• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром. Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского .
    В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок , призывали:

    Революцьонный держите шаг!
    Неугомонный не дремлет враг!

    Именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием - «Хорошее отношение к лошадям» , которому и посвящен анализ.

    Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации . В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.» ), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал» , «за зевакой зевака» ).

    Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб» . Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить» , сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой , который «один голос свой не вмешивал в вой» , герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся» , потому что он увидел «глаза лошадиные» .

    Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

    За каплищей каплища
    по морде катится,
    прячется в шерсти…

    Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску» . Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь» . Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

    Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке» , ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла» . Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок» !), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

    Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило» . Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

    В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

    Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы : «опита» , «клёшить» , «каплища» , «плоше» . Это и метафоры : «улица опрокинулась» , «смех зазвякал» , «тоска вылилась» . И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь» , «шерсти – шелесте» , «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

    • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
    • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

    Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано Маяковским в 1918 г. В начале года поэт в письме к Л. Брик высказывал мысль о том, чтобы написать что-нибудь о лошадях. Утверждают, что произведение было основано на реальном случае падения лошади на Кузнецком мосту. Маяковский был свидетелем этого происшествия.


    Жанр произведения

    В классическом понимании это - лирическое стихотворение. Но Маяковский принадлежал к лагерю футуристов, для которых было характерно отрицание всех устоявшихся ценностей. Его стихи ломали принятые стандарты и правила. Рассматриваемое произведение - небольшая сценка из реальной жизни.

    Основная тема произведения

    Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор.
    Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс. Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью - огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост. Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

    Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она - такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

    Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.


    Композиция

    Небольшая сценка имеет четкую структуру. Завязка - падение лошади и смех толпы. Кульминация - монолог лирического героя. Развязка - лошадь самостоятельно встает и, как жеребенок, продолжает свой нелегкий путь.


    Размер и рифма

    Произведение написано особым приемом - «лесенкой». Рифма неточная, она задает нестандартный ритм стихотворению.


    Выразительные средства

    Футурист Маяковский очень любил применять аллитерацию. В начале стихотворения в этой роли выступает повторяющееся сочетание «гр». В дальнейшем обращает на себя внимание «з» («сразу за зевакой зевака», «зазвенел и зазвякал»).

    Еще один характерный прием Маяковского - введение неологизмов, намеренное искажение слов («клешить», «плеща», «плоше», «ржанула»).


    Главная мысль произведения

    В образе лошади Маяковский изображает простого человека в условиях полной разрухи. «Все мы немножко лошади» - центральная фраза стихотворения. Восстановление страны требовало небывалой трудовой отдачи всего населения. Многие не выдерживали напряжения. Поэтому надо помогать своему ближнему, а не смеяться над ним. Иначе возникнет парадокс: люди станут животными, а лошадь - человеком.

    План анализа стихотворения край ты мой родимый край


    • История создания
    • Жанр произведения
    • Основная тема произведения
    • Композиция
    • Размер произведения
    • Основная мысль стихотворения

    Текст стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

    Били копыта.

    Пели будто:

    Ветром опита,

    Льдом обута,

    улица скользила.

    Лошадь на круп

    грохнулась,

    за зевакой зевака,

    штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

    сгрудились,

    смех зазвенел и зазвякал:

    — Лошадь упала! –

    — Упала лошадь! –

    Смеялся Кузнецкий.

    глаза лошадиные…

    Улица опрокинулась,

    течет по-своему…

    Подошел и вижу –

    за каплищей каплища

    по морде катится,

    прячется в шерсти…

    И какая-то общая

    звериная тоска

    плеща вылилась из меня

    и расплылась в шелесте.

    «Лошадь, не надо.

    Лошадь, слушайте –

    чего вы думаете, что вы их плоше?

    все мы немножко лошади,

    каждый из нас по-своему лошадь».

    Может быть,

    — старая —

    и не нуждалась в няньке,

    может быть, и мысль ей моя казалась

    рванулась,

    встала на ноги,

    Хвостом помахивала.

