• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Мотовилиха»

    Видеокурс

    «Логоритмические упражнения на уроке хореографии для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    Метод. продукцию подготовили Зыкова Э. В., Ульрих Р. Д.

    г. Пермь 2013-2014

    ВВЕДЕНИЕ

    Данный видеокурс предназначен для педагогов дополнительного образования, хореографов, музыкальных работников дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста. Вашему вниманию предлагается текст и видеозапись логоритмических упражнений без музыкального сопровождения и под музыку. Данные упражнения можно использовать на занятиях в качестве разминки и для развития координации движений у обучающихся.

    На занятиях используются музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Большая часть упражнений предлагается к разучиванию через игру. Задания содействуют развитию воображения, необходимого для создания выразительных образов. Существенно, что каждое из заданий очень естественно, интересно и рассчитано именно на возможности детства. Вся система заданий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет в занимательной, игровой форме многому научиться. Ребёнок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры.

    Такое обучение, когда ребёнок овладевает каким-то навыком, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определённому научиться, а в результате игровой деятельности, можно назвать непроизвольным обучением . И такое обучение – когда оно возможно – бывает очень эффективным.

    ТЕКСТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

    В ГОСТИ К КОШКЕ

    Разминка на полу, ноги вместе, носочки вытянуты.

    Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки ),

    И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).

    Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)

    Чики – бирики, (2 хлопка над головой)

    Чики – брик (достать руками до носочков).

    Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)

    Видим озеро глубокое (ноги складываем в “бабочку”).

    Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),

    Зернышки везде клюют:

    Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)

    Никому их не дают (садимся на колени).

    Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)

    А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – “выглядываем в “окошко”)

    Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)

    и кошка (другая нога вверх)

    Мы немножко погостим (принимаем и.п.)

    И обратно побежим (стучим носочками по полу).

    Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

    ЧЁРНЫЙ КОТ

    Вот идёт чёрный кот (марш на месте).

    Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту).

    Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах),

    И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в стороны, повороты головы вправо-влево).

    ПЕТУХ

    Шёл по берегу петух (марш),

    Поскользнулся, в речку – бух! (присесть)

    Будет знать теперь он впредь (грозим пальцем):

    Надо под ноги смотреть (наклоны вперёд)!

    ХОМЯЧОК

    Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.)

    Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)

    Спрятал зёрна за щекой (наклон вперёд),

    И скорей к себе домой! (бег)

    ЕНОТЫ

    Два енота у реки (плие, наклоны головы )

    Полоскали кушаки (наклон вперёд, махи руками ),

    Чистили манишки (выпрямление корпуса ),

    Гладили штанишки (плие по второй позиции, наклоны головы ),

    Мыли лапки (наклон ), тёрли нос (выпрямление ),

    Опускали в речку хвост (гран плие по шестой позиции,

    наклон вперёд),

    Снова чистили манишки,

    Снова гладили штанишки…

    И такой круговорот (бег с высоким подниманием бедра )

    У енотов круглый год (гран плие, круг руками )!

    ЗАЙКА

    Прыг, скок, прыг, скок (прыгаем по 6 позиции ),

    Скачет зайка у ворот (показываем заячьи ушки ).

    Я (руки к сердцу) его к себе возьму (руки в стороны ),

    И морковкой угощу (гладим живот по кругу ).

    УТОЧКА

    Маленькая уточка (поднимаем руки вверх по очереди )

    Хвостиком виляет (приседаем и виляем «хвостиком »),

    Крылышки распустит вдруг (релеве с подниманием рук через стороны)

    И в небо улетает (прыжки, руками изображаем взмах крыльями).

    МЫШКИ

    Вышли мышки как-то раз (марш)

    Посмотреть, который час (наклон вперёд).

    Раз, два, три, четыре (изображаем стрелки) ,

    Мышки дёрнули за гири (гран плие)

    Раздался ужасный звон (наклоны в стороны)

    Разбежались мышки вон (бег на месте) !

    После этого, дети разбегаются под музыку по залу, исполняя танцевальный бег. С остановкой музыкального сопровождения, дети должны занять свои места в линиях. (Аналогичное задание в упражнении «У медведя» и «Рёвушка-коровушка»).

    У МЕДВЕДЯ

    У медведя во бору (марш)

    Грибы, ягоды беру (приседаем и собираем).

    А медведь не спит (повороты головы ),

    Всё на нас глядит (наклоны в стороны ),

    А потом как зарычит (поднимаем руки, через стороны )

    И за нами побежит (топаем на месте).

    РЁВУШКА - КОРОВУШКА

    Что за вой, что за рёв? (Наклоны в стороны )

    То ни стадо ли коров? (поднять плечи, руки развести в стороны

    Это не коровушка (отрицаем )

    Это наша Рёвушка (изображаем плачь )

    Плачет, заливается (носки свернуть в завёрнутую I позицию ),

    Руками утирается (вытираем слёзы ).

    Положили Рёву спать (сложить руки под правое ухо ),

    Плачет Рёвушка опять (топаем ногами ):

    «Ой, не буду спать я (топ правой ногой ),

    Лучше буду бегать я!» (топ левой ногой ).

    У ТЁТИ МОТИ

    Это упражнение на расслабление, помогает снять волнение перед выступлением, разрядить атмосферу на уроке. Включать в работу по очереди или сразу любую часть тела.

    У тёти Моти 4 сына,

    4 сына у тёти Моти.

    Они не ели, они не пили,

    А повторяли, один куплет!

    В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.

    Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

    Логоритмические игры для детей 3-4 лет

    В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

    Упражнение

    Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

    Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

    Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

    Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

    В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

    Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

    Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

    И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

    С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

    Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

    Одуванчиком зовется,

    Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

    Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

    Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

    (М. А. Мордвин)

    Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

    Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
    вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

    Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

    Логоритмические игры для детей 4-5 лет

    К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

    Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

    Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

    На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

    И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

    Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

    Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

    Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

    Кукла Маша уснула. (сопят носом)

    Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

    — Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

    У меня есть гребешок. (потрясти головой)

    — Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

    Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

    — Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

    Хвост и грива золотая (потрясти головой)

    Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

    Игра 1

    Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

    Игра 2

    Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

    Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

    В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

    Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

    Прошла ее пора. (растирают ладони)

    Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

    И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

    Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет .

    Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

    Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

    Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

    Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

    Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

    Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

    Логоритмические игры для детей с заиканием

    В логоритмические упражнения для входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

    В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

    Маша мыла мылом Милу.

    Упражнение:

    Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

    Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

    Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

    Рано утром ходят в гости —

    Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

    Черепаха с толстой тростью

    В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

    Всех созвал зверей бельчонок,

    Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

    Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

    Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

    Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

    Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

    Чтобы в танце покружиться

    Плавно по полу скользя. (кружатся)

    (М. А. Мордвин)

    От плавных движений рук к быстрым:

    Наклоняют еле-еле

    Прям к земле макушки ели. (медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

    В небесах порхает птичка,

    Как над глазиком ресничка (встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

    (М. А. Мордвин)

    Упражнения желательно выполнять под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

    Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

    Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

    При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

    Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

    Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

    Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

    Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

    Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

    Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

    Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются . Важно , воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

    Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

    пять друзей все время рядом

    Назовем их все, ребята:

    Сбоку, словно часовой

    Этот палец звать "Большой".

    Указательный с ним рядом

    Всем покажет то что надо.

    Лучший друг его соседний

    Называется он "средний".

    У него есть постоянный

    Друг с названием "безымянный"

    А мизинчик меньше ростом,

    Отыскать его так просто.

    (М. А. Мордвин)

    После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

    • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
    • Поочередное дыхание животом-грудью.
    • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
      Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

    Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

    Игры для логоритмических занятий с больными афазией

    В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

    Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

    Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

    Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

    Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

    Раз, два, три, четыре, пять! —

    Мы идем с тобой искать,

    Взяв корзинку с угощением,

    Озорное приключение.

    В лампе прячется один —

    Ото всех волшебный джинн.

    У него два младших брата —

    Два веселых акробата.

    В цирке лампу ты потри

    И их станет сразу три.

    В их руках четыре гири —

    Нет сильней их в целом мире.

    Мы похлопали в ладоши

    И пошли есть пять пирожных.

    (М. А. Мордвин)

    Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

    В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

    Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

    Что это

    Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

    По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

    Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

    Цели и задачи

    Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

    Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

    • Развитие дыхания
    • Коррекция речевых нарушений
    • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
    • Совершенствование координации
    • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
    • Воспитание чувства ритма
    • Закрепление пространственных понятий
    • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
    • Обучение пению, произношению скороговорок
    • Расширение кругозора
    • Увеличение словарного запаса

    Коррекция речевых нарушений

    Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

    1. Развитие речевых процессов, их коррекция
    2. Создание мотивации к речевой деятельности
    3. Стимуляция фонематической активности
    4. Активизация словаря
    5. Развитие орального праксиса
    6. Развитие
    7. Развитие памяти зрительной, слуховой
    8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

    Комплексы для детей 2-3 лет

    Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

    Животные

    • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
    • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
    • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
    • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
    • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

    Мишка косолапый по лесу идет,
    Шишки собирает и в карман кладет…

    Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

    Овощи и фрукты

    • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
    • Для урока используются следующие упражнения:

    Солим капусту.
    Читается стихотворение:

    Мы капусту режем, режем,
    Мы капусту рубим, рубим…

    Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

    Мы капусту соли, солим,
    Мы капусту жмем, жмем.

    И морковочки натрем.

    Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

    • Идем в огород

    Комплекс для детей 3-4 лет

    Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

    Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

    • Кто как поет?

    Кошка песенку поет:
    Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

    Часики поют:
    Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

    Поросенок хрюкает:
    Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

    Рубка в речке не поет:
    Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

    • Грибы

    Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
    Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

    Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
    А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
    Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
    Очень он опасный.
    А второй лисичка (трогаем следующий палец),
    Рыжая косичка.
    Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
    Третий гриб – волнушка.
    А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
    Бородатый старичок.
    Ну, а пятый гриб, каков?
    Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

    • Пение

    Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

    • Подвижные игры под музыку

    Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

    Комплекс для детей 5-6 лет


      Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

    Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
    Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
    Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
    Все равно тебя найду

    • Физическая разминка

    Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

    Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
    Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
    И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
    Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

    Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

    • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
    • Проводите урок во второй половине дня
    • Меняйте тему занятий каждую неделю
    • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
    • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
    • Занимайтесь каждый день
    • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

    Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

    Федорова Екатерина

    логопед-дефектолог

    Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и звуки (слова), и движения.

    Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

    У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

    Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

    Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

    Кому полезны логоритмические упражнения:

    • Детям с общим недоразвитием речи.
    • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
    • Ослабленным, часто болеющим детям.
    • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
    • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
    • При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

    Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.

    Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

    Логопедическая ритмика – это:

    1. Различные виды ходьбы с усложнением.
    2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
    3. Упражнения на развитие речи без музыки.
    4. Упражнения, развивающие точную моторику.
    5. Пение.
    6. Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.

    Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.

    Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

    Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

    Влияние занятий на развитие детей:

    • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
    • Развивается музыкальный слух.
    • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
    • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
    • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
    • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

    Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

    Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

    Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

    На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:

    Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

    Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

    Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

    Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

    Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

    Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

    Логоритмические игры:

    • Дыхательные упражнения

    Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

    • Поем гласные

    Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

    • Игра «Земля, вода, воздух»

    На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

    • Игра «Мы руки поднимаем»

    Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.
    Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,
    И бегаем бегом!

