• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

    Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта

    Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

    Бесконечная посадка

    Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м 2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.


    Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется ски-бейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта.

    В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

    В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».


    Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как, в отличие от лыжников, они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.

    Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

    Не летать, кататься!

    Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.


    В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту.

    Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

    Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.


    Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный «реальный» ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно.

    Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

    С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

    Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.


    Меж двух стихий

    Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

    В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

    При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.


    Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

    Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.


    Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

    В поисках гуру

    Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

    Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

    Прародителями современного зимнего кайтинга стали серфинг, катание на лыжах под парусом. Сегодня этот вид спорта успешно развивается не только на воде. Спортсмены катаются по поверхности земли со всевозможными преградами на маунтин бордах, на сноуборде с парашютом по снегу. Вид спорта позволяет экстремалам управлять порывами ветра, получая массу положительных эмоций с мощной дозой адреналина.

    Катание под куполом на доске, лыжах или коньках по снегу — это не только спорт для экстремалов, но просто активный отдых. Основной элемент кайта — это крыло — парашют для , который генерирует интенсивность тяги, создавая подъемную силу. Прокатиться при помощи такого воздушного змея можно: на замерзшем озере либо реке, заснеженному полю, горнолыжному склону.

    Пробовать ездить можно где угодно, при этом сильный ветер особо не нужен. При использовании парашюта-кайта, при подъеме на горный холм с последующим спуском на крыле, перед райдером открывается поразительная сила, гармония природы. Имея лыжи, сноуборд-доску и кайт, можно превратить невеселый зимний день в заполненное адреналином приключение.

    История

    Впервые способ прокатиться по снежному покрову под тягой воздушного змея удалось превратить в жизнь немецкому спортсмену-парапланеристу около пятидесяти лет назад. Фрирайдер сцепил себя с парашютом, удачно маневрируя под куполом. Чуть позже лавировать под крылом стали лыжники, любители коньков.

    Развиваясь, кайт сноубординг стал профессиональным видом, образовались своеобразные приемы, техники исполнения. Ежегодно в тех местах на планете, где есть соответствующие климат и платформы, проходят состязания различного уровня:

    • свободное катание по сложным трассам;
    • гоночные турниры;
    • перелеты;
    • искусство — прыжковые воздушные трюки;
    • приключенческие состязания-симуляторы.

    Первый клуб любителей сноуборда с воздушным змеем появился в России с конца девяностых годов. В настоящее время открывается большое количество кайт-центров, где новички обучаются скольжению под крылом. Подобные школы также предоставляют аренду необходимого снаряжения для полетов.

    Техника

    Для желающих освоить это искусство, желательно начинать скольжение по свежевыпавшему снежному покрову. Современные крылья-кайты осуществляют передвижения в любую сторону. Однако, самое естественное катание — перпендикулярно воздушным массам. Научившись чувствовать воздушный поток, контролировать крыло, можно достаточно легко вернуться именно к точке на местности, откуда начался старт. Расстояние, которое пройдет райдер, будет зависеть от его желания, опыта, выносливости.

    Обучение

    В отличие от водного кайт серфинга, желающему освоить , можно не искать для проведения полетов нужное место в теплых краях. Климатические условия и местность большей территории России позволяют проводить катания во многих регионах страны.

    Хорошим вариантом при желании обучиться искусству езды на лыжах и доске с воздушным змеем, будет обращение в специальную школу. Занятия в подобных центрах проходят под присмотром опытных наставников, которые помогут избежать всех ошибок. В таких школах отпадает осуществление покупки необходимой экипировки, так как в ходе обучения все снаряжение выдается начинающему спортсмену абсолютно бесплатно.

    Пытаясь самостоятельно, следует запомнить пару советов:

    1. Перед тем как подцепить к себе лямки паруса, нужно научиться хорошо ездить на доске, лыжах или коньках без второстепенной тяговой силы. Потренировавшись, следует хоть немного овладеть техникой езды на снарядах.
    2. При первом запуске и перелете стоит позаботиться о страховке, попросив товарища о поддержке. Подстраховкой послужит веревочный канат.
    3. Для пробного запуска нужно выбирать открытую местность и слабый ветер.

    Оценка ветра

    Для начинающих кайтеров большое значение имеет способность двигаться с малой тягой. Это нужно для соблюдения требования техники безопасности. Следует остерегаться низкой облачности, так как это первоочередная причина циклонного ветра. Он создаст сильные завихрения, которые очень опасны не только для новичков.

    Чтобы избежать фатальной ошибки, кайтер должен помнить, что при запуске, постройки, высокие деревья должны располагаться минимум на 90 метров ниже ветра. Внимательно ознакомившись с инструкцией парашюта, необходимо придерживаться точного совпадения силы текущих воздушных потоков с указанным оптимальным диапазоном в паспорте.

