• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Не все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.

    Упражнения артикуляционной гимнастики

    Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.

    Общая артикуляционная гимнастика

    Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:

    1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
    2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
    3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
    4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
    5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
    6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
    7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.

    Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.

    Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

    С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:

    Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:

    1. «Ветер». Подуть как можно сильнее.
    2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.

    Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:

    1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
    2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.

    Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:

    1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
    2. «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
    3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.

    Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

    Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:


    Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

    Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется

    1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
    2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:

    1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
    2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
    3. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».

    Как поставить заднеязычные звуки?

    Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:

    1. «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
    2. «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.

    Глухие и звонкие согласные – упражнения

    Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:

    1. «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
    2. «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
    3. «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».

    Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

    Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:


    Пассивная артикуляционная гимнастика

    Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:

    1. «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
    2. «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.

    При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, - все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.

    Требования к проведению артикуляционной гимнастики

    Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день. Если же у крохи имеются выраженные логопедические проблемы, занятия должны проводиться вместе с опытным врачом.

    Артикуляционная гимнастика.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положений).

    5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2. Показывает его выполнение.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

    5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

    Упражнения для губ.

    1. "Улыбка" - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    5. - Чередование положений губ.

    6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2. «Улыбка-трубочка ». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3. «Пятачок ». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    4. «Рыбки разговаривают ». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

    5. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

    6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

    7. «Уточка ». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    8. «Недовольная лошадка ». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

    Если губы совсем слабые.

    • Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
    • Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
    • Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек:

    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    2. «Сытый хомячок ». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3. «Голодный хомячок ». Втянуть щеки.

    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    4. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    6. «Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    1. «Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

    3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    4. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    5. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - «птенчик » сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

    2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

    3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

    4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

    1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

    Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

    2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

    3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

    Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

    4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

    Глотать капли воды, сока.

    5. Надувать щеки с зажатым носом.

    6. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.

    7. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

    8. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

    9. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и - а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

    10. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

    Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному.

    Младшая группа .

    Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

    1. "Язычок силач" - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

    2."Окошко" - широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно".

    3. "Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

    Средняя группа .

    Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.

    1. Упражнение «Улыбочка». Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

    2. Упражнение «Дудочка» Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. Детям старших и подготовительных групп уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

    а) гласных: и - у, э - о, и - о, э - у, и - э, у - о;

    б) длительных и взрывных согласных: м - б, н - г;

    в) носовых и сонорных: м - л, н - л;

    г) губных и язычных: б - д, ф - х;

    д) взрывных и щелевых: б - в, к - х;

    е) переднеязычных и заднеязычных: с - х, д - г.

    Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...» При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

    Артикуляционная гимнастика.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положений).

    5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2. Показывает его выполнение.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

    5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

    Упражнения для губ.

    1. "Улыбка" - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

    6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ:

    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2. « Улыбка-трубочка ». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3. « Пятачок ». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    4. « Рыбки разговаривают ». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

    5. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

    6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

    7. « Уточка ». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    8. « Недовольная лошадка ». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

    Если губы совсем слабые.

    • Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
    • Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
    • Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек:

    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    2. « Сытый хомячок ». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3. « Голодный хомячок ». Втянуть щеки.

    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка:

    1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    6. « Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    Динамические упражнения для языка:

    1. «Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

    3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    4. «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    5. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

    1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - « птенчик » сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

    2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

    3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

    4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

    Тренировка мышц глотки и мягкого неба:

    1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

    Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

    2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

    3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

    Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

    4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

    Глотать капли воды, сока.

    5. Надувать щеки с зажатым носом.

    6. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.

    7. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

    8. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

    9. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и - а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

    10. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

    Проведение артикуляционной гимнастики в детском саду.

    Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному.

    Младшая группа .

    Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

    1. "Язычок силач" - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

    2."Окошко" - широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно".

    3. "Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

    Средняя группа .

    Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.

    1. Упражнение «Улыбочка». Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

    2. Упражнение «Дудочка» Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. Детям старших и подготовительных групп уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

    а) гласных: и - у, э - о, и - о, э - у, и - э, у - о;

    б) длительных и взрывных согласных: м - б, н - г;

    в) носовых и сонорных: м - л, н - л;

    г) губных и язычных: б - д, ф - х;

    д) взрывных и щелевых: б - в, к - х;

    е) переднеязычных и заднеязычных: с - х, д - г.

    Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...» При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза.

    Комплекс дыхательных упражнений.

    Младшая группа.

    Упражнение № 1. «Перекличка животных».

    Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

    Упражнение № 2. «Топор».

    Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.

    Упражнение № 3. «Ворона».

    Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

    Средняя группа.

    Упражнение № 1. «Поиграем животиками». Цель: формирование диафрагмального дыхания.

    В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

    Упражнение № 2. «Носик и ротик поучим дышать». Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

    Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

    Упражнение № 5. «Погудим». Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

    Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

    Старшая группа .

    Упражнение № 1. «Дышим по- разному».

    • Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
    • Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
    • Вдох через нос, выдох через рот.
    • Вдох через рот, выдох через нос.
    • Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
    • Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
    • Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
    • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
    • Вдох через нос, выдох через нос толчками.

    Упражнение №2. «Свеча».

    • Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
    • Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

    Подготовительная группа.

    Упражнение № 1. «Выдох - вдох».

    • Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.

    Упражнение № 2. «Поющие звуки».

    • Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
    • Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

    Упражнение № 3. «Птица».

    • Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

    На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети:

    Биоэнергопластика;

    - «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

    Встречи с героями «Весёлых полянок»;

    Использование дидактической куклы Кваки;

    Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

    Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

    Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

    Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек – помогалочек»;

    Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

    Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.


    Артикуляционная гимнастика для дошкольников представляет собой комплекс упражнений, способствующих правильному формированию их произношения, а также коррекции его нарушений любой этиологии. В комплекс входят упражнения по тренировке подвижности, губ, языка, всего артикуляционного аппарата, правильного положения мягкого неба, необходимого для правильного произношения одного, нескольких или всех звуков определенной группы.

    Целью данного вида гимнастики является выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. При произношении звуков ребенок должен чувствовать и воспринимать, как двигаются его челюсти, открывается рот, как рот, губы, язык слушаются его. По просьбе логопеда, дети растягивают губы, складывают их в трубочку, открывают, закрывают рот, показывают все зубки, вытягивают язык, произнося при этом звуки. Такие упражнения всегда входят в планы занятий детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

    О том, как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду, мы и поговорим сегодня с вами. А еще рассмотрим несколько упражнений из комплекса, в качестве примера.

    Проведение артикуляционной гимнастики в детском саду

    Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному. Например:

    - Младшая группа . Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

    - Средняя группа . Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.

    - Старшая группа . Детям постарше упражнения усложняют. С обязательным закреплением ранее полученных навыков, много внимания уделяют плавности, легкости, а также четкости выполнения движения. Развивается умение быстро менять движения артикуляционных органов, проводить движения при любом темпе. Вводят новые понятия, учат придавать языку попеременно широкую или узкую форму. Детям этой возрастной группы уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков.

    Указания по проведению упражнений:

    Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится ежедневно. Это обязательное условие для закрепления, упрочнения выработанных навыков.

    Начинать занятия лучше с упражнений по тренировке губ.
    - Каждое упражнение нужно выполнять по нескольку (5-7) раз. Статические упражнения, при удерживании одного положения тех или иных артикуляционных органов, длятся по 10-15 секунд.

    При выполнении одного блока из 2-3 упражнений, новым из них может быть лишь одно.
    Остальные два направлены на его повторение с последующим закреплением. Если новое упражнение не очень получается, не следует давать следующее, не усвоив достаточно предыдущее. Чтобы упражнение лучше получалось, лучше использовать новую игровую составляющую.

    Дети должны хорошо видеть лицо, мимику взрослого, который показывает им упражнения. Чтобы дети могли лучше копировать движения, контролировать их, можно каждому раздать небольшое зеркальце.

    При отборе методического материала следует соблюдать необходимую последовательность: от самых простых упражнений к сложным. Рекомендуется проводить их в самой подходящей для детей форме - эмоциональной, игровой.

    Занятия лучше проводить сидя, когда у ребенка прямая спина, его тело не напряжено, в спокойном положении находятся руки и ноги.

    Нужно учитывать, что не все дети могут выполнить упражнения сразу правильно, как требует поставленная логопедом задача. Таких детей нельзя ругать. Наоборот, за каждое правильно выполненное упражнение ребенка нужно похвалить. Заниматься с ним индивидуально.

    Примерные упражнения:

    Бегемотик : открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем.

    Чистим зубки : улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

    Играем на дудочке : вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

    Чашка : улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.

    Забор : улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

    Артикуляционную гимнастику полезно проводить с детьми и дома. Занимаясь с родителями, ребенок еще лучше усваивает новые упражнения, с удовольствием занимается.

    Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

    Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

    Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

    «Буратино»

    зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

    «Большой калач»

    Рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

    «Лопаточка»

    широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

    «Наказать непослушный язычок»

    постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

    Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

    Тик – так, тик – так –

    Ходят часики – вот так! Влево тик,

    Вправо так. Ходят часики – вот так!

    Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

    Артикуляционная гимнастика в стихах - Лошадка

    Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

    Если хочешь, прокачу (цок, цок).

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

    «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

    Артикуляционная гимнастика в стихах - Чистим зубки

    Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

    Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

    Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

    Артикуляционная гимнастика в стихах - Грибок

    На лесной опушке, Где жила кукушка,

    Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

    Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

    Артикуляционная гимнастика в стихах - Орешки

    Словно белки мы без спешки,

    Ловко щёлкаем орешки.

    Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

    «Качели»

    На качелях Я качаюсь

    Вверх – вниз,

    Вверх – вниз,

    И все выше поднимаюсь,

    А потом вниз.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

    «Улыбка»

    Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

    «Улыбка – трубочка»

    Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

    «Орешек»

    Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

    «Конфетка»

    Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

    «Ветерок»

    Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

    «Болтушка – индюк»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
    Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    По двору индюк ходил
    Бл-Бл-Бл
    Хвост, как веер, распустил.
    Бл-Бл-Бл
    Вот какой красивый я,
    Бл-Бл-Бл
    Полюбуйтесь на меня!

    «Теленок пьет молоко»

    Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

    «Барабанщики - дятел»

    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

    Дятел, дятел тук-тук-тук.
    Д-Д-Д-Д
    Ты чего стучишь, мой друг!
    Д-Д-Д-Д
    -Я не зря во рту стучу
    Д-Д-Д-Д
    Звукам правильным учу.
    Д-Д-Д-Д

    «Пароход»

    Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

    Отплывает пароход
    Ы-Ы-Ы-Ы
    Набирает он свой ход.
    Ы-Ы-Ы-Ы
    Он в гудок гудит, гудит
    Ы-Ы-Ы-Ы
    «Путь счастливый говорит»
    Ы-Ы-Ы-Ы

    Предварительный просмотр:

    РАССКАЗ – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

    Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
    Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
    И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

    Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
    Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко.
    От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?
    “Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у”
    “о – у”.
    Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко
    Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

    Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.
    Звук “ф” по 4 раза

    Проквакала лягушка
    Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза
    Пролетел жук Звук “ж” продолжительный
    За ним – комар Звук “з” продолжительный
    А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох

    Лошадка замерзла Звук “брр” 4 раза
    И побежала домой “Щелкать” высоко
    Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно
    Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

    И лошадка успокоилась.


    Светлана Дубова
    Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

    Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челю-сти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовлен-ности его к обучению в школе.

    Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста ) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, боль-шинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – на-ступает патология.

    Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста , необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, на-правленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижно-сти и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоце-нить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, по-добные занятия способствуют :

    Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводи-мость;

    Улучшить подвижность артикуляционных органов ;

    Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

    Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу ;

    Увеличить амплитуду движений;

    Уменьшить напряженность артикуляционных органов ;

    Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

    Развитию гибкости органов речевого аппарата;

    Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей :

    Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников :

    Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому , что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

    На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устра-нения дефектов речи;

    При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика по-могает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также изба-виться от «каши во рту» .

    Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание оп-ределенного положения губ, языка : чашечка, трубочка… и динамические (подвижные) : лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

    Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определен-ную направленность :

    1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

    2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесе-ния определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных) .

    3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, спо-собствующие выработке определенных движений : подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

    Занятия ведутся по такой схеме : вначале воспитываются грубые, диффузные дви-жения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь за-нимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

    При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности воз-растной артикуляционной моторики . С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата .

    В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые прие-мы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуля -ционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повы-шаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики . В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабаты-ваемые у детей навыки закреплялись . Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

    Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляци-онной гимнастике .

    2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамиче-ских. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 се-кунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динами-ческим.

    3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной ис-тощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

    Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё на-звание, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движе-ние дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

    Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жи-рафа, дудочка, труба)

    5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя , так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы само-стоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме , для чего используют стихи и картинки . Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках . Яркие картинки , на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

    Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. На-пример : как представить упр. «Вкусное варенье» ? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребе-нок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

    Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность , с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активи-зируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым ре-шаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

    следит за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плав-ность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артику-ляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движе-ний органов артикуляционного аппарата . Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

    Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

    Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов , вос-питателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что являет-ся в младшем дошкольном возрасте , наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей .