• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – это древнее японское боевое искусство. Правильных и точных переводов названия нет, но существует множество вариантов.

    Наиболее популярное – это «мягкий стиль» либо «искусство четырех пальцев». В статье рассмотрим что такое джиу-джитсу, историю, техники и правила боевого искусства.

    Что это такое

    Джиу-джитсу представляет собой вид единоборства, которые пошел родом из Японии. Оригинальное название звучит, как: дзю-дзютсу, что обусловлено отсутствием в японском языке любых шипящих звуков.

    Смысл этого боевого искусства заключается в ответе мягкостью и податливостью на применяемую противником грубую силу, но с возможностью проявлять жесткость в нужный момент.

    Это позволяет направлять силу оппонента в нужное русло, за счет чего она уничтожает сама себя.
    В основном этот стиль включает в себя разные виды бросков, захватов, различных болевых приемов, а также воздействий на болевые точки. При этом существуют также элементы ударных техник. Уровень изучения боевого искусства разделен на даны, для которых характерны пояса разного цвета.

    История

    Основатель Джиу-Джитсу Такэноути Накацукасадаю Хисамори, проживавший в середине XVI века в городке Сакуси-кияма на острове Кюсю.

    Его сын Такэноути Хисакацу, а после внук Такэноути Хисаёси занялись серьезным расширением техники этого вида боевых искусств, добавив в неё различные приемы, часть из которых они позаимствовали в другом восточном единоборстве – китайском .

    Это обусловлено наличием тогда возможности у сына и внука изучать его в Нагасаки, у приехавших туда китайских иммигрантов.

    Классическая техника

    Многогранность боевой техники и возможность развития в разных направлениях, позволили Джиу-Джитсу распространиться по территории Азии, а также другим частям мира.

    Яркий тому пример бразильский стиль этого боевого искусства. Смысл техники заключается в том, чтобы проявить мягкость и поддаться атаке соперника, а после удара направить его силу против него же.

    Главные компоненты классического стиля – это заломы и броски оппонента. За счет этого удается нейтрализовать противника силой, применяемой им для нападения. Так, Джиу-Джитсу состоит из следующих приемов:

    1. Находясь в лежачем положении;
    2. В положении противников стоя друг напротив друга;
    3. «По-Турецки», когда оба соперника находятся в сидячем положении;
    4. Сидячий против стоячего.

    Приемы традиционного стиля

    Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

    Броски

    Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

    1. Взваливание нападающего противника на себя;
    2. Проведение броска посредством ног и таза;
    3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
    4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

    Болевые приемы

    1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
    2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
    3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

    Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

    Поражение уязвимых точек

    Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

    Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

    Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

    1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
    2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

    Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

    Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

    Пояса по порядку

    В детском бразильском джиу-джитсу (до 15 лет) существует пять поясов в таком порядке:

    Для взрослых (от 15 и старше) система поясов по порядку меняется:

    • белый;
    • синий;
    • пурпурный (фиолетовый);
    • коричневый;
    • черный;
    • черно-красный (коралловый);
    • красно-белый;
    • красный.

    Некоторые школы боевых искусств используют систему белых полосок (stripes) из обычного спортивного пластыря для мотивации учеников, которые приклеивают к поясу. Спортсмен, получивший 4 таких полоски переходит на следующий уровень поясной аттестации. И все же, стоит отметить, что в большинстве своем полоски служат больше для мотивации бойца, нежели указывают на уровень его подготовки.

    Кроме цвета пояса, так же на определенную мастерскую степень достижения в боевом искусстве указывают даны, которые используют в квалификации джиу-джитсу.

    Всего существует 8 дан, которые указывают уровень овладения техникой боя:

    1. Шодэн (включает 1, 2, 3 дан).
    2. Чудэн (4 дан).
    3. Окудэн (5, 6 дан).
    4. Кайдэн (7, 8 дан).

    Человек, получивший 7 или 8 дан считается истинным гуру, постигшим все аспекты боевого искусства, владеющий не только высочайшей техникой ведения боя, но и психологически и энергетически способным влиять и даже управлять противником.

    Ощепков Василий Сергеевич - родоначальник Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Трудно переоценить вклад Василия Сергеевича Ощепкова, советского разведчика, долгие годы проработавшего в Японии.

    Он родился на Сахалине. После оккупации острова японцами в 1905 году был отправлен на учёбу в Японию, где с сентября 1907 года обучался в семинарии города Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским. 29 октября 1911 года был принят в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано.

    15 июня 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень - сёдан (первый дан), а в октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

    В 1914 году вернулся в Россию. Работал переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в городе Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа. После Февральской революции 1917 года, так как разведка и контрразведка Российской империи прекратили своё существование, стал преподавателем рукопашного боя «Курсов для подготовки милиционеров городской и уездной милиции», так как средств не хватало - перебивался случайными заработками. В 1919 году был мобилизован колчаковцами и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений, где работал переводчиком; в этот период он установил связь с Осведомительным отделом подпольной РКП(б) и стал сотрудничать с красным подпольем.

    После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение о сотрудничестве с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5 армии, после чего был отправлен на Северный Сахалин, всё ещё остававшийся под японской оккупацией. В 1925 году вернулся в Японию под видом кинопродюсера. Его донесения имели важный практический смысл, однако из-за разногласий с некомпетентным начальством ему в 1926 году пришлось вернуться в СССР, где он был обвинён в растрате казённых средств, чуть не отправлен под трибунал. Чтобы компенсировать 3140 иен, израсходованных на агентов, но не подкреплённых расписками, ему пришлось распродать практически всё личное имущество, включая кинопроектор.