    Начинающему райдеру стоит купить карманный анемометр, который будет определять скорость ветра. Спортсмену также нужно просматривать в интернете предстоящее состояние погоды. При нестабильных и очень сильных порывах стоит отказаться от запуска купола или сменить на меньший парус.

    Места для катания

    Для любителей адреналина, которые хотят освоить парашют для катания на сноуборде или другом спортивном снаряде, оборудованы безопасные платформы по всему миру.

    1. Тальгау. Самая популярная площадка для кайтеров, расположенная в Австрии. Хорошие климатические условия, стабильный ветер и наставники помогут овладеть скольжение под крылом за очень короткое время.
    2. Варангер. Площадка для спортсменов-асов в Норвегии, где усиленные порывы ветра позволяют осуществлять запуск крыла на бешенной скорости.
    3. Плещеево. Российская платформа для любителей кайта, находящаяся возле Переяславля-Залесского. Отличается ровным рельефом с необходимым количеством снега для катания.
    4. Гирвуд. Площадка на Аляске с ветром, дующим во все стороны и оптимальным количеством снега. Отличное место для совершения потрясающих трюков профессионалами-фрирайдерами.
    5. Ай-Петри. Снежная крымская точка, подходящая для сноубординга.

    Ограничения

    Заниматься таким видом спорта может любой желающий, даже не имеющий специальной физической подготовки. Однако некоторые противопоказания все же существуют:

    • людям, имеющим травмы голеностопов и коленей, занятия перелетами не рекомендуются;
    • при болях в спине следует использовать только специальный стабилизатор-трапецию, который будет снимать нагрузку;
    • детям с 13-14 лет разрешается заходить на старт только при слабом ветре с маленьким крылом строго под надзором взрослых.

    Снаряжение

    Являясь достаточно травмоопасным, спуск на снежной доске требует от спортсмена железного здоровья. Однако сноукайтинг — так стал называться с парашютом, как вид спорта получился менее опасным.

    Для занятий зимним кайтингом райдеру потребуется:

    • пилотажное или тренировочное крыло;
    • специальный пояс-трапеция для управления парусом;
    • шлем, перчатки, маска;
    • горнолыжный и дополнительные аксессуары;
    • спортивный снаряд для передвижения.

    Кайт

    При выборе паруса специалисты-кайтеры рекомендуют покупать универсальное демисезонное крыло. Ведь такое снаряжение можно использовать для скольжения по водной поверхности. Однако для кайтеров-новичков понадобится тренировочный миниатюрный купол, с которым будет проще освоить навыки пилотирования.

    Виды кайтов

    Кроме основных видов парашютов-крыльев, существует еще несколько разновидностей, которые называются по-иному. Такие элементы также в полной мере создают подъемную силу.

    1. Как называется катание на лыжах с парашютом? Какой вид крыла наиболее подходит? Спидглайдинг — экстримальный вид развлечения. Применяются горные лыжи и глайдер-купол, способный развивать скорость до 140 км/ч.
    2. Как называются прыжки на лыжах с парашютом? Скайсерфинг, где лыжник прыгает с самолета или вертолета на высоте 3500-3800 метров. Перед самой землей спортсмен выдергивает из снаряжения чеку для выброса спортивного снаряда на землю. Для скайсерфинга используются надежные купола-прашюты.
    3. Вингсьют — костюм-кайт, при помощи которого в воздухе создается аэродинамический профиль. Набегающие воздушные потоки дают возможность спортсмену удачно пилотировать. Применяется парашютная и защитная системы.

    Стандартные купола бывают двух видов:

    • жесткие надувные крылья, накачивающиеся при помощи насоса. Безопасное и контролируемое снаряжение;
    • двухслойные парашюты, имеющие меньший вес и размеры в равнении с надувными. Снаряжение не нуждается в накачивании, транспортабельное.

    Необходимое оборудование и аксессуары для сноукайтинга, кайтсерфинга, спитглайдинга можно приобрести в магазине «Спортмастер», где представлена продукция известных брендов достойного качества.

    Важно

    Обучаясь на пилотажных кайтах, стоит помнить, что:

    1. Близкое расположение деревьев, ЛЭП и строений недопустимо!
    2. На старте нужно быть внимательным, стараясь ничего не запутать и не повредить в снаряжении!
    3. Начальные занятия происходят в присутствии нескольких человек!
    4. Изношенные и потертые лямки на снаряжении стоит немедленно заменить!

    Не так часто в мире появляются новые спортивные дисциплины, особенно технические, со своим специальным снаряжением. Так, совсем недавно, около десяти лет назад, на стыке парапланеризма и парашютизма зародился новый вид спорта под названием граундланч. Возможно, уже в недалеком будущем в пеструю картину горнолыжных склонов добавят красок яркие купола спидглайдеров.

    О том, что собой представляет новый спорт и в чем его особенности, нам рассказал один из пионеров граундланча на Урале — Сергей Новоселов.

    —Так что же такое граундланч?

    —Значение слова граундланч — это, если дословно, «старт с ног» или «запуск с земли». Вообще, история появления этого вида спорта такова: начали отходить и от парашюта, и от параплана в сторону, так получился новый купол — спидглайдер. Вся суть отличий граундланча от парашютного спорта и парапланеризма сводится к разному отношению к рельефу. Например, при совершении парашютных прыжков спортсмену практически не важно, что происходит внизу, он приземляется на специально подготовленную площадку аэродрома. Парапланерист стремится после старта максимально отдалиться от земли, используя восходящие потоки воздуха. А спортсмен, пилотирующий спидглайдер, не только не стремится уйти от рельефа, но и наоборот, старается как можно ближе прижаться к земле, используя все неровности и препятствия для прокладывания собственного маршрута.

    После появления спидглайдера началось развитие граундланча, уже как самостоятельной единицы, в разных направлениях. Сейчас этот термин обозначает наиболее общее название дисциплины, включающее в себя несколько видов полетов. Выделяют спидфлай, спидрайдинг и пока что экзотический параглайдинг. Разница в понятиях возникает из-за того, что например парапланеристы считают спидглайдер таким же парапланом, только маленьким и быстрым. Парашютисты считают граундланч тем же парашютизмом (только ты не выпрыгиваешь из самолета, а разгоняешься с горы и взлетаешь), а спидглайдер — неким специальным парашютом.

    Спидрайдинг (этот вида так чаще называют в Европе) — это когда большую часть времени спортсмен едет на лыжах, и только иногда «подлетает». Они и крылья «затачивают» под это. Объяснение простое: в Европе много гор, отсюда и доступность, и популярность. В целом, конструктивно крыло для спидрайтинга — скорее, парашют.

    Спидфлай отличается от спидрайдинга тем, что большую часть спуска пилот находится все-таки в воздухе, хоть и максимально близко от земли, обычно 2-3 метра. Конструкция крыла примерно такая же, как и в спидрайдинге, только сам купол больше.


    Параглайдинг — для него производители делают не спидглайдер как таковой, а параплан, только маленький. Если спидглайдер, и тем более парашют, не могут двигаться вверх на восходящих потоках воздуха, то параглайдер может. Он как параплан может двигаться, как минимум, без потери высоты и даже «подскакивать» вверх, иногда существенно. При этом конструктивно параглайдер имеет гораздо больше общего с парапланом, чем с парашютом.

    —Как давно вы занимаетесь спидфлаем? С чего началось увлечение?

    —Лет пять уже занимаюсь. Как раз с того времени, как граундланч только начал появляться в России. С тем, как я именно нача,л была целая история. Мой давний друг, Костя Яблоков, которого я когда то четырнадцатилетним пареньком таскал за собой в походы, учил ставить палатки, разводить костры, стал матерым альпинистом и потащил меня в горы. Однажды попалось на глаза — «Граундланч», и как-то зацепило!

    —То есть, по сути дела, в этот спорт вас привел друг?

    —Скорее, он обратил мое внимание на его новое увлечение. Костя с друзьями вообще были самыми первыми в России. Года на два, на три раньше граундланчем начали заниматься на Украине. Это не потому, что они ближе к Европе, просто, когда есть «вкусный» Крым под боком, грех не развиваться в этом направлении. В Крыму опять же много парапланерных школ, вот они-то и начали интересоваться новой техникой. Правда, по этой же причине и граундланч у них идет больше с упором на параглайдинг. Вв России же первыми были Яблоков и Цветков, которые прежде всего парашютисты. И, имея парашютные навыки и подготовку, они начали развивать граундланч в России уже в эту сторону. От них я узнал о существовании такого вида спорта, но на этом участие моих друзей практически закончилось. Я уже тогда занимался парашютным спортом и точно знал, что следующим этапом будет парапланеризм. Вышло так, что спидглайдер я начал осваивать даже раньше, чем параплан.


    —А как вы начали учиться, где-то есть школа или инструкторы?

    —Все полностью сам, с нуля. Когда я начал заниматься, в России еще только все зарождалось, а в Екатеринбурге никто даже и не слышал о таком направлении. Я перечитал все, что можно было найти по граундланчу, проштудировал все, до чего смог добраться. И понял, что вся эта информация большей частью бесполезна. Большинство статей того времени, да и большая часть доступных сейчас в свободном поиске материалов сводится к тому, что «ребят, лучше бы вам этим не заниматься вообще, ну, а если заниматься, то только с инструктором». А как быть? Инструкторов-то нет! Я взял всю известную литературу по параглайдингу и проштудировал ее, не разбирая, надо мне это или нет. Потом уже, приезжая на склон со всей снарягой, на месте понимал, что мне пригодится, а что нет. Вывод получился такой, что большинство информации, которую дают парапланеристы, подходит с некоторыми оговорками и для граундланча. Подъем купола, старт — все очень похоже. Спидглайдер на этом этапе не ведет себя как парашют — парашют всегда «тугой» в воздухе, а спидглайдер никогда. Пока он не наполнится воздухом, он живет своей жизнью.


    —Чем интересен граундланч, чем он цепляет?

    —Сейчас для меня самое привлекательное — это скорость. Хотя дорога была одна, но теперь точно разделяю: прыжки отдельно, параплан отдельно, спидглайдер отдельно. У них общего только то, что над головой тряпка с привязанными веревочками, а по ощущениям это вещи абсолютно разные. Для меня сейчас спидфлай — это, прежде всего, скорость и драйв. Для наглядности можно сравнить с лыжами. Тебе хочется попробовать, ты начинаешь как-то худо-бедно кататься в странной позе, кувыркаться, отбивать колени, локти и так далее. Потом что-то начинает получаться, и ты стараешься получить какие то новые ощущения. И начинаешь гонять по вешкам или просто гонять, но уже далеко не так, как учился. Вот и в граундланче самое интересное — это именно скорость и именно работа с рельефом. Повторюсь, в параплане рельефа нет вообще, спортсмен отрывается от земли и старается взлететь повыше, ну а потом остается только приземлиться на заранее выбранную площадку. Для парашютиста земля также не представляет особого интереса, как правило, это какая-то большая и ровная поляна на которую нужно приземлиться. Да, есть пилотирование скоростных парашютов, с огромной скоростью и длинными эффектными пролетами вдоль земли, но опять же, рельефа как такового там нет. А в граундланче как раз есть возможность работать на большой скорости с рельефом. Ты летишь между какими-то препятствиями, рядом с препятствиями, и это ощущение скорости и драйва как раз очень похоже на лыжные гонки, только свободы больше.

    —Какое необходимо снаряжение, и какова цена вопроса?

    —Ну, цена — это что то среднее между парапланом, парашютом и кайтингом. Средненький купол, скажем, украинский, будет стоить около тысячи долларов, европейский — около тысячи евро, хотя в плане цены, как говорится, нет предела совершенству. То есть можно и за две тысячи чего-нибудь найти и даже дороже. Подвесные системы по ценам сравнимы с парапланерными, даже чуть дешевле. Подвески для граундланча не такие массивные, как парапланерные, ну и «запаска» в них не предусмотрена, так как бессмысленно. Цена колеблется в районе восьмисот долларов. Остальное снаряжение — дело вкуса. Например, лыжи — это не обязательный атрибут, стартовать можно и «с ног». Просто если есть лыжи, то стартовать легче и кое-где можно проехаться по склону, ну и приземление удобнее. Из защиты все-таки я считаю обязательной каску, остальное — по вкусу.


    —Где вы обычно летаете?

    —Обычно на горнолыжных базах, правда, не все горнолыжки это терпят. Львиную долю времени я провожу в Михайловске, потому что это место, где терпят совершенно всех. Там и парапланелисты, и кайтеры теперь тоже летают с гор. В общем, нормальный полигон, пока, слава богу, каких либо происшествий не случалось. Бывало, что на каких-то хороших горах мне просто запрещали летать. На других горах можно было летать только в будние дни. Ну, это понятно — в выходные там реально небезопасно, очень много народу.

    —А из условий на горе что необходимо? Подъемник, например?

    —Подъемник и нужен, и не нужен. Летом тоже бывают «вкусные» полеты, просто качество другое у них. Были облетаны многие склоны в Башкирии, на которых даже парапланелисты нечасто бывают. Такие полеты вроде коллекционных получаются. Вот ты один раз поднялся — улетел, второй раз — с другого места улетел. Это всегда интересно, это другой рельеф. А вот потренироваться летом не получится, подъем в гору отнимает не только силы, но еще и время. А на горнолыжке по времени точно так же, как катание, только разве что чуть медленнее. К примеру, в Михайловске я успевал за день сделать двадцать спусков, а это двадцать стартов и столько же приземлений. Сейчас я на пятидесяти уже бросаю считать, это как тренажер — механическая наработка навыков. Конечно, от одного и того же места со временем начинает подташнивать, но тем не менее отрицать пользу бесполезно. Механизм простой, спустился, собрал купол в охапку и на подъемнике вверх, и все по новой.


    —Насколько популярен граундланч в мире в целом и в Екатеринбурге в частности?

    —Скажем так, в мире — популярно, в России — только набирает популярность, а в Екатеринбурге непопулярно совсем. Это, конечно же, не леность местных жителей, а прежде всего отсутствие условий. Во-первых, занятие не из дешевых. Тот же кайт в два раза дешевле. Во-вторых, я не знаю людей, которые пришли в граундланч с нуля. Все они либо парашютисты, либо парапланеристы, то есть люди, имеющие какие-то навыки, а школы или инструкторов в Екатеринбурге попросту нет, все самоучки. Ну и третье, самое важное, — мало мест для полетов. Если в Европе все горнолыжные курорты уже выделяют специально склоны для спидглайдеров, то в России их почти нет и о них никто не думает. Развиваются в основном Москва и Питер: первые могут ездить куда-то, а вторым повезло с местами. Рядом с Санкт-Петербургом есть город Кировск, там не столько высокие горы, сколько очень много снега. У нас же в городе нет практически никого, кто бы занимался граундланчем. Был у меня опыт, двое друзей парашютистов, молодая пара, обратились: «Научи!». Я взялся, вспомнил свой опыт, наложил это на уже появившиеся материалы, методики обучения, которые трансформируются с параглайдинга на спидфлай, все это освежил, накидал свою программу, составил план, и мы за сезон шикарно ее отработали. И как результат, люди к концу сезона начали летать. В глазах появился огонек. Начальную программу они освоили, дальше только совершенствоваться.


    —Какие-нибудь забавные случаи у вас были?

    —Самое забавное происшествие было, когда я «намотался» на елку. Это была явная ошибка, даже не геометрическая, а тактическая. Я не просто зацепился за ветку, я в ненужное время вошел в ненужное место, попал под нисходящий поток воздуха, купол «просел», одним «ухом» (купол сшит таким образом, что ткань образует трубы или сопла, крайние трубы купола называются ушами — прим. автора) зацепился, ну и с размаху практически полностью намотался на раскидистую елку. Часа три я потратил на то, чтобы снять с нее купол, зато повеселил немногочисленных катающихся и парапланеристов. Пришел к выводу, что елки — это очень безопасно.


    —Насколько это травмоопасный вид спорта?

    —Я учился «с ног», поэтому синяков было будь здоров. Естественно, покупал себе защиту, наколенники, налокотники и так далее. Теперь у меня полная «черепаха», то есть комплект: голени, колени, бедра, локти, грудь, спина, — в общем, все-все-все. Я понимал, что могу себе позволить кувыркаться как угодно без риска получения серьезной травмы, не говоря уж о мелких царапинах. Как следствие — ни одной серьезной травмы я не получил за все то время, что я занимаюсь граундланчем. Зимой надеваю самые мягкие налокотники и наколенники. Еще можно пододеть плоский наспинник. Зимой падения точно такие же, как на лыжах, если падаешь, то катишься и кувыркаешься по снегу. Вдобавок купол спасает, он же находится сверху и тянет вверх, то есть на руки упасть или головой вперед полететь не так просто.


    Но я понимаю, что это занятие — потенциально опасное. Человеку с улицы, если у него нет парашютного или парапланерного опыта, просто невозможно научиться самостоятельно. Если почитать форумы Москвы или Питера, то там люди с печальной регулярностью получают травмы. Это происходит просто: появляется «тело», начинает что-то получаться, спортсмен берет «на октаву выше» — и все, привет, больничная койка. У парашютистов есть поговорка: «Самый страшный отказ — это отказ головы». Не стоит забывать о том, что мы не бессмертные и что занимаемся потенциально опасным видом спорта, тогда многих проблем можно избежать. Самая сложность состоит в том, что в воздухе человек теряется. Он, допустим, всю жизнь рулил, а тут ему дали в руки две клеванты (стропы управления куполом — прим. автора) и сказали: лети, а руки привыкли с точностью до наоборот работать. Человек может просто не понимать, что он делает и что с ним происходит. А когда поймет, может статься, что уже поздно.

    —А проводятся соревнования по граундланчу?

    —Проводятся, за рубежом они в настоящее время очень популярны. Многие соревнования по лыжам или фрирайду проходят параллельно с спидрайдингом. В России приняты правила, заимствованные за рубежом. В них граундланч не делится на дисциплины, выделено лишь несколько упражнений. Из этих правил понятно, что, если относиться к граундланчу как к спорту, то это, безусловно, зимний вид спорта, хотя повторюсь, летать можно и летом.


