• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ЙОГА

    Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога- связь» и «религия-связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
    Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
    Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
    В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
    1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
    2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
    3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
    Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
    Этические
    1) яма;
    2) нияма;
    Физиологические
    3) асана;
    4) пранаяма;
    Психологические
    5) пратьяхара;
    6) дхарана;
    7) дхьяна;
    8) самадхи.
    Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
    Нияма - свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
    Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
    Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
    Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
    Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
    Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
    Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
    Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
    Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
    Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
    В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
    Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
    Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
    Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.


    Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ЙОГА" в других словарях:

      - (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… … Философская энциклопедия

      Падмасадана, хатха йога, хатха, кундалини Словарь русских синонимов. йога сущ., кол во синонимов: 13 бхакти йога (1) … Словарь синонимов

    Йога, которая связывает индивидуальную душу с Господом, которая приносит живому существу высшее благо и помогает ему отрешиться от всех печалей и радостей материального мира, является высшей системой йоги.

    Шримад-Бхагаватам, 3.25.13

    Йога – это путь развития личности.

    Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.

    Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.

    Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.

    Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение». Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.

    В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту:

    Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…

    1Кор. 13:2

    По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.

    Виды йоги

    Йога делится на несколько видов:


    Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

    Означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».

    Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.

    Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.


    Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги - научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):

    Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели

    Бхагавад-гита, 13.35



    означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности. В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего. В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти):

    Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему

    Бхагавад-гита, 3.19

    Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

    Бхагавад-гита, 3.30

    Бхакти-йога , означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.


    Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре. Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.


    Или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.

    Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение». Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал. Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.

    В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения. Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов. Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом. В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса. Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.

    Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие. Сюда же можно отнести и тантру. Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.

    За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.

    Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека. Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.

    Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги:

    РЕЗЮМЕ

    Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).

    Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги - не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги - это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги

    Бхагавад-гита 6.47 комментарий

    Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

    1. Родина йоги - Индия

    Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

    2. Основы йоги изложены в Ведах

    Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

    3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

    Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

    4. Йога имела практическое применение в жизни

    Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

    Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

    5. Йога - в первую очередь духовная практика

    На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

    6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

    В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

    7. В Европе йога появилась в 19-м веке

    Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

    Все мы хотим выглядеть шикарно, быть здоровыми и грациозными, как лебеди в пруду, чтобы завораживать окружающих и делится с ними своей позитивной энергией.

    Для этого существует масса способов: диеты, косметологические процедуры, отказ от вредных привычек и занятия танцами. Но весьма популярным и действенным способом, помогающим привести не только тело, но и духовное наполнение в идеальное состояние, является йога.

    Как выбрать вид йоги?

    Йога должна нравиться вам. Если вы предпочитаете динамику, то стоит попробовать Аштанга Виньяса-йогу, где происходит быстрая смена асан (поз). Любителям среднего темпа занятий рекомендована классическая Хатха, асаны которой выполняются вдумчиво и спокойно. Желающим похудеть без вреда для здоровья в самый раз придётся «горячая йога», которая поможет вашему организму изрядно пропотеть, а вот людям, ищущим самого себя и преследующим цель «набраться сил» подойдёт Кундалини или Раджа-йога.


    Что такое Хатха-йога?

    Хатха-йога – это не банальные физические упражнения, но и целый кладезь знаний, направленных на восстановление энергетического баланса. Учение основывается на двух составляющих:

    1. «Ха» - «вдох». Это активная энергия Солнца.

    2. «Тха» - «выдох». Является пассивной энергией, с которой ассоциируют Луну.

    То есть Хатха-йога направлена на формирование правильного дыхания, которое должно быть ровным, спокойным и глубоким. Оно обязано дотрагиваться до каждой клеточки вашего тела, и тогда вы сможете почувствовать прилив жизненной силы и энергии. Добиться привлекательности и гибкости тела можно благодаря целому комплексу упражнений.

    Базовый комплекс хатха-йоги

    Особенности проведения Хатха-йоги:

    Статичность поз;

    Значительное внимание уделяется осанке и позвоночнику;

    Воздействие на внутренние органы за счёт направления энергии и выработке правильного дыхания (доказано позитивное влияние занятий на гормональный фон и внутреннюю секрецию);

    Хатха-йога развивает не только выносливость, но и улучшает память и внимательность.

    Что такое Аштанга Виньяса-йога?

    Аштанга Виньяса-йога выступает в качестве разновидности Хатха-йоги. В процессе проведения упражнений особое внимание уделяется концентрации на некоторых точках, энергетическим замкам, системе дыхания и медитации. Благодаря этим составляющим в организме человека возникает внутренний жар, который провоцирует обильное выделение пота. Практикующий чувствует прилив энергии, циркуляцию крови и спокойствие, окутывающее сознание.

    Виньяса-йога для начинающих

    Что такое Йогалатес?

    Йогалатес – это комплекс упражнений, который сочетает в себе пилатес и йогу. Йогалатес предусматривает:

    Множество занятий на баланс и растяжку;

    Выработка системы правильного дыхания;

    Медленное выполнение упражнений;

    Выдох делается на силовой части движения;

    Отсутствие рывков.

    Йогалатес. Теряем вес

    Занятия подходят для людей любого возраста, главное, чтобы у них не было противопоказаний к пилатесу. В современных клубах йогалатес больше направлен на динамическое выполнение упражнений в целях корректировки фигуры.

    Что такое Раджа-йога?

    Раджа-йога являет собой практику, которая в полной мере основана на медитации – отторжении сознания от собственного «Я». Освободившись от своего сознания, достигнув самадхи, человек начинает познавать себя, но перед практикой медитации нужно усовершенствовать своё тело путём Хатха-йоги.

    Раджа-йога. Медитация

    Раджа-йога основана на:

    1. Концентрации (на конкретном объекте или мысли).

    2. Сосредоточении (в голове должна функционировать лишь одна точка).

    3. Сверхсознании (достигается, когда полностью изучен основной объект).

    Например, вам предлагается сосредоточиться на огне или изображении чакры. Затем объект концентрации становится тоньше. Как только это свершится, необходимо задействовать мантры и правильное дыхание.

    Что такое Янтра-йога?

    Это целый кладезь знаний, который объединяет в себе созерцание, движение и контроль за дыханием. Практика подойдет многим современным людям, так как позволяет эффективно снимать напряжение, не теряя концентрации. В этом варианте йоги существует 108 поз. Большинство из них могут выполнять даже дети или беременные. Как правило, занятия длятся 1,5-2,5 часа. Утром практикуют дыхание, а в вечернее время – движение (обязательно на голодный желудок).


    Что такое «Горячая йога»?

    «Горячая йога» - уникальная гимнастика, позволяющая сбросить лишний вес. Занятия проходят в специальном помещении при температуре +38-42 градуса. Считается, что во время выполнения упражнений, вы согреваете тело, улучшаете кровообращение и выводите шлаки из организма. Эти занятия не только приводят в тонус мышцы практикующего, но и позволяют избавиться от повседневных стрессов. Что такое йога для беременных? Во время вынашивания плода у будущих мам наблюдается значительная нагрузка на позвоночник. Чтобы хоть как-то её снизить, существует целый комплекс облегчённых упражнений, позволяющих укрепить здоровье как маме, так и будущему малышу. Правильное дыхание во время занятий йогой способствует насыщению крови кислородом и улучшает её движение по сосудам. Кроме того, йога помогает избежать стрессов и снять напряжённость.

    Йога полезна для души и тела, она очищает человека как на физическом, так и на духовном уровне. Вы хотите заняться йогой, но для начала желаете узнать побольше о том, что это такое? Сейчас мы немного расскажем вам о том, что такое йога.

    Определение йоги

    Учение, которое включает в себя собрание физических и психологических упражнений, называется йогой. Эти упражнения направлены на очищение души и всего тела. Такая связь называется добровольной, так как человек входит в контакт с самим собой. Он работает над своим телом, дыханием и сознанием. Еще это духовное освобождение от рутины, от суеты этого мира. Человек воссоединяется с Единым.

    Для начала необходимо познакомиться с теорией, а потом уже переходить к самой практике. Как вы, наверное, уже слышали, йога пришла к нам из Индии. Если перевести слово «йога», то значение ее будет звучать как «единение», «союз», «связывать». Ученые выяснили, что самое первое упоминание о йоге было в Ригведе - книге гимнов. Эта книга очень древняя, она является частью Вед (религиозных индуистских текстов).

    Йога - это не только ряд простых физических упражнений. В ней заложена серьезная философия. Эту философию воспринимают как метод саморазвития, способ познания мира, который является главным звеном между телом и душой. Храм души нужно обязательно беречь и пытаться его сохранить как можно дольше. Вот для чего существует в нашем мире йога.

    Асаны

    Один из главных вопросов, который возникает у начинающих йогов: что дает йога, каковы ее цели и задачи? Главная задача йоги - совершенствование человеком своего тела. Существуют такие позы, которые называются асанами. Эти позы неподвижны, в них человек становится отрешенным, он независим от своего тела. Такая отрешенность связана с душевной устойчивостью и уравновешенностью.

    Когда человек выполняет асаны, он приобретает душевную, психологическую и физическую силу и здоровье. Он управляет своими эмоциями, контролирует мысли, учится самообладанию и умению держаться в равновесии. Это требуется нам для того, чтобы преодолеть жизненные трудности, мы обретаем спокойствие и удовлетворенность судьбой. Так человек улучшает и повышает качество жизни. После того как мы провели контроль ума, плавно переходим к работе с сознанием. Мы достигаем состояния покоя, чувствуем единение со всей природой. Это то, чем хороша йога.

    Хатха-йога

    Подробнее поговорим о том, для чего нужна йога. Сегодня во всех современных фитнес-клубах существуют множество видов йоги, вы сможете выбрать любой, какой вам больше по душе. Одним из таких разновидностей йоги является хатха-йога. В целом, все виды йоги происходят из основной хатха-йоги. Каждую позу, каждую асану мы направляем на расслабление, мы учимся пропускать через себя всю энергию при медиации и управляем своим дыханием. Во время медитации принято говорить слова мантры. Мантры - это молитвы. Главной целью хатх-йоги является достижение душевного покоя. Нужно приобрести равновесие между телом, духом и окружающим миром.

    Аштанга-йога

    Одним из быстрых и динамичных вариантов йоги является аштанга-йога. Она напоминает упражнения в аэробике. В йоге все серии поз постоянно проходят в одном и том же порядке, а также в одном ритме дыхания. Для занятия аштанга-йогой вам понадобится хорошая физическая подготовка.

    Йогалатес

    Еще одной совокупностью элементов асан и медитации является йогалатес. Йогалатес помогает развить гибкость, включает в себя растяжки, пилатес и систему силовых упражнений. Если вы захотите заниматься этим видом йоги, то с легкостью сможете его освоить, потому что для этого не потребуется большого уровня физической подготовки. Также йогалатес приводит мышцы в тонус.

    Когда человек занимается йогой, его тело и душа расслабляются, происходит душевное обновление. Человек избавляется от депрессии и стресса, обретает душевную гармонию.