• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Традиционные практики Востока отличаются своей эффективностью и мудростью, это знания, которым насчитываются уже тысячи лет.

    Боевой цигун – основополагающая методика, которую используют для тренировки тела, укрепления духа, а также для того, чтобы обрести невероятную физическую силу. Но, в отличие от банальных тренировок в тренажерном зале или в гимнастической секции, здесь упор делается не на размер мускулов.

    Цигун для здоровья и боевых искусств

    Основным отличием боевого цигуна от лечебного является то, что данный вид цигуна в максимально короткие сроки наполняет тело практика энергией Ци. В то время, как целительный комплекс китайской традиционной медицины делает это медленно и размеренно.

    Основная задача жесткого цигуна – поднять уровень абсолютно всех защитных функций физического тела и духа. Данная практика дает большое количество энергии, увеличивает ясность мысли, повышает работоспособность.

    Опытные специалисты, а также настоящие Мастера китайской практики уверяют, что жесткий цигун – это единственная эффективная техника. Лечебно-оздоровительный цигун дарит организму исцеление и помогает человеку самовосстанавливаться. Боевой цигун укрепляет тело, делая его более выносливым и сильным. Мастера жесткого цигуна используют его для регулярных тренировок в боевых искусствах.

    Зачастую боевой цигун – упражнения, которые помогают улучшать физические показатели при занятиях ушу. Реже жесткий цигун практикуют как самостоятельный вид тренировок.

    Для начинающего практика такой вид цигуна может быть гораздо сложнее в освоении, чем лечебно-оздоровительный. Однако Мастера всего мира утверждают, что практиковать жесткий цигун могут даже неопытные новички. Во многом жесткий цигун базируется на методике, которая позволяет насытить человеческое тело мощным потоком Ци. Учителя советуют своим ученикам изначально заниматься именно этим видом практики. Считается, что для китайских единоборств жесткий цигун является незаменимым.

    Именно систематические занятия боевым цигуном позволяют практикам совершать поистине потрясающие вещи и удивлять своими силовыми показателями. Боевой цигун – это не та методика, которая позволит вам нарастить мускулы или набрать мышечную массу.

    Однако здесь этого и не требуется. Китайцы верят, что сила человека исходит изнутри и питается энергией Ци . Чем больше ее в теле – тем сильнее человек, а потому для практики не имеет значения ни ваш вес, ни ваши изначальные силовые показатели.

    Примечательно, что даже хрупкие юные девушки, практикующие боевой цигун, с легкостью могут выполнять любые задания наравне с мужчинами. Так, одну из основных проверок – дробление каменной или деревянной плиты голыми руками, практикующие женщины проходят с легкостью.

    Главные эффекты, которые начинают проявляться уже после нескольких занятий боевым цигуном:

    • Увеличение работоспособности;
    • Уменьшение времени, необходимого организму для отдыха;
    • Улучшенное противостояние любым болезням;
    • Тело перестает воспринимать боль;
    • Закаляется волевой дух;
    • Повышение сексуальной активности;
    • Укрепление мышечного каркаса и сухожилий в организме;
    • Повышение устойчивости к стрессам;
    • Наполнение каждой части тела энергией.

    Разновидности жесткого цигуна

    Боевой цигун имеет две разновидности, которые отличаются друг от друга тем, куда именно практик направляет энергию Ци . Их называют внешним и внутренним стилями.

    В случае использования практиком внешнего стиля он концентрирует все свои мысли и сознание, направляя всю Ци в определенные мышцы своего тела, расположенные на конечностях, тем самым наполняет их энергией и невероятной силой. Использование данного стиля позволяет добиваться крайне необычных эффектов, например, стойкости к колющему и режущему оружию, феноменальной силы и так далее.

    Однако настоящие Мастера не приветствуют использование только одного внешнего стиля. Поскольку физическое тело ограничено в возможностях и рано или поздно случается момент, когда та или иная мышца конечности наполнена энергией Ци максимально, а практик продолжает питать ее данной силой. Следовательно, происходит рассеивание столь ценной Ци , а мышечный каркас практика, использующего только лишь внешний стиль, начинает быстро стареть.

    Внутренний стиль боевого цигуна позволяет избежать этого и предотвратить рассеивание энергии Ци . При использовании данной техники практик направляет всю энергию в свое туловище и уже оттуда Ци распределяется равномерно по всем конечностям.

    Данный стиль немного сложнее, нежели внешний, поскольку требует от практика большей концентрации и опыта.

    Для того, чтобы правильно распределить энергию из туловища по конечностям, практик должен минимизировать использование мышц. Но использовать только один внутренний стиль Мастерами также не рекомендуется, поскольку спустя некоторое время приходит момент, когда необходимо напитать энергией мышцы конечностей напрямую, без участия туловища.

    Внешний и внутренний стили неразрывно связаны друг с другом, будто Инь и Ян, поэтому следует оказывать им одинаковое внимание, важность этих двух практик равноценна.

    Использование двух стилей долгие годы и столетия несло в себе практическую пользу только для боя, а влияние на здоровье оставалось без внимания, его воспринимали лишь как позитивный побочный эффект. И только в последнее время Мастера и ученики обратили внимание на огромную пользу для здоровья, которую несет в себе практика боевого цигуна.

    Поскольку в боевом цигуне основное место занимает быстрое перетекание Ци , то при занятиях данным видом практики большое внимание уделяется изучению меридианов тела, ведь именно они являются каналами, позволяющими перемещаться энергии. Также усиленное внимание при практике жесткого цигуна уделяется и пупочному центру, ведь данная область отвечает за волю и силу.

    Использовать боевой цигун можно не только для защиты от прямых нападений или во время боя. Такая практика укрепляет все слабые зоны на теле, повышая его упругость, делая его неуязвимым.

    В Китае древние монахи неуклонно следовали своим боевым традициям. Даже мужчины преклонного возраста и худощавого телосложения отличались недюжинной силой и выносливостью. Жесткий цигун позволял даосским монахам избегать ранений и увечий в оборонительном бою, а для рядовых воинов это было единственной возможностью вернуться домой целыми и невредимыми.

    Примечательно, что и ныне Мастера боевого цигуна на первый взгляд кажутся слишком щуплыми для того, чтобы обладать такими потрясающими возможностями. Но, как обозначалось в статье выше – в Китае физическую силу никогда не соотносили с размером мускулов. И пока враги страны уповали на изнуряющие силовые тренировки, изящные китайцы предпочитали действовать более мудро, черпая свои силы из жизненного источника Ци .

    Истинный Учитель боевого цигуна вряд ли удивит вас своей мощной фигурой. Однако он сможет продемонстрировать вам такие невероятные способности, которые многим людям покажутся невозможными.

    Многие, кто наблюдал со стороны за тренировками Мастеров, отмечали, сколь огромная внутренняя сила заключена в обыкновенной физической оболочке. У опытного практика крепость духа выражена настолько, что даже колюще-режущие предметы не могут задеть или травмировать его.

    Кажется, будто мечи и кинжалы отскакивают от поверхности кожи Мастера. В этом и заключается удивительная способность боевого цигуна. Внешне ваше тело совершенно никак не трансформируется, поэтому вряд ли кто-либо догадается о той скрытой силе, которая находится у вас внутри.

    Совмещая внутренний и внешний стили, практик сможет добиться поистине потрясающих результатов. Предания о монахах, ходящих по горячим углям, по острым осколкам или без труда лежащих на доске с торчащими гвоздями – это не миф и не выдумки, все это возможно и реально при использовании силы Ци .

    Комплекс жесткого цигуна для защиты уязвимых мест на теле

    Наработка железной груди

    «Массаж груди»

    1. Положение любое.
    2. Левая рука прижата ладонью к груди, правая накрывает ее сверху.
    3. Происходит массаж груди по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.

    «Удары кулаком по груди»

    1. Рука сгибается в локте и наносит удар по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.

    «Удары бамбуковой палкой по груди»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    3. Повторять до наступления боли.

    «Удары мешком по груди»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    3. Повторять до наступления боли.

    1. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по груди правой рукой. Партнер делает то же самое.

    Наработка железного живота

    «Массаж живота»

    1. Положение любое.
    2. Левая рука прижата ладонью к животу, правая накрывает ее сверху.
    3. Происходит массаж живота по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.
    4. Выполняется в течение 30-60 минут.

