• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Возникновение

    Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах , где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами , саватёрами , и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию .

    Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо , но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане . Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году .

    Название

    Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу» .

    Имеет место некоторый беспорядок в употреблении термина «дзюдо». Чтобы добавить ясности этому вопросу, я заявлю, что «дзюдо» - термин, отобранный профессором Кано как более точное описание его системы, нежели термин «джиу-джитсу». Профессор Кано - один из ведущих педагогов Японии , и естественно, что он должен искать специальное слово, которое бы наиболее точно описывало его систему. Но японцы вообще всё ещё цепляются за более популярную терминологию и называют её джиу-джитсу.

    Оригинальный текст (англ.)

    Some confusion has arisen over the employment of the term "jiudo". To make the matter clear I will state that jiudo is the term selected by Professor Kano as describing his system more accurately than jiu-jitsu does. Professor Kano is one of the leading educators of Japan, and it is natural that he should cast about for the technical word that would most accurately describe his system. But the Japanese people generally still cling to the more popular nomenclature and call it jiu-jitsu.

    Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году , газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана .

    Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу» . В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грэйси прибыли в Соединенные Штаты , чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грэйси джиу-джитсу». Jiu-jitsu , более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация , но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна jujutsu . Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu .

    Это искусство иногда упоминается как Грэйси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка , зарегистрированная Хорионом Грэйси (порт. Rorion Gracie ), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грэйси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грэйси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грэйси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грэйси Хумэйта (Gracie Humaita), Грэйси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грэйси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грэйси.

    Карлуш Грэйси

    Развитие

    В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт. Gastão Gracie ), местного аристократа. В 14-летний сын Гастана - Карлуш Грэйси (Carlos Gracie ) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz ) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Элиу Грэйси (Hélio Gracie ) заложил основу современного бразильского Грэйси Джиу-Джитсу .

    Элиу Грэйси участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦 ) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грэйси позже назвали болевой приём на плечевой сустав , которым был побежден Элиу. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику . Многие полагают, что Элиу Грэйси имеет 6-й дан по дзюдо . Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Элиу Грэйси имел какой-либо дан в дзюдо.

    Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

    Хойс Грэйси

    Известность

    Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х , когда бразильский мастер джиу-джитсу Хойс Грэйси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств . Хойс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ , дзюдо, тхэквондо и борьбу . Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле. На сегодняшний день в мире проводится много турниров по бразильскому джиу-джитсу: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

    Стиль

    Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приемы и удушения , с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле .

    БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и противоманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард » (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы , в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма .

    У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств .

    Оригинальный текст (англ.)

    The classical jujutsu of old Japan appeared to have no common strategy to guide a combatant over the course of a fight. Indeed, this was one of Kano"s most fundamental and perceptive criticisms of the classical program. Maeda not only taught the art of judo to Carlos Gracie, but also taught a particular philosophy about the nature of combat developed by Kano, and further refined by Maeda based on his worldwide travels competing against fighters skilled in a wide variety of martial arts.

    Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

    Особенности тренировки

    Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах .

    Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

    Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
    Захваты ног Запрещены в качестве первого технического действия Разрешены Разрешены
    Удушающие приемы Разрешены, но ограничены правилами Запрещены Разрешены
    Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены с коричневого пояса
    Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
    Бросковая техника Развита Развита
    Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
    Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени


    Также различия в технике между бразильским джиу-джитсу и самбо были особенно заметны в США на Кубке имени Бориса Талиса . На нём борцы самбо побеждали за счёт очков, полученных за броски, а борцы БДД - за счёт болевых приёмов и удушений в партере .

    Аттестация

    Стандарты и традиции

    Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу :

    Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие .

    Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы .

    Цвета взрослых поясов (16 и старше)
    Белый
    Синий
    Пурпурный
    Коричневый
    Чёрный
    Чёрно-красный
    Красный
    Цвета детских поясов (15 и младше)
    Белый
    Желтый
    Оранжевый
    Зелёный

    Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены .

    Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу .

    Полосы на синем поясе

    Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса . Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса . Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс .

    Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Элиу, Карлуш и их братья Грэйси имели когда-либо 10-ю степень - красный пояс. Членами семьи Грэйси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грэйси, Рейлсон Грэйси (Reylson Gracie ), Релсон Грэйси (Relson Gracie ), Рейсон Грэйси (Reyson Gracie ) и Рорион Грэйси .

    БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката) .

    Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грэйси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее .

    Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет .

    Passar no corredor

    Получение пояса

    Среди многих школ существует традиция под названием «проход сквозь строй» (порт. «passar no corredor» ), которая возникла в Бразилии. Студент должен пройти один из строев:

    Ги

    Эмблема Международной федерации бразильского джиу-джитсу

    Чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу

    Один из самых престижных турниров по бразильскому джиу-джитсу в мире - чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу (известный как Mundials) , основанный Международной федерацией бразильского джиу-джитсу (IBJJF). Нужно отметить, что, говоря о чемпионате мира, чаще всего имеются в виду чемпионаты, проведенные IBJJF. Есть и другие крупные чемпионаты, например - Панамериканские игры . А также ADCC (Abu Dhabi Combat Club) - чемпионат мира по борьбе до сдачи (Submission Wrestling World Championship). Это соревнование, вовлекающее профессиональных атлетов, которые имели успех на высших уровнях джиу-джитсу, борьбы, дзюдо, самбо, смешанных единоборств. Правилами запрещены удары, разрешены броски, рычаги и удушения.

    Известные последователи

    • Биксенте Лизаразю - бывший французский футболист. Чемпион мира (1998) и Европы (2000) в составе сборной Франции .
    • Антонио Родриго Ногейра - бразильский боец смешанных единоборств. Чемпион UFC в тяжёлом весе (2008), 2-х кратный чемпион PRIDE в тяжёлом весе (2001, 2002), Обладатель временного пояса чемпиона PRIDE в тяжёлом весе (2003), Чемпион RINGS в тяжёлом весе (2001), Чемпион WEF в тяжёлом весе (2000). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо.
    • Гай Ричи - британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Наиболее известные фильмы - «Карты, деньги, два ствола » и «Большой Куш ». Обладатель коричневого пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Би Джей Пенн - бывший чемпион UFC в легком и полусреднем весе. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу. Первый не Бразилец ставший чемпионом мира.
    • Джон Милиус - американский кинорежиссёр и сценарист. Наиболее известные фильмы - «Конан-варвар » и «Красный рассвет » .
    • Франциско Мир - американский боец смешанных единоборств. Бывший обладатель чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2008). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
    • Николас Кейдж - американский актёр, продюсер и режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Покидая Лас-Вегас », «Скала » и «Угнать за 60 секунд » и другие .
    • Пол Уокер - американский актёр и, в прошлом, модель. Наиболее известные фильмы с его участием - «Форсаж » и «Флаги наших отцов » и другие. Обладатель пурпурного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Шейн Карвин - американский боец смешанных боевых единоборств , имеет фиолетовый пояс по бразильскому джиу-джитсу
    • Джеймс Мэйнард Кинан - американский рок-певец и композитор. Вокалист группы «Tool » .
    • Шон Патрик Флэнери - американский актёр, продюсер, режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Святые из Бундока », «Десятидюймовый герой
    • Эд О’Нейл - американский актёр, более известен по роли Эла Банди из сериала «Женаты… с детьми ». Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Мэл Гибсон - австрало-американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известные фильмы с его участием - «Смертельное оружие » и «Птичка на проводе » и другие .
    • Милла Йовович - американская актриса сербско-русского происхождения, музыкант и модель. Наиболее известна своей ролью Лилу в фильме «Пятый элемент » и ролью Элис в трилогии «Обитель зла » .
    • Чак Норрис - американский киноактёр и мастер боевых искусств. Популярный исполнитель главных ролей в фильмах-боевиках.
    • Андрей Орловский - бывший обладатель временного чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2005).
    • Джэйсон Стэтхэм - английский актёр, наиболее известный по фильмам режиссёра Гая Ричи .
    • Дэнис Кан - канадский боец смешанных единоборств. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
    • Ив Торрес - американская танцовщица, модель, актриса и профессиональный рестлер, работающая в настоящее время в компании WWE на бренде «RAW». Победитель «Поиска Див WWE» 2007 года. Обладательница синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Майкл Кларк Дункан - американский актёр, наиболее известный своей ролью Джона Коффи в фильме «Зелёная миля ». Обладатель синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
    • Джуниор дос Сантос - боец смешанных боевых искусств, обладатель коричневого пояса по БДД.
    • Фабрисио Вердум - бразильский боец смешанных боевых искусств, двукратный чемпион мира в супертяжёлом весе в бразильском джиу-джитсу.
    • Джефф Монсон - американский боец смешанных боевых искусств , чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса по БДД.
    • Кейн Веласкес - американский боец смешанных единоборств, обладатель титула UFC в тяжёлом весе, имеет коричневый пояс по бразильскому джиу-джитсу.
    • Маурисио Руа - бразильский боец UFC, обладатель чёрного пояса по БДД.
    • Дэн Иносанто - мастер по Джит-Кун-До и филиппинским боевым искусствам, ученик Брюса Ли, обладатель черного пояса по БДД. .
    • Хойс Грейси - победитель турниров UFC 1, UFC 2 и UFC 4 в открытой весовой категории, обладатель черного пояса по БДД.
    • Павел Буре - советский и российский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1990), обладатель пурпурного пояса по БДД .
    • Андрэ Лима - основатель федерации World Tae kwon do Federation (Kukkiwon), признанный мастер тхэквондо и бразильского джиу-джитсу, голливудский киноактер и сценарист.

    БДД в искусстве

    • «Смертельное оружие », фильм 1987 г. (Финальная сцена, в которой герой Мела Гибсона побеждает героя Гэри Бьюзи с помощью приема «треугольник».
    • «Красный пояс », фильм 2008 г.
    • «Форсаж 4 » (эпизод драки между Брайаном О’Коннером (Пол Уокер) и Домиником Торрето (Вин Дизель), в котором Пол Уокер (пурпурный пояс по БДД) исполняет удушающий прием БДД).
    • «Неоспоримый 3 » (Эпизод когда Юрий Бойко побеждает противника стиля капоэйра треугольником).
    • «Вне ринга», фильм 2008 г. (Изучение техник БДД главным героем в ходе подготовки к бою).

    Примечания

    1. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 93. - ISBN 85-87585-24-X
    2. Virgílio Stanlei Conde Koma invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 22–25. - ISBN 858758524X
    3. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 72–73 с. - ISBN 85-87585-24-X
    4. Смотрите дзюдо и Кано, Дзигоро .
    5. Kano, Jigoro. Jiu-Jitsu (Judo). - Tokyo, Japan: Board of Tourist Industry, Japanese Government Railways, 1937. - С. 59. Смотри детали, включая оригинальную обложку книги .
    6. As also evidenced by the title of the book Gregory, O.H. & Tsunejiro, Tomita. Judo: The Modern School of Jiu-Jitsu. - Chicago, USA, 1907.
    7. Hancock, H. Irving & Higashi, Katsukuma. The Complete Kano Jiu-Jitsu (Judo) . - New York: G. P. Putnam & Sons, 1905. - С. предисловие. - 544 с.
    8. Motomura, Kiyoto. Budō in the Physical Education Curriculum of Japanese Schools. - Auckland: Budo Perspectives, 2005. - 233-238 с.
    9. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 20. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
    10. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 93–104 с. - ISBN 85-87585-24-X
    11. Kid Peligro The Gracie Way: Illustrated History of the World"s Greatest Martial Arts Family. - Invisible Cities Press Llc, 2003. - ISBN 1-931229-28-7
    12. Kimura, Masahiko. My Judo .
    13. Untangling a sport that transcends style Chad Edward The Cincinnati Enquirer Oct. 30, 2007 12:05 PM
    14. Gracie, Renzo. Mastering Jujitsu. - Human Kinetics, 2003. - С. 1–233. - ISBN 0736044043
    15. Ohlenkamp, Neil. Principles of Judo Choking Techniques . judoinfo.com
    16. Koiwai, E.K. (MD). How Safe is Choking in Judo? . judoinfo.com . URL last accessed October 23, 2007.
    17. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 22-27. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
    18. Техника дзюдо . Российское дзюдо. Архивировано
    19. Игорь Рязанцев. Самбо . Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
    20. Изменения правил соревнований Международной федерации дзюдо, действующие с 1 января 2010 года (англ.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 1 марта 2010.
    21. Кубок Бориса Талиса .(недоступная ссылка - история ) Проверено 5 января 2010.
    22. Team Tookie belt requirements . . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 27 октября 2009.
    23. Robson Moura academy enrolling . A page mentioning the traditionally informal promotion structure of BJJ .(недоступная ссылка - история ) Проверено 27 октября 2009.
    24. BJJ Promotions Through Tennessee BJJ Club . An estimate of time between each belt rank and the skills needed to achieve them . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.
    25. Brazilian Jiu-Jitsu FAQ . An approximation of time spent at each belt rank . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 16 октября 2009.
    26. Martial arts ranking . The similar graduation system of another martial art (Karate) . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 13 октября 2009.
    27. Brazilian Jiu-Jitsu: Theory and Technique. - Invisible Cities Press Llc, 2001. - С. 304. - ISBN 1931229082

    Азиатское название этого вида спорта мало кому о чем-то говорит. Джиу-джитсу что это, от куда к нам пришел и что из себя представляет? Основную терминологию возьмем в википедии. Это вид боевого искусства, в основе которого лежат мягкие и податливые движения, с применением боевых атрибутов и без них.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    История

    Что это за спорт такой? Зарождение своими корнями уходит в 15 век Азиатской страны Японии. Один из правителей древних провинций создал Джиу-джитсу путем объединения нескольких стилей боевых направлений.

    Основные принципы

    Главным принципом Джиу-джитсу считается не вести жесткую оборону с противником, а лишь с помощью специальных действий направлять силу противника против него же. То есть что бы одержать победу, достаточно быть эластичным, прогнуться как ветка ивы и выжить.

    Какие качества развивает

    Каждый вид спорта прививает спортсмену какие-либо положительные качества. Так и в случае с Джиу-джитсу.

    Вот их перечень:

    • Гибкость;
    • Скорость мышления;
    • Внимательность;
    • Философия правильно мыслить.

    Кому подходит

    Если рассмотреть этот вид единоборств, то навязывается радостный вывод. Здесь нет ограничений по возрасту . Минимально это 3 лет. Приводить ребенка на тренировки можно в любом возрасте, как он будет к этому готов. Достаточно будет даже домашней физической подготовки. Родители должны объяснить ребенку, что такое дисциплина на занятиях. Это самый главный фактор данной спортивной секции.

    Цены на занятия

    Стоимость занятий является бюджетной. Так как не требуется специальная экипировка. А занятия с тренером варьируются от 1500 до 3500 рублей в месяц.

    Питание

    Для спортсменов, занимающихся данным боевым искусством, требуется особо сбалансированное питание, способствующее развитию гибкости, укреплению костей и хорошему обеспечению организма питательными веществами. Поэтому необходимо в ежедневный рацион ввести такие продукты как:

    • Молочные продукты;
    • Каши;
    • Сырые овощи (морковь, сельдерей, болгарский перец);

    Информация для родителей

    Родители, решившие отдать ребенка на тренировки по этим единоборствам должны принять во внимание следующие моменты, касающиеся занятий:

    • Мотивация, недопущение лени;
    • Присутствие на тренировках с ребенком в избранные дни;
    • Подбадривание и поощрение;
    • Повторение изученного в домашних условиях.

    Итоги

    Джиу-джитсу что это? Одно из направлений Азиатских , имеющее свою философию, которая придерживается сохранения собственной энергии и отрицает жесткие движения в бою. Подходит для всех возрастов, в том числе для детей с 3 лет. Несет в себе много положительных качеств, которые выражаются как в физическом состоянии тела, так и в психологическом.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    , ,


    Джиу-джитсу – это название серии японских боевых искусств, которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

    Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит: «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» , оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу , назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

    Философские основы

    За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

    Основные особенности

    Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

    Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

    Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая , а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

    Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху , когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стали постановка дыхания, преобладание специальных приемов и базовых стоек.

    Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо» .

    Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается - эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

    Традиционные и современные школы

    Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как и .

    В основе айкидо лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки-дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку . Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу . В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

    Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй - японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

    Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката , а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори . Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

    Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

    Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

    История стиля

    В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

    Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

    «На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

    Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

    Учит умению быть мягким

    Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

    Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

    Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

    В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

    Современное боевое искусство

    Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

    Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

    Какие пояса есть в джиу-джитсу?

    Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

    Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

    Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

    Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

    Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

    Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

    Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

    Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

    Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

    Бразильское джиу-джитсу

    В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

    Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

    Известные бойцы этого стиля

    Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

    Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

    Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

    Джиу-джитсу в России

    За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

    Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.

    Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) - боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.

    Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.

    Возникновение

    Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. 前田光世) - мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством - это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.
    Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

    Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.

    Название

    Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу».

    Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.
    Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу». В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грейси прибыли в Соединенные Штаты, чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грейси джиу-джитсу». Jiu-jitsu, более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация, но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна — jujutsu. Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu.

    Это искусство иногда упоминается как Грейси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка, зарегистрированная Хорионом Грейси (порт. Rorion Gracie), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грейси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грейси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грейси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грейси Хумаита (Gracie Humaita), Грейси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грейси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грейси.

    Развитие

    В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастао Грейси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана - Карлос Грейси (Carlos Gracie) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Хелио Грейси (Hélio Gracie) заложил основу современного бразильского Грейси Джиу-Джитсу.

    В 1921 году Гастао Грейси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям - Освальду (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлоса Грейси (порт. Carlson Gracie), называют Карлоса основателем этого искусства).

    Хелио участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грейси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грейси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Хелио Грейси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грейси имел какой-либо дан в дзюдо.

    Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грейси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

    Известность

    Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х, когда бразильский мастер джиу-джитсу Ройс Грейси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств. Ройс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу. Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле.

    Стиль

    Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приёмы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

    БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и контрманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.

    Хензо Грейси писал в своей книге «Mastering Jujitsu»:

    «У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грейси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.»

    Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и так далее. Таким образом, первостепенная задача умного борца - держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грейси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грейси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грейси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

    Техника

    Существуют две основные категории приёмов в бразильском джиу-джитсу: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) - это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

    Особенности тренировки

    Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах.

    Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

    Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
    Захваты ног Запрещены Разрешены Разрешены
    Удушающие приемы Запрещены Разрешены
    Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены, но ограничены правилами
    Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
    Бросковая техника Развита Развита
    Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
    Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени

    Аттестация

    Стандарты и традиции

    Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу:

    • владение техникой, которое они должны продемонстрировать;
    • владение техникой, которое они должны продемонстрировать.

    Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие.

    Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.

    Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены.

    Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу.

    Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса. Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.

    Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлос и их братья Грейси имели когда-либо 10-ю степень. Членами семьи Грейси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грейси, Рейлсон Грейси (Reylson Gracie), Релсон Грейси (Relson Gracie), Рейсон Грейси (Reyson Gracie) и Рорион Грейси.

    БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката).

    Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грейси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее. Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет.