сформулированными. При этом необходимо всегда использовать спортивную терминологию и воздерживаться жаргонных словечек, т.к. они будут затруднять последующую работу с детьми.

    Имеются еще некоторые факторы, существенные с педагогической точки зрения. Если, например, разучивать новое движение или новый вариант уже знакомого движения, то в начале это движение ребенку должен правильно показать тренер (инструктор). Если в группе имеется один ребенок или несколько детей, которые уже усвоили это упражнение, то их нужно привлечь для показа.

    Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако тренеру (инструктору) не рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример. Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу.

    Стоит ребенку преодолеть какую – либо трудность, как это тотчас скажется на его поведении. Тренер (инструктор) должен обязательно заметить успех ребенка, чтобы ребенок мог осознать свои достижения. Подбадривание необходимо также и отстающим детям. Похвала поможет им концентрировать свои усилия на выполнении задания тренера. Часто своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их целеустремленнее заниматься и способствует развитию у них волевых качеств.

    Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное возможностей каждого ребенка.

    Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию.

    Методика обучения плаванию дошкольников опирается на общедидактические требования педагогики и имеет воспитывающий развивающий характер.

    Основные принципы при обучении детей плаванию:

    Систематичность. Следует помнить: регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

    Доступность. Объяснения инструктора, показ упражнений, выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. В проведении занятий следует руководствоваться принципом «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному».

    Активность. Основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на каждом занятии необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятие, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.

    Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, объяснение следует сопровождать показом: дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесно описание.

    Последовательность и постепенность. При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным, следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущие. На каждом занятии надо разучивать небольшое количество упражнений и начинать с повторения движений предшествующего занятия.

    При обучении детей плаванию применяют общеразвивающие, специальные физические упражнения для освоения на воде, подготовительные упражнения для овладения облегченными и спортивными способами плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

    Специалисты считают, что обучение плаванию детей следует начинать с брасса.

    Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, в вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.

    Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включаю в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8-10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучают.

    Содержание обучения. Детей дошкольного возраста можно обучить плаванию способами «кроль на груди без выноса рук», «кроль на груди с выносом рук», «кроль на спине». Дети срав­нительно быстро овладевают плаванием: у них больше, чем у взрослых, развит подкожный жировой слой, благодаря которо­му они легко держатся на воде. В детском саду не всегда уда­ется организовать обучение плаванию. Вот почему там ведется главным образом подготовительная работа, особенно с роди­телями. Ведь именно они могут создать все условия для того, чтобы научить своего ребенка плаванию.

    Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания является методическая последовательность: «движения ногами - движения руками - полная координация движений -дыхание» Эта принципиальная последовательность не исключает, однако, одновременного изучения дыхания и движений рук и ног.

    Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений. Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремится его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Благодаря постоянному повторению упражнений закрепляется чередование напряжений и расслаблений мышц и в результате движения пловца становятся более экономичными.

    Методика обучения. Начинать нужно с приучения детей к воде и с подготовительных упражнений к плаванию (на суше и вводе).

    Ребенок, умеющий ходить или бегать, как правило, смело входит (или даже вбегает) в воду, выходит из нее, подпрыги­вает, плескается, держась за руку взрослого. Упражнения по­степенно усложняются. В средней группе дети могут уже сво­бодно передвигаться в воде, делать движения руками, выполнять различные задания: бросать и ловить мяч; ползать на четве­реньках на мелком месте; «ходить» на руках вперед и назад, сидя на мелком месте; выполнять движения ногами вверх и вниз; приседая, погружаться до подбородка или до глаз, опу­скать в воду все лицо; дуть на воду. Используется также ими­тация: дети подражают, ракам, крабам. Проводятся игры в воде: «Цапли», «Дровосек», «Карусели», «Футбол», «Бегом за мячом»; «Покажи пятки», «Катание на кругах». Эти упражне­ния и игры укрепляют мышцы, приучают ребенка свободно ориентироваться в воде и подготавливают к плаванию.

    В дальнейшем детей учат открывать глаза под водой, делать выдох в воду. Ребенок сначала делает вдох, а затем вместе со взрослым окунается в воду; под водой открывает глаза и по­степенно выдыхает воздух через сомкнутые губы.

    Надо научить также, задерживать дыхание. Для этого да­ются задания: сделать вдох и опуститься в воду; присесть там, обхватить руками колени и пригнуть к ним голову. Тело вы­талкивается водой спиной кверху («Поплавок»).

    После этого дети выполняют движения ногами и руками, скольжение на груди - подготовительные упражнения к плаванию способом кроль. Сначала обучают движениям ногами: поочередное поднимание и опускание. Эти упражнения выпол­няются на мелком месте в положении сидя и лежа (на животе, опираясь на руки, и спине), на суше и в воде. Передвигаясь по дну на руках, а также держась прямыми руками за рези­новые надувные игрушки -(круг, «гусь», «лягушка») или за доску, дети попеременно поднимают и опускают ноги. Движение производится всей ногой - от бедра до носка. При этом нельзя сильно сгибать ноги в коленях и напрягать стопы. В старшей группе эти упражнения дополняются играми: «Фон­тан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в тун­нель», «Поймай воду», «Волны на море».

    Подготовительные упражнения для рук целесообразно сна­чала проводить лежа на скамейке. Освоив их, надо соединить движения рук и ног. Как только дети научатся координировать эти движения на скамейке, можно перейти к закреплению приобретенных навыков и умений, но теперь уже в воде, используя надувные резиновые игрушки. Чтобы научить поддерживать го­ризонтальное положение тела и сохранять равновесие, проводят упражнения в скольжении. Сначала надо присесть, потом от­толкнуться двумя ногами и руки вынести вперед. Тело примет горизонтальное положение и продвинется вперед.

    Детей подготовительной к школе группы можно учить скольжению как на груди, так и на спине; двигать ногами вверх-вниз; передвигаться на руках по дну водоема; делать вдох, а потом выдох в воду (3-4 раза подряд); плавать с надувной игрушкой, с кругом в руках и даже без всякой поддержки. По­лезны и такие игры в воде: «Смелые ребята»," «На буксире», «Лягушка», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Передай мяч» и др.

    Плавание способом «кроль без выноса рук» выполняется следующим образом. Прежде всего, нужно принять горизон­тальное положение грудью вниз; голова должна быть над во­дой, подбородок до губ погружен, в нее, ноги и руки свободно вытянуты вверх (по отношению к вертикальной оси тела). За­тем делается гребок одной рукой: она опускается вниз-назад, доходя до бедра, а после этого сгибается в локте и возвраща­ется в исходное положение (вверх). Не успеет она дойти до этой крайней точки, как другая рука начинает делать гребок. Так руки действуют поочередно.

    Гребок выполняется выпрямленной рукой, причем пальцы соединены. Ноги во время гребков двигаются попеременно вверх и вниз, слегка сгибаясь в коленях. Движения руками должны быть плавными, скорость немного увеличивается к кон­цу гребка. И, конечно, обязательно согласование движений ног и рук: на каждые 2 гребка руками приходится 6 движений но­гами.

    Дышать надо через рот: на 2 гребка руками - вдох, на 2 следующих - выдох. Вначале выдох делается над водой, за­тем постепенно приучают детей выдыхать в воду.

    Когда дети овладеют этими элементарными навыками, тог­да отпадет надобность в надувных резиновых игрушках и воспитатель начинает учить умению держаться на воде и плавать с поддержкой. Вначале он держит воспитанника рукой под животом. Постепенно поддержка ослабляется, и спустя некоторое время ребенок плывет самостоятельно. Педагог находит­ся рядом, чтобы в любой момент оказать помощь и поддержку. Детей обучают плавать и способом «кроль на груди с выно­сом рук». Он выполняется так: принять горизонтальное положение, голову опустить в воду. Ногами поочередно делать дви­жения снизу вверх (ноги выпрямлены) и сверху вниз (ноги слегка согнуты в колене). Рука из положения вверх опускает­ся вниз, несколько сгибается в локте, производит гребок и за­канчивает его у бедра. К середине гребка движение руки ускоряется. Во время гребка пальцы рук соединены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду. После гребка руку мягко выносят из воды и быстро проносят по воздуху вверх (мышцы рук в это время расслаблены). Впереди головы она погружается в воду (пальцами кисти, предплечьем и пле­чом). Другая рука совершает такие же движения. Руки пооче­редно то гребут, то проносятся по воздуху. Ноги работают чаще, чем руки: на 2 гребка руками ноги делают 5-6 пооче­редных движений.

    Дышат так: лицо надо повернуть в сторону, чтобы рот ока­зался над водой, и сделать вдох через рот; потом опустить ли­цо в воду и выдохнуть через рот и нос. Выдох должен быть равномерным и полным.

    Воспитатель следит за самочувствием детей, предупреждая переохлаждение тела и утомление. Признаки переохлаждения: мурашки, дрожь, посинение губ, икота, снижение двигательной активности.

    Движения ногами разучивают сначала с помощью плавательной доски, а затем и без нее после отталкивания от стенки бассейна. Вначале следует стремиться к тому, чтобы дети держали руки свободно опущенными вдоль туловища и не подгребали ладонями, т.к. при этом возникают вредные навыки.

    В другом, более сложном упражнении - одна рука вытягивается вдоль тела, а вторая выносится вперед в направлении движения. Положения рук периодически меняются. Затем упражнение усложняют: пловец вытягивает вверх обе руки и при этом соединяет большие пальцы рук. Можно рекомендовать скрестное положение кистей; когда тыльная сторона правой кисти обращена влево, а тыльная сторона левой кисти - вправо (при этом оба мизинца направлены вниз).

    При разучивании движений ногами без плавательной доски нужно обратить внимание на то, чтобы руки были вытянуты вперед, а кисти наложены одна на другую. Тем самым облегчается вытянутое положение тела и создается поддержка для головы.

    При отработке движений руками для повторения периодически включают более простые упражнения. Это целесообразно в тех случаях, когда ребенок не может понять характер приложения усилий в гребке или когда он вновь сталкивается с трудностями дыхания при полной координации движений.

    При плавании с полной координацией движений следует обратить внимание на то, чтобы дети плавали вначале на коротких отрезках, где нет необходимости поворачивать голову в сторону для вдоха. Дети могут проплыть без дыхания до 8 метров.

    При подключении дыхания к общей координации движений целесообразно вернуться к знакомым более простым упражнениям, в которых дыхание было связано с поворотом головы. Например, к упражнению, где дыхание согласуется с движениями рук, когда пловец стоит на дне бассейна. Поворачивается только голова и лишь настолько, чтобы рот для вдоха показался над поверхностью воды. Нужно напомнить детям, что поворот тела является серьезной ошибкой. Очень часто маленьким пловцам кажется удобным выполнять цикл дыхания (вдох-выдох). Это можно разрешить. Чтобы у детей не выработалась привычка поворачивать голову для вдоха только в одну сторону, необходимо регулярно менять сторону для вдоха. В дальнейшем маленькие пловцы должны изучить дыхание, выполняемое через три гребка.

        Анатомо-физиологические особенности развития детей 5-6 лет

    Возраст с 1 до 7 лет называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. С 4 лет начинается период первого детства , который заканчивается в 7 лет. В это время у детей заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органаов.

    Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность переохладиться или перегреться не снижается.

    Костная система. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник соответствует по форме взрослому, но только по форме. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметны к 5 - 6 годам. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда связан контроль над его осанкой.

    В возрасте 6 - 7 лет рост грудной клетки замедляется, а к 17-20 годам она приобретает окончательную форму. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка - цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое, к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту. Физические упражнения не только укрепляют грудную мускулатуру, но и увеличивают размах движения в суставах ребер, что приводит к увеличению размера грудной клетки при дыхании и жизненной емкости легких. У детей 3 -8 лет размах движений во всех суставах увеличивается, что влияет на их развитие.

    Мышцы. После рождения мышцы растут, постепенно увеличивается их размер и масса. Удлиняются сухожилия. Наиболее интенсивный рост мышечных волокон и мышц в целом происходит в детском и подростковом возрастах. Благодаря двигательной активности и физическим нагрузкам мышечные волокна утолщаются, увеличивается масса мышц.

    Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечник: гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

    Иммунная система . Клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим - более легкое течение многих болезней (Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 2000).

    Заключение по I главе

    В результате анализа научно-методической литературы мы выяснили, что плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания. Плавание имеет оздоровительное, развивающее и прикладное значение.

    К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

    Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию,являются подвижные игры.

    Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты:

    - «Сюжетная» организация.

    Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности.

    Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоцио­нальность.

    Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирова­ния нагрузки.

    Игры при обучении плаванию делятся на три группы.

    Первая группа – игры-соревнования.

    Вторую группу составляют игры сюжетного характера.

    К третьей группе относятся командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды.

    Техника кроля на груди характеризуется фазами в каждой составляющей: положение тела; движение ног; движения рук; дыхание; общая координация движений.

    Проанализировав возрастные особенности детей 5-6 лет, мы выяснили, что занятия плаванием являются для них важнейшим средством развития. Так как в этом возрасте происходит становление основных систем: развитие легких, рост позвоночника, мышц и сухожилий.

    Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

    В последние годы Правительство России придаёт большое значение демографической политике, оздоровлению нации, развитию физкультуры и спорта. 4 декабря 2007 г. принят Федеральный Закон № 000 «О физической культуре и спорте». 25 декабря 2008 г. к нему принята поправка «Принцип обеспечения каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, право на занятие физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения».

    Общеизвестно, что плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему человека. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и, особенно, ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и, в первую очередь, детей. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет: именно в этом возрасте малыш становится не только физически, но и психологически готов к осмысленному обучению.

    В данной Программе выработан наиболее рациональный метод обучения, систематизирован материал многолетней практики, отобранный с учетом возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет, использованы научные методики, рекомендованные в изданной для детских учреждений литературе. Подобраны соответствующие возрастным особенностям детей упражнения и выстроены в определённой последовательности. Самые сложные упражнения поделены на элементы и изучаются по отдельности, после отработки соединяются в одно целое движение, затем идет работа над техникой исполнения в этом направлении.

    Программа построена в соответствии с общепринятыми педагогическими принципами. На начальном этапе соблюдается принцип доступности, в дальнейшем – принципы сознательности и активности при формировании устойчивого интереса детей: как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии. Соблюдается принцип индивидуализации, учитываются индивидуальные особенности физического и психического развития каждого ребёнка. В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственно научно обоснованная концепция управления двигательным потенциалом. Не случайно, обучение и тренировка – единый педагогический процесс. С учётом этого, за основу взято спортивное плавание (, «Плавание», 2003 г.).

    Автор трансформировал классическую методику обучения плаванию в современную технологическую модель скоростного качественного овладения способами плавания детей дошкольного возраста. Программа предусматривает обучение упражнениям, помогающим ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов. Данная разработка отвечает всем основным требованиям, определяет основные принципы методики, позволяющие сокращать время формирования навыков плавания различными способами, а также содержит план-программу занятий по плаванию для разных возрастных групп, обще развивающие и специальные упражнения, планы-конспекты занятий, сценарии праздников на воде.

    Использование данной методики позволит большинству детей в ДОУ овладеть плавательными навыками, обладать достаточным запасом движений, поступить в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и более значительным нагрузкам, к концу обучения у детей будет заложена основа для формирования опорно-двигательного аппарата.

    «Плавание является важным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта» - (, «Обучение плаванию в школе», 1974 г.).

    Введение

    В детский сад дети приходят с разной физической подготовкой. Кто-то сильнее, кто-то слабее, одни активнее, другие более пассивны. Обучение плаванию – сложный педагогический процесс, особенно сложно обучать малышей, ведь научить плавать необходимо всех детей, не только отчаянных, способных, но и первоначально трусливых и, казалось бы, совсем не способных к обучению. Педагог должен научить детей выполнять упражнения, с которыми они ещё не сталкивались в повседневной жизни, помочь детям научиться преодолевать возникающие трудности, вырабатывать характер и устойчивость к стрессовым ситуациям.

    Подавляющему большинству детей занятия плаванием очень полезны. «Хотя бывают ситуации, когда по рекомендациям одних врачей ребёнку необходимы занятия плавание (сколиоз), а другие специалисты (ЛОР) говорят, что эти занятия противопоказаны» (, «Обучение детей плаванию в раннем возрасте», 2006 г.).

    Не всегда запреты врачей оправданы. Такие дети из-за «слабого» здоровья, не овладевшие элементарным навыкам плавания, ныряния и дыхания, находятся в зоне риска на естественных водоёмах . А ситуации в жизни могут возникнуть всякие и закончиться они могут трагично.

    Цели и задачи начального обучения детей плаванию можно сформулировать следующим образом:

    1. Использование всех факторов, способствующих укреплению здоровья детей, их физического развития.

