• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию Свами Шивананда

    26. Мула-бандха-мудра

    26. Мула-бандха-мудра

    Практика Мула-бандхи как техники, «встроенной» в практику других упражнений, была рассмотрена выше достаточно детально. Здесь же приводится описание Мула-бандхи как отдельного упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как следует разобраться в технических аспектах Мула-бандхи как средства управления восходящими праническими потоками.

    «Мула» - корень, источник, начало.

    Над промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое «Канда» - яйцо. Это - небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади - каналы энергетического тела. Сжатием Канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется Мула-дхара-мудрой - замком корневого потока.

    Мула-дхара-мудра - центральная часть Мула-бандхи. Кроме того, в Мула-бандху входят также еще задняя ее часть - Ашвини-мудра и передняя часть - Ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота.

    Мула-дхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно.

    Ваджроли-мудра - сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику - стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца.

    Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, Ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединного кольца.

    В сочетании с Ваджроли-мудрой и Ашвини-мудрой Муладхара-мудра направляет поток в три главных внутренних канала - центральный, левый и правый - соответственно, Сушумну, Иду и Пингалу.

    Таким образом, полная Мула-бандха, сжимая Канду со всех сторон, заставляет прану подниматься вверх по всем четырем главным каналам - центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая Ахам-грантхи и Махат-грантхи. После того как мыщцы, посредством сокращения которых выполняется Мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота - в области вихря Манипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела - таково качество энергии Манипуры (им обусловлена функция Манипуры как главного хранилища и источника жизненной силы).

    Таким образом, практика Мулабандха-мудры собирает энергии всех (нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее «информационное» качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал.

    Техника выполнения. Сесть в Падмасану или любую другую медитативную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в Маха-бандха-мудре.

    Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть (передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрячь мышцы тазового дна.

    Общее движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы «вытеснения» его содержимого вверх. Сделав полный вдох, следует выполнить Джаландхара-бандху-вытянув вверх к макушке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок -и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства.

    Начать выдох. Убрать Джаландхара-бандху. С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца.

    По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать его нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.

    Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день.

    Действие. Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т.д.

    Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.

    [При регулярной практике Мула-бандха-мудра обеспечивает накопление праны в области живота - местонахождении основного вихря. Если с помощью перевернутых асан и мудр направление вращения этого вихря изменено на обратное, накопление энергии в этой области придает вращению вихря дополнительную инерцию и увеличивает его скорость. В результате процессы старения организма замедляются в еще большей степени, чем при практике перевернутых асан, не подкрепленной выполнением Мула-бандха-мудры.]

    Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

    Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

    Тема 4 Бандхи. Мула бандха В этом уроке мы познакомили вас с первой из человеческих чакр – муладхарой(1). В крийя-йоге необходимо уметь легко и точно находить физическое местоположение активирующей точки этой чакры. Хорошим методом для этого может служить выполнение

    Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

    Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра - ключи к практике трансформации сексуальной энергии в жизненную силу Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра - три совершенно особенных {упражнения, которые во всех йоги-Гческих текстах всегда описываются вместе и являются, по сути,

    Из книги Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления автора Наталья Судьина

    17. Маха-бандха-мудра - символ великого замка Маха-бандха - весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на устранение «слабых мест» в тонком теле. Учитывая тот факт, что сексуальная энергия

    Из книги Мула–Бандха. Ключ к мастерству автора Свами Сатьянанда Сарасвати

    38. Уддияна-бандха-мудра -символ восходящего полета К этому упражнению следует отнестись с особым вниманием и обязательно его освоить. Уддияна-бандха - самая главная и сильнодействующая из бандх - энергетических замков.Техника выполнения. Исходное положение - стоя,

    Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

    Мула-Бандха Позы для выполнения Мула-Бандхи – стоя или сидя в позе молнии (Ваджрасана). Главное при этом – прямая спина.Выполняя Мула-Бандху, мужчины нажимают пяткой на промежность между анусом и мошонкой, женщины – на преддверие влагалища. Практиковать ее эффективнее

    Из книги Хатха-йога Прадипика автора Свами Сатьянанда Сарасвати

    Глава 2. Мула-бандха Слово "мула" в переводе с санскрита означает "корень, прочно прикрепленный; источник причины, основа, основание; самая нижняя часть". "Бандха" также означает "замок, зажим, закрыть, запереть". Словосочетание "мула-бандха" означает сжимание муладхара-чакры,

    Из книги Целительные мудры автора Татьяна Громаковская

    Практическая часть Глава 9. Мула-бандха как составная часть йогической практики Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал мула-бандху в комплексе с другими йогическими практиками. По традиции вместе с мула-бандхой ученик осваивает следующие аспекты

    Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

    Глава 10. Мула-бандха-садхана Техника выполнения мула-бандхи достаточно проста. В этом разделе вы найдете краткие, четкие и понятные инструкции. Мула-бандха может также быть составной частью многих йогических техник. В данную книгу мы включили лишь те упражнения, которые

    Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Джульет Варма

    Глава 13. Мула-бандха и кумбхака Мула-бандха с антар-кумбхакойСядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную для вас позу, которая поможет вам ярче почувствовать триггер-точку муладхары. Расслабьтесь и закройте глаза. Понаблюдайте за своим дыханием, - как

    Из книги автора

    Глава 14. Мула-бандха: психический замок Упражнение 1 - Внутреннее запираниеСядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную позу, которая помогает вам яснее почувствовать муладхара-чакру. Закройте глаза, расслабьтесь и наблюдайте за своим дыханием... вдох и

    Из книги автора

    Мула-бандха (промежностный замок) Сядьте в позу для медитации (колени должны твердо лежать на полу). Наилучшие позы – сиддхасана, сиддха-йони-асана или мулабандхасана (более трудная), поскольку в этих позах пятки упираются в промежность, способствуя выполнению бандхи.

    Из книги автора

    Глава третья. МУДРА И БАНДХА Шлока 1. Кундалини - основа практик йоги Как змея (Шешнага) поддерживает землю и все ее горы и леса, так кундалини является поддержкой всех практик йоги.Понятие кундалини является основой тантры и йоги. Кундалини - йога представляет собой

    Из книги автора

    Мула-бандха Чем вам может помочь мула-бандха? Если не вдаваться в подробности насчет чакр и жизненных энергий, то с ее помощью стимулируются нервы и мышцы тазовой области, укрепляются сфинктерные мышцы ануса и активизируется перистальтика кишечника, что способствует

    Из книги автора

    Мула-бандха (закрывание корня) «Мула» переводится как «корень», «основа», «источник», «причина».Сидя в Падмасане, сильно сократите анальную мышцу так, чтобы сжатое анальное отверстие поднялось и без усилия дошло до основания тазового сплетения, чтобы 3 канала энергии

    Б андхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

    При выполнении бандх специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.

    Бандхи: для чего и что происходит

    В традиционных текстах йоги говорится о трех грантхах, именуемых брахма, вишну и рудра грантхами. Они представляют собой психические блоки и умственные проблемы, не дающие человеку «воспарить» в сферы медитации. Если человек хочет познать опыт высшего осознания, эти блоки или узлы необходимо устранить. Они могут быть устранены навсегда или на время. Бандхи особенно эффективны для взламывания или удаления таких блоков, по крайней мере, на короткое время, и это временное устранение помогает избавляться от них навсегда. С точки зрения йоги, эти блоки препятствуют направлению потока праны в главный канал тела - сушумну. Когда они устранены, прана немедленно начинает течь через сушумна нади, что ведет к повышенной восприимчивости ума и, в свою очередь, к более высокому осознанию.

    Помните, что эти так называемые узлы находятся в психическом, а не в физическом теле, но такие физические манипуляции, как бандхи, способны их вскрывать. Каждый уровень проявления имеет последствия на других уровнях. Неправильно строго разделять физическое тело, праническое тело и тело ума. Все они взаимосвязаны и, в действительности, являются частями единого целого. Их разделяют и относят к разным категориям только для удобства объяснения. Поэтому физическое тело влияет на ум и праническое тело. Праническое тело влияет на ум и физическое тело. А ум влияет на праническое тело и физическое тело. А еще лучше займитесь йогой, попробуйте развить чувствительность и убедиться в этом на собственном опыте.

    Подобно другим практикам йоги, бандхи воздействуют и влияют на различные уровни индивидуального существа. Они имеют глубокие следствия на физическом, праническом и ментальном уровнях.

    Без знания бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. Мы рассмотрим лишь основные бандхи, ориентированные на предварительную подготовку к медитации. Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

    Мула бандха

    На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

    Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

    «Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

    Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

    Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

    Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

    Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

    «Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

    Мула бандха: техника выполнения

    Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. "спусковом крючке" муладхара-чакры. Физическая точка "спусковой крючок" расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

    Замечание

    Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.

    Предостережения

    Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!

    Мула бандха: польза

    Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии - прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

    Ашвини - Ваджроли - Мула (комбинационно и раздельно).

    Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

    Техника 1 стадии.

    Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

    Техника 2 стадии.

    Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

    Замечания.

    Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

    Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

    Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхара означает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть, или скопление нади, или проводящих путей». Следовательно, джаландхара - это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

    Упоминания в текстах

    В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

    «Напрягай горло и плотно прижимай подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть». (гл. 3:70)

    «Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла». (гл. 3:71)

    «Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну; поток праны в других нади прекращается)». (гл. 3:72)

    Во время джаландхара бандхи следует задерживать дыхание. Эта задержка может быть в форме антар кумбхаки (внутреннего удержания), либо бахир кумбхаки (внешнего удержания), либо того и другого вместе, в зависимости от практики и соединения с другими техниками. То есть, можно делать глубокий вдох, полностью раздувая легкие, и затем выполнять джаландхара бандху, либо делать полный выдох и затем выполнять джаландхара бандху. Оба метода находят применение в связи с другими практиками.

    Продолжительность кумбхаки не должна быть большей, чем это удобно. Это применимо и к джаландхара бандхе. Ни при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Увеличивайте продолжительность задержки дыхания на протяжении недель и месяцев. Если вы уже регулярно практиковали нади шодхану, как мы рекомендовали, то вам будет нетрудно выполнять джаландхара бандху в течение разумного периода времени.

    Джаландхара бандху можно делать во множестве различных поз.

    Раджа йогическая техника.

    Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

    Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова. Вы можете выполнять столько циклов, сколько пожелаете, при условии, что вы не испытываете абсолютно никакого неудобства. Начинающим следует постепенно увеличивать количество циклов, начав с пяти.

    Кундалини йогическая техника.

    Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

    Замечание.

    Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.

    Предостережение.

    Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

    Ограничения.

    Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.

    Физиологическая точка зрения

    Джаландхара бандха сдавливает сонные синусы - органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления. - Пер.) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, который, в свою очередь, предпринимает необходимые действия для уравновешивания систем кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В результате этого в мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления.

    Благотворное действие

    Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление

    Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии - человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.

    Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.

    Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

    Уддияна бандха: действие на организм

    Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко». Термин «bandha» - «узел, привязывание», но, как правило, слово «бандха» не переводят на русский язык. Поэтому правильным переводом может быть - «высоко летающая бандха». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх. С физиологической точки зрения эта техника предназначена для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса. Для глубокого массажа органов брюшины. «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове24» Б.К.С, Айенгар.

    Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих

    Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

    Уддияна бандха: противопоказания

    Не практиковать:

    • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
    • в дни месячных;
    • при беременности.
    • Осваивать осторожно при любых формах:
    • патологии лёгких;
    • сердечно-сосудистых заболеваний;
    • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
    • при грыжах в брюшной полости;

    Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.

    Уддияна бандха: польза

    Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект

    • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
    • Усиливает перистальтику.
    • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
    • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
    • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
    • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
    • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

    Упражнение уддияна бандха: энергетический эффект

    • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Манипуру-чакру).
    • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

    Упражнение уддияна бандха: психический эффект

    Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

    Терапевтический эффект уддияна бандхи

    • Устраняет и предупреждает появление грыж.
    • Устраняет смещение внутренних органов.
    • Лечит заболевания внутренних органов и желудка.

    Маха бандха (или большой замок)

    Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

    Маха бандха: техника выполнения

    Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх бандх, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно - от уддияна бандхи. И наконец - от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

    Маха бандха: предостережение

    Маха бандха - могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.

    Маха бандха: польза

    Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

    Удара-бандха. Брюшной замок наружу

    Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.

    Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха - это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.

    Эффекты пурна-уддияны:

    1. воздействие на нервную систему, железы, сосуды в области живота и солнечного сплетения;
    2. активизация парасимпатической нервной системы за счёт воздействия на блуждающий нерв;
    3. оздоровление внутренних органов.

    Сету-бандха. Затылочный замок

    Это второй вариант джаландхара-бандхи, который также называют сету-бандха в некоторых школах йоги. При выполнении сету-бандхи необходимо вытянуть шею и увести голову назад, фиксируя взгляд между бровями, стараясь не зажимать, а вытягивать заднюю часть позвоночника.

    Пада-бандха. Захват ногами

    Используется для активизации мышц и нервных окончаний стоп, что воздействует на организм в целом, помогая направить энергию от земли вверх, а также для увеличения устойчивости, связи с опорой и выравнивания тела.

    Во время выполнения пада-бандхи ощутите опору на следующие три точки:

    1. под большими пальцами стоп,
    2. под мизинцами,
    3. в середине пятки.

    Старайтесь не заваливаться на какую-то сторону стоп - внешнюю арку (латеральную, от мизинца до пятки), формирующую внешний свод стопы, а также на внутреннюю (медиальную, от большого пальца до пятки), формирующую внутренний свод стопы. Эти два свода называются продольными сводами стоп. Также нам важно активизировать поперечный свод стопы - от основания большого пальца до основания мизинца.

