• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

    Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

    Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

    Миогимнастика может назначаться:

    1. До начала непосредственного лечения.
    2. Одновременно с другими методами лечения.
    3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
    4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

    Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

    Эффективность

    Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

    1. Выраженности нарушения прикуса.
    2. Возраста больного.
    3. Регулярности и приверженности.

    Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

    Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

    Правила

    1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
    2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
    3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
    4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

    Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

    Показания к выполнению

    Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

    1. Гипотония мышц рта и языка.
    2. Смещение зубных коронок.
    3. Неправильная работа ВНЧС.
    4. Гипотония лицевых мышц.

    Противопоказания

    Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

    1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
    2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
    3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
    4. Неподвижность челюстных суставов.

    Достоинства и недостатки методики

    Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

    К сожалению, существуют и минусы:

    1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
    2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
    3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

    Комплексы упражнений

    Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

    При мезиальном прикусе

    1. Языком нажимают на основания резцов.
    2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
    3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

    При глубоком прикусе

    1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
    2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
    3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

    При открытом прикусе

    1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
    2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
    3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

    При косом прикусе

    При гипотонусе круговой мышцы

    Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

    1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
    2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
    3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
    4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
    5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
    6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

    Для мышц языка

    При неполном смыкании губ

    1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
    2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
    3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

    При слабости средних мышц языка

    1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
    2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

    При слабости задних мышц языка

    1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
    2. Зевают 5-6 раз подряд.

    После подрезания подъязычной связки

    Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

    1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
    2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
    3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

    При инфантильном глотании

    Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

    1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
    2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

    Видео — Миогимнастика

    Видео — Миогимнастика для губ и щек

    Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

    Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

    Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

    Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

    • языка;
    • уздечки.

    Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

    Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

    В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


    Комплекс для детей 1-4 лет

    Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
    Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

    • «Змейка»;
    • «Замесили тесто»;
    • «Чистим зубки»;
    • «Часики»;
    • «Качели»;
    • «Сытый хомячок»;
    • «Шарики».

    Статические упражнения:

    • «Бегемотик»;
    • «Улыбочка»;
    • «Хоботок»;
    • «Блинчик»;
    • «Голодный хомячок».

    Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


    Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

    Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

    Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


    Блок упражнений для развития мышц губ.

    • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
    • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
    • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
    • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
    • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

    Блок для развития мышц языка.

    • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
    • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
    • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
    • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
    • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
    • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
    • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
    • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
    • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
    • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
    • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
    • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
    • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
    • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

    Для подъязычной связки языка.

    • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
    • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
    • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

    Упражнения для мышц щек.

    • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
    • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
    • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


    Родители или педагоги?

    Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

    Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

    Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте - очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

    Упражнения:

    У малоподвижного ребенка - мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам - «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

    Упражнения для губ

    «Улыбка»

    Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение - это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

    «Трубочка»

    «Трубочка» - губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

    Хоботок слоненок тянет,

    Он вот-вот банан достанет,

    Губки в трубочку сложи

    И слоненку покажи.

    А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка » со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

    «Окошко»

    Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

    «Ниточка»

    «Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект - напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

    Упражнения для щек

    «Щечки замерзли»

    «Щечки замерзли» - растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

    «Хомяк»

    «Хомяк» - попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

    Хомячок надует щеки,

    У него зерно в мешочке,

    Мы надуем щечки тоже,

    Хомячку сейчас поможем.

    «Конфетка»

    «Орешек» или «Конфетка » имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве - направо-налево:

    Белка щелкает орешки,

    Основательно, без спешки,

    Упираем язычок

    Влево, вп раво, на бочок.

    Упражнения для языка

    Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

    Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

    «Лопатка»

    «Лопатка» - удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы - в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

    «Иголочка»

    «Иголочка» - удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

    «Часики»

    «Часики» - это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

    «Качели»

    «Качели» - упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р"], [л], [л"], [д], [д"], [т], [т"], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» - при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

    Можно также использовать потешку:

    Выше дуба, выше ели

    На качелях мы взлетели,

    А скажите, вы б сумели,

    Язычком качать качели?

    «Вкусное варенье»

    «Вкусное варенье» - упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

    «Почистим зубки языком»

    «Почистим зубки языком» - это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

    «Маляр»

    «Маляр» - движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

    «Киска лакает молоко»

    «Киска лакает молоко» - движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

    «Лошадка»

    «Лошадка» - поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    «Грибок»

    «Грибок» - распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

    «Дятел»

    «Дятел» - одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

    Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

    Задайте вопрос логопеду.

    Онлайн. Бесплатно

    Упражнения,направленные на укрепление мышц рта

    Исходное положение во всех предложенных упражнениях одинаковое.Сидим по-турецки на кровати: прямая спина,опущенные плечи.

