• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Бывший пилот «Формулы-1» и чемпион американской гоночной серии CART, итальянец Алессандро Дзанарди выиграл самую главную награду своей жизни - золотую медаль Лондонской Паралимпиады

    Каждый победитель Паралмипиады, да и просто её участник, достоин не просто уважения, а уважения вдвойне. Потому что сражаться на спортивных аренах паралимпийцам приходится не только с соперниками, но и с собственным недугом. И подчас именно эта борьба оказывается самой тяжелой. Но не случайно паралимпийцев называют железными людьми со стальной силой воли.

    11 лет назад, 15 сентября 2001 года, на немецком автодроме Лаузицринг итальянский гонщик Алессандро Дзанарди попал в страшную аварию, в результате чего ему ампутировали обе ноги до колена. Алессандро вообще чудом выжил в той аварии - пока медицинский вертолет вёз его в госпиталь, его сердце останавливалось семь раз. Но провидение или кто-то еще уберег в тот злосчастный день Алессандро от гибели, хотя, по его словам, в первые дни после аварии жить ему совершенно не хотелось.

    Однако Дзанарди, благодаря совершенно фантастической силе воли, которая неожиданно обнаружилась в этом спокойном, вечно немного расслабленном пилоте, заставил себя в кратчайшие сроки в прямом смысле встать на ноги. Как он сам рассказывал впоследствии, огромное впечатление на него произвела книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которую дочь писателя прислала ему в госпиталь. «Тогда я понял, что авария совершенно не изменила меня. Я остался таким, каким был раньше. Я по-прежнему хотел гоняться и выигрывать гонки, и я был твердо уверен в том, что так оно и будет».

    Уже через несколько месяцев Алессандро смог ходить благодаря специальным протезам, а через два года он вернулся на автодром Лаузитцринг и проехал оставшиеся 13 кругов той гонки, завершить которую ему помешала авария. В том же году Дзанарди начал выступать в кузовном чемпионате ETCC, в 2006 году провел показательные заезды на болиде «Формулы-1», а вскоре Дзанарди переключился на велогонки и стал членом итальянской паралимпийской сборной.

    И очень скоро, после всех тех тяжелых испытаний, которые выпали на долю этого мужественного пилота и действительно Настоящего человека, ему улыбнулась Фортуна. В прошлом году он выиграл Нью-Йоркский веломарафон в классе велосипедов с ручным приводом, а на днях завоевал золотую медаль Паралимпиады-2012. Несмотря на последствия аварии одиннадцатилетней давности и далеко не юный возраст (45 лет), Алессандро Дзанарди доказал всем и в первую очередь самому себе, что настоящий спортсмен всегда остается бойцом, что бы с ним не случилось.

    Но не только в итальянской сборной есть такие мужественные спортсмены, как Алессандро Дзанарди. В восьмой день Паралмпиады-2012 сборная России выиграла 11 медалей, 3 из которых - высшей пробы! Российская команда занимает сейчас третье место, опять пропустив вперед сборную Великобритании. Лидирует по-прежнему сборная Китая с 183 медалями, из которых 70 золотых, в активе сборной Великобритании - 118 медалей (31 золотая), Россия замыкает тройку сильнейших с 85 медалями (31 золотая).

    23 октября Алексу Дзанарди исполнилось 52 года. Банально, но факт: 17 лет назад, 15 сентября 2001-го, жизнь итальянского гонщика разделилась на «до» и «после»: в страшной аварии на немецком «Лаузицринге» Дзанарди пострадал так сильно, что медики еле спасли гонщика и были вынуждены ампутировать ему обе ноги: одну на уровне бедра, вторую - у колена. Такое могло бы сломить кого угодно, но вся жизнь Алекса с 2001 года – яркий пример, что сдаваться нельзя нигде и никогда.

    Авария и её последствия

    Сезон-2001 складывался для двукратного чемпиона CART Дзанарди плохо, но именно в Германии Алекс проводил отличную гонку: перед финальным пит-стопом итальянец лидировал. Однако на непрогретых шинах Дзанарди потерял контроль над машиной, которую развернуло. Тёзка Тальяни не сумел объехать болид и врезался в него на огромной скорости. Сам Дзанарди аварию не помнит: как это часто бывает, мозг надёжно стёр неприятные воспоминания…

    Алекс очнулся уже в больнице, выйдя из комы. «Я не мог поднять руки, - вспоминал Дзанарди. - Я весь был в трубках и проводах: у меня было больше телеметрии, чем у болидов Формулы-1! А потом жена Даниэла сказала мне, что я потерял ноги. Но это все равно был хороший день: по крайней мере, я остался жив. Доктора спасли мою жизнь, ведь к моменту доставки в больницу у меня оставалось меньше литра крови. Думаю, на то, что я выживу, ставила только моя жена».

    Дзанарди покинул больницу спустя 48 дней, перенеся 16 операций. Спустя месяц Алекс смог заняться вопросом протезов. Алекс сам спроектировал максимально подходящие ему протезы и спустя месяц научился ходить заново. Спустя год пилот восстановил физическую форму и понял, что хочет вернуться в гонки.

    Возвращение за руль

    «Моя первая машина была сконструирована таким образом, чтобы я мог делать всё руками, - говорит Алекс. - Знаете, мои руки были заняты сильнее, чем у Хендрикса на гитаре! Если бы вы вставили мне в рот швабру, я бы ещё и кокпит протирал! В разговоре с механиками и инженерами я предложил нажимать педаль тормоза правой ногой – той, что осталась подлиннее после аварии. Они ответили, что это невозможно, ведь нужно прикладывать тормозное усилие в сто килограммов.

    Но у меня аллергия на слово «невозможно». Я пошёл домой, взял весы, прислонил их к стене и сказал сомневавшемуся инженеру нажать на них ногой максимально сильно. Он добился 105 кг. Я сказал - моя очередь, и выжал 125 кг. Инженер и не представлял, что я способен на такое. Так что мы установили обычную педаль тормоза с прикреплённой к ней ногой, чтобы моя нога всегда была на педали. После первого же быстрого круга я понял, что теперь смогу снова стать профессиональным гонщиком».

    В 2003 году Дзанарди вернулся на «Лаузицринг» и проехал по нему 13 кругов - именно столько оставалось до финиша злополучной гонки-2001. Кстати, её вообще могли не провести: с момента терактов 11 сентября прошло лишь четыре дня, многие спортивные мероприятия, связанные с Америкой, были отменены, но вот этап IndyCarв Германии всё-таки решили провести, убрав все спонсорские наклейки с болидов.

    Вернёмся в 2003-й. Доктора до последнего не хотели пускать гонщика за руль, мучая проверками («Я сказал им: «Эй, ребята, я потерял ноги, но не голову!») - и напрасно. Быстрейший круг Дзанарди оказался так хорош, что позволил бы ему оказаться на стартовой решётке аж пятым - после такого результата итальянец понял, что готов полноценно возобновить карьеру.

    Фото: Martin Rose/Bongarts/Getty Images

    В 2004-м Дзанарди дебютировал в чемпионате ETCC, который спустя год стал WTCC– чемпионатом мира по турингу. Многие конкуренты называли выступления Алекса не более чем красивым маркетинговым трюком - пока в августе он не выиграл гонку! Ещё по одной победе Дзанарди одержал в 2006, 2008 и 2009 годах, прежде чем завершить карьеру в WTCC.

    В 2014 году Алекс принял участие в сезоне спринтерской серии Blancpain (без особого успеха), а в 2018-м поразил всех во время разового участия в этапе DTMв итальянском Мизано. После 13-го результата в первой гонке Дзанарди финишировал пятым во второй, верно сориентировавшись в непростых погодных условиях.

    Паралимпиада

    И всё-таки главные успехи Алекса после аварии связаны не с автоспортом, а с Паралимпийскими играми. Дзанарди впервые познакомился с ручными велосипедами в 2007 году и постепенно начал уделять всё больше внимания тренировкам на них и соревнованиям. Алексу удалось отобраться в состав сборной Италии на Паралимпиаду в Лондоне, где он просто блистал, завоевав две золотые медали и одну серебряную. Интересно, что две из трёх гонок проходили на автодроме «Брэндс-Хэтч» - прекрасно знакомом Дзанарди по его карьере гонщика.

    Спустя четыре года 49-летний Алекс выступил на Паралимпиаде в Рио-ди-Жанейро - и снова успешно. Дзанарди завоевал личные золото и серебро и добавил к ним ещё одну победу в эстафете.

    Интересно, что «серебряная» гонка Дзанарди состоялась 15 сентября – то есть аккурат в 15-ю годовщину аварии на «Лаузицринге». После финиша у Алекса спросили, ни обидно ли в такой день остаться только вторым. «Ну, всё-таки я закончил этот день лучше, чем 15 лет назад! Лучше быть с серебряной медалью, чем лежать в госпитале в Берлине», - ответил итальянец.

    Что дальше?

    Итак, Дзанарди 52 года. После страшной аварии Алекс добился новых успехов в автоспорте и стал настоящей паралимпийской легендой. Однако на пенсию Дзанарди не торопится: в ближайших планах участие в «24 часах Дайтоны» 2019 года в составе «БМВ». Более того, не исключает Алекс и выхода на старт Паралимпиады в Токио в 2020-м. Разве кто-то удивится, увидев его не просто в протоколе, но и на высшей ступени подиума?

    «Я остался в живых вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Доктора были уверены, что перенести подобные травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошел, и то, что сейчас я сижу здесь, – нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

    Такими словами Алессандро Дзанарди можно начинать любую историю, в которой человек, балансирующий на грани жизни и смерти, остается в живых, своим примером доказывая, что жестокие испытания даются ему, дабы обрести нового себя.

    В 2001 году известный всему миру итальянский гонщик едва не лишился жизни в страшной аварии на одном из этапов гоночной серии CART–на трассе Lausitz. Алекс, как его стали называть после того, как он впервые ушел из Формулы-1 в американский автоспорт, остался жив, но потерял обе ноги, что практически поставило крест не только на его гоночной карьере, но и на его жизни. Но Дзанарди удивил весь мир. Лишившись ног, он будто обрел крылья…

    Жизнь до: Формула-1 и чемпионский дубль в CART

    В Формулу-1 24-летний итальянский гонщик попал точно так же, как тремя этапами ранее это сделал Михаэль Шумахер. Дзанарди, к тому моменту успешно выступающий в Формуле-3000, получил предложение заменить в команде Jordan «бунтаря» Бертрана Гашо, который получил тюремный срок за разборки с таксистом. Конечно, Алекс согласился на предложение Эдди Джордана, но его дебют на Гран-при Испании не был столь ярким, как у его предшественника. До конца сезона-1991 оставалось всего три этапа, и дважды Алессандро сумел финишировать на девятой позиции (Испания и Австралия), после чего получил должность тест-пилота в команде Minardi, где на особые успехи рассчитывать не приходилось.

    В межсезонье итальянец провел тесты с Benetton, но подписал контракт с фактически умирающей командой Lotus, где, не смотря на нестабильный болид, сумел завоевать свой первый и, как оказалось позже, единственный балл в королевских автогонках на этапе в Бразилии-1993. В том заезде финиш не увидела большая часть пелотона, из которой как минимум несколько гонщиков могли уверенно обойти Алекса. Но благодаря их неудачам Дзанарди с 15-й стартовой позиции прорвался в зачетную шестерку. В оставшийся период сезона пилот из Болоньи лишь однажды приблизился к очковой зоне, но катастрофа, произошедшая с ним на Гран-при Бельгии, уже тогда едва не поставила крест на карьере Алекса.

    На тренировке перед стартом этапа в Спа Алессандро попал в страшную аварию в легендарном повороте Eau Rouge. От болида гонщика остался только монокок, а вылетевший в том же месте Айртон Сенна с ужасом наблюдал за тем, как гонщика долго извлекали из болида. Дзанарди выбыл из Больших Призов на целых восемь этапов, вернувшись лишь к пятой гонке следующего сезона. Но, к сожалению, эта авария не была самой драматической в карьере итальянского пилота…

    Возвращение в уже полностью неконкурентоспособный (а в конце сезона – обанкротившийся) Lotus с новым двигателем Mugen Honda не позволило Алексу претендовать на лавры победителя. Не сумев найти команду для выступлений в следующем сезоне, Дзанарди решил покинуть Формулу-1, и попробовать силы в заокеанских чемпионатах.

    В 1996-м Алекс (именно американцы сократили имя Алессандро до привычного им – Алекс) дебютировал в чемпионате PPG IndyCar World Series. Сильная команда Chip Ganassi Racing под управлением Чипа Гэннэси позволила итальянцу продемонстрировать весь свой талант. То, что не получилось у Алекса в Формуле-1, где ему очень часто не везло, он сполна реализовал в США. В дебютном сезоне Алекс с напарником Джимми Вассером завоевали 10 поул-позиций и семь побед. Джимми стал чемпионом, а Алекс занял третье место и получил полностью заслуженное звание «Новичок года». К слову, в том сезоне Дзанарди набрал одинаковое количество баллов с Майклом Андретти из команды Newman/HaasRacing, уступив ему лишь по дополнительным показателям.

    Уже в следующем году итальянец взял семь подиумов, четыре из которых оказались победными. Это позволило ему стать чемпионом серии CARTи опередить ближайшего конкурента Жиля де Феррана на 33 пункта. Алекс не собирался останавливаться, и в 1998-м повторил свое достижение, но уже заполучив семь побед и 15 подиумов. Его преимущество над ближайшим соперником в борьбе за титул в конце сезона составило почти 120 баллов. Этим соперником был его напарник по команде Джимми Вассер, которого Алекс легко оставил позади.

    Успех в заокеанских гонках не остался незамеченным. Талант Алессандро, который так и не раскрылся в Формуле-1, привлек внимание Фрэнка Уильямса, ранее пригласившего из США Жака Вильнева. Глава Williams решил выменять Алекса Дзанарди у Ganassi на тест-пилота команды Хуана-Пабло Монтойю. Стороны достигли соглашения, и Алекс, насытившись победами, вернулся в Большой Цирк, дабы вновь испытать себя в королевских автогонках. Безусловно, Дзанарди ожидал, что Williams сможет подарить ему победы, ведь их болид был на голову выше всех тех, на которых ранее гонялся итальянец. Но, в отличие от колумбийца, который легко выиграл американскую серию, дела Алекса в Формуле-1 вновь не заладились (в 16-ти этапах он сошел 10 раз, в восьми случаях – только из-за технических проблем). Его напарник, Ральф Шумахер, выступал гораздо успешней. На три подиума немца и шестое место в личном зачете Дзанарди ответил лучшим финишем на седьмой позиции и 19-м местом в генеральной классификации. В конце сезона Фрэнк досрочно разорвал двухлетний контракт с двукратным чемпионом серии CART, выплатив ему в качестве неустойки четыре миллиона долларов. Безусловно, в Формуле-1 итальянцам везло меньше, чем представителям других национальностей, – и Алессандро не стал исключением из правила.

    На сей раз Дзанарди бесповоротно покончил с королевскими гонками. Пять сезонов в Больших Призах, в которых он стартовал 41 раз, но завоевал всего один единственный балл, стали финалом формульной карьеры Алессандро.

    Алекс провел целый год без гонок. Ему нужно было время на размышления, которые закончились логическим решением – он вернулся туда, где у него все получалось. В США Дзанарди подписал контракт с командой серии CART Mo Nunn Racing.

    Алексу было не так просто вернуться на прежние позиции. Первые три этапа он финишировал далеко за пределами десятки, не попадая даже в топ-20, но на японской трассе Twin Ring Motegiон закончил гонку седьмым, в шаге от подиума завершил заезд в Торонто и попал в топ-10 на треке Chicagoland Speedway. В сезоне-2001 в чемпионате CART дебютировал новейший, открытый лишь годом ранее трек Lausitz в Германии. Гонка должна была состояться 15 сентября, но решение об ее окончательном проведении приняли лишь за несколько дней до старта в связи с событиями в США 11 сентября.

    В итоге старт был дан – пилотам предстояло проехать полтысячи километров по новому треку. Алекс Дзанарди, после доброй сотни кругов, сумел захватить лидерство, что было просто невероятным достижением как для него, так и для команды. За 13 кругов до финиша Алекс отправился в боксы, а вернувшись обратно – потерял контроль над автомобилем, который развернуло прямо посреди трассы. На сумасшедшей скорости в болид Дзанарди влетел его теска Алекс Тальяни. Страх и паника охватили всех. Болид Mo Nunn буквально разрубило пополам. Глядя на то, что осталось от автомобиля итальянца, было очень сложно поверить, что гонщик еще жив. Но Алекс не погиб…

    Дзанарди потерял критическое количество крови (около 75%), но оперативное вмешательство врачей спасло жизнь гонщику.

    Последствия катастрофы оказались плачевными: медики смогли вытащить Алекса с того света, но не сумели спасти его ноги. Когда он пришел в себя, семья сообщила ему эту страшную новость. Все, что тогда ответил Алекс, уместилось в одну короткую фразу: «Главное, что я жив».