    Во время выполнения замка ощущайте подъём в сводах, наблюдайте за тремя точками, отслеживайте взаимодействие с опорой.

    Кати-бандха. Поясничный замок

    Кати-бандха, или поясничный замок, применяется в ситуациях, где необходимо защитить поясницу от чрезмерного прогиба. То есть мы снижаем поясничный лордоз, делая область поясницу более плоской. Для этого необходимо довернуть копчик вперёд, при этом пупок уходит немного вверх, а также активизировать мышцы живота и ягодиц. Благодаря этому нам удастся зафиксировать поясницу и защитить её от излишней нагрузки.

    Джану-бандха. Коленный замок

    Джану-бандха - коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.

    Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения - во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.

    Существуют также другие замки - плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.

    Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения.
    Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!

    Сегодна я расскажу вам про Мула Бандха . Сначала давайте разберемся, что такое бандхи. Это тоже определенные упражнения йоги, которые еще называются замками.

    Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». Оно очень точно описывает физические действия, необходимые для выполнения этих упражнений. Различные части тела мягко, но мощно сокращаются и напрягаются, что оказывает массирующий эффект на внутренние органы, удаляет застоявшуюся в них кровь, стимулирует и регулирует функционирование нервных тканей, иннервирующих эти органы, улучшает функционирование и здоровье тела в целом. Мула Бандха — это корневой замок, одна из основных бандх в хатха-йоге.

    Несмотря на то, что бандхи являются физическими действиями, они оказывают тонкое воздействие на энергетические центры и течение энергии. Практика стимулирует поток , а бандхи направляют его в нужные области тела, предотвращая рассеивание.

    Сегодня я расскажу вам про одну из бандх — Мула Бандху. Мула Бандха помогает укрепить мышцы тазового дня и промежности, направляет энергию вверх.

    Для чего нужно укреплять эти мышцы? Во-первых, это облегчает течение беременности и роды для женщин. Во-вторых, предотвращает различные заболевания. В-третьих, убирает непроизвольное подтекание мочи из-за слабости данных мышц. Помогает быстро вернуться в форму после родов, позволяет женщине легче достичь оргазма во время секса. Можно с уверенностью сказать, что укрепление мышц тазового дна сделает вашу сексуальную жизнь более яркой и насыщенной.

    При постоянной практике Мула Бандхи прана и апана объединяются, мочеиспускание и стул уменьшаются, и даже старик становится молодым.

    Хатха йога Прадипика

    Все практики, которые объединяют две противоположные силы, прану и апану, генерируют и выделяют в теле огромное количество тепла. Это на короткий период времени увеличивает темп обмена веществ в теле, что уменьшает интенсивность отмирания и разложения клеток; улучшаются поглощение полезных веществ и их усвоение и сильно стимулируются нервная система, кровообращение и функции мозга. Ум становится более живым, чувственные желания и потребность в сне уменьшаются и даже во время сна имеет место большее осознавание. Когда Мула Бандха практикуется регулярно, физиологические потребности в пище уменьшаются и проявляются те же симптомы, которые обусловлены совершенством в пранаяме и в уддияна бандхе.

    мула бандха — техники выполнения

    На начальной стадии практики Мула Бандха имеется тенденция сжимать две области, а именно, промежность и анус. Мула Бандха имеет место в центре тела, не спереди и не сзади. Тогда сжимается непосредственно . Контролируемое систематическое сжатие промежности или шейки матки производит тепло в тонком теле, и это пробуждает потенциал кундалини.

    Техника 1

    Сядьте в удобную , тело должно быть полностью расслабленным, а позвоночник - прямым.

    Мужчинам следует сжимать область, находящуюся точно внутри промежности, так что поначалу лучше концентрироваться на этом месте в течение нескольких минут. Женщины должны концентрировать внимание на шейке матки, поскольку сокращаться должны мышцы влагалища и шейки матки.
    После нескольких минут концентрации начинайте постепенно сокращать и расслаблять мышцы промежности или шейки матки.
    Сокращение мышц должно длиться в течение нескольких секунд.
    Дыхание должно быть нормальным. Выполните до двадцати циклов сокращения и расслабления мышц.

    Техника 2

    Подготовьтесь, как для предыдущей практики. Сократите мышцы промежности или шейки матки и задержите это сокращение.
    Удерживайте мышцы в сокращенном состоянии максимально долго, затем расслабьте их. Выполните до двадцати раз.

    Техника 3

    Сжатие должно начаться нежно и лишь частично. Чуть-чуть напрягите мышцы и удерживайте такое состояние без расслабления.
    Затем сократите мышцы несколько сильнее. Продолжайте постепенно наращивать напряжение мышц, пока за десять скачкообразных изменений не достигнете полного их сокращения.
    Удерживайте полное сжатие максимально долго; старайтесь сохранять при этом нормальное дыхание.

    Присоединяйтесь к

    Во время выполнения Мула бандхи мышцы промежности плотно сжимаются, это благотворно сказывается на нервной, дыхательной и эндокринной системах, а самое главное на пране (жизненной энергии).

    Мула бандха создает легкость и текучесть, после ее освоения вы почувствуете, что ваше тело стало менее земным и более подвижным, это означает, что мирские проблемы вас станут меньше раздражать, вы станете более осознанным и просветленным.

    Какие мышцы нужно сжимать во время Мула бандхи?

    Мужчины должны сжимать мышцы, находящиеся в области между анусом и половыми органами. Женщины должны сжимать мышцы в области, окружающей основание шейки матки (похоже на упражнение Кегеля).

    Мой йога-гуру говорил мне, что мышцы во время Мула-бандхи сокращаются подобно тому, когда мы сдерживаем себя если хотим в туалет, или пукнуть))

    Когда вы полностью освоите Мула бандху, вы будете чувствовать во время выполнения замка подъем под мочевым пузырем, влагалищем и маткой (или предстательной железой) и прямой кишкой.

    На начальном этапе Мула бандху следует практиковать после асан и пранаямы. Как только данный замок будет освоен, можно выполнять его совместно с асанами, пранаямой, другими бандхами, мудрами и во время медитации.

    Мула бандху можно выполнять с Джаландхарой и Уддияной бандхами , таким образом, работают все три замка, которые называются Маха бандхой.

    Техника выполнения Мула бандхи – корневого замка:

    Уровень подготовки: начальный

    Шаг 1

    Примите сидячее положение со скрещенными ногами и прямой спиной, сконцентрируйтесь на Муладхара чакре. Расслабьтесь, дышите спокойно без пауз. Медленно сожмите и расслабьте мышцы в области таза. Повторите упражнение 25 раз. Для начала вам необходимо просто прочувствовать мышцы, которые сокращаются.

    Шаг 2

    Сожмите мышцы промежности и продолжайте спокойно дышать. Почувствуйте область вокруг ануса, затем перейдите в область шейки матки (для мужчин область между анусом и половыми органами) и наконец в область мочеполовой системы. Зажимайте каждую область, когда фокусируетесь на ней, обратите внимание на ощущения. Медленно отпустите сжатие и расслабьтесь.

    Шаг 3

    Теперь выполните сжатие мышц промежности совместно с дыханием: на вдохе – сожмите промежность, на выдохе медленно отпустите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях. Повторите упражнение 25 раз.

    Шаг 4

    Теперь вы готовы для выполнения Мула бандхи. Плотно сожмите мышцы промежности, старайтесь минимально задействовать мышцы ануса и мочеполовой системы.

    Совет:

    • При малейшем дискомфорте или головокружении отпустите замок и спокойно дышите.
    • Аккуратно подходите к практикам бандх, желательно воспользоваться помощью опытного инструктора.
    • Как только вы научитесь удерживать Мула бандху в течение некоторого времени, вы можете совмещать ее с асанами, пранаямами и медитацией.

    Польза корневого замка Мула бандхи :

    • Помогает людям, страдающим от недержания мочи;
    • Лечение простатита, геморроя и сопутствующих заболеваний;
    • Хорошо влияет на потенцию;
    • Регулярное выполнение Мула бандхи помогают привести в тонус мышцы тазового дна и сделать их короче, что нормализует расположение органов мало таза;
    • Приводит к гармоничной работе эндокринной системы;
    • Улучшает работу нервного аппарата тазовой области и как следствие работу внутренних органов;
    • Излечивает заболевания органов брюшной полости и малого таза;
    • Активирует энергию Кундалини (которая спит в области корня), благодаря чему расширяется сознание человека и раскрывается внутренний потенциал;
    • Стимулирует и поднимает энергию из нижней части тела.

    Женские практики существовали у разных народов с незапамятных времен. В йоге есть специальная женская техника, которая называется «мула-бандха». «Мула-бандха» переводится с санскрита как «корневой замок»: «мула» - это корень, «бандха» - это замок.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

    1. Женщинам категорически запрещено САМОСТОЯТЕЛЬНО выполнять практику во время месячных, после наступления беременности,при кровотечениях и гинекологических расстройствах с неустановленным диагнозом, в частности при опухолях различной этиологии. При беременности технику можно выполнять только с профессиональным инструктором. В остальных случаях следует проконсультироваться со ЗНАЮЩИМ врачом.
    2. При инфекционных заболеваниях МБ не действует, данная техника, как и йога в целом, применима только при функциональных расстройствах.
    3. При наличии воспалительных процессов МБ можно применять только после их устранения, в состоянии стойкой ремиссии.

    ПРАКТИКА МУЛА-БАНДХИ

    Первоисточник: Статья В.Бойко.

    Помимо этой практики хорошо, если в вашем «рационе» присутствует утренняя «гимнастика», состоящая из нескольких простейших асан и Шавасаны по завершении занятия.
    Очень важно умение расслабляться ментально, освобождать голову от мыслей (любых!), от повседневных мелочей и забот. Просто ОТКЛЮЧАТЬСЯ на какое-то время, давать системе навести внутри себя порядок, отрегулировать перекосы, выкинуть хлам из потайных уголков.

    Начало

    Итак, первое, что требуется усвоить, это факт наличия в области тазового дна трех групп мышц, которые нужно научиться ощущать, поочередно напрягая и расслабляя их. Это мышцы сфинктера мочевого пузыря, влагалища и анальной области, причем каждая мышечная группа в идеале должна произвольно сокращаться отдельно от другой.
    Рекомендуется подобрать для МБ простую и удобную позу, в которой вы чувствуете себя наиболее комфортно… Если у вас пока нет должной гибкости, можно остановиться на Шавасане - позе трупа. Только ноги при этом не вытянуты горизонтально на полу, а согнуты в коленях, пятки разведены примерно на ширину плеч. Колени же, сведенные вместе, опираются друг о друга, поэтому ноги остаются расслабленными, но не разъезжаются. Это положение с согнутыми коленями позволяет тазу выпрямиться в параллель полу (устранив некоторый наклон, возникающий вследствие типового поясничного лордоза), что помогает лучше ощутить необходимые мышцы.Выберите время для занятия практикой МБ.


    Подготовка

    Возможно, сначала мышцы будут отказываться слушаться вас и сокращаться. Не бросайте занятия, старайтесь почувствовать их хоть как-нибудь.
    Возможно, у вас возникнет ощущение, что внутри вас - полнейший разнобой, работают мышцы брюшного пресса, ягодиц, чего угодно, только не те, которые нужны. Могут быть задействованы даже глаза, шея, пальцы ног. Однако, не отчаивайтесь.
    Есть простой, пусть даже не совсем романтичный способ, вернее, подручное средство - палец руки. Вставьте его во влагалище и проконтролируйте хотя бы первоначальное наличие сокращения мышц.
    Используйте любое средство - от полезных для этих тренировок «игрушек» из секс-шопа (лучше использовать анальные приспособления, так как они меньше в диаметре, а для занятий нужен минимальный диаметр «вспомогательного» средства) до маленьких огурчиков или морковки.
    Важно, чтобы процесс пошел - чтобы вы начали распознавать и ощущать мышцы тазового дна.
    Пусть медленно и мучительно, каждый вечер, начиная сначала, с чистого листа, опять и опять раскручивать эти ощущения, от внешней точки касания – внутрь, в глубину тела, маленькие искорки ощущения.
    Это может быть похоже было на постепенное возвращение к нормальному функционированию затекшей руки.
    И не важно, сколько времени уйдет на подготовку - неделя, месяц, или несколько месяцев. Главное, чтобы вы четко начали осознавать, что можете сократить и расслабить две группы мышц – анальной области и влагалища.
    Через некоторое время вам уде будет удаваться четко ощущать мышцы вокруг шейки матки, то есть будет достигнута необходимая глубина ощущения.
    Для многих наиболее ощутимы мышцы промежности (МП) в момент мочеиспускания (расслабление), и ближе к завершению этого процесса (сжатие).
    «Ловите» ощущение в этот момент, а потом попытайтесь повторить его во время практики МБ.
    После того, как вы сможете детализировать ощущения, можно приступать ко второму этапу – привести хаотичные попытки к общему знаменателю и попробовать организовать полноценную практику.
    Понимание того, как управлять этими тремя группами мышц, придет к вам постепенно.

    Дыхание

    Найдите время поэкспериментировать с ритмом дыхания.
    Есть общая рекомендация на вдохе сокращать мышцы, на выдохе – расслаблять. При этом важно сохранить состояние релакса, а не превращаться в «практикующий паровоз».
    Если рекомендуемый ритм вам не подходит, попробуйте поменять местами дыхание: вдох – расслабление мышц, выдох – напряжение. Возможно, вы выберете свой собственный ритм дыхания. Медленно, в ритме обычного дыхания во время шавасаны, все тело расслаблено, кроме одной группы мышц, которая в этот момент задействована.


    Практика

    После вечернего релакса (это может быть Йога-Нидра или какая-то другая практика), не нарушая наступившее состояние сознания (глубокий покой), примите свою стартовую выше позу и пару минут пребывайте в ней без движения, давая возможность телу освоиться, выбрать комфортное положение ног и вернуться в нем к неподвижно-комфортному состоянию.
    Практика начинается с Ашвини-мудры - сокращения мышц анального сфинктера. В ритме медленного, произвольного (не управляемого волей!) дыхания, на выдохе (или тип вашего персонального дыхания) – сокращение и удержание, на вдохе – расслабление. Повторите движение примерно 30-35 раз (это специальный подсчет, который нужно контролировать лишь в начале практики, затем можно выполнять произвольное количество сокращений-расслаблений, ваш организм уже сам будет регулировать нужное количество циклов).
    Затем следует МБ в таком же ключе – сокращение мышц шейки матки, этот этап длится по времени чуть дольше, так как он имеет конкретную направленность на излечение болезней и мелких проблем в данной области.
    В заключении следует Ваджроли-мудра – сокращение мышц сфинктера мочевого пузыря.
    Возможно, для кого-то это окажется сложным для восприятия и управления, тогда оставьте это на напоследок, когда тело уже настраивается, и наиболее остро будут чувствоваться все его отдаленные уголки.
    Немного освоившись с практикой, можно начать пробовать чередование групп мышц (сокращение каждой группы по очереди раза по три, и опять все заново, по кругу), но при этом важно, чтобы не возникал тотальный контроль и напряжение со стороны головы - голова должна оставаться отключенной.
    Круг замыкается и нужно вызывать в себе новую настройку на этот новый цикл упражнений - и делать это нужно АВТОМАТИЧЕСКИ. Это более продвинутый этап - возможно, трудность возникнет при переключении с мышц сфинктера МП обратно на анальные мышцы. В общем, на втором этапе тоже будет над чем поработать, причем, отключив мозги.

    Завершение.

    В завершении практики немного, минуты две, просто полежите и прислушайтесь к своим ощущениям, разберитесь в них, осознанно пообщайтесь во своим организмом.

    ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ


    Осознанное расслабление

    Первое - то, на чем попадаются многие новички, начинающие практиковать йогу: «Если я что-то делаю – я должна ЭТО чувствовать! Да посильнее! Да покрепче!». И мы стараемся изо всех сил достать правой пяткой до левого уха или с удовлетворением ощущаем потом, как наши бедные мышцы ноют от боли – «Вот это позанималась классно!»
    В этой практике не требуется чрезмерного усердия в процессе сокращения-расслабления мышц.
    Из-за этого теряется ментальная релаксация и возникает сексуальное возбуждение, которое овладевает сознанием, мышцы мгновенно изменяют тонус и практика окончена, господа…
    Единственный здравый выход – сразу все прекратить, немного полежать в Шавасане и мирно отойти ко сну.
    Йога-Нидра, ведущая к расслаблению, является хорошим вспомогательным средством до начала практики МБ.
    Не нужно возбуждения, сокращение и расслабление разных групп мышц тазового лучше выполнять более вкрадчиво, осторожно, категорически избегая лишних усилий.

    Эксперименты с ритмами дыхания

    Важно отыскать свой собственный ритм дыхания во время практик. Экспериментируйте - ускоряйте, расслабляйте, пробуйте на одном выдохе делать два сокращения и т.п. В идеале дыхание должно само «встать» под практику. Оно должно стать таким, чтобы его не нужно было контролировать, чтобы мышцы начали работать в заданном ритме сами по себе.
    Состояние должно быть похожим на уплывающее сознание в Нидре, или на какое-то другое комфортное для вас состояние, когда внешне вас остается очень «мало», зато вся основная работа идет внутри.

    ПОМНИТЕ О ДНЯХ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЛЯ ПРАКТИКИ

    Некоторые практикующие прекращают занятия за день до начала «месячных» и через день после ее окончания приступают к ней снова. Это позволяет организму успокоиться и плавно перейти от одного режима функционирования к другому.
    В недрах Интернета на некоторых форумах обсуждается практика МБ.
    У некоторых граждан бытует мнение, что почти каждая третья женщина в метро преспокойно сидит и делает Мула-бандху незаметно для окружающих.
    Однако, вряд ли стоит пробовать сотворить сие в душном, трясущемся вагоне, с сумкой на коленях, подпираемая с двух сторон массивными соседями. Да, это возможно - сидеть в метро и выполнять внутри себя некую механическую работу (какие-то тонкости вряд ли удастся почувствовать), однако как вам такая аналогия - сидеть с резиновым эспандером, который сжимаешь в руке, накачивая мышцы предплечья, думая при этом о немытых полах и замороженной в холодильнике котлете. Это можно, это не запрещено, но эффект от таких занятий будет несколько иной. Просто почувствуйте состояние - когда ДЛЯ ВАС это ПРАВИЛЬНО и когда НЕТ.
    Организм сам скажет вам об этом и во время практики и после нее.
    Важно ПОЛНОЕ выключение процесса мышления, релаксация сознания, располагающая к этому поза - именно это поможет вам достичь эффекта от практики.

    РЕЗУЛЬТАТЫ


    Результаты одной из практикующих - Юлии (через год занятий)

    Эрозия сгинула бесследно, а гинекологи дружно порадовались замечательному эффекту современных лекарств, позволяющему без операции излечивать такие неприятные штуки (о своих занятиях йогой говорить им я не стала). Хронический цистит тоже незаметен, за все это время обострился всего однажды, да и то по собственной глупости (люди, не пейте холодное пиво, сидя на холодном камне в промозглую погоду – никакая Мула-бандха не поможет!) Врач также сообщила, что имевшееся ранее у меня опущение матки и некоторая рыхлость гладкой мускулатуры в этой зоне исчезли вообще, что не может не радовать!
    Кроме того, проявился еще один благоприятный результат. Поначалу, разумеется, было не до этого, и я не обращала на этот аспект внимания, но сейчас осознаю свою ошибку. Что очень важно в жизни женщины – возникла гармония в сексуальных отношениях, может быть для кого-то это и будет решением многих проблем, кто знает. Что касается меня, - практика МБ открыла путь к новым ощущениям, более ярким, более острым, более глубоким, как с моей стороны, так и со стороны партнера, который еще раньше, чем я начал замечать происходящие со мной перемены.
    Что касается проблем с менструальным циклом – тут не все так гладко, видимо, это расстройство связано с какими-то глубинными процессами, до которых эффект йоги пока еще не добрался. Я так и не смогла отыскать причину, которая влияет на характер болевых ощущений во время «месячных». Иногда они проходят совершенно безболезненно, я начинаю радоваться - «вот оно! наконец!», поддерживаю практику в этом же ключе до следующего раза, соблюдаю такой же темп, время практики и прочее, и… чуть не помираю от боли. Значит, не то. Значит в чем-то другом дело. Причем все анализы в полном порядке, схожий по симптомам с моим текущим состоянием эндометриоз отсутствует, врачи говорят – ну, мол, потерпи, это спазмы, такое у женщин бывает, и в обмороки падают и т.п., после родов пройдет. Но ведь удавалось иногда избавиться от боли, путь к избавлению от нее я нащупала, но он пока нестабилен.


    ДЕТАЛИЗАЦИЯ

    Начинать освоение МБ следует с простого физического упражнения - осознания и сокращения мышц тазового дна. Устроиться в любой удобной позе, если она сидячая - выпрямить спину, голову держать ровно. Закрыть глаза и расслабиться, дышать естественно.
    Переместить внимание на промежность, и без особого старания медленно напрячь все мышцы, которые там есть, причем это усилие должно быть средней величины. Затем расслабить мышцы.
    Затем – снова напрячь, не стараясь дифференцировать ощущения, просто сжимать всю промежность, внимательно осознавая (ощущая) процесс. Затем снова расслабиться. «Остальное» тело необходимо удерживать в абсолютно расслабленном состоянии, глаза и живот – полностью отпущены, там ничего не затрагивается в унисон сжатию тазового дна. «Под ложечкой» либо в области диафрагмы – ни малейших движений. Нигде в теле не должно возникать что-либо, работает (задействуется полностью изолированно) только тазовое дно. В медленном темпе и не спеша, следует повторять это простое ритмичное сокращение двадцать пять раз, начиная в первые дни с трех или пяти раз. За пару недель можно выйти на двадцать пять сокращений подряд без какой-либо спешки и форсажа, сохраняя полную релаксацию. Следует прекращать упражнение при малейших признаках неповиновения (неясной усталости, замедления управления) мышц задействованной области. Выполнять упражнение лучше отдельно от практики йоги, скажем – вечером, после завершения полного дыхания и короткой паузы в 2 – 3 минуты. Либо после Шавасаны или Йога-нидры. Можно выполнять данное упражнение непосредственно перед сном, в постели, но тогда следует делать его в Шавасане с согнутыми коленями, поверхность кровати должна быть достаточно ровной и твердой. Если после цикла сжатий возникает сонливость – это признак правильности исполнения, а также возникшего состояния. Если же наступает бодрость и прозрачность сознания, либо сон проходит – исполнение неверное.
    В первую неделю после начала практики упражнения для мышц тазового дна выполняются через день.

    1. Сколько-нибудь заметного разогрева в области тазового дна;
    2. Нарушений дыхания и общей релаксации;
    3. Какого-либо «отклика» локальному сокращению мышц промежности в «остальном» теле;
    4. Сексуального возбуждения;
    5. Нервных импульсов в области диафрагмы («под ложечкой);
    6. Напряжения в закрытых глазах.

    Со временем восприятие мышц тазового дна, равно как и управление ими - утончится (это в среднем месяца два-три регулярной практики). Появится возможность раздельного сокращения мышц ануса и сфинктера мочевого пузыря, но играть с этим не следует, обращая внимание на состояние сознания, возникающее в процессе работы с тазовым дном. Как только сжатие и расслабление мышц промежности стало удобным и комфортным, нужно привязать это действие к процессу свободного дыхания. Вдох – расслабить тазовое дно, выдох – напрячь. Но! Хотелось бы обратить внимание на следующий важный момент: у некоторых людей сжатие мышц тазового дна легче и естественнее происходит в том случае, когда оно делается на вдохе! Поэтому в данном моменте следует определиться опытным путем.
    И лишь когда процесс этот станет автоматическим и начнет сопровождаться ментальной релаксацией, можно пробовать изолированное сокращение мышц промежности. НЕ трогая ни Ашвини, ни Ваджроли мудры! И когда это изолированное сокращение начнет получаться стабильно – вместе с этим начнет «отстегиваться» сознание. Это ни с чем не спутать: стоит выполнить не больше десятка сокращений – и кажется, что по голове огрели пыльным мешком! Проваливаешься мгновенно – либо в сон (если это ночью, и вы поставили намерение после этого заснуть), либо в глубочайшую релаксацию, после которой чувствуете себя непревзойденно.
    В процессе достижения описанного выше, либо по ходу дальнейшей практики исчезают у женщин такие вещи, как эндометриоз, дизритмия и болезненность месячных, приходит в норму тонус мышц репродуктивных органов, стабилизируется оргазм. В некоторых случаях удается справиться с функциональным бесплодием.
    У мужчин устраняется сексуальная слабость, неприятности с предстательной железой, преждевременной эякуляцией и т.д.


    ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ СВАМИ САТЬЯНАНДЫ САРАСВАТИ

    - приводятся не в буквальном виде, но с некоторыми изменениями и уточнениями по тексту.
    («Мула-бандха. Ключ к мастерству». Перевод с англ. Киев, «Janus books», 2000 год, 5000 экз., 144 с.)
    На физическом уровне МБ - это осознанное волевое сокращение (мышц – В.Б.) промежности…
    Стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области. При выполнении МБ активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения (парасимпатические волокна отходят от сплетений в области шеи и крестца, а симпатические берут начало от узлов в грудном и поясничном отделах).
    Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы.
    У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении МБ наблюдается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положительное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него - на лимбическую (эмоции) систему и соответствующие участки коры головного мозга.
    Как результат прямого влияния бандх на эндокринные железы, происходит нормализация ритма биологических процессов организма. Например, выполнение МБ исключительно благотворно сказывается на менструальных циклах. При правильном выполнении все бандхи уменьшают частоту дыхания, что способствует возникновению состояния покоя и расслабления. Снижается артериальное давление. Замедляется пульс. Энцефалограмма регистрирует увеличение количества альфа-волн - признак глубокого расслабления и снижения активности нервной системы. Снижается активность симпатической нервной системы, что также свидетельствует о расслаблении. Снимаются застойные очаги возбуждения в коре головного мозга. Происходит рефлекторная гармонизация работы мочеполовой системы.
    Нельзя недооценивать важность МБ, поскольку это упражнение вызывает спонтанную гармонизацию физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, - нормализации работы внутренних органов. Следовательно, мула-бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств. Поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно скажется и на состоянии ума. МБ оказывает немедленное влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств - стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги. Как «умственный релаксант», МБ оказалась незаменимой при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний. Экспериментальных данных, которые свидетельствуют о благотворном влиянии МБ на больных психозами, накоплено мало. Однако, учитывая воздействие МБ на головной мозг, а также принимая во внимание факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно с уверенностью утверждать, что МБ способна гармонизировать общее состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.
    В древних тантрических текстах сказано, что при выполнении МБ анус расслаблен, а напрягать следует лишь сухожильный центр промежности.
    Промежность представляет собой группу мышц, которые расположены на выходе из таза и связаны с урогенитальной и анальной областями. МБ - это не напряжение всех мышц промежности одновременно. Место физического усилия также зависит от пола. У мужчин это сухожильный центр - так называемое тело промежности, у женщин - область вокруг шейки матки. Обычно, когда человек напрягает анус, промежность тоже напрягается. Напрячь только мышцы промежности новичку бывает трудно, поэтому на первых этапах освоения Хатха-йоги начинающий должен осознать связь между анусом и промежностью. С этой целью выполняется сокращение анального сфинктера (ашвини-мудра), что со временем приводит к развитию в человеке способности независимо напрягать промежность. Опыт, тем не менее, показывает, что прямое (сознательное) напряжение промежности вызывает более существенное воздействие на физическое и ментальное тело, чем непрямой метод - напряжение ануса. Сокращение анального сфинктера является важным подготовительным упражнением для более тонкой и сложной МБ.