    Упражнение 1. Начинайтевытягивать губы в трубочку, надуйте щеки и двигайте воздух внутри нихпоочередно, то к одной, то к другой щеке. При этом начинайте произноситьгласные звуки «о», «у», «а». Повторяйте упражнение не менее трех-четырех раз.

    Упражнение 2 . Вдохнитевоздух через носовую полость. Теперь сделайте выдох через рот. Губы в это время должны быть полностьюрасслаблены. Сделайте повторение, но только вытянув губы как во времяпоцелуя – трубочкой. Повторяйте упражнение столько же раз, как в предыдущемварианте.

    Упражнение 3. Сожмите зубы и вдохните сквозь них воздух. Задержите дыхание. Выдохните воздух сначала через один уголокрта, а потом через другой. Повторите три–четыре раза.

    Упражнение 4. Прижмитегубы друг к другу, не поджимая их сильно. Напрягите уголки рта, словнозасасываете 2 куска лимона по направлению к задним зубам. Зубы сжимать ненужно. Теперь попробуйте поднять уголки рта, слегка улыбаясь. Затем немногоопустите их вниз. Совершайте круговые крохотные, пульсирующие движения своимипальцами в уголках рта вверх-вниз, пока не сосчитаете до тридцати. Отдохните ирасслабьтесь.

    Упражнение 5. Прижмитегубы друг к другу, не стискивая зубов. Начните постукивать указательным пальцемпо центру губ. Не спеша убирайте палец от губ, пока не начнете чувствоватьжжение. После чего начните делать пальцем быстрые пульсирующие движения, пока несосчитает до тридцати. Расслабьтесь.

    Какого эффекта можно добиться: происходит исчезновение«печального лица» – вечно опущенных губ. Морщинки вокруг губ исчезают, а самигубы становятся полнее.

    Комплекс упражнений длярта и щек - "между делом"

    Представленный комплекс упражнений, направлен на улучшениекруговой ротовой мышцы. Особенноактуально для рабочих офисов.

    Исходное положение для всех упражнений – садимся к спинкестула спиной, руки опускаем на колени в расслабленном состоянии.

    Упражнение 1. Глубоковдохните через носовую полость. Ноздри при этом расширены. Начните надувать максимальнощеки, и начинайте толчками, выталкивать воздух наружу, сквозь сжатые губы.Повторите три-четыре раза.

    Упражнение 2. Начнитепроизносить гласные «и», «а», «о», «у», «ы», повторяя каждый из них попять-шесть раз.

    Упражнение 3. Вдохнитевоздух через нос, при этом пытаясь вытягивать губы трубочкой. Держите уголкирта 3-мя пальцами. Спокойно выпустите воздух через рот. Старайтесь делатьупражнение максимально энергично. Повторите четыре раза.

    Упражнение 4. Не спешаоткрывайте и закрывайте рот. Оставляйте рот открытым и держите так некотороевремя.

    Упражнение 5. Наполовинуоткройте рот, втяните вовнутрь губы.Напрягите мышцы и держите так некоторое время. Повторите упражнение неменее пяти раз.

    Упражнение 6. Попеременноподнимайте уголки рта, затем поднимайте оба уголка одновременно.

    Упражнение 7. Сожмитегубы, заверните их вовнутрь до упора, чтобы они исчезли.

    Упражнение 8. Попеременноопускайте уголки губ. Задерживайтесь в таком положении некоторое время.

    Упражнение 9. Поднеситеуказательные пальцы ко рту и прижмите их к уголкам. Сделайте попыткуулыбнуться. Давите на губы. Теперь расслабляйтесь. Повторите двадцать раз.

    Упражнение 10. Опускайтеуголки губ одновременно. Зафиксируйте такое положение на десять секунд.

    Эффект: вы сможете укрепить все мышцы вокруг рта, расправитевертикальные складки, избавитесь от морщин на верхней губе.

    Комплекс упражненийдля щек - "утренний"

    Данный комплекс необходимо выполнять непосредственно послесна.

    Сядьте на кровать по-турецки. Опустите плечи, расправьте спину.

    Упражнение 1. Наберитемного воздуха через носовую полость. Крылья носа должны напрячься. Медленно, через одинаковый промежуток времени,выпустите через рот весь воздух два-трираза, с интервалом три-четыре секунды.

    Упражнение 2. Вдохнитеглубоко через нос. Остановите дыхание - внутренние лицевые мышцы должнынапрячься, к лицу начнет приливать кровь. Не вдыхая воздух при сжатых губах, начнитенадувать щеки. Через две-три секунды толчками, с силой вытолкните воздух.Повторите два-три раза.

    Упражнение 3. Вдохнитеглубоко через нос, втягивая при этом щеки. После кратковременной задержкидыхания примерно на секунду, выдохните медленно, равномерно через рот, при сомкнутыхгубах. Щеки при этом надуты. Повторите два раза.

    Упражнение 4. Вдохнитевоздух и «покатайте шарик» в разные стороны.

    Упражнение 5. Указательныепальцы прижмите кверху щек. Откройте рот не спеша, чтобы губы растянулись вовал. Улыбнитесь и почувствуйте, как ваши мышцы напрягаются под пальцами.Упражнение повторите десять раз.

    Упражнение 6. Надуйтещеки и сожмите плотно губы. Нажмите пальцами на щеки, держа разомкнутыми губы.Воздух не выпускайте. Ведите счет до десяти, потом отдохните. Сделайте десятьповторов. Постепенно увеличивайте счет, пока не дойдете до тридцати.

    Упражнение 7. Правойрукой возьмите левую щеку так, чтобы большой палец попал в рот, на внутреннюю частьщеки. Остальные пальцы должны плотно прилегать к коже с внутренней стороны.Попробуйте улыбнуться, вдыхая через нос. При этом мышцы щеки сожмутся, а пальцыначнут им противодействовать. На время отдыха надо разжать пальцы. Повторите подва раза, для обеих щек.

    Упражнение 8. Надуйтеправую щеку и выдохните воздух через уголок рта. Теперь все то же самоеповторите с другой щекой. Повторите три-четыре раза.

    Упражнение 9. Правой рукой зафиксируйте левую часть шеи. Поместите три пальца другой руки на левый уголок рта. Сокращенныемышцы оттягивают левый уголок рта вниз. Рука держит его на месте. При выдохемышцы расслабляются.

    Упражнение 10. Представьте2 точки: одну над верхней губой, ровно посередине, другую – над нижней губой.Откройте рот, растягивая точки таким образом, чтобы появился правильный овал.Верхнюю губу необходимо прижать к зубам. Пальцы поместите на верхнюю часть щек,не надавливая на них. Удерживая губы в таком положении, попробуйте улыбнуться уголкамирта. Опустите уголки. Немедленно повторите.

    Эффект: Заметно укрепятся мышцы шеи и щек, подниметсяобвисшая кожа щек, исчезнет эффект «запавших» глаз, улучшится форма лица.

    Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.

    1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.

    Ребенку необходимо предложить:

    Надувать мягкие резиновые шарики;

    Набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);

    Выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;

    Вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;

    Вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;

    Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);

    Вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;

    Размыкать и смыкать губы при открытом рте;

    Сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.

    2. Упражнение для мышцы смеха.

    Предложите ребенку:

    Оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

    3. Упражнения для квадратных мышц (верхней и нижней).

    Предложите ребенку:

    Поднять верхнюю губу и обнажить зубы (для чего наморщить нос);

    Опустить верхнюю губу, оттянуть ее в рот за зубы;

    Опустить нижнюю губу, обнажив нижний ряд зубов;

    Поднять верхнюю губу и одновременно опустить нижнюю;

    Ввести нижнюю губу в рот за зубы.

    Небольшие стерильные ватные валики заложить в преддверие полости рта ребенка по обе стороны от уздечки верхней губы, попросить его сомкнуть губы, удерживая их в сильном напряжении, и произнести звуки П, Б, М;

    Предложить ребенку тянуть звук М, при этом губы то вытягивая трубочкой, то растягивая в стороны;

    Произнести несколько раз подряд звукосочетания согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (например, МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т. п.);

    Произнести звуки М (губы должны быть сомкнуты), В (верхнюю губу при этом приподнять), З (нижняя губа опущена);

    Произнести звукосочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы ее сильно прижимать к зубам).

    Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц

    При выполнении ребенком предложенных упражнений следует обратить внимание на то, чтобы у него не возникало синкинезии в нетренируемых мышцах лицевой мускулатуры. Развитие мимической моторики проводится параллельно с развитием артикуляторной. Это способствует улучшению мелодико-интонационной стороны речи, ее выразительности.

    Исходное положение: голова - прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз - два».

    Предложите ребенку:

    Поднять брови вверх - расслабить мышцы;

    Нахмурить брови - расслабить мышцы;

    Глаза спокойно закрыть - открыть;

    Глаза прищурить - открыть;

    Глаза с силой зажмурить - открыть;

    Глаза поочередно закрывать и открывать 1 ;

    Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.

    Учитывая физические возможности ребенка, можно предложить ему на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.

    Упражнения для тренировки подвижности мышц языка

    Предложите ребенку:

    1. Выдвигать язык вперед - вернуть назад.

    2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

    Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

    3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

    4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

    5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

    6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

    7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

    Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

    Предложите ребенку:

    Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

    Быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

    Тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

    Тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

    Произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).