• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    …Катался в этом году в Битце по первому снегу. На одном из подъемов меня остановил человек, признавшийся, что он только что купил себе пластиковые лыжи.
    - Почему вы легко заезжаете на гору, а у меня лыжи что вперед, что назад – катятся одинаково?
    - А вы их чем мазали?
    - А что, их надо еще и мазать?!!

    Диалог этот, при всей его кажущейся неправдоподобности, тем не менее, весьма характерен. Надо ли мазать пластиковые лыжи, и чем мазать?

    Мастер спорта СССР по лыжным гонкам,
    главный редактор журнала «Лыжный спорт».

    I. Покупать ли лыжи с насечкой?

    Это вопрос, на который, увы, не существует однозначного ответа. Могу лишь сказать вам вполне определенно – именно лыжи с насечкой использует бОльшая половина стоящего на лыжах населения нашей планеты, и эта цифра, согласитесь, говорит о многом. Плюсы использования лыж с насечкой более чем очевидны – вам никогда не надо будет забивать себе голову вопросом о том, как намазать лыжи . Согласитесь, такая постановка вопроса подкупает – взял лыжи, встал и поехал.

    Минусы – столь же очевидны. Такие лыжи будут хорошо держать на мягком рыхлом снегу, и не будут держать на более-менее жёсткой лыжне. И, самое обидное, если лыжи с насечкой не держат – намазать их уже практически невозможно.


    Скажу сразу, я не поклонник использования этих лыж и своих детей с малолетства приучал лыжи именно мазать. Это более сложный вариант, гарантирующий, тем не менее, нормальное катание при любой погоде. Впрочем, окончательный выбор всё равно остается за вами, и нижеприведенная статья адресована как раз тем, кто сделал свой выбор в пользу «обычных» классических лыж, и стоит перед вопросом, как же их намазать на держание (чтобы они не отдавали, не скользили назад).

    II. Комплект для смазки лыж из двух, трёх, иногда четырёх баночек мази, пробки-растирки, скребка.

    Это самый минимальный комплект, который может вам понадобиться для смазки лыж. Чтобы кататься по лыжне классическим стилем, лыжи надо намазать под колодкой держащей мазью. Колодка – это средняя часть лыжи, начинающаяся от пятки ботинка и расположенная вверх от крепления на 15-25 см. Вот эту среднюю часть лыжи (колодку) и надо мазать держащей мазью для того, чтобы лыжи у вас не скользили при толчке ногой назад.


    Для первых шагов вам вполне подойдёт комплект недорогих отечественных или импортных держащих мазей – он, как правило, состоит из четырёх брикетиков, иногда баночек, сделанных из толстой металлической фольги или мягкого пластика. Также вам понадобится синтетическая пробка-растирка. Вполне достаточно купить комплект из 4 держащих мазей (например, отечественные Висти, «Уктус», «Фэста», Zet, Ray или импортные – «Swix», «Toko», «Briko», «Start», «Holmenkol» и т.д.) и мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой.

    Итак, намазав лыжу под колодкой держащей мазью, её (мазь) следует растереть пробкой-растиркой. В идеале после растирания у вас должен получиться ровный, слегка блестящий слой.

    Если ровного слоя по каким-то причинам не получается, не заморачивайтесь на этом обстоятельстве, вполне достаточно мазь просто пригладить.

    Теперь ещё об одном нюансе. Если вы отправляетесь в лес кататься на лыжах, желательно всегда брать с собой более теплую и более холодную держащую мазь по сравнению с той, которой вы только что намазались, а также пробку и скребок. Рассмотрим два наиболее типичных случая непопадания в мазь.

    1. Лыжи не держат, или, как говорят лыжники, «отдают», то есть не позволяют вам уверенно толкнуться, при толчке ногой проскальзывают назад. В этом случае достаточно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой, и ситуация окажется исправлена – вы можете снова получать удовольствие от катания. На исправление смазки у вас уйдёт всего лишь пара минут.

    2. Лыжи, как говорят лыжники, «тупят», то есть совершенно не едут, а иногда ещё и покрываются льдом или снегом под колодкой – в той средней части лыжи, где вы нанесли слишком тёплую мазь. Лыжники называют эту ситуацию «подлипом», если к мази прилипает снег, или обледенением, если на мази образуется лёд. Выход есть, вам понадобится лишь чуть большее количество времени.

    После этого интенсивно разотрите колодку лыжи сначала перчаткой, избавляя смазку от оставшегося снега и капелек влаги, а затем интенсивно пробкой, разогревая и как бы просушивая мазь. Усилие вам придётся прилагать значительно бОльшее по сравнению с растиранием в тёплой комнате. Теперь, когда мазь подсохла и разогрелась, на неудачную смазку вы можете положить сверху дополнительным слоем более холодную мазь. Как правило, в 99 процентах случаев этот приём исправляет ситуацию и позволяет продолжить прогулку по лесу.

    III. Рассмотрим конкретный пример: как намазать лыжи при минус пяти градусах?

    Например, на улице температура минус пять градусов. У вас есть комплект лыжных мазей «Висти», состоящий из пяти брикетиков. Наиболее логичным вариантом смазки лыж при минус пяти градусах мороза будет намазаться голубой мазью – 2 – 8. Однако помните про золотое правило: на лыжную прогулку всегда надо брать в карман или подсумок два брикета (банки) пограничных мазей. В данном случае это будут – 0 – 2 (фиолетовая мазь) и – 5 – 12 (светло-зеленая). Таким образом, и при потеплении, и при похолодании вы сможете внести коррективы в свою смазку и получить удовольствие от прогулки на лыжах.


    Вернувшись домой, снимите старую мазь с лыжи любым пластиковым скребком (обломком пластиковой линейки, старым футляром от аудиокассеты и пр.). После этого на остатки старой смазки можете смело наносить новую смазку. Если захотите почистить лыжи начисто (что, в общем-то, совершенно необязательно), это можно сделать кусочком ваты, смоченной в бензине или скипидаре. Если позволяют средства, купите нормальный пластиковый скребок и бутылочку фирменной смывки - она почти не пахнет, так что никого из домашних не "оскорбите" запахом бензина.


    IV. Комплект жидких мазей, смывка, скребок для катания на лыжах при плюсовой погоде.

    Как я уже сказал, четырёх недорогих банок мази, скребка и пробки-растирки вам хватит практически на все случаи жизни. Но бывают ситуации, когда снега ещё много, а температура воздуха уже устойчиво плюсовая. Воскресный день, солнце, капель гонят вас на улицу с лыжами, вы мажетесь самым тёплым из имеющихся у вас брикетиков мази (скажем, ВИСТИ 0-2 или Swix + 1 - 0), а лыжи… категорически не держат, «отдают». Обидно? Ещё как! И, тем не менее, выход из этой ситуации есть, и он достаточно прост – купить тюбик универсальной жидкой лыжной мази (лыжники иногда жидкие лыжные мази называют ещё клистерами) и обзавестись бутылочкой смывки (бензина, керосина, скипидара). Сразу хочу предупредить: покупка жидких лыжных мазей переведёт вас в разряд чуть более продвинутых лыжников, ибо обращение с ними потребует чуть большей возни и опыта. Но выигрыш в виде комфортного катания на лыжах по весенней лыжне окажется просто несопоставимым.



    Итак, вы вполне обойдётесь комплектом из двух тюбиков жидкой мази – красной (плюсовой) и фиолетовой (на ноль и небольшой минус). Красной мазью мы мажемся при любой плюсовой температуре воздуха, а фиолетовой – при ноле и небольшом минусе. Тут важно понимать, что весенний снег почти никогда не бывает мягким и пушистым, как зимой. Как правило, весной он состоит из жёстких крупных снежно-ледяных гранул. Лыжники называют такой снег фирном. Вот для такого ледянистого снега при минусовой погоде вам и понадобится фиолетовый клистер.