    Промежность и тело промежности

    Для правильного выполнения МБ необходимо ясно представлять себе схематическое строение промежности и нижних частей таза. Это нужно также для того, чтобы понять анатомическую взаимосвязь МБ с Ашвини-мyдрой и Ваджроли-мудрой - техниками, которые выполняются с помощью мышц нижних отделов таза.
    Промежность образует тазовое дно. Ее внутренние границы: спереди - лобковая арка (кость над половыми органами), сзади - копчик. Снаружи ее ограничивают мошонкa/клитор и ягодицы.

    Мышцы промежности делятся на две группы:

    1. Мышцы анальной области - выхода из желудочно-кишечного тракта.
    2. Мышцы урогенитальной области, связанные с органами мочеполовой системы.
    Мышцы анальной области (которые имеют больший объем) и мышцы урогенитальной области соединяются с помощью фиброзной ткани. Сокращение мышц одной области обязательно отзывается на другой. Осознанное изолированное напряжение какой-либо одной области требует определенного навыка. В обычных условиях мышцы промежности задействуются лишь при мочеиспускании, дефекации и семяизвержении/оргазме.
    Мы не умеем сознательно управлять мышцами таза с такой же ловкостью, как мышцами рук или ног. Управление мышцами конечностей мы совершенствуем каждый день, во время любой повседневной деятельности.
    Двигательная активность той или иной мышцы находится под контролем определенного участка коры головного мозга. Чем больше нейронов входит в него, тем более точные и плавные движения способна совершать мышца. Возможно, одна из причин, из-за которой человеку с трудом удается подчинить своему сознанию мышцы промежности, заключается в том, что мышцам промежности в головном мозге соответствует гораздо меньший участок, чем мышцам рук или мимической мускулатуре. Регулярное выполнение МБ развивает моторную зону коры, отвечающую за промежность, что дает человеку полный контроль над такими процессами, как мочеиспускание, дефекация и половые сношения. Тазовые мышцы необходимы, главным образом, для неосознанных и подсознательных действий. Недостаточное волевое управление приводит, например, к тому, что одновременно мочиться и выполнять акт дефекации довольно сложно.
    Для новичка в йоге это означает, что сокращение одной группы мышц промежности влечет за собой непроизвольное сокращение остальных групп. Вам будет проще понять этот тезис, если вы вспомните, как тяжело раздельно двигать третьим и четвертым пальцами рук. Дело в том, что между сухожилиями третьего и четвертого пальцев есть фиброзные перемычки, так что без длительных тренировок шевелить этими пальцами по отдельности – довольно сложная задача. Так и с промежностью: мышцы и соединительнотканные перемычки здесь переплетены между собой, что существенно затрудняет управление.
    Поэтому так тяжело сделать Ваджроли-мудру или Ашвини-мудру, не выполняя при этом МБ. Это положение справедливо как для мужчин, так и для женщин. Необходимо еще раз подчеркнуть, что и у мужчин, и у женщин промежность – это не одна мышца, а их группа. Следует также понимать, что промежность и «тело промежности» - не одно и то же. «Тело промежности», или сухожильный центр промежности - это маленький мышечно-сухожильный узелок размером 2,5 на 3 см, который расположен во внешней области от прямой кишки (в тканях промежности) на глубине примерно 5 см. К нему прикрепляются мышцы промежности: поверхностная и глубокая поперечные, луковично-пещеристая, наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку. От прямой кишки также отходит несколько мышечных волокон к этому жизненно важному образованию, которое отделяет урогенитальную область от анальной. Сухожильный центр промежности играет особенно важную роль в женском организме. Если в силу каких-либо причин он будет поврежден, то у женщины развивается пролапс (выпадение) матки, яичников и/или прямой кишки.

    Анатомические подробности

    Итак - три основных йогических упражнения для нижних отделов таза - Ваджроли-мудру, Ашвини-мудру и МБ с точки зрения анатомии.
    В выполнении этих упражнений участвуют следующие мышцы:
    1. Для ашвини-мудры - мышцы анальной области: наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку, которая состоит из лобково-копчиковой, подвздошно-копчиковой и лобково-ректальной мышц.
    2. При выполнении мула-бандхи сокращается область между анусом и мошонкой/клитором; точка приложения - сухожильный центр промежности/шейка матки.
    3. Для Ваджроли-мудры - мышцы урогенитальной области: поверхностные поперечные мышцы промежности, седалищно-пещеристая, луковично-пещеристая, глубокие поперечные мышцы и сфинктер мочеиспускательного канала. При выполнении этого упражнения у мужчин несколько втягивается внутрь половой член, а у женщин напрягаются клитор и мышцы нижнего отдела влагалища и мочеиспускательного канала.
    Отыскать точное место расположения этих мышц лучше всего, руководствуясь собственными ощущениями.

    Когда вам приходится сознательно сдерживать позывы на мочеиспускание или дефекацию, вы напрягаете группы мышц, которые участвуют соответственно в Ваджроли-мудре и Ашвини-мудре. Расслабить эти группы мышц одновременно - довольно сложная задача (но возможная). Как только какая-либо из них расслабляется (обычно в первую очередь расслабляется урогенитальная группа мышц), начинается процесс опорожнения.
    В начале практикующий столкнется с определенными трудностями в обретении сознательного контроля над областью промежности, ибо мозг еще не научился управлять мышцами промежности по отдельности. Регулярное выполнение МБ «оживляет» участки коры головного мозга, ответственные за мышцы промежности, и делает управление этой областью подвластным сознанию.

    Совершенствование требует времени, и, занимаясь, не нужно расстраиваться, если у вас не получается напрячь сухожильный центр промежности или шейку матки, не сокращая при этом мышцы ануса или мочеполовую диафрагму. На начальном этапе так и будет происходить. Чтобы овладеть этими упражнениями, вам понадобится время и усердие в занятиях.
    Важно осознать разницу между бессознательными (непроизвольными) процессами, которые происходят при мочеиспускании и дефекации и сознательным сокращением мышц при выполнении йогического упражнения. В первом случае периферические рефлекторные дуги находятся вне сознательного контроля.