    • «Веселые попугайчики»

    Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

    • Имитация игры на музыкальных инструментах

    «Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

    Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:

    Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логоритмические игры для детей дошкольного возраста

    Логоритмические упражнения учат детей сочетать свои движение с заданным текстом. Эта игра подходит для совсем еще крошечек, но может быть использована и позже.Положите малыша на спинку, возьмите его за ручки. Произносите четко подряд гласные: А-О-У-И, выполняя под каждую свое движение: А – поднимите руки ребенка вверх, О – вытяните ручки вперед, У – разведите их в стороны, И – опустите вниз.

    Малышам постарше предложите самому выполнять движение под заданную Вами гласную (Например, Вы говорите: «У-У», ребенок разводит руки в стороны). Такая игра еще и развивает внимание.

    Игра с бубном

    Сначала постучите в бубен, говоря при этом ТА-ТА-ТА. Когда малыш научится стучать по нему сам, говорите ТА-ТА-ТА за него. Позже под стук бубна произносите стихотворение:
    Буду в бубен я играть,
    ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
    Будет (имя малыша) танцевать,
    ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
    Игру завершите «пляской под бубен», это позволит Вам сохранить веселый эмоциональный настрой.

    Игра с молоточком

    Вам понадобится игрушечный молоточек. Постукивайте им сначала по своей ладони, затем по ладошке малыша, произнося текст игры:
    Тук-тук, ток-ток,
    Вот какой молоток!
    Тук-тук, ток-ток,
    Так стучит молоток!

    Пользуйтесь время от времени молотком, чтобы «починить» детский стульчик, какие-нибудь другие предметы, «построить домик». При этом каждый раз произносите стишок. Этим Вы будете побуждать малыша использовать речь при его игровых действиях.

    Киска и собачка

    Эта игра учит малыша запоминать и подражать голосам животных. Познакомьте ребенка с игрушками.

    Ходит киска серенькая,
    Хвост пушистый, беленький,
    Сядет, умывается,
    Лапкой утирается:
    Мяу-мяу-мяу!
    К нам пришла собачка,
    Умная собачка.
    С детками играет,
    Очень громко лает:
    Ав-ав-ав!

    Когда малыш запомнит их, играйте сразу с обеими, побуждая ребенка озвучивать животных.
    Веселая киска у (имя) живет,
    Веселая киска песни поет:
    Мяу-мяу-мяу!
    Вместе с киской собачка живет,
    Веселые песни собачка поет:
    Ав-ав-ав!

    Веселые музыканты

    Подражайте игре на музыкальных инструментах, напевая песенку:

    Все мы музыканты, вот нас сколько
    Мы играем польку для друзей:

    Ду-ду-ду, гудки гудят,
    Ду-ду-ду зовут ребят!

    Бум-бум-бум, в барабаны бей,
    Бум-бум-бум, зови друзей!

    Все мы музыканты, вот нас сколько,
    Мы играем польку для друзей.

    Первая пляска

    Учите малыша сочетать движения с текстом игры. Останавливайтесь после каждой строчки, побуждая его к действиям: «Покажи, как мы хлопаем» или «Топни ножкой». Не забывайте хвалить ребенка за малейшие достижения! Вы будете удивлены, когда малыш начнет без ошибок выполнять все движения пляски под Ваше пение без подсказок!
    Ручками похлопаем –
    Хлоп-хлоп-хлоп!
    Ножками потопаем –
    Топ-топ-топ!
    Ручками помашем –
    Да-да-да!
    Ножками попляшем –
    Ля-ля-ля!

    Лечим медвежонка

    Прекрасная игра на разучивание частей тела. Часто детки, даже зная их названия почему-то отказываются их показать по просьбе взрослого. Попробуйте немного изменить свою просьбу. Произносите текст и одновременно сопровождайте свои слова показом на игрушке:
    Заболел наш Мишенька, Мишенька-топтыженька.
    Заболела у Мишеньки головка: ой-ой!
    Заболел у Мишеньки животик: ой-ой!
    Заболело у Мишеньки ушко: ой-ой!
    Погладим у Мишеньки головку: так-так!
    Погладим у Мишеньки животик: так-так!
    Погладим у Мишеньки ушко: так-так!
    Не болит у Мишеньки головка: нет-нет!
    Не болит у Мишеньки животик: нет-нет!
    Не болит у Мишеньки ушко: нет-нет!

    Обязательно заканчивайте игру на позитиве: Мишенька здоров!
    Усложняйте или упрощайте игру за счет изменения количества частей тела (начните с одной, постепенно добавляйте глазки, носик, а также коленочки, пяточки и т.д.), учитывая возраст своего малыша. Не затягивайте игру, употребляйте не более 5-6 наименований.

    После игры предложите малышу спеть с Мишкой, расскажите ему стихотворение про Мишутку, весело потанцуйте или отправляйтесь вместе на прогулку.

    Машины

    Побуждайте малыша озвучивать движение машин с помощью такого стишка:
    У нас машины разные: БИ-БИ, БИ-БИ.
    И желтые, и красные - БИ-БИ, БИ-БИ.
    Машины за машинами – БИ-БИ, БИ-БИ –
    Шуршат своими шинами! БИ-БИ, БИ-БИ!

    Игра с птичкой

    Для этой игры Вам понадобится игрушечная птичка. Можете сделать ее сами или просто показать малышу картинку. Игра учит малыша озвучивать птичку, стимулирует речевую активность. Вначале познакомьте ребенка с птичкой:

    Маленькая птичка прилетела к нам.
    Маленькой птичке зернышек я дам.
    Маленькая птичка зернышки клюет,
    Маленькая птичка песенки поет:
    ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.

    В другой раз спрячьте птичку за ширмой (это может быть обычная спинка стула) и говорите:

    Кто там в домике сидит?
    ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
    Кто там в домике пищит?
    ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
    Покажите птичку:
    Там птичка сидит,
    ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
    Там птичка пищит,
    ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.

    Купаем куклу

    Приготовьте таз, куклу, «мыло», полотенце. Совсем необязательно всегда наливать воду, просто иногда Вы можете проводить эту игру во время купания малыша. В другие дни можно обойтись сухим тазом.Скажите малышу, что Кукле пора купаться. Произносите бодро стишок:
    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке хлюп-хлюп?
    В ванну быстро прыг-прыг,
    В ванне ножкой дрыг-дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется!

    «Намыливайте» кукле голову, ручку, комментируя свои действия (дайте «намылить» куклу и малышу!), называя части тела. Потом «споласкивайте» все, что «намылили», а затем «вытирайте». Постепенно ребенок не только усваивает названия частей тела, но и учится пользоваться полотенцем, расческой (после купания причешите куколку!), запоминает
    последовательность процедур.

    Колыбельная для куклы

    Возьмите куклу. Скажите ребенку, что Ляля устала и хочет спать. Покачайте куклу на руках, напевая закрытым ртом знакомую малышу колыбельную. Через некоторое время уложите куклу на подушку, скажите: «Ляля спит. Ляля баю-бай». Приложите палец к губам:
    «Тс-с-с».

    Впоследствии напевайте мотив колыбельной на звук а-а-а, затем о-о-о. Побуждайте малыша подпевать Вам, а в конце игры прикладывать пальчик к губам.

    Я надеюсь, что предложенные в этой статье игры помогут Вам и Вашему малышу в освоении начального этапа становления речи. Проявив свое творчество, Вы сможете легко изменить их, усовершенствовать, подстроить именно под своего ребенка.

    Игры по развитию речи

    Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

    "Подбор прилагательных"

    Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

    "Что бывает?"

    Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" - помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

    В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

    "Узнавание"

    Цель игры - узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" - береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" - солнце.

    Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

    "Цепочка слов"

    Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка".

    Кошка бывает какая?
    Пушистая, ласковая, разноцветная...
    Что еще бывает разноцветным?
    Радуга, платье, телевизор...
    Каким еще может быть платье?
    Шелковым, новым, прямым...
    Что еще может быть прямым?
    Линия, дорога, взгляд... и т. д.

    "Кто что делает"

    Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

    А) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

    Б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

    В) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

    Г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

    Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

    "Подбор объектов к действию"

    Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" - человек, доска, собака, корабль; "греет?" - солнце, печь, грелка; "летает?" - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

    Игра "Добавь слово"

    Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

    Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

    Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней - апельсины, бананы, виноград, груша..."

    Игра "Дополни предложение"

    Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":

    светило солнце;
    ярко светило солнце;
    на небе ярко светило солнце;
    на небе ярко светило весеннее солнце;
    на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
    на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
    на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
    на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
    на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
    на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце..

    Заикалки

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: мяч

    Здесь предполагается использование мяча любого размера, поэтому игра служит не только отличной интеллектуальной, но и физической разминкой. Вы можете привлекать к участию в ней детей даже самого младшего возраста, упрощая или усложняя задание.

    Игроки усаживаются в круг лицом друг к другу. Возьмите в руки мяч и перебросьте его любому другому игроку, называя при этом первую половину какого-либо слова. Тот, кому вы кинули мяч, за то время, которое мяч находится в воздухе, должен догадаться, какое слово вы имели в виду, и продолжить его. Он, в свою очередь, называет первую половину другого слова и перебрасывает мяч следующему игроку. Если игрок не может назвать слово или думает слишком долго, он выбывает из игры. Победителем считается тот, кто последним останется в игре.

    Почтальон

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: конверты с изображением животного или птицы

    Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.

    Конверты с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

    Например:

    Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

    Ведущий говорит: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого".

    При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».


    Исправь меня

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить.

    Например:

    – Я иду по вода.

    Заяц спит над снегом.

    Цветы стоят на вазе.

    Мальчик вышел за дома.

    Дождик идет под лесом.

    Рыбы плавают к реке.

    Девочка съела два тарелки каши.

    В магазине продают много хлеб.

    У коты пушистые усы.

    Курица зовет своих цыплятов.

    Буриме

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Ребенку предлагаются два рифмующихся друг с другом слова, которые должны стать конечными словами строк в придуманном им двустишии. Например, ребенку можно предложить составить двустишия с парами слов: палка-галка, банан-обман, розы-грозы, кошка-ложка, чашка-кашка и т.д. (Из земли торчала палка, на нее уселась галка. На столе сидела кошка, рядом с ней лежала ложка).

    Развлекаловка

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: листок бумаги и ручка

    Игра заключается в том, чтобы из начальных букв любого слова составить текст телеграммы, в которой все слова начинались бы с букв этого слова. Первое слово телеграммы должно начинаться на первую букву выбранного слова, второе – на вторую букву и т. д.

    Победителей и побежденных в этой игре нет, время на ее проведение не ограничено. В составлении телеграмм можно участвовать индивидуально, а можно коллективно.

    Опечатки

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: любая книга

    Участникам предстоит переставить буквы или вставить новые так, чтобы получились новые смешные слова. Например: глава семьи – главарь семьи. Придумыванием опечаток можно заниматься коллективно.


    Сиритори

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Сиритори - японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.

    Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

    Определи игрушку

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: любые игрушки

    Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие игроки придумывают какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий. Игроки поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

    Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, игроки дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

    Кому угощение?

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: картинки с изображением животных

    Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    Больше, чем… Меньше, чем

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Взрослый ставит задачу:

    Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.

    Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

    Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.

    Веселый попугайчик

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны».

    Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

    А) одинаковые - ра-ра-ра;

    Б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

    В) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па.

    Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.