• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    /Getty Images/Pascal Rondeau

    Ровно 20 лет назад, попав в тяжелую аварию на трассе в Имоле, из жизни ушел один из величайших гонщиков в мировой истории – Айртон Сенна. Величайший талант, феноменальная скорость, чудеса под дождем, постоянная жажда новых побед – это все про легендарного бразильца, оставившего огромный след в истории «Формулы-1» и автоспорта в целом. Основные вехи биографии великого гонщика хорошо известны поклонникам автоспорта – преследование лидеров в залитом дождем Монте-Карло на скромном «Тоулмене» в 1984 году, первая победа в Эшториле-1985, квалификация «за гранью» в Монако-1988, легендарное противостояние с Аленом Простом, увенчавшееся тремя потрясающими развязками в Японии в 1988-1990 годах… Но есть и другой, не так хорошо известный широкому кругу людей Сенна. Сегодня, в годовщину трагедии на Гран-при Сан-Марино, мы вновь вспоминаем о бразильском «Волшебнике».

    У маленького Айртона было не все в порядке со здоровьем. В детстве у Сенны были серьезные проблемы с двигательными функциями. Малышу было трудно даже справиться с самыми простыми лесенками – всего несколько ступенек становились для ребенка проблемой. Нейде Сенна (мама Айртона) вспоминала, что маленькому Айртону всегда давали две порции мороженого, так как одну из них малыш неизбежно ронял на пол.

    Сенна мог не стать профессиональным гонщиком. В 1981 году Сенна здорово выступил в «Формуле-1600» и, казалось, должен был двигаться дальше вверх по формульной лестнице. Однако Айртону пришлось вернуться в Бразилию по требованию отца, отказавшегося спонсировать сына в следующем сезоне и желающим, чтобы парень наконец взялся за ум и поступил в университет. Своих денег у молодого гонщика не было, а других спонсоров найти было практически нереально – Айртону пришлось подчиниться. Всю осень и зиму он помогал отцу в бизнесе и то ли сумел его уговорить, то ли папаша сам сдался, устав смотреть на потухший взгляд сына, и, смилостивившись, отправил будущего «Волшебника» назад в Европу, к яркой и блестящей карьере.

    Сенна – девичья фамилия матери Айртона. Решение выступать под этой фамилией бразилец принял по двум причинам: во-первых, он не желал рисковать собственной фамилией в случае неудач, боясь дискредитировать семью, во-вторых, настоящая фамилия да Силва в Бразилии является чем-то вроде «Иванова» и «Петрова» в России, то есть крайне распространена и не сильно выделяется.

    Айртон не слишком любил конкуренцию внутри команды. В 1985 году Сенна выступал в «Лотусе» вместе с Элио де Анджелисом, не слишком стремившемся уступать будущей легенде. После непростого совместного сезона де Анджелис покинул конюшню, но на его место пришел не перспективный Дерек Уорик – Сенне не хотелось, чтобы команда распыляла свои усилия между двумя гонщиками, – а аристократ из Шотландии Джонни Дамфриз, от которого чудес никто не ждал. И действительно, Дамфриз уступил Сенне по всем статьям и покинул «Формулу-1» уже на следующий год.

    У Сенны были очень плохие отношения с Нельсоном Пике. В «Формуле-1» Сенне противостоял не только Ален Прост – еще одним антагонистом был друг француза и соотечественник Айртона – Нельсон Пике, правда выяснение отношений с ним чаще случались за пределами трассы. По слухам, именно Пике помешал подписанию контракта Сенны с «Брэбэмом» в 1984 году, не желая видеть в напарниках молодого таланта. Два великих бразильца не ладили друг с другом – Нельсон еще в середине 80-х не раз позволял себе пренебрежительные высказывания в адрес молодого соотечественника, Айртон же не оставался в долгу. Яркие примеры «словесной» войны двух гонщиков: Нельсон запустил слух о гомосексуальности Сенны, заявив, что тот неспроста холоден к девушкам. Айртон же ответил намеком, что неплохо знает жену Пике Катарину как женщину.

    Сенна ставил автоспорт выше личной жизни. Женщин в жизни Сенны на самом деле было много – Пике совершенно зря беспокоился. Однако семейного счастья бразилец так толком и не познал, и виной тому то, что Айртон всегда предпочитал гонки девушкам. В 1981 году бразилец женился на подруге юности Лилиан, однако та вскоре ушла от него, так как жизнь с гоночным маньяком казалась ей невыносимой. Еще бы, ведь Сенна жил гонками 24 часа в сутки – он думал о них постоянно и даже на пике карьеры не позволял себе расслабляться и ежедневно истязал себя тяжелыми тренировками, которые позволяли поддерживать прекрасную физическую форму. После этого, за редким исключением, бразилец менял женщин как перчатки – он встречался с моделями, актрисами, аристократками, телеведущими. Последней любовью стала португальская модель Адриана Галистеу, во время романа с которой Сенна стал задумываться о семье, но планам сбыться было не суждено.

    У Сенны были интересы и помимо автоспорта. Айртон увлекался в свободное время водными лыжами, рыбалкой и весьма нетипичным для профессионального гонщика занятием – авиамоделированием. Бразилец говорил, что если бы в его жизни не было «Формулы-1», он стал бы летчиком-истребителем – сверхзвуковые скорости ему по душе. А любимая еда Сенны – сэндвичи с колбасой, сыром, кетчупом и клубничным джемом.

    Ради победы в гонке Сенна был готов на все. Во время Гран-при Сан-Марино 1989 года тлеющий конфликт между Простом и Сенной наконец взорвался. Пилоты заключили соглашение – «Макларен», без сомнения, обладал быстрейшей машиной, и партнеры по команде договорились не атаковать друг друга в первом повороте. Сенна с поула ушел в гонку первым, однако спустя всего четыре круга Герхард Бергер разбил в «Тамбурелло» свою «Феррари» и гонку остановили. Рестарт лучше принял Прост, войдя в первый поворот первым, однако Сенна, вопреки уговору, вошел в вираж буквально колесо в колесо с французом и уже в следующем повороте перехватил лидерство! Айртон в итоге выиграл ту гонку, Ален стал вторым. Взбешенный Прост не подал руки Сенне на подиуме и обвинил напарника в предательстве, бразилец же критики не принял, заявив, что не мог поступить иначе, да и формально то был уже пятый, а не первый круг. С того момента Прост и Сенна на долгое время стали врагами.