    Фотограф: Артем Никитин, Александр Новоселов

    Примерно в 30 км. от Самары, не доезжая пос. Рощинский, любители острых ощущений – сноукайтингисты облюбовали для катания место, на много километров свободное от деревьев и кустарников. Покрытый ровным слоем чистого искрящегося на солнце снега, участок пахотной земли, на время зимних морозов превратился в место сбора любителей покататься на лыжах с парашютом- сноукайтинг. На несколько километров, до самого горизонта растянулись разноцветные «воздушные змеи» - кайты.
    Фото. Сноукайтинг

    Из истории : В 1937г советские лётчики в составе первой воздушной экспедиции на Север,при базировании на острове Рудольфа использовали парашют и лыжи для передвижения на аэродром, находящийся на вершине острова. Сегодня, этот вид спорта немного разнообразили, и он стал более популярным, чем прежде. Сноукайтинг это не только экстремальный вид спорта, а один из видов активного отдыха. Человек встает на горные лыжи или сноуборд и его на буксире силой ветра по снегу или льду тащит большое крыло, напоминающее парашют или параплан. Чаще всего для кайтинга, а точнее сноукайтинга, выбирают горные лыжи или сноуборды.

    Фото. Экстрималы

    Смотришь на лыжников, с парашютом в руках, на скорость, которую они развивают, даже при небольшой силе ветра, на прыжки и крутые повороты, и «дух захватывает». Невольно появляется желание самому встать на сноуборд и взять в руки «воздушного змея»…

    Фото. Начинающий сноукайтингист.

    А мы тем временем берем обычные беговые лыжи и проехав 2,5 км. в сторону Рощинского, попадаем в лесополосу. Табличка оповещает нас о том, что это Генковская лесополоса, памятник природы.

    Фото. Начало лесного массива

    Лыжню в лесу, конечно, никто не проложил, но зато вдоль лесополосы есть укатанные снегоходами тропинки. Причем можно выбрать место, где нет ветра. Лесной массив тянется с севера на юг, тем самым защищая лыжников, от северного ветра, или от южного.

    Фото. Дорога вдоль леса

    Необычный вид открывается на заснеженные поля, когда то засеянные подсолнечником. Несколько нескошенных стеблей с поникшими «головами» приветствуют Вас среди белой, ледяной пустыни, напоминая о лете и теплых днях.

    Фото. Подсолнух

    Фото. Поле

    В лесу притаилась башня, скорее всего это военный объект, ведь неподалеку базируются военные части. Очень колоритное строение прячется глубоко в лесу, но при желании до него можно добраться на лыжах сквозь кустарник и ветви деревьев.

    Фото. Башня

    Удачных Вам путешествий!

    Ставший чрезвычайно популярным среди любителей экстремальных дисциплин, сноукайтинг, сочетающий сноуборд с парашютом как называется на английском этот вид спорта, все больше набирает обороты. Хотя, его нельзя отнести исключительно к экстремальному виду спорта, прежде всего это вариант активного, увлекательного и захватывающего отдыха.

    Сноукайтинг, называют усовершенствованной и приспособленной к сноубордингу конструкцией воздушного змея, впервые запущенного в Китае в XII в. В более широком понятии, он относится к зимнему буксировочному кайтингу — использование воздушных потоков и гравитации, для преодоления больших расстояний. Достигается это при использовании сноуборда или горных лыж, как одного из основных элементов, дополненных парашютом или парапланом, подхваченным ветром, буксирующим человека по снеговому покрову.

    При сильных порывах ветра, сноукайтинг становится смертельно опасным занятием, в такие моменты избегают заниматься им даже профессионалы с большим опытом и самые рисковые экстремалы.

    История возникновения

    Рождение сноукайтинга произошло под влиянием его водного аналога, кайтсёрфинга — катания по волнам, с использованием того же принципа. Произошло это в 70-е годы, когда немец Дитер Стразилла и его помощник Андреа Кун, на альпийских склонах Швейцарии впервые использовали сочетание сноуборда и модифицированного парашюта. На начальном этапе зарождения этого вида спорта и активного отдыха, Стразилла много экспериментировал с разными вариантами крыла. А к началу 80-х у него появилось множество последователей, высоко оценивших его замысел.

    История в России

    В Россию эта «забава» пришла спустя 2 десятилетия после ее изобретения, в 1997 году. Пионером российского сноукайтинга стал Владимир Бобылев, неоднократный призер в соревнованиях по зимним видам спорта. Начиная с этого времени, он активно занялся развитием и популяризацией его на просторах СНГ. Создал кайт-клуб «Змеиное логово», на выставке «Спорт и отдых ‘99» представил свой вариант снаряжения и оборудования. А в 2000 году стал главным инициатором массового производства кайтов в рамках проекта «Batwing», под им же запатентованной торговой маркой «Skysnake».

    Сноуборд или лыжи?

    При выборе инвентаря, учитываются индивидуальные способности самого человека, в чем он больше преуспел: в горнолыжном спорте или сноубординге. Каждый сам решает, что ему проще и ближе, от этого и зависит правильность выбора. В случае если нет сноровки ни в том, ни в другом, следует обучиться сначала стоять на лыжах или сноуборде, а уже потом прицеплять к ним стропы кайта.

