• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

    «РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

    Подготовила: преподаватель высшей категории

    Данилова Юлия Анатольевна

    г.п. Федоровский

    2014 г.

    Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

    Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

    Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    • певческую установку;
    • певческое дыхание и опору звука;
    • высокую вокальную позицию;
    • точное интонирование;
    • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
    • использование различных видов звуковедения;
    • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

    Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

    На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

    «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

    • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
    • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
    • Работать надо постепенно, без торопливости.
    • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
    • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
    • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
    • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
    • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

    Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

    Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

    Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

    Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

    Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

    В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

    1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

    2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

    3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

    4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

    5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

    6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

    Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

    10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

    В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

    1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

    2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

    3. Вариант предыдущего упражнения.

    4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

    5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

    6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

    7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

    8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

    9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

    10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

    Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

    11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

    12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

    13. Акцент на верхней ноте и staccato.

    14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

    15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

    ЛЯ -ли > ЛЕ -ли ЛЁ -ли.

    В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

    Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

    Список использованной литературы

    1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

    2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

    3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

    4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.


    ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
    В ДЕТСКОМ ХОРЕ

    Цель: Развитие и формирование певческих навыков, как средство творческой самореализации учащихся.

    Задачи:
    1. Раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
    2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
    3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
    4. Воспитание музыкально- художественного вкуса.
    5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства.(дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)

    Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.

    Детский хор- особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства.

    Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

    Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

    Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

    В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах эстетического воспитания.

    Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.

    Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.

    Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая - неумение ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра- си первой октавы - ми второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)

    Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

    Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

    При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

    Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:

    Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
    - сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
    -ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
    -отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
    - настройка на тональность перед началом пения;
    - задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
    - представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух

    У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:
    - зажатая нижняя челюсть;
    - гнусавый звук;
    - плоские гласные;
    - плохая дикция;
    -короткое и шумное дыхание

    А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.

    Как правило, упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10 минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.

    Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:

    1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений;
    2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения)
    3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
    4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой.(хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
    5.Личный показ и объяснение педагога.
    6.Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
    7.Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
    8.Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.

    Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки. Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений). Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков. Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.

    Часто в виде упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные места из произведений над которыми работает руководитель в данный момент)

    Но прежде чем начинать вокально - хоровую работу, следует обязательно привить детям нужную певческую установку, от которой зависит правильность работы над дыханием, звукообразованиеми т. д.)

    Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок - это ведет к зажатой манере пения.

    За время работы преподавателем хоровых дисциплин мною подобраны и используются в практике упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.

    Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно.
    Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.

    Вокально-хоровые упражнения предполагают следующие учебные задачи:

    К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в « рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.

    Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть(ощущение небольшого зевка).

    Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию(дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.(упр. № 1, упр. №2)

    Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. (упражнения № 4 №5) Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)

    2 Воспитание хорошего унисона.

    Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.

    Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания.) Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.(упр. №6)

    3. Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.

    Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

    Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

    При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.

    Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
    - маленький вдох- произвольный выдох
    - маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
    - короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь

    Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

    Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

    Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

    При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

    Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.

    Упр.

    Исходное положение- прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три»- более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.

    Упр. №7 и №8 исполняется на одном дыхании в умеренном темпе, ровно, звязно и легко.

    4.Правильное формирование гласных.

    Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.

    Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.

    Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.

    Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному.

    При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.

    Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.

    Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.

    Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно способствует выравниванию их звучания. (упр.№ 9)

    5.Активная артикуляция. (хорошая дикция, четкое произношение согласных).

    Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.

    Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно. (упр. №10 , упр. №11, упр. №12)

    Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.

    Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.

    Простейшие из них - соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.(№ , №)

    На начальном этапе полезно гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.(особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.

    Пение таких упражнений как № 13 и № 14 является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.

    Первый этап работы в этом направлении - овладение двухголосием.

    Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

    1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
    2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
    3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)

    После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению.

    И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. (упр. № 15, упр. №16)

    Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам.

    На начальном этапе полезно исполнение канонов.(упр. №18)

    Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.

    Более сложное упражнение - с использованием параллельного движения в голосах. Примером такого упражнения является упр. №17 (на параллельные терции).

    Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.

    При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение. (упр. № 19)

    Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.

    К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.

    Еще один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будит ставиться непосильные задачи.
    Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь.

    Белова Елена Ивановна
    Кувшиново. 2014 год

    Когда в процессе работы - яснее проявляется тембр, тогда классифицируют голоса на сопрано и альты.

    Певческое дыхание.

    По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо - брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

    Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

    При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

    Ш Маленький вдох - произвольный выдох.

    Ш Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

    Ш Вдох со счётом на распев в медлином темпе.

    Ш Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

    Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

    Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

    Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

    Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

    И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

    Начальный этап пения является распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это ми b - фа 1 , сопрано соль 1 - ля 1 . Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

    Принципы подбора вокальных упражнений.

    Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

    2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

    Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

    Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

    Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

    Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

    На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

    Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

    Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

    Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

    В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ля b - си b II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

    А.В. Свешников работал a"cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества которые со временем модифицируется у взрослых.

    Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

    Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном??? непрерывном??? (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

    Это упражнение можно петь на слоги ма и да . Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю , ле , потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

    Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировка и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона - тон свободной речи.

    Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

    Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

    По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

    Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до 1 (ре ) 1 - ля 1 (си ) 1 октавы по храматич??? (приложение 2).

    Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помагает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша применения в распевках для???

    Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.

    Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук (приложение 3). Обучение пению на легато (приложение 4) это самое сложное.

    Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении (приложение 5). Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

    Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

    Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при

    опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции (приложение 6). упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

    Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. Перенесение плотного краевого??? связан, полученного при пении staccato на legato. При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, что бы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравнивании гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

    И по мнению Свешникова - желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания (приложение 8). индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами (приложение 9).

    Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

    В работе над нюансами следует избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на??? на одном звуке. Что бы получилось??? крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот.

    Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то,что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

    Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

    Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

    Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости (приложение 10).

    Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха) (28). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

    Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить чем быстрее темп тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

    Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

    В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должы быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений так как, там будет чрезмерные задачи это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.

    Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будет ставится непосильные задачи.

      Цели и задачи распевания.

      Формы и виды вокально-хоровых упражнений.

      Упражнения для темброво-эмоционального развития голоса.

      Упражнения для совершенствования вокально-хоровой техники.

      Упражнения для освоения конкретного репертуара.

    Распевание - важнейший этап работы хорового коллектива. В любом хоре содержание и методы распевания во многом определяют рост его исполнительского мастерства. По вопросу распевания существуют разработки П.Чеснокова, А.Егорова, В.Пигрова, В.Соколова, В.Попова, В.Краснощекова, публикации В.Минина, В.Чернушенко, тем не менее в настоящее время отечественное хороведение не располагает систематизированным теоретическим обобщением современных практических достижений в данной области.

    Распевание хора, как одна из форм деятельности коллектива, с которой собственно и начинается репетиционный процесс, содержит в себе множество проблем. Наиболее важная из них – педагогическая. Во – первых, уже в процессе распевания хормейстер обязан активизировать и подчинить своей воле сознание и работу всех певцов (то есть установить психологические контакты). Без этого ни хор, ни хормейстер не смогут в достаточной мере проявить свои профессиональные качества. Во – вторых, хормейстеру необходимо направлять все усилия певцов в единое русло коллективных действий. Это значит, что любой звук, любой выразительный компонент музыки, слова, артистического перевоплощения всегда рассматривается в хоре сквозь призму ансамблевых задач.

    Распевание преследует две цели :

      Подготовить хор к собственно пению (репетиции или концерту);

      Постоянно совершенствовать и расширять запас типовых исполнительских знаний и навыков певцов.

    Обе цели предполагают обязательные действия хормейстера, направленные на создание определенных психологических и технологических предпосылок для исполнительской деятельности хора, только в одном случае они призваны решить частные задачи: настроить хор, в другом более широкие - оснастить певцов техникой хорового исполнительства. Следовательно, каждое занятие должно включать в себя две основные задачи: психологическую настройку певцов и содержать технологию. Акцентировка внимания на разных задачах определяет и место того или иного упражнения в системе настраивания певцов. Вначале должны преобладать психологические задачи, а следовательно и упражнения их содержащие; далее хормейстер переносит акцент на технические требования, а в заключении эмоционально – психологическое состояние и технические возможности певцов приводятся в соответствие с последующим исполнением.

    Естесственно, что различная степень подготовленности коллективов требует и различных методов работы. В начинающем хоре вокально-хоровые упражнения помогают хористам овладевать правильными приемами певческого дыхания, интонирования, воспитывать в певцах внимание к требованиям дирижерского жеста. По мере роста коллектива повышаются и требования к художественно-исполнительскому мастерству, следовательно, усложняются и вокально-хоровые упражнения.

    При всем разнообразии работы каждого хормейстера, при многочисленных исполнительских возможностях различных коллективов имеются следующие формы распевания:

      индивидуальная форма (предусматривающая значительную самостоятельность певцов).

    Со многими задачами может справиться певец самостоятельно (например, работа над дыханием, высокой певческой позицией, формированием певческих гласных, чистотой интонирования и пр.), но с задачей достижения ансамбля (темпового, ритмического, тембрового интонационного и пр.) необходим весь коллектив. Поэтому в хоре преобладающей, по праву, признается

      коллективная форма.

    Но опытные хормейстеры умело сочетают обе формы.

    Коллективная форма распевания бывает различной. Например, А. Егоров предлагает следующие варианты :

      сначала распевается каждая отдельно голосовая партия; затем распевание проводится в группах женских и мужских голосов; далее - распевание неполного смешанного хора: женский хор + тенора и мужской хор + альты; это подготавливает провидение далее совместного общехорового распевания;

      сначала распевание проводится в отдельных группах хоровых голосов, после этого дирижер приступает к совместному распеванию хора;

      сразу проводится совместное распевание.

    Указанные варианты ни в коем случае не предлагаются как обязательные, а показываются как основные, имеющие наибольшее практическое применение. Каждый хормейстер имеет возможность изменить их по своему усмотрению. Например, хорошо использовать распевание следующих групп голосов: Сопрано + Тенор, Альт + Бас, Альт + Тенор – в унисон, или в октавный унисон. Тогда, лучше начинать распевание с низких голосов (Альт + Бас) примерно от «ля» малой октавы для альтов и соответственно от «ля» большой октавы для басов. От «до» первой октавы для сопрано и соответственно «до» малой октавы для теноров, присоединить высокие голоса. А от «фа» второй октавы у женщин и соответственно «фа» первой октавы у мужчин распевать только высокие голоса (Сопрано + Тенор).

    Время для распевания определяется хормейстером в зависимости от учебно–творческих целей и ближайших планов репетиции. На первых занятиях упражнения должны занимать значительное место, им следует отводить не 10 -15 минут, как это принято на практике, а гораздо больше.

    Каждый дирижер руководствуется собственными принципами подбора и использования вокально – хоровых упражнений в работе с хором. Одни предпочитают иметь значительный запас упражнений, постоянно пополняют его новыми интересными примерами, справедливо считая, что разнообразие упражнений по музыкальному материалу и техническим задачам, а также работа над ними должны приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать интерес к хоровому пению.

    Так считал и работал выдающийся отечественный дирижер А..Свеш- ников. По словам его ученика В.Попова, он все время искал самые действенные приемы воспитания голоса, которые позволили бы проявиться вокальным данным во всем многообразии и богатстве: « Александр Васильевич Свешников находил новые и отбрасывал старые, казавшиеся ему неудачными приемы и упражнения. Но затем снова возвращался к некоторым из них, если считал это необходимым. В результате всегда находил тот единственный, который приводил к успешному развитию того или иного певческого навыка» .

