• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Самым важным элементом любого велосипеда являются тормоза. От них в большей степени зависит жизнь и здоровье человека. В этой статье поговорим о том, какие бывают тормозные колодки (типы), как установить дисковые тормоза на велосипед и отрегулировать их – настроить.

    КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ

    Прежде чем рассматривать вопрос, как установить дисковые тормоза на велосипед, давайте немного разберемся, что из себя представляет дисковая гидравлическая система тормозов.

    Как правило, составными частями дискового гидравлического тормоза являются: тормозная ручка, гидролиния, ротор (тормозной диск) калипер (имеющий бачки для тормозной жидкости, под давлением которой, тормозные колодки соприкасаются с ротором), адаптер, посредством которого, калипер крепится к раме велосипеда.

    Гидравлические дисковые тормоза имеют значительное преимущество перед механическими в эффективности. Это обусловлено тем, что жидкость в гидролиниях не меняет свою плотность, не сжимается и не деформируется, в отличие от тросика механического тормоза.

    Различают открытый и закрытый типы гидравлических тормозов. К недостаткам закрытых, можно отнести потребность в регулировке во время эксплуатации.

    Уменьшение или увеличение объема тормозной жидкости, к примеру, от воздействия температуры вызывает потребность регулировать положение тормозных колодок. Также тормозные колодки следует регулировать, когда происходит их частичный износ.

    В тормозах открытого типа эта проблема отсутствует. Поскольку их конструкция предусматривает расширительный бачек, заполняемый тормозной жидкостью (находится, как правило, у тормозной ручки). Регулировок такие тормоза в процессе эксплуатации не требуют.

    На наличие модуляции (плавность движения ручки в начале хода и мощное сцепление колодок с ротором в конце) влияет количество поршней в калипере.

    Когда речь идет о выборе определенной модели, есть смысл посоветоваться с ее обладателем. Ведь для разных стилей катания нужны разные тормозные системы.

    Кросскантрийщикам подходят плавные и легкие, в даунхиле или фрирайде - мощные и четко контролируемые, в дертджампинге - с хорошей модуляцией и, при этом, максимально легкие и мощные.

    После первой настройки колодки, относительно тормозного диска, сами принимают правильное положение. Но это не касается моделей с одним поршнем. Они требуют регулирования, почти, как и механические. К примеру, Hayes Sole. Даная модель не считается лучшей среди гидравлических тормозов.

    Предварительная подготовка гидравлических дисковых тормозов открытого типа заключается в следующем:

    1. В тормозную систему нужно залить масло. В тормозах Shimano – минеральное масло. В тормозах Avid, Hayes, Helix – используется тормозная жидкость DOT.
    2. Процесс прокачки тормоза заключается в выдавливании воздуха из гидролиний, цилиндров и тормозных бачков, прогоняя через них масло.
    3. Затем выставляется калипер таким образом, чтобы тормозные колодки не цепляли ротор.
    4. Установка дисковых тормозов на велосипед производиться в такой последовательности:
    5. Закрепим на руле тормозные ручки и отрегулируем их положение с помощью шестигранника;
    6. Устанавливаем ротор на втулку, ставим колесо на место, затягиваем болтами либо эксцентриками;
    7. Крепко прикручиваем переходник, возможно использование фиксатора резьбы;
    8. Устанавливаем калипер, но не затягиваем шестигранники, так что бы он «плавал».
    9. Нажав тормозную ручку, проверяем, в равной ли степени выдвигаются тормозные колодки при нажатии.
    10. Зажав тормозной диск колодками, калипер станет на нужное место. Чтобы ему помочь, стоит пытаться крутить колесо вперед-назад.
    11. Попеременно подтягиваем болты. Если болты были сильно ослаблены, придётся еще раз плавно отпустить и резко нажать ручку.
    12. Прижав калипер, нужно раз 15-30 резко понажимать ручку, чтобы подвести колодки к тормозному диску на рабочее расстояние.
    13. При отпущенной ручке, прокручиваем колесо и проверяем, нет ли трения ротора о какую либо из колодок. Если есть, нужно расслабить болты клипера и немного сдвинуть его в сторону трущей колодки.
    14. Затем обратно подтягиваем болты и проверяем, ели есть необходимость, повторяем вышеуказанные действия.

    КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ

    Настройка дисковых тормозов на велосипеде не есть сложным процессом. Сейчас сами в этом убедитесь. Давайте выясним, как настроить дисковые тормоза на велосипеде самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам:

    1. Закрепив колесо, следует отцентровать калипер по отношению к ротору посредством подбирания и установки между креплениями на раме и калипера шайб различной толщины, что есть в комплекте.
    2. Положение калипера изменяется от того, насколько сильно затягиваешь болты. Соответственно толщину и количество шайб нужно будет подбирать до доли миллиметра.
    3. В случае, когда ротор соприкасается с обеими колодками и происходит трение, колодки нужно развести. Для этого, слегка выкрутите специальный шестигранник на калипере, при этом тормоза станут срабатывать позже.
    4. Если вы хотите добиться меньшего хода тормозной ручки, шестигранник нужно вкрутить. Возможно, дело в неровном тормозном диске, который придется выравнивать.
    5. Во время проведения робот не стоит переворачивать велосипед, чтобы избежать попадания воздуха в систему. Также не нажимайте ручку, если в системе нет масла, а ротор не стоит между тормозных колодок, иначе они сожмутся, после чего придется снимать калипер и разжимать тормозные колодки отверткой.
    6. Когда все операции завершены, еще раз подтягиваем все болты. Проверяя роботу, внимательно следим, чтобы тормозной диск не перекашивался и не смещался во время нажатия на тормозную ручку.

    РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА

    1. Поскольку механические дисковые тормоза более чувствительны к смещению оси колеса, болты или эксцентрики стоит затягивать непосредственно сидя на велосипеде или прижимая передний амортизатор. В противном случае в дальнейшем, совершая небольшие прыжки, при езде может появиться трение ротора о колодку.
    2. Сильно прикручиваем переходник. Калипер устанавливаем, используя инструкции приведенные выше. Одну из колодок выдвигаем посредством вкручивания на пол оборота винта, что регулирует ее положение.
    3. В тормозных системах Hayes, перед выполнением этой операции, нужно выкрутить блокирующий шестигранник, а после того, как вся настройка будет завершена, вернуть в исходное положение.
    4. Аккуратно прижимаем калипер к ротору, чтобы его плоскость совпала с плоскостью неподвижной колодки.
    5. Затем попеременно подтягиваем болты крепления калипера. Действия, приведенные выше, проводим с отсоединёнными рубашкой и тросиком. Следите за тем, чтобы плоскость колодки не сместилась относительно плоскости тормозного диска.
    6. Затягиваем оба шестигранника и возвращаем регулировочный болт колодки в исходное положение.
    7. После этого прокручиваем колесо, проверяя на наличие трения. Если трения нет, статичную колодку можно немного выдвинуть регулировочным болтом и наоборот.
    8. Прижимаем подвижную колодку, подтягивая рычаг, к которому крепится тросик. Ротор при этом будет слегка смещаться к статичной колодке, но незначительно!
    9. Ставим тросик и рубашку в нужном положении в рычаге, внешняя колодка должна быть прижатой. Слегка притягиваем соответствующий болт.
    10. Аккуратно нажимаем на ручку тормоза до начала рабочего хода, от чего трос станет в нужное положение в рычаге. Крепление троса затягиваем и проверяем на наличие трения колодки. Немного закручиваем регулировку на ручке, если колодка трет и наоборот.

    Тормоза нужно настраивать так, чтобы регулировка на ручке была выкручена минимально, потому, лучше поправить положение тросика на рычаге калипера. Так резьба ручек будет сохранена от повреждений.

    КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫЕ НА ВЕЛОСИПЕД, КАКИЕ БЫВАЮТ

    Безопасность катания на велосипеде, эффективность его тормозной системы напрямую зависит от использованных тормозных колодок. Рассмотрим, какие бывают колодки тормозные на велосипед, их преимущества и недостатки.

    В зависимости от конструкции и ценового диапазона происходит деление колодок на разновидности. И в первую очередь по двум основным типам тормозов: ободных (V-brake) и дисковых.

    КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТИПА V-BRAKE

    Бывают таких типов:

    Одноразовые – их конструкция состоит из болта с проставочными шайбами металлической пласнины и резиновой основы. Имеют малый строк эксплуатации, но и недорогостоящие.

    Картриджные – их конструкция состоит болта с проставочными шайбами металлической пластины и картриджных колодок, которые снимаются посредством нажатия на шплинты. Резиновую основу можно заменять.

    Встречаются колодки, как для сухой, так и для мокрой погоды. Определить степень износа ободных тормозных колодок можно по специальным меткам (канавкам).

    Изношенные колодки следует своевременно заменить, чтобы избежать повреждения обода. Отметим, что для ободных тормозов V-brake подходят и картриджные и одноразовые колодки. И здесь действует правило – чем дороже, тем эффективней.

    КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДИСКОВОГО ТИПА

    На рынке тормозные колодки для дисковых тормозов представлены металлизированными (Sintered) и органическими (Resin). И эти типы имеют, как свои преимущества, так и недостатки.

    Выбор подходящего состава колодок могут определять такие факторы, как вес велосипедиста, погодные условия и состояние трассы, стиль катания, размер роторов.

    МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

    Состоят из сплава металлсодержащих веществ.

    Преимущества:

    • более стойки к нагреванию от трения, чем органические тормозные колодки;
    • эффективнее работают в условиях мокрой трассы;
    • имею больший ресурс.

    Недостатки:

    • создают шум;
    • длительная притирка;
    • модуляция относительно хуже;
    • нагревается калипер, вместо того, чтобы рассеивать тепло через ротор.

    Такие тормозные колодки предпочтительно выбирать райдерам с большим весом. Подходят для использования на мокрых трассах в грязи и дождь. При затяжных спусках они сохраняют свою мощность, хотя с ними хуже модуляция.

    Работают шумно, но ввиду большей жёсткости состава имеют ощутимое преимущество в ресурсе. Потому, приступая к выбору тормозных колодок, в первую очередь, учитывайте, то в каких условиях вы будете их использовать.

    ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

    В их состав входят органические вещества и резина.

    Преимущества:

    • малошумные;
    • притирка происходит быстро;
    • лучший уровень модуляции;
    • передают тепло на ротор, защищая калипер от перегрева.

    Недостатки:

    • меньший эксплуатационный ресурс;
    • менее эффективно работают на мокрой, грязной трассе.

    Предпочтительно использовать райдерм с небольшим весом, в дисциплинах требующих частого и продолжительного торможения как кросс-кантри. Чувствительное торможение обусловлено хорошей модуляцией.

    Из-за более мягкого состава, быстрей происходит износ. Не пригодны для использования на грязной трассе, поскольку даже незначительная пыль ухудшает эффективность их работы.

    Общий вид дискового тормоза

    Одна из самых важных частей велосипеда – тормозная система, так как именно от нее и зависит безопасность велосипедиста.

    Существуют следующие виды велосипедных тормозов:

    • дисковые;
    • барабанные;
    • педальные;
    • роллерные;
    • стремянные

    Дисковый ротор.

    В итоге, популярными являются ободные (V-brake), дисковые и педальные. В данной статье мы детально рассмотрим дисковые тормоза . Дисковые тормоза представляют собой тормозной диск или еще его называют ротор, который крепится к втулке колеса и калипера (машинки), в которой находятся дисковые тормозные колодки для велосипеда .

    .

    При нажатии на ручку тормоза тормозное усилие передается через тросик к колодкам, которые прижимаются к ротору и происходит, непосредственно, трение и в конечном результате торможение. Дисковые тормоза перекочевали к велосипедам от мотоциклов и автомобилей с некоторыми изменениями и специальными приспособлениями.

    Типы дисковых тормозов:

    • механические (основной принцип работы тормозов с помощью тросика, который размещен в рубашке);
    • гидравлические (основной принцип работы тормозов с помощью тормозной жидкости или минеральном масле, которая находится в гидролинии).

    Преимущества и недостатки дисковых тормозов.

    Здесь мы приведем очевидные различия между дисковыми и ободными аналогами. Выделим их преимущества перед последним видом тормозов и укажем недостатки.

    К положительным характеристикам можно отнести:

    • отличаются долговечностью;
    • с ними можно ездить в любую погоду, потому что они не забиваются снегом и грязью;
    • обеспечивают большой коэффициент трения между металлическим диском и абразивом в сравнении с показателем механики (колодкой и алюминиевым ободом);
    • быстрее срабатывает и выдерживает при скоростных спусках;
    • обод и колеса практически не изнашиваются;
    • его диски не боятся сильного разогрева и внезапного торможения;
    • одной регулировки достаточно на весь период эксплуатации;
    • если велообод будет поврежден, то это не отразится на их работе.

    Имеются некоторые отрицательные моменты , к ним относятся:

    • при установке и обслуживании потребуются спец инструменты;
    • некоторые модели отличаются ощутимым весом, и из-за него идет нагрузка на втулку и спицы велосипеда ;
    • высокая стоимость;
    • могут возникнуть сложности при замене тормозных колодок;
    • часто мешают при установке велобагажника .

    На сегодняшний дней лучшим видом дисковых тормозов считается гидравлика. Вышеописанные положительные стороны в большинстве своем касались именно ее. Все больше гонщиков, заботясь о своей безопасности и комфорте, устанавливают на свои велосипеды именно эту систему.

    Тормозной ротор для велосипеда

    Тормозной диск (ротор) может быть следующих размеров: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Какой же выбрать? С этим вопросом сталкиваются большинство велосипедистов, рассмотрим, как же и на что влияет размер ротора.

    Если в двух словах, то чем больше ротор, тем эффективнее тормоз, связано это с тем, что чем больше ротор, тем больше плечо рычага тормозного усилия. Все легко и просто. В большинстве случаем используют при не экстримальном катании ротор 160 и 180 мм. Для более экстремальных или для мощного торможения используют ротора 203 и 220 мм.

    Тормозные колодки

    .

    Колодки имеют также важное значение, поэтому они бывают с металлическим наполнением или же органические. Колодки с металлическим наполнением изготавливают с наполнителем из металлических опилок, поэтому они более износоустойчивые и долго притираются, а органические – более мягче, поэтому придают плавности при торможении, быстро притираются и обеспечивают лучшее торможение.

    Установка дисковых тормозов

    1. Прикрепите на руль тормозные ручки и отрегулируйте положение ручек с помощью шестигранника.
    2. Установите на раму в специальные дисковые крепления калипер (машинка).
    3. Установите тормозные диски (ротора) на втулку с помощью болтов (6 шт.), которые входят в комплект.
    4. Закрепите тросик в тормозную ручку, вставьте их в рубашку и с помощью имеющихся на раме направляющих проведите рубашку к калиперу.
    5. Закрепите тросик и отрегулируйте дисковые тормоза.

    Обслуживание дисковых тормозов

    Для того, чтоб торможение было всегда эффективным, необходимо следить за состоянием тормоза в целом, а именно:

    1. Следите за растяжением тросика. При нажатии на ручку тросик должен работать четко и плавно и отводить колодки до конца.
    2. Следите за состоянием колодок периодически снимая их. Для лучшего доступа к колодке лучше снять колесо и извлечь колодки из тормозной машинки, и оценить их состояние.
    3. Осмотр ротора и очистка от накопившейся налета от колодок. Возьмите небольшой кусок наждачной бумаги и обработайте тормозную поверхность диска.

    Причины посторонних звуков дисковых тормозов

    Довольно часто велосипедисты сталкиваются с проблемой скрипа дискового тормоза. Многие сразу же едут в веломастерскую для устранения проблемы. Можно самому провести диагностику и решить с чем это может быть связано:

    1. Самой распространенной причиной является основа из которой изготовлены колодки, а именно дешевый и некачественный материал. Важно сразу же заменить колодки на новые фирменные, так как они могут повредить поверхность ротора. Однако, не стоит сразу же грешить на колодки, так как колодки могут быть не совместимы с Вашими тормозами.
    2. Скрип может возникать при новых колодках, которые еще не притерлись. Это связано с тем, что на поверхности колодки есть слой с примесью, который вызывает неприятный звук. Необходимо подождать несколько дней и потерпеть пока колодки не притрутся. Если же проблема не исчезла, то необходимо заменить колодки на другие.
    3. При износе колодок, металлическая пластина начинает соприкасаться с ротором. Необходима замена колодок.

    Совет: Покупайте колодки только в специализированных велосипедных магазинах!

    Тормоза типа V-brake обычно ставят на бюджетные модели велосипедов. Не на все рамы можно установить данные тормоза из-за отсутствия пивотов для установки данного типа тормоза. Ободные тормоза целесообразно использовать при спокойном катании на велосипеде. Они не прихотливы в обслуживании , достаточно легкие и дешевые в сравнении с дисковыми тормозами.

    Механические дисковые тормоза имеют хорошую эффективность торможения, по этому их целесообразно использовать если же Вы катаетесь в более агрессивном темпе и при ограниченности средств на покупку. Дороже ободных тормозов, но дешевле гидравлических. Особой популярностью в последние годы пользуются дисковые тормоза Avid BB-5 и BB-7. Гидравлические дисковые тормоза необходимы только тогда, когда важна высокая мощность торможения, потому ее и используют в экстремальных видах (например, downhill – скоростные спуски). Нуждаются в периодической замене масла, гидролинии требуют бережного отношения, так как могут быть повреждены при падении, что повлечет за собой дополнительные затраты.

    При покупке их гидравлического вида надо заранее уточнить, где можно приобрести на него запчасти, чтобы в случае выхода из строя какой–то детали не пришлось менять весь комплект.

    Гидравлику стоит выбирать только тем, кто гоняет по пересеченной местности и любит экстрим. В противном случае не стоит впустую тратить деньги. Купите механические или гибриды, которые являются оптимальным решением для велотуризма и езды по городу. Их надежность и простота эксплуатации не заставит вас пожалеть о сделанном выборе.

    При покупке дисковых тормозов обратите внимание на размеры ротора , от которого напрямую зависит эффективность торможения. Чем больше его диаметр, тем лучше срабатывание.

    От тормозных колодок зависит плавность тормоза. В зависимости от наполнения они бывают органическими и механическими. Последний вид содержит металлические опилки. Из-за этого они более износоустойчивы, но долго пригоняются для лучшей работы. Их органические аналоги обеспечивают мягкое торможение и практически сразу притираются за счет своей мягкости.

    Если необходимо выбрать мощные тормоза, то следует обратить внимание на маркировку. Присутствие в ней аббревиатуры AM, FR, Trail и DH – говорит о том, что на них можно положиться. Они обеспечат мощное торможение в любой ситуации.

    Из всего выше следует, что механические дисковые тормоза являются «золотой серединой» и являются оптимальным выбором для любого велосипедиста.

    Преимущества гидравлических перед другими видами дисковых тормозов

    Различия между ними связаны с их конструктивными особенностями. Неоспоримым плюсом является быстрота реагирования на нажатие ручки, четкость срабатывания и надежность. Они сильнее сжимают колодки. В механических аналогах трос растягивается, если нажимать на тормозную ручку с силой. А в гидравлических жидкость не сжимается. За исключением тех случаев, когда она закипает в системе.

    Гидравлические велосипедные тормоза исключают трение в своих деталях благодаря смазочному веществу. В них отсутствуют люфты, которые часто возникают при использовании их механических аналогов.

    Можно регулировать силу торможения и дозировать ее. Колодки при нажатии тормозной ручки быстрее отводятся. Такие тормоза отличаются хорошим реагированием. У механических моделей трос при движении трет по рубашке. Тогда как в гидравлических масло перемешается по системе без особого сопротивления. При этом позволяет велосипедисту затормозить нажатием на ручку только одним пальцем. Поэтому эти тормоза лучше чувствуются и четче срабатывают . Их устанавливают на все мощные модели велосипедов.

    Схема работы гидравлические тормоза

    Длительное использование механических тормозов приводит к истиранию колодок или износу тросиков. Гидравлические аналоги полностью исключают это. Главное, не допускать перегибов трубки, содержащей тормозную жидкость. Иначе можно лишиться тормозов. За исключением этого и еще сложности ремонта гидравлика пока наиболее надежный вариант дисковых тормозов.

    Если случится утечка жидкости из гидравлики, то еще сохраниться возможность торможения, хоть и на небольшой период. В механических аналогах разрыв тросика сопровождается моментальным отказом всей системы.

    Производители и ориентировочная стоимость дисковых тормозов

    Как уже писалось выше, дисковая система тормозов делится на 2 вида: гидравлическую и механическую. Каждый тип обладает собственными техническими характерными особенностями, преимуществами и недостатками. Именно по этим критериям и устанавливаются цены. Естественно, немаловажную роль играет и компания-производитель. Условно ценовую политику дисковых тормозов можно разделить на 3 части:

    1. К самым дешевым относятся механические тормоза, стоимостью от 20 до 30 $. Это такие модели известных компаний, как «Tektro Novela», «Tektro Aquila», «SShimano» (AceraBR-M416-R). Комплектуются исключительно с ротором.
    2. Средние цены на тормоза варьируют в пределах 30 и 100 долларов. Это гидравлические модели таких производителей: «HAYES», «Tektro Draco», «Shimano», «XLC», «Magura» и «Avid Elixir». Выпускаются с наличием ротора и без.
    3. Самые дорогие и элитные гидравлические тормоза стоят от 100 до 525 $. Их изготавливают некоторые вышеперечисленные компании и «Formula», «SRAM».

    Дисковые тормоза незаменимы при агрессивной езде. В городских условиях их применение бессмысленно, не стоит переплачивать и устанавливать их на обычные городские велосипеды . В крайнем случае, если выбор пал именно на них стоит купить их механическую разновидность. Если все же большинство ваших велотрасс лежит по пересеченной местности, тогда не стоит задумываться. Надо однозначно покупать дисковые гидравлические тормоза. Их стоимость компенсируется безопасностью езды.

    Цена на гидравлические тормоза для велосипеда

    Цена на гидравлические тормоза зависит от фирмы-изготовителя, следовательно, и от качества. Наиболее бюджетными моделями являются «HAYES sole» и «HAYES nine». Их себестоимость равна 35-38 $. Далее, можно отметить компанию «Tektro Draco» — 38-45 $. Следующий изготовитель, который производит бюджетные варианты, это «Shimano». Минимальная цена этих составляет 45 долларов, а максимальная – 240. Но в данном случае стоимость зависит от модели. Например:

    • BR-M395 – 45-51 $;
    • M355 – 51 $;
    • М396 – 52-57 $;
    • M675 SLX – 87 $;
    • DEORE M615 – 97-102 $;
    • M675 SLX – 115-117 $;
    • Zee M640 – 180-190 $;
    • XTR M9020 Enduro/Trail – 235-240 $.

    Самым средним и приемлемым вариантом считаются гидравлические тормоза компании «Avid Elixir». Их средняя цена составляет 95-105 $. Чуть выше цена у компании «Magura». Модели МТ (различаются по цифрам) начинают отсчет с 95 $ и заканчивают 195-ю. «Magura» HS-33 2014 стоит 180-200, а MTS – 310-320 долларов. Более высокая цена в компании «Formula», где стоимость колеблется от 125 долларов до 320-ти. Самые дорогостоящие – это «SRAM», потому что минимальная их стоимость – 50 $, а максимальная – 525.

    Велосипед является очень полезным и интересным видом транспорта. Однако он должен служить исправно, в противном случае травмирования не избежать. Тормоза - это одна из важнейших Они могут быть разными, но абсолютно все должны работать без сбоев. От этого зависит ваше здоровье, а иногда и жизнь. Настройка на велосипеде не является сложным процессом. Но сделать все нужно максимально точно.

    Следует отметить, что дисковая система бывает механической и гидравлической. Принцип наладки этих двух разновидностей тормозов схож, однако существуют небольшие нюансы. Итак, настройка производится при помощи ключей. В процессе участвуют такие части системы: колодки, которые обеспечивают остановку колеса, калипер, ну и сам диск.

    Настройка производится так. Сначала нужно осмотреть систему и выяснить, почему она работает неэффективно. При надобности нужно приобрести новые детали или полностью заменить тормоза. Если колесо снималось, то нужно установить его обратно, при этом затягивая ось. Крепление калипера производится на специальном переходнике. Не стоит затягивать болты слишком сильно. Дело в том, что калипер нужно отрегулировать относительно ротора. Он должен стоять ровно, чтобы колодки ложились на диск всей площадью, а не под углом.

    Далее настройка дисковых тормозов на велосипеде производится просто. Колесо выравнивается так, чтобы в вилке оно стояло строго перпендикулярно. В противном случае во время езды вы будете слышать его трение о колодки. Во время промежуточной настройки калипер должен как бы «плавать». Теперь обратите внимание на внутреннюю колодку. Она должна стоять максимально точно, то есть так, чтобы ее полость совпадала с ротором.

    Теперь настройка дисковых тормозов на велосипеде предполагает проверку положения дисков относительно ротора. Для этого нужно зафиксировать колодки и прокрутить колесо. Просвет между этими деталями должен быть одинаковым. На этом этапе регулируется точное положение колодки.

    Теперь регулировка дисковых тормозов на велосипеде проводится при помощи тросика и ручки. То есть необходимо попробовать нажать на рычаг, установленный на руле. При этом ротор немного сместится к внутренней колодке, а прижимная деталь должна зажать диск. Если есть трудности, то калипер нужно отрегулировать при помощи прижимных болтов. Если все в порядке, то тормозной тросик можно прикрепить к ручке.

    Теперь попробуйте проехаться на велосипеде. Если колодки трут без надобности, то нужно немного закрутить регулировку на ручке. Хотя настройка дисковых тормозов велосипеда таким способом может повредить ее резьбу. Лучше перекручивать тросик в самом калипере. Если ротор трет даже после настройки всеми возможными способами, то посмотрите, не кривой ли он. В этом случае вам придется снимать его и выравнивать. В принципе, произвести обозначенную процедуру не так уж и сложно, однако если вы никогда этого не делали, то попросите кого-то из знакомых, кто уже знает, как настроить тормоза, показать вам всю процедуру от начала до конца.

    В данной статье мы будем подробно рассматривать настройку механического дискового тормоза велосипеда. Стоит учесть, что дисковые тормоза бывают двух типов - механические и гидравлические. У механических тормозов энергия от ручки к калиперу (тормозу) передается через систему тросика и рубашки , а у гидравлических через гидролинию со специальной тормозной жидкостью.

    Преимуществом механических дисковых тормозов является дешевизна тросиков и рубашек, и конечно же их надежность, гидролинии проще повредить, а отремонтировать гидролинию в полевых условиях достаточно тяжело. Кроме того найти на прилавках магазинов запчасти для механики намного проще, чем новую гидравлику. Но стоит отметить, что для качественной работы механических тормозов необходимо их постоянно подстраивать, особенно при съеме колеса .

    Для эффективной настройки тормоза необходимо понимать, как он работает и как устроен.

    Энергия от сжатия тормозной ручки передается через тросик на калипер, калипер прижимает тормозные колодки к ротору (тормозному диску). За счет силы трения колесо тормозит. Для правильной работы тормозов необходимо, чтобы ротор не был погнут. Он также должен находиться на одинаковом расстоянии от тормозных колодок и строго параллельно им. Если механический дисковый тормоз плохо тормозит или присутствуют посторонние звуки при торможении, то необходима его регулировка.

    Регулировка механического дискового тормоза

    Итак, если Вы решили настроить свои дисковые тормоза, то начинать нужно с регулировки хода тормозной ручки расположенной на руле велосипеда. Выжимаем ручку до упора, если ход ручки слишком большой, то необходимо произвести натяжку троса. Для небольшой регулировки можно использовать регулировочные винты на ручке тормоза и калипере. Если ход слишком велик, то необходимо открутить болт крепления тросика к калиперу и подтянуть его. Если после регулировки ручки дискового тормоза, качественного торможения не добились, то переходим к следующей фазе.

    Далее необходимо оценить расположение ротора относительно тормозных колодок, он должен располагаться строго параллельно без перекосов. Если наблюдается перекос, то необходимо его устранить, для этого ослабляем болты крепления калипера к раме велосипеда. Далее выжимаем ручку до упора так, чтобы колодки полностью зажали ротор и калипер встал, ровно относительно тормозного диска. Ручку нужно зафиксировать или удержывать в таком положении, пока будем закручивать болты крепления калипера к раме. Болты следует закручивать не сразу, а по очереди и понемногу. Если не удается ровно выставить ротор, значит, он погнут и требует исправления, либо замены. А это уже другая история.

    Часто бывает, что тормоз плохо тормозит из- за стертых колодок, для этого достаточно подтянуть тросик или отрегулировать их расстояние до ротора. Расстояние от колодки до ротора должно быть одинаковым с обеих сторон и равняться приблизительно 0.2 - 0.4 мм.

    (Подводные камни в замене тормозов)

    После катания протяженностью в полтора сезона на v-brike (ободных тормозов) я понял, что меня совершенно измучило качество торможения в грязи, под дождём и восьмерки на ободах (даже не смотря на то, что у меня были двойные обода). И я пришел к выводу что пора апгрейдить велосипед, несмотря на заверения моих более опытных знакомых продать этот велосипед и купить новый, но уже с дисками. Уж больно мне цвет рамы нравился.

    Итак, в первую очередь я пошёл в веломастерскую «Пионера» проконсультироваться, что мне необходимо поменять, и во сколько мне это обойдётся, у меня имелся велосипед GT Avalahce 2.0 (вилка и рама имели крепления для дисковых тормозов).

    Итак, первое условие: на раме и на вилке должны быть крепления для тормозов.

    Сразу оговорюсь что я решил так: раз уж я велосипеду делаю апгрейд, то делать его нужно из деталей выше среднего. Детали в нашем городе было найти очень и очень сложно.

    Помимо самих тормозов что ещё нужно было поменять в велосипеде:

    Втулки, и спицы и обод (обод, в том случае, если у вас он слабенький)

    Обода я выбрал самые не убиваемые (широкие) Alexrims DM 24, таким ободам не страшна никакая восьмёрка. (Каждый обод стоил 700рэ) втулки поставил Shimano Dior Disk, (600 рэ передняя 900 рэ задняя, хотя предлагали втулки noname по 300 рэ за штуку). Спицы, не помню сколько стоила каждая спица, но в сумме вышло около 300 руб.

    Обода менять необязательно, а вот втулки нужны другие, такие, чтоб туда можно было прицепить тормозной диск (ротор), они уже обычных и прочнее, так как при торможении идёт большая нагрузка. Спицы на колёсах с дисковыми тормозами тоже короче, и прочнее, т.к. нагрузка от втулки передаётся спицам. За работу по переспицовке пришлось выложить по 300 рэ за колесо. Самому переспицовывать- процесс достаточно нудный и трудоёмкий, и не факт что в итоге получится равномерно натяжение спиц.

    Важно также отметить что Втулки и обода бывают на разное количество спиц в колесе: 24, 32, и 36.

    Необходимо чтоб втулка и обод имели одинаковое количество дырочек для спиц. (обычно если смотреть каталог то в скобочках указывается эта цифра)

    Итак, колёса были готовы, но по всему городу не было приличных дисковых тормозов.

    В итоге я взял с рук тормоза Avid BB 5. (стоит отметить что это ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ тормоза, одни из лучших механических) Я взял два тормоза за 3 тысячи.

    Скорее всего если покупать в магазине тормоза то в комплект входят роторы (тормозные диски), винтики для крепления роторов к втулке, сам механизм тормоза, переходник- такая железка которая привинчивается к раме (или вилке) и к ней уже прицепляется сам механизм тормоза. (на некоторых моделях вилок и рам эти переходники необязательны, но это скорее приятное исключение нежели правило)

    И тормозной тросик с ручкой. Тормозные тросики от ви-брейков не подойдут они короче, (дисковые тормоза находятся дальше от руля нежели ви-брейки). Если у вы ставите механические тормоза то ручки можно оставить старые, а вот если вы ставите гидравлику то ручки тоже придётся менять.

    Стоит заметить что роторы бывают трёх размеров: 160, 185 или 203.

    Переходник (в магазинном комплекте) соответствует размеру ротора. Если же брать отдельно то и тут нужно не ошибиться.

    Во время поисков винтиков открыл для себя замечательную штуку: «Фиксатор резьбы.» это такой маленький пузырёчек с жидкостью типа краски, которая застывает на резьбе (если ей капнуть) и не даёт винтику вывернуться из резьбы.

    P.S. Если вы вдруг решили поменять тормоза, задумайтесь и подсчитайте: а может всё-таки проще и дешевле купить новый велосипед с дисковыми тормозами? У меня ушло 4100 рублей. В итоге велосипед у меня остался старый, и продать (в будущем) его было проблематично.