Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Уже девять лет небольшая группа российский энтузиастов под руководством известного современного исследователя Тибета Сергея Балалаева изучает уникальный регион, расположенный на «Крыше Мира». В Музее имени Н.К. Рериха в 2011 и 2012 гг. проходили его выставки «Зов Кайласа» и «Феномен Кайласа», имевшие большой успех у посетителей.
В конце мая этого года экспедиция вернулась из очередной поездки к самой священной горе Азии - Кайлас.
Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР вплоть до 80-х годов не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и по настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещений территорией на нашей планете.
В 2012 году экспедиция Сергея Балалаева посетила истоки всех четырех рек: Брахмапутры, Карнали, Сатледжа и Инда. А в этом году тема изучения водных истоков получила новое развитие. Были взяты образцы воды из нескольких священных источников и получены предварительные результаты, подтверждающие предположение об ее особых свойствах, в том числе, об оздоровительном воздействии на человека.
Совершено восхождение к западной грани Кайласа с ночевкой у ее подножия. Это место не посещалось никем из европейских исследователей ввиду его труднодоступности.
В ходе экспедиции был проделан большой объем исследований. К основным результатам экспедиции у Кайласа можно отнести следующие:
· Выполнена так называемая Кора Слияния Стихий, предполагающая восхождения, прикосновения и особые техники медитации у каждой из четырех граней Кайласа.
· Пройдена внутренняя кора вокруг горы Нанди через перевал Сердунг Чуксум с подходом к 13 ступам в нише Сапториши в южной грани Кайласа с ночевкой у этих ступ. В этом месте удалось наблюдать и зафиксировать очень редкое природное явление - вертикальную радугу.
Совершено восхождение на вершину горы Такарйола, у подножия которой находится монастырь Дрира Пхук. Верхняя часть этой горы представляет собой три (!) вложенных друг в друга вогнутых каменных зеркала. Внешнее зеркало является, по-видимому, самым большим в комплексе Кайласа. Длина его около 4 км! Выполнены уникальные фотографии Комплекса Кайласа с северного направления с высоты 5860 м.
· Исследованы руины монастыря Чуку, разрушенного китайцами во время культурной революции. Строение находилось на 150 метров выше действующего монастыря, построенного относительно недавно.
Всего было пройдено более 200 км на высотах от 4700 до 5950 м в условиях нетипичной для мая холодной погоды и большого количества снега.
Регион Кайласа является мощным местом силы, одним из важнейших энерго-информационных центров нашей планеты, оказывающим влияние на эволюцию человека.
Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества
Культурно-просветительская работа
21 января 2017 года.
В Проекте ОНЦ КМ .
Лекция: «По таинственным тропам Трансгималаев. Основные результаты новой экспедиции в регион г. Кайлас
(Тибет, август 2016 г.)».
Выступающий – Сергей Юрьевич Балалаев, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы «Феномен Кайласа» (г. Воронеж).
В лекции представлены результаты уникальной экспедиции, организованной и проведённой исследовательской группой «Феномен Кайласа» под руководством Сергея Балалаева в регион самой священной горы Азии Кайлас. Её маршруты основывались на объектах сакральной географии, описанных в древних тибетских текстах. Участники экспедиции посетили четыре «Великих Самовращающихся Озера Первотворения» - Конгью, Ла-Нгак (инд. - Ракшас Тал), Мапанг (инд. - Манасаровар), Кургьял Чунго; четыре «Великие Несотворенные Горы Существования» - Такри Трабо (инд. - Гурла Мандхата), Понри Нгеден, Рива Тсепгье, Канг Тисе (инд. - Кайлас).
|
|
Каменный Сфинкс. Долина Кхандро Санглам. Вид с юго-восточного плеча Кайласа |
Большой интерес вызвало исследование археологических и природных памятников, относящихся к различным временным срезам, в том числе Лунгтен пхук - самое высоко расположенное на планете место (5500 м) постоянного проживания людей в древние времена.
У монастыря Понри осмотрены относительно хорошо сохранившиеся докханги - полуподземные каменные сооружения времён древнего царства Шанг-Шунг. В долине Кхандро Санглам обнаружен загадочный каменный массив длиной около 150 м, похожий на Сфинкса. Нельзя исключать, что данный объект представляет собой остаток древнейшего артефакта, исполненного неведомыми пока строителями. Участникам экспедиции удалось совершить кору Дакини с посещением малоизвестных сакральных озёр Ваджраварахи и Куберы, осуществить восхождение на юго-восточное плечо Кайласа. На маршруте внутренней коры (Нанди-коры) посещена долина Двух Озёр с сакральными озёрами Капала и Кавала.
Присутствующие соприкоснулись с удивительной красотой и энергетикой региона Кайласа через уникальные фототографии и немалый объём видеоматериалов, собранных путешественниками.
Тема лекции вызвала очень большой интерес, о чём свидетельствовали переполненный зал и большое количество вопросов от слушателей, которые были заданы по окончании лекции. Эти вопросы, так или иначе, выходили на очень древние слои истории человечества, например, связанные с легендарными нагами, и возможным присутствием циклопических объектов явно неприродного происхождения. В частности, ведущий мероприятия с. н. с. ОНЦ КМ, к. ф. н. Владислав Соколов поднял проблему небольшой горы Тиджунг (или Малого Кайласа), которая расположена в юго-западной части самого Кайласа и которая по всем внешним признакам никак не может относиться к природным объектам, в том числе и по признанию очевидцев. Не исключено, что этот необычный объект, состоящий из громадных каменных блоков почти правильной геометрической формы и имеющий чёткие швы совмещения, может иметь искусственное происхождение. Вне всякого сомнения, регион священного Кайласа хранит ещё немало тайн и загадок, которые неизбежно дадут творческий импульс непредубеждённым учёным, исследователям древнейшей истории человечества.
22 мая 2016 года.
В Проекте ОНЦ КМ «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов».
Лекция: «Сакральная география региона Кайласа. Древние источники и современные данные».
Серия «Сакральная планета. Сакральный Тибет».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы «Феномен Кайласа» (г. Воронеж).