    Сенна без раздумий шел на риск ради других. Наверняка многие знают эту историю, но грех ее не вспомнить лишний раз. В сезоне-1992 во время квалификации к Гран-при Бельгии французский пилот Эрик Кома разбил болид на задней прямой трассы в Спа. Машина стояла в опасном месте, где гонщики ехали на очень высокой скорости, и Сенна, не раздумывая, остановил автомобиль. Рискуя жизнью, он побежал к болиду Кома, чтобы успеть отключить на электропитание до начала пожара. Спустя год в Спа Айртон поступил точно так же, остановившись на трассе, чтобы помочь попавшему в тяжелейшую аварию в «Красной воде» Алессандро Дзанарди.

    Сенна не был популярен во всех странах. В Бразилии Айртона боготворили, для японских фанатов он также успел стать родным, но к примеру, во Франции бразилец по понятным причинам не пользовался популярностью. А в 1992 года Сенну остановили на трассе в Великобритании и оштрафовали за превышение скорости. По легенде, полицейские сказали бразильцу: «Сначала научись ездить как Мэнселл, парень».

    В 1993 году Сенна мог покинуть «Формулу-1». После сезона-1992, когда «Уильямс» уничтожил всех соперников, Айртону стало ясно, что бороться за титул можно лишь за рулем сине-желтой машины. Через комментатора BBC Джеймса Ханта он передал Фрэнку Уильямсу сообщение о желании гоняться за английскую команду даром, однако бразильца опередил Ален Прост, заключивший контракт с «Уильямсом» и де-факто наложивший вето на приход Сенны в коллектив. Бразилец, понимая, что в 1993 году ему мало что светит, всерьез подумывал о переходе в CART, но Рону Деннису удалось убедить пилота подписать контракт на одну гонку, потом еще на одну и еще… В итоге, подписывая до лета контракты лишь на отдельные Гран-при, Сенна так и провел весь 1993 год в «Макларене», покинув окончательно Уокинг лишь в конце сезона.

    У Сенны было много прозвищ. В детстве родные называли маленького Айртона «Беку», а когда еще молодой бразилец переехал в Европу для выступления в формульных чемпионатах, англичане прозвали его «Гарри», так как его полное имя показалось им слишком сложным. Уже позже гонщик получил прославившие его прозвища «Человек дождя» и «Волшебник» за частые феерические выступления на гоночных треках, в особенности за его «магию» в дождевых гонках.

    Ограничение скорости на пит-лейн было введено из-за Сенны. Гран-при Европы 1993 года в «Донингтон-Парке» является одной из самых знаменитых гонок Сенны – бразилец в ходе первого круга захватил лидерство, пройдя четырех соперников и к финишу буквально аннигилировал пелотон, привезя 83 секунды на финише Дэймону Хиллу, ставшему вторым. Но тот Гран-при прославился не только блестящим перфомансом – на 57 круге Айртон поехал на пит-стоп, желая сменить дождевую резину на слики, но, заметив усиления дождя, уже на пит-лейн передумал. Помахав рукой механикам, не снижая скорости, Сенны понесся дальше. Боксы «Донингтон-парка» расположены на внутренней части трассы, таким образом бразилец фактически «срезал» заключительный медленный поворот и установил быстрый круг, который пришлось признать легальным – ограничения скорости на пит-лейн тогда еще не существовало. Именно после той гонки ФИА признала абсурдной ситуацию и установила лимит в 80 км/ч на пит-лейн, позже подняв планку до 100 км/ч.

    Сенна обладал горячим нравом. В 1993 году после финиша Гран-при Японии Эдди Ирвайн стал жертвой рукоприкладства Сенны. В гонке ирландец, отставая на круг от бразильца, решил того обогнать, чем помешал Айртону и вызвал его сильное недовольство. Гонку бразилец выиграл, обозвав Ирвайна «клиническим идиотом», а после финиша навестил боксы «Джордана», где сказал Эдди пару ласковых и ударил ирландского пилота по лицу. «Вот подвалило немного фунтов стерлингов», – по словам Ирвайна, именно это Эдди подумал в тот момент.

    Напарником Сенны был один из самых веселых гонщиков в «Формуле-1» . После ухода Алена Проста из «Макларена» место француза занял весельчак Герхард Бергер. Австрийцу тяжело было в каждой гонке соответствовать уровню Сенны и по большей части он выступал в роли «оруженосца», кроме того, чрезвычайно положительно влияя на Айртона и обстановку внутри коллектива. Причиной тому служили шутки Бергера, а также ответные действия Сенны. Однажды Сенна похвастался новым дорогим ударопрочным кейсом, что Бергер тут же не преминул проверить, выкинув дипломат с крайне важными документами из вертолета с высоты. В другой раз Герхард запустил в гостиничный номер Сенны лягушек, а когда тот пришел к нему с яростными воплями, невинно спросил, нашел ли Айртон змею. Также Бергер менял Сенне фотографию в паспорте на фото обнаженной красотки. Бразилец старался не оставаться в долгу – склеивал все кредитки Бергера и заливал пену для бритья в туфли австрийца перед званым ужином. Словом, в годы совместного выступления в «Макларене» Бергера и Сенны скучать ни им, ни команде не приходилось!

    У Сенны было большое сердце . Некоторые несправедливо считали Айртона бездушным эгоистом, полагая что для него существует только он сам, гонки и трофеи. После смерти бразильца выяснилось, что тот жертвовал огромные деньги на борьбу с бедностью – незадолго до трагедии в Имоле гонщик основал фонд «Ayrton Senna Foundation», призванный помогать молодым людям из Бразилии и других стран. При жизни Айртон предпочитал не распространяться об этом, так как не желал публичности. Все свое состояние (около 400 миллионов долларов) Сенна также завещал на благотворительность.

    Прожив короткую, но невероятно яркую жизнь, Сенна погиб во время гонки – того, что составляло смысл его существования. Он никогда не позволял себе останавливаться и довольствоваться малым. Айртон, без сомнения, является одной из величайших личностей в истории автоспорта. Причем его величие проявлялось не только на трассе, но и за ее пределами. Потрясающий гонщик и потрясающий человек, который не может никого оставить равнодушным к своей фигуре. И сегодня, спустя 20 лет после гибели, Сенна продолжает жить в сердцах миллионов людей, которых он вдохновил и для которых стал кумиром.

    Последний круг Сенны

    Когда через два с половиной месяца после трагедии в Имоле сборная Бразилии в серии послематчевых пенальти победила итальянскую команду, футболисты посвятили триумф погибшему соотечественнику. На могилу Сенны приходит больше народу, чем к Джону Кеннеди или Элвису Пресли. Как на днях признался бывший президент Макс Мосли, после Гран-при Сан-Марино политики всерьёз заговорили о запрете Формулы-1 как таковой. Считается, что незаменимых нет, но заменить Айртона Сенну было невозможно - после его гибели меняться пришлось Формуле-1, а остальному миру - лишь скорбеть об утрате настоящего героя…

    Расцвет автоспорта

    Во времена Айртона Сенны Формула-1 переживала один из бурных периодов расцвета. Началась эра турбодвигателей, гонщики и инженеры были одержимы скоростью, компромиссы здесь презирались. Когда пришёл Сенна, на трассах блистал Ники Лауда, «Макларен» был неудержим. Но в 1986-м на тестах погиб Элио де Анжелис, с которым Айртон выступал в «Лотусе».

    Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью. Всего четыре года назад погибли Жиль Вильнёв и Рикардо Палетти. Публика помнила, что автогонки сами по себе небезопасны. Правда, граунд-эффект к тому моменту уже был запрещён: хотя генерируемая им прижимная сила и давала явное преимущество, недостатки идеи делали машину неуправляемой и опасной.

    После сезона 1988 года - через два с половиной года после гибели де Анжелиса - в Формуле-1 запретили турбодвигатели. Вместо укрощения мощностей инженеры занялись тем, чтобы оптимизировать поведение машины. Появилось множество электронных помощников - активной подвески, антипробуксовочной системы и ряда других. В гонки добавился элемент программирования, «Макларен» потерял лидерство в чемпионате, и на первый план вышел «Уильямс».

    С «Маклареном» Сенна выиграл уже три чемпионата, но последние два года уверенно доминировал «Уильямс», приведший к титулу Найджела Мэнселла и Алена Проста. Перед сезоном 1994 года в Гроув перебрался и Сенна. Правда, вспомогательные системы тоже запретили, и Эдриану Ньюи пришлось перестраиваться и менять подход, как и всем остальным.

    Без трэкшн-контроля и активной подвески FW16 была практически неуправляемой - очень нервной и нестабильной. Автомобиль был эффективен лишь в очень узком диапазоне условий, и стоило им измениться - машину срывало с траектории. Тем не менее Сенна намерен был сражаться за чемпионский титул и завоевал поулы к трём первым Гран-при сезона.

    Чёрный уик-энд в Имоле

    Гран-при Сан-Марино начался с жёсткой аварии Рубенса Баррикелло в тренировках. Бразилец отделался повреждением рёбер и сломанным носом. Уже на следующее утро Баррикелло был в паддоке, хотя за руль не садился. Однако в квалификации после удара об отбойник на скорости 315 км/ч погиб Роланд Ратценбергер - перелом основания черепа. Он умер не приходя в сознание.

    На следующий день на втором после рестарта круге вылетает в «Тамбурелло» и врезается в отбойник. Гравийная ловушка немного сбила скорость, но в момент столкновения она составляла свыше 200 километров в час. Рычаг подвески пробил шлем и вошёл в череп Сенны. Когда его доставили в больницу, мозг был уже мёртв, врачи оказались бессильны.

    Айртон Сенна да Силва родился в 1960 году в Сан-Паулу, Бразилия, и с раннего детства увлекался машинами. Будущий трехкратный чемпион мира «Формулы-1» впервые сел за руль картинга в возрасте 4 лет – этому поспособствовал отец гонщика, занимавшийся в то время продажей земли и имевший неплохой заработок.

    В 13 лет Айртон принял участие в своей первой гонке на картинге. Она проходила на городских улицах. В качестве квалификации молодые гонщики вытягивали «в слепую» бумажки со стартовыми номерами. Сенне повезло, ему досталась бумажка с номером один, и он стартовал с «поула». Во время гонки неопытный пилот медленно проходил повороты, однако на прямых маленький Сенна был быстрее всех: все остальные гонщики были больше него и, как следствие, тяжелее, а значит, могли развить меньшую максимальную скорость. В одном из поворотов в Айртона врезались сзади, и он вылетел с трассы, сойдя со своей первой гонки.

    Первая неудача никак не отразилось на дальнейших успехах Сенны: спустя 4 года гонщик выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. После победы на своем континенте пилот принял участие в чемпионате мира, однако ни разу не смог выиграть гонку, семь раз заняв второе место по ходу сезона.

    В 1978 году гонщик переехал в Европу, где пересел в формульную машину и принял участие в серии «Формула-Форд 1600», где в первом же сезоне одержал уверенную победу. Затем, в 1982 году Сенна выиграл британский и европейский чемпионаты в серии «Формула-Форд 2000» и продолжил приближаться к мечте стать гонщиком «Формулы-1», перейдя в британский чемпионат F3. Там он выиграл 13 гонок из 20.

    История только начинается...

    По ходу выступления в «Формуле-3» в 1983 году гонщик тестировал машины различных команд F1: «Уильямс», «Макларен», «Брэбем», «Тоулман». В итоге он получил место боевого пилота в последней из них на сезон 1984 года. Интересный факт: до выступления в F3 пилот выступал под фамилией отца - Да Силва, но так как она была достаточно сильно распространена в Бразилии, он начал использовать фамилию матери - Сенна.

    Первое Гран-При за команду Toleman для Сенны закончилось сходом. Однако уже со второго этапа, в Кьялами, гонщик начал показывать свой талант пилота и занял 6 место, продемонстрировав отличный результат по ходу заезда, несмотря на более технически совершенные болиды своих соперников. Гонщик три раза оказывался на подиуме за весь сезон. В самом престижном Гран-При Монако Айртону удалось занять второе место, показав невероятную езду по мокрой трассе и опередив соперников на более быстрых машинах. По итогам сезона гонщик набрал 13 очков и 9 место в личном зачете.

    В следующем году, несмотря на двухлетний контракт с Toleman, Айртон Сенна перешел в команду Lotus, где должен был продемонстрировать выдающиеся результаты. Однако болид Lotus оказался слишком прихотливым и ломучим, поэтому из 16 гонок пилот смог доехать до финиша лишь в девяти, выиграв из них всего две: в Португалии и Бельгии. По итогу сезона Айртон принял решение продолжить выступать в F1 на автомобиле Lotus, заняв при этом 4 место в чемпионате.

