• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Комплекс закаливающих мероприятий после дневного сна в средней группе

    (2-я половина учебного года)

    Г. Лянтор 2010 г.

    Побудка.

    Дети просыпаются:

    Просыпайся, глазок просыпайся, другой!

    Поздороваться солнышко вышло с тобой.

    Посмотри, как оно улыбается

    Снова день, снова день продолжается!

    Это кто уже проснулся?

    Кто так сладко потянулся?

    Потягуни – потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся, потянемся,{

    Маленькими не останемся.

    Вот уже растем, растем, растем…

    Дети поднимаются, идут в туалет и возвращаются в спальню. Выполняют упражнения по тексту.

    Ну-ка встаньте, улыбнитесь

    Выше, выше потянитесь!

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево – вправо повернулись

    Руками коленей коснулись

    Сели – встали, сели – встали

    И на месте побежали!

    Затем дети идут по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры

    18-40-18 градусов. По сигналу бубна дети поочередно ступают в тазы с : прохладной водой на 2-3 секунды, с горячей воды на 6-8 секунд.

    ■горячей водой на 6-8 секунд.

    Ожидая остальных детей , выполняют сухое растирание, топая по ковру. Затем выходят в коридор, где проводят пробежку с препятствиями или медленный бег без препятствий 4-5 минут. Возвращаясь в группу, восстанавливают дыхание и садятся на ковер, складывая ноги «по-турецки». Спина ровная, руки на коленях, говорят:

    По-турецки мы сидели

    Чай пили, сушки ели.

    По-турецки говорили

    Все допили, все доели.

    Пальчиковая гимнастика «Стираем носки»

    Мылом мылю я носки Кулаком правой руки трут левую ладонь. Крепко трутся кулаки. Соответственно.

    Сполосну носочки ловко Ладо ни ребром друг к другу от себя к себе .

    И повешу на веревку. Руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

    Массаж биологически активных зон

    « Неболей-ка ».

    Массаж ушных раковин «Зайчата»

    На полянке, на лужайке Дети щи плют ушную раковину С низу вверх

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве. Г ладят уши двумя пальцами сверху вниз

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали. Щипают, загибают ушную раковину к голове

    Но напрыгались, устали.

    Стала гладить и ласкать. Г ладят ушн ые раковины от щек к затылку Всех зайчат зайчиха – мать.

    Упражнения с мячом «Ежиком»

    Я мячом круги катаю Круговые движения между ладонями

    Взад-вперед его гоняю. Вперед и назад

    Им поглажу я ладошку Соответственно

    Будто я сметаю крошки. Смена рук

    Я сожму его немножко Соответственно

    Как сжимает лапу кошка. Смена рук

    Каждым пальцем мяч прижму Соответственно

    И другой рукой начну. Смена рук

    А теперь последний трюк Перебрасывание мяча из руки в руку

    Дети вдыхают глубоко через нос, выдыхают, медленно произнося звуки «СА» и «СУ». Ударным является звук «У» и «А» в конце выдоха.

    Очищение дыхательных путей.

    Дети делают глубокий вдох через нос, выдыхая, стучат кулачками по груди и приговаривают: « Я, птица говорун, самый сильный и сообразительный.»

    Дети прикладывают указательные пальцы к крыльям носа. Делают вдох, на выдохе ритмично постукивают пальцами по крыльям носа.

    Водные процедуры.

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем.

    Наталья Шеина
    Закаливание в средней группе

    закаливание в средней группе .

    выполнила : воспитатель : Шеина Н. А.

    Воздушные ванны.

    В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

    В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни . При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

    Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С) ;

    Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда) ;

    Организуем дневной сон. Проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;

    В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

    Утренняя Гимнастика.

    Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является значительной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Утреннюю гимнастику в детском саду проводит воспитатель. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

    Выбирая упражнения для утренней гимнастики в детском саду, обращаю внимание, что они должны затрагивать различные мышечные группы : плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

    Водные процедуры.

    Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой : мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается полотенцем.

    Организуем ходьбу босиком по мокрой дорожке, ребристой доске после дневного сна.

    Полоскание горла.

    Это и очень важная гигиеническая процедура, и профилактическая, и лечебная процедура.