    В штабе СибВО не собирались терять высококвалифицированного япониста, и Ощепков был оставлен во Владивостоке в качестве переводчика. В это время его жена заболела туберкулёзом лёгких, и практически все средства Ощепкова уходили на её лечение, которое не особенно помогало. Он стал пытаться добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было бы обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В итоге в сентябре 1929 года он был вызван в Москву. К сожалению, его жена к этому моменту уже скончалась.

    В 1914 году, сразу после приезда в Россию, Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо. В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории международный матч по дзюдо: ученики Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару, приехавшими во Владивосток на экскурсию.

    В 1927 году в Новосибирске на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Ощепков выступил с рассказом о дзюдо, после чего немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приёмов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться и местное общество «Динамо».

    Сразу после перевода в Москву В. С. Ощепков открыл при Центральном доме Красной Армии (ЦДКА) двухмесячные курсы дзюдо. После первых показательных выступлений в ЦДКА немедленно были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа. В 1930 году при непосредственном участии Ощепкова было подготовлено и опубликовано «Руководство по физической подготовке РККА», а в 1931-м - методическое пособие «Физические упражнения РККА», где впервые в нашей стране была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою. Параллельно с публикацией методических материалов Ощепков провёл специальные курсы для начальствующего состава Московского гарнизона, а затем развернул работу в инструкторско-методическом бюро при Московском гарнизонном комитете, непосредственно сам осуществлял преподавание рукопашного боя в нескольких воинских частях, а также принял участие в состязаниях комсостава Московского гарнизона по штыковому бою, заняв там первое место.

    В 1931 году в СССР был разработан физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО СССР). В 1932 году был учреждён комплекс ГТО второй ступени, в котором, в качестве одной из норм, появились приёмы самозащиты. Разработкой комплекса приёмов для ГТО-II по поручению спецкомиссии под председательством С. С. Каменева занимался именно Ощепков.

    В 1930-м, на базе ЦДКА, но по линии спорткомитета, Ощепков провёл специальные курсы инструкторов, на которых получили подготовку преподаватели физвоспитания из самых различных регионов страны. Его показательные выступления в Центральной высшей школе милиции имели потрясающий успех, после чего Ощепков немедленно был приглашён для преподавания в этом головном учебном заведении милиции.

    Ощепковская программа обучения и клубные занятия в ЦВШМ были ликвидированы в 1934 году по требованию В. А. Спиридонова, заявившего, что это противоречит его собственной и официально утверждённой программе.
    В 1932 году при Московском институте физкультуры был учреждён военный факультет. Преподавание рукопашного боя и борьбы в одежде как на факультете, так и на организованных при нём курсах осуществлялось тоже Ощепковым. В 1934 году Василий Сергеевич создаёт свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году передаёт своему ученику, практиканту из Инфизкульта А. А. Харлампиеву.

    Летом 1937 года В. С. Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.
    В ночь с первого на второе октября 1937 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления. НКВД пыталось выйти через него на так называемых «харбинцев». Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа. В 1957 году он был реабилитирован. В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова, в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова.

    Очень интересное и старое видео. Начало становления Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и самбо. Перед вами запись, на которой можно увидеть легендарного Василия Сергеевича Ощепкова. Обратите внимание, насколько тогдашняя борьба отличается от современного. В общем замечательное видео, река времени...

    История происхождения Японского Джиу-Джитсу

    Дзю-дзюцу (джиу-джитсу) в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство.

    Одна из версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

    Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю. Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

    Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов дзю-дзюцу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы. При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

    Одним из наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

    Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

    Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

    Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю дзю-дзюцу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий.

    Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки дзю-дзюцу, и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

    Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

    Распространение Джиу-Джитсу

    Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу- джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, Международные федерации нин-дзюцу.

    В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:
    1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
    2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
    3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.


    Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать “борцовскими” (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя.

    Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

    Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

    Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу.

    Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя.

    Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.

    История Джиу-Джитсу в России

    История развития Джиу-Джитсу в дореволюционный период Часть 1

    В настоящее время достаточно мало людей знают, как система занятий Дзю-дзюцу повлияла на развитие рукопашного боя в России как для армии и полиции, так и для гражданского населения.

    Никто из исследователей не может сказать, с чьим именем связано, и когда появилось Дзю-дзюцу в России. В этом отношении существуют различные версии, но большинство из исследователей придерживаются того, что первые упоминания о Дзю-дзюцу появились в Санкт-Петербурге. Так в 1895 году в Петербургской газете «Новое Время» была помещена статья Лафкадио Херна - «Очерки неизвестной Японии». В ней автор познакомил русских читателей с достоинствами японской борьбы «ЮЮТСУ».

    Однако, Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (очень известные и авторитетные специалисты в области боевых искусств того времени) считали, что преподавание Дзю-дзюцу началось в России в 1902 году, то есть на семь лет позже вышеуказанного.

    В период с 1905 по 1907 годы в России создаются различные спортивные объединения, как правило, на общественных началах, где пытаются преподать Дзю-дзюцу. Население дореволюционной России начинало свое знакомство с Дзю-дзюцу по различным книгам - «самоучителям». Это связано с тем, что в это время отмечается нехватка компетентных специалистов - учителей, преподавателей Дзю-дзюцу. Для преподавания они должны были приехать либо из Японии, либо из Европы.

    Преподавательский состав того времени представляли «тренера самоучки», которые не имели ни достаточного уровня владения техническими приемами Дзю-дзюцу, ни достаточного уровня знаний (не владели методикой преподавания). Таким образом, их тренировки не гарантировали знаний.

    Есть недоказанные сведения, что на Дальнем Востоке были учителя, которые обучали русских учеников Дзю-дзюцу. На этот счет есть много сомнений, так как в это время только что закончилась Русско-Японская война.

    Первая книга по Дзю-дзюцу вышла в России в 1905 году и имело достаточно длинное название - «Физическое воспитание Японцев….». Книга была переведена с английского языка и содержала 120 страниц. Работа опубликована книгоиздателем Иваном Дмитриевичем Сытиным в издательстве «Товарищество И.Д.Сытина».

    В 1907 году достаточно известный киевский специалист по физическому воспитанию – А.К.Анохин (публиковавшийся под псевдонимом Б.Росс) издал книгу, содержащую 43 страницы – «Психофизиологическая гимнастика». В ней он описал три вида гимнастики:

    ● Система Мюллера.

    ● Система Б.Росса (А.К.Анохин – «Гимнастика для женщин»).

    ● Японская система упражнений Дзю-дзюцу (в переводе с немецкого).

    В 1908 году другие издательства – например издательство «Сотрудник» (А.Ф.Сухов), «Основа» (А.Я.Озеров), издательство «Здоровье и Сила» (Ю.К.Гаупт) и др. начинают публиковать статьи о Дзю-дзюцу.

    В это же время, в Москве появилось «Японское издательство Жиу-Житсу». Преимущество этого издательства перед остальными заключалось в том, что его директор преподавал Жиу-Житсу в Московской полиции.

    В конце 1908 года вышла книга «Джю-джицу. Метод Японской атлетики» (она была переведена с французского языка). Авторами книги являлись Н.Гарман и И.Ханкок (в России он известен как Ганкок).

    Также в 1908 году в журнале «Вестник Полиции» была опубликована статья полицейского капитана А.А.Дэмерта – «Жиу-житсу», позже в выпусках вестника он публикует учебные материалы.

    Позже – 1909 году издательство «Типограф i я» при Министерстве Внутренних Дел выпустило книгу – «33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Ж i у-житсу», под редакцией капитана Дэмерта.

    В 1909 году в книжных магазинах России, появляются два разных перевода одной и той же книги, под редакцией одного из «пионеров» французского Дзю-дзюцу – Эмиля Андрэ.

    Первый перевод книги назывался «Гигиена телесных упражнений и самообороны» в соавторстве с профессором Г.Блюнчли, под редакцией В.В.Битнера и в переводе Н.В.Горина. Книга вышла в издательстве «Вестник знания».

    Вторая публикация книги Эмиля Андрэ вышла в Петербургском издательстве «Основа» (А.Я.Озеров), но под другим заголовком – «Искусство защищаться от уличных нападений», книга содержала 60 рисунков. Перевод с французского осуществил Ф.Н.Латернер.

    В 1910 году в журнале «Русский Спорт» было помещено следующее объявление: - «В Москве открывается новая атлетическая арена, где будет преподаваться джиу-джитсу от господина Фрелихом, преподавателя Московской полиции». В конце этого года в этом журнале была помещена критическая статья о Японской борьбе «Джиу-джитсу».

    В 1910 году литературно-художественный журнал «Нива» публикует статью «Новый способ самообороны». В статье были представлены техники Джиу-джитсу которыми могли пользоваться женщины.

    Также в 1910 году издательство А.Я.Озерова «Основа» выпустило книгу Ирвинга Ханкока «Джиу-джитсу: Японская наука о здоровом человеке: Метод укрепления тела и атлетические приемы Японцев».

    В.С.Ощепков вспоминал о ней так: «Джиу-джитсу стало известным в России благодаря именно этой книге, как система самозащиты. Некоторые техники были заимствованы из немецкой полиции и изучались в Санкт-Петербургской полицейской школе в 1902 году». Однако в то время, о котором говорит Ощепков существовало полицейское «Руководство», составленное И.А.Смирновым, служившим в Санкт-Петербургской полиции и в котором было описано 5 приемов полицейской самообороны.

    В следующем – 1911 году, литературно-художественный журнал «Нива» публикует часть перевода книги А.Шерпильо «Джиу-джитсу для дам». Перевод с французского сделал уже упоминавшийся нами киевский специалист в области физического воспитания – А.К.Анохин.

    В том же 1911 году в журнале «К спорту» опубликована статья, в которой дается оценка и описание различных видов самозащиты.

    В 1911 году Московское издательство «Жиу-житсу» публикует в России 4-е издание книги – «Ж i у-житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемов самозащиты по известной Японской системе Ж i у-житсу».

    Автор книги Кара Ашикага, объем работы составил 238 страниц. Это издание было переведено с английского языка и содержало описание 100 приемов на 122-х иллюстрациях. Для того времени цена книги была достаточно большой – 6 рублей 50 копеек.

    В период с 1912 по 1913 дискуссии о Джиу-джитсу продолжаются на страницах различных журналов (например, в журнале «К спорту»), однако обсуждаемой информации было очень мало.

    Так в 1912 году в журнале «К спорту» была помещена фотография с аттестации по Джиу-джитсу, которая проходила в подразделении пограничных войск в Харбине (на восточно-китайской железной дороге).

    Позже в Петербургском журнале «Новый мир» публикуется статья «Спорт Джиу-джитсу», а в журнале «Современная жизнь» выходит статья под заголовком «Джиу-джитсу». Статьи, посвященные Джиу-джитсу публикуются и в других периодических изданиях, например, «Журнале Народного просвещения», «Природа и люди» и др.

    Джиу-джитсу достаточно сильно повлияло на Ивана Владимировича Лебедева. Его уважительно называли «профессор атлетики». Еще в юношеском возрасте он получил отличную физическую подготовку под руководством «отца» русской тяжелой атлетики – Владислава Францевича Краевского. Лебедев открыл собственный «Атлетический клуб», в котором занимались французской борьбой, тяжестями, французским боксом и Джиу-джитсу.