    Перед следующим сезоном 1986 года инженеры Lotus хорошо поработали над машиной. В первом Гран-При в Бразилии Айртон смог занять второе место, уступив лишь своему соотечественнику Нельсону Пике. На втором же этапе гонщик одержал первую долгожданную победу. Но счастье продлилось недолго: уже на третьем Гран-При у «Лотуса» снова начались проблемы с надежностью, и лидировавший на тот момент в чемпионате Сенна вынужден был сойти с дистанции.

    По ходу сезона пилот еще 5 раз не сможет завершить гонку из-за технических неполадок, в результате чего «Формула-1» станет «полем битвы» между «Уильямс» и «Макларен». Несмотря на еще одну победу и 6 подиумов за сезон, Айртон Сенна закончил выступление лишь на 4 строчке в личном зачете.

    Последний сезон в Lotus для Айртона Сенны закончился дисквалификацией в финальной гонке. Сначала компания Renault, поставлявшая для команды двигатели, объявила об уходе из автоспорта, и вместо них в команде начали использовать более надежную и мощную Honda. Однако начало сезона для гонщика все равно выдалось «не очень», но затем ему удалось выиграть подряд Гран-При Монако и США, что сразу сделало его лидером чемпионата.

    «Уильямс», в свою очередь, тоже не дремала, и вскоре Мэнселл и Пике опередили Сенну по количеству побед. После Гран-При Мексики, где Айртон вылетел с трассы и не смог завершить гонку, соперники полностью лишили его возможности завоевать долгожданное чемпионство. Однако на подготовке к предпоследней гонке сезона в Японии Найджел Мэнселл получил серьезные повреждения во время аварии и не смог продолжить выступление в текущем году.

    Это давало Сенне шанс выйти по итогу сезона на второе место.

    За последние две гонки пилот два раза подряд занял второе место, однако после Гран-При Австралии стюарды дисквалифицировали пилота: отверстия для охлаждения тормозов на «Лотусе» были шире, чем оговорено в регламенте. В результате Сенна довольствовался лишь третьим местом по итогу чемпионата.

    Заклятые враги: Ален Прост и Айртон Сенна

    С 1988 года Айртон Сенна перешел в McLaren, где на тот момент в качестве боевого пилота уже находился двухкратный чемпион мира Ален Прост. Так было положено начало одному из самых жестких противостояний в автоспорте за всю его историю. Из 16 Гран-При гонщики «Макларен» выиграли 15. Восемь побед принадлежало Сенне, семь Просту.

    По итогам сезона для подсчета очков бралось лишь 11 лучших гонок у каждого пилота, поэтому чемпионство «Формулы-1» 1988 года досталось Айртону Сенне.

    За чемпионство 1989 года боролись те же двое. Сенна показывал отличную езду на «мокрых» Гран-при и часто брал поул-позицию, а Прост лидировал на сухой трассе и часто не давал Сенне пройти себя.

    Чемпионом в итоге стал Ален Прост после инцидента на трассе в Судзуке. Сенна совершил опасный маневр в попытке обогнать Проста, в результате чего гонщики столкнулись. Сенна смог доехать до боксов, поменять антикрыло и выиграть гонку, однако после финиша он был дисквалифицирован.

    После инцидента Айртон заявил, что он был «грубо ограблен». FIA такое высказывание не понравилось: Сенну оштрафовали на 100 тысяч долларов и временно лишили лицензии на участие в F1. К началу следующего сезона конфликт между гонщиком и федерацией автоспорта был улажен, и ему вернули суперлицензию.

    В 1990 году Прост ушел в Ferrari, объяснив это тем, что в «Макларен» ему предпочли Сенну. Но в итоге исход сезона решился на той же трассе, что и в прошлом году. Оба пилота вновь столкнулись в борьбе и, не желая уступать друг другу, столкнулись на первом круге. Обоюдный сход Сенны и Проста привел к тому, что Айртон снова стал чемпионом, поскольку на момент аварии у него в запасе было больше очков.

    Позже, по данным телеметрии выяснилось, что в момент аварии Сенна даже не пытался затормозить. Спустя год гонщик признался, что намерено спровоцировал аварию в качестве мести Просту за 1989 год.

    Новый сезон, новый соперник

    1991 год запомнился зрителям борьбой между пилотами McLaren и Williams: Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом. В начале сезона Айртон одержал 4 победы, но уже к середине года удача повернулась лицом к Мэнселлу. К концу сезона между пилотами восстановилось равновесие по очкам. Все решилось на Гран-при Японии, где Мэнселл вылетел с трассы и не смог продолжить гонку. По результатам сезона чемпионский титул в третий раз достался Айртону Сенне.

    В сезоне «Формулы-1» 1992 года преимущество было за Williams. В межсезонье инженеры команды отлично поработали над болидом. Мэнселл выиграл 9 Гран-При из 16 и досрочно стал чемпионом мира. Сенне удалось одержать лишь три победы, одну из которых, в Монако, он смог «завоевать» лишь из-за прокола колеса у Мэнселла за 10 кругов до окончания гонки.

    На сезон 1993 года у Сенны не было контракта ни с одной командой F1. У Mclaren открылась новая проблема: «Хонда» ушла из «Формулы-1», а значит, нужно было искать новые моторы.

    Renault сразу отказались поставлять двигатели для Mclaren, по причине того, что их моторы уже использовались в Williams. В итоге выбор команды пал на Ford, однако в контракте сразу оговаривалось, что для Mclaren они будут поставлять менее мощные моторы, чем для их давних клиентов из «Бенеттон». Но выбора не было, и в McLaren согласились с условиями, надеясь на то, что им удастся сделать более легкое и усовершенствованное шасси.

    В межсезонье автомобиль был готов, и за его рулем на тестах оказался Сенна, который понял, что инженерам удалось приложить много усилий и получить достойный результат, но скорости у болида все равно было недостаточно. Оценив ситуацию, гонщик хотел покинуть «Макларен» и перейти в Williams, откуда Мэнселл ушел в Indycar, а на его место вернулся Прост. Но Ален убедил команду, что кандидатура Сенны не лучшая, и в итоге команда отказала Айртону. Тогда Mclaren предложил не подписывать контракт на весь сезон, а заключать соглашение на каждую гонку по отдельности.

    В результате первые три гонки сезона 1993 года для Сенны выдались удачными: второе место и две победы подряд.