    На чем проще кататься?

    Здесь тоже всё зависит от умения и способностей самого человека. Инструкторы отмечают, что при ознакомлении и постижении азов сноукайтинга, начинать на горных лыжах несравнимо проще. В случае если опыта катания на сноуборде, или на кайтборде — летнем варианте, больше чем на лыжах, вопрос может считаться закрытым, имеющиеся навыки автоматически определяют наиболее подходящий инвентарь.

    Какой нужен сноуборд для катания на кайте?

    Выбирая сноуборд для кайта, нужно принять во внимание то, что сноубординг и сноукайтинг, отличительные во всем: в способах, приемах, технике катания, и физических принципах. А еще, существенно отличаются два вида спорта, в распределении массы тела на борд, во время движения — в этом полная противоположность. Поэтому, даже имея необходимую сноровку и опыт обращения со сноубордом, кайт сноуборд поначалу тяжело освоить, привыкнуть и перенастроиться на него. Для адаптации потребуется выбор по таким критериям:

    • лучше если это будет «Twin tip» — симметричный борд, одинаковый по жесткости и форме хвостовой и носовой части;
    • выбор следует остановить на модели «WIDE» — его ширина гарантирует комфортное катание по любому снегу;
    • хороший вариант, кайтснуборд с наименьшей приталенностью — максимальный радиус бокового выреза ускоряет разгон и скольжение по прямой линии;
    • прекрасным выбором будет средний по жесткости борд — он одинаково подходит и для простого катания и выполнения кульбитов;
    • лучший тип конструкции борда «Sandwich» — отличается качеством, надежностью и удобством при его использовании.

    Крепления для сноуборда

    Важно правильно выбирать не один сноуборд, параллельно следует позаботиться о креплениях. Это не менее важный момент, как и параметры самого борда, от чего зависит комфортное катание на кайте. Лучшие, в этом плане, крепления, имеют регулирующий угол задника (хайбэка), особо выделяют 2 варианта:

    1. Стрепы — самая распространенная система креплений, давно доказавшая состоятельность. Они удобны в использовании, просты в фиксации, надежны, что важно, стоят недорого.
    2. Flow — пожалуй, лучшие крепления для сноуборда, зарекомендовавшие себя в сноукайтинге. Существует несколько видов, отличающихся исключительным удобством при встегивании и фиксации.

    Как выбрать сноубордические ботинки?

    При выборе сноубордических ботинок, особое внимание нужно обратить на их жесткость, для удобства и комфорта она должна быть низкой или средней. Не стоит забывать про другие элементы специфической обуви. Важен угол наклона голенища ботинок, лучший вариант без наклона, либо с минимальным показателем. Грубейшая ошибка при выборе ботинок — приобретение обуви использующейся в фрирайде, у них высокая жесткость, доставляющая чувство дискомфорта, что недопустимо при катании на кайте.

    Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте?

    Если в сноукайтинге сочетаются лыжи с парашютом, нужно уделить внимание первой составляющей, от этого многое зависит. Как и в случае со сноубордом, должны учитываться особенности и специфика специализированного инвентаря. Стоит выделить детали, актуальные при покупке:

    • лучшими считаются лыжи для фрирайда — имеют хорошую проходимость и скольжение по «диким» склонам с глубоким, топким снегом;
    • особо актуальны лыжи с шириной как минимум 80 мм — это тоже важно в случае катания в условиях заснеженности и сложного рельефа местности;
    • важная деталь, минимальная боковая приталенность — боковой вырез основополагающий при разгоне, с увеличением радиуса поворота до 100-150 м;
    • не меньше учитывается рост лыж — чем они длиннее (200-240 см), тем удобнее на длинных дистанциях и лучше их скоростные качества.

    Одежда и аксессуары

    Отправляясь на заснеженные склоны, кроме кайта, лыж или сноуборда, необходимо позаботиться об экипировке, важном элементе снаряжения. Учитываться должна каждая деталь: одежда, в том числе нижнее бельё, на что обычно мало кто обращает внимания, обувь, в частности ее удобство, и дополнительная защита. Этот вид экстремального спорта небезосновательно относится к наиболее травмоопасным.

    Термобелье

    Хотя экипировка рассчитана для длительного пребывания в горных условиях, с преобладанием низких температур, термобелье нужно не для согрева. Цель путешествия — активный отдых, непосредственно связанный с потоотделением, а основной функцией термобелья будет регулировка температуры тела и отвод влаги. Выбирать следует смешанный вариант (шерсть + синтетика).

    Носки, майка и штаны

    Как и термобелье, носки, майка и штаны должны быть из смешанного материала, он предпочтителен для катания на кайте. Полностью натуральные материалы, проявляют согревающий эффект. Синтетические, не пропускают воздух, все это способствует высокому потоотделению. А смешанные, защитят от излишней влажности. Важно, чтобы эти элементы одежды были облегающими, создавая минимальную скованность движениям.