    Напротив, В.Соколов утверждал, что в работе над техникой руководитель не должен стремиться к большому количеству упражнений, так как важно не количество и разнообразие, а последовательное применение приемов, преследующих определенную цель: « Не надо бояться малого количества попевок для упражнений, это кажущееся однообразие должне быть рассвечено многочисленными и разнообразными приемами» . Г.Зубарева добавляет, что все упражнения, даваемые хору, должны быть понятны ему и удобны для запоминания, мелодию упражнения не стоит часто менять, так как это излишне отвлекает хор: «На одной и той же мелодической попевке можно добиться выполнения самых различных задач и привить много нужных и полезных навыков» .

    Несмотря на крайне противоречивые точки зрения по данному вопросу, начинающий хормейстер должен иметь в виду, что в его багаже: а) должен существовать хоть и минимальный, но запас типовых вокально-хоровых упражнений; б) чтобы данные упражнения приносили пользу, они должны представлять целенаправленную систему развития конкретных вокально-хоровых и исполнительских навыков.

    Чтобы составить собственную схему процесса распевания хора, сначала обратимся к группировке практических заданий и упражнений настройки хора, предлагаемой В.Изюменко. Автор предлагает разделить все упражнения на три группы :

    1-я группа. Задания и приемы с преобладанием психологических целей. Первоочередная задача хормейстера – сосредоточить внимание певцов и побудить их к сотворчеству. Руководитель сам выбирает рациональный способ достижения этой цели. Им может быть прием так называемого эмоционального “удара”. Его цель приковать внимание к личности руководителя, подчинить своей воле. Он достигается либо посредством импульса, обращенного к сознанию (эмоциональный рассказ), либо к чувствам (исполнение созвучия, которое дирижер сотворил экспромтом из хорового унисона).

    Говоря о психологических задачах хоровой распевки, нужно всегда иметь в виду проблему “одушевления хорового звучания”. Научные исследования показали, что эмоциональную окраску голосу придает вибрато: « Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным… оно (вибрато) выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю» .

    Объяснение физиологии данного процесса дает французский ученый

    Р.Юссон в своей нейрохронаксической теории фонации. Он доказал,

    душного столба, но и при участии нервных импульсов, посылаемых

    из коры головного мозга через возвратный нерв, расположенный в

    Таким образом, была научно обоснована известная истина - одушевленность певческого звука зависит от степени взволнованности, страстности, одухотворенности и других эмоционально-психологических состояний певца.

    Хоровое пение немыслимо без эмоционального отношения певцов к исполняемой музыке. И приучать их к этому надо с первых же звуков настройки. Живая эмоциональная краска певческого звука должна стать непременным компонентом любого вокально-ансамблевого упражнения. Вместе с тем, как и всякому компоненту практических заданий, одушевлению певческого звука должно быть уделено и самостоятельное внимание (например, спеть упражнение закрытым ртом на «мм», поставив задачу спеть с о к р о в е н н о; спеть тоже упражнение закрытым ртом на «вву», поставив задачу спеть с к о р б н о; на «нно», поставив задачу спеть г н е в н о и т.д.).

    Исполнение такого рода разнохарактерных по эмоциональной окраске упражнений способствует не только развитию тембрового ансамбля в хоре, но и развивает у певцов навыки артистического перевоплощения, которые также необходимы в хоровом пении.

    Кроме того, приемы одушевления певческого звука одновременно способствуют и развитию некоторых вокальных навыков. Широко известено, например, упражнение на формирование краткого и глубокого певческого вдоха, формирование ощущуния которого сравнивают с ощущением мгновенного испуга, или упражнение на формирование высокой певческой позиции, которую обычно сравнивают с рефлексом глубокого объемного зевка и т.д.

    Можно рекомедовать следующие задания к упражнениям на развитие одушевленности певческого звука: спеть п о к р о в и т е л ь с т в е н н о, серьезно («ма.ма.») – способствует освобождению мышц гортани; спеть н а с м е ш л и в о, свысока («ах, ах,») – полезно для контроля за дыханием; спеть з л о («па, па,..», «рра, рра…», «та, та…») – для активизации артикуляционного аппарата.

    Однако все упражнения 1-й группы достигнут цели только в том случае, если хормейстер может не только образно объяснить суть данного задания, но и с помощью своего голоса грамотно и точно показать.

    2-я группа . Задания и приемы, направленные на освоение основных типовых форм коллективного пения, необходимых для последующего исполнения.

    Как известно, существуют три основные формы звучания хора: вокальный унисон, унисонная линия и сочетание унисонных линий. Для их формирования должны применяться самые различные упражнения, преследующие многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, добиваться высокой певческой позиции, ровности звучания голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации, осваивать различные типы звуковедения, исполнение контрастных динамических оттенков, ритмической слаженности в партиях и всего хора, развития гармонического слуха каждого певца и гармонической слитности хорового звучания в целом, вырабатывать правильную и четкую дикцию и пр.

    Многие упражнения, применяемые хормейстерами, носят комплексный характер, то есть развивают несколько навыков одновременно. Комплексность работы дает возможность певцам осознать и почувствовать практически взаимодействие элементов хоровой звучности. При помощи четко выработанной системы комплексных упражнений можно в более быстрый срок выработать у хора нужные навыки.

    Начинать занятие надо с простейших упражнений, развивающих элементарные певческие навыки, диапазон которых не больше терции, в удобной тесситуре (в примарной зоне), в умеренном темпе, средней динамике. Постепенно технические задачи усложняются, одноголосие чередуется с двух-голосием и элементами гармонии и полифонии (канонами).

    Распевание должно проводиться без сопровожнения. Аккомпанемент должен быть лишь вспомогательным элементом и занимать самое незначительное время.

    Никогда не следует начинать упражнения с громкого пения. Гораздо полезнее отрабатывать механизм голосообразования на малом звуке и свободном эластичном дыхании. Петь следует мягко, легко, давая внутреннюю свободу дыханию.

    Пение упражнений лучше начинать с пения закрытым ртом – это соберет звук и даст певцам возможность выровняться и выстроиться; при этом необходимо следить за тем, чтобы звук не приобретал гнусавый оттенок, а для этого необходимо объяснять певцам, что при пении закрытым ртом должны быть сомкнуты только губы, а зубы, ротовая полость, гортань должны находиться в положении зевка, то есть максимально открыты. Затем можно переходить к работе над гласными, причем такими, которые данному коллективу могут принести наибольшую пользу. Если у хора глухой звук, что обычно вызвано низким положением гортани, распевать хор некоторое время нужно на гласный «и», «я» (и – а), а затем переходить на пение слогов с гласным «а».

    Хору с открытой манерой звучания лучше начинать работу на «у», «о», а затем переходить на «а». Упражнения лучше строить в нисходящем движении, так как это активизирует дыхание и дает сразу высокую певческую позицию. Первоначальные упражнения должны быть просты по мелодическому и ритмическому строению, а также удобны по тесситуре. Петь желательно без сопровождения инструмента.

    По мере работы над выравниванием певческого диапазона необходимо следить за тем, что у женских голосов при переходе со средного регистра на низкий звуки «ми» и «фа» звучат тускло, бестембренно, поэтому петь их надо более светлым звуком, чем предыдущие. Сопрано при переходе со средного регистра на верхний должно больше прикрывать «ми». «фа» 2-й октавы, альты должны прикрывать «си» 1-й октавы и «до» 2-й октавы.

    Тенорам надо прикрывать звуки, начиная от «до» 1-й октавы, баритонам – от «ля» малой октавы, басам – от «соль», «соль» диез малой октавы.

    Одна из главнейших задач распевания – выстроить унисон в каждой партии, группе голосов и всего хора. Все одноголосные упражнения в целом направлены именно на это. Работа эта чрезвычайно длительная и кропотливая, требует и от дирижера, и от певцов максимальной активности, внимания и главное терпения.

    Работа над гармоническими упражнениями, развитием гармонического слуха певцов должна вестись параллельно с развитием навыков пения в унисон, так как многоголосие (в любой его разновидности, начиная от элементарных двухголосных канонов и до сложнейших гармонических или полифонических конструкций) является одним из важнейших элементом хоровой музыки. Развивать гармонические навыки надо с простейших упражнений: пение гармонических интервалов (выстраивание чистых кварт и квинт), гамм в терцию, канонов на звуки и слоги, простейших каденций и т.д.

    3-я группа. Задания и упражнения, связанные с настройкой певцов на конкретные музыкальные образы. Такие упражнения как правило представляют собой цитаты из произведений. Это могут быть как незнакомые хоровые произведения, так и знакомые, которые предстоит разучивать или исполнять, а также отрывки из любых вокальных или инструментальных произведений. В последнем случае их включение в упражнения приносит не только учебную пользу певцам, но и носит образовательный, познавательный и воспитательный характер.

    Используя в распевании материал разучиваемых произведений, хормейстер преследует одновременно несколько целей: во-первых, выучивается собственно текст произведения, во-вторых, проводится работа над наиболее сложными местами произведения, в- третьих, формируются конкретные певческие навыки. Для создания такого упражнения хормейстер вычленяет из произведения, с его точки зрения наиболее целесообразный отрывок. Затем из данного отрывка он берет либо только мелодию без гармонии, либо гармоническую последовательность вне ритма, либо ритмическую группировку и предлагает хору исполнить их в виде упражнений на звуки, слоги, с проговариванием слов и пр.

    Вокальные упражнения в детском хоре.

    Когда в процессе работы – яснее проявляется тембр, тогда классифицируют голоса на сопрано и альты.

    Певческое дыхание.

    По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться диафрагмальным дыханием.

    Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

    При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно с помощью упражнений на дыхание без звука:

    Маленький вдох – произвольный выдох.

    Маленький вдох – медленный выдох на согласные «ф» или «в» на счёт до шести, до двенадцати.

    Выдох со счётом на распев в медленном темпе.

    Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

    Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову – без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

    Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата.

    Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхание без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

    Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

    И чем серьезней будет выполняться упражнение на дыхание, тем качественней этому найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

    Начальным этапом пения является распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это миb – фа1, сопрано соль1 – ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

    Принципы подбора вокальных упражнений.

    Занятия, как правило, начинают с распевания, здесь можно выделить две функции:

    2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

    Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

    Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

    Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

    Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

    На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

    Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать, на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

    Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

    Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

    В распеваниях не всегда следует доходить до крайних звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb – сиb II октавы).

    А.В. Свешников работал a’cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества которые со временем модифицируются у взрослых.

    Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

    Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности ().

    Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А». Очень удобно петь на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близко.

    Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона – тон свободной речи.

    Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

    Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

    По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

    Следующее распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 – ля1 (си)1 октавы по хроматической гамме (приложение 2).

    Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранить носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику.

    Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук (приложение 3). Обучение пению на легато (приложение 4) это самое сложное.

    Кантилена – основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следуют и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов – необходимость для кантилены в пении (приложение 5). Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

    Следующее упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

    Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при

    хорошем дыхании. Четкая фиксация звука и чистое интонирование в высокой вокальной позиции (приложение 6). упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

    Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. Параллельно идёт работа над выравнивание гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

    По мнению Свешникова – желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение трезвучий (без нажима на горло (нижние звуки)). Это упражнение развивает диапазон (приложение 8). Полезно упражнение квинтами (приложение 9).

    Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе – нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание должно быть сосредоточено, на тонусе мышц голосового аппарата, чтобы оно было таким же активным на пиано, как и на форте.

    В работе над нюансами следует избегать резкогого перехода к р, или f, это должно быть плавное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на одном звуке. Что бы получилось крещендо, надо позаботиться, о хорошем активном пиано, и наоборот.

    Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то, что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и вверх по полутонам.

    Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

    Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опуститься на гортань и перенапрячь её.

    Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости (приложение 10).

    Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха) (28). Подобное упражнение – активизирует голосообразующие органы – это, и служит для развития подвижности голоса.

    При пении подобных упражнений дети должны помнить чем быстрее темп, тем голос должен быть легче. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту, а дотрагиваться. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок.

    Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы – сглаживание регистровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса на всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа, и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

    В заключение скажу, что навыки, формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнение можно выявить целый комплекс выработки навыков.

    3. Работа над вокально хоровыми навыками.

    Дикция (греч.) – произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией»

    Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому что именно ясность согласных помогает понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить хор и приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

    Работа над гласными.

    Основной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

    Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

    А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуют звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое звено при пение охватывало все гласные.

    Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не следует путать это понятие с затемнением.

    С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связано с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

    Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

    Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У и Ы».

    «У» Требует высокого подсвязочного давления, естественная певческая установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях (У – А).

    Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.

    Чистый гласный звук «О» обладает свойствами звуков «У, Ы», но в меньшей степени.

    Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. Свешников начинал обучение с гласной «А», солидарен с педагогом-вокалистом И.П. Пряниковым: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении».

    «И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношении округления звука.

    Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И что бы звучание не было «узким» необходимо соединять её с гласной «А» (И-А).

    Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада а.

    Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче чем чистые гласные.

    Таким образом работа в хоре над гласными – заключается в достижении чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием.

    Работа над согласными.

    Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

    Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

    Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

    Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

    Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов. О глухой «Х» в сочетание с гласной указано в главе: Вокальные упражнения.

    Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

    Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

    Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать с постепенно усложняющимися задачами. Первоначально медленно чётко, потом прибавляя темп, нюансы и т.д.

    Часто возникают проблемы с произношением глухих согласных на конце слов, что требует внимания и дирижера и хора. Шебалин «Зимняя дорога» (пример) Стулова.

    Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д.

    При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными.

    Открытый «белый звук», устраняется при пение гласных «У, О», в сочетании с сонорными «М, Л»

    Горловой призвук – при помощи гласных «О, У» в сочетании с глухими согласными

    Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать – вторую гласную спеть на новой атаке.

    Согласные в пении произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создаваться впечатление шума, свиста.

    Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

    Особенности произношения согласных.

    Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли…

    Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.

    Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

    Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.

    Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».

    Сочетание «чн» «чт» «как» «шн» «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.

    В сочетаниях «стн» «здн» согласные т.д. не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.

    Сочетание «сш» «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов – как написано: произнёс шепотом.

    Сочетание «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.

    Сонорный «р» произносится утрированно как и все глухие.

    Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенной активности произношения.

    Работа над ритмической чёткостью.

    Краснощёков говорил: «умение петь вместе, ритмически чётко одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача».

    Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы хора. Длительности должны активно отсчитываться.

    Способы счёта:

    Вслух хором ритмический рисунок.

    Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем считать ритм песни.

    После этой настройки солфеджировать, а уж потом петь со словами.

    Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорачивания длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих, взятие дыхания, атаки и снятия звука.

    Н.Н. Данилин: «слаженность хора познается во вступление после паузы. Каждый понимающий, по вступлению партии судит: доучен хор или нет».

    В профессионально обученных детских хоровых коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления на мой взгляд самый эффективный и известен с давних лет.