    С помощью МБ мы можем научиться использовать эти рефлекторные дуги для осознанных действий, что в свою очередь позволит:

    1. Четко управлять всеми физическими процессами в области промежности и распространить этот контроль на более глубокие уровни, например - психический.
    2. Ясно осознавать все процессы, происходящие в области промежности и устранять любые неполадки до того, как возникнет явное заболевание: прыщи, запор, гипертрофия простаты и т.д.
    Эти эффекты вызовут в теле цепную реакцию.
    Промежность иннервирует так называемый срамной нерв. Он отходит от крестцового сплетения, которое, в свою очередь, образуется из волокон второго, третьего и четвертого крестцовых нервов. Этот нерв связан нервными отростками с влагалищем, клитором, половым членом, мошонкой, прямой кишкой, анусом и мышцами промежности и содержит как двигательные, так и чувствительные волокна. Взаимодействие нервов промежности с головным мозгом и остальным телом - весьма сложный процесс. Нервная система устроена чрезвычайно сложно, и, зачастую, наше умение пользоваться этим инструментом оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на все трудности, существует возможность раскрыть тайны работы мозга и обрести тотальный сознательный контроль над организмом. МБ является алгоритмом достижения этой цели, и ключевое слово здесь - «практика».
    МБ может существенно повысить сексуальные возможности, однако не способствует эякуляции. Поэтому к освоению Ваджроли-мудры приступают после освоения МБ, чтобы не допустить эякуляции… Таким образом, МБ помогает обрести контроль над определенным звеном эндокринной системы.

    МБ - это метод обретения контроля над сексуальной сферой, позволяющий разрешить множество сексуальных проблем. Большинство людей опасаются, что, выполняя МБ, они либо станут импотентами, либо им придется дать обет безбрачия. И с духовной; и е научной точки зрения МБ не связана с потерей половой силы. Напротив, она позволяет человеку направить эту силу вверх, на нужды духовные, либо вниз, на гармонизацию супружеских взаимоотношений.
    МБ развивает способность задерживать эякуляцию. Эта способность позволяет полностью очистить супружеские взаимоотношения от сексуальной неудовлетворенности.

    Медицинское применение:


    ЖЕНЩИНЫ
    :
    мула-бандха может избавить от дисменореи (болезненные месячные), однако, если вы страдаете аменореей (отсутствие менструаций), то откажитесь от этого упражнения, пока не проконсультируетесь со специалистом - врачом или опытным наставником йоги.
    Мула-бандха доказала свою эффективность при беременности и особенно при родах. Беременная может выполнять мула-бандху совместно с некоторыми другими йогическими техниками непосредственно до самого момента родов. Это позволяет сохранить эластичность стенок влагалища и существенно снизить родовые боли. Сразу после родов женщинам настоятельно рекомендуется практиковать мула-бандху, ашвини и ваджроли-мудру - это поможет привести в тонус мышцы, растянутые за время беременности.
    Мула-бандха также является эффективным средством лечения опущения органов малого таза, белей и стрессового недержания мочи.


    МУЖЧИНЫ:
    мула-бандха устраняет непроизвольное истечение семени, позволяет избежать паховой грыжи. Это упражнение контролирует секрецию тестостерона и продукцию спермы, оно успокаивает страсти, ведущие к коронарным нарушениям.
    Ученые установили, что менопауза тесно связана с ментальным и эмоциональным состоянием. Искренние, здоровые и открытые люди проходят менопаузу без проблем или с минимальными проблемами. У женщин физические изменения при менопаузе гораздо более выражены, поэтому женщины в этом периоде гораздо чаще страдают пессимистическим настроением, депрессией, беспокойством и раздражительностью. С наступлением менопаузы на плечи женщин обычно сваливается огромное количество проблем. Мула-бандха выравнивает гормональный фон, поэтому способна смягчить метаморфозы менопаузы, предотвратить появление таких неприятных симптомов, как вялость, раздражительность, подавленность, артериальная гипертензия и головокружение. Во время менопаузы люди не теряют своей сексуальности - что бы там не говорили. Способность к проявлению сексуальности сохраняется у человека до старости, а мула-бандха обеспечивает здоровую и полноценную жизнь.

    Мула-бандха как составная часть йогической практики:

    Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал МБ в комплексе с другими йогическими практиками.
    1. Асана - позы.
    2. Пранаяма - дыхательные упражнения.
    3. Уддияна-бандха – работа с мышцами живота.
    4. Ашвини-мудра - сокращение ануса.
    5. Мула-бандха - сокращение промежности/шейки матки.
    6. Ваджроли-мудра - сокращение передних отделов промежности.

    Поза

    Специфической позы, в которой следует выполнять МБ, не существует. Многие люди связывают эту бандху с Мулабандхасаной, в которой себя уютно чувствуют очень немногие, но она не является обязательной позой для освоения и выполнения МБ, а большинству она и вовсе не пригодится в жизни.
    Все, что необходимо - это устойчивая поза, в которой вам будет комфортно. Спина должна быть прямой. Жела¬тельно также, чтобы на область промежности снаружи производилось определенное давление… Асаны, которые как нельзя лучше отвечают этим требованиям - Бхадрасана и Сиддхасана (Сиддха-йони-асана для женщин). Если вам не под силу их выполнение, вы можете принять любую удобную позу, чтобы колени плотно лежали на земле: Падмасану, Свастикасану, Ардха-падмасану, Сукхасану, Ваджрасану. Сукхасану - позу, которая легко дается большинству людей - придется немного изменить. Чтобы она лучше подходила для МБ, пяткой следует надавить на промежность.
    Каждая из перечисленных асан хороша по-своему, но мы настоятельно рекомендуем Сиддхасану и Сиддха-йони-асану как наиболее подходящие позы для МБ, поскольку позволяют удерживать спину прямой.

    Как убедиться?

    Необходимо остановиться на двух основных вопросах, которые задают практически все ученики, приступая к освоению МБ:
    1. А как я узнаю, что сжал тело промежности/шейку?
    2. А как я узнаю, что овладел техникой МБ? Ведь оба эти образования нелегко увидеть воочию, да осмотр ничего и не даст. Однако, есть один надежный метод, который позволяет человеку проверить. Этот метод основывается на осязании и поэтому имеет различия для мужчин и для женщин.

    Мужчины:

    Сидя или лежа, поместите палец примерно посредине между анусом и мошонкой. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно напрячь тело промежности. Если при этом вы почувствовали, что точка, на которой стоял палец, втянулась внутрь тела, - значит, вы успешно напрягли тело промежности. А если при этом анус и половой член остались неподвижны, - значит, вам удалось отделить тело промежности.

    Женщины:

    Сидя или лежа, введите палец как можно глубже во влагалище. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно сжать мышцы вокруг своего пальца. Если вы явственно почувствуете, что мышцы верхнего отдела влагалища сократились, - значит, вам удалось сжать мышцы вокруг шейки. Если при этом анус и уретра остались без движения, значит, все верно.