    За полтора месяца в больнице Берлина Алекс перенес 14 сложнейших операций. Никто не гарантировал, что он сможет выжить, а о гарантиях того, что он продолжит карьеру, речь не шла вовсе.

    Жизнь после: новые победы и золото Паралимпиады

    «Как только я понял, что жив, я начал строить планы. Я начал учиться ходить. Я падал, но в конце концов сделал это. Дальше я планировал вновь сесть за руль…»

    Долгий период реабилитации, который ожидал гонщика, завершился для него возвращением в автоспорт. Это казалось невероятным, но Алекс вернулся. На специально переоборудованном автомобиле Дзанарди, спустя два года, доехал те 13 кругов на треке Lausitz, которые не сумел преодолеть из-за аварии. Люди, собравшиеся на автодроме, стоя аплодировали мужеству итальянца, который, казалось бы, не потерял ноги, а обрел крылья. Алекс сумел показать темп, который мог позволить ему выиграть гонку в 2001-м, после чего в шутку заявил, что это стало возможным, так как «я стал немного легче».

    Специальный автомобиль с ручным управлением позволил Алексу полноценно вернуться в гонки. Площадкой для своего кам-бэка итальянец выбрал туринговые чемпионаты, после чего завоевал титул в серии Italian Touring Car Championship (ETCC)и бронзу European Touring Car Cup в 2005-м. В том же году он получил престижную награду Laureus в номинации «Возвращение года».

    В 2006-м Алекс дебютировал в WTCC, проведя там четыре сезона, а в 2011-м итальянский гонщик принял решение защищать честь национальной паралимпийской сборной Италии, выбрав наиболее схожий с автоспортом олимпийский вид – гонки на велосипедах с ручным управлением.

    Такой велосипед превратился в часть жизни Алекса задолго до того, как гонщик стал частью паралимпийской сборной своей страны. В 2007-м Алессандро занял четвертое место в престижном нью-йоркском марафоне. До старта в заезде Алекс провел всего четыре недели тренировок в новом для себя виде спорта. Позже он принял участие в чемпионате мира по гонкам на велосипедах с ручным управлением, активно ездил во всевозможных марафонах, со второй попытки выиграл марафон в Нью-Йорке и вскоре заявил, что хотел бы защищать честь Италии на Паралимпийских играх в Лондоне-2012.

    Два золота и одна серебряная паралимпийская медаль еще больше придали уверенности Алессандро. Казалось бы, после тяжелейшей аварии, ампутации и длительной реабилитации Дзанарди стал еще сильнее. И это действительно так. Жизнь обрела новый смысл.

    Не бросив автоспорт, Алексначал подготовку к Паралимпиаде в Рио-2016, где сумел повторить свое достижение: два золота и одно серебро.Будьте уверены: с трибун, мимо которых Алекс проезжал на своем велосипеде, доносились не одинокие возгласы: «Это Дзанарди!» –четырехкратный паралипийский чемпион Дзанарди, ставший примером для всех павших духом людей.

    Жизнь Алессандро Дзанарди – прямое свидетельство того, что неприятности, даже самые страшные, нужно принять как шанс начать все заново. Их нужно преодолеть, доказав всем, что ограниченные возможности ни коим образом не ограничивают человека, стремящегося к победам. Сколько бы наград ни выиграл Алекс, одну главную победу он уже завоевал. И пускай за нее не дают медалей и она не идет в зачет ни одного из известных человечеству видов спорта, но эта победа, добытая над самим собой – одна из важнейших в жизни каждого человека.

    Дзанарди начал занимался картингом с 13 лет, позднее выступал в итальянской Формуле-3. В 1991 году дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. В дебютном сезоне Алессандро выиграл две гонки и стал вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.

    Дебют в Формуле-1

    В конце 1991 года Занарди провел две гонки за команду Jordan в Формуле-1, став одним из многочисленных (Михаэль Шумахер, Роберто Морено) сменщиков арестованного за драку Бертрана Гашо. Итальянец не набрал ни одного очка, оба раза финишировав девятым. На следующий год Занарди был тест-пилотом Minardi, и принял участие в трех этапах за неё (вместо травмированного Кристиана Фиттипальди), но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей - сошёл.


    На сезон-1993 Алессандро подписал контракт с некогда сильной командой Lotus. Во второй гонке за британский коллектив, итальянец завоевал свое первое (и, как потом оказалось, единственное очко в чемпионате мира), придя шестым в гонке в Бразилии. На Гран-при Бельгии гонщик попал в тяжелую аварию на тренировке, и пропустил окончание сезона. В 1994 году Занарди заменил в составе Lotus получившего тяжёлые травмы Педро Лами (ранее дебютировавшего в Формуле-1 после аварии самого Дзанарди), но выступил неудачно, закончив сезон без единого очка. Lotus окончательно обанкротился зимой 1995. Дзанарди не нашёл себе нового места и покинул чемпионат.

    CART

    В 1996 году итальянец, благодаря посредничеству конструктора Мориса Нанна, получил место в успешной команде Chip Ganassi Racing серии CART. Дебют Алекса оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в дебютном сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата, поделив по количеству очков второе место с Майклом Андретти и уступив только чемпиону, своему напарнику Джимми Вассеру. Алекс также получил звание «Новичок года».

    Следующие два года Занарди доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона он по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Ганасси.

    Возвращение в Формулу-1

    На следующий год чемпиону поступило предложение от Williams. Чип Ганасси и Фрэнк Уильямс совершили своеобразный обмен: Уильямс отпустил в Америку своего тест-пилота Хуана Пабло Монтойю и получил взамен право подписать контракт с Дзанарди. Однако итальянец не оправдал надежд: на трассах Формулы-1 он явно уступал своему партнеру - Ральфу Шумахеру, и опять не набрал ни единого очка. Вдобавок Williams 1999 года, оснащенный двигателями Supertec, был недостаточно быстр и очень ненадежен. Разочарованный сэр Фрэнк разорвал контракт с итальянцем уже после первого года сотрудничества и выплатил ему неустойку. Поскольку Монтойя, ставший к тому времени чемпионом CART, по условиям контракта с Ганасси не мог сразу вернуться в «Формулу», место партнера Ральфа Шумахера в сезоне-2000 занял англичанин Дженсон Баттон .

    Возвращение в CART

    Дзанарди вернулся на другую сторону Атлантики и подписал контракт с Мо Нанном, к тому времени оставившим пост технического директора Ganassi и основавшим собственную команду. Болиды Mo Nunn Racing, произведенные компанией Reynard, не отличались большой скоростью: в тот год Мо потерял поставщика двигателей в лице Mercedes и вынужден был использовать более слабые Honda.

    15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после пит-стопа, Алекс на непрогретой резине слишком рано ускорился и потерял управление болида. Его машину развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам. Врачи вынуждены были позднее ампутировать обе ноги до колена. Уже к концу года, правда, Алекс смог ходить, используя специальные протезы.

    В 2003 году перед гонкой CART на Лаузитцринге Дзанарди, на специально переоборудованном болиде, проехал оставшиеся с 2001-го года тринадцать кругов своей гонки. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца, ведь показанное им время на круге позволило бы занять ему шестое место на стартовой решетке.

    Туринг

    Пройдя программу реабилитации, Занарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

    Итальянец дебютировал в Чемпионате Европы по автогонкам в классе туринг (ETCC) в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как боевой пилот. В 2005 Алессандро перешёл в WTCC.

    В 2006 году Дзанарди провел показательные тесты за рулем болида BMW F1.

    Паралимпийские игры

    В настоящее время Алессандро готовится к соревнованиям по гонкам на ручных велосипедах на паралимпиаде в Лондоне 2012 где будет представлять Италию. В ноябре 2011 года одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

    Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

    ▪ ▪ ▪ ▪ ▪

    Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата. Ах, если бы, если бы, если бы…

    Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

    Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

    С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

    На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

    «Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали»

    Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

    Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

    Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

    А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

    Алессандро Дзарти и Рене Арну

    Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

    Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

    Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

    Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

    Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

    Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон!

    // Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при //

    Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

    Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

    Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

    15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

    «Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

    Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

    Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

    Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

    В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

    Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

    Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

    В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

    «Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

    Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

    Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

    2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

    У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

    13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

    «Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

    Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

    10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

    Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

    У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

    Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

    Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год

    «Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

    ▪ ▪ ▪ ▪ ▪

    Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)

    Чемпион Italian Superturismo

    Победитель гонок WTCC

    В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

    Топовое фото: Global Look Press /Fabio Bozzani/dpa