    «Удары кулаком по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правый кулак.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    «Удары бамбуковой палкой по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правую руку с палкой.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    «Удары мешком по животу»

    1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
    2. На вдохе поднять правую руку, в которой находится мешок, наполовину наполненный металлическими опилками, а на вторую половину – фасолью.
    3. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
    4. Повторять до наступления боли.

    Методика вспомогательной тренировки

    1. Встаньте лицом к партнеру на расстоянии одного шага.
    2. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по животу правой рукой. Партнер делает то же самое.
    3. Повторить аналогично для левой стороны.

    Наработка железной спины

    «Солнце ходит, звезды движутся»

    1. Сядьте, закройте глаза, кисти должны быть прижаты к пояснице.
    2. 36 раз растереть внутрь, затем 36 раз наружу.
    3. Выдвинутыми фалангами указательных и средних пальцев нанесите удары по пояснице.
    4. Вновь выполните цикл растираний.
    5. Повторить удары и растирания 3 раза.

    «Золотой мальчик бьет в барабан»

    1. Возьмите мягкий деревянный молоток с рукоятью из лозы.
    2. Направьте всю Ци в спину.
    3. Нанесите легкие удары по спине, усиливая их с течением времени.
    4. Выполняйте до момента, когда боль станет невыносимой.

    Наработка железной промежности

    «Поднимать и опускать анус»

    1. Сядьте, сложив ноги.
    2. Поднимите анус и задержите дыхание на 5 секунд. Также осуществляется подъем яичек.
    3. На выдохе расслабьте все тело. Яички опускаются медленно вниз.
    4. Повторите упражнение 18 раз.

    «Колодезный ворот поднимает ведро»

    1. Подвяжите небольшой груз к основанию мошонки.
    2. Раскачивайте груз вперед-назад 20 минут.
    3. Постепенно увеличивайте вес груза.

    «Обхлопывание яичек»

    1. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, колени полусогнуты.
    2. При помощи деревянной палки совершите легкие похлопывания по мошонке и половому члену. Постепенно усильте удары.
    3. Проводите данную процедуру в течение 5 минут.
    4. Переведите область похлопывания на живот и внутренние часть бедер, пока не наступит онемение.

    Боевой цигун: видео уроки и научные эксперименты

    Интересные факты и научные исследования, чудесные возможности главных Мастеров боевого цигуна вы сможете посмотреть в видео ниже.

    Мастер цигун показывает способности

    Не менее интересен ролик от канала National Geographic, где ведущие провели настоящий эксперимент, шокировавший научный мир.

    Боевой цигун: видео для начинающих от Мастера Андрея Левшинова

    Боевой цигун – это практика, которая позволит вам обрести невероятные физические способности, укрепит тело. Мощная защитная система, образовавшаяся в Китае еще до начала нашей эры, популярна и актуальна по сей день.

    Твердый (жесткий) цигун обязателен для всех, кто практикует восточные единоборства, особенно – для искусства ушу.

    Но и для обычного человека подобный вид тренировок – это лучшая защита своего тела.

    Слабые и уязвимые места в нашем теле – это словно хрупкие звенья цепи, без их должного укрепления человек рискует пострадать даже от самого незначительного случая или непредвиденного обстоятельства. В Китае об этом хорошо знали древние монахи, потому они побеспокоились о том, чтобы обезопасить себя и избавиться от таких хрупких звеньев. Теперь их мощная практика доступна любому современному человеку.

    Все системы так называемого жесткого цигун (иньцигун) относятся к упражнениям высшего типа сложности. Долгое время большинство из них хранилось в глубоком секрете в даосских, буддийских сектах и школах ушу. Жесткий цигун мог обеспечить практически полную неуязвимость при ударах противника, позволял безболезненно принимать удары мечом и копьем, дробить голыми руками камни и черепицу. В ушу жесткий цигун заменял также то, что мы сегодня называем общей и специальной физической подготовкой.

    Так же как и в мягком цигун, жесткий цигун насчитывает несколько десятков основных систем, самыми известными из которых являются «Шаолиньский цигун», «Стеклянный колокол», «Железная рубашка», «Восемь великих алмазных упражнений», «Цигун алмазных пальцев», «Алмазный архат» и другие. Согласно легендам непобедимость шаолиньских монахов во многом обусловливалась необычайной крепостью их тел, что достигалось в течение 10-15-летней практики.

    Сегодня нам известны некоторые из этих упражнений, но современных поклонников жесткого цигун смущает небольшая фраза в конце описания комплекса «...и делайте так в течение 30 лет». Жесткий цигун - это не только точное выполнение всех указаний во избежание внешней и внутренней раны, но это и неимоверное терпение и безграничное доверие к силам, потаенным внутри собственного организма.

    Жесткий цигун был создан на соединении практики мягкого статичного даосского цигун и ряда укрепляющих упражнений ушу и воинской подготовки. Он основан на использовании циркуляции «истинного ци». Предполагается, что занимающийся уже в полной мере овладел мягким цигун, в частности методами «Небесного круговорота» и «регуляции сердца». Без этого жесткий цигун превратится в простой вид атлетической гимнастики и его эффект как «внутренней системы» будет сведен к нулю. Прежде чем использовать ци, необходимо накопить его и наладить его свободную циркуляцию. Это позволяет направить ци Прежденебесного в необходимую точку во время удара или защиты.

    Жесткий цигун может быть рекомендован людям любого возраста после соответствующей предварительной подготовки. Он позволяет не только научиться управлять своим внутренним состоянием, но овладеть «выбросом силы», то есть моментом максимального приложения силы всего тела, а также мобилизации ци в экстремальной ситуации. Умение управлять своим телом поможет вам в сотнях жизненных ситуаций. Особенно полезен инь цигун тем, кто занимается спортом, единоборствами, восточными боевыми искусствами.

    Ниже приводятся три комплекса жесткого цигун, которые сочетаются друг с другом, при этом их надо изучать последовательно, не мешая упражнения между собой. «Восемь великих алмазных упражнений» и «Алмазный архат» относятся к разделу «Железная рубашка» и позволяют не только значительно укрепить тело, но после долгих занятий сделать его малочувствительным к внешним воздействиям - ударам, падениям, а также изменениям погоди - холоду, жаре и т. д.

    Комплекс №1: «Восемь великих алмазных упражнений»

    Переплетать корни кипариса

    Встаньте прямо. Правая нога делает полшага вперед, ступни располагаются на расстоянии 10-20 см. Руки опущены вдоль тела, ладони обращены вниз, пальцы направлены друг к другу (рис. 42). Сделайте выдох через нос, медленно наклонитесь к правой ноге, достав обеими ладонями пол. В момент касания закончите выдох и немного напрягите корпус (рис. 43). Ладони разворачиваются вверх, сделайте медленный вдох, расслабляя мышцы и разгибаясь в пояснице. Ладони приближаются к животу, будто поднимают с пола какой-то предмет (рис. 44). Проделайте 3 раза с левой и правой сторон.

    Представляйте, что, когда вы наклоняетесь и напрягаете мышцы, верхняя часть тела заполняется ци, делая его крепким как скала.

    Достать месяц со дна моря

    Ноги расставлены на ширину плеч, ладони обращены вниз и располагаются у бедер. Выполните это упражнение так же, как и предыдущее, однако на этот раз наклоняйтесь не вбок, а перед собой. Проделайте по 3 раза (рис. 45).

    Ци проникает в даньтянь

    Встаньте прямо. Обе руки выпрямлены и разведены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз (рис. 46).

    Сделайте полный ровный выдох. Ладони по дуге опускаются к бедрам, пальцы чуть сгибаются, образуя как бы «когти» (пальцы согнуты в первых и вторых фалангах, центр ладони немного втянут, пальцы не соприкасаются друг с другом). Начните медленный вдох (рис. 47). Руки сгибаются в локтях, «когти» обращаются вверх. Вдох завершается. Медленно напрягите верхнюю часть тела (рис. 48). Задержав дыхание, нанесите правым кулаком 3 удара по левой части груди в разные зоны (избегайте область сердца), затем нанесите 3 удара левым кулаком по правой стороне груди (рис. 49).

    Сконцентрируйте внимание на даньтянь и на месте нанесения ударов, направляя ци в эти зоны. Регулируйте силу ударов и не переусердствуйте. Постепенно увеличивайте резкость и хлесткость ударов. Опустив руки, сделайте выдох.

    Архат поддерживает Небо

    Встаньте прямо, ступни на ширине плеч. Обе руки вытяните в стороны, ладони обращены вниз, начните выдох через нос. Пальцы немного сгибаются, образуя «когти». Руки медленно опускаются вниз (рис. 50). Сделайте медленный ровный вдох на полном расслаблении. Плечи чуть разводятся. Руки сгибаются в локтях, ладони подходят к груди, обращаясь вверх, пальцы направлены вперед, большой палец отставлен в сторону, остальные собраны вместе (рис. 51).

    Обе ладони на вдохе поднимаются вверх к голове, будто толкают тяжелый предмет. Предплечья медленно поворачиваются наружу, пальцы направлены в стороны. Подъем рук и вдох заканчиваются одновременно. Задержите дыхание и опустите ци в дань-тянь, сглотните слюну, представляя, что она проходит в даньтянь, омывая каналы (рис. 52).

    Руки медленно опускаются вниз по дуге через стороны. Сделайте медленный выдох через нос, одновременно расслабьте все тело, сконцентрируйте внимание на даньтянь. Повторить 6 раз.

    Гневный взгляд алмазного архата

    Во многом это упражнение схоже с предыдущим. Руки выпрямлены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз. На медленном выдохе левая ладонь сжимается в кулак, а правая образует «орлиный коготь» (пальцы собраны вместе и согнуты в первых и вторых фалангах). Ладони медленно опускаются к бедрам (рис. 53).

    Язык поднимается к верхнему нёбу. Сделайте медленный вдох, все тело напрягается. Левый кулак обращается центром вверх, а правый - «орлиный коготь» - центром влево, пальцы направлены вверх. Одновременно кисти медленно поднимаются к груди, локти прижаты к ребрам, расстояние между кулаком и «орлиным когтем» 10-15 см (рис. 54).

    Закончив вдох, сглотните слюну, опустите ци в даньтянь. Одновременно взгляд направляется вверх, насколько это позволяют глаза. Когда вы полностью проследите движение ци в даньтянь мысленным взором (а фактически, движение слюны), прикройте глаза. Чуть задержите дыхание, откройте глаза, расслабьте руки, опустите ладони по дуге вниз к бедрам. Одновременно выполните медленный выдох. Повторить 6 раз.

    Обхватить Луну и сунуть ее за пазуху

    Встаньте прямо, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладони обращены вперед (рис. 55). Ладони складываются в «когти», которые сводятся перед грудью центрами друг к другу. Расстояние между «когтями» 20-25 см. Руки в локтях не сгибать. Затем согнуть руку в запястье, ладони обращаются внутрь будто вы обхватываете шар. Сделать медленный вдох (рис. 56).

    Руки сгибаются в локтях, завершая обхват шара, одновременно закончите вдох (рис. 57). Опустите ци в даньтянь. Нанесите резкий удар кулаками назад, буд¬то разбивая что-то о живот (после месяца упражне¬ний можно наносить удар по животу). Одновременно произведите резкий выдох со звуком «хай» (рис. 58). Выдохнув полностью воздух, опустите руки вдоль бе¬дер и расслабьтесь. Повторить 6 раз.

    Император натягивает лук

    Встаньте прямо. Левая нога делает полшага вперед. Правая рука вытягивается в сторону - вправо, ладонь обращена вверх. Левая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и располагается перед даньтянь. Произведите короткий неполный выдох (рис. 59). Правая рука сгибается в локте, ладонь идет влево, останавливаясь над левой ладонью. Левая ладонь обращается вверх. Одновременно сделайте глубокий ровный вдох (рис. 60). Правое предплечье проворачивается внутрь таким образом, что правая ладонь обращается вниз. Завершая движение влево, правая ладонь делает хлопок по левой ладони сверху. Затем на мощном выдохе сделайте рубящее в горизонтальной плоскости движение правой ладонью слева направо. Во время рубящего удара ладонь обращается вверх. Делайте выдох со звуком «хай» (рис. 61). Повторить 6 раз.

    Анатолий Криводедов, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России, рассказывает о стиле ушу Ицюань, его особенностях, методах и применении в бою.

    Что за стиль Ицюань? Ицюань это система самообороны или цигун?

    Особенностью внутреннего стиля Ушу Ицюань является как раз это сочетание. Базовые методы стиля: Чжан Чжуан (столбовая практика) , Шили (тестирование движением) , Моцабу (шаг трения) и Фали (выведение силы) являются по своей сути классическими методами Цигун (в более старом варианте названия Нэйгун - внутренней работы).

    Для чего это нужно, и что это даст тому, кто изучает боевые искусства?

    Те кто занимается боевыми искусствами могут:

    1) Уточнить внутреннюю составляющую техник своего стиля;

    2) Улучшить свою концентрацию;

    3) Научиться взрывным ударам в том числе с минимальной дистанции;

    4) Исследовать новые возможности своих действий в клинче.

    5) Восстановиться после травм;

    6) Ускорить восстановление после нагрузок;

    7) Поддерживать хорошую форму в зрелом возрасте.

    Ну и если посмотреть шире и глубже, то Ицюань новую дает возможность познать себя.

    Как давно вы занимаетесь Ицюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

    Внутренними стилями Ушу и Цигун я пробовал заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века. После выхода книг мастера Кёкусинкай Хацуо Роямы (2003-2005) я обратил внимание на стиль Тайкикен (производный японский стиль от китайского стиля Ицюань). В 2005 году у меня состоялась первая поездка в Китай где я начал исследовать основы стиля у китайских мастеров. Причины? Их две. Мне изначально был интересен внутренний подход в боевых искусствах. Вторая, этот внутренний стиль уже начал исследоваться в Кёкусинкай со времен Масутацу Оямы.

    С какой целью Ицюань изучается в Кёкусинкай?

    Ицюань иногда называют мостом между внутренними и внешними стилями боевых искусств. Стиль формировался достаточно революционно. И можно найти много общего у основателя Ицюань - Ван Сянчжая, его последователя в Японии и основателя Тайкикен Кенъити Саваи и Масутацу Оямы создателя Кёкусинкай.

    Вы говорите, что есть много общего у Кёкусинкай и Ицюань. В чем заключается это сходство?

    Сходство было в пересмотре карате или ушу с точки зрения эффективности.

    Второе, в Кёкусинкай внимание во многом направлено на высшие базовые принципы и поиск истины. «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». В Ицюань мы во всех методах взращиваем по сути одно и тоже - осознанную силу (мудрую силу). И каждодневная работа над шлифовкой этой силы позволяет со слов моего наставника в Китае избежать многих соблазнов жизни.

    Третье, Ояма сделал акцент в Кёкусинкай на круговые техники, присущие больше китайскому Ушу. Он сам и не скрывал это.

    И как я уже говорил, Масутацу на этапе формирования стиля плотно общался с Кенъичи Саваи (Тайкикен), который учился в Китае у основателя Ицюань мастера Ван Сянчжая. Если точнее в основном Саваи тренировал отец моего мастера - Яо Цзунсунь.

    В чем заключается пересмотр (переформатирование) в Ицюань и Кёкусинкай?

    Пересмотр заключается открытой критике неэффективных подходов (с их точки зрения) в других стилях на тот исторический момент. В предложении новых другого пути. И в отстаивании своих позиций практическим путем (проверка спаррингом).

    Какие подходы, с их точки зрения, эффективны, а какие нет?

    В Ушу на тот момент с подачи правящей элиты приветствовались формальные комплексы Таолу в ущерб всем остальным традиционным методам. Красивые, полезные и безопасные для верхушки (да, можно вспомнить «Боксёрское восстание»). Плюс позже Культурная революция активно уничтожала всё традиционное, включая настоящих мастеров Ушу. И дело не только в рукопашном умении, а наверное больше в том, что идеалы традиционного Ушу не вписывались в новую государственную идеологию.

    И на этом историческом фоне основатель Ицюань Ван Сянчжай предложил возврат к истокам и отбрасыванию всего неэффективного.

    Разве в то время в ушу спаррингов не было?

    Надо всё время учитывать исторический контекст. В то время был явный перекос в сторону таолу и внешней красивости. В Ушу ранее были традиционные методы проверки эффективности тренировок в том числе и спарринги, но со временем эти методы были кастрированы в спортивные поединки с большими ограничениями.

    То есть таолу, по их мнению, не эффективный метод?

    Конкретно в той исторической ситуации с таолу был явный перебор. Чтобы этот метод был эффективный нужно в первую очередь отрабатывать предыдущие базовые методы. Потерялась суть Ушу как боевого искусства.

    В ситуации с Кёкусинкай дело обстояло примерно также. Каратэ, как боевое искусство начало превращаться в спортивные поединки без контакта.

    Что касается формальных комплексов ката, то Ояма постоянно подчёркивал важность ката. Но и в этом методе подготовки был сделан пересмотр с точки зрения эффективности техник. А любимая форма Масутацу – ката Тэнсё вообще имеет прочные китайские корни и выполняется по сути как метод Шили в Ицюань. Кроме того основатель Кёкусинкай поручил своему ближайшему ученику Стиву Арнейлу систематизировать и сохранить систему ката в Кёкусинкай.

    Занимаясь на Летних Школах с Ханши Стивом Арнейлом я не один раз обращал внимание на то, что ката в его трактовке были по своей сути аналогом первых четырёх базовых методов Ицюань. В частности Чжан Чжуан (столбы), Шили (медленные движения), Фали (выведение силы) и Моцабу (шаг трения). Интересен также и тот факт, что, готовясь к тесту в 100 поединков, Стив Арнейл выполнял очень много ката в разных режимах.

    Ещё я обратил бы внимание на Чемпиона Мира по Кёкусинкай Хадзимэ Казуми , который использовал в своей подготовке методы Ицюань. Мне повезло с ним общаться на совместных тренировках лично и видел насколько он проработан с точки зрения методов Ицюань. Отмечу также учителя Казуми мастера Хиросигэ Цуёси который воспитал целую плеяду Чемпионов Мира. Сейчас он возглавил своё направление Кёкусинкай. И конечно глава ещё одного ответвления Кёкусин - Канчо Хацуо Рояма. Он до сих пор практикует японскую версию Ицюань и поддерживает за счёт этого отличную форму. Добавлю, что в его организации предусмотрена даже должность советника по Ицюань которую занимает китайский мастер Сунь Ли.

    На фото: Хадзимэ Казуми

    Получается, что в Ицюань нет таолу?

    Да, таолу действительно нет. Этим стиль отличается от подавляющего большинства направлений Ушу. Но есть Цзянь У - свободная импровизация техник. Часто эту импровизацию называют «Танец здоровья», иногда это похоже на бой с тенью. То есть когда вы прочно освоили базовые техники (Кихон), то вы можете совершенствоваться в свободных авторских таолу (ката). Точно также, как и в Кёкусинкай при сдаче экзамена на 3-й дан необходимо представить авторскую форму - ката.

    У какого мастера вы занимались?

    Первый мастер - Ван Юнсянь, второй - Яо Ченгуан и третий у которого я занимаюсь и в настоящее время - Яо Ченжун.

    С чем была связана смена мастеров?

    Первого мастера мне нашел переводчик который живёт в Китае. Я с ним занимался в Пекине в 2005 году. Второй мастер Яо Ченгуан приехал с семинаром в Москву примерно через год после моей первой стажировки в Китае. И я участвовал в нескольких семинарах с ним. Когда я собрался на вторую стажировку в Китай в 2008 году мне порекомендовали обратить внимание на брата мастера Яо Ченгуана. И я приехал к мастеру Яо Ченжуну на интенсивное обучение (три тренировки каждый день в течение двух недель). Мне понравился подход мастера к обучению и его необычная «умная сила». Далее я уже ездил на стажировки только к нему, став через некоторое время его официальным (внутренним учеником).

    Вы можете немного рассказать о каждом мастере у которых вы занимались?

    Мастер Ван Юнсянь выглядел очень эмоциональным и жизнерадостным. Он придал моему интересу к Ицюань очень хороший импульс за что я ему очень благодарен.

    Второй мастер дал возможность подойти к обучению более системно, благодаря переводчику польскому мастеру Анджею Калишу. Я также благодарен этим мастерам за знания.

    А с третьим мастером мы уже занимались в Китае не только системно и очень плотно. Зачастую мои стажировки продолжались месяц по три тренировки в день без выходных. Яо Ченжун указал мне на очень важные детали, которые были упущены на предыдущих этапах. Он делился своими знаниями очень искренне и детально. В общем «звёзды на небе» сошлись на нём.

    На фото: Яо Ченжун

    С чего начинается обучение в Ицюань?

    С первого метода - Чжан Чжуан (столбовая практика). Это ключевой метод, который можно считать визитной карточкой стиля. В то же время столбы всегда считались важнейшим методом во всех направлениях Ушу и Цигун.

    Как правило, при описании какого нибудь стиля, говоря о визитной карточке, обычно используются описания тактики или техники. В случае с Ицюань, получается все иначе, ключевым методом является столбовая практика. Что она дает бойцу или что развивает?

    Визитку можно обозначить внешне и внутренне. Скажем внешняя визитка Кёкусинкай может выглядеть так: один боец выполняет высокий удар Маваси-гери дзёдан, а второй бьёт лоукик под опорную ногу. А внутренней визиткой стиля может стать к примеру ката Сантин с набивкой или спортивный поединок. В Ицюань внешне - столб, а внутренне - работа в этом столбе.

    Дело в том, что тактика Ицюань упакована в столбе Ицюань как универсальный принцип, первопричина. Хотя конечно для зрителя можно всё распаковать и показать в виде каких-то техник. Ну можно ещё показать запасную визитку - Туйшоу (толкающие руки). Этот метод очень проработан в стиле и от него может выстраиваться тактика.

    О каких универсальных принципах идет речь?

    Самый универсальный принцип заключён в самом названии стиля. Где и «И» - сознание, «Цюань» форма. То есть в первую очередь тренируется сознание (мысль, намерение), которое управляет формой (движением, техникой).

    Кроме того столбовая практика это наиболее простой и эффективный метод формирования целостного тела. Если ещё точнее, то правильнее будет сказать ум-тело.

    Сознание управляет формой, но ведь форму перед этим надо как-то узнать. Что идет сначала, а что потом?

    Безусловно форму надо узнать. Речь не о том, что она не важна, а о том чтобы ведущим инструментом познания формы использовать сознание. При этом форме, особенно на первом этапе, придается особое внимание.

    Что подразумевается под формой - это форма движения, форма тела, физическая форма? Какой форме придается особое внимание на первом этапе?

    В данном контексте форма включает в себя структуру выстраивания тела и его движения на основе этой структуры.

    Именно для этого и предназначено столбовое стояние? Точнее столбы и столбовое стояние

    Точнее будет сказать, что столбы это один из ключевых методов. Так как в Ицюань есть ещё 5 основных методов, которые взаимно подпитывают друг друга. О них было сказано в самом начале, но здесь можно и повториться, так как эти вещи важны.

    Что же тогда развивает столб?

    В столбе мы с помощью сознания объединяем тело, и при внешней неподвижности запускаем внутреннее движение. В итоге приходим к состоянию: там где мысль, там и сила.

    За счет чего формируется тело во время стояния столбом? Какие группы мышц задействованы, что именно тренируется?

    Сначала принимается определённая позиция тела и успокаивается ум. Сконцентрированный ум это наш инструмент на следующих этапах. Это первый базовый принцип. Затем помощью сознания мы выстраиваем положение тела таким образом, чтобы как можно больше мышц было расслаблено. То есть будут задействованы в первую очередь глубокие (скелетные) мышцы. Если точнее такое состояние мышц и ума называется Фансун. Мышцы расслаблены, а ум активен. Если ещё углубиться, то в мышцах сохраняется тонус-натяжение который позволяет мгновенно включиться в движение. Это второй принцип. И третий базовый принцип - естественное дыхание. Которое во многом определяются предыдущими действиями.

    Тот кто решил заниматься столбовой практикой, с чего ему следует начинать?

    Лучше всего ему найти мастера, так как без наставника он забредет не туда. Это как в Зону без Сталкера. Может повезет, а может нет.

    Раньше я пробовал заниматься по описанию в книгах Роямы, но после первой стажировки в Китае с мастером понял, что шёл не туда куда надо.

    Сейчас для таких вот энтузиастов, которые пока не добрались до мастера я сделал видеокурс «Школа Ицюань», чтобы максимально избежать взаимодействия с граблями.

    Это временно может направить в нужное русло неутолимое желание начать практику прямо сейчас.

    В текстовом виде очень сложно передать множество нюансов начала практики и видео в этом смысле лучшие костыли Ицюань.

    Это как заболел зуб и с чего начать. Конечно к стоматологу! Но можно на ютубе найти какой нибудь временный болеутоляющий способ, а можно и самому плоскогубцами попробовать :)

    Человек без опыта в боевых искусствах может начать заниматься стоянием в столбе и вообще Ицюань?

    Да, может! Человек всё может!

    Часто можно встретить непонимание людей в вопросе, как столбовое стояние может помочь в боевом искусстве. Связано это с тем, что в большинстве случаях стояние столбом позиционируется как единственная методика. В итоге многие думают, что кроме этого на тренировках больше ничего не происходит.

    Но если попытаться разобраться в деталях, то получается, что с помощью столба человек учится формировать структуру, которая будет универсальной для многих направлений боевых искусств при выполнении ударов, бросков и других действий. В дополнение к этому он учится отключать лишние напряжения в теле, что в свою очередь производит оптимизацию расхода энергии при выполнении приемов. То есть освобожденная энергия из лишних напряжений в теле, переключается на нужную работу. Другие методы Ицюань дополняют тренировку таких возможностей.

    Так ли это?

    Да, последующие методы реализуют оптимизированную в столбах структуру тела (железо) и оптимизированный ум (процессор). То есть столб можно рассмотреть как перепрошивку. А постоянную практику в столбе как внесение обновлений. Наверное даже не перепрошивку, а возвращению к заводским настройкам - к своему естественному состоянию.

    Оптимальное состояние ума и тела это хорошая база для применения в качестве самозащиты. Конечно, сами по себе навыки взаимодействия с партнёром не появятся и поэтому подключаются следующие методы и специальные методики. Можно сказать так, что для здоровья можно остановиться на базовых методах Ицюань. Если мы пойдём в изучении стиля дальше, то на выстроенной базе мы делаем прикладную надстройку. То есть надо с самого начала определиться с целями. Всё это выглядит логично и понятно. В чём заключается сложность? В непривычных для многих ключах Ицюань, когда мы используем в качестве инструментов своё сознание, мыслеобразы.

    Получается, что мыслеобразы в практике Ицюань одно из главных составляющих?

    Мыслеобразы - один из важнейших инструментов в Ицюань. Искусство мастера в точном использовании этого инструмента для конкретного ученика.

    Образ минует интеллектуальную работу мозга, которую мы успокаиваем с началом работы в столбе. Плюс мыслеобраз, как правило носит целостный характер в отличии от дуальности интеллекта.

    Но если заглянуть вглубь, то мы используем что-то вроде диалектики. Это Маодунь - некоторая противоречивая разнонаправленная сила. Иероглифами она описывается взаимодействием копья и щита. В связи с тем, что в тренировках мы с первых шагов активно используем своё сознание для обучения требуется опытный наставник и индивидуальный подход.

    А есть в Ицюань какие нибудь методики направленные на развитие физических качеств бойца, например работа с отягощениями, набивка?

    Все это можно использовать дополнительно, но в меру. Фишка Ицюань в первую очередь в максимальном использовании основных методов.

    При этом если идёт подготовка к спортивным поединкам, то естественно добавляются все необходимые для этого методики тренировки, включая бег, работу на мешке, лапах и так далее.

    На фото: Яо Ченжун показывает работу на мешке в Ицюань

    Так что же тогда Ицюань, целостное боевое искусство или хорошо проработанная методика для боевых искусств для достижения определенных задач?

    Ицюань приобретает разную форму в зависимости от целей занимающегося. В Ицюань есть и Цигун, и самозащита, и самопознание. По большому счёту тем же боксом можно заниматься для здоровья в качестве кардио нагрузок (в фитнес клубах сейчас модная тема), а можно и как искусством – рисовать на лице оппонента картины разыми красками.

    Но в исходном варианте (в заводских настройках) это стиль Ушу - то есть стиль китайского традиционного боевого искусства которым при желании можно заниматься до глубокой старости для здоровья.

    Все равно складывается впечатление, что Ицюань это столб и вспомогательные к нему методы Шили, Моцабу, Фали. То есть, это первичное по отношению к саньшоу, туйшоу и другим методам стиля.

    Да, это впечатление нормально. Сейчас поясню. Я знаю, что у моего наставника есть относительно небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Между собой и моим переводчиком мы назвали её «спецназ». И я как-то завёл такой разговор со своим наставником, что может быть для развития стиля в России подготовить ускоренно подобную ударную группу чтобы продемонстрировать желающим боевые возможности стиля. И тогда все встанут в столбы животворящие. Но мастер Яо Ченжун сказал так, «Зачем? Ты потихоньку тренируй всех желающих, давая в первую очередь оздоровительные базовые методы шаг за шагом. И вот когда какой-нибудь «ботаник» (это мой термин) в итоге станет сильнее и здоровее своих таких же друзей «ботаников», то это и будет лучший результат». И сейчас я понимаю эти слова своего мастера.

    При этом я знаю как подготовить бойца хорошего уровня, опираясь на методы Ицюань. Но тут дело в том, что к внутренней работе над собой приходят в зрелом возрасте, когда спорт уходит на второй план, открывая новые горизонты. Но эти горизонты не все готовы видеть из-за привычных шор. А молодым удобнее использовать кажущиеся безграничными силы своего здоровья. Тут в современном мире много других эффективных методов и без Ицюань.

    Добавлю, что уже давно использую Ицюань в качестве своеобразного апгрейда для мастеров Кёкусинкай. И чем выше уровень мастера, тем быстрее он видит, какие обновления и приложения он может получить от практики. Но к «перепрошивке» готовы не все. Это серьёзный вызов который повлияет на всё в вашей жизни.

    Ицюань это конечно же не только столб. Каждый метод сам по себе очень интересен и является целыми миром. Но все эти миры взаимосвязаны и могут быть компактно сжаты в столб, как в чёрную дыру сжимается время и пространство.

    А ещё Ицюань это ещё ряд интересных побочных эффектов. Например из своего опыта и опыта своих учеников могу подтвердить новые открывающиеся возможности видения. Можно видеть не только физические границы живого объекта, но и его поле. Те ученики которые занимаются профессионально массажем отмечают новые возможности именно со взаимодействием с этими полями. Подобные методики, кстати, уже не первое десятилетие используются в клиниках Пекина, где Ицюань признан национальным достоянием.

    Я бы ещё особо подчеркнул универсальность тех навыков, которые вы получаете от практики Ицюань. Благодаря этим навыкам я переосмыслил изнутри Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо, а мои ученики нашли новые интересные прикладные аспекты в тайском боксе.

    Те кто занимаются в первую очередь для здоровья открывают в себе новые способности, связанные с мгновенным реагированием в бытовых ситуациях. И все чувствуют наполнение жизненной силой.

    Ну и конечно если прикладывать статью с этим интервью к больным местам, то швы рассасываются :)

    Для тех кто интересуются более простыми материями в Китае (я говорю про зал своего наставника) есть общая группа. В ней примерно 30 минут уделяется базовой подготовке (столбы. Шили, Моцабу, Фали) и примерно 1-1,5 часа уделяется парной работе (Туйшоу, Саньшоу, работа на мешках и так далее)

    Соответственно в мини-группе и индивидуально мастер уже даёт материал исходя из конкретного человека, его целей и задач.

    Поэтому нет какой-то единой универсальной программы для всех, когда мы начинаем изучать приёмы и так далее. Во внутренних стилях нет массовки. Это где-то минус и где-то плюс.

    Есть цель спортивные соревнования - бойцу подбирается своя программа. Но Ицюань, не замкнут на спорт, хотя его представители участвуют в соревнованиях.

    Что именно вы переосмыслили Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо?

    Отличный вопрос!

    Серьёзная внутренняя проработка естественно сказалась на понимании Кёкусинкай и Иай- дзюцу. Например, любая стойка из статической превратилось в живую, со скрытыми внутри пружинами и усилиями. Любое движение стало очень удобным для тела и объёмным. Открылись новые возможности по вариантам применения техник. Поединок иногда можно видеть как в замедленной съёмке.

    Что именно становится понятно? Обладает ли позиция потенциальной силой или нет. Будет ли техника целостной, а значит более сильной или сила будет ломаться в теле. Пустой удар или наполненный.

    Ещё становится яснее как выстроить свои личные тренировки чтобы достигать целей, не получая травм. И есть методы для восстановления себя после самых разных повреждений.

    Скорость боевого мышления и реакция становятся острее.

    О каких прикладных аспектах, которые нашли ваши ученики, идет речь?

    Спектр применения Ицюань широкий. Например, есть столбы сидя. Соответственно можно на этой основе выстраивать самозащиту начинающуюся из этого положения.

    Затем есть работа с шестом. В отличии от Кобудо она внешне простая, но очень эффективная как автомат Калашникова.

    Уже исходя из принципов Ицюань я тестировал работу с короткой палкой, ножом, тактическими ручками и так далее.

    Когда характеризуют некоторые стили, то часто используют в описании технику стиля, например удары ногами в тхэквондо, инерционные броски в айкидо и т.д. Вот если в таком ключе, то какие техники будут визитной карточкой Ицюань?

    В Ицюань у разных мастеров можно увидеть авторское понимание ключевых техник. Поэтому я выскажу своё мнение по официальной прямой линии, по которой обучаюсь сам. У мастера Яо Ченжуна я вижу хорошо поставленный вход на среднюю-ближнюю дистанцию и серия коротких ударов (в основном руками) с одновременным контролем противника. Зачастую вместо ударов может быть опрокидывающий толчок.

    О каких именно ключевых техниках идет речь? Понятно, что это какая-то база стиля, но что в нее входит?

    Ицюань это традиционный стиль Ушу. А в Ушу самое главное хороший удар. Базовые методы готовят к умению ударить и защититься любой частью тела. При этом сохраняются ключевые принципы.

    Что за ключевые принципы? Это какие-то малозаметные нюансы выполнения техники или что-то другое?

    Один из ключевых принципов заложен уже в самом названии стиля где ведущая роль отводится тренировке сознания (намерения, импульса мысли).

    То есть развивается умение с первых секунд захватывать контроль ситуации своим намерением, в определенном контексте - волей. Этот же принцип используется и на физическом уровне, когда мы учимся выходить на мгновенный контроль с помощью метода Туйшоу . Далее ключевым принципом может подключаться метод Фали - выброса усилий. А каким будет Фали - толчок, удар кулаком, ладонью, ногой, это уже по ситуации, по предпочтениям конкретного человека.

    Первый принцип в какой-то мере можно сопоставить с японским понятием состояния Заншин.

    То есть любой стиль со своей техникой впишется в Ицюань и может использовать ключевые принципы и методики стиля?

    Я бы сказал, что любой стиль можно улучшить с помощью методов Ицюань. В Китае, например, стиль использовался для подготовки боксёров, стрелков, баскетболистов и других спортсменов. У меня, кстати, тоже есть ученик профессиональный стрелок из пистолета. Он отмечает явную пользу.

    Чем туйшоу Ицюань отличается от туйшоу других стилей ушу, например тайцзи цюань?

    Отличие в том, что в Ицюань Туйшоу рассматривается как промежуточный метод для перехода к ударной технике. И этот переход реально отрабатывают. Плюс чаще идут различные заломы, подсечки, и прочие борцовские штучки. В Тайцзи зачастую Туйшоу рассматривается как конечный продукт безопасного поединка для проверки качества техники.

    Тайцзишники часто критикуют Ицюань Туйшоу за то, что в нем на их взгляд все слишком жестко. На самом деле это более выраженное усилие на центр противника, которые и составляет основу боевого применения.

    Воздействие на ближней дистанции происходит ударной техникой: 4 базовых удара кулаком (прямой, боковой, снизу и сверху). Эти техники близки к боксу.

    Это также удары открытой ладонью, ребром ладони, локтями, головой, коленями, стопой, плечом.

    И также точки с разным проникающим наполнением.

    В линии моих мастеров, как правило используется ударная техника. В других линиях можно увидеть другие варианты.

    Ицюань на мой взгляд может заточить неплохой анти-греплинг. Это я немного сам проверял с Кудо и БЖЖ.

    Какая основная тактика бойца Ицюань?

    Притвориться большим деревом :)

    Тактика бойца Ицюань может быть такой. С помощью перемещений и ложных действий выйти на удобную позицию для удара и выброса силы (Фали). В идеале ударная техника сочетается с контролем противника и его центра тяжести.

    Основное направление атаки - центральная линия. И примерно 70 % ударов направлено в голову.

    Как правило боец Ицюань стремится перехватить инициативу и атаковать с разрушение защиты. Часто используется встречная атака с одновременной защитой.

    Удары ногами используются обычно не выше пояса на средней дистанции в сочетании с действиями рук. И в боевом варианте они направлены на тазобедренные и коленные суставы. Также используется болезненный отвлекающий низкий прямой удар в нижнюю часть голени. На ближней дистанции зачастую используются удары в пах в сочетании с ударами головой. На сближении используются хлёсткие удары по глазам и удары основание ладони в подбородок. По корпусу чаще используются удары открытой ладонью, чем кулаки.

    Как происходит обучение Ицюань?

    Обучение в Китае проходит в общих группах, мини-группах и индивидуально. На стажировке я участвую во всех трёх тренировках в один день. В России я использую такой же подход. У меня есть небольшие группы и индивидуальные ученики. Ко мне также приезжают ученики из других городов на стажировку. Два раза в год я провожу углублённых Школы в Крыму и Карелии, плюс ознакомительные семинары в разных городах.

    Как правило тренировка начинаются со столба. И их может быть 2-3. Затем переходят к методу Шили, Моцабу. После этого может добавляться Фали и парная работа.

    На каком этапе своего обучения, ученик начинает изучать сами приемы?

    Знакомство может быть прямо с первого занятия. Весь вопрос в целях занимающегося. Обычно Яо Ченжун в конце первой тренировки сам аккуратно работает в паре с новичком. Чтобы он мог оценить что он может получить в прикладном плане.

    А так, в процессе все изучают удары с первых занятий вместе со столбами и другими базовыми методами.

    В Ицюань, как и в других внутренних стилях нет понятия «приёмы», особенно в нашем понимании. Есть понятие Юн - применение.

    Что это означает. Нет фиксации на конкретной серии действий. При том, что такие действия можно наблюдать.

    В связи с этим применение (Юн) может встречаться уже с первых тренировок в основном в качестве демонстрации. При этом новичку предлагается повторить показанную технику либо серию техник. Как правило это не получается. Тогда и поясняется, что надо практиковать базовые методы, в идеале ты должен включать свои мозги и разобраться какие именно детали в базовых техниках имеют пробелы.

    Опишите свою тренировку или свой тренировочный день.

    5.30-6.00 - Подъём. Дзадзен, чай и утренние дела.

    7.00 - Тренировка в парке (в любую погоду) с группой Ицюань (Цигун). Для всех желающих (бесплатно)

    8.00 - Своя тренировка там же в парке до 9.00

    10.00 - Индивидуальные тренировки в домашнем зале (не каждый день)

    14.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

    17.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

    18.00-21.00 - Две группы по Кёкусинкай (вт. чт.)

    20.45-22.00 - Группа Ицюань (пн. ср.)

    17.00 - сборники Кёкусинкай (сб.).

    11.00 - Кобудо, Кёкусинкай (воскр.).

    Ну и в свободное время между этими тренировками самостоятельная практика.

    На фото: Анатолий Криводедов практикует столбовую работу Ицюань

    Что вы делаете в рамках обычной своей тренировки?

    Ицюань: обычно столб 10-40 минут. Затем различные варианты из Шили, Моцабу, Фали и других основных и вспомогательных методов Ицюань. Зачастую Ицюань я практикую через технику Кёкусинкай. На улице по погоде, больше движения в холодную погоду.

    В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

    Я бы предложил занимающимся задать себе вопрос о цели своих тренировок. О стратегической цели, а не о тактических целях таких как победа на соревновании или аттестация на очередной пояс. Чем выше будут ваши цели, тем дальше вы продвинетесь на Пути.

    Видео «Оздоровительные столбы»

    Видео «Боевые столбы»

    Видео «Основные Шили»

    Видео «Перемещения в Ицюань - Моцабу»

    Видео «Фуань фали - выведение силы в Ицюань»

    Видео «Подводящие упражнения Хадзимэ Казуми»

    Школа Ицюань. Видеокурс >>>

    Смотреть видео

    Первые 6 упражнений нацелены на: 1. Раскрепощение верхней части тела 2. Проработку навыка генерировать движения от стоп и поясницы 3. Улучшение подвижности суставов. По материалам мастер-класса Шихана Хадзимэ Казуми в Нижнем Новгороде 20 августа 2014 г. Семинар о подводящих упражнениях Шихана Казуми.x

    Долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин , созданный Да Мо , и бадуаньцзинь , или «Восемь кусков парчи».

    Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

    Тайцзи-цюань

    «Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

    Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна . Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

    В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

    В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

    Багуа-чжан

    У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань , уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

    Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

    Синъи-цюань

    Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи , сверлении – цзуань , растягивании – бэн , взрывании – пао и пересекании – хэн . При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

    Люхэбафа

    Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо , отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

    Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
    1. Сочетание и координация тела и сознания.
    2. Сочетание и координация сознания и мысли.
    3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
    4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь .
    5. Сочетание и координация духа и движений.
    6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

    Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
    1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
    2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
    3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
    4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
    5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
    6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
    7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
    8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

    Практика цигун для начинающих включает большое количество самых разных факторов. Это работа с позвоночником, психологические аспекты, и даже управление энергией.

    Что подразумевает под собой цигун?

    Очень часто можно услышать самые разные вопросы, которые касаются пользы такого искусства. Те люди, которые слышали о его чудесном воздействии и заинтересовались им, в первую очередь хотят разобраться, что собой представляет цигун для начинающих.

    Быстро понять, что же такое цигун, нельзя. И все дело обстоит в том, что система многогранна. Данное искусство сочетает в себе как так и комплекс Есть также и боевой цигун. Но в данном обзоре речь пойдет о том, что же это такое - цигун для начинающих.

    Какую пользу несет комплекс упражнений?

    Какая же польза от подобной системы? Практически каждого человека может привлечь то, что ему ближе всего. Для кого-то важным вопросом является оздоровление, для кого-то - физические формы и выносливость. Но большая часть практикующих цигун рассматривают систему как базу для тех знаний, с помощью которых можно было бы решить конкретные жизненные задачи.

    Польза здоровью - непременное условие

    Нельзя не заметить тот факт, что главной целью, которую несет в себе комплекс цигун для начинающих, является польза здоровью. И это даже не оспаривается, так как искусство рассматривается с позиции системы, включающей в себя целый комплекс телесных практик, в которых физическому состоянию уделяется большая часть внимания. Тот человек, который решил посвятить свою жизнь цигун, сможет развить не только гибкость. Он сможет развить свою выносливость и физическую силу.

    Здоровый позвоночник - залог успеха

    Практика цигун для начинающих уделяет много внимания работе с позвоночником. Его состояние играет очень важную роль во всех видах практик и направлениях. Для выполнения многих упражнений надо не только ощущать позвоночник, но и уметь опираться на него. В даосских представлениях данная часть тела выступает неким физическим выражением человеческой оси. Она является своеобразной опорой для выполнения любой деятельности, как физической, так и энергетической. Тот, кто стал заниматься цигун, может быть полностью уверен в том, что это положительно отразится на состоянии позвоночника. Естественно, это возможно только при правильном подходе ко всей системе в целом.

    В медицине позвоночнику уделяется большая доля внимания. Многим известно, что основная часть хронических заболеваний напрямую связана с этой «деталью» тела. К примеру, вследствие может произойти защемление нервов, которые управляют определенным органом.

    В самом начале появляются сбои в деятельности, на которые просто не обращают внимания. Через определенное время эти мелкие проблемы приводят к достаточно серьезным заболеваниям, вылечить которые зачастую бывает очень сложно.

    Однако цигун способен принести впечатляющие результаты. Он не только позволит начать обратный отсчет, но и вернет первоначальное здоровье.

    Не стоит забывать о дыхании

    Гимнастика цигун для начинающих основную часть внимания уделяет правильному дыханию. Поэтому очень важно сразу ознакомиться с теми дыхательными упражнениями, которые имеются.

    Но даже не уделяя основное внимание данному вопросу, можно отметить, что при выполнении комплекса "дыхательный цигун" практикующие начнут автоматически настраивать правильное дыхание животом. Не так давно даже медицина начала признавать пользу подобного способа.

    Почему необходимо дышать правильно?

    Было определено, что при выполнении дыхательных упражнений, которые практикуются в цигун, улучшается вентиляция легких. Кроме того, происходит массаж абсолютно всех органов, которые имеются в брюшной полости. Выполняя дыхательные упражнения животом, человек снимает часть нагрузки с сердца.

    Уже только вышеперечисленные факторы говорят о том, что цигун несет огромную пользу. Но если этого для вас недостаточно, то стоит перейти к психологической пользе подобной системы.

    Цигун направлен на работу с психологией человека

    Ни для кого не является секретом то, что через работу с телом можно разобраться с большой частью психологических проблем. И работа с которая входит в занятия цигун для начинающих, является наиболее простым примером этого.

    Постоянные стрессы, сильные эмоции, нервы - все это сказывается на физическом состоянии человека. Довольно часто подобные проблемы проявляются мышечными зажатиями, такими как сведенная мышца или даже целая группа. Эмоции, которые подавляются человеком (из-за каких-то неразрешенных ситуаций), также отображаются на физике человека. Даже в тех ситуациях, когда люди просто не замечают момент стресса, все равно идет подсознательное подавление эмоций.

    Способы решение психологических проблем

    Все вышеперечисленные проблемы могут быть разрешены самыми разными способами. И поход к психиатру - самый сложный вариант решения каких-либо задач. Естественно, люди не в состоянии всегда справляться с психологическими аспектами. Они просто не знают, как это сделать. Кроме того, психологическая травма может быть нанесена глубоко в детстве. Но гимнастика цигун для начинающих позволит справиться с психологическими задачами, просто расслабив мышечный зажим.

    Естественно, поверить в то, что сказано выше, довольно сложно. И это потому, что люди в современных условиях не всегда чувствуют, что между телом и сознанием имеется довольно тесная связь. А вот те, кто практикует занятия со своим телом, способны смело утверждать, что перестройка организма влечет изменения и в сознании. Человек просто меняет свое отношение к жизни. В памяти начинают всплывать те моменты, которые, казалось бы, уже давно забыты. И этот фактор позволяет осмыслить по новой те проблемы, с которыми человек сталкивался ранее.

    Можно проанализировать старые проблемы

    Разнообразные ситуации способны повернуться так, что люди легко и просто решают те проблемы, которые когда-то давно не давали покоя. И этот аспект является самым лучшим подтверждением того, что цигун - очень эффективное средство решения психологических проблем. Это связано с тем, что данная система появилась очень давно и за все время своего существования сумела развить себя, усовершенствовать.

    Нельзя не отметить тот фактор, что уроки цигун построены таким образом, чтобы каждый человек смог гармонично развить абсолютно все телесные аспекты. Издавна известно о том, что в физическом состоянии человека заложена и его психология. У каждого есть возможность посмотреть на гибких и подвижных людей. Однако еще не известно, имеется ли у них внутренняя опора.

    Человек должен развиваться гармонично

    В жизни подобных людей абсолютно все поступки обладают этой особенностью: разнообразные идеи, способность оперативно переключаться с одной деятельности на другую и т.д. Однако все это довольно плохо собирается в единое целое.

    Порой может встретиться и другой тип людей. Они обладают большой физической силой, слегка замедленными движениями и сознанием, которое является медленным и основательным. Но огромные мышцы таких людей перекрывают энергетические потоки. Поэтому сознание опять же неспособно решить некоторые особо трудные задачи, которые им же и были созданы.

    Иногда можно увидеть такого человека, который испытывается некий дискомфорт при контакте с другими. Такая ситуация говорит о закрытости подобного типа людей. Они слишком осторожны. И это лишь малая часть тех проблем, которые способны возникать.

    Но при правильном выборе практики цигун, занятия в которой являются достаточно разнообразными, можно поработать с каждой отдельной проблемой. Все упражнения построены таким образом, что человек вполне легко сможет оценить не только свои сильные стороны, но и проанализировать слабые.

    В качестве примера можно привести сравнение цигун с упражнениями с гантелями. Второй тип занятий обладает узкой направленностью, так как идет развитие только одной группы мышц. А в той ситуации, когда мышечные ткани не являются сильной частью организма, вы не только получите переразвитые мышцы, но и окончательно задавите свои слабые черты. Например, гибкость.

    Именно поэтому и возникает опасность тех занятий, которые обладают узкой спецификой. Исходя из всего вышеописанного, можно сказать, что цигун очень полезен для начинающих. С помощью практики можно будет гармонично, а главное всесторонне поработать с развитием своего сознания.

    Работа с энергетической составляющей

    Говоря о такой практике, как оздоровительный цигун, нельзя не отметить ее энергетический аспект. Следует рассматривать тело человека с позиции сосуда для энергии. Его требуется сформировать в единой целое. При этом надо восстановить связь между отдельными частями тела и прочистить те каналы, по которым движется энергия. Если человек правильно все сделает, то энергия не только не будет теряться, она начнет накапливаться. А этот фактор влечет за собой отличное настроение, превосходное самочувствие и здоровье.

    В тот момент, когда удастся собрать всю имеющуюся энергию, следует приступить к совершенствованию работы, связанной с ее циркуляцией. При этом потребуется правильно "построить" положение тела. Другими словами, на данном этапе следует проводить работы по систематизации имеющейся в наличии энергетической составляющей.

    Основные требования, предъявляемые практикой

    Следует воздержаться от еды приблизительно за час до начала выполнения комплекса упражнений. Но и после окончания в течение часа лучше пищу не употреблять. Принимать душ следует по истечении минимум 20 минут после занятий цигун.

    Упражнения закончены? Тогда в течение получаса лучше не читать книги и не смотреть телевизор. Занятия стоит начинать и завершать, приняв сидячее положение и прикрыв глаза. Но не стоит путать это с медитациями. Вам потребуется расслабить не только свое тело, но и сознание, выкинуть из головы абсолютно все мысли и те заботы, которые возникают в повседневной жизни.

    Практикой цигун лучше всего заниматься два раза в день. Такой подход поможет добиться лучших результатов. Делать упражнения можно практически в любое время суток. Если вы задумались об утренних занятиях, то наилучшего результата можно будет добиться в период с 5 до 8 часов. Вечером лучше всего начинать занятия в промежуток от 18.00 до 21.00.

    Одеваться надо легко и свободно. Желательно в пользу такой одежды, которая больше не будет вами использоваться нигде, кроме занятий. Такой подход позволит практически мгновенно настроиться на определенную волну. Большую часть своего внимание потребуется уделить обуви. Она должна подходить по размеру и иметь широкую подошву.

    Если имеется возможность проводить занятия на улице, то стоит ее использовать в полном объеме. Только надо учитывать и тот момент, что не должен дуть ветер. Также от занятий на улице в зимнее время лучше всего отказаться. Лучшим местом для цигун является тихий парк. Если самостоятельно вам заниматься неохота, то свой выбор следует сделать в пользу традиционной школы.

    О чем следует знать, практикуя цигун

    Желательно ознакомиться с теми требованиями, которые предъявляются к желающим заниматься цигун.

    1. Упражнения для начинающих требуется выполнять, сосредотачивая свое внимание на какой-то определенной точке. При этом не надо прикладывать слишком большие усилия. Все должно происходить естественным путем. В начале могут возникать трудности. Но со временем все будет получаться легко и непринужденно.
    2. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть ровным. Вне зависимости от выбранного вами комплекса упражнений, к дыхательному процессу всегда предъявляются определенные требования. В большинстве случаев они касаются способов восстановления естественного дыхания и энергии. Приступать к выполнению следующего упражнения надо только в том случае, если дыхание полностью восстановлено.
    3. Не только тело, но и сознание следует расслаблять полностью. Вы должны находиться в состоянии покоя.
    4. Отдых и выполнение тренировочного комплекса необходимо чередовать.
    5. Следует соблюдать последовательность и систематичность в занятиях цигун. Данное требование является обязательным, и оно всегда предъявляется к желающим заняться практикой. Не надо сразу выбирать те упражнения, которые являются слишком сложными. Начинать свою практику следует с самого простого. Проявите терпение и настойчивость. Только в таком случае занятия принесут необходимую пользу всему вашему организму.
    6. Выбор лучше всего делать в пользу традиционных школ. Занятия надо проводить только под руководством профессионального инструктора. В противном случае могут возникнуть разнообразные отклонения. Соответственно, добиться чего-либо в таких ситуациях будет довольно сложно.
    7. Не надо попусту растрачивать свою энергию. Ее, наоборот, необходимо накапливать. Экономия любого плана выгодна именно для вас. Необходимо выработать те привычки, которые являются полностью здоровыми. В противном случае заниматься цигун будет бесполезно. Это будет лишь трата времени, денег и сил.

    Как сделать выбор школы и руководителя?

    Упражнения такой системы приобрели широкую популярность. На данный момент имеется огромное количество школ, в которых помогут составить комплекс цигун для начинающих. В Москве, в Санкт-Петербурге, в Волгограде и во многих других городах России имеются подобные заведения. Кроме того, есть и множество разнообразных книг, посвященных данной тематике. Но в связи с этим возникает одна проблема - как сделать правильный выбор среди такого огромного потока информации. Следует рассмотреть несколько рекомендаций, которые помогут осуществить поиск правильной практики цигун для начинающих.

    Книги, которые посвящены данной тематике, конечно, принесут свою пользу. Но для практики требуется опытный, а главное - компетентный преподаватель. Цели комплекса цигун должны полностью соответствовать тем задачам, которые вам надо решить. К примеру, если вы хотите избавиться от болезней, то не стоит делать выбор в пользу практики под название «Железная рубашка». Она представляет возможность развивать сверхспособности тела только у полностью здоровых людей.

    Делать выбор необходимо в пользу того преподавателя, который способен рассказать историю возникновения своей практики и назвать имена учителей, которые основали школу. И система, и преподаватель должны вызывать только положительные эмоции, а также стремление добиваться поставленной цели с помощью цигун.

    Какие движения в практике являются базовыми в цигун?

    Упражнения, которых имеется достаточно много, могут быть самыми разнообразными. Стоит в качестве примера привести основные движения цигун. Несмотря на их простоту, они весьма эффективны. Освоить их можно самостоятельно, без наличия профессионального наставника.

    Надо принять исходное положение. Ноги должны быть расположены на ширине плеч. Руки следует опустить вдоль тела. Спину необходимо держать прямо. Требуется сделать глубокий вдох носом. При этом руки должны подняться вверх через стороны. На выдохе, не меняя положения позвоночника, требуется наклониться. Колени сгибать не надо. Все требуется делать плавно. Наклон следует закончить в тот момент, когда пальцы коснутся пола. При выпрямлении тела надо сделать вдох и подвести руки к животу. Ладони при этом следует направить вверх. Не останавливаясь, руки от живота начинаем поднимать вверх таким образом, как будто вы хотите подпереть небо. Одновременно с этим следует выполнить полный выдох. Сделав вдох, руки надо скрестить перед собой. На выдохе их потребуется развести в стороны.

    Делая глубокий вдох, руки надо опустить, скрестив их опять на уровне живота. Ладони должны быть направлены вверх. Развернув их вниз, руки следует опустить, сделав при этом выдох. Все движения выполняются без остановок, плавно. Повторить их необходимо около 4 раз. Тело при этом напрягаться не должно. Спину следует держать прямо. Надо внимательно следить за дыханием, которое должно соответствовать движениям. Вдыхать требуется через нос, а выдыхать - через рот. Подобные уроки цигун для начинающих надо выполнять перед каждой тренировкой.

    Суть практики цигун

    Цигун по своей сути очень похож на спортивное мастерство. Только в отличие других видов спорта в такой практике основное внимание уделяется работе с энергией. Именно от нее и будет зависеть уровень силовых параметров.

    Не стоит бояться фразы "цигун для начинающих", думая, что никакого эффекта от такой практики не будет. Это совсем не так. Главной проблемой для новичков является то, что они обладают очень плохой чувствительностью, низким уровнем энергии. Соответственно, для того, чтобы чего-то достичь, потребуется развить свои ощущения. И только потом можно приступать к более сложным этапам. Помните, что если вы решились на самостоятельное постижение практики цигун, упражнения для начинающих не следует отбрасывать в сторону, как нечто неэффективное. Кроме того, вас ожидает тяжелый путь. Однако никто не говорит о том, что преодолеть его нельзя.

    Заключение

    Следует отметить один простой аспект, говоря о системе цигун. Отзывы о ней только положительные. Другими словами, практикующие не жалеют о том, что начали постигать этот путь. Но каждому предстоит решить для себя, стоит ли заниматься практикой цигун или же нет. Но польза от нее достаточно большая. И отрицать этого нельзя. Если вы решились на занятия, то желаем вам успехов, так как вам предстоит многое понять и осознать.