    Самая яркая из них - на Гран-При Европы, которое проходило под проливным дождем. Сенне удалось совершить несколько блестящих обгонов по ходу гонки. После данного этапа пилот получил прозвище «Человек дождя» за невероятное мастерство пилотирования в тяжелые погодные условия.

    После четвертого удачного этапа в Монако Сенна заключил с Mclaren контракт на весь оставшийся сезон, но к тому моменту Ален Прост смог лучше приспособиться к машине Williams, и к концу сезона в его багаже было больше очков. Сенна в этом году довольствовался лишь титулом вице-чемпиона.

    Роковой Williams

    К сезону 1994 года Williams оказалась самой продвинутой и технологически совершенной командой. Внутри болида устанавливался самый надежный и мощный двигатель от Renault, который в прошлом сезоне привел Алена Проста к чемпионству. Но в первом же Гран-при за Williams Сенна сошел с дистанции, уступив победу новичку - Михаэлю Шумахеру. Второй этап сезона закончился для Айртона на первом круге, после аварии с Микой Хаккиненом, а затем и с Николой Ларини.

    Третье Гран-при в Сан-Марино стало для Айртона Сенны роковым.

    Гран-при Сан-Марино 1994 года

    Уик-энд в Сан-Марино стал самым страшным событием в автоспорте за всю его историю. В пятницу на тренировке в аварию попал Рубенс Барикелло. Он сломам нос и ребра, и не смог продолжить выступление в текущем уик-энде. Затем, на квалификации трагически погиб Роланд Ратценберг, врезавшись в стену в повороте Villeneuve на скорости 320 км/ч. И после всего, на седьмом круге гонки в повороте «Тамбурелло» в стену врезался Айртон Сенна.

    Машину гонщика сорвало с траектории. После аварии пилот остался неподвижно сидеть в разбитой машине, что свидетельствовало лишь об одном: у Айртона серьезные повреждения. В скоро времени зрители смогли увидеть, как голова Сенны шевельнулась, но, к сожалению, это оказался лишь мышечный спазм: мозг пилота был сильно поврежден.

    Стюардам удалось вытащить истекающего кровью гонщика из машины, после чего он был загружен в вертолет и доставлен в больницу, где врачи после электроэнцефалограммы констатировали биологическую смерть мозга. Такой диагноз означал, что жизненные функции тела Айртона смогут функционировать, но вернуться к обычной жизни или хотя бы открыть глаза он уже никогда не сможет. В рукаве комбинезона у пилота нашли австрийский флаг: вероятно, Сенна хотел посвятить свою победу погибшему за день до него гонщику Ратценбергу, но никому об этом не сказал.

    Врачи приняли решение отключить тело Сенны от аппарата жизнеобеспечения. В 18 часов и 40 минут смерть величайшего пилота современности, Айртона Сенны, была официально констатирована.

    После расследования происшествия эксперты пришли к выводу, что во время удара переднее правое колесо вместе с рычагами подвески отлетело в голову болида и пробило шлем. Пилот получил травму, несовместимую с жизнью.

    Жизнь Айртона Сенны оборвалась с той же молниеносной скоростью, с которой он показывал высший пилотаж на лучших трассах мира.

    Память о величайшем пилоте современности увековечена в скульптуре мастера Стефано Пьеротти на автодроме в Имоле, а также в фильме «Сенна» режиссера Асифа Кападиа.

    1994 г. Гибель гонщика Айртона Сенны

    После изобретения автомобиля появление автомобильного спорта не заставило себя долго ждать. Историки говорят, что первое автомобильное соревнование прошло 1894 году в Париже. Вскоре подобного рода состязания прошли в Германии, Италии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании. Они вызывали бурный восторг публики. Правда, на первых порах автогонки считались экзотическим развлечением. Лишь впоследствии, вместе с развитием техники, они приобретали все больший интерес. Это касалось как участников соревнований из числа богатых энтузиастов, так и зрителей, устроителей соревнований, а позже и богатых спонсоров. 1920–1930-е годы стали периодом первого европейского чемпионата среди гоночных машин - Автогонки Гран-при. Именно на его основе в послевоенное время (с 1950-х годов) возник чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами - знаменитая «Формула-1». Уже в те времена он снискал себе известность как самый дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.

    Безопасности участников соревнований и зрителей организаторы «Формулы-1» с самого начала уделяли огромное внимание. Установилось правило, по которому ни один болид не может выйти на старт гонки без прохождения всех необходимых проверок. Это касается и краш-тестов, и тщательного технического осмотра непосредственно перед стартом. На части гоночной трассы оборудуются боксы команд, где во время гонки может производиться дозаправка, смены резины, изменение настроек, быстрый ремонт машины. Такие участки гонщики называют пит-лейнами, а остановки машин в боксах команд - пит-стопами. Кроме всего прочего, в месте проведения гонок дежурят машины медицинской и других спасательных служб. Имеются также специальные автомобили безопасности - пейс-кары. Их используют в случае внезапного возникновения опасных участков на трассе. Когда пейс-кар выезжает на трассу, основная группа гонщиков должна выстроиться за ним в ряд и следовать на сниженной скорости. В это время на других участках трассы устраняются возникшие неполадки, преграды и т. д. Когда устранение неполадок завершается, пейс-кар покидает трассу, а гонка возобновляется в полном режиме.

    К подобной системе чемпионат шел не один год. Особенно остро вопрос безопасности дал о себе знать в 1994 году. Этот сезон оказался едва ли не самым трагичным за всю историю «Формулы-1». На гоночной трассе возле города Имола в Италии проходил Гран-при Сан-Марино. 29 апреля там потерпел катастрофу автомобиль бразильца Рубенса Баррикелло. Гонщик разбил себе нос и переломал ребра, но остался жив. 30 апреля в результате аварии на гоночной трассе погиб австрийский пилот Роланд Ратценбергер. А 1 мая та же учесть постигла одного из самых знаменитых на тот момент гонщиков - бразильца Айртона Сенну. В историю автогонок эти трагические события вошли как «черный уик-энд» и вызвали массу вопросов об их причинах и последствиях. Тем более что до этого уик-энда на чемпионатах «Формула-1» целых двенадцать лет не было аварий со смертельным исходом. Гибель трехкратного чемпиона мира, профессионала автомобильных гонок, не могла не вызвать детальнейшего расследования обстоятельств, ее повлекших. Авторитет «Формулы-1» мог быть поставлен под сомнение…

    Бразилец Айртон де Сильва Сенна шел к своей славе едва ли не с самого рождения (родился в 1960 году). И это отнюдь не пустые слова. Его отец был крупным землевладельцем и преуспевающим торговцем автомобилями. Будучи первенцем, мальчик мгновенно завоевал отцовское внимание. Вероятно, что уже в первые годы жизни Айртона его отцу пришла в голову мысль о необходимости приобщать сына к автогонкам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в свои четыре года малыш был усажен за руль карта. Каково? Вспомните себя в четырехлетнем возрасте. Что вы тогда осваивали? Трехколесный велосипед? А младший де Сильва уже носился на простейшем гоночном автомобиле с мотором в 1 лошадиную силу. Также отец приказал построить прямо на семейной ферме картодром, чтобы гонки для мальчика стали чем-то само собой разумеющимся. Проча сыну великое будущее в автоспорте, старший де Сильва закрепил за мальчиком и гоночного менеджера. Отец не ошибся.

    В тринадцать лет Айртон впервые принял участие в соревнованиях по картингу. В семнадцать лет он стал победителем чемпионата Южной Америки по картингу и принял участие в чемпионате мира, где в семи гонках занимал вторые места. В двадцать один год он отправился покорять Европу, которая считалась Меккой для автогонщиков, и стал побеждать на чемпионатах разного уровня - «Формула-Форд 1600», «Формула-Форд 2000», «Формула-3». В то время он начал выступать под девичьей фамилией матери, т. к. фамилия де Сильва слишком распространена в Бразилии и существовала вероятность путаницы. С сезона-1984 началась его успешная карьера в чемпионате «Формула-1». Как гонщик, Сенна выступал за команды «Тоулмен», «Лотус», «Макларен». В 1994 году он перешел в команду «Уильямс», став участником которой вскоре погиб.

    Говорят, что Гран-при Сан-Марино 1994 года не задался с самого начала. Кто-то видит в этом злой рок или трагическое стечение обстоятельств. Кто-то верит результатам следствия и считает виновным руководство команды «Уильямс». Кто-то полагает, что «черный уик-энд» стал результатом спланированной диверсии. Что же произошло в Имоле на самом деле? Почему именитый пилот, прозванный «Человеком дождя» за гоночное мастерство в условиях слякотной погоды, не сумел спастись?

    Итак, 29 апреля 1994 года. Земляк и негласно протеже Сенны Рубенс Баррикелло совершал тренировочный заезд. Его болид «Джордан» при повороте задел обочину и на скорости 225 километров в час в буквальном смысле взлетел в воздух. Автомобиль пробил вершину барьера, сооруженного из шин. Еще в полете гонщик потерял сознание. Его «Джордан» совершил немыслимый кульбит, перевернулся еще несколько раз уже после приземления и остановился вверх колесами. Спасатели незамедлительно прибыли к месту крушения. Рубенс был отправлен в больницу. Сенна навестил пострадавшего, несмотря на запрет врачей. После разговора гонщики сделали вывод о необходимости пересматривать стандарты безопасности в «Формуле-1».

    30 мая 1994 года в квалификации перед третьим этапом сезона погиб Роланд Ратценбергер. На квалификационном круге пилот совершил ошибку и был вынужден проехать по гравию. По этой причине заднее антикрыло его «Симтэка» получило повреждение. Это не было замечено и каким-то образом исправлено. Автомобиль двигался дальше по гоночной трассе. На скоростной развязке «Вильнев» поврежденное антикрыло оторвалось. В результате этого автомобиль утратил свою прижимную силу и сорвался с трассы. Скорость его движения на тот момент составляла порядка 314 километров в час. И вот на этой бешеной скорости машина врезалась в бетонную стену. Столкновение, правда, не было лобовым, удар пришелся по касательной. Гоночная машина пролетела еще почти сотню метров. Все это время она переворачивалась. Зрелище было ужасным. Зрители оказались повергнутыми в шок. В результате аварии гонщик получил очень тяжелую травму головы. Медики не могли его спасти. Через час после аварии австрийский пилот скончался, так и не придя в сознание.

    Атмосфера вокруг чемпионата накалилась. На пресс-конференции, предварявшей заезд, 1 мая Айртон Сенна высказал сомнение в целесообразности дальнейшего проведения соревнований после гибели Ратценбергера. Он заявил, что если бы на то была его воля, то он бы точно отменил гонку. «Здесь нет трусов, все знают, за что получают деньги. Но одно дело - просто рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие», - сказал он. Эти высказывания породили впоследствии массу кривотолков. Любители видеть во всем мистику утверждали, что гонщик предчувствовал собственную смерть. Но если обойтись без мистической ерунды, то можно предположить кое-что другое. А если Сенне было известно что-то такое, чего не знали остальные? Он мог иметь некие данные о том, что гонку пытаются планомерно сорвать. Вы спросите: почему он не озвучил их? Возможно, у него не было полноценных доказательств. Или же он был объектом шантажа и ничего не говорил, лишь давая смутные намеки. Впрочем, это лишь предположение.

    Нужно сказать, что зрительский шок во время аварии - это одно, а последующая реакция спортивной общественности - другое. Они могут находиться на совершенно разных полюсах. Вот и гибель малоизвестного австрийского пилота мало кого всерьез взволновала. В жестоком мире «Формулы-1», где даже партнеры по команде зачастую являются заклятыми врагами, такое отношение было в порядке вещей. И тем более симптоматичным выглядит заявление Сенны, сделанное практически накануне старта. Что-то ведь подвигло его к таким мыслям и их публичному изложению. Что могло так потрясти славолюбивого и в достаточной мере циничного Айртона Сенну? Вопросы без ответа…

    А между тем несчастья продолжались. 1 мая уже на старте собственно гонки произошло столкновение автомобилей гонщиков Юрки Ярвилехто и Педро Лами. В результате этого обломки их машин разлетелись в разные стороны, частично обрушившись даже на зрителей. Девять человек, не считая самих пилотов, получили ранения. Во время одного из пит-стопов в ходе гонки загорелась машина Йоса Ферстаппена. Казалось бы, возник еще один повод отменить или хотя бы приостановить гонку и провести тщательное расследование обстоятельств всех аварий уик-энда. Однако на это не пошли. Слишком большие деньги были вложены в чемпионат, чтобы срывать его практически в самом начале.

    На трассу была выпущена машина безопасности. Следуя за ней, болиды должны были сбросить скорость. Тем временем с трассы убирали обломки машин Ярвилехто и Лами. За машиной безопасности пилоты ехали вплоть до седьмого круга. Затем ее убрали с трассы, и обычное скоростное движение болидов было восстановлено. На седьмом круге и произошла следующая трагедия, которая затмила собой все печальные происшествия того уик-энда.

    Айртон Сенна вошел в скоростной поворот «Тамбурелло». Скорость его болида на момент входа в поворот составляла 310 километров в час. На этом повороте именитый гонщик по какой-то причине не смог повернуть свой «Уильямс». Машина, вместо того чтобы аккуратно вписаться в поворот, пошла прямо. Пилот попытался затормозить. Скорость была сброшена до 220 километров в час. Но справиться с управлением и избежать столкновения с преградой Сенне не удалось. На этой огромной скорости автомобиль врезался в бетонную стену. Это опять же было не лобовое, а касательное столкновение. Однако данное обстоятельство мало что меняло. Несущуюся машину стена буквально стирала, как наждак стирает металлическую деталь. Обломки болида разлетались в разные стороны. От соприкосновения со стеной у автомобиля вырвало колесо. Оно подлетело вверх и вскоре упало, ударив по машине. «Уильямс» остановился…

    Публика, следившая за гонкой на стадионе, миллионы телезрителей во всем мире пришли в оцепенение. Была надежда, что Сенна вот-вот выберется из покореженной машины, снимет шлем и, неистово выражая свои эмоции по поводу инцидента, отправится в ближайший бокс своей команды. У публики были все причины полагать, что такой вариант являлся вполне вероятным. Ведь с бразильцем уже случались аварии. Некоторые из них выглядели гораздо серьезнее, чем эта. Бывало, что машина разбивалась вдребезги, а гонщику все было нипочем - обходилось легкими травмами. В этот раз не обошлось…

    После столкновения его болида с бетонной стеной Сенна из машины не выбрался. К «Уильямсу» быстро подбежал один из стюардов. Бросив взгляд в кокпит (место пилота), он замахал руками. Это был сигнал бедствия. Сомнений не оставалось практически никаких: произошло что-то страшное. Публике лишь оставалось гадать - погиб ли их кумир или остался жив, получив травмы. Между тем гонка продолжалась, и болиды других гонщиков проходили поворот «Тамбурелло». Однако то, что происходило на трассе, в тот момент уже мало кого интересовало. Все внимание было приковано к машине Сенны. Лишь с прибытием медиков гонку приостановили.

    Прибывшие на место аварии врачи извлекли бразильского гонщика из обломков «Уильямса». Внешне Айртон не подавал никаких признаков жизни, но все же был жив. На месте была сделана срочная трахеостомия (введение в трахею специальной трубки). К месту катастрофы прибыл вертолет медицинской службы. Гонщика погрузили в него и отправили в госпиталь для дальнейшего обследования и возможного лечения.

    В госпитале Сенну подключили к аппарату искусственного дыхания. Проведенное обследование показало, что мозг спортсмена к тому моменту был уже мертв. После консилиума медики приняли тяжелое, но в принципе закономерное решение: искусственная поддержка жизни тела Айртона была прекращена.

    Был ли у бразильского гонщика шанс избежать смерти после столкновения его болида с бетонной стеной? Расследование обстоятельств показало, что сама по себе авария могла бы и не вызвать смертельного исхода, если бы не правое переднее колесо машины. От удара оно оторвалось вместе с куском подвески, подлетело вверх и опустилось Сенне на голову. Шлем в данном случае не смог его спасти. Металлический кусок подвески пробил его и нанес смертельную травму.

    Итальянские власти живо принялись за расследование обстоятельств аварии с участием трехкратного чемпиона мира. Оно отличалось тщательностью и, можно даже сказать, дотошностью. По всей видимости, они считали это делом чести. К тому же Сенна являлся наполовину итальянцем, так как его мать родилась в Италии. Ничего подобного по своей масштабности после гибели Роланда Ратценбергера итальянская прокуратура не начинала. Понадобилась смерть известнейшего гонщика, чтобы начать распутывать клубок странностей «черного уик-энда». Время показало, что следствие было весьма односторонним.

    Расследование оказалось делом непростым. Итальянские следователи не торопились, полагая, что молниеносность в данном случае будет излишней. Поэтому в суд дело было передано только в 1996 году. В качестве подсудимых фигурировали шестеро человек - руководство и технический актив команды, а также организаторы гонки. Основные претензии были выдвинуты к трем представителям команды «Уильямс» - той самой команды, за которую и выступал в «Формуле-1» Айртон Сенна. Эту тройку составили владелец команды Фрэнк Уильямс, технический директор Патрик Хед и шеф-дизайнер Эдриан Ньюи.

    В ходе расследования были установлены причины аварии. Было заявлено, что она произошла из-за технической неисправности гоночного автомобиля «Уильямс», пилотом которого был Айртон Сенна. Следствием было установлено, что накануне гонки пилот высказал нарекания по поводу расположения руля. Бразилец якобы утверждал, что руль в «Уильямсе» расположен неудобно, и просил как-то эту проблему решить, подвинув руль поближе. Просьба, если она и в самом деле имела место, была удовлетворена. Механики разрезали рулевую колонку, вставили и впаяли туда металлическую трубку. За счет этого рулевая колонка и была удлинена. То, что такая техническая операция была проделана, сомнений не возникает. После аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки. Однако эксперты не сумели определить, когда эта поломка произошла: перед аварией или во время столкновения со стеной. Но в качестве основного предположения был избран именно первый вариант. Следствие посчитало, что металлическая вставка отпаялась к седьмому кругу. Руль стал немыслимо ходить, автомобиль потерял управление, а гонщик в данной ситуации оказался бессилен что-либо сделать. Он повернул руль, который по причине поломки уже никак не мог управлять болидом. Неподконтрольный воле пилота «Уильямс» помчался прямо, чтобы в считаные секунды встретиться с непреодолимой для себя преградой.

    В чем же обвинялись подсудимые? Руководству и техническому активу команды «Уильямс» предъявили обвинение в непреднамеренном убийстве. Итальянское законодательство за такой вид преступления предусматривает до пяти лет лишения свободы. Естественно, что обвиняемые с этим не согласились. Поскольку сторона обвинения строила свои доводы на претензиях к состоянию рулевого управления, то сторона защиты оспаривала результаты криминалистической экспертизы. Защита утверждала, что рулевая колонка разрушилась в результате удара о стену, а никак не от халатности механиков. При этом виновным в аварии адвокаты объявили самого Айртона Сенну, который не сумел справиться с управлением при нормально функционировавшем руле. Как быстро герой автогонок, умевший выкручиваться из сложнейших ситуаций на трассе, мастерски водивший болид во время проливных дождей, был объявлен неумехой! Ведь только так, по логике адвокатов, можно назвать гонщика, который без причины потерял управление на совершенно некрутом повороте.

    Суд по данному делу длился более трех лет, однако ясных ответов о трагическом происшествии 1 мая 1994 года так и не было получено. Возможно, потому, что аварии «черного уик-энда» так и не стали изучаться в комплексе. Быть может, тогда были бы вскрыты факты, которые перевернули бы ход следствия и судебного процесса. А так в конце 1997 года суд вынес туманное, если не сказать «мутное», решение. Организаторы гонки и глава команды «Уильямс» были признаны полностью невиновными. Претензии оставались только к техническому директору и шеф-дизайнеру команды. Сторона обвинения требовала для них по году лишения свободы условно. Однако суд посчитал, что в их действиях не было состава преступления. Как говорится, всем спасибо, все свободны.

    Остается непонятным, почему вообще следствие зациклилось исключительно на проблеме рулевого управления «Уильямса» Айртона Сенны. Ведь существуют и другие версии причин катастрофы, произошедшей на повороте «Тамбурелло». Высказывалось мнение, что причиной мог стать недостаточный прогрев шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности. В то время в гоночном мире господствовало мнение, что болид должен быть как можно ближе к земле, с крохотным дорожным просветом. Высота болидов была такой маленькой, чтобы создавать большую скорость движения воздуха, а вместе с тем и низкое давление, прижимающее машину к земле.

    Чем быстрее воздух проходит под машиной, тем ниже его давление. Значит, машину надо уменьшить, чтобы воздух под ее днищем проходил как можно быстрее. Низкая машина лучше прижимается к земле. Однако если днище касается земли, то поток воздуха перекрывается, давление на машину резко падает, сцепление тоже, и прямо на повороте водитель теряет управление. На одиннадцатой секунде седьмого круга из-под днища «Уильямса» Сенны вылетали искры. Это может свидетельствовать о его контакте с поверхностью трассы. Так как до этого покрышки успели остыть за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими.

    Что бы ни было реальными причинами аварии 1 мая 1994 года, эта трагедия стала этапной в истории «Формулы-1». После гибели Айртона Сенны организаторы чемпионата пересмотрели свое видение обеспечения безопасности гонок. Были приняты многие меры, чтобы избежать аварий в будущем либо минимизировать их последствия. Поворот «Тамбурелло» и подобные ему участки на других трассах «Формулы-1» были перестроены. Уроки, извлеченные из первомайской трагедии, навсегда изменили автоспорт.

    Из книги Моя судьба автора Лауда Ники

    Из книги Михаэль Шумахер. Его история автора Хилтон Кристофер

    Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

    1994 Михаил Дудин – поэт; скончался 2 января на 78-м году жизни;Роман Ткачук – актер театра: пан Владек из «Кабачка 13 стульев»; кино: «Служили два товарища» (1968), «Деревенский детектив» (1969), «Ты – мне, я – тебе» (1977) и др.; скончался 10 января;Олег Коротаев – боксер, пятикратный

    Из книги Сергей Сергеевич Аверинцев автора

    Из книги Ликвидатор. Книга вторая. Пройти через невозможное. Исповедь легендарного киллера автора Шерстобитов Алексей Львович

    1994 год В один из приездов в Москву, из телефонных переговоров кого-то из «Измайловских», стало понятно, что «Аксён» сотоварищи посетят проходящие в Лужниках соревнования по единоборствам. До них оставалась пара дней, и я занялся тщательным осмотром прилегающих

    Из книги Алла Пугачева: В безумном веке автора Раззаков Федор

    Из книги Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг. автора Жеребцова Полина

    1994 «Не делайте мне больно, господа» (А. Пугачева – А. Алов)«Любовь, похожая на сон» (И. Крутой – В. Горбачева)«Так и скажи, что не любишь меня» (А. Пугачева)«Ты мне должен закаты» (А. Укупник – А. Алов)«Песня про рушник» (Майборода – Малышко)«Бессонница» (А. Пугачева – Л.

    Из книги Владимир Вениаминович Бибихин - Ольга Александровна Седакова. Переписка 1992–2004 автора Бибихин Владимир Вениаминович

    1994 «Осенний поцелуй» («ЗД» – 1-е – 3 месяца, 9-е, 17-е)«Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД» – 14-е, 3-е, 4-е, 6-е, 10-е, 19-е)«Сильная женщина» («ЗД» – 4-е, 12-е, 2-е, 5-е, 3-е)Итоги-941. «Сильная женщина» («ЗД»)6. «Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД»)8. «Осенний поцелуй»

    Из книги Переписка 1992–2004 автора Седакова Ольга Александровна

    1994 25.03.Привет, Дневник!Живу я в городе Грозном на улице Заветы Ильича. Зовут меня Полина Жеребцова. Мне 9 лет.26.03.На день рождения, 20 марта, мама купила торт с орехами. Мы были в центре. На площади много людей. Люди кричали. Были дедушки с бородами. Они бегали по кругу.Ленин

    Из книги Девица Ноvодворская [Последняя весталка революции] автора Додолев Евгений Юрьевич

    Из книги Без знаков препинания Дневник 1974-1994 автора Борисов Олег Иванович

    1994 Keele , 19.3.1994Дорогой Владимир Вениаминович,Я знаю, что Ольгу и Вас можно поздравить с благополучным разрешением. Посылаю новорожденному ложку на зубок. Мне понравился ее девиз .Наверное, Вам некогда писать? Мне хотелось бы многое Вам рассказать, но сейчас не

    Из книги автора

    1994 PS Напомню: резонанс «нововзглядовских» публикаций был таков, что со мной решил побеседовать начальник управления КГБ (АФБ, МБР, ФСК) по г. Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Он, что называется, на пальцах объяснил нам, что тексты Лимонова и Новодворской

    Из книги автора

    1994 год январь 5 По прочтении... Додин рассказал улыбаясь, что сегодня всю ночь читал обо мне книгу[ 133 ] и очень доволен. Посоветовал Караулову этим заниматься, а не «моментом истины». Только Караулов этого не слышал.Книга и мне нравится - с оговорками. В особенности разбор