    2. Повышение жизненного тонуса с раннего возраста, сохранение жизни на естественных водоёмах. Развитие способностей ребёнка уверенно и безбоязненно держаться на воде.

    3. Заложить прочную основу для дальнейшего занятия плаванием:

    Освоить подготовительные упражнения,

    Освоить элементы спортивного плавания,

    Освоить 4 спортивных способа плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс.

    4. Развитие личности ребёнка, его способностей.

    Плавание – это сложное высоко координированное движение. Работают сотни мышц. Должны быть гибкими и подвижными все суставы – стопы, коленные суставы, тазовые, кистевые, локтевые, плечевые суставы. Подвижным и гибким должен быть и весь позвоночник, все его отделы.

    Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему ребёнка. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет, в этом возрасте ребёнок психологически и физически готов к осмысленному обучению. В этом возрасте ребёнок уже может выполнить упражнение по словесному заданию и производить осмысленные действия, привыкает к формированию навыков гигиены (самостоятельно одеться и раздеться, мыться под душем, пользоваться мылом и вытираться полотенцем).

    В начальный период обучения главной задачей является преодоление у детей страха перед водой, восприятие воды, как родной стихии, любовь к воде. Поэтому рекомендовано использовать больше упражнений и игр, направленных на правильное дыхание и погружение с задержкой дыхания.

    На всех занятиях по плаванию следует наблюдать, как дети реагируют на нагрузку. В течение занятия можно уменьшить нагрузку или, наоборот, увеличить. Стараться объективно подходить к каждому ребёнку: учитывать настроение, устойчивость психики, характер.

    Начиная со старшей группы, в дополнение к программному материалу, рекомендовано включать в заключительную часть занятия элементы прикладного плавания. В отличие от других видов физических упражнений, ребёнок более или менее продолжительное время вынужден задерживать дыхание. Перед погружением необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдоховраза), после этого сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Все эти упражнения и игры с элементами прикладного плавания готовят детей к неожиданным и сложным ситуациям на воде. Если ребёнок не подготовлен, то подобные ситуации (волна, запутался в водорослях , тяжёлая намокшая одежда и т. д.) могут привести к испугу и неправильным действиям.

    Необходимый перечень учебного материала : большие и маленькие плавательные доски; «колобашки»; обручи; корзины с игрушками, мячами; горка для катания и отдыха; резиновые ласты.

    Резиновые ласты – один из главных атрибутов на тренировочных занятиях по плаванию. Они развивают мышечную массу ног, увеличивают гибкость и подвижность стопы, что является ещё и профилактикой в борьбе с плоскостопием, помогают развитию чувства воды и скорости, они незаменимы при обучении технике работы ног, обучению дыханию, плаванию в полной координации всеми спортивными способами, кроме «брасса».

    С малышами часто используется подручный материал: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, камешки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки». В бассейне должна быть разделительная дорожка, которая применяется как на занятиях, так и на соревнованиях и праздниках.

    Температура воды в бассейне для детей младших группах 33-34 градуса по Цельсию, для средних и старших групп детей можно снизить температуру до 32 градусов, а подготовительные группы могут плавать при температуре – 30 градусов.

    О правилах поведения в бассейне инструктор обязательно напоминает всем детям без исключения. Шалости и баловство не допускаются, они могут привести к непоправимым последствиям.

    В младшем и среднем возрасте дети занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку.

    При умелом подходе дети быстро привыкают к воде, охотно выполняют предлагаемые им упражнения и играют в бассейне. Дети сами своим поведением в процессе занятий подсказывают педагогу в решении поставленной задачи. Когда дети овладеют всеми спортивными способами плавания, они могут переходить на «большую воду»: взрослый бассейн, реку, море. Единственным препятствием может быть психологический барьер – глубина. Чтобы легче его преодолеть, с детьми должны находиться взрослые: родители или тренер. Кроме того, необходимо в старшей и подготовительной группах начать детей готовить к этому переходу. Для того, чтобы дети не боялись глубины, можно применить интересные упражнения: прыжки с бортика бассейна, скатывание с горки «аквапарк», выполнение кувырков вперёд и назад в группировке, собирание на дне камешков и различных предметы. При этом: лучше наливать в бассейн как можно больше воды, чтобы дети не доставали ногами дно бассейна.

    Занятия в детском саду проводятся 1 раз в неделю для детей младшего возраста и 2 раза в неделю для детей среднего и старшего возраста. Те дети, которые успешно занимаются и показывают хорошие навыки, могут заниматься на дополнительных занятиях ещё 2 раза в неделю. Благодаря дополнительным тренировкам, юные пловцы отлично овладевают техникой плавания. У них замечательная осанка, хорошо развит мышечный корсет, они выносливы, легко справляются с физической нагрузкой.

    Диагностика

    Младшие и средние группы

    Высокий уровень:

    1. Упражнения в ходьбе . Дети уверенно передвигаются по периметру бассейна без поддержки.

    2. Бег, прыжки . Дети уверенно, чётко и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжке.

    3. Выдох в воду . При выполнении выдоха в воду дети опускаются полностью под воду, делая энергичный выдох («большие пузыри»).

    4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети свободно и уверенно перешагивают через обруч и ныряют в него.

    5. «Стрелочка» с опорой и без опоры . Руки, ноги детей прямые, голова полностью опущена в воду, плечи расслаблены. Упражнение выполняется с опорой и без неё.

    6. «Поплавок» с опорой и без опоры . В группировке дети приседают на дно, на задержке дыхания, всплывают. Можно выполнять с опорой, держась за поручень одной рукой.

    Средний уровень:

    1. Упражнения в ходьбе . Дети передвигаются по периметру бассейна, иногда пользуясь поддержкой (держатся за поручень, бортик, дорожку).

    2. Бег, прыжки . Дети не вполне уверенно и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (падают в воду, не уверенная координация движений).

    3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети недостаточно низко опускают голову в воду (глаза и нос могут оставаться над поверхностью воды, выдох слабый, «пузырей» мало).

    4. Перешагивание и ныряние в обруч. Дети перешагивают через обруч, но недостаточно глубоко ныряют в него, пытаются приподнять обруч вверх.

    Плечи напряжены, ноги детей не до конца выпрямлены или разведены на ширину плеч. При попытке принять безопорное положение в воде, страхуют себя одной рукой или просят помощи инструктора.

    6. «Поплавок» с опорой и без опоры. В группировке дети приседают на дно, как только «отрываются» от пола, сразу встают на ноги.

    Низкий уровень:

    1. Упражнения в ходьбе. Дети передвигаются по периметру бассейна, только держась за опору (поручень, бортик, дорожку).

    2. Бег, прыжки. Дети не уверенно и неправильно правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (у детей отсутствует внимание).

    3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети не опускают лицо воду (дуют на воду, образуя «лунку», выдох короткий, слабый).

    4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети перешагивают через обруч, но не опускают лицо воду.

    5. «Стрелочка» с опорой и без опоры. Руки, ноги детей согнуты, лицо не полностью опущено в воду, плечи напряжены.

    7. «Поплавок». Дети недостаточно глубоко приседают в воду, не группируются под водой, не могут задержать дыхание на вдохе.

    Старшие группы

    Высокий уровень :

    1. Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие). Выполняются раз подряд без остановки.

    2. «Стрелочка» и скольжение. Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

    3. «Винт». Упражнение выполняется на груди, тело поворачивается на спину, затем снова на грудь (поворот на 180, 360 градусов). Ноги выполняют движение «кроль», руки прямые. При перевороте на спину туловище сохраняет прямое положение (живот у поверхности воды, взгляд – вверх).

    4. Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги прямые, быстро работают попеременно, с большой амплитудой («бурлящий след»).

    5. Плыть «кролем на груди» в полной координации 6 – 12 м без остановки, на задержке дыхания или с произвольным дыханием. Ноги прямые, быстро работают попеременно, руки прямые, работают медленно, попеременно.

    Средний уровень:

    1. Выдохи в воду. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.

    2. «Стрелочка» и скольжение. Руки выпрямляются не до конца, ноги на ширине плеч или полусогнуты, носки не оттянуты, выполняется с плохим отталкиванием, скорость скольжения быстро теряется.

    3. «Винт». При повороте на спину таз опускается низко, голова уходит под воду, руки сгибаются, ноги полусогнуты.

    4. Работа ног «кролем на груди». Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги излишне согнуты в коленных суставах, отсутствует движение «от бедра».

    5. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

    Низкий уровень:

    1. Выдохи в воду. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.

    2. «Стрелочка» и скольжение. Голова поднята над водой, ноги «тонут», плечи напряжены, руки выполняют мелкие движения.

    3. «Винт». Переворот на спину не получается или при повороте на спину происходит сильное сгибание в тазобедренных суставах, подбородок прижат к груди («сидит» в воде).

    4. Работа ног «кролем на груди». Стопы согнуты, движение ног выполняется с большой амплитудой, не всегда в вертикальной плоскости и непродолжительно во времени.

    5. «Кроль на груди» в полной координации. Движения рук и ног не согласованы. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

    Подготовительные группы

    Высокий уровень:

    1. Работа ног «кролем на груди». Плавать заданный отрезок 12 – 24 м с прямыми ногами («от бедра») с оптимальной амплитудой движений, носок оттянут. Должен оставаться «бурлящий след» на воде.

    2. «Кроль на груди» в полной координации. Руки работают медленно попеременно, ноги быстро, «от бедра». Дыхание выполняется в сторону руки, закончившей гребок, через 2 – 4 цикла движений.

    3. Движения выполняются прямыми ногами «от бедра», положение туловища прямое, живот находится у поверхности воды, взгляд направлен вверх, руки прямые вверху с плавательной доской или без неё.

    4. Согласованность между движениями руками и ногами. Вращение прямых рук в вертикальной плоскости (рядом с головой, рядом с бедром). Прямые ноги работают непрерывно, колени из воды не показываются, дыхание равномерное.

    5. Задержка после глубокого вдоха при нырянии составляет 15 – 20 – 30 секунд. Под водой дети ориентируются с открытыми глазами в окружности 3 – 5 метров. За одно ныряние достают 3 – 5 предметов.

    Средний уровень:

    1. Работа ног «кролем на груди». Большая амплитудой движений ногами, излишнее сгибание ног в коленных суставах. Быстрая утомляемость при проплыве отрезка 12 – 24 м.

    2. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами, вдох выполняется поднятием головы вверх, с длинной паузой (при этом, ноги опускаются вниз, теряется правильное положение туловища).

    3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые руки вверху, лицо опущено в воду, подбородок прижат к груди, таз опущен (пловец как - бы «сидит» в воде).

    4. «Кроль на спине» в полной координации. Руки согнуты, пронос руки далеко от вертикали. Ноги работают недостаточно эффективно. Дыхание задерживается, выдох делается не полностью.

    5. Ныряние и доставание предметов. Ныряние с небольшой задержкой дыхания, составляет до 10 секунд. Под водой дети ориентируются не всегда с открытыми глазами в окружности 1 – 2 метров. За одно ныряние достают 1 – 2 предмета.

    Низкий уровень:

    1. Работа ног «кролем на груди». Согнутые ноги выполняют беспорядочные движения не всегда в вертикальной плоскости, быстро устают, продвижение вперёд медленное, практически «стоит на месте».

    2. «Кроль на груди» в полной координации. Несогласованность движений между руками и ногами, гребок согнутой руки проходит далеко от траектории туловища и головы. Ребёнок плывёт на задержке дыхания маленькое расстояние (2 – 3 метра). Чтобы сделать вдох, становится ногами на пол.

    3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые ноги сильно показываются из воды («едет как на велосипеде »), таз опущен, голова находится под водой. Плывёт на задержке дыхания.

    4. «Кроль на спине» в полной координации. Несогласованность между движениями руками и ногами. Значительное колебание тела влево – вправо, лицо под водой, пловец «сидит в воде».

    5. Ныряние и доставание предметов. Задержка дыхания составляет менее 10 секунд. Под водой дети плохо ориентируются, ныряют с закрытыми глазами. За одно ныряние могут не достать ни одного из предметов.

    Младшая группа

    На занятиях плаванием детей младшей группы используются все факторы, способствующие укреплению здоровья детей, их физического развития.

    Обучение детей второй младшей группы предусматривает реализацию следующих задач:

    1. Выработать привычку у детей не бояться воды.

    2. Формировать позитивное отношение детей к занятиям плаванием, подкрепляя его положительными эмоциями в ходе занятий.

    3. Воспитывать у детей привычку навыкам гигиены: приучать одеваться и раздеваться самостоятельно, научить мыться под душем, пользоваться мылом, вытираться полотенцем.

    4. Развивать двигательные умения и навыки:

    а) входить в воду с помощью взрослого и самостоятельно;

    б) выполнять различные прыжки у бортика, с поддержкой и без нее;

    в) уметь бегать в воде разными способами: друг за другом, произвольно, шлепая ногами, разбрызгивая ногами воду, высоко поднимая колени, помогая себе руками, убегая от взрослого, догоняя его;

    г) выполнять простые упражнения в ходьбе с различным положением рук, большими и маленькими шагами, в наклоне и т. д.;

    5. Обучать детей дыханию в воде, а также дуть на игрушку, на воду.

    6. Обучать нырянию и задержке дыхания в воде.

    7. Обучать правилам поведения в воде.

    В младшей группе обучение начинается с игры. Игра – часть занятия, она не является случайной. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает ребенку преодолеть чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры – является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно, от простых игр к сложным. При этом, ранее изученные игры, чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей – это еще и большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде. Каждое занятие включает:

    Вводную часть (5 минут) – подготовительные упражнения на суше;

    Основная часть (20-25 минут) – изучение нового материала, работа над совершенствованием навыков;

    Заключительная часть (3-5 минут) – самостоятельное плавание, игры на воде.

    При подготовке и проведении занятий определяющим для инструктора являются следующие требования:

    Учить детей правильному дыханию и его задержке;

    Учить правилам поведения на воде, не допускать нарушения этих правил;

    При обучении детей обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища, головы;

    Контролировать правильность исходного положения и начало выполнения движения;

    Оказывать помощь и обеспечивать страховку;

    Объяснять порядок выполнения упражнения четко, конкретно, понятно;

    В течение года следует проводить веселые эстафеты, купание с надувными игрушками. В конце учебного года проводятся праздники на воде.

    Упражнения, применяемые на занятиях по плаванию в младшей группе:

    1. Ходьба:

    Ходьба вдоль бортика на носках;

    В полу-приседе;

    Помогая себе гребковыми движениями /одной, двумя руками/;

    В положении наклона туловища, руки за спиной.

    2. Упражнения в беге и прыжках:

    Бегать вдоль бортика бассейна, держась за поручень, за игрушку, бегать в произвольном направлении без поддержки;

    Высоко поднимая колени, помогая себе руками;

    Прыжки с поддержкой и без нее - «воробышки»;

    Прыжки с хлопками по воде;

    Прыжки «кто выше», с поддержкой и без нее.

    3. Упражнения с водой и с погружением в воду:

    Мыть лицо водой: «смываем мыльную пену», - брызгать на лицо, на руки, на грудь;

    Поливаем воду на голову - «дождик»;

    Поиграем в «Ладушки» с водой;

    - «дождик» - брызги слабые, сильные;

    - «птички умываются» - опускаем нос в воду (налево – направо);

    Приучать играть в воде самостоятельно и с преподавателем.

    - «Маленькие и большие ножки»,

    - «Рыбки резвятся»,

    - «Поймай воду»,

    - «Волны на море»,

    - «Догоните меня»,

    - «Лодочка»,

    - «Солнышко и дождик»,

    - «Переправа».

    План занятий с детьми младшей группы, методика и технологическая реализация

    Занятие № 1.

    Задачи: учить детей правилам поведения в помещении бассейна, в воде, учить входить в воду с помощью инструктора, воспитывать положительные эмоции к занятиям.

    Упражнения на суше (1-2 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, держась двумя руками за поручень, инструктор страхует.

    2. Ходьба произвольная, парами, с инструктором, с игрушками, держась за поручень (2-3 мин.).

    3. Упражнение «дождик». Дети набирают в ладошки воду и выливают ее на игрушку, затем на себя (1-2 мин).

    4. Упражнение «брызги». Ударяют ладонями по воде поочередно, затем вместе (1-2 мин.).

    5. Игра «Лодочка» (2-3 раза): ходьба произвольно, имитация работы рук «кролем».

    6. Свободное купание с надувными игрушками.

    7. Выход из воды.

    Занятие № 2.

    Задачи: продолжить учить безбоязненно входить в воду, не бояться брызг, повторить правила поведения в помещении бассейна, воспитывать положительное отношение к воде.

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    2. Ходьба друг за другом, держась за поручень (1-2 мин.).

    3. Ходьба на носках – «великаны » (30 сек.- 1 мин.).

    4. Ходьба произвольно, держась за игрушку и произвольно (1-2 мин.).

    5. Упражнение «дождик». Дети брызгаются водой вверх, сначала слегка, затем сильно – «дождик слабый, дождик сильный» (1-2 мин.).

    6. Игра «Лодочка»: ходьба, имитация работы рук «кролем», выполнять от бортика к бортику (4 раза).

    8. Выход из воды. Инструктор помогает детям подниматься по лестнице.

    Занятие № 3.

    Задачи: учить детей бегать врассыпную и затем строиться у бортика по команде, продолжить обучение безбоязненному вхождению в воду, воспитывать интерес к воде, к упражнениям.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду самостоятельно и с помощью инструктора.

    2. Ходьба по бассейну друг за другом и врассыпную (3-4 мин.).

    3. Упражнение «дождик». Набираем в ладони воду и поливаем себе руки, плечи, голову, спину, брызгаем воду вверх (1-2 мин.).

    4. Упражнение «умывание» (5-6 раз).

    5. Упражнение «полоскание белья» (1мин.).

    6. Игра «Лодочка». Ходьба от бортика к бортику с работой рук «кролем», весла, как у лодочки (4 раза).

    7. Свободное купание с игрушками.

    8. Выход из воды.

    Занятие № 4.

    Задачи: учить выполнять прыжки у бортика, учиться образовывать круг в воде, держась за руки, воспитывать желание заниматься.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду с помощью инструктора.

    2. Построение у бортика. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за бортик (1-2 мин.).

    3. Прыжки на двух ногах, стоя у бортика и держась двумя руками (30 сек.-1 мин.).

    4. Упражнение «хоровод». Держась за руки, ходьба по кругу (1-2 мин.).

    5. Упражнение «дождик». Стоя лицом в круг, брызгаться водой вверх - вперед (1-2 мин.).

    6. Игры «Лодочка», «Маленькие и большие шаги»: делать поочередно большие шаги «идем как великаны» и маленькие шаги «идем как маленькие утятки» (4-5 мин.).

    7. Свободное купание с надувными игрушками.

    8. Выход из воды.

    Занятие № 5.

    Задачи: продолжить учить безбоязненно выполнять упражнения у бортика, учить детей смело погружаться в воду, задерживать дыхание, развивать внимание.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение у бортика.

    2. Прыжки, держась руками за поручень, можно с брызгами (30 сек.-1 мин.).

    3. Игра «Ладушки» с водой: поднимать брызги водой (1-2 мин.).

    4. Упражнение «дождик» - сильный, слабый. Выполнять по команде (2мин.)

    5. Игра «Щука и рыбки», инструктор играет вместе с детьми (4-5 мин.). Дети («рыбки») перемещаются по бассейну в разных направлениях, помогая себе руками. «Щука» (ее роль первое время исполняет инструктор) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети «уплывают» к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может - и глубже. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, не должны толкать друг друга.

    6. Свободное купание с игрушками.

    7. Выход из воды.

    Занятие № 6.

    Задачи: учить прыжкам у опоры и без опоры, закреплять умение свободно передвигаться в воде, учить набирать в щеки воздух и задерживать дыхание.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    2. Прыжки около бортика:

    Держась двумя руками за поручень;

    Держась одной рукой за поручень;

    Выполнить прыжки на двух ногах без поддержки;

    С хлопками по воде (3-4 мин.).

    3. Упражнение «дождик» - сильный, слабый (1-2 мин.).

    4. Игры «Шторм на море», «Хорошая погода» (2-3 мин.). Погрузить руки в воду и перемещать из стороны в сторону - «шторм», погладить воду, «успокоить» ее – «хорошая погода».

    5. Упражнение «умывание» (1-2 мин.).

    6. Набрать в щеки воздух и подуть на воду, чтобы получалась «дырочка».

    7. Надуть щеки, закрыть лицо ладонями и «спрятаться» в воду. Повторить погружение (3-4 раза).

    8. Игра «Паровоз» (2-3 раза). Дети держатся друг за друга (за пояс) и по команде инструктора передвигаются по воде имитируя «поезд», по команде инструктора «остановка» - дети должны остановиться и присесть (руки при этом остаются на поясе).

    10. Выход из воды.

    Занятие № 7.

    Задачи: учить передвигаться «змейкой», парами, продолжить обучение упражнениям у бортика.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    2. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за поручень:

    Обычная ходьба;

    На носках;

    В приседе, в полу-приседе (2-3 мин.).

    3. Ходьба «змейкой» за инструктором (2-3 мин.).

    4. Прыжки-«зайчики» (30 сек.-1 мин.).

    5. Ходьба парами друг за другом по периметру бассейна (2-3 мин.).

    6. Упражнение «Дождик» - слабый, сильный. Выполняется у бортика (1-2 мин.).

    7. Бег врассыпную. Игра «Догонялки», ведущий - инструктор. По команде дети разбегаются врассыпную, инструктор догоняет (4-5 мин.).

    8. Игра «Переправа». Бег от бортика к бортику по команде инструктора (2-3 мин.).

    9. Выход из воды.

    Занятие № 8.

    Задачи: учить выполнять упражнения по команде, учить детей делать выдох на воду, воспитывать смелость, умение слушать инструктора.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    Обычная ходьба;

    На носках;

    В полу-приседе, в приседе;

    - «плывем на лодочке», ходьба, туловище в наклоне с работой рук «кролем» и «брассом», (отгребаем воду от себя) 3-4 мин.

    3. Бег друг за другом по периметру бассейна (1 мин.).

    4. Бег врассыпную (1 мин.) с последующим построением у бортика по команде инструктора.

    5. Прыжки с хлопками по воде (1-2 мин.).

    6. Упражнения «дождик», «шторм на море» (3-4 мин.).