Представленная сегодня лекция – это пока один из первых шагов в постановке проблемы сакральной географии важного региона Тибета и Азиатского материка в целом. Её материал базируется на анализе древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатах регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет. В ходе данных экспедиций были изучены основные элементы целой горной страны, именуемой Мандалой Кайласа.
|
|
Легендарное озеро Гаури Кунд - центр симмметрии двух горных образований в форме ОМов |
|
Самая почитаемая гора Азии Кайлас, расположенная в юго-западной части Тибета, миллионами людей считается центром Вселенной. Это представление опирается на древние тексты, содержащие информацию о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты бытия. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В древних текстах написано, что с Меру стекают все реки мира. У горы Кайлас, или Канг Римпоче, как её называют в Тибете, находятся истоки четырёх великих рек Азии: Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда. Как и гора Кайлас, каждая из этих рек овеяна легендами. Согласно индо-тибетской космологии Чакравала, вселенная разделена на четыре стороны или континента. Каждая сторона питается через линию жизни, или реку, которая связывает её с горой Меру (Кайлас) – изначальным первоисточником создания Мира.
В совокупности, священная гора, озёра и берущие около неё начало четыре реки формируют обширную географическую Мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Понимание Кайласа в различных религиях имеет отличия, но его главенствующее положение в них остаётся неизменным. Кайлас как будто является связующим звеном между материальным и духовным мирами, различия между которыми теряют свою значимость и поглощаются более великим Единством. Если посмотреть с данной точки зрения, гора Кайлас, расположенные рядом озёра и четыре истока рек становятся символом всеобщего понимания для паломников независимо от различий их религиозных взглядов. В этом и заключается основа неотразимой притягательной силы Мандалы Кайласа.
В лекции приведён анализ традиционных представлений о местоположении истоков Брахмапутры, Сатледжа, Карнали, Инда и географических истоков данных рек, между которыми существуют отличия, а также двух водораздельных точек бассейнов трёх рек, являющихся самыми высокими на планете.
Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами рек, разделёнными восемью горными массивами, примыкающими к Кайласу. Для паломников путешествие в Мандале Кайласа – это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это – прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф и материальный мир сливаются в единое целое. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников, что выражается, например, в изменении мироощущения, при котором человек начинает воспринимать себя не только с точки зрения физического тела, но также как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный импульс может привести к выравниванию соотношения духовной и материальной сторон жизни и способствовать их гармонии.
Лекционный материал проиллюстрирован уникальными фотографиями труднодоступных мест региона священной тибетской вершины.
16 апреля 2016 года.
В Проекте ОНЦ КМ «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов
».
Лекция: «Археологические памятники у горы Кайлас. По результатам экспедиций 2006-2015 гг.». Серия «Сакральная планета. Сакральный Тибет».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы «Феномен Кайласа» (г. Воронеж).
В лекции был приведён обзор археологических памятников добуддийского периода истории и ещё более древних мегалитических комплексов в регионе горы Кайлас, а также у озёр Ракшас Тал и Манасаровар. Несмотря на большую значимость понимания особенностей жизни людей в этом уникальном регионе на протяжении многих тысяч лет, этой теме уделяется очень мало внимания. Кроме этого, была затронута тема пещер, которые использовались духовными адептами с древнейших времён.
До сих пор мало кому известно, что эта священная гора была основным центром раннего поселения в данном регионе. Гора Кайлас была убежищем для ряда высокогорных храмов и пристанищ, построенных до того, как в Тибете распространился буддизм. Согласно источникам древнейшей на планете веры бон, у монастыря Гьяндрак находилась первая столица древнего государства Шангшунг, которое существовало на большой территории Верхнего Тибета. Возле Кайласа находятся остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханги . Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения, покрывают склоны горы Кайлас и прилегающих хребтов. У южной стороны Кайласа расположен ряд докхангов на высотах 5400 – 5500 м. Это самое высокое в мире место постоянного проживания людей в древние времена. (В настоящее время максимальная высота проживания людей в Тибете не превышает 5100 м). Наиболее близко к Кайласу расположен докханг Нанди, в непосредственной близости от «Тринадцати Золотых Гробниц» – ступ в нише Сапториши в южной грани священной горы, которые являются, по-видимому, самым высоко расположенным культовым объектом на нашей планете. На склонах выше буддийского монастыря Дрира Пхук, расположенного напротив северной грани Кайласа, находятся более десяти докхангов. Согласно традиции бон, это место, где главный бог Шангшунга Ге-кхо в первый раз спустился с Небес в образе дикого яка. Об этих конструкциях почти ничего не известно, и даже местные монахи не знают историю их возникновения…Было также обнаружено множество древних мегалитических святилищ ; форма некоторых из них соответствует образам ряда созвездий. По-видимому, это следы самого раннего пребывания людей у Кайласа. Уже в более поздние времена рядом с этими мегалитами начали строить докханги и монастыри. Некоторые мегалиты почитаются до сих пор, на них выбиты буддийские мантры, но это уже – относительно недавний период истории.
Лекция представляет особый интерес для путешественников и паломников, которые хотели бы приблизиться к пониманию значения и качеств сакральных мест Мандалы Кайласа. Участники встречи соприкоснулись с божественной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, собранные в ходе экспедиций.
26 марта 2016 года.
В Проекте ОНЦ КМ «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов»
.
Лекция: «Спиральная кора (обход) Кайласа. По результатам экспедиции 2015 года».
Серия «Сакральная планета. Сакральный Тибет».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы «Феномен Кайласа» (г. Воронеж).
В данной лекции был продолжен рассказ о новой уникальной экспедиции, предпринятой российской Исследовательской группой «Феномен Кайласа» 7 – 31 августа 2015 года в регион загадочного горного комплекса, над которым возвышается священная гора Кайлас (Тибет). Вторая часть поездки была связана с совершением так называемой Спиральной коры Кайласа. Суть её – прохождение физически и, самое главное, во внутреннем пространстве человека, маршрута, представляющего собой постепенно сходящуюся в точку спираль. Этот маршрут проходил в одном из самых сильных мест на нашей планете, по особым точкам Мандалы Кайласа, некоторые из которых практически не посещаются ни иностранными путешественниками, ни местными жителями. Чтобы его осуществить, участники группы совершили ряд не простых восхождений на окружающие Кайлас горы. Самый сложный участок Спиральной коры – это так называемый северный траверс Кайласа, представляющий собой пересечение Трезубца Шивы из гор Ваджрапани, Ченрези и Манджушри. Эти три перевала имеют высоты, превышающие высоту Эльбруса, самую высокую точку Европы.
Также был пройден южный траверс через три перевала от монастыря Зутрул Пхук к монастырям Гьяндрак и Серлунг. Эта часть замыкает кольцо всех шести монастырей у Кайласа и является вторым сужающимся витком спирали. Описание этой части коры приведено у известного индийского исследователя Тибета Свами Пранавананды. Однако, современные тибетцы ничего о нём не знают…
Завершающая часть коры представляет собой ещё один виток сужающейся спирали, сходящейся в точку при прикосновении к Южному Лицу Кайласа у огромной насыпи конической формы из снега и камней, называемой индусами Атма-Лингамом.
Лекция сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, которые были собраны в ходе экспедиции и которые привнесли в зал живое присутствие самой атмосферы этих красивейших и священных мест планеты… Мероприятие собрало большое количество зрителей – как тех, кто уже побывал в Тибете, так и тех, кто только начинает интересоваться удивительным феноменом Кайласа.
21 ноября 2015 года.
В Проекте ОНЦ КМ «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов»
.
Лекция: «Путешествие в сакральном пространстве озёр у горы Кайлас. По результатам экспедиции 2015 года».
Серия «Сакральная планета. Сакральный Тибет».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы «Феномен Кайласа» (г. Воронеж).
| |
|
Слушатели смогли соприкоснуться с необыкновенной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, отснятые в ходе экспедиции. Большое впечатление на зрителей оказали видеосъёмки, которые вживую перенесли присутствующих к берегам священных озёр, позволили услышать шум волн, полюбоваться закатом, заглянуть в таинственные пещеры, пройти неведомыми тропами…
14 марта 2015 года.
Лекция 7: «Археологические памятники добуддийского периода в регионе Кайласа. Результаты экспедиций 2006-2014 г.».
Данное выступление Сергея Балалаева завершило его лекционный цикл «Сакральный Тибет», который состоял из семи лекций и проходил в Международном Центре Рерихов с ноября 2014 г. по март 2015 г. Эта лекция была посвящена древним высокогорным храмам и пристанищам и ещё более древним мегалитическим комплексам в регионе горы Кайлас.
Эта священная вершина на протяжении многих столетий является центром религиозного паломничества. В древних индийских и тибетских текстах говорится о большой значимости этой горы для практикующих разнообразные религиозные традиции. Кайлас упоминается как место, связанное с божественными существами и великими мудрецами, которые на продолжительное время останавливались у священной горы. Исследование археологических памятников в этом регионе позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в древних текстах и устных преданиях.
До сих пор мало кому известно, что священная гора Кайлас была основным центром раннего поселения в данном регионе, принадлежащего так называемой цивилизации Шангшунг. Существовавшее на обширной территории Верхнего Тибета государство Шангшунг представляло собой широкую группу культурных сообществ, охватывающих период с I тыс. до н.э. по I тыс. н.э. Самая отличительная физическая характеристика цивилизации Шангшунг около горы Кайлас – это остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханг. Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения расположены на склонах прилегающих хребтов горы Кайлас, достигая высоты около 5500 м над уровнем моря. Такие древние комплексы образуют самые высокогорные жилые помещения в мире, из всех известных на сегодняшний день сооружений, построенных человеком…
В общей сложности, у горы Кайлас существовало не менее четырнадцати основных мест древних поселений. Все эти места теперь покинуты, и их лишь иногда посещают паломники или адепты. Эта цепь разрушенных оседлых поселений явно демонстрирует, что в древние времена у горы Кайлас проживало значительно больше людей, чем в период распространения ламаизма. Кроме того, характер этих ранних сооружений указывает на то, что в некоторых случаях обитатели добуддийского периода имели более развитую культуру по сравнению с жителями ламаистского времени (Дж. В. Беллецца). Во всяком случае, используемый в древние времена стиль сооружений основывался на сложных технологиях каменной кладки, которые вышли из употребления в Верхнем Тибете примерно к началу I тыс. н.э.
Многие археологические памятники расположены в местах, обладающих, по мнению тибетцев, сильными геомантическими свойствами.
В лекции также были приведены данные о мегалитических комплексах у горы Кайлас, относящихся к значительно более древнему периоду. Эти группы камней находятся и вблизи паломнического маршрута внешней коры, но обычно никто не обращает на них внимание…
Презентация сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, которые были накоплены во время ежегодных экспедиций, возглавляемых С.Ю. Балалаевым в рассматриваемый регион.
|
|
14 февраля 2015 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 6: «Тибетский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции: 86 лет спустя (по результатам экспедиции 2014 года)».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа; Галина Викторовна Котовская, путешественница (г. Воронеж).
Лекция Сергея Балалаева и Галины Котовской была посвящена результатам их уникальной экспедиции (август 2014 г.), впервые в истории исследований прошедшей маршрутами тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, путь которой пролёг через Тибет в 1927–1928 годах.
Целью экспедиции Сергея Балалаева, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, учёного Н. К. Рериха, являлось прохождение тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, и, безусловно, продолжение исследований этого интереснейшего региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей в силу географических особенностей и политических ограничений. На сегодняшний момент это – самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли. К сожалению, из-за недостатка времени, даже, несмотря на очень напряжённый график экспедиции, данные исследования можно назвать первоначальными, разведочными, только наметившими контуры будущих исследований. Наряду с научными целями для многих участников эта поездка являлась также и паломничеством, духовным путешествием, в ходе которого был получен уникальный внутренний опыт и знания.
|
|
В лекции были представлены результаты уточнённой идентификации маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, сделанные по современным картам и спутниковым изображениям, а также во время прохождения этого пути. Картины Н. К. Рериха, изображающие высочайшую вершину планеты Джомолунгму, одну из величайших рек Азии Брахмапутру, озеро Дангра Юмтсо, а также монастыри и крепости Тибета сопровождались современными фотографиями и видеокадрами. Основная часть лекции сопровождалась отснятым в труднодоступных регионах Тибета уникальным видеоматериалом.
|
|
Фото- и видеоматериалы настоящей экспедиции помогли слушателям погрузиться в удивительный мир Тибета и совершить виртуальное путешествие по основным местам Центрально-Азиатской экспедиции…
Многочисленные вопросы слушателей были связаны как с деталями тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, так и с особенностями поездок в Тибет.
31 января 2015 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 5: «Сакральное пространство озёр Манасаровар и Ракшас Тал».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа (г. Воронеж).
Очередное выступление Сергея Балалаева было посвящено двум сакральным озёрам, находящимся вблизи горы Кайлас (тиб. Канг Тисе, Канг Ринпоче) – Манасаровар (Мапанг Юмтсо) и Ракшас Тал (Ла Нгак Тсо). Несмотря на относительно небольшой размер по сравнению с другими озерами Чантанга, эти сдвоенные водоёмы являются важными местами паломничества, особенно в тибетский год Овцы, которым является 2015 год. Тибетцы верят, что в это время энергетика священных озёр возрастает многократно.
Подобно тому, как в каждом индийском храме есть священный бассейн, так и у южного склона Кайласа находится свой священный водоём – два озера – Манасаровар и Ракшас Тал. Восхитительное природное окружение этих озёр, заключённых между двумя высокими снежными грядами гор, является одним из самых захватывающих зрелищ во всём Тибете. На севере находится Кайлас, горный выступ серповидной формы, протянувшийся с запада на восток Тибета. В пределах Кайласа находится мифический дворец могущественного божества Демчога и его супруги Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют сострадание и мудрость, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начало, отец-небо и мать-земля. Кажется, как будто из Манасаровара исходит сила, питающая весь мир…
Тибетцы рассматривают Мапанг Юмтсо как мандалу, содержащую дворец богини-змеи, а для индусов это озеро олицетворяет ум бога-создателя Брахмы. Об этом озере Будда сказал своим ученикам, что оно является высшим озером, которое когда-либо было освящено Буддами и бодхисаттвами.
В лекции был приведён обзор основных элементов сакрального пространства озёр Манасаровар и Ракшас Тал с точки зрения индийской и тибетской традиций, в том числе результаты исследований островов в озере Ла Нгак, которые, согласно древним бонским текстовым источникам, были культовым центром Драблай Гьялмо – самого могущественного женского божества древнего королевства Шангшунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение её геомантического «сердца» считалось великим благом… В древних бонских текстах озеро Ла Нгак описывается как целебное.
Вместе с автором слушатели совершили виртуальную кору вокруг озёр Манасаровар и Ракшас Тал и соприкоснулись с божественной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, собранные в ходе многочисленных экспедиций в течение последних 10 лет. Автор особое внимание уделил практическим вопросам физической и духовной подготовки к поездке, а также влиянию кор на духовную эволюцию человека.
В заключение были сформулированы основные задачи экспедиций, запланированных на 2015 год по исследованию озёр Тибета и региона Кайлас – Манасаровар.
Представленные материалы вызвали большой интерес у слушателей, которые по окончанию лекции задали автору множество вопросов.
17 января 2015 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 4: «Сакральное значение коры (обхода) Кайласа».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа (г. Воронеж).
В рамках лекционного цикла «Сакральный Тибет» состоялась четвертая лекция Сергея Балалаева, посвященная самой священной горе Азии Кайлас. Для миллиарда людей, исповедующих различные религиозные системы, это место является важнейшей святыней, обход которого считается величайшим благом. На основе анализа древних тибетских и индийских текстов, общения с паломниками различных религиозных конфессий, собственного десятилетнего опыта исследований и паломничества в Тибет лектор привел данные о девяти видах особых маршрутов в регионе Кайласа.
Среди них как хорошо известные среди паломников традиционные виды кор (внешняя кора, Нанди кора, кора Дакини), так и малоизвестные, сведения о которых начинают утрачиваться (внутренний южный траверс через перевалы Гево и Шапдже к монастырю Гьяндрак, кора касания Лиц Кайласа). Кроме этого приведены описания других маршрутов, таких как Кора Слияния Стихий и Спиральная Кора.
Особое внимание лектор уделил практическим вопросам физической и духовной подготовки к поездке, а также влиянию кор на трансформацию сознания и духовную эволюцию человека.
Лекция сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, и слушатели имели возможность совершить виртуальные путешествия по рассмотренным маршрутам. Лекция вызвала большой интерес у слушателей, которые задали лектору множество вопросов.
13 декабря 2014 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 3: «Рельефные элементы Мандалы Кайласа».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа (г. Воронеж).
В ходе третьей лекции в рамках лекционного цикла «Сакральный Тибет» был приведен обзор основных рельефных элементов, входящих в Мандалу Кайласа с иллюстрацией уникальными фотографиями, снятыми автором во время многочисленных экспедиций в этот регион. В ходе этих экспедиций были совершены восхождения на окружающие Кайлас горы, посещены многие долины и святилища. Подробно рассмотрено практически не посещаемое святилище на западном гребне внутренней коры, в том числе у каменного монумента, называемого Шивалингам, которое, по-видимому, является самым высокорасположенным культовым объектом на нашей планете (5830 м).
Рельеф центральной части Мандалы Кайласа можно рассматривать как восьмилепестковый лотос, сформированный долинами рек и горными гребнями, отходящих от центрального элемента – горы Кайлас. Была рассмотрена необычная форма самого Кайласа и Малого Кайласа (г. Тиджунг), примыкающего к Кайласу с юго-западной стороны. Кайлас и ряд окружающих его гор имеют пирамидоподобную форму. В комплексе Кайласа присутствуют гигантские каменные зеркала вогнутой формы, огромные каменные Омы, свастики и т.д. Некоторые каменные образования похожи на скульптуры животных, людей или божеств. Автор подробно остановился на таких рельефных элементах как каменные Омы (Ом – древний ведический символ первоначального звука, творящего Вселенную), два из которых находятся у перевала Дролма Ла, а один – к северу от монастыря Гьяндрак.
Были приведены геологические данные об образовании региона Кайласа, горных породах, основных природных процессах, под воздействием которых формировался современный рельеф (обработка ледниками, морозное выветривание, речная эрозия).
Было высказано предположение, что необычные горные образования Мандалы Кайласа формировались в ходе естественных природных процессов в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, именно благодаря этому приобрели особые формы.
Это сообщение вызвало большой интерес у слушателей множество вопросов, на которые автор дал подробные ответы и комментарии.
22 ноября 2014 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 2: «Сакральная и физическая география области Кайласа: древние тексты и современные данные».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник, писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа (г. Воронеж).
Особое внимание было уделено анализу древних индуистских, буддийских и бонских текстов, описывающих сакральную географию этого региона. Данные тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, центре мира, содержащем все аспекты бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьми лепестковый лотос, образованный восемью долинами рек, разделенными восемью горными массивами, примыкающими к Кайласу. В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа, которая была подробно рассмотрена выступающим.
В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ этих текстов позволил по-новому взглянуть на эти четыре озера: Куркьял Чунг, Мапанг (Манасаровар), Ла Нгак (Ракшас Тал) и Конгью .
Для паломников путешествие в регион Мандалы Кайласа – это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это – прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф, материальный мир и осознанность сливаются в нераздельную сущность. Мандала Кайласа оказывает трансформирующее влияние на людей, совершивших паломничество в данный регион. Это выражается, например, в изменении картины мира человека, в которой он начинает воспринимать себя не только и не столько как физическое тело, но как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный вектор развития приводит к выравниванию баланса духовной и материальной сторон.В заключении были сформулированы основные экспедиционные задачи для сезона 2015 года.
Впервые в практике проводимых в Международном Центре Рерихов мероприятий была осуществлена онлайн-трансляция . Ввиду этого, традиционно задаваемые по завершении лекции вопросы из зала дополнились вопросами со стороны зрителей, которые подключились к данной трансляции.
8 ноября 2014 года.
В цикле: «Сакральный Тибет».
Лекция 1: «Великие озёра Тибета. По результатам экспедиций 2010 – 2014 годов».
Выступающий – Балалаев Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, путешественник писатель, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа (г. Воронеж).
Первую лекцию предварила презентация всего лекционного цикла «Сакральный Тибет», на которой выступили представители Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов.
В.В. Фролов – заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ, д. философ. н., профессор:
«Лекторий Международного Центра Рерихов посвящен популяризации культурного наследия Рерихов, в котором культура рассматривается предельно широко. В ее пространстве рассматриваются наука, философия, религия, искусство и многие другие формы культуры. Поэтому в контексте рериховского понимания культуры совершенно естественным выглядит лекционный цикл руководителя Исследовательской группы по изучению феномена Кайласа С.Ю.Балалаева “Сакральный Тибет”. В рамках этого цикла проблематика Кайласа безусловно составляет смысловое ядро. Наряду с этим автор рассматривает и другие, то есть созвучные этой теме, вопросы, посвященные, к примеру, сакральным аспектам озер Тибета. В культуре Востока феномен Кайласа, пожалуй, одно из главных направлений, как научного познания, так и духовного опыта людей. Об этом свидетельствует история культуры Центральной Азии. Задача нынешних поколений состоит в том, чтобы исходя из уровня своего сознания осмыслить многогранный феномен Кайласа и богатейшую мифологию, сформированную вокруг этого явления народами Центральной Азии. Объединенный Научный Центр проблем космического мышления МЦР с огромным интересом в сотрудничестве с коллегами из Исследовательской группы, возглавляемой С.Ю. Балалаевым, подходит к изучению феномена Кайласа. Ученые МЦР видят свою главную задачу в этой работе в объединении возможностей эмпирической науки, которая немало дала в изучении культуры Азии, с возможностями метанаучного, или духовного познания, которое по-новому высвечивает данные классической науки. Чрезвычайно важен для этих целей духовный опыт путешественников, побывавших на Кайласе и в окружающих его регионах. Пожелаем С.Ю. Балалаеву творческих удач в раскрытии тематики его цикла и продвижения по пути духовного совершенствования, которое, как можно предположить, стало возможным во многом благодаря его путешествиям на Кайлас и глубокому изучению этого интереснейшего феномена нашей планеты».
В.Г. Соколов – старший научный сотрудник ОНЦ КМ, к. философ. н.:
«Данный цикл лекций – это продолжение плодотворного сотрудничества Международного Центра Рерихов и, в частности, его научного отдела – ОНЦ КМ – с Исследовательской группой феномена Кайласа, самим руководителем этой группы – С.Ю. Балалаевым. Надо сказать, что эта группа уникальна, так как она первая и, наверное, единственная в своем роде. Это и в целом для России ценно, так как данная группа – русская. Этот факт не случаен: ведь именно Россия является родиной нового космического мышления, а изучать феномен Кайласа, как и другие важные природные и духовные центры Тибета, изучать наиболее полным образом, можно только с точки зрения космического мировоззрения и такой его важнейшей характеристики, как синтез эмпирического научного и метанаучного, то есть внутреннего, духовного, способов познания. Поэтому, одним из важных результатов сотрудничества нашего Центра с Исследовательской группой феномена Кайласа является постепенное формирование еще одного, нового, направления научной работы Международного Центра Рерихов.
Лекционный цикл, который сегодня начинается, охватывает более широкое, по сравнению с предыдущими лекциями Сергея Юрьевича, поле исследовательских проблем, так или иначе, связанных с Кайласом. Будут подключены результаты новых экспедиций Исследовательской группы, осуществленных под руководством С.Ю. Балалаева в 2014 году, причем экспедиций уникальных. Достаточно сказать, что их маршруты пролегли в одном из самых малоизученных регионов планеты, где еще много так называемых “белых пятен”. Начнется же наш лекционный цикл с такой практически неизвестной темы, темы очень красивой, таящей в себе глубокие духовные корни и огромный потенциал научных исследований, как Великие Озера Тибета».
Итак, первая лекция была посвящена результатам экспедиций, организованных С.Ю. Балалаевым в область Великих озер Тибета. Было обращено внимание на то, что начало исследованию этого региона было положено Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов, проходившей 86 лет назад. В августе 2014 года состоялась экспедиция, которая впервые смогла пройти значительную часть тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции. Целью современной экспедиции, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, писателя Н.К. Рериха, являлось прохождение маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, идентификация мест, по которым пролегал путь, и, безусловно, продолжение исследований этого уникального региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей, в силу географических особенностей, и, особенно, политических ограничений. На сегодняшний момент это самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли.
Маршрут нынешней экспедиции представлял собой огромное кольцо протяженностью около 3000 км. Великие Озера Тибета расположены вдоль 30 параллели, точнее между 30 и 32 градусами северной широты, от озера Намтсо – на востоке, и далее до озера Ракшас Тал – на западе. Полоса Великих Озер протянулась почти на тысячу километров по просторам плато Чантанг. Экспедиция посетила следующие большие озера: Намтсо, Серлинг, Керинг, Дангра Юмтсо, Тери Намтсо (Таши Намтсо), Ла Нгак (Ракшас Тал), Мапанг Юмтсо (Манасаровар), а также ряд небольших озер, в частности, Пангонг, Тактсе, Тангшунг, Такйел. Участники экспедиции были поражены динамично меняющейся палитрой древних сооружений и артефактов: замков, храмов, деревень, каменных столбов, могил, пещер, наскальных рисунков и надписей, практически неизвестных западным путешественникам. Было успешно продолжено исследование археологических памятников этого региона, относящихся к различным временным срезам. Почти у каждого озера было обнаружено множество пещер, с древнейших времен используемых практикующими йогинами для ретритов.
|
В середине северного берега Намтсо, расположен мыс Тамчок Нгангпа До (Великолепный Мыс Гусь Лошадь). Наиболее отличительные и священные характеристики этого берегового выступа – два симметричных округлых каменных образования с наклонными скошенными вершинами, похожие на «уши лошади». В одном из них естественный внутренний проход с рукотворными ступенями ведет к вершине. Это место до сих пор почитается тибетцами из-за его сильнейших геомантических свойств.
На северном берегу озера Намтсо расположен еще один потрясающий элемент рельефа, известный под именем Танглай Гьяго, – естественный арочный проход на каменистой площадке, выступающей в озеро. Тибетцы считают, что это образование подобно слону, с которым оно имеет необыкновенное сходство. Слоноподобное известковое образование прерывается естественным отверстием высотой 6 метров. Это так называемые «главные врата горы Тангла» – место, обладающее огромной геомантической силой…
Интересной находкой экспедиции стало озеро Тангшунг, обладающее симметричной формой и размерами, соответствующими золотому сечению. Ряд обнаруженных закономерностей позволил предположить, что вода этого необычного природного объекта имеет свойства, влияющие особым образом на функциональное состояние человека. Проверка этой гипотезы стоит в задачах следующей экспедиции в 2015 году.
Далее маршрут экспедиции пролегал по практически не посещаемой иностранцами священной для бонпо территории горы Тарго и озера Дангра, расположенными в тибетском округе Накцанг. Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных в зрелищном аспекте мест в стране…
Одним из малоизвестных сакральных мест является мыс в середине северного побережья озера Тери Намтсо. Форма этого мыса с высоты птичьего полета подобна форме сакрального символа АУМ, точнее его зеркальному отражению. Участники экспедиции посетили этот удивительный мыс, на котором находится лагуна, соответствующая навершию АУМ, и исследовали ряд находящихся там мегалитических святилищ.
|
Озеро Тангшунг – сосуд с Амритой |
Во время посещения двух самых больших островов в озере Ракшас Тал были обнаружены добуддийские археологические памятники. Докханги До Сер (Желтый Остров) и До Мук (Багряный Остров) расположены между двумя великими горами Верхнего Тибета: Кайлас (Тисе) и Гурла Мандхата (Такри Траво). Текстовые источники говорят, что эти острова были культовым центром самого могущественного женского божества королевства Шангшунг Драблай Гьялмо, которая являлась королевой всех воинственных духов, а также двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» во все времена считалось великим благом…
В заключении были сформулированы задачи новых исследований этого региона в планируемых экспедициях в 2015 году.
Интервью с руководителем исследовательской группы феномена Кайласа, путешественником и исследователем Сергеем Балалаевым.
21-22 марта 2015 года в Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, (г. Москва) состоялась Вторая международная научно-общественная конференция «Феномен Кайласа и его роль в эволюционном развитии человека». Организаторами конференции выступили российская Исследовательская группа феномена Кайласа и Международный Центр Рерихов.
Конференция ставила целью осветить ряд интереснейших исследовательских проблем, касающихся культурных и природных памятников Тибета, а также исторических событий, которые связаны с одним из самых священных и загадочных регионов планеты – горной системой Кайлас. Кроме того, конференция предполагает обратить внимание научной общественности на уникальные объекты Центральной Азии – Великие озёра Тибета, а также на древние паломнические пути, ведущие к горе Кайлас.
Актуальное направление работы конференции составило рассмотрение вопросов, связанных с тибетской частью маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928 гг.), где были совершены важные научные открытия выдающимся русским мыслителем, историком и художником Николаем Константиновичем Рерихом (1874–1947) и его старшим сыном, учёным-востоковедом Юрием Николаевичем Рерихом (1902–1960). Были рассмотрены итоги современных экспедиций, проследовавших маршрутами тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, область охвата которой является и по настоящее время одним из самых труднодоступных и малоисследованных регионов планеты.
Мы беседуем с руководителем Исследовательской группы феномена Кайласа, путешественником и исследователем Сергеем Балалаевым.
Расскажите, что это была за конференция, каковы были её цели?
Это была вторая конференция о феномене Кайласа и его роли в эволюционном развитии человека. Основной задачей была систематизации и вовлечение в научный оборот знаний о Кайласе и области великих озёр Тибета.
Первоочередная цель, которую мы ставили – это попробовать взглянут на феномен Кайласа с разных точек зрения, создать целостное восприятие этого уникального географического региона. Докладчики представили свои сообщения с разных точек зрения: индуизм, буддизм, бон. К сожалению, не удалось представить обзор феномена кайласа с позиции джайнизма.
Тех, кого я назвал, можно отнести к учёным из разряда эмпирической науки.
Хочу отметить интересный доклад о результатах исследований горных пород и их возраста. Ценными были доклады, описывающие опыт паломников, проходивших кору, с точки зрения духовного опыта. Важными также были исследования духовных текстов о горе Меру, её проявлениях в области Кайласа.
Всё это мы собрали, чтобы попытаться взглянуть с разных точек зрения на феномен Кайласа.
Кроме того, мы полагаем, что пришло время расширить ареал исследований, не ограничиваясь только Кайласом. Наши исследования лежат также в области великих озёр Манасаровар и Ракшас Тал. Помогла расширить тему экспедиция Рерихов (1923-1928), проходившая в этих районах, которая собрала много материалов. И мы хотели, чтобы эти исследования тоже осознались на конференции. Здесь не только расширение географического материала, но и углов зрения путём привлечения различных докладчиков.
Что для Вас Кайлас?
Это сильнейший духовный магнит, который может оказывать влияние на человека с точки зрения понимания вопроса: кто я, откуда, зачем появился. Это мощнейшее место позволяет найти путь к самому себе. Я 10 лет хожу к Кайласу, в этом году в конце апреля 11-й начнётся экспедиционный сезон. 26 апреля мы планируем пересечь границу Тибета.
Как Вы туда пошли впервые?
Это был зов Кайласа. Была трансформация тех сведений и знаний, которые были когда-то услышаны, прочитаны. Всё это привело к внутреннему импульсу, который привёл к Кайласу.
Кого Вы хотели видеть в качестве участников? Оправдались ли Ваши ожидания?
Среди выступающих мы хотели бы видеть носителей изначальных традиций, которые считают Кайлас священной горой. Хотели видеть буддийского ламу, бонского ламу, представителя индуистской традиции. Желания сбылись. Среди докладчиков были представители трёх исконных традиций.
Считаю большим подарком, что наше приглашение принял эксперт по Тибету, человек, который после открытия Тибета для европейцев в середине 80-х попал туда. Это Бруно Бауманн, приехавший специально на нашу конференцию. Он выступил с презентацией, с фотографиями, собранными более чем за 20 лет экспедиций.
Аудитория же собралась потрясающая. Люди приехали из разных городов нашей страны, из Сибири, Урала, Русского Севера. Были и из Украины, Казахстана, Китая, Болгарии, которые приехали специально на конференцию. Аудитория была настроена позитивно и очень открыто воспринимала разноплановую информацию. Важнейший итог – люди выходили после конференции со светящимися глазами. Это, пожалуй, самое важное, что я бы хотел отметить, и что происходило в результате конференции.
Конференция проходила в залах музея Рериха, что накладывало свой сильный отпечаток. Энергетика в залах музея передавалась людям. Было несколько залов, где шла трансляция на большие мониторы. Атмосфера музея способствовала созданию потрясающего энергоинформационного пространства конференции.
Одной из задач конференции мы предполагали, чтобы осветить информацию не только с позиции эмпирической науки, а чтобы был синтез с метанаукой, одухотворённой наукой, которая позволяет исследовать объекты через внутреннее восприятие, некоей связи, канала исследования и объекта исследования.
Это пространство было связано с нашим Кайласом и Тибетом. Многие ощущали эту связь, это взаимодействие. Это чувствовалось на конференции и было важно.
Какое самое важное событие произошло на конференции? Самый значимый доклад. Почему Вы так думаете?
Сложно выделить отдельный доклад, так как каждый доклад был очень сильным, значимым и важным. С точки зрения эмоционального восприятия потрясающим был доклад Бруно Бауманна. Это была презентация с использованием света, звука, великолепное ораторское искусство, умение погружать людей в своё восприятие Тибета, Кайласа.
Запомнились доклады буддийского и бонского лам, которые на тонком уровне помогли формированию пространства конференции.
Вы организовываете эту конференцию уже второй раз. Отличается ли она от первой?
Конференции, конечно, отличаются. С одной стороны проще было готовить вторую конференцию, с другой – сложнее. Первая дала опыт проведения мероприятий такого рода. Мы постарались учесть недостатки, сделать мероприятие более объёмным, лучше воспринимаемым. В паузах запускали видеокомпозиции о Тибете. Это позволяло отдохнуть, наблюдая пейзажи, слушая мантры, тибетскую музыку, в то же время погружаясь глубже и глубже. Попытались применить нестандартные подходы. Например, показ фильма Олега Мартынова “Тибет-Кайлас сияние бытия”, который придал сильный посыл, импульс для внутренней трансформации.
Будет ли продолжение через год?
Трудно сказать, что будет через год. Конференция – итог исследований и работ, которые ведутся в течение года. Если исследования накопятся, тогда можно будет говорить о конференции. Конечно, хотелось бы провести третью конференцию. Я считаю, что это важно. Ну, посмотрим…
Ваши пожелания читателям журнала “Экология мышления”
Соприкоснуться с феноменом Кайласа непосредственно или на конференции, получить импульс для осознания, внутренних трансформаций.
АиФ: - Сергей Юрьевич, как вы восприняли предложение стать участником эстафеты олимпийского огня?
Сергей Балалаев: - Это было совершенно неожиданно, когда меня пригласили. Каждому кандидату в факелоносцы требовалось написать эссе, что я и сделал. Когда писал - волновался, поскольку чувствовал всю важность данного события. Когда мою кандидатуру утвердили, конечно, обрадовался. Но было и немного страшно - ведь это огромная честь, и столь редкое и масштабное историческое событие. Для меня нести главный символ Олимпиады - значило пронести огонь, который зажжет сердца россиян надеждой и верой. Верой в себя, в свою страну, в то, что можно преодолеть любые преграды.
АиФ: - Вы волновались перед стартом? Расскажите, как все было…
Наверное, мы все, участники этой эстафеты, волновались. Ведь это не только честь, но и ответственность! Однако, как только мы прибыли на пункт сбора, я окунулся в такую удивительную атмосферу, что настроение сразу стало праздничным. Воздух был буквально пропитан радостью, теплом и ожиданием чуда! Организаторы - молодцы, все было четко и понятно. Утром факелоносцев распределили по автобусам и попросили при беге факел нести вертикально и высоко, огонь передавать левой, а принимать правой рукой. Нельзя было передавать факел с олимпийским огнем зрителям. Зато после передачи огня, когда ты уже пробежал свой этап, можно было фотографироваться со зрителями и дать им подержать факел. Воронежцы верят в то, что прикосновение к олимпийскому факелу приносит счастье и благополучие. Теперь я тоже в это верю! Для справки
Сфера интересов
АиФ: - Сергей Юрьевич, расскажите немного о своей работе.
