• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касси-тов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

    Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади — «осле с запада» или «горном осле» — мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э. Однако прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века. Очень вероятно, что кочевники-касситы внесли свою лепту в распространение лошади и колесниц. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади.

    Итак, существо, известное как кентавр, появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э. и служило духом-хранителем, главным оружием которого были лук и стрелы. Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

    Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями.

    Согласно «Пифиане» Пиндара (ок. 518-442 или 438 до н.э.), кентавры считались потомками - прямыми или через их общего предка Кентавра — фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (по другой интерпретации, потомками Иксиона и титаниды облаков Нефелы, др.-греч. «туча», «облако») «И зажег Иксион огнем титана властное сердце богини Геры. Не укрылся тот огонь от миродержца, покарать решил он Иксиона. И, по коварному умыслу Кронида, призрак облачный в образе Геры спустился с неба к Иксиону остудить жар огня в вожде лапитов. И не призрак это был обманный, а богиня облаков Нефела: обманула Нефела лукавца Зевса. И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он — конь, и людина, и дерево — кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен.» Я.Э.Голосовкер «Сказания о Титанах»

    По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (39-65 гг. н.э.), Нефела родила кентавров в Пелефронийской пещере. По другому мифу, они были детьми Кентавра - сына Аполлона и океаниды (дочери Океана и Тефиды) или дочери речного бога Пенея и нимфы Креузы, Стилбы. По еще одной легенде, кентавры были сыновьями самого Аполлона. Диодор Сицилийский (прим. 90 — 30 гг. до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентаврыили гиппокентавры. По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр. Исидор Севильский (ок. 560 - 636 гг.). в «Этимологии» писал«Гиппокентавры имеют смешанную природу - человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова. Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа.»

    Плиний (ок. 23-79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору. «Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта» В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

    Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр — практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапите. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами. И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства». Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра — Хейрон и Фолос — обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хейрон почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.

    Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши — почти всегда лошадиные, а лицо — грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии — с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук — чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

    На вазе работы Клития (560 до н. э.) изображены оба вида кентавров: с одной стороны — Хейрон, одетый в хитон и возглавляющий процессию богов в честь новобрачной пары (Пелея и Фетии), дружески приветствует жениха; на обратной стороне — сцена битвы при Лапите. Роспись символизирует двойственность природы кентавров, противопоставляя Хейрона, подчинившегося порядку, который установлен людьми, и других кентавров, которые угрожают этому порядку своим диким нравом.

    Эти два типа — не единственные, а лишь наиболее распространенные в Греции. Кроме них изображались крылатые кентавры, указывающие на то, что кассит-ская традиция не умерла окончательно. Несколько кипрских терракотовых фигур VII века до н. э. можно с полным основанием назвать «кентавроидами». В отличие от Минотавра с туловищем человека и головой буйвола у этих существ имеются человеческие головы (иногда — с рогами) и тела буйволов, что, вероятно, связано с культом бога плодородия — быка.

    Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других. Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия -битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя. «В «Одиссее» Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя,напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

    Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.) в «Метаморфозах».

    Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

    Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

    Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях. Кентавриды - кентавры женского пола

    Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются какнимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара). Разновидности кентавров. Кентавроиды

    Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык),керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр(создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

    Большое количество разнообразных существ — химер, близких к описанным выше кентавроидам, наблюдалось мной в таиландском храме Ват По в Бангкоке. Полкан и Китоврас

    К кентаврам также относились славянские полубоги Полкан и Китоврас (демон Асмодей у евреев) и их сородичи (вероятно Полкан и Китоврас были одним и тем же существом). Полкан был необычайно сильным и прытким. Он имел до пояса тело и сложение человека, а ниже пояса представлял собой коня. Когда древние славяне воевали, Полкан и его сородичи старались выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что их слава пережила века. Китоврас имел такой же облик, что и Полкан, и славился своим умом. Изловленный царем Соломоном, он удивлял его своей мудростью

    Не меньшую загадку, чем сам образ кентавра, представляет его имя. Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику «волосатые люди-звери». Хотя изображения лошадей с человеческими головами встречаются начиная уже с VIII века до н. э., нет никаких оснований полагать, что во времена Гомера представление о «полузвериных» существах было настолько распространенным, что не нуждалось в комментариях. Современный английский писатель Роберт Грейвс, много обращавшийся в своем творчестве к эпохе античности, считал, что кентаврами Гомер именует представителей воинственного племени, которые поклонялись лошади. Под предводительством своего царя Хейрона кентавры выступили против своих врагов лапитов совместно с ахейцами.

    Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского «центурия» — «сотня» или греческих «центрон» — «козел», «кентео» — «охотиться, преследовать» и «таврос» — «бык».

    Первым древнегреческим поэтом, упомянувшим о лошадиной природе кентавров, был Пиндар (ок. 518- 442 или 438 до н. э.). В «Пифиане» он говорит о возникновении кентавров. Лапит по имени Иксион влюбляется в Геру, и Зевс в отместку посылает к нему облако, напоминающее по виду богиню, Иксион совокупляется с облаком, и оно рождает ему ребенка: «Мать эта принесла ему чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром. От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю — от отца». С другой стороны, согласно Пиндару, происхождение Хейрона было совершенно иным. Он — «сын Филира, потомка Крона, который некогда правил огромным царством и был сыном Небес». Хейрон женился на девушке по имени Харико, и у них родились вполне человеческого вида дочери. Он, видимо, был единственным «домашним» кентавром. Именно Хейрон являлся воспитателем Ахилла и Геркулеса.