    7. Упражнения «умывание», «дуем на воду, как на горячий чай» - чтобы была «дырочка» в воде (2-3 мин.).

    8. Игра «Рыбки резвятся» (2-3 мин.). Построить детей в круг. По сигналу инструктора «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду. Дети должны внимательно слушать инструктора, выполнять движения по сигналу. Напоминать детям, что нельзя толкать друг друга.

    9. Свободное купание с игрушками.

    10. Выход из воды.

    Занятие № 9.

    Задачи: продолжить учить детей самостоятельно переходить от одного бортика к другому, учить прыжкам, держась за поручень.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    2. Выполнить ходьбу по команде от одного бортика к другому (4-5 раз).

    3. То же упражнение – бегом (4-5 раз).

    4. Игра «Переправа» (2-3 мин.). Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде инструктора они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

    «Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

    Вода помогает мне выбрать дорогу».

    Нельзя толкать друг друга и брызгаться, пальцы рук – сомкнуты.

    5. Игра «Солнышко и дождик» с мячом в кругу (2-3 мин.). Дети стоят в кругу. На воде – надувной мяч. По команде инструктора «дождик» дети начинают брызгать водой на мяч, по команде – «солнышко» - начинают гладить воду ладошками, успокаивая ее. Следить, чтобы дети не брали в руки мяч и не перебрасывали.

    6. Упражнение «мячики». Держась за поручень, подпрыгивать и приседать в воду (1-2 мин.).

    7. Свободное купание с игрушками.

    8. Выход из воды.

    Занятие № 10.

    Задачи: учить детей опускать лицо в воду, надувать щеки воздухом, не бояться воды.

    Упражнения на суше (2-3 мин.).

    Упражнения в воде:

    1. Вход в воду, построение.

    2. Ходьба по периметру бассейна:

    Обычная ходьба;

    На носках, подняв руки вверх;

    Как цапля, высоко поднимая колени;

    Ходьба с помощью рук, «плывем на лодочке» (4-5 мин.).

    3. Бег друг за другом (30 сек.-1 мин.).

    4. Упражнение «умывание» (1 мин.).

    5. Упражнение «птички моют носики» (1-2 мин.). Опустить «носик» в воду и выполнять повороты влево - вправо. Следить, чтобы щеки были надуты воздухом, следить за задержкой дыхания.

    Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

    Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

    Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

    Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

    1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
    2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
    3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
    4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
    5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
    6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
    7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
    8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
    9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

    Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

    Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.

    Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:

    — заранее сходить в туалет,

    — начинать купаться можно только через час после еды,

    — входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

    Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

    Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:

    Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.

    При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

    Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

    Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п. Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными. Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

    Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

    1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
    2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
    3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
    4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
    5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
    6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
    7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
    8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
    9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
    10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
    11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.

    Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».

    Марина Кубанкова

    Кубанкова Марина Олеговна

    Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

    К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

    Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

    Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

    1. ознакомление с водной средой;

    2. обучение дыханию с выдохом в воду;

    3. обучение скольжению в воде;

    4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

    Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

    Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

    Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

    Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

    Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

    Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

    Моя главная миссия - донести до родителей значение плавания для дошкольников . Уже одна возможность никогда не бояться за своего ребенка на воде – будет ли он отдыхать на даче, в летнем лагере, на море – стоит того, чтобы направить его учиться плаванию . Плавание – жизненно необходимый навык.

    Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте -- формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом -- это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

    Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

    Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленно мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого -- научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.

    Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта -- акватории бассейна.

    В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы--педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

    В отличие от общепринятого курса, на начальном этапе:

    Предлагаются иные приемы адаптации к водному пространству;

    Не используются поддерживающие предметы (доски, круги), а также страховка под спину или живот при плавании на груди;

    Упражнения, связанные с продвижением, не выполняются у опоры;

    Изменена последовательность обучения движениям способом «кроль на груди»;

    Для правильного усвоения плавательных движений широко используются контрастные упражнения (то есть упражнения, направленные на получение противоположного эффекта).

    Занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки и элементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде.

    Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг, необходимо научить его опускать лицо в воду; боится упасть -- научить вставать; боится захлебнуться -- научить правильно дышать; пытается поднять со дна игрушку -- научить нырять и т.д.

    В процесс обучения должны активно вовлекаться родители, особенно важна их помощь на первом этапе привыкания к воде. Поэтому рекомендуется проводить совместные детско-родительские занятия. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, демонстрируются навыки, которые дети должны приобрести дома, прежде чем они попадут в бассейн. Для домашних занятий подходят все упражнения, начиная от умывания и заканчивая лежанием на воде, как на груди, так и на спине. Во время индивидуальных бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию и обучению детей плаванию (с показом их на воде), а на общих и групповых собраниях выражается благодарность за помощь.

    Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.

    Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

    Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения -- это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.

    С этой целью вся акватория бассейна (рассматриваемая как дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Инструктор при этом может находиться либо в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны в другую осуществляется по его желанию, а в старшей и подготовительной группе -- иногда и поточно (по типу круговой тренировки).

    В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

    Весь спектр новых ощущений в водной среде -- состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу -- сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) -- умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

    Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание в предлагаемой программе «Маленький дельфин» обращено на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе.

    Основное требование к педагогической деятельности инструктора по плаванию в детском саду - отказ от слепого следования поурочным планам чьей-либо методики. Вместо этого инструктор-педагог должен знать и понимать саму схему последовательного обучения, где учебные задачи располагаются в порядке возрастающей сложности с учетом постепенного увеличения нагрузки и глубины воды (до колен -- до пояса -- до груди).

    Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1--2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10--12 человек.

    При составлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретных упражнений очень важно учитывать возрастные различия детей.

    Обучение плаванию целесообразно проводить в два этапа -- на мелководье и на глубокой воде.