    Как намазать лыжи жидкой лыжной мазью? Делать это следует в тёплом помещении, равномерно выдавливая на колодку (среднюю часть) лыжи жирные капли лыжной мази и растирая затем эту мазь скребком.

    А теперь о том, почему с жидкими лыжными мазями приходится чуть больше возиться по сравнению с твёрдыми (баночками или брикетиками). Дело в том, что жидкие лыжные мази, по своей консистенции весьма напоминающие сгущенное молоко, имеют свойство пачкать руки, одежду, и для того, чтобы избежать этих печальных последствий, после тренировки лыжи следует сразу же почистить скребком, а потом и смывкой. Второй вариант – упаковать лыжи в чехол, донести до дома и почистить их уже там. И всё-таки большинство лыжников предпочитает чистить лыжи сразу после окончания тренировки – меньше перепачканной одежды и липких рук, да и лыжный чехол изнутри не пачкается. Обязательная необходимость чистить лыжи после прогулки – пожалуй, единственное неудобство использования жидких мазей. Зато неизменным спутников жидких мазей обычно бывает весеннее солнце, прекрасная лыжня и чудесное настроение. Так что, поверьте, игра стоит свеч.

    V. Эконом-комплекты мазей для смазки лыж.

    Как правило, все ведущие производители выпускают в продажу эконом-комплекты лыжных мазей, содержащие две-три банки твёрдой мази и пробку-растирку.

    Иногда в этот комплект входит и один-два тюбика жидкой мази, скребок. Случается, этот комплект оказывается упакован в недорогую поясную сумку (лыжники говорят «подсумок»), а иногда в него входит и баллончик со смывкой. Это очень хороший вариант для того, чтобы одним махом решить все свои проблемы со смазкой лыж на несколько ближайших лет, так что при возможности используйте его обязательно.

    VI. Мази скольжения, или, как их ещё называют в России, парафины для смазки лыж.

    Это область, в которую я вам настоятельно не рекомендую вторгаться. Поверьте мне, современные пластиковые лыжи прекрасно скользят по снегу без какой-то специальной обработки. Этого скольжения вам хватит за глаза для любых, даже самых протяжённых прогулок по лесу при любой погоде.


    Поэтому про концы лыж (то есть то, что расположено сверху и снизу относительно колодки – средней части лыжи) можете забыть и ничем их не обрабатывать.

    Другое дело, если ваши прогулки по лесу довели вас до такого состояния, что вам захотелось выйти на старт, скажем, 50-километровой «Московской лыжни» или, паче чаяния, испытать себя в очень тяжёлой классической Гонке МВТУ.


    В этом случае вам надо уже учиться парафинить лыжи, надо обзаводиться не только комплектом мазей скольжения (парафинов), но и утюгом, щёткой, жёсткой металлический циклей, станком для подготовки лыж и т.д. Но это приятные хлопоты. Значит, вы уже прочно «подсели на иглу» лыжных гонок, значит, лыжи для вас стали уже очень важной составной частью вашей жизни. Но обо всех тонкостях подготовки лыж мазями скольжения в этот раз мы говорить не будем – это выходит за рамки нашего сегодняшнего разговора.

    VII. Как улучшить скольжение лыж?

    Признаюсь вам, эта глава - вставная, я вынужден написать её через несколько лет после написания самой статьи. Вынужден потому, что вижу - у многих из вас, наших читателей, даже после прочтения этой статьи остаются вопросы, и мне приходится отвечать на них после получения ваших писем. То есть, похоже, какие-то важные, базовые вещи я всё-таки не сумел объяснить в этой статье. Например, очень много вопросов о том, как улучшить скольжение лыж . Поэтому в этой главе - обобщение всего уже сказанного в этой статье и в ответах на ваш вопросы (а также несказанного) о скольжении лыж.

    Итак, что влияет на скольжение лыж ?

    Развилка №1.

    Гладкие лыжи или лыжи с насечками? Помните, что лыжи с насечками всегда будут скользить существенно хуже лыж без насечек. Подробно об этом - в самой первой главе этой статьи и вот в этом моём ответе на одно из ваших писем:

    Развилка №2.

    Тип пластика скользящей поверхности . Снова вас адресую к моему ответу Наталье Синицыной Лыжи с насечками не едут - просто ужас! - я там довольно подробно рассказал о двух типах пластика скользящей поверхности - высокомолекулярном (дорогом и быстром) и низкомолекулярном (дешёвом и относительно медленном). Прочитайте, пожалуйста. Посмотрите на мою аналогию с автомобилями . Помните, что инвалидную мотоколяску можно каким-то образом улучшить и модернизировать, но заставить её ехать как Порше 911 или хотя бы даже как Форд Фокус - нереально.

    Развилка №3.

    Использовать ли смазки скольжения? Подчеркну, я писал эту статью в расчете на начинающих, только-только делающих свои первые шаги на лыжах людей. В рамках этой концепции я считаю, что пластиковые лыжи на скольжение готовить не нужно - современные пластики вполне прилично скользят по снегу. И тем не менее, поскольку вопрос этот звучит постоянно, отвечу. Первое, что вам нужно сделать - научиться различать смазки скольжения и смазки держания, чтобы не попасть в ситуацию, описанную вот в этом письме , когда наша читательница Татьяна Шалимова мазала лыжи по всей длине мазью держания и удивлялась, почему же у неё лыжи не едут.

    Итак, вы уже научились отличать мази держания ("пластилины") от мазей скольжения ("свечек", спреев, аппликаторов и пр.)? Тогда -

    Развилка №4.

    Мази скольжения быстрого нанесения ("ленивые") или профессиональные? Во-первых, вы должны иметь в виду, что в вашем распоряжении довольно большой ассортимент мазей скольжения быстрого нанесения (их ещё иногда называют "ленивыми" мазями). Для нанесения этих мазей на скользящую поверхность лыж не нужно иметь никаких приспособлений.

    И, наконец, вершина техники подготовки лыж на скольжение: использование так называемых парафинов, спреев, эмульсий, порошков, ускорителей и пр.. Вам понадобятся: крепкий, не шатающийся стол, лыжный станок, две струбцины, профессиональный лыжный утюг (ни в коем случае не бытовой!), щётки, скребки, фиберлен (специальные нетканые салфетки для обработки лыж), парафины, порошки, ускорители… Я не уверен, что в статье для начинающих целесообразно описывать этот довольно сложный и дорогостоящий процесс подготовки лыж. Впрочем, если я увижу, что в рамках даже этой статьи для начинающих какие щетки нужны для начинающего при подготовке скользящей поверхности беговых лыж?

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    После опубликования этой статьи ко мне время от времени стали приходить письма с «наивными» вопросами, на которые читатели не смогли найти ответы в этом материале. Поначалу я отвечал на них частным порядком, пока вдруг мне не пришло в голову, что ответы эти, возможно, будут интересны и более широкому кругу наших читателей. Так что если вы не нашли ответ на свой вопрос в статье, пишите мне на мой почтовый ящик [email protected] , присылайте свои вопросы, я обязательно на них отвечу. А пока – первые вопросы и ответы на них.

    2. Алюминиевые лыжные палки гнутся. Что делать?

    3. Стоит ли мазать лыжи на держание в спортивном ориентировании?

    ПОДГОТОВКА ЛЫЖ

    1. Факторы, влияющие на выбор мази.

    Температура.

    Перед тем как приступить к подготовке лыж к гонке или же просто прогулке необходимо учесть ряд факторов - температура воздуха (снега), влажность воздуха (снега), тип снега (зернистость).