    В 1915 году в Петрограде вышла книга И.В.Лебедева «Самооборона и арест». Она была издана в качестве официального полицейского руководства, по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора, князя А.Н.Оболенского, редактором издания был его друг – генерал-майор В.Ф.Галле.

    Через два года - после «Октябрьской революции» 1917 года, развитие Джиу-джитсу в России прекратилось. Это привело к гибели и безызвестности многих людей, которые занимались и развивали Японское боевое искусство Джиу-джитсу в царской России до революции.

    При Советской власти Виктор Афанасьевич Спиридонов и еще несколько других энтузиастов будут преподавать самооборону на основе Джиу-джитсу. Им придется пройти заново тот путь, который проделали их предшественники.

    История развития Джиу-Джитсу в послереволюционный период Часть 2

    Начнем с 1917 года. Достоверно известно, что личная охрана Ленина (красногвардейцы) владела джиу-джитсу и стрелковым оружием.

    Отметим, что до революции, равно как до и после Первой мировой войны многие граждане России были обучены джиу-джитсу, французскому и английскому боксу, французской борьбе и т.п.

    1920 год. В московской школе милиции В.А.Спиридонов начинает преподавать курсантам джиу-джитсу.

    1923 год. Президиум верховного совета по физической культуре при ВЦИК разработал программу по физической подготовке красной армии. В ней ставилась задача обучить бойцов красной армии джиу-джитсу, боксу и борьбе.

    1924 год. Вводится в действие руководство из девяти частей – «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи».

    1925 год. Выходит дополнение к девятому разделу вышеупомянутого руководства, под названием – «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс и джиу-джитсу».

    Дополнение сопровождалось 75 рисунками. Однако, составители этого дополнения неуказанны. Это обусловлено тем, что данное руководство (со всеми приложениями к нему) являлось официальным секретным документом Красной Армии.

    В конце 1925 года появляется документальный фильм по джиу-джитсу, который был произведен зарубежом. Продолжительность фильма составила 1 час 45 минут (длина киноленты 415 метров).

    1926 год. Всероссийское общество «Совкино» выпускает в прокат два фильма посвященные физической культуре:

    ● «Бокс» (длина киноленты 198 метров);

    ● «Защита и нападение» (длина киноленты 285 метров). Фильм включал в себя достаточно большое количество техник из джиу-джитсу.

    Отметим, что оба фильма были разрешены Главным репертуарным комитетом Советского союза для просмотра любой аудиторией (а не только военнослужащим).

    1927 год. Выходит книга В.А.Спиридонова предназначенная для сотрудников ОГПУ - «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-джитсу». Она была официально одобрена Инспекцией по физической подготовке Красной Армии.

    1928 год. Выходит книга легендарного советского большевика А.И.Буценко под названием - «Самозащита без оружия (Джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабочее-Крестьянской милиции УССР». Автор книги участвовал в 1 Мировой войне, был пленен. В плену он вел пропагандистскую революционную работу. Позже А.И.Буценко становится членом ЦК компартии Украины, где возглавляет Высший Совет по физической культуре Украинской ССР.

    Однако, необходимо отметить что данная работа была «пиратским» переводом книги «Невидимое оружие (Джиу-джитсу)», вышедшей в Германии в 1926 году. Автором этой книги являлся известный немецкий «пионер» джиу-джитсу – Эрих Ран.

    1928 год. Выходит книга И.Л.Солоневича «Самооборона и нападение без оружия. Элементарное руководство». Работа вышла с разрешения Научно-технического комитета при ВСФК, в издательстве НКВД РСФСР. Она опубликована в разделе «Библиотека работника милиции и угрозыска».

    Редактором книги был один из руководителей работников милиции И.Ф.Кисилев. Он писал: - «И.Л.Солоневич в своей книге из серии книг изданных Отелом милиции по производственному просвещению делает первую попытку объединить бокс, борьбу, джиу-джитсу или вернее их отдельные приемы в их один комплекс, преследующий чисто практические цели и приспособленный к условиям милиции и розыскной службе…».

    1928 год (осень). В Москве проводится Всесоюзная Олимпиада. Среди гостей была немецкая команда по джиу-джитсу, которая в парках Москвы делала показательные выступления по джиу-джитсу. Они проводились согласно предварительной программы олимпиады. На одном из таких выступлений был В.А.Спиридонов. Он пригласил немецкую команду на дружескую встречу с его учениками, тренировавшимися в «Динамо». На следующий день в зале спортивного общества «Динамо» проводились поединки между немецкой и российской командами. Примечательно, что немцы их проиграли!

    1929 год (3 февраля). В Москве проводится Первый закрытый чемпионат по джиу-джитсу. Он проходил в зале Московского Пролетарского Спортивного общества «Динамо», который находился на «Цветном бульваре».

    Несмотря на то, что чемпионат носил закрытый характер, на нем присутствовало достаточно большое количество зрителей (зал был переполнен). Первыми чемпионами по джиу-джитсу стали: А.Пронин, В.Харитонов, Д.Давыдов и П.Чертенко.

    Свою систему В.А.Спиридонов назвал «Сам» (что означало самоооборона), затем она была переименована в «Самоз», озачавшее самозащита.

    1930 год. В Москве в издательстве НКВД РСФСР выходит книга Н.Н.Ознобишина – «Искусство рукопашного боя», включавшая в себя 99 рисунков.

    Работа носила собирательный характер и включала в себя техники из французского и английского бокса, французской и американской борьбы и джиу-джитсу.

    Важную роль для развития самозащиты в России сыграл В.С.Ощепков (пионер русского дзю-до и самбо). О нем существует много документальной исторической информации позволяющей проследить гений этого человека.

    Известно, что он изучал дзю-до в Кодокан институте в Токио (29 октября 1911 года) при его основателе Дзигоро Кано.

    Однако мало людей знают (даже среди специалистов), что первым человеком использовавшим слово «дзю-до» был не Дзигоро Кано, а его учитель – Терада Канемон мастер джиу-джитсу из школы «Кито-рю».

    Во время эры «Мэйдзи» (1866 - 1912) в школе «Кито-рю» начали убирать прикладные аспекты джиу-джитсу, начали развивать спортивные аспекты. Возникает «кодокан дзю-до». Это своего рода «ослабленное» джиу-джитсу, базирующееся на технике работы без оружия. Таким образом, военное, боевое искусство становится «духовной дисциплиной». Это сделало прогресс в развитии техники «невооруженной руки».

    Именно эту систему и изучал В.С.Ощепков. Часть этих техник можно найти в журнале «Физкультура и Спорт» (1 (105) 5.01.1930 г.), в котором В.С.Ощепков демонстрирует техники с партнером.

    В.С.Ощепков жил в Сибири, а затем в Москве. Перед каждым устройством на работу он делал показательные демонстрации своего боевого искусства. В.С.Ощепков показывал техники самозащиты и обезоруживания, которые брал из джиу-джитсу. Доказательство этого можно найти в нескольких Новосибирских газетах, в которых было написано следующее. «Приемы джиу-джитсу поражали своей красивой техникой выполнения и произвели на присутствующих большое восхищение. Нападение с револьвером, палкой, ножом, саблей и винтовкой отражались с особенной ловкостью…».

    В одной из Новосибирских газет было следующее объявление: «товарищ Ощепков предполагает выступить в местном цирке, где он продемонстрирует приемы джиу-джитсу и устроит показательные соревнования, выпустив против себя 5 – 10 нападающих…».

    Изучая документальный материал, связанный с В.С.Ощепковым мы увидим, что до 1934 года он анализировал английский, французский и китайский бокс, финско-французскую (греко-римскую), вольно-американскую, персидскую, швейцарскую, азербайджанскую, кавказскую, грузинскую, татарскую, карачаевскую, туркменскую и узбекскую борьбу. Также он анализировал и фехтование (штык, сабля, трость).

    Это помогло ему сделать «Борьбу вольного стиля (дзю-до)». Однако по идеологическим причинам Ощепкову приходится отказаться от слова «дзю-до», которое было заимствовано у Японии, являющейся в тот исторический период врагом России.

    1934 год. В Советской России появляется созданная В.С.Ощепковым «борьба вольного стиля».

    В период с 1934 по 1937 год упорный труд Ощепкова и его учеников приводит к тому, что дзю-до теряет японские корни и становится современным «Самбо».

    Многие ученики Ощепкова и Спиридонова первыми встретили нападение фашистов во время Второй Мировой Войны. Они храбро сражались, проявляя героизм и мастерское владение приемами самозащиты.

    Есть много фотографий на которых показано что техники самозащиты изучаются народным ополчением и бойцами Красной армии. Так на одной из газетных вырезок того времени по заголовком: «Командиры отдыхают»

    показан А.А.Харлампиев (ученик В.С.Ощепкова), который проводит занятия по самозащите.

    Именно с А.А.Харлампиева начинается новая страница в эволюции и развитии самозащиты в СССР. Он продолжает работу своего учителя В.С.Ощепкова, после смерти которого Харлампиев забрал всем методические материалы по самозащите у супруги Ощепкова – Анны Ивановны. Это была целая библиотека.

    А.А.Харлампиев на базе материала полученного от семьи Ощепкова начинает до развивать техники самозащиты. Позже они были переименованы в «Самбо» - самооборона без оружия. Несмотря на то, что А.А.Харлампиев очень много нового внес в развитие «Самбо», не стоит считать его основателем. Он - продолжение тех традиций, которые создавались В.С.Ощепковым, которого по праву является основателем «Самбо».

    Благодаря В.А.Спиридонову и В.С.Ощепкову (двум мастерам самозащиты), а также их ученикам произошло доразвитие системы самозащиты во время Великой Отечественной войны и после нее.

    Тем не менее параллельно с развитием «самбо», в нашей стране были группы практиковавшие джиу-джитсу. В настоящее время в России существует много клубов, ассоциаций и федераций.

    Возникновение

    Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах , где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами , саватёрами , и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию .

    Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо , но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане . Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году .

    Название

    Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу» .

    Имеет место некоторый беспорядок в употреблении термина «дзюдо». Чтобы добавить ясности этому вопросу, я заявлю, что «дзюдо» - термин, отобранный профессором Кано как более точное описание его системы, нежели термин «джиу-джитсу». Профессор Кано - один из ведущих педагогов Японии , и естественно, что он должен искать специальное слово, которое бы наиболее точно описывало его систему. Но японцы вообще всё ещё цепляются за более популярную терминологию и называют её джиу-джитсу.

    Оригинальный текст (англ.)

    Some confusion has arisen over the employment of the term "jiudo". To make the matter clear I will state that jiudo is the term selected by Professor Kano as describing his system more accurately than jiu-jitsu does. Professor Kano is one of the leading educators of Japan, and it is natural that he should cast about for the technical word that would most accurately describe his system. But the Japanese people generally still cling to the more popular nomenclature and call it jiu-jitsu.

    Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году , газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана .

    Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу» . В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грэйси прибыли в Соединенные Штаты , чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грэйси джиу-джитсу». Jiu-jitsu , более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация , но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна jujutsu . Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu .

    Это искусство иногда упоминается как Грэйси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка , зарегистрированная Хорионом Грэйси (порт. Rorion Gracie ), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грэйси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грэйси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грэйси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грэйси Хумэйта (Gracie Humaita), Грэйси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грэйси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грэйси.

    Карлуш Грэйси

    Развитие

    В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт. Gastão Gracie ), местного аристократа. В 14-летний сын Гастана - Карлуш Грэйси (Carlos Gracie ) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz ) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Элиу Грэйси (Hélio Gracie ) заложил основу современного бразильского Грэйси Джиу-Джитсу .

    Элиу Грэйси участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦 ) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грэйси позже назвали болевой приём на плечевой сустав , которым был побежден Элиу. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику . Многие полагают, что Элиу Грэйси имеет 6-й дан по дзюдо . Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Элиу Грэйси имел какой-либо дан в дзюдо.

    Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

    Хойс Грэйси

    Известность

    Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х , когда бразильский мастер джиу-джитсу Хойс Грэйси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств . Хойс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ , дзюдо, тхэквондо и борьбу . Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле. На сегодняшний день в мире проводится много турниров по бразильскому джиу-джитсу: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

    Стиль

    Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приемы и удушения , с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле .

    БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и противоманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард » (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы , в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма .

    У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств .

    Оригинальный текст (англ.)

    The classical jujutsu of old Japan appeared to have no common strategy to guide a combatant over the course of a fight. Indeed, this was one of Kano"s most fundamental and perceptive criticisms of the classical program. Maeda not only taught the art of judo to Carlos Gracie, but also taught a particular philosophy about the nature of combat developed by Kano, and further refined by Maeda based on his worldwide travels competing against fighters skilled in a wide variety of martial arts.

    Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

    Особенности тренировки

    Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах .

    Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

    Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
    Захваты ног Запрещены в качестве первого технического действия Разрешены Разрешены
    Удушающие приемы Разрешены, но ограничены правилами Запрещены Разрешены
    Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены с коричневого пояса
    Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
    Бросковая техника Развита Развита
    Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
    Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени


    Также различия в технике между бразильским джиу-джитсу и самбо были особенно заметны в США на Кубке имени Бориса Талиса . На нём борцы самбо побеждали за счёт очков, полученных за броски, а борцы БДД - за счёт болевых приёмов и удушений в партере .

    Аттестация

    Стандарты и традиции

    Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу :

    Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие .

    Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы .

    Цвета взрослых поясов (16 и старше)
    Белый
    Синий
    Пурпурный
    Коричневый
    Чёрный
    Чёрно-красный
    Красный
    Цвета детских поясов (15 и младше)
    Белый
    Желтый
    Оранжевый
    Зелёный

    Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены .

    Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу .

    Полосы на синем поясе

    Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса . Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса . Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс .

    Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Элиу, Карлуш и их братья Грэйси имели когда-либо 10-ю степень - красный пояс. Членами семьи Грэйси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грэйси, Рейлсон Грэйси (Reylson Gracie ), Релсон Грэйси (Relson Gracie ), Рейсон Грэйси (Reyson Gracie ) и Рорион Грэйси .

    БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката) .

    Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грэйси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее .

    Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет .

    Passar no corredor

    Получение пояса

    Среди многих школ существует традиция под названием «проход сквозь строй» (порт. «passar no corredor» ), которая возникла в Бразилии. Студент должен пройти один из строев:

    Ги

    Эмблема Международной федерации бразильского джиу-джитсу

    Чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу

    Один из самых престижных турниров по бразильскому джиу-джитсу в мире - чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу (известный как Mundials) , основанный Международной федерацией бразильского джиу-джитсу (IBJJF). Нужно отметить, что, говоря о чемпионате мира, чаще всего имеются в виду чемпионаты, проведенные IBJJF. Есть и другие крупные чемпионаты, например - Панамериканские игры . А также ADCC (Abu Dhabi Combat Club) - чемпионат мира по борьбе до сдачи (Submission Wrestling World Championship). Это соревнование, вовлекающее профессиональных атлетов, которые имели успех на высших уровнях джиу-джитсу, борьбы, дзюдо, самбо, смешанных единоборств. Правилами запрещены удары, разрешены броски, рычаги и удушения.