    Флисовая кофта

    Флис — легкий, прекрасно пропускающий воздух материал, позволяющий «дышать» телу, эффективно отводить влагу. Сохранять привычную координацию движений, не сковывая их, а потому незаменимый в альпийских видах спорта. Профессионалы используют флисовые кофты в виде второго слоя одежды, рекомендованы они как неизменная часть экипировки и международными спортивными ассоциациями.

    Костюм

    При выборе верхней одежды, главную роль играют сопутствующие факторы: во многом все зависит от носимой трапеции — сидячей или поясной. Исходя из этого, индивидуально подбираются варианты костюма — с раздельной курткой и штанами, или в виде цельного комбинезона. Важнее в этом материал: не слишком плотный, непромокаемый, водоотталкивающий.

    Перчатки

    Следует уделить внимание перчаткам, в этом случае, выбор проще остальных, и условий для этого гораздо меньше. Главное чтобы это были именно перчатки, а не варежки, в них рукам намного легче управляться со стропами кайта. А единственное требование — как и прочие принадлежности, они должны быть изготовлены из смешанного материала, пропускающего воздух.

    Балаклава

    В отличие от других частей тела, находящихся в движении и согревающихся, лицо способно пострадать в условиях низких температур. Чтобы защитить его от обветривания и обморожений, потребуется маска-балаклава, незаменимая в различных ситуациях. На фоне других предметов экипировки, следует выбирать изделие из согревающих, натуральных материалов, таких как шерсть.

    Защита

    В сноукайтинге травмы распространены и привычны, чтобы максимально себя обезопасить, нужно позаботиться о защитном комплекте. Прежде всего, это шлем, изготовленный из крепкого пластика или кевлара. Это самый важный элемент защиты райдеров. Поверх него очки, плотно прилегающие к лицу, и не стоит забывать о налокотниках и наколенниках — суставы больше других частей тела травмируются при падениях.

    Дисциплины и виды состязаний

    Основным видом состязаний в сноукайтинге, неизменно остаются гонки. Они интересны и участникам, и зрителям, собирают большое количество людей как среди райдеров, так и среди праздных зевак. Ставшие настолько популярными, соревнования проводятся организаторами на протяжении зимнего сезона, в выходные и праздничные дни.

    Фрирайд

    Фрарайд — самая распространённая дисциплина, разновидность альпийского фрирайда. Выражена в произвольном, демонстративном катании, ограниченным отведённой частью горного склона, с учетом времени. В нем используются те же оценочные критерии, основная — техника и стиль выполнения трюков.

    Полеты

    В отличие от предыдущей, эта дисциплина выражена не в скольжении, а в полетах и парении, на неограниченное расстояние по времени — основное, на чем основываются оценочные критерии. Проводятся соревнования в местах с большим перепадом высот, в случае полета, и небольших возвышенностях при парении, где оценивается время непрерывного пребывания в воздухе.

    Турнирные гонки

    Гонки из нескольких заездов, с минимальным количеством участников, по причине сложности включённой в них программы, трудновыполнимой и для профессиональных райдеров. Представляют собой безостановочный подъем по горному склону (Апхилл), а также гонку на короткой дистанции с элементами фристайла (Бэккантри-кросс).

    Приключенческие гонки

    Гонки на длинные дистанции по сложной, пересеченной горной поверхности, на отдельных участках без кайта, длящиеся на протяжении дня, от восхода до захода солнца. В них тоже принимают участие не так много райдеров, прохождение маршрута изнурительно, требует выносливости, самообладания и серьезной физической подготовки.

    Где можно кататься на кайте зимой

    Поскольку сноукайтинг настолько популярный вид экстремального спорта, в мире ежегодно появляется все больше площадок, оснащенных всем необходимым для катания. Самым знаменитым из таких мест называют австрийский курорт «Тальгау», где созданы условия и сложились благоприятные погодные условия. В России, лучшее место для катания на кайте, благодаря стойким ветрам и идеальному снежному покрытию в зимний сезон, Плещеево озеро, расположенное вблизи Переяславля-Залесского.

    Важно! Наиболее подходящие места для сноукайтинга, имеют плоскую, ровную поверхность, такие, как покрытые не слишком толстым слоем снега поля, или широкие замерзшие озера.

    Скользить на сноуборде с парашютом или парапланом по снегу, ни с чем несравнимые ощущения, незабываемые впечатления. Интересно наблюдать за этим даже со стороны, что уж говорить о чувствах людей, находящихся под куполом. Поэтому сторонников этого захватывающего вида спорта и одновременно развлечения, с каждым годом становится все больше.