    Температура воздуха (снега)

    Температуру воздуха, в той или иной местности, сегодня можно узнать, не выходя из дома, достаточно просто открыть тот или иной погодный информер. Гораздо сложнее с температурой снега, её надо измерять непосредственно на лыжне.

    Обычно на упаковках парафина (мазей) указана температура воздуха. Температура снега, так же может быть полезна. Но помните, что когда температура снега достигла точки замерзания (0 С), то далее она расти не будет, не зависимо от повышения температуры воздуха. В этом случае лучше использовать температуру воздуха и обратить внимание на содержание воды в снеге.

    Влажность.

    Влажность важна скорее как локальная тенденция климата и нет необходимости в ее точном измерении. Важно знать, катаетесь ли Вы в зоне сухого климата, со средней влажностью 50%; в зоне нормального климата при влажности 50% - 80% или при влажном климате от 80% до 100%.

    Зернистость снега.

    Для правильного выбора мази, так же важен вид снежных кристаллов и тип получающейся поверхности. Падающий или очень свежий только что выпавший снег - самая сложная ситуация для смазки. Острые кристаллы требуют мази, которая не допускает проникновения кристаллов снега, но при более высоких температурах она должна еще обладать и водоотталкивающими свойствами. Свеженасыпанный снег при низкой температуре особо требует синтетических парафиновых добавок. При повышении температуры воздуха выше 0 С, температура снега, остается 0 С. Количество воды, окружающей кристаллы снега возрастает до тех пор, пока снег не становится насыщенным водой. В этом случае требуются сильно водоотталкивающие мази и глубокий структурный рисунок скользящей поверхности.

    2. Инструмент для подготовки лыж

    Столы и станки

    Прежде всего, для смазки и обработки лыж нам понадобится стол удобной высоты, оснащенный необходимыми для работы приспособлениями (электророзетки, дополнительное освещение и т.д.). Столы бывают как самодельные, так и производства каких-либо фирм (например “SWIX”), стационарные или переносные, с большим разнообразием конструкций и их модификаций.

    Станок - приспособление, на котором можно укрепить лыжу таким образом, чтобы она имела опору по всей длине. Станки могут быть, так же, как и столы, самодельными или “фирменными”. По конструкции они могут быть самыми различными (цельные, разборные, с изменяющейся длиной и т.д.). Обычно они крепятся к столу струбцинами или же имеют самостоятельные “ножки”. Последний вариант предназначен для работы в “полевых” условиях.

    Термоприборы

    Основное назначение термоприборов - разогревание парафинов и мазей. Обычно применяются электрические утюги, нагреваемые утюжки, газовые горелки, фены. Предпочтение отдается приборам, в которых не используется открытый огонь и которые могут долго сохранять постоянную, регулируемую температуру. Из всех существующих термоприборов наиболее применяемы:

    электрические утюги - для расплавления парафинов и порошков.

    фены - для расплавления держащей мази, наносимой под колодку лыжи. Если для этой цели вы будете использовать утюг, то добьетесь лишь того, что мазь у вас “разбежится” в желобок и на боковины лыжи. Фены в отличие от утюгов значительно больше подходят для расплавления мази, поскольку позволяют разогреть ее равномерно.

    газовые горелки - обычно применяются в “полевых” условиях, там, где нет доступа к электросети.

    Цикли, скребки

    Металлические цикли - служат для выравнивания скользящих поверхностей и удаления ворса (твердость стали, из которой сделана цикля и ее толщина зависят от того, насколько большой слой пластика вам необходимо снять).

    Металлические цикли выпускаются различными фирмами (“TOKO”, “SWIX” и т.д.) или делаются на заказ из специальных сортов стали.

    Мягкий металл позволяет производить заточку циклей в обычных, “полевых” условиях с использованием специальных заточек. Жесткий металл предполагает заточку циклей только в заводских условиях.

    СКРЕБКИ ИЗ ОРГСТЕКЛА, ПЛАСТМАССЫ обработки скользящей поверхности после нанесения парафинов. Выпускаются толщиной 3,4 и 5 мм. Более толстые скребки предназначены для снятия более холодного, а значит и более жесткого парафина.

    БРИТВЕННЫЕ СТАНКИ служат для удаления ворса после механической и ручной шлифовки (циклевки) лыж.

    СКРЕБКИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖЕЛОБКА выпускаются различных разновидностей. Сейчас все большее распространение приобретают скребки, своей формой напоминающие авторучки

    Щетки

    Щетки предназначены для окончательной доводки скользящей поверхности лыж. Бывают двух типов: обычные (для ручной обработки) и роторные (для механизированной обработки с помощью электроинструмента).

    Для ручной обработки используются щетки нескольких разновидностей:

    металлические (латунные, бронзовые, стальные)

    нейлоновые (жесткие, средние, мягкие)

    натуральные (обычно из конского волоса)

    комбинированные (латунно-нейлоновые, бронзово-нейлоновые, латунно-натуральные, натурально-нейлоновые)

    полировальные (в виде натуральной пробки или блока с фланелью).

    Для механизированной обработки (в этом случае в качестве привода используются электрические или аккумуляторные дрели) применяются роторные щетки. Они размещаются на специальной оси, одна сторона которой служит ручкой для держания, а другая крепится в патроне дрели.

    Роторные щетки по используемым материалам “щетины” аналогичны вышеперечисленным щеткам для ручной обработки.

    МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЩЕТКИ

    (кроме стальной) в основном используются для очистки скользящей поверхности и микроструктуры от старого парафина и грязи.

    СТАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ

    обычно применяется не столько для удаления парафина, сколько для нанесения на скользящую поверхность мелкой микроструктуры (в зависимости от погодных условий).

    Стальная щетка

    Медная щетка

    Латунная щетка

    НЕЙЛОНОВЫЕ ЩЕТКИ

    бывают жесткие, средние и мягкие. Жесткие используются для удаления более твердого (морозного) парафина, средние - для удаления мягкого (предназначенного для переходной и теплой погоды). Мягкие щетки применяются при окончательной полировке скользящих поверхностей.

    Нейлоновая щетка жесткая

    Нейлоновая щетка мягкая

    Нейлоновая щетка средняя

    НАТУРАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ

    применяются для удаления мягкого парафина и для обработки поверхностей после нанесения на них порошков и ускорителей.

    ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ

    используются при сухом (без применения утюга) способе нанесения спрессованных и обычных (сыпучих) порошков.

    СОВЕТ: будет лучше, если для каждого типа порошка вы станете использовать одну определенную щетку. Иными словами, не стоит плюсовой и морозный порошок обрабатывать одной и тот же щеткой.

    Волокнистая пористая ткань (фибертекс)

    Фибертекс - нетканое нейлоновое волокно с микрочастицами абразива или без него.

    ЖЕСТКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ

    используется для снятия ворса после циклевки скользящей поверхности.

    МЯГКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ

    Для удаления верхнего очень тонкого слоя поверхности (фактически - своеобразного сглаживания) без изменения структуры лыжи.

    ФИБЕРТЕКС БЕЗ АБРАЗИВА

    служит для полировки скользящих поверхностей.

    3. Парафины и мази держания

    Парафины

    Парафины - это основа ухода за скользящей поверхностью. У большинства ведущих производителей линейка парафинов насчитывает два-три сорта мази для разной температуры снега. Кроме того, парафины могут различаться по содержанию фтора и других присадок. Парафины с высоким содержанием фтора дороже, они более «скользкие», но при этом быстро вытираются со скользящей поверхности. Дополнительно выпускаются всепогодные грунтовые парафины - не особо скользкие, зато дешёвые, они в основном используются для подготовки лыж к длительному хранению и транспортировке. Парафины на разную температуру снега принято делать разных цветов. Обычно используется жёлтый цвет для более «тёплого» снега, красный - для более холодного, и синий - самый «холодный» из парафинов. Грунтовый парафин обычно имеет белый цвет, как обычный медицинский. Нанесение парафина - тема отдельная, и затронута будет чуть ниже.

    Пасты и аэрозоли

    Фтористые пастообразные мази и аэрозоли, как правило, являются «всепогодными». Производитель заявляет, что они хорошо скользят по снегу любой температуры и влажности. К сожалению, это не всегда так. Снег - структура сложная. Встречаются такие сочетания его температуры и размера кристаллов, когда никакие мази не помогают. Но в большинстве случаев нанесение фтористой пасты на недостаточно «скользкую» лыжу в той или иной мере помогает исправить ситуацию. Однако при использовании паст есть несколько ограничений. Во-первых, для нанесения пасты скользящая поверхность лыжи должна быть предварительно запарафинена, иначе паста моментально сотрётся. А во-вторых, паста довольно быстро вытирается даже с запарафиненой скользящей поверхности. Но поскольку паста - средство холодного нанесения, то её без особых проблем можно обновить прямо на склоне. Как правило, тюбик с пастой снабжён губкой. Равномерно распределив мазь по скользящей поверхности лыжи, нужно подождать её высыхания (обычно несколько минут, точное время указывается производителем на упаковке), а потом заполировать поверхность.

    Ускорители

    Несмотря на то, что название у этой категории средств подготовки скользящей поверхности крайне «ненаучное», ускорители - вещь довольно интересная, хотя и бесполезная для рядового пользователя. Эти весьма «скользкие» штуки выпускаются в виде твёрдых брикетиков (таблеток) и в виде порошков. Ускорители, как правило, содержат соединения фтора и графит, оказывающий антистатический эффект. Почему они бесполезны для рядового лыжника? Дело в том, что ощутить присутствие ускорителя можно лишь на хорошо подготовленной трассе, при этом филигранно владея техникой, сводя к минимуму постороннее соскальзывание и торможение. Кроме того, ускорители очень быстро вытираются - зачастую их наносят прямо перед стартом, на предварительно подготовленные лыжи. Скользящая поверхность (обязательно обработанная высокофтористым парафином) равномерно натирается брикетом ускорителя, затем энергично полируется специальным бруском, напоминающим пробку. Порошковым ускорителем равномерно присыпают скользящую поверхность лыжи, затем прижигают утюгом, а после - полируют.

    Очистка скользящей поверхности.

    Очистку можно производить двумя способами - с помощью специальной жидкой смывки либо с помощью грунтового (низкофтористого) парафина. Со смывкой всё просто - флизелиновую тряпку нужно намочить жидкостью, а затем хорошенько протереть ею скользящую поверхность. Горячая чистка чуть хитрее. Парафин наносится на лыжу, а когда остынет, соскребается пластиковым скребком. Вы увидите, что соскабливаемый парафин пропитан грязью. После циклёвки хорошенько обработайте скользящая поверхность нейлоновой или бронзовой щёткой. При необходимости повторите процедуру. А потом, для пущего эффекта, можно протереть лыжу смывкой. Не используйте растворители для удаления загрязнений со скользящей поверхности, так как они сушат её.

    4. Процесс подготовки лыж (классика и конёк)

    Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.

    Начнём с того, что по «правилам» лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит более-менее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.

    Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы «засохшей», покрытой каким-то белым «налётом». На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой «налёт» - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.

    А теперь подробнее.

    4.1.Подготовка классических лыж

    Очищаем зону держания.

    Для очищения классических лыж от старой мази может применяться как «горячий» способ так и «холодный». В первом случае:

    1. Закрываем зону лыж, покрытую мазью, туалетной бумагой или салфетками.

    2. Прогреваем утюгом до впитывания мази в бумагу.

    3. Используя пластмассовый цикл, удаляем эту пропитанную бумагу. В случае необходимости эту процедуру повторить.

    4. Остатки грязи удаляем смывкой.

    Во втором случае старая мазь держания удаляется пластиковым скребком и смывкой.

    Особые трудности возникают при удалении «старой» (после длительного хранения лыж) мази, в этом случае может возникнуть необходимость в применении всех способов удаления мази.

    Также для очищения от старой мази держания может применяться и парафин. Необходимо запарафинить тот участок лыжи на котором находится старая мазь и пока парафин не успел полностью застыть снять его скребком вместе со старой мазью. При необходимости проделать данную процедуру несколько раз.

    Готовим колодку для классических лыж

    Для начала необходимо определиться с зоной держания (подробнее об этом в разделе подбор инвентаря).

    Для лучшего сцепления и удержания на поверхности лыжи мази держания сегодня принято «приподнимать ворс» в зоне держания. Для этого необходимо обработать зону держания наждачной бумагой с мелким зерном например - P100.

    Для улучшения скольжения лыжи для «классического» хода необходимо обрабатывать так же, как и лыжи для «конькового» хода, с одним только но, в зоне держания они не парафинятся, дыбы не ухудшить сцепления мази с поверхностью лыжи. Ну а если вам некогда то можно обойтись без подготовки на скольжение и перейти сразу к подготовке на держание.

    Мазь ложиться ровнее, если наносится холодной, и если наносится несколькими тонкими слоями. Растирать мазь лучше (и правильнее) на профильном станке.

    Растирание мази выполняется быстрыми движениями. Пробка растирает за счет тепла, создаваемого трением, однако если тепла будет слишком много, мазь начнет тянуться, в результате появятся комки и просветы.

    Помните, что при использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей намного выше по сравнению с твердыми. В среднем при применении жидкой мази колодка становится короче на 15 см. Многие лыжники при переходе на жидкие мази не только колодку делают короче, но часто вообще переходят на более жесткие лыжи. Кроме того, на длину колодки при переходе на жидкие мази большое влияние оказывает длина дистанции - чем она больше, тем больше спортсмен устает, тем более уверенное держание ему необходимо, а значит - и более длинная колодка. В этом случае колодка укорачивается по сравнению с твердыми мазями не на 20 см, а на 15 или всего 10 см.

    Колодка для твердой мази держания

    Колодка для жидкой мази держания (клистера)

    4.2. Подготовка коньковых лыж

    Перед тем как приступить к подготовке коньковых лыж постарайтесь запомнить и в процессе подготовки соблюдать простые правила.

    Затратьте немного денег на покупку хорошего смазочного утюга - он будет лучше работать и убережёт ваши лыжи от перегрева. Большинство лыжников-любителей использует бытовой утюг, устанавливая температуру где-нибудь в районе... “хлопок”, “шелк” или “синтетика”. Это недопустимо... У бытовых утюгов тонкая «подошва» которая быстро нагревается и также быстро остывает, а при подготовке лыж необходимо что бы температура утюга была заданной как можно дольше. При выставлении температуры на бытовом утюге Вы лишь можете предположить её, а при использовании специального утюга на его терморегуляторе есть указатель нужной температуры, большинство профессиональных утюгов сегодня выпускаются с электронными терморегуляторами которые помогают более точно контролировать температуру.

    ВОТ КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТЮГ

    После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 3-4 раза. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.

    Нанесение парафина - важнейший момент при правильной подготовке лыж.

    Простые факты:

    . Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению “заставленной” базы.

    . Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.

    . Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.

    . Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.

    . В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

    Грунтовка лыж

    Нанесите грунтовочный парафин. При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.

    Остудите лыжи. Через 20 - 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.

    Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую структуру. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае структуру приходится наносить после основного парафина.

    При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

    температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин - и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.

    При очень старом, жестком, “агрессивном” снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин -“антистатик” (например, “START”- antistatic или “REX”- antistatic, и т.д.)

    при грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.

    Нанесение основного парафина (соответствующего погоде)

    Под соответствующую погоду отбираем наиболее подходящий парафин. После выбора подходящего парафина нанесите его на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина. После того как парафин остынет его излишки снимают при помощи пластмассового скребка. Далее нейлоновой щеткой (жесткой) удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи более мягкой щетки.

    При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют пластмассовым скребком и затем жесткой нейлоновой щеткой.

    Нанесение последнего слоя - ускорителя

    Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные “пляшущие” искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.

    После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишек порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и полируют.

    СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка (ускоритель) не следует сильно нажимать на лыжу - совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

    Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5 -10 км) дистанции.

    Для выявления наиболее эффективных способов подготовки скользящей поверхности лыж к соревнованиям, был обобщен опыт работы тренеров и специалистов в этой области, переведены и проанализированы рекомендации фирм производителей лыжных парафинов, проведены специальные исследования. В результате исследований были установлены оптимальные способы выбора лыж, а также подготовки их скользящей поверхности к тренировкам и соревнованиям.

    Краткая классификация и описание конструктивных особенностей лыж различных фирм было представлено в третьей главе нашей работы (С. 18-27). А теперь необходимо сказать несколько слов о том, как подготовить лыжи к соревнованиям.

    Прежде чем приступить к работе с лыжами, необходимо ознакомиться с определенными правилами техники безопасности. Они просты:
    1. Проветривать помещение перед и во время работы
    2. Применять респиратор с фильтром для задержания пыли и вредных газов
    3. При подготовке лыж не применять открытого огня
    4. Не курить
    5. Не очищать руки смывкой

    Подготовка коньковых и классических лыж отличается только тем, что лыжи, предназначенные для классического стиля, имеют специальную зону под грузовой площадкой (колодку), на которую наносится мазь. Подготовка поверхности скольжения - что для коньковых лыж, что для классических -одинакова, и лыжи при этом подвергаются следующим стадиям обработки:
    1. Циклевка лыж
    2. Подготовка лыж для грунтовки
    3. Грунтовка лыж (до нанесения основного парафина, соответствующего погоде)
    4. Грунтовка лыж под основной парафин, соответствующий погоде
    5. Нанесение основного парафина, соответствующего погоде
    6. Нанесение порошка, ускорителя
    Первая операция применяется лишь несколько раз в году. Вторая и третья - характерны для подготовки новых лыж, а также для лыж, вновь прошедших заводскую (штайншлифт) или ручную (металлической 28 циклей) обработку. Четвертая, пятая и шестая операции проделываются всякий раз, когда вы беретесь за подготовку лыж.

    Циклевка лыж. В процессе тренировок и соревнований скользящий пластик ваших лыж испытывает механические и температурные воздействия и, естественно, стареет. Существует два способа обновления (циклевки) скользящей поверхности лыж:
    * заводской (штайншлифт)
    * ручной

    В сезоне лыжи минимум два раза должны проходить заводскую или ручную обработку: в начале зимы и примерно за две недели до главного старта (речь идет о циклевке лыж жесткой циклей или штайншлифте"). Почему за две недели до главного старта, а не за два-три дня? Потому что опыт показывает - пыжи проявляют лучшие качества скольжения после неоднократной пропитки парафином и соответствующей их обкатки (а для этого требуется время).

    Какой должна быть цикля? Основной критерий - цикля должна быть удобной лично для вас, должна удобно ложиться именно в ваши руки. Кто-то делает массивные цикли, такие, что их удобно держать двумя руками, кто-то -совсем небольшие. Цикля двигается по ходу движения лыжи от носка к пятке и должна идти мягко, не встречая никаких препятствий. После первых одного-двух проходов вы сразу же увидите, где на ваших лыжах царапины, ямки, бугры и т.д., постольку с ровной поверхности старый (белесый) пластик снимется, обнажив свежий черный пластик. Неровная же поверхность покажет и бугры (на них старый пластик сциклится), и впадины (там он останется белесым).

    Двигаться вдоль лыжи можно по-разному: вы можете идти вдоль лыжи и двигать циклю перед собой, можете - пятиться вдоль лыжи, и тогда цикля будет двигаться как бы вслед за вами. Главное, чтобы цикля двигалась вдоль лыжи ровно, не прыгала и не соскакивала в сторону.

    Как заделать на лыже крупные царапины и иные серьезные повреждения? Для этого существует специальный ремонтный пластик, который, так же, как и лыжи, подразделяется по своему назначению на плюсовой и морозный. Может быть различной структуры и расцветок. Как им пользоваться? Поврежденное место очищаем от грязи, слегка циклюем металлической циклей и обезжириваем. Затем при помощи паяльной лампы или газовой горелки пластик наплавляем на поврежденное место. Наплавление следует делать только небольшими слоями, помня, что последующий слой можно наносить только после застывания предыдущего.

    После застывания излишки пластика удаляются со скользящей поверхности с помощью металлической цикли. Затем скользящая поверхность шлифуется и грунтуется парафином.

    Какой слой пластика снимать при циклевке? При ручной обработке лыж необходимо циклить скользящую поверхность металлической циклей до тех пор, пока по возможности не будут убраны все ее дефекты (неровности, раковины, следы от царапин и т.п.). Циклевка поверхности должна производиться острой незакругленной металлической циклей многократными легкими движениями с небольшим нажимом. Тупая металлическая цикля или слишком большой нажим приводят к «пережогу» пластика скользящей поверхности (это можно определить по характерному для этого рисунку).

    Вообще, строго говоря, никакого в буквальном смысле пережога в этом случае не происходит. А происходит вот что. Сегодня большинство ведущих фирм мира - «FISCHER», «АТОМ1С», «ROSSIGNOL» и другие - использует для скользящей поверхности лыж графитсодержащий тефлон. Что собой представляет, если взглянуть на него при сильном увеличении? Грубо говоря - это многочисленные частицы графита, которые вкраплены в пластик. Вот эти-то частицы и обеспечивают современным лыжам хорошее скольжение. Однако эти частицы графита значительно тверже самого пластика. Если вы используете острую циклю и циклите лыжу, применяя небольшой на нее нажим, вы как бы срезаете эти микрочастицы со скользящей поверхности лыжи ровным слоем. Если же вы используете тупую циклю, или слишком сильно нажимаете на лыжу при циклевке, вы просто-напросто выковыриваете эти частицы из пластика, и на лыже возникает тот самый рисунок, который в обиходе мы называем «пережогом».
    Позаботьтесь о том, чтобы ваши цикли всегда были острыми.

    Второй очень важный момент при циклевке - угол наклона цикли по отношению к лыже. Ни в коем случае цикля при циклевке не должна располагаться по отношению к лыже под прямым углом. Отклонение от прямого угла должно составлять 20-40 градусов, причем, чем более неровная поверхность лыжи, тем большим должен быть этот угол. В противном случае, если вы будете циклить лыжу, располагая циклю под прямым углом, вы лишь усугубите все неровности, нагнав «волну». При этом помните, что при каждом новом проходе вперед должен идти то левый, то правый край цикли (иначе, если вы не станете этого делать, вы можете нагнать косую волну). И только самый последний проход делаем под прямым углом.

    Если вы впервые беретесь за циклевку лыж, то почти наверняка «наломаете дров». Поэтому ни в коем случае не начинайте с циклевки своих беговых лыж - лучше начать со стареньких тренировочных. Но и в этом случае вам предстоит долгий путь ошибок и открытий Америк. Самый лучший вариант - найти человека, который занимается этим давно и более или менее профессионально. Достаточно один раз понаблюдать за его работой, и многих ошибок первого этапа вам удастся избежать. Опыт показывает, что и после штайншлифта некоторые пары лыж имеют не очень ровную, словно бы бугристую поверхность. Здесь вас может подстерегать следующая опасность: пытаясь приплавить порошок к таким лыжам, вы вдруг обращаете внимание, что в каких-то местах порошок хорошо схватывается с лыжей, а в каких-то - не очень. Пытаясь все-таки приплавить порошок в тех местах, где не удалось это сделать с первого раза, вы добиваетесь лишь того эффекта, что утюг на буграх прилипает к лыже, и пластик в этих местах пережигается. Пережженный пластик сциклить, потом бывает значительно труднее, чем обычный.

    Если на ваших лыжах появились подожженные бугры и циклей снять их трудно, дело поправить можно следующим образом: возьмите достаточно длинный брусок (приблизительно 15-20 сантиметров), оберните его наждачной бумагой и хорошенько потрудитесь над скользящей поверхностью (это касается, кстати, не только пережженных лыж, но и вообще любых лыж, имеющих настолько большие неровности, что циклей их уже не исправить). И уж после обработки бруском с наждачной бумагой, добившись появления ровной поверхности, лыжи следует аккуратно проциклить. Хорошая работа бруском с наждачной бумагой и последующая аккуратная циклевка способны вернуть жизнь иногда даже совершенно «убитым» лыжам.
    После каждой циклевки желательно обработать канты. Одним-двумя движениями под углом 45° снимаем фаску мелкой наждачной бумагой, убирая излишнюю остроту канта, заусенцы и пр.

    Не переусердствуйте - речь идет именно о двух-трех движениях. Но фаску нужно убирать обязательно и всегда. Даже если глазом вы не видите заусенцев, поверьте, они есть, и их лучше убрать, поскольку они (особенно при коньковом ходе) будут тормозить движение.

    ПОДГОТОВКА ЛЫЖ ДЛЯ ГРУНТОВКИ Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить -каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

    ГРУНТОВКА ЛЫЖ После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (Специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3-10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.
    Остудить лыжи. Через 20-30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.

    При такой обработке из поверхностного графита освобождаются волокна углерода, которые проникают в нижний слой. Таким образом, получаются цепочки углерода, проводящие тепло на скользящую поверхность лыжи. Температура, возрастающая в результате трения при передвижении на лыжах, нейтрализуется, когда теплота скользящей поверхности лыжи, находящейся в контакте со снегом, переходит при помощи углерода во внутренние слои лыжи. В то же время на нижней поверхности лыжи образуется меньше воды, в результате чего впитывание жидкости уменьшается и скольжение сохраняется.

    С точки зрения микроструктуры, синтетические скользящие поверхности состоят из кристаллических и аморфных областей. Молекулярная структура кристаллических областей жесткая, и они не впитывают мазь. Аморфные области, напротив, способны к некоторой деформации под воздействием давления и тепла. Эта реакция на воздействия означает, что после прогрева утюгом, выскребания и обработки щеткой поверхность при охлаждении будет как бы "потеть" микроколичествами мази в результате диффузии из материала поверхности.

    Этот эффект особенно заметен, когда лыжи выносят из помещения с комнатной температурой на улицу, на зимний мороз.
    "Углеродный грунт" действует в качестве одного из активных факторов улучшающих скольжение. При грунтовке очень важно использовать правильную графитную смесь. Если использованная скользящая мазь очень мягкая, то взаимодействие не происходит, как при твердых мазях. После грунтовки скользящей поверхности можно начинать смазку лыж соответственно погоде.

    Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

    ГРУНТОВКА ЛЫЖ ПОД СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПОГОДУ При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:
    Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
    При очень старом, жестком, «агрессивном» снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-«антистатик» (например, «START»-antistatic или «REX»-antistatic, art 433 и т.д.)

    При грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.
    Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (Как правило, это температура 120 градусов. Чтобы получить такую температуру на «подошве» утюга, терморегулятор нужно поставить в положение +150 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая, таким образом, лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

    Не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу «лить рекой». Многие любители лыжного используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох, так как позволяет добиться значительной экономии парафина.
    Затем необходимо лыж остудить, излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.
    Графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторографитовыми парафинами.

    НАНЕСЕНИЕ ОСНОВНОГО ПАРАФИНА (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОГОДЕ) Выбор скользящей мази (парафина) производится на основании опыта или по приведенным на упаковке диапазонам температуры. Следует помнить, что температура является только одним из меняющихся факторов; существуют также относительная влажность воздуха, возраст снега, влага, загрязненность, лыжня (естественный или искусственный снег) и т.д., о чем уже было сказано выше.

    Все мази для низких температур содержат синтетические парафины. Эти парафины являются ценной добавкой для мази, особенно при соревнованиях на искусственном снегу при очень низких температурах. Добавление в состав мази синтетических парафинов увеличивает стойкость мази к истиранию и проникновению кристаллов снега. При нанесении такого парафина необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей еще до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой щеткой вроде белой нейлоновой Swix (Т161) или щетки из смешанного волокна (Т155) с сильным нажимом.
    Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при ФУ нто в ке лыж.

    НАНЕСЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО СЛОЯ: УСКОРИТЕЛЯ (СЫПУЧЕГО ИЛИ СПРЕССОВАННОГО ПОРОШКА)
    Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные «пляшущие» искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи. Многие лыжники используют для расплавливания порошка обычные бытовые утюги (очень популярен, например, утюжок «Малыш»). Однако бытовые утюги имеют острую кромку и если такой утюг двигать вдоль лыжи, он начинает сгребать и сбрасывать порошок со скользящей поверхности (фирменные утюги имеют, как правило, подминающую крбмку). Пытаясь избежать этого эффекта, лыжники делают очень серьезную ошибку - разовыми движениями прижимая утюг на несколько секунд к одному месту сверху, приплавляют порошок к лыже. При этом забывают, что бытовые утюги имеют разную температуру в середине и на краях подошвы. Итог, как правило, плачевен - появляются те самые подожженные бугры, о которых мы говорили выше. Их, правда, когда вы плавите порошок, не видно. Но как только вы начнете потом циклить лыжи, вы их сразу же обнаружите.

    После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишков порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой. Все! Ваши лыжи готовы к гонке.
    При очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу - совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

    Ускорители бывают и в спрессованном виде. Они удобнее в пользовании -ими можно натереть лыжи и на скорую руку, когда нет под рукой стола и станка. При этом совсем не обязательно держать лыжи строго горизонтально, не надо бояться ветра (который порошок может запросто сдуть у вас с лыж, если вы работаете на открытой местности и т.д.), не надо опасаться того, что кто-то случайно заденет лыжу, и порошок с лыжи стряхнется.

    Спрессованный (твердый) порошок наносится последним, очень тонким слоем на скользящую поверхность. Способ обработки может быть, как горячим, так и холодным. Горячий способ предполагает использование утюга, но между подошвой утюга и поверхностью лыжи желательно иметь прослойку из нетканого материала, т.е. производить прогрев через этот нетканый материал (например, используя полировальную бумагу). Зачем при прогреве ускорителя используется нетканый материал? Все ускорители (как твердые, так и сыпучие) содержат фтористые соединения, и прослойка между утюгом и самим ускорителем предупреждает улетучивание фтора. Правда, сыпучий порошок невозможно расплавить через бумагу, поэтому можно порекомендовать следующий способ: быстрым проходом приплавляем порошок к лыже, а затем уже прогреваем его через нетканый материал.