    Полоскание горла ребенка. Показаниями для профилактических и лечебных полосканий горла являются : фарингиты, ларингиты, тонзиллит острый (ангина, тонзиллит хронический и т. п. С профилактической целью можно полоскать горло три-четыре раза в течение дня; с лечебной же целью горло полощут и десять, и пятнадцать раз в день. После полоскания не следует есть или пить в течение 20-30 минут; это время необходимо для того, чтобы используемое при процедуре средство успело подействовать.

    Если маленький ребенок еще не освоил процедуру полоскания горла, ему в этом деле нужно помочь; лучший способ научить - показать, как полоскания делать; дети во всем стремятся подражать взрослым, вот это стремление и нужно использовать.

    Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи.

    Организация сна детей.

    Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

    Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате .

    Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

    Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;

    Подъём организуем по мере пробуждения детей.

    Организация детей на прогулку.

    Воспитатель первой выводит подгруппу детей , которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

    Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

    Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

    Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность : подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также один раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

    Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель нашего детского сада

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 18 «Рябинка» г. Вольска Саратовской области».

    ЖУРНАЛ

    ЗАКАЛИВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

    …………………………..…….. ГРУППЫ

    НА …………………….. УЧЕБНЫЙ ГОД

    Начат____________20___ г.

    Окончен _________20___ г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    С

    1

    Антропометрические данные с группой здоровья.

    2

    Методики закаливания;

    3

    Список детей для общего закаливания;

    4

    Список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.)

    5

    Схема закаливания по временам года.

    6

    Учёт закаливания по временам года.

    Условные обозначения:

      закаляющиеся дети – «+»;

      болеющие дети – «б»;( после больничного (закаливание не проводится 10 дней)

      дети, находящиеся в отпуске – «о»;

      медотводы – «м».

    Если ребёнок из первой группы болел тяжело или долго, после выхода с больничного закаливание для него проводится с повышением температуры воды на 2-3˚ (по сравнению с той, в которой на момент его выхода после болезни закаляются дети данной группы) в течение 3-4 дней, затем он получает те же процедуры, что и вся группа.

    Если ребёнок болел недолго и нетяжело, он сразу же подключается к основной группе.

    Для детей ДЧБ закаливание назначает и консультирует педиатр.

    В графе «Примечание» старшая медсестра или врач пишет диагноз и продолжительность медотвода, отмечает время перевода детей из ослабленной группы в основную и наоборот под личную подпись.

    Медицинские отводы от закаливания

      ангина фолекулярная – 2 недели;

      острый бронхит – 2 недели;

      пневмония – 2 недели;

      гнойный отит – 1 неделя;

      скарлатина – 3 недели;

      болезнь Боткина – 3 недели;

      острый нефрит – 3-4 недели;

      тонзиллит – 2 недели

    АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С ГРУППОЙ ЗДОРОВЬЯ.

    При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:

    1 – здоровые дети;

    2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;

    3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:

    имеющие острые хронические воспалительные процессы;

    с пороком сердца;

    страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.

    МЕТОДИКИ ЗАКАЛИВАНИЯ

    Воздушное закаливание

    Воздушное – закаливание воздухом.

    Температура воздуха в группах должна быть:

      до 3-х лет – 22˚С;

      3 – 4 года – 21˚С;

      5 – 7 лет – 20-18˚С.

    Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.

    Воздушные ванны

    С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа.

    Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

    Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 1,5 лет - доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14-15˚С.

    Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

    Йодо – солевое закаливание

    Оборудование :

      2 таза;

      2 одеяла;

      ребристая доска или резиновый коврик с шипами;

      дуга для подлезания.

    Раствор :

    3% настойка йода, соль.

    Расчёт: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36˚С.

    Методика проведения :

    Температура воздуха в помещении не выше 20

    После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

    Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С), затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

    Контрастное закаливание

    Температура воздуха в помещении:

    1 – 3 года - 20˚С;

    3 – 7 лет -18 - 20˚С.

    Температура воды для подгрупп детей:

      здоровые дети – 38, 18, 38, 18 (заканчивать прохладной водой);

      часто болеющие дети и дети, вновь поступившие, - 38, 28,38 (заканчивать тёплой водой).

    Оборудование :

      2 двадцатилитровых бака;

      2 пол-литровые кружки;

      стул для ребёнка при обливании;

      скамейка для растирания ног;

      одеяло, покрытое простынёй на полу.

    Методика проведения :

    Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд прохладной водой.

    Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.

    Растирание ног:

      сложить вчетверо полотенце до обливания;

      стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.

    Контрастное обливание проводится круглый год.

    Интенсивное закаливание

    Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях

    Методика проведения :

    Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.

    Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18˚С в тёплое время года и до 6-10˚С в холодное время года.

    С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

    Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи

    Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.

    Обливание тела

    Оборудование :

      бак с водой;

      лейка;

      деревянная подставка;

      полотенца на каждого ребёнка.

    Температура воздуха для детей:

      от 2-х лет - 22˚ - конечная - 20˚;

      с 2-3 лет - 22˚ - конечная - 20˚;

      с 4-7 лет - 22˚ - конечная – 19-18˚;

    Температура воды:

      до 3-х лет - 35˚ - заканчивают 28-26˚;

      с 3-4 лет – 35-34 - заканчивают 24˚;

      с 5-7 лет 34-33 - заканчивают 22˚.

    Методика проведения :

    Ребёнок встаёт на деревянную подставку. Воспитатель держит лейку на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5 – 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела махровым полотенцем.

    В тетради отмечается температура воздуха и воды.

    Обтирание

    Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

    Оборудование :

      таз с водой;

      варежки каждому ребёнку;

      полотенца каждому ребёнку.

    Методика проведения :

    Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.

    Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.

    Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.

    Те же движения повторяют другой рукой.

    Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.

    Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.

    По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.

    Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.

    Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

    Температура воды для обтирания:

      зимой: начальная - 30˚, предельная - 22˚;

      летом: начальная - 28˚, предельная - 18˚.

    Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

    Обработка варежек :

    в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

    Чесночное полоскание горла

    Цель:

      профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта,

      профилактика ОРЗ.

    Чесночное полоскание горла применяется как лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.

    Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

    Рижский метод закаливания На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо. Начиная со 2 года обучения, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

    Обширное умывание. Ребёнок должен: Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. Сон без маек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

    Ножные ванны - очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33-35°, зимой - 35-36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22-24° и ниже. Продолжительность процедуры 1-3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза. Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

    Общее обливание - более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9-10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний. Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом - 33-35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3-5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2-3 лет - до 25° и ниже. Обтирание - наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.

    Обливание - прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30-32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22-20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° - для 6-7-летних

    Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.

    Самомассаж «Петушок» Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга. Начинается игра! Красим крылья и живот, поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, Красим грудочку и хвост, голову. Красим спину, Красим ножки, Красим гребешок немножко. Вот какой стал петушок, поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться, Ярко – красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево – вправо.

    Массаж биологически активных точек «Солнышко» Солнце утром рано встало, поднять руки вверх, потянуться, делая руками Всех детишек приласкало. «фонарики». Гладит грудку, массировать «дорожку» на груди снизу вверх. Гладит шейку, поглаживать шею большими пальцами сверху вниз. Гладит носик, кулачками растирать крылья носа. Гладит лоб, проводить пальцами по лбу от середины к вискам. Гладит ушки, растирать ладонями уши. Гладит ручки, растирать ладони. Загорают дети. Вот. Поднять руки вверх.

    Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка» Чтобы горло не болело, поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху Мы погладим его смело. вниз. Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами растирать крылья носа. Надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, прикладывать ко лбу ладони «козырьком» Ладошку держим козырьком. И растирать лоб движениями в стороны. Вилку пальчиками сделай, разжать указательные и средние пальцы, Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки за и перед ушами. Знаем, знаем – да-да-да! Потирать ладони друг о друга. Нам простуда не страшна.

    Интенсивный метод закаливания высокими температурами (испарительное закаливание по К.В.Плеханову) Для проведения процедуры нужно взять салфетку, намочить ее в воде температурой 40 С, а затем обтереть тело ребенка. Начинать горячее обтирание можно не сразу всего тела, а с рук до локтей, плеч, далее увеличивая площадь обтирания, постепенно захватывая грудь, живот, спину и ноги. Вначале после процедуры мы обтираем ребенка сухим полотенцем, в дальнейшем он может походить и не вытираясь. Оптимальная продолжительность процедуры 3-3,5 мин.

    Ходьба босиком. Учитывая высокую рефлекторную связь между холодовыми рецепторами стопы и слизистой верхних дыхательных путей, хождение босиком является действенным методом повышения устойчивости организма к воздействию низких температур. Одновременно данная процедура способствует укреплению связок и правильному формированию свода стопы. Начинать следует при температуре пола 18 С. Особо чувствительным детям можно ходить в носках в течении 3-5 дней, затем босиком по 3-4 мин. В день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 15-20мин. Хорошо закаленные дети могут ходить босиком постоянно. Гигиена. После купания ребенка обливают водой контрастной температуры (на 1-2 С ниже, чем температура в ванне). После этого ребенка насухо вытирают.

    Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками: через эти области отводится 70% тепла. При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 С. Наблюдая за реакциями детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения организма.

    Методика контрастных ножных ванн. Необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой температурой 37-33 С, а другой- на 3-4 градуса ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С. Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в таз с горячей водой, а затем на 5-10мин – с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в таз с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3-4 раза. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15-30 сек. Увеличивают и количествопопеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

    Полоскание горла прохладной водой . На первом году обучения ребенок набрав в рот воды и закинув назад голову, произносит звук «а-а-а». У детей старшего возраста, умеющих полоскать горло, можно постепенно снижать температуру воды каждые 3-4 дня на 1 градус и довести ее до 8-10 С.

    Самомассаж от простуды (автор А.М. Уманская) Самомассаж делать несложно. Слегка следует надавить на точку и делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Для профилактики респираторных заболеваний этот массаж следует делать 3 раза в день, а в случае заболевания для лечения можно воспользоваться самомассажем активных точек каждые 40 мин. 1-я зона расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких. 2-я зона связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям. 3-я зона – место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надежным контролером химического состава крови. 4-я зона – район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатичный узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы. 5-я зона – 7-й шейный позвонок и первый грудной позвонок. Если наклонить вперед голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды. 6-я зона – область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчить носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровоснабжения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами. 7-я зона – надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах. 8-я зона – у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят. 9-я зона – место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка. При систематическом применении точечного массажа не только повышается степень закаленности, но, даже если ребенок заболеет, заболевание пройдет в более легкой форме, только массаж нужно делать через каждые 30-40 мин. Если делать точечный массаж ребенку на протяжении года, то, по данным С. Мартынова, его можно избавить от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки. Очень важно, что метод действует только при систематическом применении! Иначе мы дезорганизуем иммунную систему. Метод эффективен в том случае, когда он станет привычкой, как чистка зубов. Одновременно с точечным массажем БАЗ рекомендуется массаж ушей, кистей рук и стоп. Ушные раковины - своеобразная рефлексогенная территория, которая состоит в контакте со всеми без исключения внутренними органами и системами организма. Несколько раз подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами. Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок («хлопаем ушками»).

    Методика самомассажа по Д. Керни. Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек. Теперь быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх-вниз в течение 5 сек. Постучать часто барабанной дробью по макушке головы в течение 5 сек. Сжать руку так, чтобы кулак остался в расслабленном состоянии. Энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья 3 раза. Осторожно надавить на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем 3 раза. Найти на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажать на артерию, сосчитав до 5. Освободить. Дышать глубоко. Снова нажать и перейти на другую сторону шеи. Большим пальцем нащупать впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажать, сосчитать до 3, отпустить. Повторить 3 раза.

    Массаж рефлекторных зон ног: - сжать кончик большого пальца, затем его подушечку. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;- плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге; - быстро потереть верх ступни рукой; - раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

    Антистрессовый массаж по С.Мартынову : - игровое упражнение «Кошечка» (скребущие движения от шеи, лба и висков по направлению снизу вверх к макушке головы); - «Молоточек» (от шеи, лба и висков снизу вверх к макушке легкими постукивающими движениями расслабленных пальцев); - «Расческа» 9захватить в кулак прядки волос и тянуть их по очереди вверх, натягивая в струну. После каждого натяжения разжимаем кулаки; - «Приятные ладошки» (поглаживание ладонями области затылка и шеи сверху вниз по направлению к позвоночнику и плечам); - «Щипалочка» (пощипать брови кончиками пальцев по направлению от переносицы к вискам); - «Тук-тук, глазки» (постучать кончиками пальцев по поверхности закрытых век по направлению от переносицы к вискам, включая виски); - «Ушки играют» (сгибание ушных раковин вниз, вверх, вперед и их раскручивание); - «Ушкам жарко» (разминание ушных раковин кончиками пальцев, чтобы ушки «горели»); - «Пробочка» (большими пальцами обеих рук заткнуть ушные проходы, нажать и отпустить); - «Шлеп-шлеп» (энергичное пошлепывание ладошками по лицу и щекам); - «Кулачки» (постукивание косточками пальцев, сжатых в кулаки, по скуле от уха до центра подбородка с обеих сторон). Профилактика.

    Упражнения для глаз . Обучать пальмингу (снятию напряжения): «День-ночь», «Темно-светло», «Черная кошка», «Сделай, как было», «Глазки уснули». Обучать технике моргания: «Сожмем – разожмем глазки», «Незнайка», «Прятки», «Моргалочка». Обучать технике вращения глаз: «Пол - потолок», «Небо - земля», «Нарисуй глазками круги», «Часики», «Мельница», «Послушные глазки» (вверх-вниз, влево - вправо); игровое упражнение «Бездвижимая голова» (посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы). Обучить работе на тренажере со зрительными метками: - в разных частях группы располагаются яркие предметы; учить быстро поочередно фиксировать взгляд на указанных метках, сочетая движения головы с движениями глаз и туловища; - игровые задания: «Найди шар глазами», «Что лежит на столе», «Что висит высоко?», «Поймай бабочку». Обучить перефокусировке взора: - глаза сначала фокусируются на ближнем предмете, например, книге, затем, на объекте подальше, например, окне, затем еще на более дальнем объекте – дереве, и, наконец. На каком – либо объекте в бесконечности (расстояние свыше 6 м.); -задания «Смотри дальше – смотри ближе», «Расскажи, что далеко, что близко», «Расскажи, что высоко, что низко».

    Гимнастика бодрости. Полное дыхание, растирание ушей, резкие движения челюстями, потирание щек, растирание крыльев носа, массирование затылочной части, легкие движения по бровям, движения глазами вправо – влево. Вверх – вниз, массаж лица. Тонизирующий гидромассаж лица. Начать его следует с середины нижней челюсти. При этом ладони наполненные водой, скользят по ее краю, к ушам (на нижней челюсти проецируются ступни, бедро, колени). Затем нужно перейти к умыванию лба – от середины к вискам, далее от основания носа к его кончику (здесь проекция легких, печени, желудка), затем от крыльев носа и углов рта к вискам, ушам и углам нижней челюсти. Повторить 3-4 раза наполнив ладони водой.

    Эскимосский массаж. Одна из важных рефлексогенных зон лица – нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой. Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин

    СПИСОК ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ.

    список детей для общего закаливания;

    список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.)


    СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

    Система закаливания в 1 младшей группе

    Система закаливания во 2 младшей группе.

    Система закаливания в средней группе.

    Система закаливания в старшей группе.

    Система закаливания в подготовительной группе.

    УЧЁТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

    Примечания (мед.отводы и их сроки)

    t воды

    t воздуха

    ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА

    .

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    Закаливающие процедуры после дневного сна в средней группе

    « Фантазеры»

    Цели: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию,

    подготовить их к активной деятельности.

    Задачи:

    • Учить осознанному отношению к выбору закаливающей процедуры, учитывая свое самочувствие.
    • Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки.
    • Закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений.
    • Воспитывать интерес к закаливающим мероприятиям .

    Сентябрь.

    Комплекс «Зайчики и белочки».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Улетели сны в окошко,

    Убежали по дорожке.

    Ну, а мы с тобой проснулись

    И проснувшись, улыбнулись.

    Открывай один глазок,

    Открывай другой глазок!

    Будем мы с тобой сейчас

    Делать потягушечки,

    Лежа на подушечке.

    Зайчики и белочки.

    Мальчики и девочки,

    Начинаем мы зарядку!

    Носик вверх – это раз,

    Хвостик вниз – это два,

    Лапки шире – три, четыре,

    Прыгнем выше – это пять

    Все умеем выполнять!

    3. Бег (при температуре 18 – 20 градусов, 1 минута)

    «Одна лапка, другая»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой (5 раз)

    «Крепкие лапки»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед. Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Веселые белочки»

    И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.

    Выполнить по два наклона вправо – влево.

    Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Шаловливые зайчики»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.

    Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов (4- 5 раз) .

    5. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута) .

    Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.

    6. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Мы молодцы! ». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Мо-лод-цы! », вернуться в и. п. (5 раз) .

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Моем шею, моем уши.

    Затем вытремся мы все суше.

    Октябрь.

    Комплекс «Мы стараемся»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Чтоб скорей проснуться,

    Надо подтянуться

    Тянем ручки, тянем ушки.

    Ручкой облачко достали

    И немного выше стали!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье»(3 минуты)

    Мы стараемся, мы стараемся,

    Физкультурой занимаемся.

    Пусть будут ручки крепкими!

    Пусть будут ножки сильными!

    Мы будем все здоровыми,

    Веселыми, спортивными!

    3. Бег (3 минуты).

    «Крепкие руки».

    И. п. – ноги слегка расставить, руки. Руки через стороны вперед. Хлопок, руки на пояс. (5 раз).

    «Играют пальчики».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить. (5 - 6 раз).

    «Крепкие колени».

    И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед (5 -6 раз) .

    «Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные ноги» (5 раз) .

    5. Упражнения с шишками (1 минута).

    Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.

    6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем!».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз, 2 минуты).

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате 3 минуты).

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико.

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток.

    Чтоб кусался зубок.

    Ноябрь.

    Комплекс «Вставать пора!».

    1. Пробуждение, повороты головы влево – вправо (1 минута)

    Смотри скорее, который час!

    Налево раз, направо раз!

    Тик – так, тик – так, тик – так!

    Бежит по рельсам паровоз,

    На зарядку нас повез.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке,

    Шагают наши ножки:

    Раз- два, раз – два!

    Шагают наши ножки,

    По кочкам, по камешкам…

    В ямку – бух!

    3. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Подтягивание»

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки в замок над головой. Наклоны влево - вправо, вперед – назад (5 -6 раз) .

    «Надеваем шапочки»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседаем с упором на левую ногу, имитируем надевание тапочек. Возвращаемся в и. п. руки на пояс, левую ногу ставим на пятку. Тоже правой ногой (5-6 раз)

    «Умываемся»

    И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Подскоки на месте, имитируем умывание лица (5 -6 раз)

    «На пробежку»

    И. п. – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями, обращаем внимание на осанку.

    «Будильник»

    И. п. – ноги расставлены, руки опущены. Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь – динь» (5 -6 раз) .

    4. Дыхательная гимнастика (1 минута).

    «Устали».

    И. п. – ноги шире плеч, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести: «Устали! » (5-6 раз) .

    5. Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты) .

    6. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берем.

    Крепко зубы щеткой трем.

    Моем шею, моем уши,

    Затем вытремся мы суше.

    Декабрь.

    Комплекс «Валенки, валенки!»

    1. Пробуждение. (1 минута)

    Солнце глянуло в кроватки,

    Надо делать нам зарядку.

    Одеяло мы подняли,

    Сразу ножки побежали.

    Раз, два, три!

    Ну–ка, ножки догони!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Ваня в валенках гулял.

    Прыгал, бегал и скакал.

    Ваня с горочки скатился,

    Валенок с ноги свалился.

    Ваня крикнул: «Эй, постой!

    В чем теперь пойду домой?».

    3. Бег (3 минуты) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .

    «Ручками похлопаем, ножками потопаем».

    И. п. – ноги слегка расставить, руки опущены. Выполнить четыре хлопка в ладоши, одновременно топая ногами; вернуться в и. п. (5 раз).

    «Посмотри на валенки»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу! ». Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Нам в валенках не холодно»

    И. п. – ноги слега расставить, руки вниз. Восемь – десять подпрыгиваний (легких, скачки с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой) (4-5 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты).

    «Хорошо позанимались! »

    И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Хорошо! », вернуться в и. п. (5- 6 раз).

    6. Раскатывание мячиков («снежных комочков») между ладонями (1 минута)

    Дорогие мои дети!

    Я пишу вам письмецо:

    Я прошу вас, мойте чаще

    Ваши руки и лицо.

    Все равно, какой водою:

    Кипяченой, ключевою,

    Из реки, иль из колодца,

    Или просто дождевой!

    (Ю. Тувим, перев. С. Михалкова).

    Январь.

    Комплекс «Елочка – елочка!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    С кроваток быстро поднимайтесь,

    На зарядку собирайтесь!

    Будем с вами мы играть,

    Бегать, прыгать и скакать!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Наша елка зелена,

    И нарядна, и стройна.

    Сразу тысячи огней

    Ярко вспыхнули на ней.

    А под елкой хоровод

    И танцует, и поет.

    Всех друзей и всех подруг

    Приглашаем в круг.

    3. Бег (1минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5минут)

    «Колючие иголочки».

    И. п. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед пошевелить пальцами, сказать: «Колючие!». Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Здоровается с нами елочка, машет нам иголочками»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Взмахи: Одна рука вперед, другая назад. Постепенно увеличивать амплитуду движения (6-7 раз) .

    «Мы очень любим елочку»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. (6 раз)

    «Спрячемся под елочкой» .

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать: «Спрятались!» вернуться в и. п., выпрямиться. Выполнять в умеренном темпе (6 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Смолою пахнет елочка».

    И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом.

    Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах» (5 раз)

    6. Раскатывание шишек руками, между ладонями и пальцами рук (1 минута) .

    Ко мне, дети, подбегайте,

    Себе мыло выбирайте!

    Белое, душистое,

    Пенное, гладкое,

    Мойте руки с мылом –

    Будет все в порядке!

    Февраль.

    Комплекс «Веселая физкультура»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Кто спит в постели сладко?

    Давно пора вставать.

    Спешите на зарядку!

    Мы вас не будем ждать!

    Носом глубоко дышите.

    Спинку ровненько держите!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Нам весело, нам радостно,

    Не холодно зимой!

    Физкультурой заниматься

    Не скучно нам с тобой!

    Будем крепкими и смелыми,

    Ловкими, умелыми,

    Здоровыми, красивыми,

    Умными и сильными!

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Ладони к плечам».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки к плечам, пальцами коснуться плеч, руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Наклонись и выпрямись!»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, руки назад - вверх, выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Птички»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами как клюёт птица, произнести: «Клюю - клюю! » вернуться в и. п. (6раз)

    «Мячики»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки на пояс. Восемь – десять подпрыгиваний, столько же шагов. Прыгать легко, мягко (5 -6 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута.

    «Нам весело!»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «Ве–се–ло! ».

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута)

    7. Водные процедуры (2 минуты)

    Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться,

    В ушате, в корыте, в лохане,

    В реке, в ручейке, в океане, -

    И в ванне, и в бане, всегда и везде –

    Вечная слава воде!

    (К. И. Чуковский).

    Март

    Комплекс «Очень маму я люблю!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Подул весенний ветерочек.

    Раскрыл весенние цветочки.

    Цветочки ото сна проснулись

    И прямо к солнцу потянулись.

    И в танце легком закружились

    Потом листочки опустились.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Очень маму я люблю!

    Ей цветочки подарю –

    Разные – разные синие и красные

    Сегодня праздник - мамин день.

    Нам маму поздравлять не лень!

    Будь, мамочка, красивой,

    Здоровой и счастливой!

    3. Бег. (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Стираем»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки сжать в кулачки перед грудью. Приседать кулачками имитируем стирку. Вернуться в и. п. (5-6 раз).

    «Полоскаем»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Наклониться вниз, руками совершать маховые движения. Вернуться в и. п. продолжая движения руками (5 -6 раз) .

    «Выжимаем»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях перед собой. Наклониться влево- вправо руками имитируем отжим белья. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Сушим »

    И. п. – ноги на шири не плеч, руки на уровни груди. Подпрыгнуть руки вверх. Вернуться в и. п. (5 -6 раз) .

    «Гладим»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки у груди, одна ладонь на другой. Наклониться вперед,прямые руки перед собой. Вернуться в и. п. (5-6 раз)

    5.«Дыхательная гимнастика (1 минута)»

    «Нюхаем цветы» делаем глубокий вдох носом, на выдохе произнесли «а- а - ах!»

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута).

    «Соберем крышки» собираем пальцами ног крышки в корзину.

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, а затем насухо растираются полотенцем.

    Моем, моем, трубочиста,

    Чисто, чисто, чисто, чисто!

    Будет, будет трубочист

    Чист, чист, чист, чист!

    (К. Чуковский) .

    Апрель

    Комплекс «Животные».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Под сосной, где много шишек,

    Сладко спит малютка – мишка.

    Мишка, глазки открывай,

    День с зарядки начинай!

    Сначала мишка потянулся,

    Выгнул спинку и прогнулся.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Зайка – трусишка по полю бежал,

    В огород забежал, морковку нашел,

    Капусту нашел, сидит, грызет.

    Иди прочь – хозяин идет!

    3. Бег (1 минута) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут).

    «Слон»

    И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки полукольцами к ушам. 1-2 – соединить локти 3-4 – тяжелые шаги. 5-6- наклон вперед со звуком «у-у-у! »(5 раз) .

    «Лисички»

    И. п. – стоя ноги вместе, руки у груди. Прыжки влево, вправо на двух ногах(5раз)

    «Питон»

    И. п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, прогнуться влево, вправо, назад и вперед. Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Тюлень»

    И. п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Повороты туловища влево и вправо (перекаты (5 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

    «Поддувалочки».

    Дуем на поддувалочки.

    6. Раскатывание орехов между ладонями. (1 минута) .

    7. Водные процедуры.

    Да здравствует мыло душистое,

    И полотенце пушистое,

    И зубной порошок,

    И густой гребешок!

    (К. Чуковский) .

    Май.

    Комплекс «Бабочки»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Светит солнце ярко.

    Стало жарко – жарко.

    Бабочки проснулись,

    Детки улыбнулись.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Над полянкой, над цветами

    Кружит пестрый хоровод.

    Это бабочки – летуньи

    Ждали лета целый год.

    Они пыльцу с цветов собрали.

    Нектар попили, полетали,

    Под лепесточки спать легли

    До самой утренней зари.

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Бабочки»

    И. п. – ноги слегка расставлены руки к плечам. Соединяем локти перед собой, возвращаемся в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка готовится к полету».

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед. Прямые руки отвести назад. Вернуться в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка отрывается от земли».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Подпрыгивать, одновременно делать махи руками (5-6 раз) .

    «Перелетаем с цветка на цветок»

    Короткие перебежки с остановкой по сигналу на счет 3, не забывая махать крылышками (6 перебежек) .

    5. Дыхательные упражнения (1 минута).

    Нюхаем цветы. Делаем вдох носом, выдох ртом.

    6. Раскатывание каштанов между ладонями и пальцами (1 минута) .

    7. Водные процедуры (2 минуты)


    Картотека закаливающих процедур в детском саду.

    Описание материала: Предлагаю вам картотеку закаливающих процедур для детей в детском саду. Данный материал будет полезен воспитателям, медсестре д/с, родителям.

    Методика солевого закаливания

    Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
    Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
    Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
    Оборудование: 3 фланелевых коврика,
    а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
    б) с нашитыми палочками.
    10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
    Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

    Обширное умывание

    для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
    Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
    После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
    на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
    на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
    на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
    на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
    на счет "5" - обтираем лицо и уши.
    По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
    В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

    Хождение босиком

    Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.
    Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

    Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
    Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
    - ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
    - ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
    - ходьба по сухому коврику;
    - ходьба по "Дорожке Здоровья".
    Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
    Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
    В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
    Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
    Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
    При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

    Гигиенический душ

    В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
    Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
    Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
    Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

    Точечный массаж "Волшебные точки"

    (по А.А.Уманской)
    Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
    Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
    Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
    Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
    Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
    Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
    Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
    Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
    Точка 7 . Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
    Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
    Точка 9 . Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

    Техника выполнения массажа

    Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
    пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
    Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
    Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
    Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

    Закаливание воздухом

    Проветривание помещений
    Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:
    · С 1 до 3 лет - +20оС
    · С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
    Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).
    Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.
    Прогулки – способ закаливания воздухом
    Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
    Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку. Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.