    Рыжий ребенок.

    Пришла веселая,

    стала в стойло.

    И все ей казалось –

    она жеребенок,

    и стоило жить,

    и работать стоило.

    Стихотворение В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” сюжетно восходит к страницам русской классики и фольклору. У Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина лошадь часто символизирует безропотного, покорного труженика, беспомощного и угнетенного, вызывающего жалость и сострадание.

    Любопытно, какую творческую задачу решает в этом случае Маяковский, что для него образ несчастной лошади? Маяковский – художник, чьи общественные и эстетические взгляды были весьма революционны, — всем своим творчеством провозглашал идею новой жизни, новых отношений между людьми. Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” новизной художественного содержания и формы утверждает ту же мысль.

    Композиционно стихотворение состоит из 3 частей, симметрично расположенных: первая (“упала лошадь”) и третья (“лошадь… пошла”) обрамляют центральную (“глаза лошадиные”). Связывает части как сюжет (то, что происходит с лошадью), так и лирическое “я”. Сначала противопоставляется отношение к происходящему лирического героя и толпы:

    Смеялся Кузнецкий.

    Затем крупным планом даны глаза лошади и слезы в них “за каплищей каплища” — момент очеловечивания, подготавливающий кульминацию переживания лирического героя:

    Все мы немного лошади,

    Каждый из нас по-своему лошадь.

    Образную систему, в рамках которой развернут лирический конфликт, представляют три стороны: лошадь, улица, лирический герой.

    Фигура лошади у Маяковского весьма своеобразна: она лишена признаков жертвы социального конфликта. Нет ни седока, ни поклажи, которые могли бы олицетворять тяготы, угнетение. Да и момент падения не обусловлен усталостью или насилием (“льдом обута, улица скользила…”). Звуковая сторона стиха подчеркивает враждебность улицы. Аллитерация:

    не столько звукоподражательная (этого Маяковский не любил), сколько содержательна и в сочетании со словами “круп”, “грохнулась”, “сгрудились” на звуковом уровне дает «приращение» смысла. Улица у раннего Маяковского – часто метафора старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы.

    Толпа озвереет… (“Нате!”)

    Толпа навалилась, огромная, злая. (“Вот так я сделался собакой.”)

    В нашем случае это еще и толпа праздная, разодетая:

    …за зевакой зевака,

    Штаны пришедшие Кузнецким клешить…

    Не случайно и улица – Кузнецкий, за которым тянется шлейф определенных ассоциаций еще со времен Грибоедова (“оттуда моды к нам…”). Бесцеремонность толпы подчеркнута выбором глаголов: “смех зазвенел и зазвякал”. Звуки “з”, “зв”, настойчиво повторяющиеся, усиливают смысл слова “зевака”; то же подчеркивает и рифма: “зевака”– “зазвякал”.

    Противопоставление “голоса” лирического героя “вою” толпы и сближение его с объектом всеобщего внимания осуществляется лексически, синтаксически, фонетически, интонационно, а также с помощью рифм. Параллелизм глагольных конструкций (“подошел и вижу”), рифмы (“один я”-“лошадиные”, “в вой ему”-“по-своему”, зрительный (глаза) и звуковой образы (“за каплищей каплища…катится”,“плеща”) – средства усиления впечатления от самой картины, сгущения эмоций лирического героя.

    «Общая звериная тоска» — метафора сложного психологического состояния лирического героя, его душевной усталости, безысходности. Сквозными становятся звуки «ш — щ», восходящие к слову «общая». Ласково-снисходительное обращение «деточка» адресовано «нуждающемуся в няньке», то есть тому, кто свое душевное состояние ассоциирует с мягкой и по-своему глубокой сентенцией Маяковского: «… все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Центральный образ стихотворения обогащается новыми смысловыми оттенками, приобретает психологическую глубину.

    Если прав Роман Якобсон, считавший, что поэзия Маяковского
    есть “поэзия выделенных слов”, то такими словами в завершающем стихотворение фрагменте следует считать, по-видимому, “стоило жить”. Каламбурная рифма (“пошла”-“пошла”), настойчивое усиление звуком и рифмой смысла (“рв анулась”, “рж анула”, “р ыж ий р ебенок”-“ж ер ебенок”), повторение этимологически близких слов (“встала”, “стала”, “стойло”), омографическая близость (“стойло”-“стоило”) придают оптимистический, жизнеутверждающий характер финалу стихотворения.

    Наверное, нет людей, кому бы ни нравилась поэзия. Читая стихотворения поэтов, мы видим их настроение, мы читаем их мысли, которые говорят нам о прошлом и настоящем, о печали и радости, восторге, любви, переживании, о мечтах. Поэтическое слово как можно лучше передает глубокий смысл и эмоциональную окраску произведениям. Благодаря стихотворениям, мы можем раствориться в переживаниях писателя, наслаждаясь сюжетом стиха, поддерживая героя и созданные образы. Стихи дают возможность узнать личность поэта и его настрой. Так в работе Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», автор размышляет над пороками людей, над их недостатками и при этом он показывает с помощью лирического героя то, какими мы должны быть, учит нас сопереживанию, сочувствию, состраданию.

    Стихотворение Маяковского хорошее отношение к лошадям

    В стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» писатель рассказал историю лошади, что «грохнулась», описывая реакцию толпы на случившееся.
    Маяковский – замечательный писатель, который может несколькими словами дать нам полное описание явлений, что происходят в жизни людей, используя звукоподражание, повторы, звукопись, ассонанс, аллитерацию. Именно благодаря умению применять различные поэтические средства в произведении «Хорошее отношение к лошадям», в том числе и метафоры, писатель помогает нам, как читателям, не только видеть картину, но и слышать все происходящее, тот же цокот копыт, тот же смех и тому подобное. Он может несколькими словами передать нам полную картину. Так, всего несколько слов об улице, зато какая полная картина предстает перед нами.

    Только «ветром опита», «льдом обута», «улица скользила», а наше воображение позволяет нам увидеть улицу морозным ветреным днем, которая полностью покрыта льдом. И вот по этой ледяной дороге скачет лошадь, которая споткнулась и упала. В этот момент, по идее, все должны спохватиться и прийти на помощь. А, нет. Прохожие «сгрудились», да не просто собрались толпой зевак, а еще и смеяться стали. Смех их звенел и звякал. И к таким вот зевакам автор относится пренебрежительно, говоря нам, что их смех «звякает», их голоса, что вой. И только один герой стихотворения подбежал к упавшей лошади. Подбежал и увидел «глаза лошадиные», из которых падали слезы, нет, «каплища», что скатывались «по морде». Не остался герой равнодушным, нашел утешительные слова: «Деточка, все мы немного лошади». Увидев поддержку, понимание, животное приободрилась, поверила в себя и «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла», «пришла веселая» и поняла «стоило жить и работать стоило».

    Далее, работая над сочинением «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского и делая его анализ, хочется сказать, это не бессмысленное произведение. Работа под названием «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского несет в себе глубокий смысл и здесь стоит понимать хорошее отношение к людям, к ближним. Автор призывает нас научиться сочувствию к ближнему, поддержке, переживанию, пониманию. Все может случиться в жизни и только поддержка окружающих, доброе слово, слова утешения творят чудеса, заставляют двигаться вперед, «не вешать нос».

    Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Оно было написано поэтом в послереволюционное время, в 1918 году. Сочинение сильно отличается от его предыдущих произведений, проникнутых революционной романтикой и пафосом борьбы. В этот раз автор обратился к лирической тематике, к размышлениям о трудностях человеческой жизни.

    Краткая характеристика творчества

    В. В. Маяковский принадлежал к футуристическому направлению в российской культуре. Представители данного направления выдвигали довольно радикальные требования, настаивая на отказе от традиционной классической литературы, считая дореволюционных и некоторых современных писателей устаревшими, а их произведения - потерявшими свою эстетическую и нравственную ценность. Взамен они предлагали создание принципиально нового искусства, языка, литературных форм. В. В. Маяковский, придерживаясь данного принципа, особое внимание уделял созданию языка, отличного от лексики дореволюционных авторов. Он придумал множество неологизмов, которые стали визитной карточкой его произведений и всего творчества вообще.

    Тематика

    Большинство произведений поэта проникнуто революционным пафосом. Известно, что он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, с которой связывал большие надежды на изменение общества в целом. Тем более удивительно, что уже на следующий год после упомянутого государственного переворота он пишет произведение, которое было совершенно не похоже на прежние работы. Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» показывает, насколько многогранен был талант поэта, который умел совмещать революционную тематику с глубоким драматическим чувством. Вместе с тем лирика его неизменно оптимистична: автор всякий раз выражает надежду на что-то лучшее, светлое, доброе. Указанные особенности отчетливо отразились в рассматриваемом произведении.

    Вступление

    Анализ стихотворения Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" следует начать с выделения его смысловых частей для лучшего понимания композиции и мысли автора. Сочинение условно можно разделить на пять эпизодов: описание улицы, падение лошади, издевки толпы, сочувствие главного героя бедному животному, и, наконец, финал, в котором лошадь сама поднялась, а поэт высказывает мысль о необходимости жить и работать дальше.

    Произведение начинается с короткого, но очень выразительного вступления, в котором Маяковский рисует картину зимней улицы. Этими коротенькими строчками поэт сразу воспроизводит перед читателями вид мостовой, на которой толпятся прохожие и идет лошадь. Автор особым сочетанием букв передает звук от ее копыт: «гриб», «грабь», «груб». Таким образом он позволяет своему читателю услышать ее движение и шаги по мерзлым камням.

    Завязка

    Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» нужно продолжить обозначением особенностей изображения автором самого происшествия - падения животного и последовавшей за тем реакции прохожих. Обращает на себя внимание, что поэт очень кратко говорит непосредственно о самом падении («лошадь на круп грохнулась»), но зато подчеркивает бездушие и равнодушие собравшейся вокруг нее толпы, которая не только ничем не помогает бедному животному, но всячески его дразнит и издевается. Маяковский с горечью передает насмешки толпы в таких выражениях: «смех зазвенел и зазвякал», «смеялся Кузнецкий». Помимо негодования, в этих коротеньких строчках отчетливо слышится презрение героя к глупой и невежественной толпе, которая собралась поглазеть на происшествие.

    Идея

    Стих «Хорошее отношение к лошадям» имеет глубокое гуманистическое содержание, которое проявляется в позиции лирического героя. Последний - единственный из присутствующих, который не только не присоединился к насмешникам, но и посочувствовал пострадавшему животному, высказав слова ободрения и утешения: «Лошадь, не надо, лошадь, слушайте…» Здесь необходимо обратить внимание на то, как трогательно автор описывает ее внешний вид, с какой жалостью и состраданием он наблюдает за ней. Кажется, только он заметил ее слезы и обратил внимание на то, как она измучена и как сильно страдает и даже плачет. Эти наблюдения также характеризуют и лирического героя как человека глубоко ранимого и тонко чувствующего боль и несправедливость окружающего мира.

    Смысл

    Итак, совершенно особое место в занимает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Тема данного произведения - не революционная патетика, а гуманистический пафос. Ведь под пострадавшим животным поэт разумеет людей вообще, когда говорит, что каждый человек похож на такую лошадь. Лирический герой - сам Маяковский, которому также очень часто приходилось сталкиваться с непониманием окружающих. Однако он не теряет оптимизма и бодрости духа, говоря о том, что следует продолжать жить, трудиться, работать. Именно поэтому произведение заканчивается тем, что животное все-таки само поднялось, несмотря на насмешки и издевки толпы.

    Таким образом, при характеристике творчества поэта следует всегда учитывать его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Главная мысль произведения заключается в призыве автора к читателям не проходить мимо чужого горя, но помочь пострадавшему, поддержать его в трудную минуту, в чем и заключается гуманистический смысл сочинения.