    Известные последователи

    • Биксенте Лизаразю - бывший французский футболист. Чемпион мира (1998) и Европы (2000) в составе сборной Франции .
    • Антонио Родриго Ногейра - бразильский боец смешанных единоборств. Чемпион UFC в тяжёлом весе (2008), 2-х кратный чемпион PRIDE в тяжёлом весе (2001, 2002), Обладатель временного пояса чемпиона PRIDE в тяжёлом весе (2003), Чемпион RINGS в тяжёлом весе (2001), Чемпион WEF в тяжёлом весе (2000). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо.
    • Гай Ричи - британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Наиболее известные фильмы - «Карты, деньги, два ствола » и «Большой Куш ». Обладатель коричневого пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Би Джей Пенн - бывший чемпион UFC в легком и полусреднем весе. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу. Первый не Бразилец ставший чемпионом мира.
    • Джон Милиус - американский кинорежиссёр и сценарист. Наиболее известные фильмы - «Конан-варвар » и «Красный рассвет » .
    • Франциско Мир - американский боец смешанных единоборств. Бывший обладатель чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2008). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
    • Николас Кейдж - американский актёр, продюсер и режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Покидая Лас-Вегас », «Скала » и «Угнать за 60 секунд » и другие .
    • Пол Уокер - американский актёр и, в прошлом, модель. Наиболее известные фильмы с его участием - «Форсаж » и «Флаги наших отцов » и другие. Обладатель пурпурного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Шейн Карвин - американский боец смешанных боевых единоборств , имеет фиолетовый пояс по бразильскому джиу-джитсу
    • Джеймс Мэйнард Кинан - американский рок-певец и композитор. Вокалист группы «Tool » .
    • Шон Патрик Флэнери - американский актёр, продюсер, режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Святые из Бундока », «Десятидюймовый герой
    • Эд О’Нейл - американский актёр, более известен по роли Эла Банди из сериала «Женаты… с детьми ». Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Мэл Гибсон - австрало-американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известные фильмы с его участием - «Смертельное оружие » и «Птичка на проводе » и другие .
    • Милла Йовович - американская актриса сербско-русского происхождения, музыкант и модель. Наиболее известна своей ролью Лилу в фильме «Пятый элемент » и ролью Элис в трилогии «Обитель зла » .
    • Чак Норрис - американский киноактёр и мастер боевых искусств. Популярный исполнитель главных ролей в фильмах-боевиках.
    • Андрей Орловский - бывший обладатель временного чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2005).
    • Джэйсон Стэтхэм - английский актёр, наиболее известный по фильмам режиссёра Гая Ричи .
    • Дэнис Кан - канадский боец смешанных единоборств. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
    • Ив Торрес - американская танцовщица, модель, актриса и профессиональный рестлер, работающая в настоящее время в компании WWE на бренде «RAW». Победитель «Поиска Див WWE» 2007 года. Обладательница синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Майкл Кларк Дункан - американский актёр, наиболее известный своей ролью Джона Коффи в фильме «Зелёная миля ». Обладатель синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Джуниор дос Сантос - боец смешанных боевых искусств, обладатель коричневого пояса по БДД.
    • Фабрисио Вердум - бразильский боец смешанных боевых искусств, двукратный чемпион мира в супертяжёлом весе в бразильском джиу-джитсу.
    • Джефф Монсон - американский боец смешанных боевых искусств , чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса по БДД.
    • Кейн Веласкес - американский боец смешанных единоборств, обладатель титула UFC в тяжёлом весе, имеет коричневый пояс по бразильскому джиу-джитсу.
    • Маурисио Руа - бразильский боец UFC, обладатель чёрного пояса по БДД.
    • Дэн Иносанто - мастер по Джит-Кун-До и филиппинским боевым искусствам, ученик Брюса Ли, обладатель черного пояса по БДД. .
    • Хойс Грейси - победитель турниров UFC 1, UFC 2 и UFC 4 в открытой весовой категории, обладатель черного пояса по БДД.
    • Павел Буре - советский и российский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1990), обладатель пурпурного пояса по БДД .
    • Андрэ Лима - основатель федерации World Tae kwon do Federation (Kukkiwon), признанный мастер тхэквондо и бразильского джиу-джитсу, голливудский киноактер и сценарист.

    БДД в искусстве

    • «Смертельное оружие », фильм 1987 г. (Финальная сцена, в которой герой Мела Гибсона побеждает героя Гэри Бьюзи с помощью приема «треугольник».
    • «Красный пояс », фильм 2008 г.
    • «Форсаж 4 » (эпизод драки между Брайаном О’Коннером (Пол Уокер) и Домиником Торрето (Вин Дизель), в котором Пол Уокер (пурпурный пояс по БДД) исполняет удушающий прием БДД).
    • «Неоспоримый 3 » (Эпизод когда Юрий Бойко побеждает противника стиля капоэйра треугольником).
    • «Вне ринга», фильм 2008 г. (Изучение техник БДД главным героем в ходе подготовки к бою).

    Примечания

    1. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 93. - ISBN 85-87585-24-X
    2. Virgílio Stanlei Conde Koma invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 22–25. - ISBN 858758524X
    3. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 72–73 с. - ISBN 85-87585-24-X
    4. Смотрите дзюдо и Кано, Дзигоро .
    5. Kano, Jigoro. Jiu-Jitsu (Judo). - Tokyo, Japan: Board of Tourist Industry, Japanese Government Railways, 1937. - С. 59. Смотри детали, включая оригинальную обложку книги .
    6. As also evidenced by the title of the book Gregory, O.H. & Tsunejiro, Tomita. Judo: The Modern School of Jiu-Jitsu. - Chicago, USA, 1907.
    7. Hancock, H. Irving & Higashi, Katsukuma. The Complete Kano Jiu-Jitsu (Judo) . - New York: G. P. Putnam & Sons, 1905. - С. предисловие. - 544 с.
    8. Motomura, Kiyoto. Budō in the Physical Education Curriculum of Japanese Schools. - Auckland: Budo Perspectives, 2005. - 233-238 с.
    9. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 20. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
    10. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 93–104 с. - ISBN 85-87585-24-X
    11. Kid Peligro The Gracie Way: Illustrated History of the World"s Greatest Martial Arts Family. - Invisible Cities Press Llc, 2003. - ISBN 1-931229-28-7
    12. Kimura, Masahiko. My Judo .
    13. Untangling a sport that transcends style Chad Edward The Cincinnati Enquirer Oct. 30, 2007 12:05 PM
    14. Gracie, Renzo. Mastering Jujitsu. - Human Kinetics, 2003. - С. 1–233. - ISBN 0736044043
    15. Ohlenkamp, Neil. Principles of Judo Choking Techniques . judoinfo.com
    16. Koiwai, E.K. (MD). How Safe is Choking in Judo? . judoinfo.com . URL last accessed October 23, 2007.
    17. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 22-27. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
    18. Техника дзюдо . Российское дзюдо. Архивировано
    19. Игорь Рязанцев. Самбо . Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
    20. Изменения правил соревнований Международной федерации дзюдо, действующие с 1 января 2010 года (англ.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 1 марта 2010.
    21. Кубок Бориса Талиса .(недоступная ссылка - история ) Проверено 5 января 2010.
    22. Team Tookie belt requirements . . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 27 октября 2009.
    23. Robson Moura academy enrolling . A page mentioning the traditionally informal promotion structure of BJJ .(недоступная ссылка - история ) Проверено 27 октября 2009.
    24. BJJ Promotions Through Tennessee BJJ Club . An estimate of time between each belt rank and the skills needed to achieve them . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.
    25. Brazilian Jiu-Jitsu FAQ . An approximation of time spent at each belt rank . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 16 октября 2009.
    26. Martial arts ranking . The similar graduation system of another martial art (Karate) . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 13 октября 2009.
    27. Brazilian Jiu-Jitsu: Theory and Technique. - Invisible Cities Press Llc, 2001. - С. 304. - ISBN 1931229082

    Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) (яп. 柔術) («мягкое искусство» или «путь мягкости») (также иногда переводят как искусство гибкости-пластичности сознания) — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него.

    Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и защищённого противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

    Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

    В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

    Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону.

    На фото: Ёрои Куми Учи дзю дзюцу в полном самурайском вооружении.

    Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

    Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ бу дзюцу. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

    Именно на основе джиу-джитсу впоследствии были созданы такие завоевавшие всемирную популярность виды боевых искусств как дзюдо и айкидо .

    На фото: Андрей Тулупов и Олег Токарь - мастера Российского дзю дзюцу (джиу-джитсу).

    Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

    Именно джиу-джитсу (дзю-дзюцу) легло в основу кодокан дзюдо (основатель Дзигоро Кано ).

    В основу айкидо (основатель Морихэй Уэсиба ) легла техника одной из школ дзю-дзюцу - Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу. ("не поддаться", а скорее не идти на прямое, линейное противостояние)

    В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов посредством английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу».

    В настоящее время во всем мире в связи с распространением так называемых "Боев без правил", также большой популярностью пользуется "Бразильское джиу-джитсу "

    Джиу-джитсу — это отдельная разновидность боевых единоборств, которая берёт свои истоки в Японии.

    В основе этого вида лежит использование техники, которая подразумевает под собой способность уступать противнику, чтобы в подходящий момент направить всю его силу против него самого.

    И это весьма эффективная разновидность борьбы в стычках один на один. Но вот насколько она будет эффективной в обычной уличной драке, когда оппонентов будет несколько? Практика показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Необходимо сперва разобраться в самом вопросе – что же такое джиу-джитсу, что из себя представляет это боевое искусство?

    История и основы борьбы


    По легенде джиу-джитсу было создано известным в Японии времён сёгуната (система правления) врачом, который обратил внимание, что иногда сопротивление ведёт к худшим последствиям, чем приятие и податливость.

    Легенда гласит, что он наблюдал за ветвями деревьев в непогоду. Прочные ветви дуба, что противостояли стихии сломались, а вот хрупкие ветви ивы, поддавшись стихии выдержали.

    Тогда врач создал собственную школу боевых единоборств под названием Ёсин-рю (или школа ивы).
    В основе джиу-джитсу лежит понимание необходимости единства между основополагающими «столпами» человека. Под этими столпами подразумеваются:

    1. здоровье;
    2. социальные связи;
    3. знания;
    4. духовность.

    Только достигнув единства и гармонии между этими столпами человек будет силён достаточно, чтобы противостоять всем неурядицам и проблемам в своей жизни.

    И, казалось-бы, какое отношение понимание сути джиу-джитсу имеет к его использованию в грубой уличной драке? А на самом деле имеет и весьма важное, просто не очевидное на первый взгляд.

    Использование приёмов джиу-джитсу на улице


    Очень часто в фильмах можно увидеть, как мастера джиу-джитсу, используя свои приёмы выводят противников из строя одного за другим.

    Но это фильмы, а реальность бывает куда грубее. Нередко людей, владеющих приёмами тех или иных единоборств просто давили числом противников или оглушали подручными средствами.

    Многие, кто вдохновившись фильмами, изучал джиу-джитсу, в реальной драке выбывали первыми. Почему же так? Потому что плохо изучали и до конца не познали всего истинного смысла этого вида единоборств.

    Обычно выбывший первым и лезет на рожон, провоцирует противников и оказывается в неравной схватке (да и вообще уличные драки редко происходят по правилам рингов, победителей в такой драке не судят и в ход идут любые средства).

    Обратите внимание: знание приёмов десятков единоборств, это еще не знание уместности их применения в определённой конфликтной ситуации, возникшей на улице.

    А именно умение ударить вовремя зачастую является решающим фактором в любой драке во дворе или подворотне. Так к чему же были изложены основные правила джиу-джитсу.

    Они были изложены ради понимания простой вещи – настоящий ученик, уже достигает того уровня гармонии в себе, что с лёгкостью избежит той самой уличной драки. Словом, движениями, пониманием проблем оппонентов он уже побеждает, ведь он сумел избежать обрушения одного из столпов – здоровья, и сохранил гармонию в себе.
    В этом видео Вы можете посмотреть, как используют различные техники джиу-джитсу и айкидо в уличной драке:

    Подводим итоги

    Не существует такого вида единоборств, который позволит победить в уличной драке со 100%-ой вероятностью.

    Даже бывшие бойцы спецназа получали кастетом по голове и падали без сознания, а ведь их подготовка и предусматривает подобные драки.

    Настоящий боец джиу-джитсу начинает свой бой без единого взмаха руки, заставив оппонента задуматься, а зачем, собственно, этот бой нужен ему.

    И победой в этом случае будет само избежание боя. А сами по себе приёмы джиу-джитсу хороши, если удалось убедить толпу уличных парней драться с любым из них один на один, тогда пригодится и практическая часть джиу-джитсу. Но всегда нужно помнить слова Конфуция – «Лучшая победа это та, которую удалось одержать без боя».

    Смотрите видеоподбор о боевых искусствах в уличной драке: