• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Занятие на тему «Рыбы» в старшей группе

    Задачи:

      формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

      формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

      активизация и обогащение словарного запаса детей.

      вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

      воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря»

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Рассматривание модели «Рыба»

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

    Рассматривание модели.

    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    РИСОВАНИЕ

    «Что бы ты попросил у золотой рыбки»

    Программное содержание:
    Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.

    Оборудование:
    Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования.

    Предварительная работа:
    Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».

    Ход занятия :
    Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

    А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде:
    Я слова найду везде –
    И на небе, и в воде,
    На полу, на потолке,
    На носу и на руке.
    Вы не слышали такого?
    Не беда! Сыграем в слово!
    Дидактическое упражнение «Найди слова»

    Найдите слова на небе.
    (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.)
    Найдите слова в море.
    (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

    В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
    У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
    Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

    Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Если это рыбка – у нее улыбка.
    Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
    Если это рыба – у нее … (улыба).
    Если это рыбина – у нее … (улыбина).
    Если это рыбища – у нее … (улыбища).

    Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
    Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина

    В третий раз закинул он невод, -
    Пришёл невод с одною рыбкой.
    С непростою рыбкой, - золотою.
    Как взмолится золотая рыбка!
    Голосом молвит человечьим:
    "Отпусти ты, старче, меня в море,
    Дорогой за себя дам откуп:
    Откуплюсь чем только пожелаешь".
    Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
    Отпустил он рыбку золотую
    И сказал ей ласковое слово:
    "Бог с тобою, золотая рыбка!
    Твоего мне откупа не надо;
    Ступай себе в синее море,
    Гуляй там себе на просторе".

    А сейчас поиграем. Выходите на ковер.

    Динамическая пауза "Море волнуется"
    Море волнуется раз,
    Море волнуется два,
    Море волнуется три,
    Как рыбки плывут, покажи!
    (Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)

    Рыбки плавали, ныряли
    В голубой морской воде.
    То сойдутся-разойдутся,
    То зароются в песке.
    (Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
    Рисование «Золотая рыбка»
    Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка?
    Что есть у рыбки?
    Показ выполнения работы.
    Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую.
    А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться.
    Показ выполнения работы.
    Выполнение работы детьми под фоновую музыку.
    Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

    Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

    Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка

    Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме "Рыбы"

    Цели занятия:

    Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

    Продолжить работу по дифференциации свистящих звуков.

    Задачи занятия:

    Коррекционно-образовательные:

    Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

    Упражнять в согласовании существительных с числительными;

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Упражнять в дифференциации звуков [с] и [з]

    Закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Развивать коммуникативные умения и навыки.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать познавательный интерес;

    Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

    Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

    Интеграция областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание.

    Используемый материал:

    Ход:

    1 Игра «Угадай». Логопед предлагает детям назвать рыбку на картинке и сказать о том, где она живёт: в аквариуме, в реке, в море

    2 Логопед: Отгадайте загадку -

    Стеклянный домик на окне,
    С прозрачною водой,
    С камнями и песком на дне,
    И с рыбкой золотой.

    Дети: Это аквариум.

    Логопед: Правильно. Посмотрите, какой у нас большой аквариум на стене.

    Но он пустой. Давайте его заполним, а заодно и посчитаем.

    Дети заполняют аквариум и считают:

    Один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней

    Одна травинка, две …и т.д.

    Одна ракушка, две … и т. д.

    Одна улитка, две улитки, … и т. д.

    Одна рыбка, две рыбки и т. д.

    Логопед: Какой красивый аквариум у нас получился. А теперь, закройте глаза.

    3 Логопед: Кто появился в аквариуме?

    Дети: Золотая рыбка.

    Логопед: Правильно, молодцы. Давайте назовём её части, что есть у рыбки?

    Дети: голова, тело, плавники, хвост.

    Логопед: Чем покрыто тело золотой рыбки?

    Дети: чешуёй

    Логопед: Правильно.

    4 Логопед: Рыбка очень хочет, чтобы вы назвали все предметы в аквариуме ласково. Игра с мячом - логопед бросает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч логопеду и называет это слово ласково

    Слова: рыба, вода, камень, трава, улитка, хвост

    5 Логопед: а теперь давайте сядем на свои места. Рыбки часто играют в прятки. Сегодня рыбки поиграют с вами - игра «Кто уплыл?»

    Посмотрите внимательно на рыбок. Давайте вспомним их названия.

    Дети называют рыб: меченосец, гуппи, скалярия, золотая рыбка, барбус

    А теперь, закройте глаза. Логопед убирает одну рыбку. Кто уплыл?

    Дети: Уплыла скалярия.

    И так несколько раз.

    6 Логопед: Про какую рыбку можно сказать это моя …

    Дети: скалярия, золотая рыбка

    Логопед: Про какую рыбку можно сказать это мой..

    Дети: меченосец, гуппи, барбус.

    Логопед: золотая рыбка предлагает нам немного отдохнуть

    Речь с движением - игра «Аквариум»

    Улитки ползут,

    Свои домики везут,

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот.

    А теперь, наоборот.

    Н.Нищева

    Логопед: Золотая рыбка предлагает нам посмотреть телевизор, но он испорчен - показывает одно, а говорит другое. Вы внимательно смотрите и запоминайте, что услышите. Игра «Испорченный телевизор»

    Логопед показывает до 15 картинок-открыток и называет слова-ассоциации к данным картинкам. Семь слов со звуком [с] и восемь слов со звуком [з].

    После просмотра картинок у телевизора "ломается" и звук. Логопед предлагает озвучить картинки по памяти.

    7 Логопед: А теперь, золотая рыбка перенесла нас на речку. И мы с вами стали рыбаками. Давайте узнаем, что можно выловить из реки. И все предметы со звуком [с] подарим скалярии, а со звуком [з] золотой рыбке.

    Игра «Рыбалка» дети с помощью удочки с магнитом, вылавливают разные предметы.

    Ребёнок: Я поймал сумку. Я подарю её скалярии.

    Ребёнок: Я поймал замок. Я подарю его золотой рыбке.

    И т. д.

    8 Логопед: И ещё одно задание приготовила вам рыбка.

    Она хочет, чтобы вы выложили её портрет из палочек. /каждому ребёнку дан образец/

    Логопед обходит всех детей и выясняет, в какую сторону плывёт рыбка у каждого ребёнка.

    9 Логопед: Вам понравилось сегодня в гостях у золотой рыбки? Что вам особенно понравилось?

    Дети отвечают.

    Задачи:

    • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
    • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
    • активизация и обогащение словарного запаса детей.
    • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
    • воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Ход:

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря».

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    Тема: «Кто такие рыбы?»

    Цель : развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

    Ход занятия

    На ковролине - картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

    Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

    Дети . Нет, Чепухарь, это птица - ласточка.

    Чепухарь . Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка.

    Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

    Чепухарь . Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы все неправы? Я видел такую рыбку в аквариуме - скалярия называется.

    Воспитатель . Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На ковролине - картинки с рыбками.) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют.)

    Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

    Воспитатель . Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей).

    Чепухарь . Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

    Воспитатель . Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. (Дети договариваются говорить по очереди.) Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей).

    Воспитатель . Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.)

    Чепухарь . А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

    Воспитатель. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

    Чепухарь. А вот это как называется? (Показывает на плавники и хвост.) (Плавники.)

    Чепухарь. А зачем рыбам плавники? (Ответы детей).

    Воспитатель . Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

    Чепухарь. Вот это да! Как интересно! А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

    Воспитатель . Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а рыбы... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

    Воспитатель . Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание.) Давайте расскажем Чепухарю, почему рыбы все разные. (Ответы детей).

    Воспитатель. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации.) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

    Воспитатель . Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде.

    А как рыбки рождаются? (Ответы детей).

    Воспитатель. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята тебе еще раз расскажут по схеме, чем отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме.)

    Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тепа + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

    Чепухарь . Ну, теперь я никогда не спутаю рыб. Давайте мне картинки, я выберу всех рыб. (Чепухарь выбирает рыб, выбирает подводную лодку и броненосца.) Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я угадал? (Дети исправляют Чепухаря, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это - животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...)

    Воспитатель . Чепухарь, чтобы правильно узнать рыб, нужно, чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное. Теперь понял?

    Чепухарь . Понял, я еще потом потренируюсь.

    Воспитатель . А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

    Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

    Рыбы. Что вы вяжете?

    Рыболовы . Невод.

    Рыбы. Что вы будете ловить?

    Рыболовы . Рыбу.

    Рыбы. Какую?

    Рыболовы . Щуку.

    Рыбы. Ловите!

    Рыболовы догоняют рыбу.

    Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

    Алёна Хамова
    «Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

    Цель : обобщение знаний о рыбах.

    Программное содержание :

    Образовательные задачи :

    Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

    Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

    Закреплять умения обобщать и классифицировать.

    Закреплять умения составлять и решать задачи.

    Уточнить представления о свойствах предметов данном случае об объёме) .

    Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

    Развивающие задачи :

    Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

    Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

    Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

    Воспитательные задачи :

    Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

    Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

    Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

    Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

    Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

    Организационный момент :

    Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

    Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

    Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

    Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

    Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

    Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

    Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

    Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

    Какие животные называются рыбами?

    Где живут рыбы ?

    Какие бывают рыбы ?

    Какие части тела есть у рыб?

    Чем покрыто тело рыб?

    Что помогает рыбам плавать?

    Чем питаются рыбы ?

    Алгоритм развития рыб

    Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

    Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

    Игра «Чей дом»

    У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

    Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

    Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

    Молодцы, всех рыб расселили.

    Пальчиковая игра «Рыбка »

    Рыбка плавает в водице ,

    Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

    Рыбка , рыбка , озорница,

    Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

    Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

    Крошку хлебную взяла

    Делают хватательное движение обеими руками

    Рыбка хвостиком махнула ,

    Рыбка быстро уплыла

    Снова «плывут» .

    Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

    Физминутка :

    "Рыбка ".

    Рыбка рыбке говорила ,

    Плавничками шевелила :

    "Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять :

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка".

    (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    Игра «Логические таблицы»

    Воспитатель приглашает детей за стол.

    -Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

    Молодцы, всех рыб нашли.

    Игра «Составь и реши задачу»

    Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

    Молодцы, составили и решили задачи.

    Игра «Родственные слова»

    Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

    (На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

    Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

    «Аквариум»

    Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

    Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

    Какой формы наш аквариум?

    Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

    Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

    В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

    Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

    (Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

    Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

    Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

    Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

    Публикации по теме:

    Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

    Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.