    История другого кентавра — Нессоса — дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н. э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Дейанейра садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует Дейанейре собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь. Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры, являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома.

    Циллар — юный, белокурый кентавр, Гилонома — его возлюбленная, девушка-кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра, его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра.

    Древнейший из дошедших до нас гороскопов был составлен около 410 года до н. э. в Вавилоне. Не вызывает сомнений то, что зодиакальный Стрелец (Кентавр), так же как Скорпион и Козерог («антилопа подземного океана» Эя), — образы, навеянные касситскими пограничными монументами. Наряду с созвездием Кентавра-Стрельца существует и Южный Кентавр. Под именем зодиакального Козерога кентавр перешел и в искусство исламского мира.

    Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека-осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.

    На байонском гобелене, запечатлевшем сцены нормандского завоевания Англии (XI век н. э.) в эпизоде, изображающем Гарольда на пути к Вильгельму Завоевателю, присутствуют пять длинноволосых одетых кентавров, двое из них — крылатые. А в эпизоде «Гарольд спасает двоих солдат» изображен кентавроид с львиными лапами. Каменное изваяние еще одного леонтокентавра можно увидеть в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

    В «Божественной комедии» Данте встречаем Хейрона, Нессоса и Фолоса в седьмом круге ада, где они сбрасывают в реку из кипящей крови души «насильников». Данте удается в небольшом отрывке перечислить большинство мифологических черт кентавров. Когда Хейрон замечает Данте и Вергилия, он достает стрелу из колчана, висящего у его бедер, и расправляет бороду, чтобы она не мешала ему разговаривать. Хейрон не лишен интеллекта: он видит, что нога «того, кто позади, передвигает то, чего касается», и понимает, что Данте жив. Нессос вспоминает свое прижизненное ремесло и перевозит Данте и Вергилия через кровавую реку Флегетон. Кентавры седьмого круга — «хранители и распорядители вечной справедливости».

    Единственное, что упустил Данте в описании «быстроногих зверей», — не указал их лошадиную природу. Образованный итальянец, вне всякого сомнения, не только читал Овидия, но и видел бронзовых римских кентавров, полагая, что его читатели не хуже знакомы с ними. Однако иллюстраторы комедии, похоже, имели на этот счет значительный пробел. Один из них изобразил кентавра с человеческой головой, растущей прямо из груди лошади, разумеется, без рук и торса. Стоя перед задачей изобразить кентавров-лучников, художник совершенно растерялся и нарисовал их просто как обнаженных мужчин.

    В «Истории Трои» Лефевра кентавр по непонятной причине становится союзником троянцев. Кентавр «с гривой, как у лошади, глазами красными, как угли, метко стрелял из своего лука; зверь этот вселял ужас в греков и многих из них поразил своими стрелами». Видимо, именно эта история была известна Шекспиру. В «Троиле и Крессиде» герой Троянской войны Менелай говорит: «Ужасный кентавр вселил страх в наших воинов». В кентавре Шекспира возрождается греческий образ этого существа — угроза общественному порядку. В XIX веке образ кентавра привлек к себе еще больший интерес в литературе и искусстве. Гете сделал Хейрона одной из центральных фигур в описании Вальпургиевой ночи в «Фаусте». Здесь Хейрон снова становится мудрым и добрым существом. Именно он отвозит Фауста на встречу с Еленой. Для Гете Хейрон — олицетворение мужской красоты — «он получеловек и безупречен в беге».

    Кентавра изображали на своих полотнах и в оккультурах Боттичелли, Пизанелло, Микеланджело, Рубенс, Беклинг, Роден, Пикассо и многие другие. Ему посвящено множество литературных произведений и научных трудов. В XIX веке кентавр также не остался забытым.

    КЕНТАВР: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ

    Кентавр - необычное, парадоксальное существо, недоразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас мы можем утверждать это с абсолютной точностью.В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого в природе нет и не было никогда.

    Однако было бы странно, если бы абсолютно вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто изображалось скульпторами и живописцами. Ведь широко известно, что прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же названием, а на острове Комодо сохранилась вараны воистину драконских размеров.

    Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательсва своей правоты. Археологические раскопки близ Эль-Аюма (Сахара Западная) рассеяли все тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились. Проффесор Калифорнийского института естествознания Дж.Р.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова восстановил внешний вид кентавра.

    Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы. Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя (человекоподобная) часть была заполнена органами дыхания. Мощные легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми, кроме того, очевидно, кентавры были весьма громкогласны, а следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное сердце. За сердцем - объемный желудок и длинный кишечник, что указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры были единственными млекопитающими с двойным дыханием.

    Классифицировать кентавра оказалось чрезвычайно сложно. Скорее всего, это особый класс шестиногих позвоночных типа хордовых тупиковая ветвь. Доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в лесах, передвигались на всех шести конечностях и были куда более медлительными. Выглядели протокентавры (Protocentaurus vulgaris) иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть совсем не напоминала человеческую. Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, с изменением климата протокентавры сделались степными животными, что потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом передняя часть тела оторвалась от земли и облегчилась, а задняя наоборот, сделалась более массивной, средние и задние конечности заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции задняя часть тела все более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же часть, облегчившись и став вертикальной, высвободилась для полезного труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие руки. Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что труд сделал из протокентавра - кентавра настоящего (Centaurus centaurus).

    Остается загадкой, были ли кентавры разумными. Мифология говорит "Да" (см. мифы о Язоне, о Лапифе и т.д.), но наука не обладает достоверными данными на этот счет. К сожалению загадка это неразрешима, так как все кентавры уже вымерли. Можно предположить, что повинны в этом люди. Многие литературные источники - например, миф о Лапифе - повествуют о вражде людей и кентавров. Очевидно, громоздкие и неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и мобильными людьми. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей эры кентавры были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы кентавров могли просуществовать до первых веков нашей эры. Последнее упоминание о встрече с кентаврами можно найти в трактате Капалья "Мои путешествия на далекие берега".

    Вернуться к списку животных >>>

    Конь, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры , «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя - родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Пред-ставляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии - *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых Коней. (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка зверей»), др.-инд. Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифоло-гического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествля-емых с хеттами. Рассказы о мифи-ческих Коней известны в древнеиндий-ской, кельтской и славянской мифоло-гиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, повидимому, отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.

    Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товaрищи суровых воинов и властны¬ вождей. Заслуrи преданных животных не оставaлись без наrрады: Александр Македонский основал в честь cвoero павшеrо в бою любимца rород Букефалию; впавший в «кесарево безумие» римский император Калиryла сделал коня сенатором; а траrический злодей Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлаrал за коня корону.
    Лошадь ¬ динамичный символ бурлящux жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном rалопе с развевающейся rривой, олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине ¬ символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и rривой ¬ эмблема траура по безвременно скончавшемуся ceдоку.
    Символика лошади во мнoroм определяется и ее мастью. Белая лошадь ¬ замечательный символ жизни дневного света, духовН020 просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь ¬ олицетворение бушующего пламени («конь ¬ oroнь»); а черная (вороная) ¬ зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы u caмой Смерти.
    В мифолоrии древних народов можно леrко обнаружить следы и приметить rордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из rpеческой мифолоrии, рожденный от связи Посейдона и Деметры , умел rоворить почеловечески. В rорной Аркадии Арейона почитали как боrа, а в rороде Тельпуса чеканили монеты с ero изображением. В скандинавской мифолоrии быстрый как ветер Слейпнир «Скользящий»), восьминоrий конь Bepxoвнoro боrа Одина , являлся романтическим олицетворением восьми ветров. В образе прекрасноrо коня предстает в литовской мифолоrии Усиньш ¬ божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, коrда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно пере воплощается в лучшеrо из коней.
    Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы боrов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифолоrии, духовные символы солнечной энергии: Самый известный крылатый конь из rреческих мифов, белоснежный Пеrас , появился на свет из туловища убитой Персеем roproны Медузы. Взлетая на Олимп , он дocтавлял Зевсу rpoмы и молнии. На rope муз, rеликоне, Пеrас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чеrо сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой пoэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пеrас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз.
    В мифолоrии и rероическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат леrендарным rероям, помоrая им свершать удивительные подвиrи. С помощью Toro же Пеrаса великий rpеческий rерой Беллерофон т одолел rрозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную оrнедышащую Химеру. Рахш «Гром»), моrучий конь леrендарноrо иранскоrо витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал вpa¬raм rоловы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из pyccкoro фольклора, Сивка¬ Бурка и Конек Горбунок, помоrали своим rероям не только делом, но и мудрым советом.
    Обзавестись таким замечательным помощником совсем не просто: часто rерой должен не только раздобыть или поймать блаrородное животное, но и суметь ero yкротить, заставить служить себе. О том, нaсколько это трудная задача, можно получить представление хотя бы из армянскоrо эпоса «Давид Сасунский», rде описан чудесный конь Куркик Джалали. rерою Caнасару пришлось спуститься за ним на морское дно, а, оседлав, ухитриться yцeлеть, поскольку непокорный конь всеми силами пытался отделаться от седока: снaчала он вознес rероя почти к самому солнцу, надеясь ero сжечь, но ловкий Санасар спрятался от жrучих лучей под брюхом коня; затем бросился в rлубокое ущелье, собираясь раздавить всадника, но тот мгновенно вскарабкался на спину коня. Только в тот момент, коrда Куркик Джалали окончательно выбился из сил, он покорился rерою и вскоре стал ero верным дpyrом, советником и помощником.
    Не все мифические кони хороши, нeкоторые из них смертельно опасны для всадника. В первую очередь это относится, конечно, к черным лошадям ¬оборотням, так как именно их облик любят при ¬нимать черти, rоблины и прочая нечисть. Такому дьявольскому созданию ничеrо не стоит сбросить cBoero седока в пропасть или попросту заrрызть ero. Впрочем, paзоблачить коня-оборотня несложно, стоит лишь внимательно присмотреться к нему: зубы у Hero волчьи, а rлаза rорят aдским огнем.
    С чудовищными конями, питавшимися человеческим мясом, пришлось иметь дело непревзойденному Гераклу. Хотя ему и удалось увести опасных коней царя Диомеда (8¬й подвиr Геракла), свирепые существа все же взяли с rероя свою кровавую дань, растерзав друrа Геракла, Абдера. Жителей великой Трои, по версии Гoмера, поrубил rиrантский деревянный конь ¬ символ опасных даров данайцев.
    Соrласно древнерусской леrенде, основaтель Киевской Руси Вещий Олеr тоже по¬rиб из-за коня, правда, в данном случае конский череп явился аллеrорией фатума, судьбы, зловещего рока, от кoтoporo не уйти.
    К мифическим коням некоторым образом относятся и кентавры, изображавшиеся обычно с лошадиным туловищем, но с человеческими торсом и rоловой. Гpeческие мифы называют прародителями кентавров дерзкоrо царя лапифов Иксиона и боrиню облаков Нефелу, хотя вполне очевидно, что образ получеловека¬ полуконя зародился в сознании древних людей, впервые увидевших всадника. Кентавр ¬ малопривдекательный символ наглого, похотливого, полупьяного дикаря, одержимоrо своими низменными инстинктами. С этими буйными существами сражались некоторые леrендарные rерои Эллады. Геракл убил кентавра Hecса, попытавшеrося овладеть ero супруrой Деянирой, но месть злобноrо полуконя и после ero смерти настиrла величайшеrо reроя rреции: он скончался в страшных мучениях, коrда облачился в тунику, пропи¬танную ядовитой кровью Несса. Справедливости ради надо отметить, что и среди кентавров попадались добродетельные существа. Мудрый кентавр Хирон был воспитателем Ахилла, Ясона, Феникса и друrих rреческих repoeк, а дpyжелюбный человекоконь Фол, случайно раненный отравленной стрелой Геракла, после смерти был вознесен боrами на небо и превращен в созвездие Стрельца.
    Кентавры из древнеиндийских мифов, именуемые в Ведах rандхарвами, и вовсе выrлядят идеальными воплощениями физической силы и интеллекта.
    В релиrии из божественных коней прижелании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно вьщеляются несколько колоритных фиryр. Наиболее rpозным выrлядит ассирийский боr Aнамeлех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным ¬ индейский лошадиный боr Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой коньжестокогo испанскоrо конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики. Однажды конь Кортеса повредил в походе ноry, и испанец оставил захромавшее животное на попечение правителя rорода Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за caмoro боrа Keцалькоатля, поместили ero коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с превеликим усердием, пытаясь откормить ero... отборными кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное вскоре околело с rолоду. Устрашившийся мести боrов злосчастный правитель rорода повелел жрецам изrотовить каменное изеаяние коня, с тем, чтобы вымолить у нero прощение. Кaменнoro идола жрецы нарекли Цимин Чаком. Самое любопытное в этой истории то, что даже спустя несколько веков, коrда местные индейцы и думать забьти о Кортесе, они продолжали усердно поклоняться ero каменному коню Цимин Чакак великому богу.
    Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежноrо красавца, coдержавшеrося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях. Сам процесс rадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноrи, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой ¬ соответственно, наоборот. Монrоло¬татарское войско в походе всеrда сопровождал священный белый конь, рысивший налеrке, но никому и в rолову не моrло прийти оседлать ero, ибо монrолы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный боr Сульде, дарующий им победу за победой.
    В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме ¬ последним воплощением Вишну; а в буддизме ¬ эмблемой caмoro Будды, якобы покинувшеrо этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой релиrии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Боrослова Конь Бледный выrлядит как зловещая аллеrория Смерти.
    В иконоrpафии верхом на коне изображались некоторые святые: Губерт, Eвстафий Плакида, Мартин Турский, а тaкже один из наиболее почитаемых в право¬славии великомучеников ¬ Георrий
    Победоносец, поражающий копьем дpaкона. Однако для св. Ипполита, подверrнутоrо четвертованию, лошади явились орудиями казни.
    Нашлось место в христианской иконоrрафии и для мифических кентавров, олицетворяющих здесь греховные cтpacти, похоть, прелюбодеяние и ересь.
    В изобразительном искусстве стремительный беr диких лошадей запечатлен на стенах первобытных пещер еще доисторическими художниками. Изображения шумерских, еrипетских, хеттских, ассирийских, персидских, индийских и rpеческих боевых колесниц, запряженных парами, тройками или четверками лошадей, дошли до нас из Древнеrо мира в большом количестве. На полотнах эпохи Возрождения белые кони мчат колесницы солнечных боrов, а черные лошади везут повозки мрачных боrов подземноrо мира и аллеrорических фиryр Ночи и См:ерти.
    В длинном ряду аллеrорических персонажей средневековой и ренессансной живописи немало конных. rордыня, один из семи смертных rpexoв, изображалась иноrда в образе всадника, сброшенноrо конем. Военное превосходство персонифицированной Европы над прочими частями света тоже запечатлено в облике вооруженноrо воина на коне. В бешеном rалопе летят четыре всадника Апокалипсиса на rравюре Альбрехта Дюрера ¬ аллеrория неумолимо надвиrающихся на человечество ужасных бедствий: Heпpaведного суда, войны, голода и смерти.
    В белой маrии мноrих языческих нaродов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как моrущественный природный оберег, способный отrонять
    злых духов. Именно поэтому у мноrих племен Европы в период paннero Cpeдневековья бытовала традиция увенчивать жилища конскими черепами, вполне заменявшими, по их мнению, самих животных. Позднее ту же охранительную функцию выполняли украшавшие крыши фигypы деревянных коньков. Сильнейшим талисманом, символом удачи и лучшим средством от дурноrо rлаза признавалась и лошадиная подкова, чью маrию еще усиливала защитная форма полумесяца.
    В западноевропейской rералъдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость. rеральдический конь изображается только в профиль, хотя эта эмблема имеет несколько вариаций: конь ¬тожет быть оседланным, диким (без ceдла и узды) или бешеным (взвившимся на дыбы). Допускается и неполное изображение фиryры коня.
    Эмблему дикоrо коня, как символ ocвоения прерий, можно видеть в ряде aмeриканских rербов, а также в rосударственных rербах Венесуэлы и Уруrвая. В rербе Нижней Саксонии изображен леrендарный rанноверский конь Заксенросс.
    В российской областной и rородской rеральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В rербе столицы России изображен св. Георrий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Долгоруким. В rербе rубернскоrо rорода Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в rербе Koлоrрива серебряная rолова коня с rустой rривой является лишенной символики «rоворящей» эмблемой. Весьма разнообразны и rеральдические эмблемы российских дворян: в rербовом поле Скорняковых присутствует лишь половина сереб-ряноrо коня; в rербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в rербе rоловиных кpaсуется серебряный кентавр.

    Изображения богов с зооморфными и антропогенными признаками – головами зверей и человеческими телами – встречаются у разных народов.

    Совместной австрало-американской экспедицией, изучавшей наскальные рисунки первобытных людей, в Австралии и Южной Африке было обнаружено более пяти тысяч изображений каменного века, среди которых встречаются наброски полулюдей-полуживотных – с туловищем льва и головой человека или с головой быка и человеческим торсом. Рисунки неведомых созданий, обнаруженные экспедицией, сделаны не менее 32 тысяч лет назад. Антрополог из Кембриджа Кристофер Чиппендейл и историк из Сиднея Пол Такон, изучавшие древние петроглифы, пришли к выводу, что первобытные художники рисовали загадочных существ «с натуры», то есть изображали то, что видели собственными глазами. Примечательно, что доисторические австралийцы и африканцы, обитавшие на разных континентах, украшали свои пещеры рисунками одних и тех же существ.

    В Австралии ученые нашли изображения кентавров, хотя достоверно известно, что лошади на этом отдаленном материке не водились. Как удалось австралийским аборигенам изобразить коня с торсом человека, неизвестно. Остается предположить, что в незапамятные времена на нашей планете гибриды людей и животных действительно существовали.

    Вероятно, все эти загадочные существа – результат генетических экспериментов пришельцев. Более того, создаваемые в «пробирке» гибриды были разумными. Например, бог Тот считался у египтян ученым:

    Сын бога Крона и Филиры кентавр Хирон, обученный Аполлоном и Артемидой охоте, врачеванию, музыке и прорицательству, был учителем героев греческих мифов – Ахилла, Асклепия, Кастора, Полидевка, Ясона.

    Кентавры в греческой мифологии – существа с телом коня и человеческим торсом (встречаются также изображения гибридов с торсом мужчины и телом быка, осла, овцы или козла).

    Согласно греческим преданиям, кентавры обитали в горах Фессалии и Аркадии и были, за исключением Хирона и Фола, существами дикими и буйными. Одно из самых известных деяний кентавров – попытка похитить Гипподамию, невесту царя лапифов Пирифоя. В сражении с лапифами они были разбиты. Легенды рассказывают, что люди-кони пришли в Грецию с гор, но из-за непомерной тяги к спиртному были изгнаны из Эллады людьми.

    На великолепно сохранившейся фреске индейцев майя, обнаруженной в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас, можно увидеть странных богов со жвалами вместо рта и крокодильими мордами. Подобные изображения встречаются у ольмеков, тольтеков, ацтеков.

    До сотворения человека гибриды человекозверя или животные, наделенные разумом, были своего рода обслуживающим персоналом богов и выполняли некоторые хозяйственные функции. В Египте около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них были писцы и художники, расписывавшие стены гробниц. Древние египетские мастера оставили черновые наброски и эскизы рисунков, выполненные на глиняных обломках или плитках известняка, впоследствии названных известным французским египтологом Гастоном Масперо «остраконами». При раскопках было обнаружено около 5 тысяч рисунков, изображающих сцены из жизни египтян. Многие из них ставят ученых в тупик. Например, в египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, изображены шакалы, которые охраняют козлят. Оба «пастуха» идут на задних лапах, несут за спинами корзинки. Шествие замыкает шакал, играющий на флейте. Впереди всей группы выступает на задних лапах кот и погоняет хворостинкой гусей. На другом рисунке изображен даже «шахматный турнир» между львом и газелью: они сидят в креслах перед доской; лев оскалился, словно что-то говорит, делая ход; газель «всплеснула руками» и выпустила фигуру.

    Франсуа Шампольон, который первым расшифровал и прочитал египетские иероглифы, считал, что такие рисунки – своеобразная политическая сатира. Но нет никаких данных о существовании этого литературного жанра у древних египтян.

    Некоторые статуэтки изображают загадочных животных, которые повелевают людьми или диктуют что-то писцам.

    Люди с собачьей головой изображались и на старых православных иконах – Святой Христофор

    О людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло, Адам Бременский. Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, обычно изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог мудрости Тот изображался как человек с головой ибиса или павиана, богиня Сохмет – как женщина с головой львицы, и т. д. Убийство священного животного наказывалось у египтян смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

    В начале 1960-х годов при строительстве автомобильной дороги в Крыму бульдозер вывернул на поверхность земли каменный «ящик». Рабочие вскрыли крышку саркофага: в нем оказался человеческий скелет с головой барана, причем костяк был цельным, голова составляла единое целое со скелетом. Дорожный мастер вызвал археологов, экспедиция которых работала неподалеку. Те, взглянув на кости, решили, что дорожники подшутили над ними, и тут же уехали. Убедившись, что находка не представляет какой-либо исторической ценности, рабочие сровняли саркофаг с землей.

    Археологи иногда находят древние захоронения, в которых перемешаны кости животных и человека, а также скелеты разных зверей, причем часто в могиле отсутствует человеческая голова или имеется неполный комплект костей животных. Считается, что это останки жертвенных даров. Но вполне возможно – это гибриды, созданные пришельцами.

    Необычные артефакты обнаруживаются в самых разных районах мира. Недалеко от Глауберга в 1997 году было открыто поселение кельтов V века до н. э. Там, в разграбленном в Средние века кургане, немецкие археологи нашли статую кельтского вождя высотой 1,8 метра. Воин изображен в кольчуге, со щитом римского образца. А голову вождя украшают огромные «заячьи» уши.

    Любопытно, что изображения людей с длинными ушами встречаются довольно часто, причем в районах, значительно удаленных друг от друга. Подобные рисунки имеются на скале у реки Иордан, на погребальном ящике, найденном в Горном Алтае. Огромные уши венчают головы «каменных баб» в Красноярском крае и Хакасии, а также китайские статуэтки демонов.

    Мифы о человекообразных животных сохранились у многих народов. В греческой мифологии Минотавр, чудовище с человеческим телом и головою быка, был рожден Пасифаей, женой царя Миноса, от быка, посланного Посейдоном на Крит для заклания. Минос отказался принести быка в жертву, тогда Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к животному. Плод их связи, Минотавр, был заточен в подземный лабиринт, построенный Дедалом. Ежегодно ему приносили в жертву семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и как искупление за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище пожирало несчастных. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

    Особенно часто изображения, рельефы и статуи быков с человеческими головами встречаются у ассирийцев и персов.

    Пришельцы проводили эксперименты по гибридизации самых разных животных. Историк Эвсебий, основываясь на более древних источниках, так описывает монстров, которых создавали боги в незапамятные времена:

    Человеческие существа с козлиными бедрами и рогами на голове; другие – наполовину люди, наполовину лошади (кентавры); быки с человеческими головами; похожие на собак создания с рыбьими хвостами; лошади с собачьими головами и другие существа, похожие на драконов.

    В 1850 году знаменитый французский археолог Огюст Марриет обнаружил в районе пирамиды Саккара огромные сводчатые склепы (так называемые крипты), в которых сохранились сотни саркофагов, высеченных из цельных кусков гранита. Их размеры удивили ученых: длина – 3,85 метра, ширина – 2,25 метра, высота – 2,5 метра, толщина стенок – 0,42 метра, толщина крышки 0,43 метра; общий вес «гроба» и крышки составлял около 1 тонны.

    Внутри саркофагов находились измельченные останки животных, перемешанные с вязкой жидкостью, похожей на смолу. В некоторых захоронениях были найдены маленькие статуэтки с изображениями древних богов. Изучив фрагменты тел, Марриет пришел к выводу, что это гибриды самых разнообразных животных. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и были убеждены, что живое существо может возродиться, только если его тело будет забальзамировано и сохранит свой внешний облик. Они боялись созданных богами существ и, чтобы воспрепятствовать воскрешению монстров в новой жизни, расчленили их тела на мелкие куски, поместили в гробы, залили смолой, а сверху закрыли массивными крышками.

    При раскопках в пустыне Гоби бельгийский ученый Фридрих Мейснер обнаружил человеческий череп с рогами. Вначале он предположил, что рога каким-то образом врезаны в череп, то есть проведена их трансплантация, но исследования патологоанатомов показали, что это естественные образования: они сформировались и росли при жизни этого существа.

    Несколько человеческих черепов с рогами, подобно этому:были обнаружены в могильном холме в Графстве Бредфорд, Штат Пенсильвания, в 1880-ых. За исключением костистых выростов, расположенных приблизительно два дюйма выше бровей, люди, которым скелеты принадлежали, были анатомически нормальны, хотя были семи футов роста. Было оценено, что тела были захоронены примерно в 1200 г. от Р.Х. Кости были посланы Музею Исследования Американцев в Филадельфии, где благополучно сгинули, чтобы никогда больше не появиться.

    Аналогичные черепа были найдены израильской археологической экспедицией под руководством профессора Хаима Расмона при раскопках развалин Субейта. В самых нижних культурных слоях, относящихся к бронзовому веку, археологи обнаружили человеческие скелеты, черепа которых венчали рога. Они держались в черепах настолько прочно, что специалисты не могли прийти к однозначному выводу, выросли рога естественным путем или были каким-то образом «вживлены». Изображения и рельефы людей с рогами встречаются и в других регионах мира, например, в Перу.

    Доктор биологических наук П. Мариковский, изучая наскальные рисунки каменного века в западных отрогах Джунгарского Алатау на территории Междуречья, обнаружил изображения явных мутантов: горных козлов с двумя головами; козлов с длинными хвостами, как у волков; неизвестных животных с прямыми, как палки, рогами; лошадей с горбами, как у верблюда; лошадей с длинными рогами; верблюдов с рогами; кентавров.

    Наскальные рисунки, рельефы, скульптуры, изображающие гибридных животных, можно увидеть в разных уголках земного шара у различных народов. Особенно распространены изображения сфинкса – существа с человеческой головой и туловищем какого-либо животного (льва, змеи, собаки и др.), иногда с крыльями орла. Египтяне изображали три вида сфинксов: с головой человека и телом льва, с головой барана и с головой сокола. Древние греки создавали образы полудев-полульвиц.

    Возможно, пришельцы проводили генетические эксперименты по созданию гуманоидов, а также различных гибридов людей и животных в Средние века. В летописях монголов сохранились любопытные свидетельства о необычных детях:

    У хагана по имени Сарва, который был сыном Кушала, хагана индийской Магады, младший из пяти сыновей родился с волосами бирюзового цвета, руки и ноги его были плоскими; глаза его закрывались снизу вверх…

    Так как Дува Сохор имел единственный глаз посредине лба, то он мог видеть на расстоянии трех кочевок.

    О появлении на свет различных уродцев сообщали средневековые ученые: А Паре, У. Альдрованди, Ликосфен. Имеются сведения о рождении детей с головой кошки, собаки, а также с телом рептилии.

    В настоящее время в СМИ приводятся многочисленные сведения о рождении детей-уродцев с жабрами, с кошачьими, вертикально расположенными зрачками, циклопов с одним глазом во лбу, с перепонками между пальцами рук и ног, с зеленой или синей кожей. В марте 2000 года появилось сообщение о том, что в Индии, в одной из больниц города Поллачи (штат Тамил-Над), родилась «русалка» – девочка с рыбьим хвостом вместо ног. Прожила она очень недолго, ее тело было передано в одно из медицинских учреждений для изучения. В марте 2001 года информационное агентство «Ананова» сообщило, что в Индии, неподалеку от Параппанангади, у обычной овечки родился странный детеныш. У необычного ягненка на теле не было шерсти, а нос, глаза, рот, язык и зубы были похожи на человеческие, причем вся его мордочка в целом напоминала лицо лысого мужчины в темных солнцезащитных очках. Мутант (или гибрид?) прожил всего несколько часов после рождения. Возможно, все эти уродцы – отголоски проводимых пришельцами в далеком прошлом опытов над людьми. Не исключен и другой вариант – генетические эксперименты на нашей планете продолжаются.

    No related links found

    

    Лошади часто являлись героями мифов и легенд различных народов мира. Здесь мы расскажем о наиболее известных из них.

    Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой.

    Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре"ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.

    Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.

    В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом. Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.

    . Еще одной широко известной мифологической фигурой был крылатый конь Пегас, потомок Посейдона и Медузы. О том, как Пегас появился на свет, рассказывают две различные легенды. Одна из них говорит о том, что этот конь выскочил из тела Медузы в тот момент, когда Персей отрубил ей голову. Вторая говорит, что Пегас появился из упавшей на землю крови Медузы.

    Одна из легенд рассказывает о Беллерофонте, который при помощи золотой узды, подаренной ему богиней Афиной, сумел укротить крылатого Пегаса. С помощью Пегаса Беллерофонт совершил множество великих подвигов, в том числе избавил жителей Ликии от чудовищной Химеры. Окрыленный своими победами, герой захотел воспарить до самого Олимпа и стать равным олимпийским богам. Боги были разгневаны и наслали безумие на Пегаса, сбросившего своего хозяина на землю. По легенде после падения на землю Беллерофонт ослеп, охромел и бродил по свету, надеясь на возвращение своего коня.

    . Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.

    Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.

    Посейдон, бог лошадей . Посейдон (у римлян Нептун) был одним из самых могущественных богов. Он был владетелем моря, а также богом землетрясений и лошадей. Он покровительствовал конному спорту, и у него были лошади с золотыми копытами и гривой, которые были запряжены в его морскую карету, причем волны перед ней расступались, давая дорогу морскому богу.

    По одной легенде Посейдон и богиня Афина решили основать город, и решили, что тот, кто преподнесет смертным наиболее ценный дар, и получит этот город. Посейдон подарил людям коня, а Афина - оливу. Решили, что олива была более полезна для людей, поэтому город получил название Афины, и ему покровительствовала эта богиня.

    По другой легенде Посейдон даровал Пелею в качестве свадебного подарка двух бессмертных коней - Ксантоса и Балиоса. Этих лошадей Ахилл впрягал в свою колесницу, когда участвовал в Троянской войне. Когда Ахилл обвинил своих коней в том, что они не уберегли его друга Патрокла, Ксантос ответил, что на то была воля богов, и скоро эта же участь ожидает и самого Ахилла. Боги прогневались за это пророчество на коня и с помощью богини мести Эринии наслали на него немоту.

    . Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".

    Валькирии . Существует множество различных легенд по всему миру о лошадях. Одна из них относится к северной мифологии и рассказывает о валькириях, неукротимых воительницах, посланницах великого Одина. Когда они быстро скакали галопом, из их доспехов вылетали яркие искры и попадали прямо на небо. Так возникла северная полярная звезда.Один был одним из главных богов норвежской мифологии. Он создал Солнце и Луну, был богом войны, поэзии, мудрости и смерти. Ему принадлежал Слепнир, его любимый восьминогий конь, который умел скакать не только по земле, но и по воздуху.

    Из эпоса Гомера «Илиада» можно узнать, что греческие герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Чтобы вступить в бой им приходилось сойти с колесниц. Попытки сражаться верхом на лошади завершились бы неудачей – тогда лошади были слишком малы для верховой езды. Так же лошади были связаны с греческой мифологией.

    Бог войны Арес изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади. Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылы, а её жриц звали «кобылицами». Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространен во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках. Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык. Белых лошадей в Древней Греции особенно ценили и использовали для жертвоприношений. Их топили в море, стараясь снискать милости и Посейдона, а на острове Родос был обычай запрягать белую лошадь в горящую колесницу и загонять её в море, тем самым символизируя возрождение солнца после зимы.


    Древнегреческая мифология полна рассказов о лошадях, многие боги изображались этими существами, были хозяевами, родителями мифических существ кентавра и пегаса. Пегас в переводе с греческого – «бурное течение», такой значение непосредственно связано с местом рождения – у истоков Океана. По приданию есть две версии появления этого героя, первая – рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По второй – его породила попавшая на землю кровь Медузы.


    В мифологии он описывался так – Пегас летал с быстротой ветра, жил в горах, имел стойло в Коринфе, был любимцем Муз. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты, именно от суда выражение – «оседлать Пегаса» – получить поэтическое вдохновение.

    Выглядел Пегас как белоснежная лошадь, превосходящую по размерам земных собратьев, только с белыми большими крыльями. Служил Зевсу и по приданию на своих волшебных крыльях приносил на Олимп гром и молнию. Пегас был выбран как эмблема Тамплиерами. Он символизирует славу, красноречие и созерцание. В европейской геральдике изображен на гербах «мыслителей». Во время второй мировоой войны Пегас, вместе с Баллерофоном на спине, был знаком воздушно десантных войск. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.


    Еще одни герои древнегреческой мифологии – кентавры.

    Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы - или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребившейся магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры. Иногда кентавров считают потомством Посейдона.

    Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода.

    Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

    Самый известный в мифологии кентавр Хирон по приданию был наставником Ахиллеса и Эскулапа, обучил искусством музыки, собаководства, ратному дело и даже хирургии и медицине. Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол - сыном Силена. Главное оружие кентавра – лук, именно Херон обучил искусству стрельбы из лука Ахилла и Геркулеса.

    В отличие от большинства остальных кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелионе. Был учеником Аполлона и Артемиды.
    Известные имена кентавров: Херон, Эвридит, Нессос, Циллар, Гилонома (кентавр – девушка)

    Предположение о появление этого мифического героя такое – греки гомеровской эпохи не ездили верхом. Первого увиденного кочевника, она приняли за единое целое с лошадью. Существовало много вариаций кентавров, в том числе с крыльями. Известны такие – онокнтавры (человек – осел), букентавр (человек – бык), леокентавр (человек – лев) и др.


    Превращение в лошадей:
    Кронос превратился в коня, от него Филира родила Хирона.
    Деметра в облике кобылицы родила от ставшего конем Посейдона Ариона и (или) Деспину.
    Гиппа (она же Меланиппа или Окиронея). Дочь Хирона, превращенная в кобылицу Артемидой и ставшая созвездием.
    Облик кобылицы принимала Местра.
    По версии, Одиссей был превращен в коня и умер от старости.


    Кони, опасные для людей:
    Кобылицы Диомеда фракийца. Съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина.
    Кони Ипполита разорвали его.
    Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).
    Лошади съели Анфа (сына Автоноя).
    Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.
    Лимона растерзана конями за прелюбодеяние.
    Фракийца Ликурга растерзали лошади.

    Герои,погибшие во время езды:
    Демофонт (сын Тесея) упал с коня на свой меч из-за проклятия Филлиды.
    Кихир упал с коня и умер (см. Балканы в древнегреческой мифологии).
    Фаэтон упал с колесницы.

    Вскормлены кобылицами:
    Гиппофоонт вскормлен кобылицей.
    Гиппота выкормила кобылица
    Молоком коров и кобылиц вскормлена Гарпалика (дочь Гарпалика).
    Камилла вскормлена кобылицей.

    Рея дала Кроносу проглотить жеребёнка вместо Посейдона.
    Посейдон впервые укротил коня.
    Посейдон создал коня, ударив трезубцем в берег.
    Посейдон подарил коней Диоскурам.
    В Афинах была статуя Посейдона на коне, бросающего копье в Полибота.
    Посейдон стал конем, чтобы овладеть Деметрой, и его назвали Гиппий.
    Когда у Одиссея нашлись лошади, он посвятил храм Посейдону Гиппию.
    Гиппокампы - морские кони, отождествляются с кетами.
    Создание конницы в Аргосе приписывалось царю Агенору.
    Аргивянин Орсилох изобрел квадригу.
    Эрихтоний (царь Афин) изобрел квадригу.
    Уздечку и попону изобрел Пелефроний.


    Распространение коневодства:
    Авгий. Владелец Авгиевых конюшен.
    Автолик. Мог изменять масть лошадей.
    Автолик угнал коней Еврита с Евбеи и продал их Гераклу. Их искал Ифит (сын Еврита).
    Кобылиц Адмета пас Аполлон.
    Известные кони были у Акаста (сына Пелия).
    Конь Дамеона из Флиунта.
    Лучшие кони водились на Дотийской равнине в Фессалии.
    Евен заколол лошадей и бросился в реку, названную его именем.
    Эионей забрал коней Иксиона в залог.
    Магнесийские кобылицы породили кентавров.
    Океан - обладатель крылатого коня.
    На одноглазом коне сидел Оксил (сын Гемона).
    Орифия подарила Пилумну коней.
    Полидект хотел свататься к Гипподамии и искал коней.
    Укротителем коней называют Сфенела.
    Беря клятву с женихов Елены, Тиндарей приносил в жертву коня.
    Троил упражнялся в верховой езде и был убит Ахиллом.
    Коней Эномаю подарил Арес.
    Из-за проклятия Эномая элидяне спаривали лошадей за пределами Элиды.
    Не греческие сюжеты:
    Кони Эрихтония (сына Дардана) произошли от Борея.
    Кони Лаомедонта, называемые «ветроногими». Их он обещал Аполлону и Посейдону, а затем Гераклу.
    «Кони Троса» упомянуты в «Илиаде».
    Коня Колаксая и «энетского коня» упоминает Алкман.
    Семирамида была влюблена в коня.
    Мар, один из авсонов, был получеловеком-полуконем.
    Мессап, сын Нептуна - укротитель коней (Мифы Италии).
    Перс Эрифра отправил табун лошадей на остров Огирис.
    Скачка на коне:
    Игры по Пелию. Победил Беллерофонт.
    Олимпийские игры. Победил Иасий.