    В принципе желательно после каждого применения порошка слегка подциклить лыжи металлической циклей с обязательной последующей грунтовкой. Почему? Потому что применение порошка, а точнее -высокотемпературная обработка поверхности лыж при нанесении порошка вызывает появление жесткой пластиковой пленки (это различная степень пережога пластика). Однако надо помнить, что очень частая циклевка лыж приведет к быстрому снятию всего скользящего пластика с изменением структуры и жесткости лыж. Одним словом, хороший уход за лыжами подразумевает достаточно частое применение металлической цикли. Однако такая практика, безусловно, сокращает срок жизни данной пары лыж.
    Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Такой способ обработки выгодно отличается от «горячего» своей экономичностью: во-первых, позволяет сэкономить значительное количество порошка, а во-вторых - в виду отсутствия контакта с горячим утюгом - сохранить пластик скользящей поверхности лыж от ожогов.
    Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5-10-15 км) дистанции.

    При подготовке лыж к тренировкам и соревнованиям их скользящая поверхность подвергаются следующим стадиям обработки:
    * циклевка лыж
    * подготовка лыж для грунтовки
    * грунтовка лыж (до нанесения основного парафина, соответствующего погоде)
    * грунтовка лыж под основной парафин, соответствующий погоде
    * нанесение основного парафина, соответствующего погоде?? нанесение ускорителя.
    Первая операция применяется лишь несколько раз в году. Четвертая, шестая операции обязательны для каждого процесса подготовки лыж.

    Как и любитель в лыжном спорте, подтвердит, что успех в этом спортивном состязании по большей части зависит от правильности подготовки оборудования. Сама подготовка лыж имеет ряд нюансов и важных особенностей. Чтобы достигнуть наилучшего результата, требуется их правильная очистка и смазка. Поэтому подготовкой снаряжения важно заниматься своевременно.

    Общие особенности

    Процесс подготовки лыж к серьёзным соревнованиям требует некоторых знаний и практических навыков. Более того, в команду профессиональных лыжников всегда входят обученные люди, которые отвечают за тот или иной этап подготовки снаряжения, выполняют его в зависимости от текущих условий окружающей среды - уровня влажности воздуха, температурного режима и прочих.

    Подготовка лыж важна как для профессионалов перед серьёзными стартами, так и для любителей этого вида спорта. В первую очередь упор делается на скольжение.

    Важно заметить, что нуждаются в подготовке как новые лыжи, так и те, на которых уже неоднократно катались.

    Основные разновидности лыж

    В подготовке каждого типа лыж имеется ряд особенностей, которые непременно должны приниматься во внимание. Так, во время подготовки беговых лыж делается упор на наилучшее скольжение. Но если предполагается применение классического стиля, во внимание принимается и такой фактор, как держание. Если подготовку провести по всем правилам, то даже лыжник с минимальным опытом непременно получит максимальное удовольствие от катания.

    В подготовке горных лыж важно не только качество их поверхности скольжения, но и кантов. Их необходимо обработать посредством специальных составов, а также заточить. Это гарантирует максимальную безопасность во время спусков с горных склонов.

    Нюансы профессиональной подготовки лыж

    В первую очередь требуется правильная грунтовка непосредственно скользящей поверхности. Она актуальна в первую очередь для подготовки лыж для конькового хода, а также для прочих их типов.

    После грунтования поверхности необходимо нанести на неё парафин графитовый. Производится эта манипуляция с применением так называемого горячего способа. Благодаря присутствию парафина, одним из компонентов которого выступает графит, исключается смещение самого первого слоя смазки. Кроме того, это гарантирует рост износоустойчивости самой смазки.

    На следующем этапе скользящая поверхность подвергается воздействию специальной щётки роторного типа выполненной из конского волоса. Следом выполняется воздействие металлической щёткой ручного типа волос в которой уже тонкий.

    Теперь можно наносить парафин исходя из реальных погодных условий. Делается это также горячим способом. В первую очередь поверхность покрывается слоем низкофтористого вещества, который обеспечит прекрасную связь с первыми слоями.

    Как только лыжа остынет, действия по удалению излишков парафина и обработке щётками повторяются. Следующий слой - это парафин, в котором высока доля фтора. Завершает подготовку фторуглеродная смазка. Её выбирают, также ориентируясь на реальные погодные условия.

    Особенности работы с любой фторуглеродной смазкой

    Это вещество имеет ряд особенностей, вне зависимости от того, выпущено оно в виде эмульсии, порошка либо ускорителя. Поэтому специалисты рекомендуют работать с ним только с применением отдельного комплекта щёток.

    Порядок и нюансы подготовки лыж, предназначенных для конькового хода

    Как уже было указано выше, в зависимости от типа лыж подготовка их может несколько отличаться. В этом случае работа начинается с очистки оборудования. Для этого поверхность чистится посредством щётки из латуни либо из стали. Это обеспечит достаточное открытие пор, находящихся непосредственно на скользящей поверхности.

    Следующий этап подготовки лыж для конькового хода - это нанесение на них парафинового слоя. Чтобы он лёг равномерно, на поверхность воздействуют слабо нагретым утюгом.

    Особенности нанесения парафина на лыжи

    Важно понимать, что нанесение парафина - это ответственный и небезопасный процесс. Эта особенность как раз обуславливается необходимостью применения утюга. Если не рассчитать усилия, то необходимого слоя парафина между поверхностью оборудования и самим утюгом попросту не останется. Лыжи окажутся повреждёнными.

    Достаточно произвести фиксацию посредством станка для подготовки лыж. Утюг прогревается до отметки в 60 градусов. Далее на рабочую поверхность последовательно наносится и распределяется парафин. Обычно достаточно трёх слоёв, каждый из которых осторожно вплавляется.

    Снятие парафина с лыжи

    На следующем этапе важно избавиться от излишнего количества смазки. Для этого существует специальный скребок. Как только этап будет завершён, необходимо повторить операцию, но уже посредством щётки.

    Особенности удаления парафина со скользящей поверхности таковы:

    1. Начинается работа с применением скребка.
    2. Важно не менять степени нажима при обработке того или иного участка, в противном случае лыжа будет очищена неравномерно.
    3. В завершении этапа для лучшего удаления вещества, работа продолжается уже с применением щётки при активных и быстрых движениях инструментом.
    4. Когда возникает необходимость в удалении первоначального слоя парафина, используется утюг.

    Необходимость в полном снятии ранее нанесённой на лыжи смазки возникает лишь в тех случаях, когда они едут недостаточно хорошо. Обычно это является признаком неправильной подготовки оборудования, выполненной перед катанием. После снятия базового слоя с поверхности все манипуляции повторяются.

    Особенности работы с беговыми лыжами

    На практике подготовка беговых лыж обычно осуществляется в заводских условиях с применением специальных агрегатов, снабжённых абразивным камнем либо лентой. В окончательной обработке нуждаются новые лыжи, ещё её выполняют по несколько раз на протяжении сезона.

    Настройки шлифовального оборудования выбираются исходя из необходимой структуры поверхности, определяемой особенностями снежного покрова. Так, лыжи не будут хорошо скользить, если поверхность их сухая, оплавленная либо чрезмерно гладкая и блестящая.

    Обычно для улучшения скользящих свойств прибегают к нанесению на рабочую поверхность специального рисунка, так называемой структуры. Сделать это можно не только вручную, но и с применением специальных шлифовальных агрегатов. Не менее важен в обеспечении нормального скольжения, такой этап обработки, как снятие ворса. Это можно проделать как на специальном станке, так и вручную.

    Подготовка беговых лыж в идеале должна выполняться перед каждым выходом в отдельности. Ведь условия по температуре и влажности окружающей среды вполне могут измениться.

    Специалисты уверяют, что для прогулки по хорошему снегу достаточно тщательно обработать скользящую поверхность парафином - этого будет достаточно на расстояние в 15-20 км. Но после нанесения на лыжи парафина они становятся подвержены истиранию, прекрасно впитывают грязь. Это проявляется в побелении рабочей поверхности с последующим обретением выраженного серого оттенка. Поэтому так важно качественно чистить лыжи перед тем, как будет наноситься новый слой парафина.

    Для беговых лыж важна структура, поэтому их подготовка всегда завершается нанесением на скользящую поверхность определённого рисунка с учётом глубины и шага бороздок.

    Порядок подготовки лыж классического типа

    Подготовка горных лыж к соревнованиям или обычному катанию всегда начинается с очистки рабочей поверхности от смазки. Для этого их фиксируют в станке для подготовки лыж. После очистки поверхности от грязи и нанесённых ранее смазок выполняется подготовка колодки, предполагающая нанесение мази.

    Её лучше наносить в холодном виде в несколько слоёв. Для полноценного растирания вещества подойдёт профильный станок. Важно все движения выполнять активно.

    На фоне трения начнётся процесс выработки тепла, вещество равномерно распределится.

    Если применяется жидкая мазь, необходима укорочённая колодка. Объясняется это тем фактом, что у неё повышенный коэффициент сцепления со снегом относительно мази твёрдой. Обычно применение жидкого компонента происходит укорочение колодки на 15 см.

    Также длина колодки зависит и от степени жёсткости самих лыж.

    Таким образом, для комфортного катания и достижения лучших результатов важно правильно и, главное, своевременно готовить оборудование. Особенности этой манипуляции определяются типом лыж наряду с реальными погодными условиями.

    Теперь трудно представить когда и кто первый стал применять смазку для лыж. Ясно, что это было сделано очень и очень давно древними охотниками с целью уменьшить слой прилипающего к лыжам(или снегоступам) снега. Вначале это были сало и жир. Потом на смену им пришли современные лыжные смазки с парафином. Сегодня множество производителей на мировом рынке конкурируют за то, чтоб их лыжная мазь была лучшей. И конечно бренды Swix , Start , Rex , Brico являются серьезным гарантом качества лыжной мази.

    Но, довольно лирики. Как же подготовить беговые лыжи к катанию? Многие скажут: лыжи надо помазать мазью. И так и не совсем. современные лыжные смазки выполняют сразу две функции: во первых лыжа должна хорошо скользить, во вторых не должна ехать назад (если конечно разговор идет о классическом стиле передвижения). Многие, впервые купив пластиковые лыжи,задаются вопросом как правильно смазать пластиковые лыжи. Вообщем то так же как и деревянные. Разве, что деревянные лыжи мазались практически только лыжной мазью, а у пластиковых лыж носы и пятки смазываются парафинами - или научно выражаясь мазями скольжения. Соответственно различают мази скольжения и мази держания. Мази держания это то, что как раньше было в баночках твердая и в тюбиках жидкая. Мази скольжения это обычно парафины, эмульсии и порошки. И конечно скольжение лыж является одним из основных факторов для передвижения на лыжах.

    Теперь сложно о простом. Снег это замерзшая во время падения с неба вода. Поэтому, как нам известно из физики, лыжи едут не совсем по снегу, а точнее конечно по снегу, но за счет тонкой пленки воды которая образуется между лыжей снегом и играет роль смазки. Конечно при низкой температуре воздуха скольжение лыж в большей степени - сухое трение, а при температуре воздуха около точки таяния наоборот наблюдается "присасывание" лыжи к снегу(из-за избытка воды).

    Итак, наша с Вами задача подготовить скользящую поверхность лыж таким способом, чтобы эта пленка смазки была оптимальной. Потому как, если слой воды между лыжой и снегом большой лыжа как бы прилипает к снегу, а если мальнький то получается сухое трение и лыжа скользит очень плохо. Кроме того, когда на улице мороз, расплавить снег до получения водяной пленки сложнее, а когда наоборот, на улице влажно и мокро, воды в снеге и так с избытком и лишнюю воду надо оттолкнуть и отвести от скользящей поверхности лыжи.

    Для целей оптимизации толщины водяной пленки между лыжой и снегом служат не только лыжные смазки, но и ряд специальных инструментов. Это лыжные скребки, циклы, накатки и щетки. С помощью них можно либо заглянцевать поверхность на сильный мороз, либо наоборот нанести на лыжу специальную структуру для отвода лишней воды. Но это уже сугубо профессиональное.

    Итак если вы собрались кататься коньковым ходом то упрощенный вариант подготовки лыж выглядит следующим образом. Возьмите лыжи и подберите парафин подходящий на данную погоду. Обычно температурный диапазон работы парафина указан на упаковке. Парафины делятся по сожержанию фтора на углеродистые, с низким содержанием фтора и высоким содержанием фтора. Соответсвено содержанию фтора увеличивае6тся и цена и скользящие свойства парафина. Особенно при условиях высокой влажности воздуха. Но помните при термообработке фтор вреден и летуч. Чем обрабатывать им лыжи в домашних условиях лучше отдат их в специальный лыжный сервис. С углеродистым парафином Вы сможете справиться и сами. Для этого, на чистую поверхность лыжи нанесите парафин и расплавьте его лыжным утюжком до температуры указанной на упаковке парафина. Дайте лыжам остынуть, после чего снимите парафин с лыжи помощью специального лыжного скребка. Остатки парафина вычистите со скользящей поверхности лыж с помощью специальной синтетической щетки. Вот и все. При этом, все движения скребком и счеткой старайтесь делать в одном направление от носа лыжи к пятке.

    Если же Вы собрались прокатиться доброй старой классикой(то есть по лыжне) вышеуказанным образом Вы готовите только носки и пятки лыж. Зону лыж называемую колодкой (примерно стопа вверх и стопа вниз от переднего края лыжных креплений) необходимо намазать мазью держания. Функция колодки или весового прогиба лыжи в том, что когда Вы едете равномерно распределив вес на обе лыжи она не касается лыжни, а когда переносите весь свой вес на одну лыжу, чтобы оттолкнуться колодка касается снега и на мгновение должна к нему как бы прилипнуть. Именно поэтому лыжная мазь которую Вы применяете как лыжную мазь держания лучше выбрать на пол- диапозона или диапозон теплее чем температура на улице. После того как вы выбрали лыжную мазь и намазали ее на колодку лыжи необходимо до глянца растереть ее с помощь пробки растирки. Рекомендую не вставать на лыжи сразу, а немного заморозить лыжную мазь на улице.

    Если же встав на лыжи Вы чуствуете, что лыжи не держат и проскальзывают назад, Вы можете прямо на улице попробовать намазать колодку лыж более теплой лыжной мазью или намазать лыжную мазь немного выше к носку беговой лыжи. Продается лыжная мазь обычно в наборах на разные погодные условия и чаще всего с пробкой - растиркой. Кроме традиционных твердых и жидких лыжных мазей производители лыжных мазей предлагают универсальные спреи и специальные ленты скотчи , которые наклеиваются на колодку лыжи, от отдачи. И как не удивительно все эти нововведения также неплохо работают. Прогресс, что уж там говорить, коснулся и лыжных мазей.

    На приведенной выше фотографии в набор лыжных мазей входит пробка и три лыжных мази. В данном случае из всего ассортимента мазей SWIX производитель выбрал, для чайников, три лыжных мази с хорошими держащими свойствами.

    Если Вы немного разочарованы полнотой информации о смазке беговых лыж которая представлена в данной статье извиняюсь статья написана для Чайников.

    p/s сайт также предоставляет полный спектр услуг по сервисной обработке, ремонту и подготовке беговых лыж к катанию. г. Рязань, ул. Гагарина, д. 78, Н 2.