В финансовой сфере я работаю уже 20 лет. А в воронежском ВТБ - с момента его основания в 1999 году. Кстати, в январе воронежскому филиалу банка ВТБ исполняется 15 лет, с чем я всех нас и поздравляю. У нас замечательная команда, дружная, профессиональная. Я очень рад, что работаю именно здесь.
АиФ: - Я знаю, что только работой сфера ваших интересов не ограничивается. Вы - известный путешественник, исследователь Тибета, фотограф, организатор выставок и писатель…
Путешествия для меня - не просто увлечение, а нечто большее. Последние девять лет ежегодно мы с группой единомышленников организуем экспедиции в самые разные уголки мира (на моем счету уже более 30 исследовательских поездок по всему свету). Большое значение мы придаем экспедициям в Тибет. Но также путешествуем и по Южной Америке, Центральной Америке, по русскому Северу. Из этих экспедиций мы привозим множество интересных материалов. У меня вышли три книги, связанные с тибетской темой. Сейчас планируется выпуск еще одной. Снято несколько документальных фильмов.
АиФ: - Сергей Юрьевич, возвращаясь к началу нашего разговора… Скажите, олимпийский факел остался вам на память?
У меня остались теплые и яркие воспоминания об участии в этом великом спортивном событий. А факел хранится в импровизированном музее воронежского филиала ВТБ. Теперь каждый наш сотрудник может прикоснуться к нему - на счастье.
С 18 января по 6 марта 2011 г. в Музее имени Н.К.Рериха экспонируется выставка фотографий Сергея Балалаева «Зов Кайласа».
Сергей Балалаев – ученый, путешественник, организатор многих экспедиций в самые интересные места нашей планеты (Индия, Непал, Тибет, Алтай, Перу, Мексика, Гватемала, Шпицберген и др.). Последние шесть лет посвятил изучению одного из сакральных мест на Земле – Тибета. Особое внимание уделяет исследованиям мест, которые представляли особую значимость для семьи Рерихов.
В мае 2010 года состоялась самая важная по полученным результатам, седьмая экспедиция к Кайласу, а в сентябре − уникальная экспедиция в центральный Тибет и некоторые закрытые районы юго-восточного Тибета.
Выставка является итогом восьми комплексных частных экспедиций. Их маршруты пролегали по самым труднодоступным районам загадочной «крыши мира».
Представленные на выставке фотоматериалы не просто знакомят посетителей с живописным и загадочным миром Тибета, они несут мощный преобразующий энергетический поток от одного из самых удивительных и сильных мест на нашей планете – священной горы Кайлас.
Феномен этой загадочной горы заинтересовал европейцев около 100 лет назад, а доступ к ней стал возможен лишь в последние два десятилетия. Около одного миллиарда последователей четырех религий, считающих эту вершину своей главнейшей святыней, стремятся хотя бы один раз совершить вокруг нее ритуальную "внешнюю кору" (55-ти километровый обход на высотах от 4700 до 5650 метров). Те, кто совершил подобный церемониал 13 раз, допускаются на так называемую "внутреннюю кору" вокруг горы Нанди, в ходе которой паломник вплотную подходит к южной стене Кайласа и поднимается к нише с 13-ю чортенами святилища Дригунг Кагью. Притягательность Тибета для паломников объясняется также представлениями, согласно которым с помощью "Мандалы Кайласа" осуществляется информационно-энергетическая связь с другими структурами Мироздания.
В ходе экспедиций неоднократно были совершены внешняя, внутренняя коры, а также кора касания Лиц (Лицами принято называть четыре грани Кайласа), при которой осуществляется непосредственный подход к каждой грани священной горы с выполнением специальных ритуальных практик в соответствии с буддийской традицией.
Участникам экспедиций удалось посетить и исследовать все восемь долин, образующих восьмилепестковый лотос, в центре которого находится Кайлас, прикоснуться к четырем Лицам этой удивительной горы и сделать ряд восхождений на окружающие Кайлас горы, в том числе, на юго-восточное плечо Кайласа. На сегодняшний момент накоплен большой исследовательский материал о строении и свойствах Мандалы Кайласа.
Во время последней тибетской экспедиции в сентябре 2010 года, начато исследование одной из священных областей Тибета – Пемако. Данная территория расположена в юго-восточном Тибете, в месте, где одна их величайших рек Азии Ярлунг Тсангпо (индийское название Брахмапутра, напомним, что Н.К. Рерих посвятил этой священной реке множество прекрасных картин) несет свои воды между горами Гьяла Пелри (7151м) и Намча Барва (7756 м), огибает последнюю и протекает в одном из самых больших в мире каньонов с перепадом высот около 5000 м. Этот район является местом огромной силы с мощными энергетическими потоками, но в настоящее время практически закрыт для посещения иностранными путешественниками.
Во время экспедиции ее участникам удалось посетить еще несколько интереснейших мест: озеро Лхама Латсо или озеро Оракула, на водной глади которого, по представлениям тибетцев, можно получить ответы на вопросы о прошлом и будущем; озеро Намтсо или Небесное Озеро, на северном побережье которого исследован разрушенный китайцами в ходе «культурной революции» пещерный комплекс монастыря Джадор, практически не известный современным западным исследователям (именно этим маршрутом проходила экспедиция Рерихов в 1928 году); священная гора Тангла, которую Н.К.Рерих называл «величайшей и святейшей», посвятив ей несколько удивительных картин.
По результатам экспедиций изданы две книги – А. Редько, С. Балалаев «Тибет-Кайлас. Мистика и реальность» и фотоальбом С.Балалаев «Зов Кайласа» на русском и английском языках. Готовится к изданию третья книга – «Тибет-Кайлас: Священные Долины».
В рамках выставки Сергея Балалаева «Зов Кайласа» пройдёт ряд лекций:
6 марта - По следам тибетской экспедиции Рерихов. Гора Тангла, озеро Намтсо и река Брахмапутра.